Научная статья на тему 'Этноэкономика как феномен инновационного регионального развития'

Этноэкономика как феномен инновационного регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурнина Надежда Матвеевна, Печура Оксана Владимировна

Рассмотрены основные парадигмы этноэкономики на национальном и региональном уровнях, обоснована важность этноэкономических аспектов развития регионов в инновационных постиндустиальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main paradigms of ethnoeconomy at the national and regional levels are considered, the importance of ethno-economic aspects of the development of the regions under the innovational postindustrial conditions is justified.

Текст научной работы на тему «Этноэкономика как феномен инновационного регионального развития»



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Science, technology and innovation in Europe. Statistical books. Eurostat. 2008. P. 124.

2. The European Research Area: New Perspectives. GREEN PAPER. Brussels, April 2007. Com (2007) 161 final. P. 412.

3. Improving knowledge transfer between research

institutions and industry across Europe: embracing open innovation - Implementing the Lisbon agenda // Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European economic and social Committee and the Committee of the regions. Brussels, 4 April 2007. P. 449.

Сурнина Н.М., Печура О.В.

зтноэкономика как феномен инновационного регионального развития1

Этнические аспекты тех или иных процессов являются предметным полем различных наук, исследующих жизнедеятельность народонаселения. С естественно-биологической стороны этническими особенностями человека занимаются археология, антропология, биология, география, эргономика, психология и др. Общественно-экономические грани человеческого бытия изучают философия, история, социология, демография, экономика, этнология и др. Исследователями издревле отмечалась дифференциация в психотипах, социально-демографическом поведении, склонностях к определенным видам производства, условиях быта, стандартах уровня жизни, выборе занятий людей, относящихся или идентифицирующих себя с различными этническими (и религиозными) общностями. Глубокие исторические корни имеют как этнические стереотипы, так и достаточно объективные представления о честности протестантов, трудолюбии некоторых азиатских народов и русских старообрядцев, немецкой педантичности, жизнерадостности латиноамериканцев и т. д. Не вдаваясь далее в антропологические и биологические особенности рас и наций, следует отметить, что процессы этнизации экономики все еще остаются недостаточно исследованными не только в русле традиционного хозяйства, но и в контексте различных конструктов новой экономики (неоэкономики). На данном этапе практически отсутствуют работы по компле-ментарности неоэкономики и этноэкономики,

механизмов их территориальной диффузии и количественной характеристики этноэкономи-ческих отношений.

Весьма актуальными представляются проблемы формирования единого социально-экономического пространства на фоне активизации миграционных процессов, образования экономических ниш и формирования анклавных рынков труда актуализировали научно-методологическую потребность исследования их особенностей, закономерностей и механизмов с целью более эффективного и устойчивого развития регионов. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости разработки научно обобщенной, обоснованной и подготовленной к практическому применению концепции этноэкономики и этноэкономического развития регионов с учетом тенденций геоэкономического, макроэкономического и мезоэкономи-ческого уровней.

Этнические особенности хозяйствования европейских народов отмечались еще А. Смитом. М. Вебером, Х. Шрайдером, В. Зомбартом понимались вопросы экономической социологии и антропологии. Вебер полагал, что экономическая ориентация субъектов есть результат традиции или рациональности, отмечал специфику потребления разных этнических и религиозных групп и моральные основы их экономической деятельности. Х. Шрадер говорил о различных типах торговой и производственной мотивации у различных религиозных групп. В. Зомбарт рассуждал об удаче в торговле у конкретных этниче-

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ (проект №08-02-00244а «Императивы и нарративы этноэкономики в локальных цивилизациях»).

ских групп. С. Роузфилд, исследуя сравнительную экономику стран мира, заметил, что существуют и развиваются экономики, которые нельзя адекватно описать, опираясь только на англо-американские предпосылки, и необходимо учитывать влияние на принципы классической экономической теории местных культуры и власти. Именно этническая культура видоизменяет стандартные правила ведения хозяйства и приводит к появлению экономических систем с существенно различными свойствами. И. Лайт, Р. Уолдинг изучали экономические стратегии мигрантов в принимающих странах, использующие "этнические" ресурсы (идентификация и самоидентификация человека, в том числе и религиозная, в чуждом социально-экономическом пространстве с определенной этнической группой) в экономическом поведении и формировании анклавных рынков труда. Мыслители-футурологи (Шпенглер О., Тойнби А., Бродель Ф., Сорокин П.) продвигают идеи тенденций будущего, которые можно свести к периодической смене временно устойчивых локальных цивилизаций, в которых проявляются особенности исторического развития, культуры, системы ценностей отдельных составляющих человечества.

Ряд отечественных ученых в своих работах также отмечали те или иные особенности этнического отношения к миру и деятельности. Л.Н. Гумилев останавливался на формировании и пассионарнос-ти этносов под влиянием ландшафтов, хроноло-гизируя циклы и фазы этнического развития. С.Г. Струмилин постулировал прохождение народов путем экономического развития в одном и том же направлении, но у одних народов это движение производится медленнее, а у других - скорее в зависимости от исторических и природно-геогра-фических особенностей экономического характера народов. Ю. Яковец, исследуя цикличность социально-экономических процессов, выявил усиление фрагментации мегацивилизаций, образование на их основе локальных цивилизаций.

Несмотря на выявление разными науками роли этнокультурных факторов в различных областях жизнедеятельности человечества, термин "этно-экономика" стал входить в научный обиход лишь в 80-х гг. прошлого века.

Данная дефиниция до сих пор отличается множественной трактовкой, имеет различную наполненность, дискуссионным является и предмет этноэкономики. Останавливаясь на дискурсе понятия, можно отметить, что в узкой форме этно-экономику на микроуровне рассматривают:

- во-первых, как экономическое поведение домашних хозяйств, отличающееся минимальными материальными и интеллектуальными ресурсами (О.Н. Демидова, [1]), мелкий семейный бизнес, этническое предпринимательство (С.В. Симонов [2]);

- во-вторых, как "семейные сети", создающиеся исключительно на базе семейно-родственных отношений для осуществления традиционной экономической деятельности (А. Олейник [3]);

- в-третьих, это проявление особых этнических традиций в рамках отдельного предприятия (Н.Н. Лебедева, О.А. Ломовцева [4]);

- в-четвертых, рассматривается развитие традиционных народных промыслов, в которых серьезная роль отводится домохозяйствам (М.А. Бородовская [5]).

На мезоуровне парадигма этноноэкономики характеризуется учеными в следующих вариантах:

1) территориально-локализированный исторически сложившийся на базе хозяйственного уклада этноса сегмент экономики, характеризуемый господством традиционных, преимущественно аграрных форм хозяйственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства, с доминированием ручного труда, неразвитостью обмена, замкнутостью домохозяйств, использованием кустарных ремесел, надомного труда, "отходничества" и др. (Ю.С. Колесников [6]);

2) относительно самостоятельная сфера общественного воспроизводства, функционирование и развитие которой определяется в первую очередь этническим фактором (В.Н. Овчинников [7]);

3) конкретная совокупность объективных и специфических субъективных факторов экономики этнорегиона, сложившихся в ходе исторического развития народов и задействованных в хозяйственной деятельности (Д.А. Нуратинов [8]);

4) территориально локализованная форма организации предпринимательства в традиционных видах трудовой деятельности автохтонного населения, сочетающая производственно-трудовую функцию с домохозяйственно-бытовым укладом жизнедеятельности коренного сельского населения (Л.А. Узденова [9]).

В более широком смысле этноэкономика выступает:

- во-первых, как наука о взаимовлиянии традиций, обычаев, культуры, психологии, идеологии, религиозных воззрений различных этносов, а также уровня развития производительных сил и производственных отношений, причем с методологической точки зрения более правильно гово-

рить о взаимосвязи экономических и этнических процессов при некотором приоритете экономических (К. Павлов [10]);

- во-вторых, как концентрированное выражение приспособленности этносов к окружающей среде (С.П. Макаров [11]);

- в-третьих, в качестве одного из наиболее естественных способов реализации глобализаци-онных процессов, основанного на использовании многообразных форм национальных трудовых традиций (О.В. Иншаков [12]);

- в четвертых, этноэкономика определяется как экономическая наука развития национальностей в постиндустриальный период;

- в-пятых, это этноэкономики нового типа, в отличие от традиционных экономик, основанных на аграрном производстве, не тяготеющие к модели примитивного гомеостаза, ориентированые не на максимизацию прибыли, а на качество жизни и его совершенствование (Е. Холмогоров). ".. .эти экономики ориентированы на создание таких инфраструктуры, системы производств, линейки потребительских товаров, сетей экономических и околоэкономических отношений, которые в наибольшей степени соответствуют представлениям о мире народов, выстроивших эту этноэкономи-ческую систему, адаптированы под наиболее удобные для них алгоритмы действия, ориентированы на наиболее психологически приемлемые для них группы товаров" [13];

- в-шестых, этнический фактор в экономике формирует этноэкономические системы - органичный симбиоз этнонациональных компонентов и основных постиндустриальных атрибутов, являющийся переходным периодом от постиндустриализма к неоэкономике (Э. Кочетов [14]).

Но присутствуют и специфические концепции этноэкономики, в частности под ней понимаются экономические стратегии мигрантов (этнические экономико-социальные сети), "анклавные" рынки труда (этническое своеобразие труда), контроль этнических диаспор за определенными секторами экономики (в том числе и криминальная этноэкономика), экономический национализм с выраженной этнократической компонентой (государственная этноэкономика).

Таким образом, этимология данной категории распространяется от консервативного традиционного (в т. ч. и аграрного) мелкотоварного хозяйства, а также индустриальных производств или рыночно-трансакционных услуг до нова-ционных постиндустриальных компонентов хозяйствования.

Целью этноэкономики, по нашему представлению, является уравновешивание крайних полюсов всеобщего универсализма и радикального традиционализма, устранение противоречий между универсальной экономикой (концепции неоэкономики, цифровой экономики, Интернет-экономики, экономики знаний и др.) и традиционными этнокультурами.

Различные этнические институты, этническая самобытность и уникальность должны лежать в основе будущей конкурентоспособности этноса и территорий его расселения. А мультикультур-ность региона неизбежно будет одним из его основных экономических ресурсов, поскольку экономические отношения ближайшего будущего, как технологически традиционные, так и соответствующие новой экономике, пронизываются креатосферными аспектами человеческой деятельности (творческими, коммуникационными, личностными и др.).

Экономические процессы, обогащаясь и преломляясь через творческую, коммуникативную, новационную и внедренческую деятельность человека, создают в результате феномен этноэко-номики, отличающийся неразрывным симбиозом экономической деятельности как традиционного, так и нового качества и приращением культурно-духовных ценностей. Механизмы саморазвития на современном этапе в системе "человек - территория - экономика" во многом кроются в подсистеме компоненты "человек" и связаны с процессами не только образования населения, но и сохранения, развития и творческого применения этнокультурного наследия.

Междисциплинарный, многоаспектный и многоуровневый характер проблемы этноэкономики обусловливает необходимость использования совокупности различных научных макроподходов, которые в применении к теме исследования способствуют выявлению тех или иных этноэко-номических параметров. В частности:

- социосинергетический подход позволяет формализовать влияние (взаимовлияние) со-цио-культурных образцов на экономические отношения и технологический базис, а также рассмотреть сочетание в этноэкономике традиционной, предпринимательской и инновационной деятельности;

- когнитивный подход, глубоко изучающий процесс познания, обеспечивает установление сопутствующих и обеспечивающих процессов этноэкономики, т. е. идентификацию всего нечеткого множества импульсов, способствующих

традиционному и новационному производству;

- геокультурный (культурологический) подход определяет новый уровень взаимопроникновения и взаимодействия универсального и индивидуального, геокультуры и этнокультуры, человеческого эгрегора и топоса;

- цивилизационный и эволюционно-ста-дийный подходы рассматривают встроенность этноэкономик в мировое историческое развитие и способствуют конкретизации этноэкономики как более гармоничной, адекватной, гуманной и устойчивой формы экономических отношений этапа неоэкономики;

- геоэкологический подход ориентирует на согласованность (гарминизацию) в системе "человек - социум - природа - экономика";

- ноосферный подход позволяет установить творческий, духовный аспект этноэкономики, выявить ее связь с экономикой высших образцов, питающейся культурно-психологическими ценностями человечества, с "нравственной" [15] экономикой.

В то же время этноэкономику как проявление ноосферы невозможно изучать в отрыве от территориальных сообществ. В этом ключе важно применение к этноэкономике пространственно-регионального и локального подходов.

Таким образом, современной этноэкономике присущи черты не только традиционного экономического уклада, обладающего достаточной устойчивостью, эндо- и экзогармоничностью, целевыми установками на целостное развитие человека, но

и способности к адаптации, к восприятию и переработке инноваций в силу различных креативных возможностей этносов и их восприимчивости к обучению и непрерывному образованию.

Этноэкономика впитывает в себя различные новации, но, выступая в качестве глубинного каркаса экономики региона, отторгает деструктивные нововведения, противоречащие устойчивому, гармоничному воспроизводству сложившегося этносообщества.

В условиях глобализации, когда унификации и стандартизации подвергаются практически все стороны общественной жизни, причем зачастую не всегда обоснованно и оправданно, ни в коей мере не ослабевает значение регионального фактора социально-экономического развития и, особенно, этнических особенностей производства и потребления. Складывающиеся глобальные экономическое, информационное, геополитическое пространства сталкиваются с этнической фрагментацией мирового развития, адаптирующейся к интеграции или конфрон-тирующей с ней. Этнические традиции могут выступать в качестве катализатора или образовывать инфраструктуру для формирования инновационных импульсов практически во всех видах деятельности человека.

Этнические маркеры должны учитываться при разработке региональных стратегий, выступать в качестве экономических регуляторов сбалансированного движения по инновационной траектории развития территорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидова О.Н. Особенности развития малых предприятий в Российской Федерации / Автореферат на соискание уч. степени к. э. н. М., 2005.

2. Симонов С.В. Новые тенденции занятости в современной экономике / Автореферат на соискание уч. степени к. э. н. Саратов, 2004.

3. Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2003. № 8. С. 132-149.

4. Лебедева Н.Н., Ломовцева О.А. Социальный капитал и модернизация этноэкономики Юга России // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С.109-117.

5. Бородовская М.А. Предпринимательство как фактор экономической политики проблемного региона (на материалах Карачаево-Черкесской Республики) / Автореферат на соискание уч. степени к. э. н. Ростов-на-Дону, 2005.

6. Колесников Ю.С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003.

Том 1. № 2. С. 19-24.

7. Овчинников В.Н. Этноэкономический уклад в теоретических координатах неформальной экономики // Экономический вестник РГУ 2005. Том 3. № 2. С. 14-17.

8. Нуратинов Д.А. Роль этнокультурного фактора в развитии экономики региона (на примере Дагестанской области конца ХГХ-начала XX века) / Автореферат на соискание уч. степени к. э. н. М., 2004.

9. Узденова Л.А. Экономические механизмы развития предпринимательской деятельности в сфере этноэкономики региона / Автореферат на соискание уч. степени к. э. н. Ростов-на-Дону, 2006.

10. Павлов К. Национальные особенности экономического поведения // Человек и труд. 2003. № 10. С. 36-38.

11. Макаров С.П. Российское хозяйство через призму этноэкономики // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. 2006. № 6.

12. Восьмой Всероссийский симпозиум "Стратегическое планирование и развитие предприятий" // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 2. С.147-151.

13. Холмогоров Е. В защиту фофудьи // Новые хроники. Русский проект. Май 2007. Ы1р://поу-

chronic. га/dsr9.htm.

14. Кочетов Э. Научная стратегия развития (ее фундаментальные опоры и ориентиры) // Общество и экономика. 1998. № 4-5. С. 3-18.

15. Львов Д.С. Из выступлений. 2007. Июнь // www.ortodox.ru.

Наумов В.Н.

принципы стратегического маркетингового управления промышленным предприятием

Конкуренция на промышленном рынке приводит к тому, что все большее признание и значение приобретают те аспекты работы предприятий, которые связаны с рыночной деятельностью.

В этой связи у многих российских компаний появился интерес к стратегическому управлению на принципах маркетинга, который имеет четкое целевое назначение - связать технологические и интеллектуальные ресурсы предприятия с потребностями рынка. Многие исследователи [2, 3, 6, 7, 12] считают, что стратегический маркетинг является базовой функциональной сферой деятельности компании, определяющей миссию, ценностные установки, стратегические перспективы развития новых технологий и освоение новых рынков. Важность стратегического маркетинга для реализации долгосрочной политики предприятия подтверждается многими практиками и учеными. Так, по мнению А.А. Браверманна, наличие у компании маркетинговой стратегии поднимает

ее капитализацию в среднем на 18% [8]. При этом в таких отраслях, как торговля, транспорт, связь, этот показатель держится на уровне 21-22%, в машиностроении, правда, он существенно ниже - 11%.

Ж.-Ж. Ламбен высказывая мнение о ведущей роли стратегического маркетинга, отмечает, что на практике компании ограничиваются только операционным маркетингом, оставляя стратегический маркетинг "в сфере благих намерений" [6]. Это обстоятельство в большой степени относится ко многим российским предприятиям, которые стратегическое маркетинговое управление не используют совсем или применяют в очень ограниченном объеме. Для изучения данной проблемы автором проведены исследования путем опроса специалистов среднего и высшего звена управления российских предприятий, на которых стратегический маркетинг не используется. Данные обработки ответов респондентов приведены в таблице.

Таблица

Причины отсутствия стратегического маркетинга на российских предприятиях

№ п/п Причины Частота упоминания в ответах Относительная частота упоминания, % Ранжирование ответов по АВС-анализу Доля ответов по категориям А,В,С, %

1 Недостаточная квалификация руководителя 66 22 А 67

2 Неквалифицированный персонал 45 15 А

3 Ориентация на производство 24 8 А

4 Маркетинг в целом не является стратегическим направлением 24 8 А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.