Научная статья на тему 'Этнодемографические и языковые факторы хакасской этнической идентичности'

Этнодемографические и языковые факторы хакасской этнической идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
353
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ХАКАССКИЙ ЭТНОС / ХАКАССКИЙ ЯЗЫК / NATIVE LANGUAGE / ETHNIC IDENTITY / KHAKASS ETHNOS / KHAKASS LANGUAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гусейнова А. В.

Статья посвящена проблемам, связанным с функционированием хакасского языка в Республике Хакасия и этнической самоидентификацией хакасского этноса. Автор анализирует данные переписи населения и социолингвистических опросов и приходит к выводу, что родной язык является важным фактором хакасской этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNO-DEMOGRAPHIC AND THE LINGUISTIC FACTORS OF THE KHAKASS ETHNIC IDENTITY

The article is devoted to the problems connected with the Khakass language functioning in the Republic of Khakassia and the ethnic self-identification of the Khakass ethnos. Analyzing the census data and social-linguistics data from recent surveys, the author comes to the conclusion that the native language is the important factor of the Khakass ethnic identity.

Текст научной работы на тему «Этнодемографические и языковые факторы хакасской этнической идентичности»



ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 81 '272

А.В. Гусейнова

канд. филол. наук, мл. науч. сотрудник, Институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова»

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ФАКТОРЫ ХАКАССКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблемам, связанным с функционированием хакасского языка в Республике Хакасия и этнической самоидентификацией хакасского этноса. Автор анализирует данные переписи населения и социолингвистических опросов и приходит к выводу, что родной язык является важным фактором хакасской этнической идентичности.

Ключевые слова: родной язык, этническая идентичность, хакасский этнос, хакасский язык.

A.V. Guseynova, Katanov Khakass State University

THE ETHNO-DEMOGRAPHIC AND THE LINGUISTIC FACTORS OF THE KHAKASS ETHNIC IDENTITY

Abstract. The article is devoted to the problems connected with the Khakass language functioning in the Republic of Khakassia and the ethnic self-identification of the Khakass ethnos. Analyzing the census data and social-linguistics data from recent surveys, the author comes to the conclusion that the native language is the important factor of the Khakass ethnic identity.

Keywords: native language, ethnic identity, Khakass ethnos, Khakass language.

Проблема сохранения этноязыкового разнообразия является особенно актуальной в пределах крупных полиэтнических сообществ, к числу которых относится Российская Федерация. В условиях общественно-политических преобразований социума, важной характеристикой которых являются набирающие обороты процессы глобализации, динамика этнической идентичности народов Российской Федерации требует тщательного изучения и научного осмысления. Согласно Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., целями государственной национальной политики Российской Федерации являются, с одной стороны, упрочение общероссийского гражданского самосознания, с другой - сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России [1]. Таким образом, важность формирования единой общероссийской гражданской идентичности одновременно с обеспечением государственной поддержки и защиты культур и языков народов РФ провозглашается на государственном уровне. При этом под влиянием современных этнодемографических процессов языковые и культурные различия народов нивелируются, а этническая идентичность претерпевает серьезные изменения, касающиеся, в первую очередь, национальных меньшинств.

С целью определения формы этничности, характерной для хакасов начала XXI века, в данной статье делается попытка осмысления современных этнических процессов, которые в настоящее время претерпевает хакасский этнос. Отдельно считаем нужным рассмотреть вопрос о роли родного языка в этнической самоидентификации хакасов.

Прежде всего обозначим базовые характеристики этноса, важные в контексте данного исследования, - это численность хакасов и их доля в структуре населения Республики Хакасия, тип расселения и языковая лояльность.

По данным переписи населения 2010 г., общая численность хакасов в Российской Федерации в настоящее время составляет чуть менее 73 тысяч человек (0,05% населения Российской Федерации). На территории Республики Хакасия численность коренного этноса состав-

ляет более 63 тысяч человек, что составляет 12,1% от общего числа её жителей (доминантным этносом республики являются русские - более 427 тысяч человек или 81,7% населения Хакасии) [2]. Однако если доля хакасов на уровне 11-12% остаётся неизменной в течение последних 50 лет, то в характере их расселения за этот период произошли значительные изменения, связанные прежде всего с урбанизацией.

В таблице 1 представлены данные, дающие представление о постепенных изменениях, происходивших в характере расселения хакасов в течение XX - начале XXI вв.

Таблица 1 - Динамика соотношения удельного веса городского и сельского населения среди хакасов (%)

1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010

Город 11,3 14,1 17,6 27,4 35,6 38,3 43,3

Село 88,7 85,9 82,4 72,6 64,4 61,7 56,7

Данные за период с 1939 по 2002 годы представлены в монографии В.П. Кривоногова «Хакасы в начале XXI века: современные этнические процессы» [3], данные за 2010 год - в материалах Всероссийской переписи населения [2]. Отметим, что в целом по Хакасии доля городского населения составляет 67,3%, сельского - 32,7%. Среди хакасов, как видно из таблицы, данное соотношение несколько иное (городские хакасы составляют 43,3%, сельские - 56,7%). Констатируя преобладание сельского характера проживания хакасов, следует отметить, что оно является по преимуществу дисперсным.

Одновременно с ускорением процессов урбанизации происходит снижение числа хакасов, заявляющих о владении родным языком: за последние 10 лет количество русскоязычных монолингвов среди хакасов увеличилось на 11%, составив почти 42% (анализ результатов последних российских переписей населения позволили установить, что в 2002 г. 69% хакасов указали, что владеют хакасским языком, а в 2010 г. их доля снизилась до 58,3%) [2]. Таким образом, все три рассмотренные выше характеристики хакасского этноса находятся в тесной связи друг с другом, поскольку «численность и доля носителей языка в структуре автономии являются важными индикаторами оценки демографической мощности языка, которые, как правило, оказывают влияние на уровень языковой компетенции на родном языке в иноязычном окружении» [4, с. 13].

Малочисленность и низкий удельный вес коренного этноса в структуре населения Республики Хакасия, сохранение тенденции к увеличению доли городского населения среди хакасов и снижение числа владеющих родным языком позволяют сделать вывод о том, что для хакасов характерны стремительные ассимиляционные процессы, угрожающие будущему хакасского языка или даже всего этноса. Однако есть и другие соображения, которые ставят под сомнение этот вывод.

Анализируя факторы и механизмы сохранения и исчезновения миноритарных языков, Э.В. Хилханова высказывает предположение о существовании этнических групп с «сильной» и «слабой» идентичностью, а также о наличии более или менее лингво-ориентированных культур (исследователь ссылается на Дж. Смолича и М. Секомбле, которым принадлежит термин !апдиаде-се^еге<< сиКигеэ) [5]. По словам учёного, «группы с сильным ощущением и осознанием своей этнической идентичности, также как и лингво-ориентированные культуры, имеют более крепкие связи с языком своей этнической группы, в то время как группы со «слабой» идентичностью, меньше придающие значение языку, легче ассимилируются и расстаются со своим языком, однако первое не обязательно предполагает второе» [5, с. 87]. Если принять во внимание эту теорию и попытаться установить степень лингво-ориентированности хакасской культу-

ры, то можно обнаружить, что, несмотря на заметное снижение количества владеющих родным языком среди хакасов, они по-прежнему демонстрируют высокую оценку родного языка и считают его важной частью хакасской этнической идентичности.

Результаты социолингвистического опроса респондентов хакасской национальности свидетельствуют о том, что язык занимает важное место в этнической самоидентификации хакасов. На вопрос: «Можно ли быть хакасом, не зная родного языка?», - 45% респондентов ответили положительно, 52% - отрицательно (3% затруднились ответить на этот вопрос). На вопрос о том, что же делает человека хакасом, анкетируемые дали следующие ответы: соблюдение традиций (62%), знание истории и культуры (61%), язык (59%), уважение к предкам (57%), дружба с хакасами (15%) [6, с. 36]. Таким образом, рассматривая язык как значимый этнокультурный маркер, респонденты придают не меньшее значение и другим факторам этнической идентификации: соблюдению традиций, знанию истории и культуры. Всё это позволяет сделать вывод, что хакасская культура не является полностью лингво-ориентированной: процессы языкового сдвига в Хакасии уже привели к значительному увеличению русскоязычных монолингвов среди хакасов, однако родной язык по-прежнему оценивается ими положительно.

В условиях сильнейших ассимиляционных процессов сохраняется высокий уровень позитивной этнической идентификации хакасов, зафиксированный исследованиями учёных (см., например, [7]). Что же касается вопроса о форме этничности, характерной для хакасов начала XXI века, то её, на наш взгляд, правомерно было бы по-прежнему считать классической. Характеризуя это явление, Б.Е. Винер пишет, что «существует корреляция между этнической идентичностью и другими этническими переменными («признаками» этноса): человек рождается и живёт на той территории, где издавна жили его предки, использует в повседневной жизни язык этих предков, который является для него родным, исповедует религию своих предков (конечно, если он верующий), следует многим обычаям предков и т.д.» [8, с. 143].

Большая часть хакасов проживает на территории Республики Хакасия (см. выше), исповедует православное христианство и традиционные хакасские верования, мирно сосуществующие друг с другом на протяжении столетий, не забывает о традиционных хакасских обычаях (см. об этом [3]). При этом пока нет оснований говорить о том, что негативные процессы языкового сдвига, происходящие в коммуникативном пространстве Республики Хакасия, оказывают отрицательное воздействие на этническую самоидентификацию хакасов. Исследователь Г. А. Дырхеева объясняет это следующим образом: «Ранее, особенно среди лингвистов, превалировало мнение, что язык -главный этнический самоопределитель, язык - основа национального самосознания и большинство национальных ценностей формируется и сохраняется посредством языка. Современные исследования показывают перемещение в модернизированных нациях этнодифференцирующих факторов в орбиту национального самосознания, социально-психологических установок, что связано, скорее всего, с тем, что национальное самосознание стоит на более высоком, чем язык, уровне этнического самоопределения и включает в себя такие составляющие, как этническое, культурное, языковое и религиозное самосознание» [9, с. 182].

Таким образом, современные процессы этнокультурной самоидентификации хакасов, по-видимому, актуализируют такие неязыковые факторы, как соблюдение традиций, знание истории, уважение к культуре народа. При этом, несмотря на заметное снижение количества владеющих хакасским языком, обусловленное длительным проживанием хакасского народа в условиях асимметричного билингвизма, хакасы по-прежнему демонстрируют высокую оценку родного языка и считают его важной частью своей этнической идентичности.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - УКЬ:

№р://Ьаэе.дагапии/70284810/

2. Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. - ики http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php

3. Кривоногов В.П. Хакасы в начале XXI века: современные этнические процессы. -Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. - 252 с.

4. Гусейнова А.В. Динамика языковой ситуации в Республике Хакасия: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Улан-Удэ, 2014. - 21 с.

5. Хилханова Э.В. Факторы языкового сдвига и сохранения миноритарных языков: дис-курсный и социолингвистический анализ (на примере языковой ситуации в этнической Бурятии): дис. . д-ра филол. наук. - Улан-Удэ, 2009. - 342 с.

6. Гусейнова А.В. Язык как фактор этнической самоидентификации (на примере хакасского этноса) // Актуальн проблеми шоземно'Т фтологп: лшгвютика та л^ературознавство. -2013. - Вип. VIII, Ч. 3. - С. 32-39.

7. Боргоякова Т.Г. Социолингвистические процессы в республиках Южной Сибири. -Абакан: Издательство Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, 2002. -166 с.

8. Винер Б.Е. Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники академика Бромлея могут взять у новых теорий // Журнал социологии и социальной антропологии. -2005. - Том VIII, № 2. - С. 142-164.

9. Дырхеева Г.А. Язык и этническая самоидентификация бурят в России, Монголии и Китае // Язык и общество в современной России и других странах: международная конференция (Москва, 21-24 июня 2010 г.). - М.: ТЕЗАУРУС, 2010. - С. 180-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.