Научная статья на тему 'Этно-демографические и социальные характеристики членов мусульманских и православных религиозных организаций г. Уфы (некоторые результаты пилотного опроса)'

Этно-демографические и социальные характеристики членов мусульманских и православных религиозных организаций г. Уфы (некоторые результаты пилотного опроса) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНЕ / ПРАВОСЛАВНЫЕ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / MUSLIMS / ORTHODOX / SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кляшев А. Н., Юнусова А. Б., Батыршина Э. Н., Баимов А. Г., Надыршин Т. М.

Рассматриваются этно-демографические и социальные характеристики членов мусульманских и православных религиозных организаций г. Уфы Республики Башкортостан. Сбор эмпирических материалов осуществлялся методом анкетирования верующих; данные по православным и мусульманам основаны на результатах пилотажного исследования, проведенного в трех православных и трех мусульманских приходах г. Уфы. Результаты исследования демонстрируют, что этнический состав мусульман и православных в исследованных религиозных организациях адекватен этническому составу Республики Башкортостан и представлен башкирами, татарами и русскими. Верующие отличаются высоким уровнем образования и являются преимущественно специалистами и инженерно-техническими работниками. Среди мусульман больше молодежи, лиц, состоящих в браке, и мужчин, у православных больше горожан. Представленные данные являются результатами пилотажного исследования и носят предварительный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кляшев А. Н., Юнусова А. Б., Батыршина Э. Н., Баимов А. Г., Надыршин Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-DEMOGRAPHIC AND SOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MEMBERS OF THE ORTHODOX AND MUSLIM RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN UFA

This paper considers ethno-demographic and social characteristics of the members of the Orthodox and Muslim religious organizations in Ufa, Republic of Bashkortostan. During the fieldwork we used closed-ended questionnaires. The data on Orthodox and Muslims based on the results of the exploratory research and are preliminary in nature; this study was carried out in three Orthodox Christian parishes and in three Muslim communities placed in Ufa. The data show that the ethnic composition of Orthodox and Muslims matches ethnic composition of peoples of Republic of Bashkortostan presented by the Bashkirs, the Tatars and the Russians. More than half of respondents have higher education and are mainly specialists and engineers. Among Muslims there are more young people, married people, and men; Orthodox population mostly live in cities. Presented data of the pilot study are provisional.

Текст научной работы на тему «Этно-демографические и социальные характеристики членов мусульманских и православных религиозных организаций г. Уфы (некоторые результаты пилотного опроса)»

УДК 39

А.Н.Кляшев, А.Б.Юнусова, Э.Н.Батыршина, А.Г.Баимов, Т.М.Надыршин

ЭТНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЛЕНОВ МУСУЛЬМАНСКИХ И ПРАВОСЛАВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. УФЫ (НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПИЛОТНОГО ОПРОСА)

Рассматриваются этно-демографические и социальные характеристики членов мусульманских и православных религиозных организаций г. Уфы Республики Башкортостан. Сбор эмпирических материалов осуществлялся методом анкетирования верующих; данные по православным и мусульманам основаны на результатах пилотажного исследования, проведенного в трех православных и трех мусульманских приходах г. Уфы. Результаты исследования демонстрируют, что этнический состав мусульман и православных в исследованных религиозных организациях адекватен этническому составу Республики Башкортостан и представлен башкирами, татарами и русскими. Верующие отличаются высоким уровнем образования и являются преимущественно специалистами и инженерно-техническими работниками. Среди мусульман больше молодежи, лиц, состоящих в браке, и мужчин, у православных больше горожан. Представленные данные являются результатами пилотажного исследования и носят предварительный характер.

Ключевые слова: мусульмане, организации, Республика Башкортостан

православные, социально-демографические характеристики, религиозные

В августе 2017 г. в г. Уфе Институтом этнологических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН) был проведен пилотный опрос населения, целью которого было выявление этно-демографических и доктринальных характеристиках представителей основных конфессий, функционирующих на территории г. Уфа Республики Башкортостан — православия и ислама.

Религиозная ситуация в Башкирии. Верующее население Башкортостана в настоящее время исповедует ислам, христианство, представленное православием, а также протестантизмом и католицизмом, кроме того — иудаизм и др. религии. В республике зарегистрировано около 1900 местных религиозных организаций (МРО), весь спектр которых представлен на рис. 1.

Рис. 1. Количество МРО в Башкортостане по состоянию на 01.01.2018 г.

По данным Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан, православие и ислам являются ведущими конфессиями, их объединения составляют 90% от

общего количества религиозных организаций: около 75% — мусульманские, 21% — православные. Протестантские формирования (баптисты, адвентисты, пятидесятники, мормоны и др.) и прочие верования (старообрядцы, буддизм, языческие верования) — около 4% (рис. 2).

Ислам, РПЦ и иные МРО с Башкортостане но состоянию на 01.01.2018 [.

70 4%

383 21%

■ Ислам

Ш ■ РПЦ

1395 ■ Иные

Рис. 2. Соотношение мусульманских, православных и иных МРО в Башкортостане по состоянию на 01.01.2018 г.

На 1 января 2018 года на территории Республики Башкортостан находится 1395 мусульманских религиозных объединения. Мусульманская умма представлена двумя духовными центрами:

Центральное духовное управление мусульман России, возглавляет Верховный муфтий, Шейх уль-ислам, Талгат Таджуддин. В структуру ЦДУМ входят 622 общины, расположенные в Республике Башкортостан (зарегистрировано 487 и 135 без регистрации) и объединённые в региональное ДУМ, которое возглавляет муфтий Мухаммад Таджуддинов.

Централизованная религиозная организация — Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, возглавляет муфтий Нурмухамет Нигматуллин. ДУМ РБ входит в состав Совета муфтиев России, под руководством муфтия Равиля Гайнутдина. В структуре ДУМ РБ — 773 мусульманские общины, из них 621 мусульманских МРО зарегистрированы, 152 действуют без регистрации (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение мусульманских МРО ДУМ РБ и ЦДУМ в Башкортостане по состоянию на 01.01.2018 г.

На территории Башкортостана расположено 1005 типовых мечетей и 168 приспособленных под мечети зданий.

Православное христианство представлено Башкортостанской митрополией Московского патриархата Русской Православной церкви, которая состоит из четырех епархий: Уфимской, Бирской, Нефтекамской, Салаватской. В митрополию входят 383 прихода (из них 354 зарегистрированных и 29 без регистрации). Главой Башкортостанской митрополии и Уфимской епархии является митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон. Уфимская епархия охватывает несколько центральных районов Башкирии и два самых крупных города — Уфу и Стерлитамак. Бирскую епархию возглавляет правящий архиерей Илия, епископ Бирский и Белорецкий; главой Нефтекамской епархии является правящий архиерей Амвросий, епископ Нефтекамский и Белебеевский Амвросий. Правящий архиерей Салаватской епархии — преосвященнейший Николай, епископ Салаватский и Кумертауский.

На территории республики расположено 209 типовых православных храмов и 65 приспособленных под храмы помещений. 10% религиозных объединений приходится в основном на религиозные формирования протестантов трех основных направлений — классического (лютеране немецкой и шведско-финской традиций), позднего (христиане-адвентисты седьмого дня и баптисты) и пятидесятнического, а также старообрядцев, католиков, носителей иудаизма и представителей Армянской апостольской церкви [1-4]. Количественное преобладание мусульманских религиозных объединений над другими отражает не состав верующего населения, а исторически сложившуюся практику формирования общин и строительства культовых зданий: мусульманских — из расчета 1 мечеть на каждые 100 дворов (для ежедневной пятиразовой молитвы), и православных — из расчета 1 церковь на несколько сел с населением до полутора тысячи человек. Ислам исповедуют верующие башкиры, татары, представители диаспор — казахской, узбекской, туркменской, киргизской, таджикской и др. Ислама придерживаются и небольшая часть живущих в Башкирии чувашей, удмуртов и др. Совокупно представители этих групп составляют около 55% населения республики. Православие исповедуют верующие русские, украинцы, белорусы, мордва, молдаване, греки, грузины, цыгане и др., их общая численность составляет около 44% этнического состава населения [5, 6].

Организация и проведение опроса

Опрос проводился по анкетам закрытого типа двух версий, адаптированных соответственно для носителей ислама и православия, каждая из которых включала 36 вопросов и состояла из нескольких блоков, содержащих вопросы, касающиеся этно-демографического состава респондентов, их идентичностей, различных аспектов религиозности опрашиваемых и отношения к некоторым моментам общественной жизни Республики Башкортостан.

Опрос проводился методом «снежного кома» и носил пилотный характер, в связи с чем было опрошено всего 128 человек, обработка полевых материалов проводилась в программе SPSS.

Сбор полевых материалов был осуществлен в следующих мусульманских религиозных объединениях г. Уфы Республики Башкортостан:

— Мечеть ДУМ, ул. Чернышевского д. 107, генеральная совокупность 100 чел., выборочная совокупность 20 респондентов (20,0%);

— Мечеть при Медресе, ул. Мустая Карима 3, генеральная совокупность 300 чел., выборочная совокупность 27 респондентов (9,0%);

— Мечеть на ул. Бабушкина 3, генеральная совокупность 300 чел., выборочная совокупность 29 респондентов (9,6%);

Итого:

— общая генеральная совокупность по трем мусульманским религиозным организациям г. Уфы Республики Башкортостан составляет 700 чел., общая выборочная совокупность составляет 76 респондентов (10,8%).

Сбор полевых материалов был осуществлен в следующих православных религиозных объединениях г. Уфы Республики Башкортостан:

— Спасский Храм на ул. Октябрьской революции, 37а, генеральная совокупность 150 чел., выборочная совокупность 33 респондента (22,0%);

— Свято-Пантелеймоновский Храм на ул. Архитектурная, 7, генеральная совокупность 300 чел., выборочная совокупность 6 респондентов (2,0%);

— Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, ул. Кирова 102, генеральная совокупность 200 чел., выборочная совокупность 13 респондентов (6,5%);

Итого:

— общая генеральная совокупность по трем православным религиозным организациям г. Уфы Республики Башкортостан составляет 650 чел., общая выборочная совокупность составляет 52 респондентов (8,0%).

Опрос проводился интервьюерами — научными сотрудниками ИЭИ УФИЦ РАН, имеющими опыт проведения полевых исследований, прошедших инструктаж по проведению данного социологического опроса: д.и.н., г.н.с. А.Б.Юнусовой, м.н.с. Т.М.Надыршиным, м.н.с. А.Г.Баимовым, м.н.с. Э.Н.Батыршиной, к.и.н., с.н.с. А.Н.Кляшевым.

Этнический состав

Результаты обработки полевых материалов демонстрируют следующий этнический состав респондентов:

— мусульмане: татары — 57,0%, башкиры — 30,4%, русские — 1,3% (1 респондент), другая национальность — 8,9%, нет вариантов — 2,5%.

— православные: русские — 81,6%, татары — 12,2%, мордва — 4,1%, башкир — 2,0%.

Таким образом, мы видим, что среди мусульман самые крупные группы — татары и башкиры, среди православных — русские и татары.

Социально-демографические характеристики

Результаты опросов демонстрируют следующие социально-демографические характеристики респондентов:

1. Половой состав. Как у мусульман, так и у православных имеет место гендерный дисбаланс; правда, у мусульман больше мужчин, а у православных — женщин. Так, у мусульман 91,1% респондентов — мужчины, 8,9% — женщины, у православных 32,7% респондентов — мужчины, 67,3% — женщины.

У мусульман-татар мужчин — 88,9%, женщин — 11,1%, у мусульман-башкир мужчин — 91,7%, женщин

— 8,3%. Единственный в выборке мусульманин-русский — мужчина.

У православных-русских женщин — 67,5%, мужчин — 32,5%. Православные-татары — самая сбалансированная в гендерном отношении в данной выборке группа — у них женщин и мужчин по 50,0%. Православные мордва и башкиры (один респондент) состоят из женщин.

2. Возрастной состав. Мусульмане в исследованной выборке — более «молодежная» группа по сравнению с православной; больше всего среди них лиц возрастом 25—35 лет (48,1% — чуть меньше половины), второе место занимают лица 35—45 лет (24,1%). Респондентов возрастом до 25 лет — 11,4%, 45— 60 лет — 10,1%, 60 и более лет — 6,3%.

У мусульман-татар также, как и в общей группе, больше всего лиц возрастом 25—35 лет — 48,9%, второе место занимают лица 35—45 лет (22,2%). Респондентов возрастом 45—60 лет — 16,6%, 60 и более лет

— 8,9%, до 25 лет — 4,4%. Мусульмане-башкиры — самая молодежная группа среди мусульман, респонденты возрастом 45—60 лет среди них отсутствуют, самая крупная группа — 25—35 лет — их 50,0%, на втором месте по численности — группа 35—45 лет. Респондентов до 25 лет — 8,3%, возрастом 60 лет и более — 4,2%. Мусульманин-русский относится к возрастной группе 25—35 лет.

У православных больше всего опрошенных возрастом 45—60 лет (40,8%), второе место по численности занимают респонденты 35—45 лет (24,5%). Респондентов возрастом 25—35 лет — 18,4%, 60 и более лет — 8,0%, респонденты возрастом до 25 лет в выборке отсутствуют.

Данные по православным-русским в общем совпадают с общими данными по православным. Самая крупная возрастная группа — верующие 45—60 лет (42,5%), второе место по численности также занимают респонденты 35—45 лет (25,0%). Респондентов возрастом 25—35 лет — 17,5%, 60 и более лет — 15,0%, респонденты возрастом до 25 лет в выборке отсутствуют.

Православные-татары являются также самой сбалансированной в возрастном отношении в данной выборке группой — респондентов, принадлежащих к возрастным группам 25—35 лет, 35—45 лет и 45—60 лет

— по 33,3%. Респонденты возрастов до 25 лет и старше 60 лет в выборке отсутствуют. Православные-мордва принадлежат к возрастной группе 60 лет и более, православная башкирка принадлежит к группе 45—60 лет.

3. Место рождения. Подавляющее большинство респондентов в обеих группах родились в России. У мусульман 91,1% родились в России, 8,9% — за рубежом, у православных 89,8% родились в России, за рубежом — 10,2%.

97,8% мусульман-татар родились в России, 2,2% — за рубежом, среди мусульман-башкир родившихся в России — 95,8%, 4,2% — за рубежом, мусульманин-русский родился в России.

В России родились 90,0% православных-русских, 83,3% православных-татар, 100,0% православных-мордвы и православная башкирка.

Горожан по происхождению среди православных больше, чем мусульман. Среди православных родившихся в городе 75,5%, в районном центре — 4,1%, в деревне или селе —20,4%.

Среди православных-русских родившихся в городе — 75,0%, в районном центре — 5,0%, в деревне или селе — 20,0%. Больше всего родившихся в городе православных-татар, их — 83,3%, в районном центре — отсутствуют, в деревне или селе — 16,7%. Из православных-мордвы одна респондентка родилась в городе, другая — в селе (деревне), православная башкирка родилась в городе.

В городе родились 50,6% мусульман, 11,4% — в районном центре, 38,0% — в селе или деревне. 62,2% мусульман-татар родились в городе, 11,1% — в районном центре, 26,7% — в селе (деревне); среди мусульман-башкир больше всех родившихся в селе (деревне) — 58,3%, в районном центре — 12,5%, в городе — 29,2%. Мусульманин-русский родился в городе.

4. Место проживания. Православные несколько более урбанизированы в сравнении с мусульманами. Проживающих в городе среди мусульман 91,1%, живущих в сельской местности — 8,9%; среди православных горожан — 95,9%, жителей села — 4,1%.

В городе проживают 91,1% мусульман-татар, 91,7% мусульман-башкир и мусульманин-русский; живущих в городе православных-русских — 97,5%, православных-татар — 83,3%, 100,0% мордвы и православная башкирка живут в городе.

5. Семейное положение. У мусульман в данной выборке семейные ценности реализованы в большей степени, чем у православных; 75,9% респондентов-мусульман состоят в браке, среди опрошенных православных этот показатель немного ниже и составляет 61,2%.

84,4% мусульман-татар, 75,0% мусульман-башкир и мусульманин-русский состоят в браке. В «православной» выборке в браке состоят 62,5% русских, 66,7% татар, 50,0% мордвы; православная башкирка не замужем.

6. Количество детей. Самые крупные группы по этому показателю как у мусульман, так и у православных — не имеющие детей, имеющие одного ребенка и имеющие двух детей. 35,4% респондентов-мусульман не имеют детей, у 24,1% — 1 ребенок, также у 24,1% — двое детей. Имеющих трех детей респондентов у мусульман — 12,7%, четырех детей — 2,5%, шесть и более — 1,3%.

У татар-мусульман самая крупная группа — имеющие двоих детей (33,3%), на втором месте — не имеющие детей, их 31,1%, на респондентов с одним ребенком и с тремя детьми — по 17,8%. Респонденты с четырьмя и с шестью и более детьми отсутствуют. Среди мусульман-башкир самая крупная группа — имеющие одного ребенка, их 41,7%, на втором месте — не имеющие детей — 29,2%. Верующих с двумя детьми — 16,7%, респондентов с тремя детьми — 2,2%, с четырьмя — 8,3%. У мусульманина-русского один ребенок.

У 30,6% православных респондентов 1 ребенок, 28,6% не имеют детей, у 26,5% — двое детей. Имеющих трех детей респондентов у православных — 12,2%, четверо детей — 2,0%. Крупнейшая группа у православных-русских — респонденты с одним ребенком, их количество составляет 32,5%, на бездетных респондентов и на респондентов с двумя детьми приходится по 27,5%, респондентов с тремя детьми — 12,5%, родители с четырьмя и с шестью и более детьми в выборке отсутствуют. У православных-татар самая крупная группа — респонденты, не имеющие детей, их количество составляет 50,0%, респондентов с двумя детьми — 33,3%, респонденты с одним ребенком составляют 16,7%. Респонденты с четырьмя и с шестью и более детьми отсутствуют. У православных-мордвы один респондент имеет троих детей, один — четверых, у православной башкирки один ребенок.

7. Уровень образования. Для верующих из обоих групп характерен высокий уровень образования. Более половины респондентов как мусульман, так и православных, имеют высшее образование, самой образованной этнической группой как среди мусульман, так и православных, в данной выборке являются татары, у которых самый высокий уровень лиц с высшим образованием.

Респондентов-мусульман с высшим образованием в выборке 55,7%, с неоконченным высшим — 8,9%, с ученой степенью — 6,3%. Лиц с неполным средним образованием — 8,9%, со средним и средним специальным образованием — по 10,1%. Респондентов с высшим, незаконченным высшим образованием и с ученой степенью — 70,9%, с образованием выше среднего — 81,0%.

Среди мусульман-татар лиц с высшим образованием в выборке 66,7%, с неоконченным высшим — отсутствуют, с ученой степенью — 4,4%. Лиц с неполным средним образованием — 11,1%, со средним и средним специальным образованием — по 8,9%.

Мусульман-башкир с высшим образованием в выборке 50,0%, с неоконченным высшим — 20,8%, с ученой степенью — 12,5%. Лица с неполным средним образованием отсутствуют, со средним образованием — 4,2%, со средним специальным образованием — по 12,5%. У мусульманина-русского образование среднее.

Респондентов-православных с высшим образованием в выборке 57,1%, с неоконченным высшим — 2,0%, с ученой степенью — 6,1%. Лиц с неполным средним образованием — 2,0%, со средним образованием — 6,1%, со средним специальным образованием — по 26,5%. Респондентов с высшим, незаконченным высшим образованием и с ученой степенью — 65,2%, с образованием выше среднего — 91,7%.

Среди русских-православных верующие с высшим образованием составляют 52,5%, с неоконченным высшим — 2,5%, с ученой степенью — 5,0%. Лиц с неполным средним образованием — 2,5%, со средним образованием — 5,0%, со средним специальным образованием — 32,5%.

У православных-татар 100,0% респондентов имеют высшее образование; у православных-мордвы — по 50,0% лиц со средним образованием и ученой степенью (всего две женщины-респондента), у православной-башкирки образование высшее.

8. Профессиональный состав. Самые крупные профессиональные группы среди респондентов-мусульман следующие: специалисты, инженерно-технические работники (21,5%), предприниматели (19,0%), руководители предприятия, организации (15,2%), квалифицированные рабочие (12,7%), работники государственного аппарата (5,1%). Остальные группы составляют в выборке менее 5,0% каждая (за исключением группы «Другая группа» — 7,6%).

Среди мусульман-татар самая крупные профессиональные группы — специалисты, инженерно-технические работники (24,4%), квалифицированные рабочие (17,8%), предприниматели (15,6%), руководители предприятия, организации (15,6%), остальные группы составляют в выборке менее 5,0% каждая (за исключением группы «Другая группа» — 6,7%).

29,2% мусульман-башкир являются предпринимателями, 20,8% респондентов — специалисты, инженерно-технические работники, 12,5% — работники государственного аппарата. Остальные группы составляют в выборке менее 5,0% каждая (за исключением группы «Другая группа» — 8,3%).

Мусульманин-русский является руководителем предприятия, организации.

Крупнейшие профессиональные группы среди респондентов-православных: специалисты, инженерно-технические работники (26,5%), служащие (12,2%), квалифицированные рабочие (12,2%), работающие пенсионеры (10,2%), пенсионеры (8,2%). Остальные группы составляют в выборке менее 5,0% каждая (за исключением группы «Другая группа» — 10,2%).

Среди православных-русских первое место по численности занимают специалисты, инженерно-технические работники (27,5%), второе — квалифицированные рабочие (15,0%), третье — служащие (12,5%), на пенсионеров и работающих пенсионеров приходится по 10,0%. На руководителей предприятий, организаций и домохозяек приходится по 5,0%. Остальные группы составляют в выборке менее 5,0% каждая (за исключением группы «Другая группа» — 12,5%).

Среди православных-татар самая крупная группа — специалисты, инженерно-технические работники (33,3%), на руководителей предприятий и организаций, работников государственного аппарата, служащих и крестьян приходится по 16,7% на каждую группу.

У православных-мордвы один респондент является руководителем предприятия, организации, один — работающим пенсионером, православная башкирка является руководителем предприятия, организации.

9. Сферы занятости. Больше всего респондентов из выборки мусульман занято в сфере строительства (24,1%), бизнесом и торговлей заняты 19,0%, «производственников» — 13,9%, лиц, занятых в образовании, спорте и культуре — 12,7%. «Другая» группа составляет 20,3%, остальные группы составляют в выборке менее 5,0% каждая.

Среди мусульман-татар больше всего респондентов занято в сфере бизнеса и торговли (24,4%), в строительстве заняты 20,0%, в производстве — 15,6%, в медицине — 6,7%. «Другая» группа составляет 24,4%, остальные группы составляют в выборке менее 5,0% каждая.

Мусульмане-башкиры заняты преимущественно в образовании, спорте и культуре (29,2%), строительстве (25,0%), в производстве (8,3%), бизнесе и торговле (8,3). «Другая» группа составляет 16,7%, остальные группы составляют в выборке менее 5,0% каждая.

Мусульманин-русский занят в сфере бизнеса, торговли.

В сферах образования, спорта и культуры занято 32,7% православных респондентов, на втором месте — бизнес и торговля (18,4%), в сфере строительства занято 8,2% православных респондентов, в медицине — 6,1%. Численность групп, занятых в других сферах, составляет менее 5,0%, за исключением респондентов, определивших сферу своей деятельности как «Другую» — их 16,3%.

32,5% православных-русских занято в сферах образования, спорта и культуры, 20,0% занято в бизнесе и торговле, 15,0% заняты в производстве, 10,0% — в строительстве, численность групп, занятых в других сферах, составляет менее 5,0%, за исключением респондентов, определивших сферу своей деятельности как «Другую» — их 15,0%.

33,3% православных-татар занято в сферах образования, спорта и культуры; в бизнесе и торговле, как и в муниципальной и государственной службе заняты по 16,7%; 33,3% определили сферу своей деятельности как «Другую».

100,0% православных-мордвы заняты в медицине; православная башкирка занята в сфере образования, спорта и культуры [7].

Заключение

Материалы полевых исследований демонстрируют следующие этно-демографические характеристики прихожан исследованных мечетей и православных храмов г. Уфы:

— этнический состав мусульманских и православных организаций адекватен этническому составу Республики Башкортостан, наиболее крупные этнические группы среди мусульман- татары и башкиры, среди православных — русские и татары;

— самая сбалансированная в гендерном отношении этноконфессиональная группа в исследованной выборке — православные-татары, в «мусульманской» выборке у татар и башкир превалируют мужчины, у православных-русских — женщины;

— мусульмане — более «молодежная» группа по сравнению с православными, а самая «молодежная» группа среди мусульман — башкиры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— подавляющее большинство респондентов из обеих групп — как мусульмане, так и православные — родились в России, половина опрошенных — мусульман родились в городе, среди православных родившихся в городе больше, самая «городская» группа в этом отношении — православные-татары;

— подавляющее количество мусульман и православных проживают в городе;

— у мусульман в данной выборке семейные ценности (количество состоящих в браке) реализованы в большей степени, чем у православных;

— самые крупные группы как у мусульман, так и у православных — не имеющие детей, имеющие одного ребенка и имеющие двух детей.

— для верующих из обоих групп характерен высокий уровень образования. Более половины респондентов как мусульман, так и православных, имеют высшее образование, самой образованной этнической группой как среди мусульман, так и православных, в данной выборке являются татары, у которых самый высокий уровень лиц с высшим образованием.

— самые крупные профессиональные группы как среди мусульман, так и среди православных — специалисты, инженерно-технические работники, у мусульман больше предпринимателей и руководителей предприятий и организаций, у православных — служащих, работающих пенсионеров и пенсионеров. У мусульман-татар профессиональный состав соответствует общему по мусульманам, у башкир-мусульман самая крупная группа — предприниматели, за ними по численности идут специалисты, инженерно-технические работники, третьи по численности — работники государственного аппарата. Как среди православных-татар, так и среди православных-русских самая крупная группа — специалисты, инженерно-технические работники, у татар больше руководителей предприятий и организаций, работников государственного аппарата, у русских — квалифицированных рабочих, служащих, а также пенсионеров и работающих пенсионеров;

— больше всего респондентов из выборки мусульман занято в сфере строительства, далее следует бизнес и торговля, «производственники» занимают третье место, затем идут лица, занятые в образовании, спорте и культуре. У мусульман-татар больше всего заняты в сферах бизнеса и торговли, в строительстве и в производстве. Группы, занятые в образовании, спорте и культуре, являются самыми крупными в выборках мусульман-башкир, православных респондентов, православных-русских и православных-татар. Мусульмане-башкиры заняты также в сферах строительства, в производства, бизнеса и торговле, православные (общая выборка) — в бизнесе и торговле, в сфере строительства и медицине.

Православные-русские и православные-татары заняты также в сферах в бизнесе и торговле.

По мнению авторов, данные эмпирические положения требуют подтверждения по причине небольшой выборки и, соответственно, более широкомасштабных исследований.

Исследование проходило в рамках проекта Российского Фонда Фундаментальных Исследований № 1711-02002 «Этнос и религия в современном городе» (август 2017 г).

1. Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан. Официальный сайт [Электр. ресурс]. URL: https://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogosudarstvenno-konfessionalnimotnosheniyampriprezidenterb/ (дата обращения: 20.03.2018).

2. Духовное управление мусульман Республики Башкортостан. Официальный сайт [Электр. ресурс]. URL: http://www.dumrb.ru/ (дата обращения: 20.03.2018).

3. Центральное духовное управление мусульман России. Официальный сайт [Электр. ресурс]. URL: http://www.cdum.ru/rdum/mufti/d/870/ (дата обращения: 20.03.2018).

4. Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электр. ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1912987.html (дата обращения: 20.03.2018).

5. Юнусова А.Б. [и др.] Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Приволжского федерального округа. Экспертный доклад за 2014 год. Оренбург, 2014.

6. Садретдинова Э.В. Межэтнические коммуникации в крупном городе как основание толерантности [Электр. ресурс] // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19—21 октября 2016 года): Материалы V Всероссийского социологического конгресса / Отв. ред. В.А.Мансуров. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 4457 -4469. Институт социологии Российской академии наук. Официальный портал. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4629 (дата обращения: 20.03.2018).

7. ПМА — материалы исследования ИЭИ УФИЦ РАН в рамках проекта РФФИ № 17-11-02002 «Этнос и религия в современном городе», г. Уфа РБ, август 2017 г.

References

1. Sovet po gosudarstvenno-konfessional'nym otnosheniyam pri Glave Respubliki Bashkortostan. Ofitsial'nyy sayt. Available at: https://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogosudarstvenno-konfessionalnimotnosheniyampriprezidenterb/ (accessed: 20.03.2018).

2. Dukhovnoe upravlenie musul'man Respubliki Bashkortostan. Ofitsial'nyy sayt. Available at: http://www.dumrb .ru/ (accessed: 20.03.2018).

3. Tsentral'noe dukhovnoe upravlenie musul'man Rossii. Ofitsial'nyy sayt. Available at: http://www.cdum.ru/rdum/mufti/d/870/ (ac cessed: 20.03.2018).

4. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov'. Ofitsial'nyy sayt Moskovskogo Patriarkhata. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/1912987.html (accessed: 20.03.2018).

5. Yunusova A.B. [i dr.] Mezhehtnicheskie otnosheniya i religioznaya situatsiya v sub"ektakh Privolzhskogo federal'nogo okruga. Ehkspertnyy doklad za 2014 god [Expert report 2014 on interethnic relations and religious situation in the Volga Federal District]. Orenburg, 2014.

6. Sadretdinova Eh.V. Mezhehtnicheskie kommunikatsii v krupnom gorode kak osnovanie tolerantnosti [Interethnic communication in a big city as a basis for tolerance]. In: Proc. of "Sotsiologiya i obshchestvo: sotsial'noe neravenstvo i sotsial'naya spravedlivost' (Ekaterinburg, 19—21 oktyabrya 2016 goda): Materialy V Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa". Moscow, 2016, pp. 4457-4469. Institut sotsiologii Rossiyskoy akademii nauk. Ofitsial'nyy portal. Available at: http://www.isras.ru/publ.html?id=4629 (accessed: 20.03.2018).

7. PMA — materialy issledovaniya IEHI UFITS RAN v ramkakh proekta RFFI № 17-11-02002 "Ehtnos i religiya v sovremennom gorode", g. Ufa RB, avgust 2017 g. [Research of the Federal State Institution of Science "Institute of Ethnological Studies of R.G. Kuzeev" within the framework of the RFBR project No. 17-11-02002 "Ethnos and religion in the modern city", Ufa, August, 2017].

Klyashev A.N., Yunusova A.B., Batyrshina Eh.N., Baimov A.G., Nadyrshin T.M. Ethno-demographic and social characteristics of the members of the Orthodox and Muslim religious organizations in Ufa. This paper considers ethno-demographic and social characteristics of the members of the Orthodox and Muslim religious organizations in Ufa, Republic of Bashkortostan. During the fieldwork we used closed-ended questionnaires. The data on Orthodox and Muslims based on the results of the exploratory research and are preliminary in nature; this study was carried out in three Orthodox Christian parishes and in three Muslim communities placed in Ufa. The data show that the ethnic composition of Orthodox and Muslims matches ethnic composition of peoples of Republic of Bashkortostan presented by the Bashkirs, the Tatars and the Russians. More than half of respondents have higher education and are mainly specialists and engineers. Among Muslims there are more young people, married people, and men; Orthodox population mostly live in cities. Presented data of the pilot study are provisional.

Keywords: Muslims, Orthodox, socio-demographic characteristics, religious organizations, the Republic of Bashkortostan.

Сведения об авторах. А.Н.Кляшев — старший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева — обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН), г. Уфа; [email protected]; А.Б.Юнусова — Председатель Башкирского республиканского отделения Российского общества историков-архивистов (БРО РОИА), доктор исторических наук, профессор, г. Уфа; [email protected]; Э.Н.Батыршина —младший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева — обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН), г. Уфа; [email protected]; А.Г.Баимов — младший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева — обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН), г. Уфа; [email protected]; Т.М.Надыршин — младший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева — обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН), г. Уфа; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.05.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.