УДК 316.752
Ашнокова Лариса Мухамедовна
Ashnokova Larisa Mukhamedovna
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова»
Намитокова Марзият Нурбиевна
D.Phil., Professor, Philosophy Department, Kabardino-Balkarian State University
Namitokova Marzijat Nurbievna
преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия
Lecturer, Humanities, Social and Natural Studies Department, North Caucasus branch of the Russian State University of Justice
ЭТНИЧНОСТЬ И МЕНТАЛИТЕТ
ETHNICITY AND MENTALITY
Аннотация:
В статье рассматриваются зависимость менталитета от этнокультурных условий, воздействие образа жизни народа на его менталитет, проблема формирования национального характера. Новизной исследования является то, что дается характеристика самого многонационального региона России - Южного федерального округа. Несмотря на природные, национальные, религиозные различия, совместная жизнь на одной территории способствовала формированию общего в менталитете многочисленных народов юга России. Подчеркивается, что национальные ценностные установки и ориентиры в современных условиях нестабильности общества приобретают особую актуальность как способ обретения психологической устойчивости личности, основанной на духовном опыте предшествующих поколений. И в то же время происходит формирование глобалистского менталитета.
Summary:
The study considers the dependence of mentality on ethno-cultural conditions, the impact of the people's lifestyle on their mentality, the problem of a national character formation. The novelty of the study is that it gives a characteristic of the most multinational region of Russia - the Southern Federal District. Despite the natural, national, religious differences, living together in one territory contributed to the formation of a common mentality of the numerous peoples of southern Russia. It is emphasized that nowadays national value principles and orienteers gain special relevance as a way of obtaining mental stability which is based on spiritual experience of the previous generations. And at the same time, a globalist mentality is forming.
Ключевые слова:
менталитет, этничность, этнические ценности, национальный характер, глобализация, глоба-листский менталитет.
Keywords:
mentality, ethnicity, ethnic values, national character, globalization, globalist mentality.
Актуальность и необходимость социально-философского анализа менталитета обусловлена тем, что от его состояния зависят результаты познания, действий, поведения, ценности различных социальных групп. Цель статьи - показать зависимость менталитета от этничности, поскольку этничность является одним из факторов его формирования.
На становление менталитета оказывают существенное влияние природные, языковые, культурные, этнические, религиозные, исторические, политические и другие факторы. Попытки понять сущность данного явления уходят своими корнями в глубокую древность. Этнопсихологические наблюдения прослеживаются в трудах Аристотеля, Геродота, Гиппократа, Тацита, Платона, Плиния, Ксенофонта.
Гиппократ указывал на влияние природных и ландшафтных факторов на образ жизни и поведение людей, проживающих на единой территории с учетом исторических, экономических, политологических, этнографических факторов. Платон считал, что государствам и народам свойственны нравственные характеристики отдельно взятого человека. Геродот, в свою очередь, указывает на стереотип мировосприятия человека, принадлежащего к определенному народу, который он усваивает на уровне рефлексии с детства и дорожит им на протяжении всей своей жизни.
Первые предпосылки введения понятия «менталитет» в философию и науку Нового времени были заложены в трудах Г.В. Гегеля, К. Гельвеция, И.Г. Гердера, И. Канта, Ш. Монтескье, Д. Юма. Каждый из них выделил некоторые особенности, признаки данного понятия. Ш. Монтескье ввел термин «дух народа», кроме того, он отмечает влияние климатического фактора на процесс формирования национальной культуры. К. Гельвеций в качестве фактора, оказывающего влияние на традиционный менталитет, выделяет формы правления. Д. Юм акцентирует
внимание на экономических факторах становления коллективного сознания, а также потребности в безопасности и управлении. И.Г. Гердер заострял внимание на образе жизни, политическом строе и истории как базовых основах менталитета народа.
Менталитет демонстрирует преемственность социального опыта, передавая его последующим поколениям.
Важным условием и фактором детерминации формирования менталитета является этнич-ность. Именно исторический разум лежит в основе этнического сознания, способствующего существованию и функционированию этнических общностей. Люди, образующие этническую группу, проживая на определенной территории, создавая общий язык, формируя в процессе развития единые нормы и правила поведения, вырабатывают специфические формы отражения действительности, которые впоследствии становятся элементами их сознания. Этническое сознание является формой выражения индивидуальности, самобытности той или иной общности, национальных черт, отличающих этносы друг от друга.
Для анализа этнической составляющей менталитета важно выяснение феномена этнично-сти. Этничность обозначает существование культурно отличительных групп и идентичностей. Этнос - это группа людей, которые имеют общие элементы культуры, внутреннее убеждение об общем происхождении, общую историческую память, ассоциируют себя с особой территорией, демонстрируют чувство групповой солидарности. К роли этнического фактора в качестве детерминанты менталитета следует относиться двояко: его нельзя ни игнорировать, ни абсолютизировать.
Также, если менталитет не будет поддержан сформировавшимися устойчивыми традициями и обычаями, в условиях социальных изменений он может подвергнуться существенным деформациям, которые могут иметь негативные последствия, разрушающие личность.
В структуре этнического сознания выделяют этническое самосознание, этническую духовную культуру, этнические потребности и интересы, этническую картину мира, этническую психологию, характер, чувства. Все эти компоненты этнического сознания являются составными элементами другого термина - «ментальность».
Многими исследователями менталитет определяется как феномен национальной культуры. Он характеризует культуру этноса, одновременно зависит от нее. Согласно К. Леви-Строссу, каждая культура характеризуется оригинальным решением проблем, особой системой ценностей, разделяемых всеми людьми. Также он подчеркивал, что их значимость никогда не существует одинаково в различных культурах [1].
Характеризуя этнический менталитет, Е. В. Харитонова подчеркивает, что это квинтэссенция культуры этноса, нации, имплицитные основания индивидуального и коллективного мировосприятия, мировоззрения, поведения [2, с. 236]. Согласно историку религии и культуры Я. Ассману, важнейшим компонентом менталитета является коллективная память, один из видов социальной памяти, которая определяет национальный менталитет [3, с. 26]. Каждая этническая группа имеет только ей присущую коллективную память, объединяющую членов группы, и позволяющую познавать прошлое посредством настоящего. Чувство принадлежности к определенной нации очень сильно развито и у представителей тех наций и народностей, которые проживают не на своей исторической родине. Национальный менталитет и национальный характер взаимообусловлены. В изучение национального характера неоценимый вклад внес Г. Лебон, который указывал, что каждому народу присущ особый душевный строй. Этот строй, который определяет характер мыслей, чувств, религию, Г. Лебон сравнивал по степени устойчивости с анатомией человека и полагал, что каждая раса характеризуется такой же устойчивой психической организацией, как и анатомической. Национальный характер определяется особыми психологическими особенностями, который образует усредненный тип, позволяющий выявить характерные черты менталитета каждого народа [4].
И. Кант считает, что у каждого народа есть прирожденный характер, определяющий менталитет [5]. Гегелевский термин «дух народа» не идентичен понятию «менталитет». По Гегелю, «абсолютный дух» порождает в том числе и «дух народа», наилучшим образом определяющий индивида.
Особенности русского национального характера были в центре внимания ряда отечественных философов. По мнению П. Я. Чаадаева, сущность народа составляет его общий дух, который надо исследовать в первую очередь [6, с. 21]. В истории русской философии всегда активно обсуждался вопрос о русской идее. В. Соловьев отмечал, что «искать ответ на вопрос о русской идее следует в вечных истинах религии» [7].
Н.А. Бердяев считал, что на становление национального характера так же, как и на сознание этноса, оказывают непосредственное влияние социально-экономические, политические, культурные, географические условия существования народа. Трудность, противоречивость этих условий порождает более сложный национальный характер и менталитет народа. Резкие соци-
ально-экономические и политические изменения подвергают менталитет сильным трансформациям, противоречивость русской души обусловлена сложностью русской исторической судьбы, в которой объединены в единое целое противоречивые восточный и западный элементы [8, с. 8].
Язык - феномен культуры, который определяет культурный код народа, это «дух» народа и носитель ментальности. П.А. Сорокин указывал на язык как на важнейший, объединяющий народ в единое целое, фактор. Общий язык порождает общую духовную и материальную культуру, одинаковый образ мыслей. П.А. Сорокин отмечает: «Сходство языка могло установиться лишь в результате длительного общения лиц, следствием чего и явилось это сходство. А такая длительная совместная жизнь неизбежно влекла за собой сходство быта, нравов, обычаев, убеждений, верований и чувств, т. е. сходство «культуры». Вместе с тем она делала судьбы совместно живущих людей сходными; интересы их - общими, объединяла их против общих врагов и заставляла солидарно защищаться. Иными словами, создавала общие традиции, внедряла сознание о своем единстве и т. д.» [9, с. 180]. В. Гумбольдт подчеркивает взаимосвязь языка с национальным духом, его проникновение и влияние на интеллектуальное развитие человечества, а также отражение в нем развития народа [10, с. 36]. Язык и феномен национального духа настолько тесно переплетены между собой, что образуют некое единство, свойства которого превосходят суммарные свойства образующих его элементов [11].
Словарный запас народа не является постоянным. В период глобализации наш современный мир каждый день, в связи с новыми открытиями и событиями, пополняет словарный запас людей, разговаривающих на том или ином языке.
Язык и менталитет неразрывны, менталитет объективирует себя в языке, а язык выступает как основа менталитета, формирующая в нем специфику представлений о мире, характер системы ценностей и норм поведения. Язык - это не просто феномен, отражающий ментальные особенности этноса, но и энергия, приобщающая человека к определенной общности людей. Язык также, как и менталитет, изменяется и детерминирован общественными изменениями.
Проблема зависимости менталитета от этнокультурных условий особо актуальна в нашей многонациональной стране. Любая нация, народность формируется в уникальных условиях, которые влияют на все стороны жизнедеятельности - образ жизни, привычки, традиции, психологию. Поэтому каждый народ имеет присущий только ему менталитет. В связи с этим менталитет россиян не может быть идентичным, он дифференцирован в зависимости от различных факторов. Необходимо отметить, что сходные условия становления наций сближают их менталитет, и чем более уникальны условия существования этносов, тем более специфичный характер приобретает менталитет конкретного народа. Соответственно, например, менталитет северных народностей будет отличен от менталитета народностей юга России.
Южный федеральный округ России - это самый многонациональный регион. Территория региона, ограниченная Черным и Каспийским морями и Кавказскими горами, представлена равнинной, предгорной и горной областями, которые различаются климатом, почвой, растительным и животным миром, что приводит к дифференциации менталитета. Несмотря на природные, национальные, религиозные различия, совместная жизнь на одной территории способствовала формированию общего в менталитете многочисленных народов юга России. К действующим факторам, влияющим на национальный менталитет, добавляются другие, в результате чего он находится в постоянной динамике. Важно учитывать, что в постоянно меняющемся национальном менталитете всегда существует стабильное ядро. Согласно И.В. Загородновой, именно это стабильное ядро менталитета способствует выживанию этноса в сложных исторических условиях, сохранению его самобытности, обеспечивая качественную однородность общества в целом, способствуя его развитию в историческом пространстве [12, с. 60].
Особое внимание следует уделять этническому менталитету современной молодежи. В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается важность формирования у молодого поколения россиян системы ценностей, которая бы учитывала многонациональную специфику нашего государства, чтобы молодежь имела представление о культурном, историческом, национальном наследии, уважала его многообразие, способствовала бы выработке положительного опыта межкультурных связей [13].
Глобализационные процессы задают вектор изменений ментальности народов в определенной степени под влиянием средств массовой информации, культивирующими единый для всех людей образ жизни. Специфические черты людей, определенные этнической принадлежностью, заменяются на универсальные общемировые, в результате чего формируется глобалист-ское мировоззрение, глобалистский менталитет. Н.И. Губанов и Н.Н. Губанов размышляют: «Мы предполагаем, что в наше время можно вести речь о возникновении на планете не существовавшего ранее, нового типа менталитета. До настоящего времени самым большим числом
носителей обладали этнические (народные), национальные (общегосударственные) и региональные менталитеты. Во второй половине ХХ в. начинает возникать принципиально новый тип группового менталитета». [14, с. 139]. Данный тип менталитета, обладающий интернациональным характером, являясь основанным на этнических составляющих, обладает противоположными им чертами. Фундаментальной основой нового типа группового менталитета являются всеобщие унифицированные ценности и установки. По этой причине российский менталитет, безусловно, претерпевает изменения. Ученые приходят к выводу, что главная проблема культурной глобализации заключается в следующем: приводит ли она к культурному единообразию или к новым различиям? Ответ на этот вопрос не является однозначным. Ряд исследователей пишет об американизации, европеизации культуры, считает, что западная культура с ее экономической рациональностью начинает доминировать во многих странах [15].
Однако, на наш взгляд, всеобщая унификация внесла лишь поверхностные изменения в менталитет россиян, так как традиционная культура в нашей стране генетически закреплена в сознании людей. Осознание российским народом своей принадлежности к чему-то особенному позволило сохранить специфические черты и дает возможность надеяться на дальнейшее культурное развитие.
Таким образом, в связи с протекающими процессами глобализации можно говорить о существовании расширенного менталитета. Его основой являются различные направления глобализации, проявляющиеся в экономике, культуре, политике и других сферах, общечеловеческие проблемы, угрозы безопасности. Благодаря этому человечество накопило общие моральные и социальные ценности, сформировало новые универсальные структуры и социальные группы для общения людей. В то же время глобализация является причиной возрождения российской культурной идентичности.
В заключение можно сделать вывод, что в условиях трансформации российского общества происходит, с одной стороны, актуализация этнических ценностей, а с другой - формирование расширенного менталитета, обусловленного проникновением глобализационных процессов во все сферы жизнедеятельности общества.
Положения и выводы статьи могут использоваться при чтении лекций по философии, социологии, политологии, способствовать выработке практических решений в сфере межэтнического взаимодействия, благоприятствующих росту духовности российского общества.
В условиях глобализационных процессов современного мира необходима государственная политика в сфере этнической культуры. Система образования, средства массовой информации могут стать эффективным средством для сохранения национальной культуры, являющейся основой устойчивости общества и выступающей альтернативой унификации культурных различий в ходе глобализации. Для нашей многонациональной страны важно формирование толерантного общественного сознания посредством гуманитарных возможностей - диалога, разъяснения, сотрудничества.
Ссылки:
1. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. 384 с.
2. Харитонова Е.В. Соотношение понятий «менталитет» и «ментальность» // Историогенез и современное состояние российского менталитета; под ред. В.А. Кольцовой, Е.В. Харитоновой. М., 2015. С. 230-247.
3. Assman J. Moses the Egyptian: The memory of Egypt in Western monotheism. Cambridge, 1997.
4. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2011. 238 с.
5. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения в шести томах. Т.6. М., 1966. 743 с.
6. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. C. 12-197.
7. Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. Т.2. М., 1989. 462 с.
8. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 688 с.
9. Сорокин П. А. Система социологии // Сорокин П. А. Собр. соч. Социальная аналитика. М., 1993. Т. 2. 688 с.
10. Панченко В.А. Вильгельм фон Гумбольдт. Внутренняя форма языка как отражение самобытности этнической культуры // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 396-401.
11. Гамидова Н.В. Молодежная языковая ментальность как способ восприятия мира // Научный журнал КУбГАУ. 2016. № 116. С. 278-287.
12. Загороднова И.В. Социально-деятельностная роль менталитета: философский и психологический аспекты // Историогенез и современное состояние российского менталитета / под ред. В.А. Кольцовой, Е.В. Харитоновой. М., 2015. С. 55-69.
13. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. N 2403-р // Российская газета. 2014. 8 декабря.
14. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Образование и глобалистский менталитет // Журнальный клуб Интелрос «Век глобализации». 2017. № 1. С. 132-142.
15. Гамидова Н.В. Глобализация и менталитет молодежи // Общество и право. 2016. № 2 (56). С. 337-341.
Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна