Научная статья на тему 'Этническое «я» коми-пермяков и русских студентов в связи с местом проживания'

Этническое «я» коми-пермяков и русских студентов в связи с местом проживания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИ-ПЕРМЯКИ (СТУДЕНТЫ) / МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ / РУССКИЕ (СТУДЕНТЫ) / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКОЕ «Я» / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ETHNOS / SELF-CONCEPT / ETHNIC-SELF / PLACE OF RESIDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корниенко Дмитрий Сергеевич, Дериш Федор Валерьевич

В статье рассматриваются особенности этнического «Я» студентов, русских и коми-пермяков, проживающих в городах Перми и Кудымкаре. Теоретической основой является конструкт этнического «Я» (Балева, 2004), основанный на методологии полимодального «Я» (Дорфман, 1993, 2004). Выборку составили студенты в количестве 326 человек в Перми и Кудымкаре. Использовался Пермский вопросник этнического «Я» (Рябикова, 2002), характеризующий субмодальности этнического «Я»: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Обнаружены значимые межгрупповые и внутригрупповые различия в связи с местом проживания и этносом, а также взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корниенко Дмитрий Сергеевич, Дериш Федор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESIDENCE DIFFERENCES IN ETHNIC-SELF OF KOMI-PERMYAK AND RUSSIAN STUDENTS

The paper discusses the characteristics of ethnic-self of Russian and Komi-Perm students, living in the city of Perm and Kudymkar. The theoretical basis is the construct of the Ethnic-self (Baleva, 2004), based on the methodology of polimodal-self (Dorfman, 1993, 2004). The sample consisted of 326 students. Four characteristics of ethnic-self were assessed. Significant inter-group and intra-group differences due to place of residence and ethnic group were found, as well as interaction of factors «ethnicity» and «place of residence».

Текст научной работы на тему «Этническое «я» коми-пермяков и русских студентов в связи с местом проживания»

УДК 159.922.4

Корниенко Дмитрий Сергеевич,

Дериш Федор Валерьевич

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

ЭТНИЧЕСКОЕ «Я» КОМИ-ПЕРМЯКОВ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С МЕСТОМ ПРОЖИВАНИЯ

Kornienko D.S., Derish F.V.

Perm State Humanitarian Pedagogical University

RESIDENCE DIFFERENCES IN ETHNIC-SELF OF KOMI-PERMYAK AND RUSSIAN STUDENTS

Аннотация: В статье рассматриваются особенности этнического «Я»

студентов, русских и коми-пермяков, проживающих в городах Перми и Кудымкаре. Теоретической основой является конструкт этнического «Я» (Балева, 2004), основанный на методологии полимодального «Я» (Дорфман, 1993, 2004). Выборку составили студенты в количестве 326 человек в Перми и Кудымкаре. Использовался Пермский вопросник этнического «Я» (Рябикова, 2002), характеризующий субмодальности этнического «Я»: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Обнаружены значимые межгрупповые и внутригрупповые различия в связи с местом проживания и этносом, а также взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания».

Ключевые слова: коми-пермяки (студенты), место проживания, русские (студенты), этнос, этническое «Я», Я-концепция.

The paper discusses the characteristics of ethnic-self of Russian and Komi-Perm students, living in the city of Perm and Kudymkar. The theoretical basis is the construct of the Ethnic-self (Baleva, 2004), based on the methodology of polimodal-self (Dorfman, 1993, 2004). The sample consisted of 326 students. Four

© Корниенко Д.С., Дериш Ф.В., 2013

characteristics of ethnic-self were assessed. Significant inter-group and intra-group differences due to place of residence and ethnic group were found, as well as interaction of factors «ethnicity» and «place of residence».

Key words: ethnos, self-concept, ethnic-self, place of residence

Проблема «Я» в психологической науке относится к числу фундаментальных вопросов, так как затрагивает базовую часть личности и характеризует сущность человека. Проблема «Я» связана с классическими работами 3. Фрейда, У. Джемса, Э. Эриксона, трудами отечественных психологов (например, B.C. Мерлин, Д.А. Леонтьев). Однако нет единого понимания его значения и соотношения с другими понятиями и структурами личности, в частности с самосознанием (В.В. Столин, И.И. Чеснокова), самоотношением (С.Р. Пантелеев), самооценкой (Н.В. Сабельникова) и другими. Одним из наиболее разработанных подходов к анализу содержания, структуры и функций «Я» является подход Р. Бернса. Он вводит понятие Я-концепции, которая осуществляет интеграцию и внутреннюю согласованность личности, определяет интерпретацию получаемого опыта и является источником аттитюдов. Благодаря его работам в структуре «Я» выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющую [1].

Оригинальным подходом к анализу «Я» является полимодальный подход к Я-концепции с позиции метаиндивидуального мира. Понятие метаиндивидуального мира восходит к работам B.C. Мерлина, который в связи с рассмотрением вопроса о том, как происходит взаимодействие индивидуальности и окружающего мира, и с целью описания этого взаимодействия вводит понятия «интраиндивидуальность» и «метаиндивидуальность». Метаиндивидуальностъ - это психологическая характеристика отношения людей к данной конкретной индивидуальности [6].

Методологические проблемы метаиндивидуальности достаточно подробно рассматривались в работах Л.Я. Дорфмана, в частности, он выделяет вопрос о рассмотрении метаиндивидуальности как отдельного уровня или как некой структуры вне интегральной индивидуальности [4]. В качестве теоретического конструкта, объясняющего взаимодействие интегральной индивидуальности и социальной действительности, позволяющего рассматривать обе системы и их взаимоотношения, Л.Я. Дорфман предлагает термин метаиндивидуальный мир как специфическую область взаимодействия индивидуальности с фрагментами социальной действительности, которые непосредственно влияют на индивидуальность и испытывают на себе влияние индивидуальности. Ментальную репрезентацию метаиндивидуального мира человеку представляет собой полимодальное «Я» [5]. В полимодальном «Я» ментально репрезентируется не только метаиндивидуальный мир в целом, но и его отдельные сферы

(индивидуальность и мир) и области (авторства, обладания, принятия, зависимости). Выделяются модальности «Я» и «Другой», а также субмодальности «Я» - Авторское, Превращенное, Воплощенное, Вторящее. Каждая модальность или субмодальность выступает как позиция, которую занимает индивидуальность в своих отношениях к себе и другим людям: позиции автономности и независимости (Я-Авторское), обладания и Воплощения (Я-Воплощенное), принятия и терпимости (Я-Превращенное), обусловленности и зависимости (Я-Вторящее). Позиция - это состояние, подобное установке и в таком понимании оно близко к идеям Р. Бернса о функциях Я-концепции [1].

Конструкт этнического «Я» был подробно разработан и проанализирован М.В. Балевой [3]. Этническое «Я» рассматривается в контексте

метаиндивидуального этнического мира. Рассматриваются те стороны метаиндивидуального мира, которые несут этническую нагрузку и выполняют этнические функции. Этническое «Я» рассматривается как форма полимодального «Я», в которой ментально репрезентируется метаиндивидуальный этнический мир [8]. В этническом «Я» выделяются модальности «этнос» и «Я». В модальности «этнос» ментально репрезентируются традиции, фольклор, люди данного этноса, а также национальные особенности этноса, к которому относит себя человек. По аналогии с полимодальным «Я» в этническом «Я» можно выделить субмодальности - Авторское, Вторящее, Воплощенное, Превращенное. Субмодальности Я-Воплощенное и Я-Превращенное относятся к модальности «этнос», но в разных отношениях. Я-Воплощенное характеризует тот аспект «Я», в котором выражается стремление человека обладать теми или иными сторонами этноса. Это тот аспект «Я», благодаря которому в этнос привносится нечто свое, а отдельные элементы этноса трансформируются. Я-Превращенное, наоборот, характеризует тот аспект «Я», в котором выражается терпимость к этническим ценностям, нормам и моделям поведения, их принятие.

Субмодальности Я-Авторское и Я-Вторящее относятся к модальности «Я», но в разных отношениях. Я-Авторское характеризует тот аспект «Я», который отвечает за самостоятельный (независимый) выбор в пользу своего этноса, идентификацию с ним. Я-Вторящее - это тот аспект «Я», в котором ментально репрезентируется зависимость человека от этноса [2].

Проблема, которая находится в фокусе данного исследования - различия в характеристиках этнического «Я» у коми-пермяков и русских студентов, проживающих в Перми и Кудымкаре.

Участниками исследования являлись студенты первого-третьего курсов гуманитарных, технических и педагогических специальностей Пермского государственного гумантарно-педагогического университета и филиала

Удмуртского государственного университета, Кудымкарского педагогического колледжа, Коми-пермяцкого сельскохозяйственного техникума, Коми-пермяцкого лесотехнического техникума - всего 326 человек. На момент проведения исследования участники являлись жителями городов Перми - 141 человек (из них русских - 85, коми-пермяков - 58) и Кудымкара - 183 человек (из них 98 русских, 87 коми-пермяков). Этническая принадлежность устанавливалась по самоопределению.

Для измерения конструкта этнического «Я» был использован Пермский вопросник этнического «Я» [7], состоящий из пунктов, характеризующих субмодальности этнического «Я»: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Вопросник включает 20 пунктов, при этом к каждой из четырех субмодальностей адресуется по пять пунктов.

Для статистической обработки данных использовался сравнительный анализ по ^критерию Стьюдента и двухфакторный дисперсионный анализ ANOVA в программе SPSS. В связи с тем, что подвыборки различаются по количеству человек, то был применен вариант анализа, который учитывает разность в размере выборок для повышения надежности данных.

Получены следующие результаты.

Таблица 1

Сравнение средних значений этнического «Я» у коми-пермяков и русских, вне зависимости от места проживания

Показатель Среднее Стат. отклонение Означение Ур. знач. р

коми- пермяки русские коми- пермяки русские

Я-Авторское 17,99 17,78 8,16 6,02 0,25 0,804

Я-Воплощенное 16,34 15,97 6,08 4,79 0,59 0,554

Я-Превращенное 20,24 20,4 4,02 4,85 -0,32 0,749

Я-Вторящее 15,94 16,4 5,23 5,75 -0,77 0,443

Данные, сведенные в табл. 1, говорят о том, что между группами коми-пермяков и русских в городе Перми не были обнаружены значимые различия по показателям этнического «Я». Это говорит о схожести структурных характеристик этнического самосознания у данных этносов.

Значимые различия по показателям этнического «Я» обнаружились при сравнении групп коми-пермяков и русских, проживающих г. Кудымкаре (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнение средних значений этнического «Я» у коми-пермяков и русских,

проживающих в г. Кудымкаре

Показатель Среднее Стат. отклонение Означение Ур. знач. р

коми- пермяки русские коми- пермяки русские

Я-Авторское 16,82 19,26 5,92 5,85 -2,81 0,005

Я-Воплощенное 15,77 16,97 4,62 5,11 -1,68 0,095

Я-Превращенное 18,91 20,08 3,53 4,90 -1,88 0,061

Я-Вторящее 16,15 17,67 4,42 5,91 -2,00 0,047

У русских студентов в Кудымкаре значимо выше Я-Авторское, Я-Воплощенное, Я-Превращенное и Я-Вторящее. Это позволяет говорить о том, что русские студенты, живущие в Кудымкаре, идентифицируют себя со своим этносом, стремятся обладать характеристиками, присущими представителям этноса, принимают традиции и нормы поведения.

Коми-пермяки и русские, проживающие в Перми, значимо отличаются по показателям Я-Авторское, Я-Воплощенное и Я-Превращенное (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение средних значений этнического «Я» у коми-пермяков и русских,

проживающих в г. Перми

Показатель Среднее Стат. отклонение Означение Ур. знач. р

коми-пермяки русские коми-пермяки русские

Я-Авторское 19,74 16,15 10,50 5,80 2,38 0,02

Я-Воплощенное 17,19 14,86 7,74 4,17 2,10 0,039

Я-Превращенное 22,24 20,75 3,90 4,80 2,06 0,041

Я-Вторящее 15,62 14,99 6,29 5,25 0,63 0,528

Значимо выше показатели у коми-пермяков, что позволяет говорить о большей значимости, осознанности этнической принадлежности и харакетристик. Данные группы находятся в разных социальных условиях, влияющих на этническую идентичность. Группа русских студентов, проживающих в Перми, на 70 процентов состоит из жителей Перми, тогда как вся группа коми-пермяков - это выходцы из Коми-Пермяцкого округа. В связи с этим можно предполагать, что этническая идентичность коми-пермяков подвергается значительным влияниям. Оторванность от региона и включение в более широкие социальные общности (студенчество в целом, студенты одного факультета) меняют осознание и оценку собственных

этнодифференцирующх признаков. В силу этого усиливаются тенденции, связанные с осознанием своего этноса, принадлежности к нему, стремлением обладать этноспецифическими характеристиками. Группа русских жителей Перми, напротив, находится в условиях «титульного этноса», поэтому имеет более низкие характеристики этнического «Я».

При рассмотрении различий между коми-пермяками, проживающими в городах Кудымкаре и Перми, обнаружились значимые различия по показателям Я-Авторское и Я-Превращенное (см. табл. 4).

Таблица 4

Сравнение средних значений этнического «Я» у коми-пермяков, проживающих в

Кудымкаре и Перми

Показатель Среднее Стат. отклонение значение Ур. знач. р

Пермь Кудымкар Пермь Кудымкар

Я-Авторское 19,74 16,82 10,50 5,92 1,93 0,057

Я-Воплощенное 17,19 15,77 7,74 4,62 1,26 0,213

Я-Превращенное 22,24 18,91 3,90 3,53 5,24 0,001

Я-Вторящее 15,62 16,15 6,29 4,42 -0,56 0,58

Студенты, живущие в Перми, в большей степени осознают себя представителями своего этноса и хотят к нему принадлежать, а также проявляют большую терпимость к этническим ценностям, нормам и моделям поведения. Полученные факты можно рассматривать как свидетельства динамики этнической идентичности у коми-пермяков. Выборка коми-пермяков, проживающих в Перми, состоит из студентов 1-2 курса, что позволяет утверждать, что переезд в краевой центр сказывается на параметрах этнического «Я», в частности, усиливаются тенденции, связанные со стремлением принадлежать к собственному этносу.

Сравнение средних значений у русских студентов, проживающих в Перми и Кудымкаре, представленное в табл. 4, показывает значимые различия по параметрам этнического «Я».

Я-Авторское и Я-Вторящее выше у русских студентов, проживающих в Кудымкаре, а Я-Воплощенное - у русских студентов из Перми. У русских студентов из Кудымкара в большей степени выражено стремление к принадлежности к этносу и зависимости от него, тогда как у русских студентов из Перми выше стремление обладать характеристиками своего этноса.

В силу обнаруженных этнических и географических различий была сформулирована гипотеза о взаимодействии данных факторов. Проверка на однородность дисперсии по критерию Левина показала, что только для двух параметров этнического «Я»: Я-Авторское ^(3, 327)=2,47, р=,06) и Я-

Превращенное ^(3, 327)=1,59, р=,09) - возможно проведение двухфактороного дисперсионного анализа ANOVA. В качестве независимых переменных - факторов рассматривались «этнос» (коми-пермяки, русские) и «место проживания» (Пермь, Кудымкар), таким образом использовался факторный план 2x2.

Таблица 5

Сравнение средних значений этнического «Я» у русских, проживающих в Кудымкаре и Перми

Показатель Среднее Стат. отклонение Означение Ур. знач. р

Пермь Кудымкар Пермь Кудымкар

Я-Авторское 16,15 19,26 5,80 5,85 -3,63 0,001

Я-Воплощенное 14,86 16,97 4,17 5,11 -3,09 0,002

Я-Превращенное 20,75 20,08 4,80 4,90 0,94 0,349

Я-Вторящее 14,99 17,67 5,25 5,91 -3,28 0,001

Было обнаружено взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания» на Я-Авторское (Р(1, 327)= 15,22, р=,001) (см. рис. 1). Основываясь на данных сравнительного анализа по ^критерию, который описан выше, Я-Авторское русских студентов снижается при изменении места проживания, а коми-пермяков, наоборот повышается. В данном случае мы наблюдаем симметричную ситуацию для русских и коми-пермяков, когда они находятся в среде с доминированием другого этноса. Можно утверждать, что самостоятельной выбор в пользу своего этноса и принятие его социально-психологических черт находится под совместным действием факторов места жительства и этнической принадлежности.

Коми-пермяки Русские

Рис. 1. Взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания»

по Я-Авторскому

Был обнаружен основной эффект ^(1, 327)=16,59, р= 001) влияния фактора «место проживания» на Я-Превращенное, что позволяет констатировать значимые различия между жителями Кудымкара и Перми вне зависимости от этноса (рис. 2).

Также было обнаружено взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания» на Я-Превращенное ^(1, 327)=7,36, р=,01). Основываясь на данных сравнительного анализа, можно утверждать, что Я-Превращенное коми-пермяков значимо увеличивается при изменении места жительства, тогда как для русских остается относительно постоянным. Значимые отличия в Я-Превращенном наблюдаются у коми-пермяков и русских, проживающих в г. Перми, тогда как для жителей г. Кудымкара мы можем говорить только о тенденции к различиям (р<0,06). Студенты коми-пермяки, оказываясь в г. Перми, начинают в большей степени быть терпимыми к этническим ценностям, нормам и моделям поведения и более склонны принимать их.

Коми-пермяки Русские

Рис. 2. Взаимодействие фактора «этнос» и «место проживания» по Я-Превращенному

Итак, при сравнении студентов коми-пермяков и русских в параметрах этнического «Я» отличия проявляются в связи с местом проживания. Вне зависимости от географического фактора различий между коми-пермяками и русскими не обнаружено.

Значимые различия по всем параметрам этнического «Я» обнаруживаются между коми-пермяками и русскими, проживающими в городе Кудымкаре, причем более высокие значения наблюдаются у русских. Это позволяет считать, что у русских студентов наблюдается большее стремление к осознанию собственной

этнической принадлежности, этноспецифичных черт, свойств и ценностей. Противоположная картина наблюдается для студентов коми-пермяков, которые проживают в городе Перми, у них более выражены этноаффилиативные тенденции. Внутригрупповые различия у коми-пермяков и русских, отличающихся местом проживания, также дифференцируются по стремлению к идентификации с собственным этносом.

Взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания» обнаруживается для показателей этнического «Я»: Я-Авторское и Я-Превращенное. Для русских и коми-пермяков проявляется сходная стратегия поведения, т. е. в среде с доминированием другого этноса усиливаются этноаффилиативные тенденции. У студентов коми-пермяков, переехавших в Пермь, в большей степени проявляется терпимость к собственным этническим ценностям, нормам и моделям поведения.

Библиографический список

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.

2. Балева М. В. Взаимодействия этнического Я и кросскультурного фактора по полимодальному Я и аффилиативным мотивам (на материале удмуртских и русских студенток) // Учебный процесс в вузе искусства и культуры: организационные и научно-методические проблемы. - Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2004.

3. Балева М.В. Полимодальное Я: этнический и кросскультурный аспекты (на материале удмуртских и русских студентов) : дис. ...канд. психол. наук. - Пермь, 2004.

4. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. -М.: Смысл, 1993.

5. Дорфман Л.Я. Полимодальное Я: эмпирическая верификация концептуальной модели // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность. - М.: Смысл, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.

7. Рябикова М.В. Пермский вопросник этнического Я: надежность и валидность // 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале / отв. ред. Е.М. Березина. - Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2002.

8. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.