УДК 159.922.4
Корниенко Дмитрий Сергеевич,
Дериш Федор Валерьевич
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
ЭТНИЧЕСКОЕ «Я» КОМИ-ПЕРМЯКОВ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С МЕСТОМ ПРОЖИВАНИЯ
Kornienko D.S., Derish F.V.
Perm State Humanitarian Pedagogical University
RESIDENCE DIFFERENCES IN ETHNIC-SELF OF KOMI-PERMYAK AND RUSSIAN STUDENTS
Аннотация: В статье рассматриваются особенности этнического «Я»
студентов, русских и коми-пермяков, проживающих в городах Перми и Кудымкаре. Теоретической основой является конструкт этнического «Я» (Балева, 2004), основанный на методологии полимодального «Я» (Дорфман, 1993, 2004). Выборку составили студенты в количестве 326 человек в Перми и Кудымкаре. Использовался Пермский вопросник этнического «Я» (Рябикова, 2002), характеризующий субмодальности этнического «Я»: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Обнаружены значимые межгрупповые и внутригрупповые различия в связи с местом проживания и этносом, а также взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания».
Ключевые слова: коми-пермяки (студенты), место проживания, русские (студенты), этнос, этническое «Я», Я-концепция.
The paper discusses the characteristics of ethnic-self of Russian and Komi-Perm students, living in the city of Perm and Kudymkar. The theoretical basis is the construct of the Ethnic-self (Baleva, 2004), based on the methodology of polimodal-self (Dorfman, 1993, 2004). The sample consisted of 326 students. Four
© Корниенко Д.С., Дериш Ф.В., 2013
characteristics of ethnic-self were assessed. Significant inter-group and intra-group differences due to place of residence and ethnic group were found, as well as interaction of factors «ethnicity» and «place of residence».
Key words: ethnos, self-concept, ethnic-self, place of residence
Проблема «Я» в психологической науке относится к числу фундаментальных вопросов, так как затрагивает базовую часть личности и характеризует сущность человека. Проблема «Я» связана с классическими работами 3. Фрейда, У. Джемса, Э. Эриксона, трудами отечественных психологов (например, B.C. Мерлин, Д.А. Леонтьев). Однако нет единого понимания его значения и соотношения с другими понятиями и структурами личности, в частности с самосознанием (В.В. Столин, И.И. Чеснокова), самоотношением (С.Р. Пантелеев), самооценкой (Н.В. Сабельникова) и другими. Одним из наиболее разработанных подходов к анализу содержания, структуры и функций «Я» является подход Р. Бернса. Он вводит понятие Я-концепции, которая осуществляет интеграцию и внутреннюю согласованность личности, определяет интерпретацию получаемого опыта и является источником аттитюдов. Благодаря его работам в структуре «Я» выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющую [1].
Оригинальным подходом к анализу «Я» является полимодальный подход к Я-концепции с позиции метаиндивидуального мира. Понятие метаиндивидуального мира восходит к работам B.C. Мерлина, который в связи с рассмотрением вопроса о том, как происходит взаимодействие индивидуальности и окружающего мира, и с целью описания этого взаимодействия вводит понятия «интраиндивидуальность» и «метаиндивидуальность». Метаиндивидуальностъ - это психологическая характеристика отношения людей к данной конкретной индивидуальности [6].
Методологические проблемы метаиндивидуальности достаточно подробно рассматривались в работах Л.Я. Дорфмана, в частности, он выделяет вопрос о рассмотрении метаиндивидуальности как отдельного уровня или как некой структуры вне интегральной индивидуальности [4]. В качестве теоретического конструкта, объясняющего взаимодействие интегральной индивидуальности и социальной действительности, позволяющего рассматривать обе системы и их взаимоотношения, Л.Я. Дорфман предлагает термин метаиндивидуальный мир как специфическую область взаимодействия индивидуальности с фрагментами социальной действительности, которые непосредственно влияют на индивидуальность и испытывают на себе влияние индивидуальности. Ментальную репрезентацию метаиндивидуального мира человеку представляет собой полимодальное «Я» [5]. В полимодальном «Я» ментально репрезентируется не только метаиндивидуальный мир в целом, но и его отдельные сферы
(индивидуальность и мир) и области (авторства, обладания, принятия, зависимости). Выделяются модальности «Я» и «Другой», а также субмодальности «Я» - Авторское, Превращенное, Воплощенное, Вторящее. Каждая модальность или субмодальность выступает как позиция, которую занимает индивидуальность в своих отношениях к себе и другим людям: позиции автономности и независимости (Я-Авторское), обладания и Воплощения (Я-Воплощенное), принятия и терпимости (Я-Превращенное), обусловленности и зависимости (Я-Вторящее). Позиция - это состояние, подобное установке и в таком понимании оно близко к идеям Р. Бернса о функциях Я-концепции [1].
Конструкт этнического «Я» был подробно разработан и проанализирован М.В. Балевой [3]. Этническое «Я» рассматривается в контексте
метаиндивидуального этнического мира. Рассматриваются те стороны метаиндивидуального мира, которые несут этническую нагрузку и выполняют этнические функции. Этническое «Я» рассматривается как форма полимодального «Я», в которой ментально репрезентируется метаиндивидуальный этнический мир [8]. В этническом «Я» выделяются модальности «этнос» и «Я». В модальности «этнос» ментально репрезентируются традиции, фольклор, люди данного этноса, а также национальные особенности этноса, к которому относит себя человек. По аналогии с полимодальным «Я» в этническом «Я» можно выделить субмодальности - Авторское, Вторящее, Воплощенное, Превращенное. Субмодальности Я-Воплощенное и Я-Превращенное относятся к модальности «этнос», но в разных отношениях. Я-Воплощенное характеризует тот аспект «Я», в котором выражается стремление человека обладать теми или иными сторонами этноса. Это тот аспект «Я», благодаря которому в этнос привносится нечто свое, а отдельные элементы этноса трансформируются. Я-Превращенное, наоборот, характеризует тот аспект «Я», в котором выражается терпимость к этническим ценностям, нормам и моделям поведения, их принятие.
Субмодальности Я-Авторское и Я-Вторящее относятся к модальности «Я», но в разных отношениях. Я-Авторское характеризует тот аспект «Я», который отвечает за самостоятельный (независимый) выбор в пользу своего этноса, идентификацию с ним. Я-Вторящее - это тот аспект «Я», в котором ментально репрезентируется зависимость человека от этноса [2].
Проблема, которая находится в фокусе данного исследования - различия в характеристиках этнического «Я» у коми-пермяков и русских студентов, проживающих в Перми и Кудымкаре.
Участниками исследования являлись студенты первого-третьего курсов гуманитарных, технических и педагогических специальностей Пермского государственного гумантарно-педагогического университета и филиала
Удмуртского государственного университета, Кудымкарского педагогического колледжа, Коми-пермяцкого сельскохозяйственного техникума, Коми-пермяцкого лесотехнического техникума - всего 326 человек. На момент проведения исследования участники являлись жителями городов Перми - 141 человек (из них русских - 85, коми-пермяков - 58) и Кудымкара - 183 человек (из них 98 русских, 87 коми-пермяков). Этническая принадлежность устанавливалась по самоопределению.
Для измерения конструкта этнического «Я» был использован Пермский вопросник этнического «Я» [7], состоящий из пунктов, характеризующих субмодальности этнического «Я»: Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Вопросник включает 20 пунктов, при этом к каждой из четырех субмодальностей адресуется по пять пунктов.
Для статистической обработки данных использовался сравнительный анализ по ^критерию Стьюдента и двухфакторный дисперсионный анализ ANOVA в программе SPSS. В связи с тем, что подвыборки различаются по количеству человек, то был применен вариант анализа, который учитывает разность в размере выборок для повышения надежности данных.
Получены следующие результаты.
Таблица 1
Сравнение средних значений этнического «Я» у коми-пермяков и русских, вне зависимости от места проживания
Показатель Среднее Стат. отклонение Означение Ур. знач. р
коми- пермяки русские коми- пермяки русские
Я-Авторское 17,99 17,78 8,16 6,02 0,25 0,804
Я-Воплощенное 16,34 15,97 6,08 4,79 0,59 0,554
Я-Превращенное 20,24 20,4 4,02 4,85 -0,32 0,749
Я-Вторящее 15,94 16,4 5,23 5,75 -0,77 0,443
Данные, сведенные в табл. 1, говорят о том, что между группами коми-пермяков и русских в городе Перми не были обнаружены значимые различия по показателям этнического «Я». Это говорит о схожести структурных характеристик этнического самосознания у данных этносов.
Значимые различия по показателям этнического «Я» обнаружились при сравнении групп коми-пермяков и русских, проживающих г. Кудымкаре (см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнение средних значений этнического «Я» у коми-пермяков и русских,
проживающих в г. Кудымкаре
Показатель Среднее Стат. отклонение Означение Ур. знач. р
коми- пермяки русские коми- пермяки русские
Я-Авторское 16,82 19,26 5,92 5,85 -2,81 0,005
Я-Воплощенное 15,77 16,97 4,62 5,11 -1,68 0,095
Я-Превращенное 18,91 20,08 3,53 4,90 -1,88 0,061
Я-Вторящее 16,15 17,67 4,42 5,91 -2,00 0,047
У русских студентов в Кудымкаре значимо выше Я-Авторское, Я-Воплощенное, Я-Превращенное и Я-Вторящее. Это позволяет говорить о том, что русские студенты, живущие в Кудымкаре, идентифицируют себя со своим этносом, стремятся обладать характеристиками, присущими представителям этноса, принимают традиции и нормы поведения.
Коми-пермяки и русские, проживающие в Перми, значимо отличаются по показателям Я-Авторское, Я-Воплощенное и Я-Превращенное (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение средних значений этнического «Я» у коми-пермяков и русских,
проживающих в г. Перми
Показатель Среднее Стат. отклонение Означение Ур. знач. р
коми-пермяки русские коми-пермяки русские
Я-Авторское 19,74 16,15 10,50 5,80 2,38 0,02
Я-Воплощенное 17,19 14,86 7,74 4,17 2,10 0,039
Я-Превращенное 22,24 20,75 3,90 4,80 2,06 0,041
Я-Вторящее 15,62 14,99 6,29 5,25 0,63 0,528
Значимо выше показатели у коми-пермяков, что позволяет говорить о большей значимости, осознанности этнической принадлежности и харакетристик. Данные группы находятся в разных социальных условиях, влияющих на этническую идентичность. Группа русских студентов, проживающих в Перми, на 70 процентов состоит из жителей Перми, тогда как вся группа коми-пермяков - это выходцы из Коми-Пермяцкого округа. В связи с этим можно предполагать, что этническая идентичность коми-пермяков подвергается значительным влияниям. Оторванность от региона и включение в более широкие социальные общности (студенчество в целом, студенты одного факультета) меняют осознание и оценку собственных
этнодифференцирующх признаков. В силу этого усиливаются тенденции, связанные с осознанием своего этноса, принадлежности к нему, стремлением обладать этноспецифическими характеристиками. Группа русских жителей Перми, напротив, находится в условиях «титульного этноса», поэтому имеет более низкие характеристики этнического «Я».
При рассмотрении различий между коми-пермяками, проживающими в городах Кудымкаре и Перми, обнаружились значимые различия по показателям Я-Авторское и Я-Превращенное (см. табл. 4).
Таблица 4
Сравнение средних значений этнического «Я» у коми-пермяков, проживающих в
Кудымкаре и Перми
Показатель Среднее Стат. отклонение значение Ур. знач. р
Пермь Кудымкар Пермь Кудымкар
Я-Авторское 19,74 16,82 10,50 5,92 1,93 0,057
Я-Воплощенное 17,19 15,77 7,74 4,62 1,26 0,213
Я-Превращенное 22,24 18,91 3,90 3,53 5,24 0,001
Я-Вторящее 15,62 16,15 6,29 4,42 -0,56 0,58
Студенты, живущие в Перми, в большей степени осознают себя представителями своего этноса и хотят к нему принадлежать, а также проявляют большую терпимость к этническим ценностям, нормам и моделям поведения. Полученные факты можно рассматривать как свидетельства динамики этнической идентичности у коми-пермяков. Выборка коми-пермяков, проживающих в Перми, состоит из студентов 1-2 курса, что позволяет утверждать, что переезд в краевой центр сказывается на параметрах этнического «Я», в частности, усиливаются тенденции, связанные со стремлением принадлежать к собственному этносу.
Сравнение средних значений у русских студентов, проживающих в Перми и Кудымкаре, представленное в табл. 4, показывает значимые различия по параметрам этнического «Я».
Я-Авторское и Я-Вторящее выше у русских студентов, проживающих в Кудымкаре, а Я-Воплощенное - у русских студентов из Перми. У русских студентов из Кудымкара в большей степени выражено стремление к принадлежности к этносу и зависимости от него, тогда как у русских студентов из Перми выше стремление обладать характеристиками своего этноса.
В силу обнаруженных этнических и географических различий была сформулирована гипотеза о взаимодействии данных факторов. Проверка на однородность дисперсии по критерию Левина показала, что только для двух параметров этнического «Я»: Я-Авторское ^(3, 327)=2,47, р=,06) и Я-
Превращенное ^(3, 327)=1,59, р=,09) - возможно проведение двухфактороного дисперсионного анализа ANOVA. В качестве независимых переменных - факторов рассматривались «этнос» (коми-пермяки, русские) и «место проживания» (Пермь, Кудымкар), таким образом использовался факторный план 2x2.
Таблица 5
Сравнение средних значений этнического «Я» у русских, проживающих в Кудымкаре и Перми
Показатель Среднее Стат. отклонение Означение Ур. знач. р
Пермь Кудымкар Пермь Кудымкар
Я-Авторское 16,15 19,26 5,80 5,85 -3,63 0,001
Я-Воплощенное 14,86 16,97 4,17 5,11 -3,09 0,002
Я-Превращенное 20,75 20,08 4,80 4,90 0,94 0,349
Я-Вторящее 14,99 17,67 5,25 5,91 -3,28 0,001
Было обнаружено взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания» на Я-Авторское (Р(1, 327)= 15,22, р=,001) (см. рис. 1). Основываясь на данных сравнительного анализа по ^критерию, который описан выше, Я-Авторское русских студентов снижается при изменении места проживания, а коми-пермяков, наоборот повышается. В данном случае мы наблюдаем симметричную ситуацию для русских и коми-пермяков, когда они находятся в среде с доминированием другого этноса. Можно утверждать, что самостоятельной выбор в пользу своего этноса и принятие его социально-психологических черт находится под совместным действием факторов места жительства и этнической принадлежности.
Коми-пермяки Русские
Рис. 1. Взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания»
по Я-Авторскому
Был обнаружен основной эффект ^(1, 327)=16,59, р= 001) влияния фактора «место проживания» на Я-Превращенное, что позволяет констатировать значимые различия между жителями Кудымкара и Перми вне зависимости от этноса (рис. 2).
Также было обнаружено взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания» на Я-Превращенное ^(1, 327)=7,36, р=,01). Основываясь на данных сравнительного анализа, можно утверждать, что Я-Превращенное коми-пермяков значимо увеличивается при изменении места жительства, тогда как для русских остается относительно постоянным. Значимые отличия в Я-Превращенном наблюдаются у коми-пермяков и русских, проживающих в г. Перми, тогда как для жителей г. Кудымкара мы можем говорить только о тенденции к различиям (р<0,06). Студенты коми-пермяки, оказываясь в г. Перми, начинают в большей степени быть терпимыми к этническим ценностям, нормам и моделям поведения и более склонны принимать их.
Коми-пермяки Русские
Рис. 2. Взаимодействие фактора «этнос» и «место проживания» по Я-Превращенному
Итак, при сравнении студентов коми-пермяков и русских в параметрах этнического «Я» отличия проявляются в связи с местом проживания. Вне зависимости от географического фактора различий между коми-пермяками и русскими не обнаружено.
Значимые различия по всем параметрам этнического «Я» обнаруживаются между коми-пермяками и русскими, проживающими в городе Кудымкаре, причем более высокие значения наблюдаются у русских. Это позволяет считать, что у русских студентов наблюдается большее стремление к осознанию собственной
этнической принадлежности, этноспецифичных черт, свойств и ценностей. Противоположная картина наблюдается для студентов коми-пермяков, которые проживают в городе Перми, у них более выражены этноаффилиативные тенденции. Внутригрупповые различия у коми-пермяков и русских, отличающихся местом проживания, также дифференцируются по стремлению к идентификации с собственным этносом.
Взаимодействие факторов «этнос» и «место проживания» обнаруживается для показателей этнического «Я»: Я-Авторское и Я-Превращенное. Для русских и коми-пермяков проявляется сходная стратегия поведения, т. е. в среде с доминированием другого этноса усиливаются этноаффилиативные тенденции. У студентов коми-пермяков, переехавших в Пермь, в большей степени проявляется терпимость к собственным этническим ценностям, нормам и моделям поведения.
Библиографический список
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.
2. Балева М. В. Взаимодействия этнического Я и кросскультурного фактора по полимодальному Я и аффилиативным мотивам (на материале удмуртских и русских студенток) // Учебный процесс в вузе искусства и культуры: организационные и научно-методические проблемы. - Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2004.
3. Балева М.В. Полимодальное Я: этнический и кросскультурный аспекты (на материале удмуртских и русских студентов) : дис. ...канд. психол. наук. - Пермь, 2004.
4. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. -М.: Смысл, 1993.
5. Дорфман Л.Я. Полимодальное Я: эмпирическая верификация концептуальной модели // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность. - М.: Смысл, 2004.
6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.
7. Рябикова М.В. Пермский вопросник этнического Я: надежность и валидность // 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале / отв. ред. Е.М. Березина. - Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2002.
8. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000.