М.С. САЛЕКИН,
адъюнкт* кафедры управления органами расследования преступлений
(Академия управления МВД России)
M.C. SALEKIN,
Adjunct* of the Department of Crime Investigation Authorities Management (the Academy of management of the interior ministry of Russia)
УДК 343.97
Этническое меньшинство как объект криминалистического исследования
Ethnic minority as an object of a criminalistics research
В статье рассматриваются вопросы истории возникновения цыган, тенденции в их преступной деятельности, анализируется специфика механизма совершения ими преступлений.
Этнические группы цыган, традиционные направления криминальной деятельности, кражи, мошенничество, механизм совершения преступлений.
The article describes historical past of the Gypsies, trend of their criminal activity. The author reveals specific crime committing mechanism.
Gypsy ethnic groups, traditional areas of criminal activity, robbery, fraud, crime committing mechanism.
С развитием постиндустриальных и информационных технологий и формированием полиэтнического состава населения в большинстве стран все более актуальной становится проблема совмещения, в границах одного национального общественного пространства, различных культурных парадигм и ментальностей. Данная проблема приобретает новые грани при интеграции этнических меньшинств, имеющих существенные отличия от окружающих в развитии социальных институтов, сохраняющих черты традиционного уклада. Одним из таких этнических меньшинств, крупнейшим по численности и выделяющимся по своему жизненному укладу, являются цыгане.
Согласно данным, приводимым специалистами Лаборатории культуры цыган Центра национальных проблем образования, в 2008 г. численность цыган в России составляет 350—450 тыс. человек [10, с. 13], основным местом их расселения является европейская часть России, где проживает наибольшее число этнических групп цыган. Наиболее крупными регионами проживания являются Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская,
Эксперт МРО № 2 ЭКЦ УМВД России по Рязанской области. Expert of MRO EKTs UMVD of Russia in the Ryazan region.
Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская и Тульская области, где численность цыган составляет 0,13 % — 0,38 % от численности населения [9]. Приведенные данные соответствуют переписи населения России 2010 г.
Однако есть все основания полагать, что численность цыган гораздо больше, поскольку многим представителям этой народности присуще нежелание пройти официальную регистрацию. Известны случаи, когда цыганские семьи во время переписи выдавали себя за русских, татар, молдаван, венгров, хотя перед соседями они не скрывали, что являются цыганами.
Национальный состав цыган, проживающих на территории РФ, многообразен. Существует ряд этнических групп, отличающихся диалектами, занятостью и другими локальными этнокультурными характеристиками. Наиболее многочисленными этническими группами, проживающими на территории РФ, являются русские цыгане («русска рома»), кэлдарары (котляры), влахи и сэрвы. Описанию данных этнических групп посвящены работы исследователей О. Петровича [6], А.В. Черных [12], Н.В. Бессонова [2], Л.Н. Черенкова [11] и других. В России проживают такие цыганские группы: кишиневцы, крымские цыгане, ловари, молдавские цыгане, плащуны и другие.
127
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
128
С приходом советской власти и развитием индустриального общества потребности в ремесленном производстве постепенно отпали, продукция, производимая цыганами, стала невостребованной. Были закрыты лошадиные рынки, и цыганам пришлось приспосабливаться к складывающимся условиям существования. В советский период цыгане в основном занимались спекуляцией товарами первой необходимости и самогоноварением. В начале 90-х гг. ХХ в., имея достаточный опыт и начальный капитал, они одними из первых начали осваивать рыночные отношения. В это время торговля для цыган стала основным занятием. Например, в Москве и других городах России возникали кирпичные мини-заводы и оптовые продуктовые рынки. В Самаре появились автомобильные рынки, где цыгане организовали торговлю автомобилями [3, с. 120]. Но к концу ХХ в. ситуация изменилась: импорт исключил дефицит товаров. Торговля на рынке стала невыгодной.
Следует отметить, что уклад жизни цыган организован весьма самобытно. Оседлые цыгане объединены в общину, которая состоит из нескольких семей, проживающих в определенном месте, которую возглавляет выборный вождь («вайда», «сагибоскиро» и т. д.), хорошо владеющий языком окружающего населения, пользующийся абсолютным авторитетом и способный отстоять интересы табора перед органами государственной власти и администрацией. Вождь отчасти регулирует положение дел внутри общины. Кроме него большим влиянием обладают пожилые мужчины — старейшины и самая старшая женщина табора [5, с. 12]. В каждой общине есть общая касса и суд («крис»), который может приговорить виновного к смерти.
В настоящее время цыгане разделены и по имущественному признаку: на низшем уровне стоят представители этногруппы, не имеющие финансовых накоплений, из-за чего и попадающие в экономическую зависимость от представителей иерархической верхушки цыганской общины. Сохранившаяся у цыган родоплемен-ная община и организация социальной власти не позволяют им, сохраняя себя как единую этническую общность, своевременно и адекватно адаптироваться к социально-экономическим условиям современного общества, приобщаться к разделению труда, принять позитивные социальные нормы и стать законопослушными членами цивилизованного общества. К сожалению, по нашему мнению, со стороны государства и общества отсутствует реализация комплекса мер, направленных на адаптацию цыганских общин к социально-экономическим условиям, включение их в позитивную деятельность социума.
Уровень преступности среди цыган в рамках данной этнической общности весьма высок: наблюдается динамика его роста, и особенно это заметно в местах компактного их проживания.
Преступность среди цыган относится к этнической преступности, под которой понимается совершение представителями определенного этноса (отдельными лицами или группами, преимущественно состоящими из представителей одного этноса) уголовно наказуемых деяний, обусловленных национальными традициями, обычаями, а также элементами стереотипного поведения [7, с. 44].
Противоправные деяния, совершаемые цыганами, отличаются определенной структурой, которая сложилась исторически и была обусловлена взаимодействием национального темперамента и социальных условий. Изучение уголовных дел о преступлениях, совершенных цыганами, а также статистические данные о состоянии преступности в данной среде позволили выделить наиболее характерные правонарушения, совершаемые ими из поколения в поколение, в силу традиций и обычаев. К таким традиционным направлениям криминальной деятельности цыган относятся: мошенничество в различных сферах деятельности, кражи из квартир и домов, кражи скота.
Мошенничество является типичным, часто встречающимся преступлением, совершаемым цыганами. Чаще всего данные преступления совершаются женщинами и детьми. Выделим несколько его видов.
1. Мошенничество под предлогом гадания или снятия порчи. В местах массового скопления людей (вокзалы, парки, центральные улицы и т. д.) цыганки активно и настойчиво предлагают погадать или купить какую-либо вещь. Цель этих действий — привлечь внимание потенциальной жертвы. Как только это происходит, с жертвой устанавливается психологический контакт [1, с. 8]. Гадают цыганки по глазам, по рукам, на картах, путем разговора в форме вопросов-ответов, а также с применением знаний химии и физики. В процессе гадания или снятия порчи цыганка просит жертву передать ей ювелирное украшение, денежную купюру. После этого следует ряд отвлекающих внимание движений и полученная ценность владельцу уже не возвращается. Как правило, потерпевшие от такого мошенничества — молодые девушки и женщины, лица пенсионного возраста.
2. Мошенничество, совершенное под видом действий работников органов социальной защиты, благотворительных организаций. Как правило, подобное мошенничество связано с проникновением в жилые помещения, его совершают несколько цыганок. Мошенницы под предлогом оформления документов для посо-
бий или социальных выплат, получения праздничных наборов, обмена денежных знаков, приобретения продуктов питания по низким ценам получают деньги от престарелых граждан, пенсионеров, после чего скрываются.
3. Мошенничество при продаже продуктов питания по низким ценам (сахар, мед, различные крупы). Предложение о продаже продуктов питания или других товаров по низким ценам используется мошенницами-цыганками, как правило, для проникновения в жилое помещение с тем, чтобы оценить благосостояние потенциальной жертвы и планировать совершение кражи.
4. Мошенничество при покупке товаров. Суть данного способа заключается в том, что цыганка, находясь в магазине, совершает покупку, расплачиваясь крупной купюрой. Затем несколько раз просит заменить купленный товар и, в итоге, отказывается от покупки [8, с. 29]. Несмотря на то что полученную сдачу цыганка держит на виду у продавца, она ловко убирает некоторые купюры и, возвращая сумму, перегибает часть купюр пополам, причем при пересчете денежных средств сумма «совпадает».
5. Мошенничество с деньгами. Данным видом мошенничества, как правило, занимаются мужчины. Для этого заранее готовится «кукла». Договорившись о покупке, на глазах потерпевшего мошенник отсчитывает деньги, потом предлагает обвязать их тесьмой и т. п. Далее пачка денег незаметно для потерпевшего подменяется «куклой».
Еще одним традиционным видом правонарушений, совершаемых цыганами, являются кражи из жилища. Как свидетельствует следственная практика, в 90 % случаев данный вид преступлений совершается группой цыган.
Проведенный анализ уголовных дел позволяет разделить эти преступления по механизму совершения и сокрытию следов: кражи из жилища, совершаемые в городе, и кражи из жилища, совершаемые в сельской местности. Данное разделение весьма условно, здесь имеет значение обстановка совершения преступления: место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды. Кроме того, существует ряд специфических элементов, определяющих типичный механизм совершения преступлений, единую манеру поведения, присущую цыганам как при совершении краж из жилища в городе, так и в сельской местности. В частности, к таким элементам следует отнести следующие действия:
— проведение разведки с целью нахождения
объекта преступного посягательства. Данные
действия заключаются в обходе жилого массива посредством проникновения в кварти-
ры и дома под предлогом продажи продуктов или каких-либо товаров, попрошайничества. После проникновения в жилое помещение цыгане пытаются определить, есть ли в доме или квартире денежные средства, а также наиболее вероятные места их хранения. Цыгане стараются осмотреться в помещении, для того чтобы запомнить обстановку и расположение предметов, установить круг проживающих лиц. Часто цыгане совершают кражи из тех домов и квартир, хозяева которых — пожилые люди, инвалиды. Полученной информацией цыганки-«разведчицы» делятся с остальными цыганами, которые по своему усмотрению будут осуществлять преступное посягательство;
сбор информации об объекте преступного посягательства посредством наблюдения. После того как был установлен объект преступного посягательства, начинается сбор информации о хозяевах квартиры или дома, установление временного периода их отсутствия. Если собираются данные о хозяевах частных домов, то устанавливается время, когда они находятся на огородах или приусадебных участках (весенний, летний, осенний период). При сборе информации о хозяевах квартир устанавливается время, когда они находятся вне дома, какой образ жизни ведут, бывают ли у них гости, закрывают ли входную дверь и т. д.;
организация и планирование преступления после получения информации об объекте. Данный элемент включает в себя: поиск соучастников преступления, создание преступной группы и распределение ролей между ее членами, определение характера и последовательности действий, подготовку автотранспорта для прибытия на место совершения преступления;
совершение преступного посягательства в составе группы. Для совершения краж из жилища цыгане образуют группу в количестве 2-3-х человек. Группа образуется по этническому признаку из членов одной или нескольких семей [4, с. 183]. В группу, как правило, входят девушки и женщины в возрасте от 14 до 55 лет. Цыганская преступная группа обладает признаками организованности, характеризуется высоким уровнем устойчивости и отсутствием внутренних конфликтов (борьба за лидерство в группе, конфликты из-за несправедливого раздела похищенных денег и т. д.); наличие в группе цыганки-«черни», выступающей в качестве основного исполнителя преступления. Она ведет себя крайне незаметно, быстро ориентируется в незнакомой обстановке, знает психологические особенности жертв преступления, интуитивно спо-
129
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
130
собна определять места хранения денежных средств;
— составление легенды и разработка единой линии поведения в случае задержания сотрудниками полиции. До момента совершения преступления цыгане, прорабатывая возможное задержание, определяют единую линию поведения, основным направлением которой является непричастность к краже, а также выгораживание цыганки-«черни», поскольку без нее группа обычно распадается. После совершения кражи цыгане, как правило, осуществляют действия по сокрытию следов преступления. Нередко они прибегают к переодеванию после совершения преступления (смена обуви, одежды), маскировке (применение парика или перекрашивание волос, изменение цвета лица с помощью косметики, изменение прически), сокрытию похищенного.
Кража скота — это традиционное занятие мужской половины русских цыган. Похищают обычно лошадей, коз, крупный рогатый скот. При совершении кражи цыгане совершают последовательные действия, направленные на реализацию преступного замысла. Сначала осуществляется поиск места сбыта и заказчика, далее находится машина, на которой будет перевезен скот. Часто используется грузовое такси,
Список литературы
1. Барановский В.А. Цыганский гипноз. Минск, 2000.
2. Бессонов Н.В., Деметр Н.Г, Кутенков В.К. История цыган: новый взгляд. Воронеж, 2000.
3. Деметр Н.Г. Цыгане на постсоветском пространстве и в Европе: исторические, социальные и культурные перспективы // Этнографическое обозрение. № 3. 2011.
4. Корякина Т.Ю. Особенности оперативно-розыскной характеристики преступлений, совершаемых этническими преступными группами из числа лиц цыганской национальности // Состояние и перспективы борьбы с преступностью: матер. межвуз. науч.-практ. конф. Воронеж, 2006.
5. Мазикина Л. Не Яшка, а Ванька: история цыган в России // Этнография. № 4. 2010.
6. Петрович О. Бароны табэра Сапоррони. СПб., 2007.
7. Пономаренков В.А. «Этническая» преступность: социальная обусловленность и струк-
водитель которого не находится в преступном сговоре с цыганами. Заказ грузового такси делают цыганки. Затем определяется хозяйство, откуда будет похищен скот. Это осуществляют местные цыгане. До места похищения грузовую машину сопровождает легковой автомобиль. Похищение обычно происходит в первой половине ночи, чтобы оставалось время отъехать от места кражи как можно дальше. В кражах участвуют группы цыган из трех — четырех человек.
В настоящее время многие фермерские хозяйства охраняются сторожами. Для их обезвреживания цыгане могут применить физическую силу. Похищенный скот не забивают и продают заказчику живым весом. Это объясняется большей выгодой и простотой реализации.
Таким образом, традиционные направления криминальной деятельности цыган отличаются организованностью, преступники характеризуются хитростью и изворотливостью. В следах противоправной деятельности прослеживается определенная совокупность социально-психологических признаков, наиболее характерная для представителей именно этой этнической общности. Это позволяет типизировать преступную деятельность цыган, объединять преступления, совершенные одним и тем же способом, что должно учитываться при раскрытии и расследовании преступлений.
тура // Деятельность милиции и полиции в переходном обществе: матер. междунар. науч.-практ. семинара. Саратов, 2004.
8. Пономаренков В.А., Пономаренкова И.А. Особенности расследования «цыганских» преступлений. М., 2002.
9. Российский центр исследований цыганской культуры. Научный сайт. URL: www. kulturom.ru (дата обращения: 21.12.2013).
10. Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России. М., 2011.
11. Черенков Л.Н. Цыганская диалектология в Украине. Киев, 2008.
12. Черных А.В., Вайман Д.И., Имайкина Е.А. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе. Пермь, 2005.
Тел.: 8 (903) 199-69-74