Научная статья на тему 'Этнический конфликт в зарубежных конфликтологических теориях'

Этнический конфликт в зарубежных конфликтологических теориях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
952
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Латыпова Д.Э.

В статье рассматриваются этапы зарождения, развития и становления этноконфликтологии как науки в зарубежной конфликтологии. Автор анализируют подходы зарубежных ученых к понятию «этнический конфликт», охватывая временной промежуток: 50-90-е гг. XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнический конфликт в зарубежных конфликтологических теориях»

№ 163-р) // Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». Текст распоряжения официально опубликован не был // Гарант. - 2013.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 г. Москва О мерах по повышению результативности бюджетных расходов. Опубликовано: 1 июня 2004 г. в «РГ» - Федеральный выпуск № 3490 Вступил в силу: 9 июня 2004 г.

5. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Текст постановления официально опубликован не был // Гарант. - 2013.

6. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

7. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р).

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

9. Шичиях Р.А. Совершенствование программно-целевого управления развитием социально-экономических систем региона (по материалам отрасли плодоводства Краснодарского края): автореферат дисс. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Шичиях Рустем Адамович; [Место защиты: Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет»]. - Майкоп, 2012. - 28 с.

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ЗАРУБЕЖНЫХ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ

© Латыпова Д.Э.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

В статье рассматриваются этапы зарождения, развития и становления этноконфликтологии как науки в зарубежной конфликтологии. Автор анализируют подходы зарубежных ученых к понятию «этнический конфликт», охватывая временной промежуток: 50-90-е гг. XX века.

Ключевые слова этнический конфликт, этнос, этнические группы, конфликтология, этноконфликтология.

* Магистрант.

Конфликтология как самостоятельная научная дисциплина возникла в 50-е годы ХХ века в Соединенных Штатах Америки. На данном этапе в предшествующих возникновению конфликтологии философских учениях и научных концепциях конфликт выступал в качестве одного из многих элементов, составляющих предмет исследования. Конфликт мог выступать в исследованиях как отправная точка теоретического анализа, промежуточный этап научных построений, иллюстративный материал и т.п. С возникновением конфликтологии как научной дисциплины конфликт стал рассматриваться в качестве системного основания теоретических изысканий, вокруг которого организуются все остальные элементы научного знания.

Непосредственное влияние на становление конфликтологии как науки оказали философско-психологические концепции З. Фрейда, Э. Фромма, социологические идеи, разработанные Г. Спенсером, Г. Зиммелем, К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Л. Козером, Т. Парсонсом, Р. Дарендор-фом, Н. Смелзером и др., которые в свою очередь опираются на тысячелетнюю традицию философского осмысления конфликтности и противоречивости бытия в целом.

Только в середине XX века после того, как были исследованы классовые, трудовые и межгосударственные конфликты ученые заинтересовались природой и сущностью этнических конфликтов. Запоздалый интерес ученых был связан во многом с поздним становлением этноконфликтологии как научной дисциплины.

Среди ученых нет единого мнения, когда точно произошло формирование и становление этноконфликтологии как отдельной отрасли конфликтологического знания. Так согласно В.А. Авксентьеву: «то, что сегодня называется этническим конфликтом, было в той или иной степени предметом анализа с глубокой древности: конфликты между группами людей, отличающихся по этническим признакам, сопутствуют всей человеческой истории и являются одними из ее самых заметных событий» [1, с. 74].

Во второй половине XX века, а именно с 1950-х годов начинают появляться первые работы по этническим конфликтам, в которых исследователями была предпринята попытка изучения этнических конфликтов на теоретическом уровне (в тоже время основное внимание ученых было сосредоточено на исследованиях трудовых и социальных конфликтов). Первыми исследованием этнических конфликтов заинтересовались западные ученые, в основном американские. Но этнические конфликты в их работах рассматривались как производные или вторичные от других макросоциальных конфликтов.

Это хорошо отражено в работе одного из классиков американской этнической конфликтологии Д. Хоровица. Его книга «Конфликт этнических групп» получила общепризнанную известность, как среди зарубежных, так и отечественных ученых. Хоровиц Д. утверждает, что «вплоть до недавнего вре-

мени область этнических отношений была тихой заводью в обществоведении, и первым ответом на возрастающую волну этнических конфликтов была трактовка последних как эпифеноменов» [4, с. 13].

Это высказывание подтверждает тот факт, что ни ученые, ни государственные деятели на тот момент не воспринимали всерьез возрастающую значимость этничности и в результате не были готовы предотвратить произошедшие позже этнические конфликты.

Также это стало следствием того, что в конце 1950-х - начале 1960-х в западном научном сообществе сложилось ложное представление о том, что [3, с. 294]:

- в скором времени этнические конфликты исчерпают себя и отойдут на второй план, так как в ближайшее временя процесс модернизации коснется стран «третьего мира»;

- для западного общества этнические конфликты не характерны, скорее всего, они проявились как отголоски колонизаторского прошлого и в скором времени окончательно исчерпают себя.

И только в 1960-1970-е годы ученые пришли к выводу, что этнические конфликты стали частью мировых процессов. И в результате этого вывода этнический конфликт преобразовался в самостоятельный предмет научно-исследовательского анализа в их работах. Данное продвижение в исследовании этнических конфликтов отразилось в трудах М. Бэнтона, К. Дойча, Д. Кэмпбел-ла, Р. Сегала, Г. Сетон-Уотсона, П. Шибутани, С. Энлоу и других ученых.

Для теоретических исследований этого периода характерным является то, что этнический конфликт не являлся на тот период самостоятельным объектом изучения, но все же привлекал внимание многих ученых, и занимал лидирующие места в научной сфере изучения актуальных проблем. Проблема этнических конфликтов начинает привлекать внимание ученых, которые ранее занимались изучением межэтнических отношений. Были опубликованы работы связанные с изучением, детальным описанием и анализом отдельно взятых этнических конфликтов. В целом, можно сказать, что для работ начала 80-х гг. ХХ века характерно аккумулирование эмпирического материала на базе первичного анализа и образование практики в разработке первых теоретических исследований в этой сфере.

Следующим шагом в западной науке является переход от теоретического анализа к теоретико-методологическому. В этот период печатаются несколько работ (в основном теоретического характера) английского исследователя Э. Смита, который имел уже известность среди научного сообщества благодаря изданию работ по проблематике этнорасовых отношений. В его исследованиях была освящена не только проблема этнорасовых отношений, но также были рассмотрены проблемы этнического конфликта, которые в дальнейшем привели Э. Смита к теоретико-методологическому изучению природы этноконфликтологии.

Огромную известность приобретает работа Э. Геллнера «Нации и национализм», в которой автор затрагивает проблемы не только наций и национализма как общественного явления, но также уделяет внимание природе и сущности этнического конфликта. В это же время известной становится работа американского социолога и антрополога П. Ван ден Берга «Феномен этничности», где он с точки зрения примордиализма раскрывает сущность этничности и на основе этого выявляет основные причины этнических конфликтов.

В печать выходит выше упоминавшаяся работа Д. Хоровица «Конфликт этнических групп», которая сыграла большую роль в развитии теоретико-методологической базы этнической конфликтологии. В своей работе Д. Хо-ровиц рассматривает природу этносов, сущность и обусловленность этнических конфликтов, а также предполагаемые последствия, как для самих этносов, так и для государств, в которых они проживают.

Публикуются работы других ученых, которые также занимаются исследованием этнических конфликтов на теоретико-методологическом уровне. К ним относятся работы: Дж Ваучеру, Ф. Гросса, Дж Кипа, Э. Кофмана, Д. Мак-Керди, С. МакКоммона, М. Левина, С. Райана, С. Уильямса, М. Чисхолма, Р. Шервуда, Г. и Э. Элмеры, М. Эсмана и др.

В целом, середину 80-е гг. ХХ века можно охарактеризовать как этап теоретико-методологического формирования и становления этноконфликто-логии в западной научной среде.

Третий этап развития этноконфликтологии приходится на вторую половину 80-х и начало 90-х гг. ХХ века. В этот период ученые заняты поисками способов выхода из социальных конфликтов (в том числе этнических), их урегулирования и разрешения [2, с. 245]. Можно сказать, что в основном в работах данного периода способы выхода из этнического конфликта рассматриваются как частный случай выхода из социального конфликта. Это можно наблюдать в исследованиях: Дж. Александера, Б. О'Лиари, Р. МакГарри, Л. Рангараджана, Дж. Ричардсона, Дж. Ротмана, Дж. Рубина, Т. Саати, Дж. Толанда и др.

На наш взгляд, работы западного научного сообщества 90-х гг. ХХ века в основном носили прикладной характер, чем теоретический, и были ориентированы на разрешение конкретных социальных и этнических конфликтов.

Согласно исследованиям отечественного ученого В.А. Авксентьева: итогом нескольких десятилетий развития и становления этноконфликтологии как научной дисциплины за рубежом стало формирование ряда этнокон-фликтологических школ среди западного сообщества. Он предлагает выделить четыре школы в этноконфликтологии:

1. «реалистическая» школа - сторонники, которой утверждают, что основу этнических конфликтов составляет борьба за получение материальных ресурсов, достижение власти для приобретения эконо-

мических благ, в результате чего за этнической формой социальной борьбы скрываются конкретные материальные мотивации. Сегодня теории этой школы продолжают интересовать многих ученых, а ее идеи привлекают в ее ряды много единомышленников;

2. «эволюционистская» - следующая популярная школа в этнокон-фликтологии, внимание которой в основном сосредоточено на статусных концепциях этнических конфликтов. Приверженцы этой традиции утверждают, что регулярно меняющаяся этническая стратификация общества является главной причиной большинства этнических конфликтов;

3. «социально-психологическая» школа, в основе теорий и концепций которой лежит методология фрейдизма, также имеет немало сторонников в этноконфликтологической практике;

4. в рамках последней школы - «антропологической» выделяются два основных направления - культурно-антропологическое и социо-биологическое. Приверженцы культурно-антропологического направления утверждают, что источники конфликтов коренятся в культурных особенностях народов и ценностных системах; сторонники второго направления считают, что многие компоненты поведения людей в этнических конфликтах необходимо рассматривать как нормативные, так как они в основном детерминированы природой человека [5, с. 49-52].

Каждая из этих школ сыграла большую роль в становлении этноконфлик-тологии. Сегодня эти школы в различных направлениях продолжают вносить неоценимый вклад в развитие этноконфликтологии, делая эмпирические обобщения и давая более аргументированные теоретические выводы.

Таким образом, становление этноконфликтологии как научной дисциплины произошло сравнительно недавно, во второй половине ХХ века. Поэтому этноконфликтологию можно считать одной из самых молодых отраслей мировой конфликтологии. В 1960-1970-е годы происходило превращение этнического конфликта в самостоятельный предмет научного анализа. 80-е гг. ХХ века можно охарактеризовать как переход от уровня теоретических исследований на теоретико-эмпирический уровень, в рамках которого учеными предпринимаются попытки выявить не только сущность этнических конфликтов, но также выявить их причинно-следственную связь. Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. ХХ века происходит становление и развитие нового этапа этнической конфликтологии - прикладного. Исследования данного периода обусловлены поиском выхода из социальных и этнических конфликтов.

Список литературы:

1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь: Изд-во СГУ 2001. - 268 с.

2. Проблемы международных отношений и глобального развития / С.В. Ануфриенко, Р.Т. Базаров, Э.И. Басырова и др.; Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2013. - 258 с.

3. Anufrienko S.V The modern terrorism, the media and the democracy // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Т. 27, № 2. - С. 293-296.

4. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict / D. Horowitz. - New-York: Columbia University Press, 2005. - 135 p.

5. Авксентьев В.А. Этическая конфликтология. - Ставрополь: Изд-во СГУ 2006. - 268 с.

НОВЫЕ ВНЕШНИЕ УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

© Миргород Д.А.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск.

В статье рассматриваются вопросы появление новых до настоящего времени нетрадиционных внешних участников политического процесса в ближневосточном регионе. Особое внимание уделено анализу основных направлений деятельности новых ведущих акторов мировой политики на Ближнем Востоке.

Ключевые слова актор, Ближний Восток, вестерннизация, глобализация, глобальное развитие, китаизация, политический процесс.

При своей всей нестабильности, неустойчивости и частичной отсталости Ближний Восток остается одним из ключевых регионов мировой политики, зоной соперничества ведущих мировых держав. После окончания холодной войны это геополитическое пространство стало не просто зоной пересечения интересов, а одной из основных областей внешнеполитической активности мировых центров силы.

Новый мировой порядок на современном этапе глобального развития, очевидно, будет определяться субъектами глобализации, которые выступают в качестве ее институциональной основы. Как известно субъектами гло-бализационных процессов могут являться национальные государства, центральные банки (входящие в мировую экономическую систему), международные неправительственные организации (являющиеся международными сообществами людей, которые представляют интересы различных групп), ме-

* Доцент кафедры Международных отношений, мировой экономики и международного права, кандидат политических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.