Научная статья на тему 'Этнический и социальный состав молдавских православных монастырей в 1944-1953 гг'

Этнический и социальный состав молдавских православных монастырей в 1944-1953 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОЛДАВИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / МОНАСТЫРЬ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГРАМОТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ / РУСИНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Содоль Вячеслав

Статья посвящена изучению вопросов внутреннего строения монастырей Молдавской ССР. Автор на обширном статистическом материале демонстрирует повышение грамотности среди монашествующих, показывает факторы, способствовавшие этому процессу. Особое внимание уделено этническому составу монашества, который характеризуется как многонациональный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнический и социальный состав молдавских православных монастырей в 1944-1953 гг»

УДК 271.478

этнический и социальный состав молдавских православных монастырей в 1944-1953 гг.

В.А. Содоль

Приднестровский государственный университет им Т.Г. Шевченко (Приднестровье, Молдова) e-mail: sodol-slav@yandex.ru

Авторское резюме

Статья посвящена изучению вопросов внутреннего строения монастырей Молдавской ССР. Автор на обширном статистическом материале демонстрирует повышение грамотности среди монашествующих, показывает факторы, способствовавшие этому процессу. Особое внимание уделено этническому составу монашества, который характеризуется как многонациональный.

Ключевые слова: Молдавия, православие, монастырь, начальное образование, неграмотность, этнический состав, русины

The Ethnic and Social Compositionof the Moldavian Orthodox Monasteries in 1944-1953

V.A. Sodol’

Taras Shevchenko State University of Transnistria (Transnistria, Moldova) e-mail: sodol-slav@yandex.ru

Abstract

The article is dedicated to the study of the issues about the internal structure of the monasteries of the Moldavian SSR. Using a broad range of statistical material the author demonstrates the rise of literacy among the monastics and shows the factors which contributed to this process. Especial attention is devoted to the nationality of the monastics, which is characterized as multinational. In the case of the conflict which arose among the monastics was on the issue of nationality.

Keywords: Moldavia, Orthodoxy, Monastery, Primary Education, Illiteracy, Ethnic Composition, Rusins.

Изучение истории молдавских православных монастырей в советский период их существования привлекает все больше исследователей. Наиболее интересующими их сюжетами по-прежнему являются проблемы взаимоотношений советских органов власти и православных церковных институтов на территории Молдавской ССР1. Остаются актуальными и вопросы жизнедеятельности отдельных православных обителей Молдавии2. Несмотря на достигнутый прогресс в освещении таких проблем, как государственно-церковные отношения в республике, экономическая жизнь местных монастырей, деятельность высших церковных иерархов по руководству вверенными им институтами, за пределами поля зрения ученых по-прежнему остаются такие аспекты, как образовательный уровень монашествующих и их этнический состав.

Устоявшееся в литературе мнение о национальном составе монашествующих молдавских обителей гласит, что «... почти все монашествующие молдаване и лишь изредка среди них есть русские, украинцы, болгары и гагаузы»3. Процитированный нами отрывок из информационного отчета уполномоченного Совета по делам РПЦ по Молдавской ССР П.Н. Роменского практически без изменений и каких-либо сомнений приводится в работах многих исследователей. Отчасти такое положение дел объясняется тем, что имеющиеся в распоряжении историков государственные архивные хранилища фактически не содержат данных по этим проблемам. Основные фонды, которыми пользуются исследователи государственно-церковных отношений (фонд 3046 в Национальном архиве Республики Молдова и фонд 6991 в Государственном архиве Российской Федерации), содержат материалы, характеризующие внешнюю сторону жизни обителей и практически не имеют сведений, позволяющих осмыслить их внутренний мир. Пожалуй, единственным исключением здесь является Архив Молдавской митрополии, в котором есть именные списки братий и сестричеств молдавских монастырей, позволяющие, хоть и фрагментарно, осветить заявленные выше проблемы.

Основными трудностями, с которыми сталкивается исследователь, привлекающий сведения из этого архива, являются, во-первых, неполная систематизация отложившихся в нем документов (в связи с чем многие названия дел носят условный характер) и, во-вторых, потеря части информации из-за пожара начала 1980-х гг. в старом

здании Епархиального управления. В связи с этим сохранилась лишь часть дел, позволяющих понять внутреннее строение молдавских православных обителей.

Наиболее значимыми документами, в которых фиксировалась интересующая нас информация об этническом составе и уровне образованности монашествующих, являются именные списки насельников и насельниц, составлявшиеся руководством монастырей ежегодно и показывающие, как правило, положение дел в монастыре по состоянию на 1 января. Но нередкими были случаи и иной датировки списков - в феврале, августе или декабре месяце соответствующего года. Подобные документы не имели единого формуляра, и поэтому в каждом монастыре они носили различные наименования: «Список насельниц...», «Список личного состава...», «Список монашествующих и послушников.», «Список лиц, живущих при монастыре.», «Список сотрудников.», «Послужной список о монашествующих» или же «Состав ... монастыря» (далее - «Список.»). От монастыря к монастырю различался и набор сведений, приводившихся настоятелем или настоятельницей в этих документах. Как правило, обязательными были графы: «Фамилия, имя, отчество при поступлении в монастырь», «Дата рождения», «Место рождения», «Социальное происхождение», «Дата поступления в монастырь», «Дата пострижения в монашество», «Монашеское имя», «Должность». Сведения о национальности и образовании носили факультативный характер и приводились далеко не в каждом «Списке.». В тех документах, где графа «Образование» все-таки присутствовала, фигурируют два основных типа сообщаемых сведений: прежде всего количество классов, которые закончило упоминаемое лицо (чаще всего от 1 до 4), а также понятие «неграмотный/неграмотная». Однако фиксировались и такие сведения, как «малограмотный/малограмотная», «церковное/монастырское», еще реже -вид учебного заведения (начальное училище, гимназия, румынская школа, факультет). В единичных случаях, относящихся прежде всего к несовершеннолетним, указывалось: «учится» - без дальнейшей конкретизации. В связи с этим, обобщая первичный материал «Списков.», мы посчитали возможным свести данные о монашествующих, получивших образование в объеме 1-6 классов, в одну графу, как имеющих начальное образование.

Собственно информация об образовательном уровне молдавского монашества представлена в нижеследующих таблицах.

В первые послевоенные годы среди монашествующих мужских обителей Молдавии грамотность, хотя и не была всеобъемлющей, но, тем не менее, охватывала большинство членов братий - лишь

40 человек из 245 были неграмотными, что составляет немногим более 16 %. Большинство насельников мужских обителей (136, или

55.5 %) получили начальное образование от 1 до 6 класса в сельских школах или начальных училищах. Однако были и единичные случаи поступления в монашествующие выпускников гимназий. Видимо, довольно значительная часть насельников (33 человека, или

13.5 %) приобщалась к азам образованности уже в самих монастырях. Об этом свидетельствует не только факт внесения записи «монастырское» в графу «Образование» именных списков монашествующих, но и имеющееся в ряде случаев уточнение («сейчас учится в монастыре»)4.

Реализованные в Молдавской ССР мероприятия в культурной сфере, такие как ликвидация безграмотности (завершена к 1950 г.), осуществление всеобщего начального образования (к концу 1948 г.) и создание условий для перехода к семилетней школе, видимо, оказали свое благотворное влияние и на местные монастыри5. Об этом красноречиво свидетельствуют как рост числа грамотных монашествующих (с 55,5 до 83,5 % от их общего количества), так и снижение уровня неграмотных лиц (с 16,3 до 9,8 %). О том, что насельники монастырей были вовлечены на рубеже 1940 - начала 1950-х гг. в осуществлявшийся в республике процесс всеобщего обучения грамоте, говорят примечания в списках монашествующих, вроде: «Учится в начальной школе»6. Также на это косвенно указывает сокращение количества насельников, получивших монастырское образование (с 13,5 до 4,2 %), а также снижение числа малограмотных (с 14,7 до 1,6 %). Следует признать, что к середине 1950-х гг. в мужских монастырях, как и в целом по республике, неграмотность была ликвидирована.

Обращает на себя внимание чрезвычайно высокий показатель количества неграмотных монашествующих в женских обителях Молдавии в первые послевоенные годы (39,5 %, в то время как в мужских монастырях в это же время - 16,3 %). По-видимому, на такое положение дел оказало влияние то обстоятельство, что получение образования женщинами (большая часть неграмотных насельниц находилась в возрасте от 40 лет и старше) в дореволюционное время и в период румынской оккупации Бессарабии было существенно затруднено. Выход из создавшегося положения частично был найден в получении начального образования внутри монастырской ограды. В монастырских церквах было обучено 37 насельниц, или 6,9 % от общего числа монашествующих. Специфическая ситуация отмечена нами в Каларашевском монастыре. Здесь большинство монахинь, зарегистрированных как неграмотные, были выходцами

из Вировского монастыря Холмской епархии, эвакуированного в 1916 г. Однако хорошо известно, что монахини этой обители еще в конце XIX в. основали школу, в которой обучали крестьянских детей, а накануне закрытия монастыря там были построены уже две школы7. В связи с этим мы предполагаем, что критерием определения уровня образованности было владение молдавским языком при чтении и письме. Но разрешить данный вопрос возможно лишь при привлечении дополнительных материалов (например соответствующей документации Вировского монастыря).

Как и в случае с мужскими монастырями, в рассматриваемый период, а именно в начале 1950-х гг., в женских обителях произошло сокращение количества неграмотных лиц с 39,5 до 22,6 %, т.е почти в два раза. Тем не менее общее число неграмотных насельниц по-прежнему оставалось значительным. Примечательно то обстоятельство, что наибольшее количество неграмотных насельниц зафиксировано в Таборском, Хировском и Варзарештском монастырях, т. е. обителях т.н. своекоштного типа, где монахини проживали разрозненно в собственных домах. По-видимому, руководству этих обителей не удалось в полном объеме вовлечь сестричество в процесс ликвидации безграмотности в республике. Тем не менее общее количество монашествующих, получивших начальное, монастырское, церковное и домашнее образование, возросло до 55,8 %, а вместе с лицами, владевшими навыками чтения и письма, составило 77,4 %. Таким образом, можно отметить, что процесс ликвидации неграмотности в женских монастырях к середине 1950-х гг. находился в стадии завершения.

Для мужских монастырей в целом был характерен полиэтничный состав, отражавший реальную этническую ситуацию в республике. Подавляющее большинство (свыше 90 %) монашествующих молдавской национальности, на наш взгляд, объясняется тем, что основным источником пополнения рядов черного духовенства в Молдавии были жители сельской местности, где преобладало именно молдавское население. Этот фактор оказал влияние на формирование моноэтнических по своему составу монашеских общин, как в Курковском монастыре. В то же время в обителях, располагавшихся не в центральной части Молдавии, а севернее или южнее, был более пестрый национальный состав. Самая полиэтничная монашеская община, по имеющимся сведениям, подвизалась в Кицканском монастыре и, помимо молдаван, включала русских, украинцев, болгар, гагаузов и румына. Среди братии Гербовецкого монастыря было 2 рутена (русина), 5 малороссов и 1 украинец. В частности, рутенами себя в 1948 г. назвали Шундрей Михаил Николаевич (уроженец с.

Ломачинец, 1880 г.р., поступил в монастырь в 23-летнем возрасте) и Лунгу Сильвестр Петрович (уроженец с. Гербовцы Бравического района, 1913 г.р., поступил в монастырь в 17-летнем возрасте)8.

Национальный состав женских монастырей Молдавии был в рассматриваемый период еще более пестрым, чем мужских. Доля молдаванок в них была несколько ниже - 83,9 %. Значительную часть насельниц составляли украинки и белоруски (6,5 и 6,64 % соответственно). Моноэтнический характер имел своекоштный Хировский монастырь, все насельницы которого были местными уроженками. Своим национальным составом значительно отличался от других женских обителей Каларашевский, что было обусловлено исторически. Дело в том, что в состав его сестричества в 1916 г. вошли монахини из Вировского монастыря Холмской епархии (ныне на территории Польши), белоруски по этнической принадлежности9. Схожая ситуация должна была наблюдаться и в Жабском монастыре, в который была переведена часть сестричества Леснинского монасты-ря10. К сожалению, детальная информация о национальном составе общины этой обители нами ни среди материалов Архива Молдавской митрополии, ни в фондах Национального архива Республики Молдова, ни в Государственном архиве Российской Федерации обнаружена не была. Тем не менее в 1951 г. часть сестричества этого монастыря, сохранившая свою славянскую идентичность, направила жалобу в адрес правившего в Молдавии архиерея - епископа Нектария. В ней монахини, в частности, отмечали: «За период 34 лет мы не слыхали чтение и пение русское, а теперь нам Всевышний даровал эту радость, но вдруг без никаких причин радость наша от нас отнимается. Хотя мы только один раз в неделю, в зимний период, и слышим, а летом все на работе, за церковь нет когда и вспомнить»11. Однако епископ остался глух к мольбе монашествующих и предписал: «Настоятельнице с собором разобрать все недоразумения... Если нужно, следует налагать на виновных наказания - вплоть до перемены послушания и удаления из хора»12.

В рассматриваемый период уровень образованности монашествующих мужских обителей был заметно выше этого показателя среди общин женских монастырей. Культурная революция, развернувшаяся в конце 1940-х гг. в республике, затронула и монастырскую систему - число неграмотных насельников и насельниц значительно сократилось, в то время как количество грамотных сестер и братьев заметно возрос. В то же время местные монастыри вследствие секуляризации системы образования постепенно теряют функции образовательных центров, выполнявшиеся ими в предыдущий период развития.

В монастырях Кишиневской епархии подвизались представители восьми национальностей, проживавших в республике. Преобладание молдаван среди монашествующих, равно как и наличие среди них представителей иных этносов, было обусловлено тем, что ряды черного духовенства пополнялись в основном за счет населения близлежащих сел с различным национальным составом. Специфический в этническом отношении состав сестричеств имели Калара-шевский и Жабский монастыри, в которые были переселены в годы Первой мировой войны монахини из Холмской епархии.

ЛиТЕРАТУРА

1. TihonovL. PoLitica statuLui sovietic fa£a de cuLteLe din R.S.S. MoLdoveneasca. Chisinau, 2004; Иосиф (Павлинчук). Кишиневско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 год. Ново-Нямецкий монастырь, 2004; Loca§uri sfinte din Basarabia. Ed. I. Chisinau, 2001; Ciorba V Biserica Ortodoxa din Basarabia §i Transnistria (1940 - 2010). Chisinau, 2011.

2. Be^leaga V. Cruci rasturnate de regim manastirea RaciuLa. 1959. Chisinau, 2006; Po§tarencu D. Manastirea NouL Neair^. Chisinau, 1994; Gri£cu I., Iftodi L. Manastirea Japova. Chisinau, 2005; Golub V. Manastirea Churchi. Orhei, 2000; Ириней (Тафуня). История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицкан-ского монастыря. Ново-Нямецкий монастырь, 2004.

3. Православие в Молдавии: власть, церковь, верующие. 1940-1991. Собрание документов. В 4 т. Т. 1. М., 2009. С. 355.

4. Архив Молдавской миитрополии (далее -АММ). Дело Злотевского монастыря. Список лиц, живущих при монастыре Злоц Бендерского уезда 25 августа 1945 г.

5. История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 2002. С. 278.

6. АММ. Дело Добрушского монастыря. Список монашествующих. на 1 января 1950 г.

7. Вировский во имя Всемилостивейшего Спаса женский монастырь. Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/158744.html (дата обращения: 24.11.2013 г.).

8. АММ. Дело Гербовецкого монастыря. Список монашествующих. 1948 г.

9. Вировский во имя Всемилостивейшего Спаса женский монастырь ...

10. Мелинти М., Содоль В.А. Жабский в честь Вознесения Господня женский монастырь. Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/ text/182181.htmL (дата обращения: 24.11.2013 г.).

11. АММ. Дело переписки с Жабским монастырем 1951 г. Л. 28.

12. Там же. Л. 52.

References

1. Tihonov L. PoLitica statuLui sovietic fa£a de cuLteLe din R.S.S. MoLdoveneasca. Chisinau, 2004; Iosif (Pavlinchuk). Kishinevsko-MoLdavskaya eparkhiya v period s 1944 po 1989 god. Novo-Nyametskiy monastyr', 2004 [in Russian]; Loca§uri sfinte din Basarabia. Ed. I. Chisinau, 2001; Ciorba V. Biserica Ortodoxa din Basarabia §i Transnistria (1940 - 2010). Chisinau, 2011.

2. Be^leaga V. Cruci rasturnate de regim manastirea RaciuLa. 1959. Chisinau, 2006; Po§tarencu D. Manastirea NouL Neam^. Chisinau, 1994; Gri^cu I., Iftodi L. Manastirea Japova. Chisinau, 2005; Golub V. Manastirea Churchi. Orhei, 2000; Iriney (Tafunya). Istoriya Svyato-Voznesenskogo Novo-Nyametskogo Kitskanskogo monastyrya. Novo-Nyametskiy monastyr', 2004 [in Russian].

3. PravosLavie v MoLdavii: vLast', tserkov’, veruyushchie. 1940-1991. Sobranie dokumentov. V 4 t. T. 1. M., 2009. S. 355 [in Russian].

4. Arkhiv MoLdavskoy miitropoLii (dalee - AMM). DeLo ZLotevskogo monastyrya. Spisok Lits, zhivushchikh pri monastyre ZLots Benderskogo uezda 25 avgusta 1945 g.

5. Istoriya RespubLiki MoLdova s drevneyshikh vremen do nashikh dney. Kishinev, 2002. S. 278.

6. AMM. DeLo Dobrushskogo monastyrya. Spisok monashestvuyushchikh... na 1 yanvarya 1950 g.

7. Virovskiy vo imya VsemiLostiveyshego Spasa zhenskiy monastyr’ PravosLavnaya entsikLopediya. URL: http://www.pravenc.ru/text/158744.htmL (data obrashcheniya: 24.11.2013 g.).

8. AMM. DeLo Gerbovetskogo monastyrya. Spisok monashestvuyushchikh. 1948 g.

9. Virovskiy vo imya VsemiLostiveyshego Spasa zhenskiy monastyr.,

10. Melinti M., Sodol’ VA. Zhabskiy v chest' Vozneseniya Gospodnya zhenskiy monastyr'. PravosLavnaya entsikLopediya. [ELektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.pravenc.ru/text/182181.htmL (data obrashcheniya: 24.11.2013 g.).

11. AMM. DeLo perepiski s Zhabskim monastyrem 1951 g. L. 28.

12. Tam zhe. L. 52.

Содоль Вячеслав Анатольевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории и государственного управления Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.

e-mail: sodol-siav@yandex.ru

Sodol’ Veacheslav - Candidate of Historical Sciences, Assosiate Professor of the Faculty of Domestic History of the Institute of History and State Managment of the Taras Shevchenko State University of Transnistria.

e-mail: sodoi-siav@yandex.ru

Приложения

Таблица 1. Образование монашествующих мужских обителей (1945-1948 гг.)

Назва- ние монас- тыря Коли- чество мона- шест- вующих Возраст монашест- вующих Образование монашествующих

Началь- ное Мало- грамот- ные Монас- тырс- кое Сред- нее Выс- шее Негра- мот- ные

П Я И я § 1-н О 66 Старше 60 лет 2 7 6

От 40 до 60 лет 6 8 5

От 18 до 40 лет 13 8 1

До 18 лет 8 2

6 п « н О >Е ч к со ^ 15 Старше 60 лет 1 2

От 40 до 60 лет 1 -

От 18 до 40 лет 4 2

До 18 лет 4 1

Рудьс- кий 13 Старше 60 лет 2

От 40 до 60 лет 4

От 18 до 40 лет 2

До 18 лет 5

1 .« я и и о 3 н о а 15 Старше 60 лет 2 -

От 40 до 60 лет 5 1

От 18 до 40 лет 4 -

До 18 лет 3 -

■ ж о к ю * ^ я » » (-Н и 71 Старше 60 лет 13 5

От 40 до 60 лет 12 5

От 18 до 40 лет 22 3

До 18 лет 10 1

со о В 5К ст з 12 Старше 60 лет - - -

От 40 до 60 лет 2 2 2

От 18 до 40 лет 5 - -

До 18 лет 1 - -

И Я о 53 Старше 60 лет 4 4 1 1

От 40 до 60 лет 7 7 5 2

От 18 до 40 лет 6 8 2 1

До 18 лет 1 4 -

Итого: 245 136 36 33 40

Таблица составлена на основании следующих документов: Архив Молдавской митрополии (АММ). Дело Злотевского монастыря. Список лиц, живущих при монастыре Злоц Бендерского уезда 25 августа 1945 г.; Там же. Дело Гиржавского монастыря. Послужной список монашествующих и послушников Гиржавского Вознесенского монастыря за 1945 г. Там же. Дело Рудянского монастыря. Список сотрудников монастыря Рудянского; Там же. Дело Сыр-бештского монастыря. Список монахов Сырбештского монастыря Сынжерейского района Бельцкого уезда за 1947 г.; Там же. Дело Гербовецкого монастыря. Список монашествующих Гербовецкого монастыря Бравическаго района 1948 г.; Там же. Дело Цыповского монастыря. Список Цыповского Успенского монастыря Киперченского района Оргеевского уезда 24 января 1948 г.; Там же. Дело Цыганештского монастыря. Список личного состава живущих братьев при Свято-Успенском мужском монастыре Цыганешты по состоянию на февраль 1948 г.

Таблица 2. Образование монашествующих мужских обителей (1949-1953 гг.)

Назва- ние монас- тыря Коли- чество мона- шест- вующих Возраст монашест- вующих Образование монашествующих

Началь- ное Мало- грамот- ные Монас- тырс- кое Сред- нее Выс- шее Негра- мот- ные

Сырбе- штский 17 Старше 60 лет 1 2

От 40 до 60 лет 6 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От 18 до 40 лет 4 -

До 18 лет 2 1

Гинку- ловский 34 Старше 60 лет 5 1 2 1

От 40 до 60 лет 10 1 4 -

От 18 до 40 лет 7 1 1 -

До 18 лет 1 - - -

Гиржав- ский 39 Старше 60 лет 11 -

От 40 до 60 лет 14 1

От 18 до 40 лет 10 -

До 18 лет 3 -

^ в 64 Старше 60 лет 14 6 4

От 40 до 60 лет 8 2 1

От 18 до 40 лет 18 1 1

До 18 лет 8 - 1

Злотевс- кий 7 Старше 60 лет - 2

От 40 до 60 лет 1 -

От 18 до 40 лет 4 -

До 18 лет

Кипри- янский 39 Старше 60 лет 11 3

От 40 до 60 лет 16 -

От 18 до 40 лет 9 -

До 18 лет - -

Кицкан- ский 61 Старше 60 лет 11 4 2 - - 2

От 40 до 60 лет 17 - - 3 1 2

От 18 до 40 лет 13 - - - - 1

До 18 лет 4 - 1 - - -

Курков- ский 53 Старше 60 лет 17 3

От 40 до 60 лет 23 1

От 18 до 40 лет 9 -

До 18 лет - -

Гербо- вецкий 79 Старше 60 лет 22 6

От 40 до 60 лет 28 9

От 18 до 40 лет 11 1

До 18 лет 2 -

Цыга- нештс- кий 55 Старше 60 лет 17 -

От 40 до 60 лет 24 1

От 18 до 40 лет 13 -

До 18 лет - -

Итого: 448 3 74 7 19 3 1 44

Таблица составлена на основании следующих документов: АММ. Дело Сырбештско-го монастыря. Список монахов и послушников Сырбештского монастыря Сынжерейского района Кишиневско-Молдавской епархии по состоянию на 1 января 1949 г.; Там же. Дело Гинкульского монастыря. Список монашествующих и послушников Гинкуловского мужского монастыря Кишиневско-Молдавской епархии Страшенского района по состоянию на 1 января 1950 г.; Там же. Дело Гиржавского монастыря. Список лиц, находящихся в Гиржавском мужском монастыре к 1 декабря 1950 г.; Там же. Дело Добрушского монастыря. Список монашествующих и послушников Добрушского мужского монастыря Кишиневско-Молдавской епархии Котюжанского района по состоянию на 1 января 1950 г.; Там же. Дело Злотевского монастыря. Список монашествующих и послушников Злотевского мужского монастыря Кишиневско-Молдавской епархии Чимишлийского района по состоянию на 1 января 1950 г.; Там же. Дело Киприянского монастыря. Список монашествующих и послушников Киприян-ского мужского монастыря Кишиневско-Молдавской епархии Страшенского района по состоянию на 1 января 1950 г.; Там же. Дело Кицканского монастыря. Список монашествующих Кицканского мужского монастыря Кишиневско-Молдавской епархии 2 декабря 1949 г.; Там же. Дело Курковского мужского монастыря с 1946-1953 гг. Список насельников Курковского мужского монастыря Оргеевского района МССР 1952 г.; Там же. Дело Гербовецкого монастыря. Список монашествующих Гербовецкого монастыря Бравического района на 1 января 1953 г.; Там же. Дело Цыганештского монастыря. Цыганештский монастырь 1953.

Таблица 3. Образование монашествующих женских обителей (1945-1950 гг.)

Назва- ние монас- тыря Коли- чество мона- шест- вующих Возраст монашест- вующих Образование монашествующих

Началь- ное Мало- грамот- ные Монас- тырс- кое ^ м си О О ЕС Выс- шее Негра- мот- ные

1 * А 5 а й й о ч И й 2 и а 101 Старше 55 лет 19 - 31

От 40 до 55 лет 21 1 12

От 18 до 40 лет 7 - 10

До 18 лет - - -

Хиров- ский 168 Старше 55 лет 19 31

От 40 до 55 лет 27 22

От 18 до 40 лет 53 8

До 18 лет 6 2

Сахар- нянский 40 Старше 55 лет 1 4 4

От 40 до 55 лет 3 2 2

От 18 до 40 лет 17 5 -

До 18 лет 2 - -

1 & О й *8 в Й и Н о СЧ СЧ Старше 55 лет 19 14 48

От 40 до 55 лет 23 3 22

От 18 до 40 лет 50 9 16

До 18 лет 18 - 3

Итого: 534 285 37 1 211

Таблица составлена на основании следующих документов: АММ. Дело Каларашевского монастыря. Послужной список о монашествующих и послушницах Каларашевского Свято-Успенскаго женского монастыря за 1945 г.; Там же. Дело Хировского монастыря. Послужной список монашествующих и послушниц Хировского женского монастыря Оргеевского района по состоянию на 1 декабря 1948 г.; Там же. Дело Сахарнянского монастыря. Состав женского Сахарнянского монастыря 4 января 1949 г.; Там же. Дело Таборского монастыря. Список монашествующих Таборского монастыря Оргеевского района на 1949 - 1950 г. по 10 февраля.

Таблица 4. Образование монашествующих женских обителей (1951-1954 гг.)

Назва- ние монас- тыря Коли- чество мона- шест- вующих Возраст монашест- вующих Образование монашествующих

Началь- ное Мало- грамот- ные Монас- тырс- кое До- маш- нее еоо Негра- мот- ные

1 И&о 123 Старше 55 лет 12 2 19 13

От 40 до 55 лет 15 - 14 6

От 18 до 40 лет 22 - 20 -

До 18 лет - - - -

Хиров- ский 174 Старше 55 лет 13 33 10

От 40 до 55 лет 16 28 11

От 18 до 40 лет 36 14 9

До 18 лет 4 - -

1 а о « Ю Е й И Н о 203 Старше 55 лет 11 9 4 31

От 40 до 55 лет 16 13 3 14

От 18 до 40 лет 38 10 - 17

До 18 лет 28 6 - 3

Сахар- нянский 31 Старше 55 лет 3 5 3

От 40 до 55 лет 3 1 1

От 18 до 40 лет 11 2 2

До 18 лет - - -

Итого: 531 228 115 55 7 8 120

Таблица составлена на основании следующих документов: АММ. Дело Варзарештского монастыря. Список монашествующих Варзарештского женского монастыря Ниспоренского района на 1 января 1951 г.; Там же. Дело Хировского монастыря. Список насельниц Хиров-ского женского монастыря Оргеевского района МССР 1952 года; Там же. Дело Таборского монастыря. Список насельниц Таборского женского монастыря на 1952 г.; Там же. Дело Са-харнянского монастыря. Список всех монахинь и сестер, живущих в Сахарнянском женском монастыре Резинского района по 1954 г.

Таблица 5. Национальный состав монашествующих мужских обителей (1948-1952 гг.)

Название монастырей Кол- во мона- шест- вую- щих Национальность монашествующих

Мол- дава- не Рус- ские Укра- инцы Ру- те- ны Ма- ло- р°- ссы Бол- га- ры Га- га- узы Ру- мы- ны

Гербовецкий 71 63 - 1 2 5 - - -

Гиржавский 39 37 - 2 - - - - -

Кицканский 61 49 2 6 - - 1 2 1

Курковский 53 53 - - - - - - -

Итого: 224 СО 2 9 2 5 1 2 1

Таблица составлена на основании: АММ. Дело Гербовецкого монастыря. Список монашествующих. 1948 г.; Там же. Дело Гиржавского монастыря. Список лиц. к 1 декабря 1950 г.; Там же. Дело Кицканского монастыря. Список монашествующих .1949 г.; Там же. Дело Курковского мужского монастыря с 1946 - 1953 г. Список насельников . 1952 г.

Таблица 6. Национальный состав монашествующих женских обителей (1945-1952 гг.)

Название монастыря Кол- во мона- шест- вую- щих Национальность монашествующих

Мол- да- ване Рус- ские Укра- инцы -- ооы Бело- русы Бол- гары Ру- мыны

Варзарештский 124 115 3 - 1 - 5 -

Каларашевский 101 19 3 39 - 40 - -

Ж О О (Л Е-| 203 198 3 - - - 2 -

Хировский 174 173 - - - - - 1

Итого: 602 505 9 39 1 40 7 1

Таблица составлена на основании следующих документов: АММ. Дело Варзарештского монастыря. Список монашествующих. на 1 января 1951 г.; Там же. Дело Каларашевского монастыря. Послужной список. за 1945 г.; Там же. Дело Таборского монастыря. Список на-сельниц. на 1952 г.; Там же. Дело Хировского монастыря. Список насельниц. 1952 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.