Научная статья на тему 'Православные монастыри Молдавии и Советская власть: экономическое взаимодействие'

Православные монастыри Молдавии и Советская власть: экономическое взаимодействие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
бессарабия / молдавия / православная церковь / монастыри
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православные монастыри Молдавии и Советская власть: экономическое взаимодействие»

вячеслав Содоль

православные монастыри Молдавии и советская власть: экономическое взаимодействие

В середине 40-х гг. начался один из интереснейших этапов в истории отношений церкви и государства в СССР. После периода жесткой конфронтации 20-х - 30-х гг. советские органы переходят к сотрудничеству с религиозными организациями. Эти изменения в государственно-церковных отношениях коснулись и молдавского духовенства после освобождения советскими войсками территории Молдавии от фашистских оккупантов весной-летом 1944 г.

К сожалению, до сих пор не появилось исследований, в которых бы рассматривались вопросы взаимодействия советских органов власти с церковными учреждениями. Так, в работах И. Павлинчука1, Л. Тихоновой2, В. Бешляги3 и др. утвердившейся аксиомой стало представление, что «по окончании Второй мировой войны монашеская жизнь и монастыри Кишиневско-Молдавской епархии испытали сокрушительный удар со стороны тоталитарно-коммунистического режима». Пристальное внимание современные исследователи уделяют характеристике механизмов закрытия монастырей, противоправным действиям местных органов власти и их пособников среди духовенства разного уровня. Однако проблема сотрудничества советских органов и монастырей Молдавии все еще требует своего решения.

Сделать это позволяют многочисленные документы (справки, рапорты, отчеты, заявления и пр.), отложившиеся в фондах Совета по делам Русской православной церкви при СНК (с 1946 г. - СМ) СССР, Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при СНК (с 1946 г. - СМ) СССР по Молдавской ССР и текущего архива Молдавской митрополии Московского патриархата.

Уже в середине 1944 г. местный НКГБ доносил вышестоящим инстанциям, что «каких-либо враждебных антисоветских проявлений со стороны оставшихся на освобожденной территории МССР духовенства и актива верующих ... не зафиксировано. Большинство священников публично высказывают свое лояльное отношение к советской власти»4. Эти слова можно отнести и к характеристике настроений среди монашествующих, которые доказывали свою поддержку советским органам власти конкретными действиями. Так, весной 1944 г.

братия Гинкуловского монастыря Св. Параскевы (все еще находившегося в зоне румынской оккупации) укрыла группу советских парашютистов. За это монахи были арестованы и отправлены в тюрьму г. Браила (Румыния), где находились до середины июня того же года5. Во время прохождения фронта в течение восьми месяцев насельни-цы Каларашовского Успенского монастыря производили стирку белья раненых бойцов Красной Армии из трех госпиталей. Они же взяли на себя и снабжение продуктами этих госпиталей, выделив безвозмездно 3000 кг картофеля. Кроме этого, монахини этой обители дали бесплатно для советских солдат 600 пудов муки, а также передали на мясо двух волов, двух коров, четырех телят и сорок овец6. Из Кушеловского Успенского монастыря для бойцов были направлены 50 пудов пшеницы и 6 пудов кукурузы7. Примеру этих монастырей последовали и другие обители. Братия Гыржавского Вознесенского монастыря сдала в фонд Красной Армии 106 пудов пшеницы8. Ново-Нямецкий монастырь с. Кицканы предоставил для нужд советских войск 60 т картофеля, 6 вагонов вина, на фураж животным - 4 т ячменя и кукурузы9. Припиченский монастырь Св. Троицы оказал продовольственную помощь пшеницей (2 т), кукурузой (7 т), ячменем (2 т), фасолью (400 кг), сеном (1 т) и соломой (10 т)10. Монахи Куприяновского монастыря пожертвовали 560 кг яблок11. Даже молодой (основан в 1943 г.) и немногочисленный злотевский монастырь Св. Георгия передал в фонд Красной Армии 1 т хлеба12.

Советские военные части, со своей стороны, также старались оказать всевозможную помощь монашествующим. Например, в добруш-ском монастыре, где располагался штаб 7-го танкового корпуса под командованием генерала Ф. Каткова13, солдаты обработали 15 га фруктового сада и 3 га орехов14. В Кицканском монастыре красноармейцы скосили, обмолотили и полностью вывезли зерновые культуры15.

После освобождения Молдавии от фашистов руководство Кишиневско-Молдавской епархии проводит кампанию по сбору средств приходами и монастырями на различные военные нужды, часто для конкретных адресатов. Так, в 1944 г. насельники Ново-Нямецкого монастыря пожертвовали на нужды Красной Армии 15 000 руб.16 На постройку танковой колонны 8 310 руб. поступило из казны Добрушского монастыря и 1 000 руб. - из Каларашовского17. На счет Красного Креста поступили 3 700 руб. от Фрумосовского, 1 000 руб. от Каларашовского и 3 991 руб. от Добрушского монастырей18. Кроме этого, Рудевский монастырь Св. Николая в 1944 г. пожертвовал на помощь детям фронтовиков 3 000 руб.19 Из мужских обителей в качестве военного займа в 1944-1945 гг. Припиченский монастырь внес 2 000 руб., Кицканский - 10 700 руб., Злотевский - 6 000 руб.20

104

Руси I* 2010, № 2 (20)

Среди женских - насельницы Каларашовского монастыря заплатили 11 600 руб., Кушеловского - 500 руб., Речульского - 1000 руб. (от ста-риции) и 16 800 руб. (от своекоштных монашек)21. Таким образом, на нужды фронта местными монашествующими было собрано более 84 тыс. рублей.

В ноябре 1945 г. епископ Кишиневский и Молдавский Иероним направил по случаю 28-й годовщины Октябрьской революции поздравительное письмо на имя и. Сталина, в котором сообщил руководителю Советского государства о пожертвовании Молдавской церковью 200 тыс. руб. «для семей героев Красной Армии»22.

Помимо добровольных пожертвований, монастыри были привлечены к уплате военного налога. В 1944 г. Куприяновский монастырь по этой статье внес 1 337 руб., Сербештский - 2 505 руб., а Гировский своекоштный - 24 450 руб. (по 150 руб. с насельницы монастыря)23. В 1945 г. в счет военного налога монахи Гыржавского монастыря выплатили из «братской кружки» 11 362 руб., Куприяновского - 7 650 руб.. Курковского - 7 025 руб., Припиченского - 3 500 руб., Рудевского -

1 000 руб. и Гировского - 15 000 руб.24

После окончания Великой Отечественной войны перед СССР встала задача восстановления разрушенного хозяйства. Для ее решения руководство страны привлекало разнообразные ресурсы, как внешние, так и внутренние. Одним из источников решения проблемы продовольственного снабжения городов Молдавии стала продукция подсобных хозяйств монашеских обителей. В результате обследования положения монастырей 10 - 18 сентября 1945 г. инспекторами Совета по делам Русской православной церкви ими был составлен доклад «О монастырях МССР», в котором они дали характеристику экономического потенциала монастырских хозяйств и предложили ряд мероприятий по привлечению монашествующих к работе по преодолению последствий войны и оккупации. В нем, в частности, отмечалось: «Вследствие того, что в 1940 г. в Молдавии у большинства монастырей отбирались либо частично, или целиком (Кицканский и Гыржав-ский монастыри) земельные участки, сады, виноградники, пчелы, у монахов нет уверенности в том, что снова не отберут их хозяйств. Это расхолаживает их в работе и задерживает подъем хозяйства после войны. Твердое закрепление земельных участков, садов, виноградников и других земель, уяснение политики Советского правительства в отношении монастырей и их хозяйственной деятельности создадут условия быстрого восстановления монастырских хозяйств, и они могут стать культурными хозяйствами и давать государству немало хорошей продукции»25. Инспекторами Совета было также отмечено, что «настоятели монастырей не отказывают, а скорее охотно идут навстречу желаниям представителей районных организаций»26.

Взаимные обязательства государства и монастырей были определены двумя Постановлениями СНК СССР от 22 и 29 августа 1945 г. Они узаконивали существование и функционирование на территории страны монашеских обителей, предписывали советским органам не препятствовать деятельности монастырей. В частности, за монастырями были сохранены здания, земля и скот. Монахи были освобождены от уплаты налогов на землю и строения, а также на холостяков27. Им было разрешено заниматься промыслами, создавать мастерские.

Еще до появления этих постановлений Управление производственных предприятий Молдавпотребсоюза заключило с надомницами Речульского, Фрумосовского, Таборского, Варзарештского и Хиров-ского монастырей договор о производстве ковров, трикотажных изделий, вышивок и др. из государственного сырья. В соответствии с условиями договора 170 монашек обязывались ежемесячно сдавать 80 м2 молдавских ковров, 750 пар носков, 750 пар перчаток и 120 сви-теров28. Однако выполнение условий договора было сорвано из-за отсутствия красителей29.

Руководство мужских монастырей отказалось от производства товаров ширпотреба, отдав предпочтение развитию отраслей с о б с т -венного хозяйства: хлебопашества, виноградарства и садоводства. Имевшиеся в их владении различные мастерские они передавали во временное пользование государственным предприятиям. Так поступили насельники Курковского монастыря, у которого в 1945 г. механизированные мастерские по производству мебели арендовал местный леспромхоз. Кроме этого, монашествующие сдали в аренду шерсточесальную машину, 5 га виноградников, 30 га садов, 30 га сенокосных угодий и 24 га пахотной земли30. Кицканский монастырь разрешил использовать здания водокачки и водонапорной башни на территории обители руководству совхоза «Копанка» и местной больнице31. Руководство этого же монастыря с марта по июнь 1946 г. сдавало в аренду собственную пекарню Кицканскому сельпо32. На паровой мельнице Куприяновского монастыря перемалывали зерно на муку не только иноки, но и население округи33.

В то же время молдавские монастыри пользовались различными услугами государственных учреждений в целях улучшения ведения своего хозяйства. Так, монахи Курковского монастыря в июне 1949 г. заключили договор с Оргеевской районной ветлечебницей сроком на один год. По его условиям, ветврач лечебницы был обязан дважды посетить подсобное хозяйство монастыря и оказывать лечебную помощь заболевшим животным в иное время, проводить все положенные ветзаконодательством профилактические меры. Монастырь же обязался неуклонно выполнять указания ветврача, строго

106

Руси I* 2010, № 2 (20)

соблюдать зооветправила по содержанию скота и ежемесячно выплачивать 300 руб. за ветобслуживание34.

Неуклонное соблюдение государственными и советскими органами положений правительственного постановления «О православных монастырях» способствовало развитию их подсобных хозяйств. Так, по имеющимся данным, доходы восьми мужских обителей Молдавии в 1945 г. составили 558 881 руб., из них 394 674 руб. (70,6 %) были получены от хозяйственной деятельности35. Валовой доход женских монастырей в этот же период выражался в сумме 296 186 руб. для общежительных и 203 408 руб. для своекоштных (по данным Варза-рештского и Хировского) монастырей36. Приходы от подсобных хозяйств составили соответственно 112 116 руб. (37,8 %) и 63 530 руб. (31,2 %)37. При этом налоговая нагрузка на обители была не очень обременительной. Например, Вознесенский монастырь с. Гыржавка, заработав в 1945 г. 144 022 руб., внес в Госбанк в качестве обязательных платежей (подоходный налог и страхование строений) 29 167 руб., что составило лишь 20,2 % от суммы его дохода38.

После изгнания оккупантов монастыри были привлечены государством к выполнению обязательных натуральных поставок, в число которых входили зерновые культуры (пшеница, рожь), мясо, молоко и шерсть. В 1945 г. православные обители сдали государству 101 091 кг зерновых, 1 111 кг мяса, 1 984 л молока и 152,4 кг шерсти39. Помимо выполнения обязательств, монастыри имели возможность заключать с советскими органами контрактационные договоры и получать таким образом дополнительный доход за счет реализации излишков своей продукции. В справках о монастырях Уполномоченного Совета по делам РПЦ упоминаются следующие виды продукции по контрактации: виноград, фрукты, овощи, яйца, брынза, сено, кукуруза, подсолнечник, орехи и пр. Так, в том же году монастырями было реализовано 5 023 кг винограда, 1 909 кг фруктов, 6 287 кг овощей, 1000 яиц, 140 кг брынзы, 4 542 кг сена, 8 410 кг кукурузы, 10 412 кг подсолнечника, 110 кг орехов40.

В следующем году, несмотря на неблагоприятные погодные условия, монастыри выполнили возложенные на них обязательства и передали заготовительным организациям 53 389 кг зерновых, 2 492 кг мяса, 3 359 л молока, 102,5 кг шерсти; по контрактации ими было сдано 8 654 кг винограда, 19 487 кг фруктов, 7356 кг овощей, 200 яиц, 212 кг меда, 5 079 кг сена, 1 456 кг кукурузы, 2 854 кг подсолнечника, 50 кг орехов41.

Зимой 1947 г. настоятели большинства молдавских монастырей обращаются к уполномоченному Роменскому с заявлениями, в которых сообщают о катастрофическом положении в обителях с продуктами, о

нехватке семенного материала. для примера приведем обращение Софии Пацевич, настоятельницы Каларашовского монастыря, в котором отмечалось: «исключительно неурожайный 1946 год [...] не только не оправдал ожидаемых надежд, но и не дал возможности собрать то количество зерновых продуктов, которое необходимо в будущем году для обсеменения наших полей, не говоря уже о пропитании. [.] Персонал монастыря состоит из 110 душ, из которых 76 старух, ввиду преклонного возраста нетрудоспособны, а для пропитания всего этого персонала нужно самое меньшее по 100 гр. на человека ежедневно»42.

Как известно, в начале 1947 г. в республику из Москвы был направлен заместитель председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгин с группой ответственных работников. После их прибытия в Молдавию было дополнительно направлено продовольствие, денежные средства, топливо, корма для животных, семена и др. В частности, уполномоченному министерства заготовок в Кишинев была направлена правительственная телеграмма, которая предписывала отпустить монастырям Молдавии 15 т зерновых культур (кроме пшеницы) в качестве семенной ссуды, на условиях возврата из урожая 1947 г.43. Таким образом, монастырским хозяйствам (по имеющимся данным - 17 монастырей) было выдано 7 396 кг ячменя, 2 040 кг овса,

2 230 кг кукурузы44. Это количество зерна позволило засеять яровыми культурами 205 га земель.

В результате правительственной помощи и благоприятных климатических условий монастыри получили очень хороший урожай сельхозкультур. Только Добрушский монастырь в 1947 г. собрал 73 600 кг различных продуктов, из них 18 000 кг пшеницы, 1 300 кг ячменя, 700 кг овса, 16 000 кг картофеля, 10 000 кг кукурузы, 4 000 кг подсолнуха, 600 кг фруктов, 2 000 кг винограда45. В целом монастыри Молдавии сдали государству по обязательствам 70 043 кг зерновых, 2 849 кг мяса, 4 131 л молока, 234,2 кг шерсти; по контрактации - 8 122 кг винограда, 520 кг фруктов, 8 400 кг овощей, 165 кг меда, 2 270 кг сена, 8 111 кг подсолнечника, 30 кг орехов46.

Валовой доход монастырей в этом году составил 1 413 325 руб., поступления от хозяйственной деятельности мужских обителей составили 932 831 руб., а женских - 132 573 руб. и 144 558 руб. (общежительных и своекоштных соответственно)47. При этом выплаты фи-норганам государства составили в целом 175 410 руб. (12,4 %), в том числе по мужским монастырям 125 125 руб., по женским общежительным (кроме Жабского) - 29 679 руб., по женским своекоштным -20 606 руб. Кроме этого, ряд обителей (Гыржавский, Куприяновский, Курковский, Сербештский, Каларашовский, Таборский и Гировский монастыри) подписались на государственный заем 1947 г. на общую сумму 28 100 руб.48

В следующем 1948 г. монастырские хозяйства сдали по гособяза-тельствам 123 737 кг зерновых, 2 758 кг мяса, 5 140 л молока, 355,5 кг шерсти; по контрактации - 7 300 кг винограда, 43 118 кг фруктов, 4 963 кг овощей49. В этом же году валовой доход монастырей составил

I 790 633 руб., в том числе от хозяйств мужских обителей - 1 198 679 руб., женских общежительных - 156 532 руб. и женских своекоштных - 264 152 руб. Мужскими монастырями государству было выплачено 136 056 руб., женскими общежительными - 28 740 руб. и женскими своекоштными - 32 193 руб., всего 196 989 руб., что составило лишь

II % от поступивших в их казну доходов.

Великая Отечественная война кардинальным образом изменила систему взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви. Этому в значительной мере способствовала патриотическая деятельность духовенства и верующих, в том числе и в Молдавии. Уже в ходе освобождения республики от фашистских оккупантов начало складываться многостороннее сотрудничество между православными монастырями края и советской администрацией. Одним из важнейших его направлений стало экономическое взаимодействие, включавшее в себя прямую материальную помощь, поставки продуктов питания, выполнение требуемых работ насельниками монастырей в пользу войск Красной Армии. Последние, в свою очередь, помогали монашествующим обработать монастырские угодья: пашни, сады, виноградники.

После окончания войны была создана законодательная база, определившая статус юридического лица за монастырями и позволившая их насельникам вступать в разнообразные контакты с хозяйствующими субъектами различных форм собственности. В условиях социалистического государства главным экономическим партнером молдавских обителей были, естественно, различные государственные структуры.

Подсобные хозяйства монастырей были привлечены к выполнению государственных обязательств по сдаче натуральных налогов зерновыми культурами, мясом, молоком, шерстью. Они также вносили требуемые платежи в Госбанк. В то же время государство закупало у монашествующих в порядке контрактации овощи, фрукты, виноград и другие виды продуктов.

Одной из форм сотрудничества государственных предприятий и монастырей было привлечение насельниц женских обителей к работе в госартелях по договору. Кроме того, различные предприятия арендовали производственные мощности монастырских хозяйств (мастерские, различные механизмы, сельскохозяйственные угодья и пр.).

Показательным моментом во взаимоотношениях советских органов и монастырей стало предоставление последним семенной ссуды

весной 1947 г., когда в республике свирепствовал голод. Этот шаг Правительства СССР и уполномоченных республиканских органов способствовал выводу монастырских хозяйств из кризиса и их восстановлению в 1948 г.

Таким образом, в 1945 - 1948 гг. в ходе экономического взаимодействия советской администрации и монастырей успешно решалась задача восстановления разрушенного в период Великой Отечественной войны хозяйства Молдавской ССР в целом и монастырей в частности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Иосиф (Павлинчук), иеромонах. Кишиневско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 год. Ново-Нямецкий монастырь, 2004.

2. Tihinov L. Politica statului sovietic fata de cultele din RSS Moldoveneasca. Chisinau, 2004.

3. Be§leaga V Cruci rasturnate de regim. Manastirea Raciula. 1959. Chisinau, 2006.

4. Цит. по: В. Пасат. Трудные страницы истории Молдовы. 1940-1950-е гг. М., 1994. С. 585.

5. Национальный архив Республики Молдова (НАРМ). Ф. 3046. Оп. 2. Д. 346. Лл. 13, 14.

6. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 349. Л. 26 (об.).

7. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 364. Л. 1.

8. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 347. Л. 3;

9. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 351. Лл. 88 (об.), 89.

10. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 355. Л. 6.

11. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 350. Л. 3.

12. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 348. Л. 5.

13. Иосиф (Павлинчук), иеромонах. Указ. соч. С. 221.

14. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 345. Л. 11.

15. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 351. Л. 88 (об.).

16. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 351. Л. 82.

17. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 345. Л. 1; Д. 349. Л. 26.

18. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 2. Д. 680. Л. 3; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 349. Л. 26; Д. 345. Л. 1.

19. ГАРФ. Ф. 6991. Д. 690. Л. 3.

20. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 355. Л. 6 (об.); Д. 348. Л. 5; Д. 351. Л. 99.

21. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 349. Л. 30; Д. 356. Л. 12; Д. 364. Лл. 9 - 11а.

22. Tihonov L. Op. cit. P. 41.

23. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 350. Л. 6; Д. 360. Л. 2 (об.); Д. 363. Л. 1.

24. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 347. Л. 12 (об.); Д. 350. Л. 6; Д. 354. Л. 20 (об.); Д. 355. Л. 8 (об.); Д. 357. Л. 16; Д. 363. Л. 10.

25. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 132.

26. Там же, Л. l37.

27. Иосиф (Павлинчук), иеромонах. Указ. соч. С. 224.

28. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 5. Л. 1; Д. 6. Лл. 4, 5.

29. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 110.

30. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 354. Л. 20.

31. Там же. Д. 351. Л. 99 (об.).

32. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 15. Л. 22.

33. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 350. Л. 46.

34. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 354. Л. 48.

35. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 134, Д. 687. Л. 7-8, Д. 689. Л. 3; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 345. Л. 1; Д. 347. Л. 25 (б), Д. 350. Л. 3, Д. 351. Л. 117, Д. 352. Л. 4.

36. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 134, Д. 680. Л. 3; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 344. Л. 5, Д. 358. Л. 12, Д. 363. Л. 10

37. Там же.

38. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 347. Л. 25 б.

39. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 18. Л. 134, Д. 687. Л. 8, Д. 690. Л. 4; НАРМ. Ф.

3046. Оп. 2. Д. 344. Л. 5, Д. 345. Л. 10 (об.), Д. 346. Л. 1, Д. 347. Л. 25 (а,б), Д. 349. Л. 42, Д. 350. Л. 3, Д. 351. Л. 117, Д. 352. Л. 4, Д. 355. Л. 8, Д. 356. Л. 12,

Д. 358. Л. 12, Д. 360. Л. 1-2 (об.), Д. 363. Л. 10, Д. 364. Л. 3.

40. Там же.

41. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 686. Л. 9, Д. 689. Л. 3, Д. 692. Л. 9; НАРМ. Ф.

3046. Оп. 2. Д. 345. Лл. 39-40, Д. 346. Л. 30, Д. 347. Л. 63, Д. 348. Л. 20, Д. 349. Л. 72, Д. 350. Л. 27, Д. 351. Лл. 184 (об.), 186, Д. 354. Л. 28 (об.), Д. 355.

Л. 15, Д. 356. Лл. 52-53, Д. 358. Л. 23, Д. 360. Л. 24 (об.), Д. 361. Л. 32, Д. 362.

Л. 18, Д. 363. Л. 26 (об.), Д. 364. Лл. 81-82.

42. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 349. Л. 57.

43. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 61. Л. 5.

44. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 15. Лл. 94-95.

45. Там же, Оп. 2. Д. 345. Л. 50.

46. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 685. Л. 6, Д. 692. Лл. 6, 9; НАРМ. Ф. 3046. Оп.

2. Д. 344. Л. 59, Д. 345. Лл. 39-40, Д. 347. Лл. 63-64, Д. 348. Л. 40, Д. 349. Лл. 72, 105, Д. 350. Л. 27, Д. 351. Лл. 186, 197, Д. 354. Лл. 28 (об.), 36, Д. 355. Л.

15, Д. 356. Л. 52, Д. 357. Л. 29, Д. 358. Л. 23, Д. 360. Лл. 24 (об.), 33-34, Д. 361. Лл. 33, 43, Д. 363. Л. 28, Д. 364. Лл. 81-82, 94.

47. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 685. Л. 5, Д. 686. Л. 4, Д. 687. Л. 21, Д. 690. Л. 1, Д. 692. Л. 5; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 344. Л. 28, Д. 345. Л. 40, Д. 347. Л. 63, Д. 348. Л. 39, Д. 349. Л. 104, Д. 350. Л. 26, Д. 351. Л. 196, Д. 355. Л. 26, Д. 356. Л. 89, Д. 358. Л. 28, Д. 361. Л. 41, Д. 363. Л. 28, Д. 364. Л. 93.

48. НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 347. Л. 55, Д. 349. Л. 71 (об.), Д. 350. Л. 25 (об.), Д. 354. Л. 28 (об.), Д. 360. Л. 24 (об.), Д. 361. Л. 32, Д. 363. Л. 26 (об.).

49. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 687. Л. 15, Д. 692. Л. 6; НАРМ. Ф. 3046. Оп. 2. Д. 344. Л. 59, Д. 345. Л. 52, Д. 346. Л. 48, Д. 347. Л. 83, Д. 348. Л. 40, Д. 349. Л. 105, Д. 350. Л. 33, Д. 351. Л. 197, Д. 352. Л. 90, Д. 355. Л. 28, Д. 358. Л. 29, Д. 360. Л. 33-34, Д. 361. Л. 42-43, Д. 363. Л. 45, Д. 364. Л. 94-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.