УДК 32
Политические науки
Туранский Михаил Максимович, аспирант, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ ЭСКАЛАЦИИ КОСОВСКОГО
КОНФЛИКТА
Аннотация: В статье рассматривается этнический фактор как ключевой элемент эскалации и невозможности разрешения Косовского конфликта в ближайшей перспективе. Отношения между этническими сербами и этническими албанцами на территории Косова и Метохии на протяжении ХХ века характеризовались недоверием и нарастающей агрессией с обеих сторон, что в итоге привело к эскалации конфликта в 90х гг. ХХ века и к вмешательству НАТО, военной операции в 1999 г. против Белграда. Косовский конфликт наглядно показывает, как межэтнические и внутригосударственные отношения являются взаимосвязанными элементами.
Ключевые слова: Косовский конфликт, Сербия, Балканы, этнический фактор, этнический конфликт, Югославия.
Abstract: The article examines the ethnic factor as a key element of the escalation and impossibility of resolving the Kosovo conflict in the near future. During the 20th century, relations between ethnic Serbs and ethnic Albanians in Kosovo and Metohija were characterized by mistrust and growing aggression on both sides, which ultimately led to an escalation of the conflict in the 1990s. XX century and to the intervention of NATO, the military operation in 1999 against Belgrade. The Kosovo conflict clearly shows how interethnic and intrastate relations are interrelated elements.
Ключевые слова: Косовский конфликт, Сербия, Балканы, этнический фактор, этнический конфликт, Югославия.
Key words: Kosovo conflict, Serbia, Balkans, ethnic factor, ethnic conflict, Yugoslavia.
Введение
Балканский регион на протяжении всей истории своего существования претерпел множество кровопролитных войн и конфликтов, а в XIX веке появилось высказывание, которое наиболее точно описывает Балканы -«пороховая бочка Европы». Йован Цвиич, известный югославский географ, выделил на Балканском полуострове несколько культурных регионов и типов цивилизации: византийско-православный на востоке, латино-католический на западе и азиатско-исламский в центральных и южных областях. Регион постоянно подвергался внешнему воздействию, будь то захват Османской империей или борьба между Российской империей и Австро-Венгрией за влияние на Балканском полуострове. Итогом стало формирование крайне мультикультурного и мультиэтнического региона, в котором, на сравнительно небольшой территории, проживают представители разных этносов, религий и культур, что, в свою очередь, приводит к возникновению новых и эскалации уже существующих конфликтов. Ярким примером конфликта, в котором большую роль играют этнический и религиозный факторы, можно назвать конфликт в Косово.
Болезненный распад Югославии только усугубил и так напряженные отношения в регионе, создав атмосферу недоверия и враждебности между большими и малыми этническими группами в новых суверенных государствах. Отдельно стоит вопрос этнической напряженности в Косово, где еще до распада СФРЮ наблюдались многочисленные стычки между этническими сербами и этническими албанцами, при количественном преобладании последних в регионе. Это напряженность нарастала на протяжении всего XX века, апогеем же стали военные столкновения и вмешательство международного сообщества, «гуманитарная» военная операция НАТО против Белграда в 1999 году, в результате которой из края Косова и Метохии
произошел массовый отток «неалбанского» населения, а оставшиеся в Косове сербы, черногорцы и цыгане подверглись гонениям и геноциду. Новый виток конфликта произошел в 2008 году после объявления косовскими властями независимости и создания нового суверенного государства - Косова. В чем же заключается исторический фон этого этнического противостояния и какую роль этнический фактор сыграл в косовском конфликте?
Конфликт в Косове: этнический фактор как основное препятствие урегулирования ситуации
Для понимания косовского конфликта необходимо подробно изучить позиции двух главных участников этого спора: этнических албанцев и этнических сербов. Обе стороны на протяжении достаточно долгого периода времени доказывали свое исключительное право на этот этнически-разнообразный регион, основываясь на исторических фактах и данных этно-демографии.
Споры относительно того, кому исторически принадлежал регион Косова ведутся и по сей день. Рассмотрим две позиции: Косова как исторической области Сербии и Косова как исконной албанской земли.
Край Косово и Метохия еще с XII века упоминается как историческая область Сербии, что подтверждают многочисленные памятники культуры, которые и сегодня там находятся. Более 1300 монастырей, церквей и других памятников сербской православной культуры являются неоспоримым доказательством этого факта. Если рассмотреть происхождение названий городов, сел и других населенных пунктов, то преобладающее большинство -это названия славянского происхождения, и только 30 их них -староалбанского. Более того, до конца XVII века преобладающим этносом, который проживал на территории Косова и Метохии, были православные сербы [1, с. 644].
Нельзя также опустить тот факт, что этот регион является важным историческим феноменом героизма сербского народа, ведь именно здесь, на Косовском поле, в 1389 г. произошло одно из самых значимых событий в
памяти сербов, как единой нации - битва между сербскими войсками и турками-османами. Бой, хоть и был проигран, остается ключевым элементом сербской культуры, памяти, истории и объединяющим фактором. Косово поле почитается как место исторической памяти, а сербский правитель Лазарь и Милош Обилич, погибшие во время битвы, как святые Сербской православной церкви. Нельзя недооценивать значение этой битвы в контексте становления сербского государства, а если рассматривать всю историю Сербии в целом, то битва на Косовом поле - событие, которое «ярче прочих врезалось в народное сознание» [3, с. 110].
Конец XIV - начало XV в. характеризовались нашествием Османской империи на Балканы, что привело к массовому оттоку православного населения с территории Косова и Метохии на запад и север региона. В то же время происходит сближение турков-османов с албанцами, последние становятся опорой империи в крае. Православное население на территории Косова и Метохии постепенно заменяется мусульманскими переселенцами из Албании и Турции.
Стоит отметить, что, еще до вышеуказанных событий, албанскими историками продвигается теория, что Косова (албанское название края) - это область, которая всегда была населена албанцами, как этнически-преобладающей единицей, которые не только там постоянно проживали, но и отстаивали свои земли от славянских завоевателей. Однако архивные документы и фактические данные из летописей разных времен и стран говорят об обратном.
В 1981 г. доля албанцев среди национальных меньшинств (по югославской терминологии) составляла 63,2% (2739924 чел. или 12,2% населения всей страны). Численность албанцев имела тенденцию резкого роста, она удвоилась за период 25-30 лет (за время одного поколения) [2, с. 20].
На протяжении большей части ХХ века албанцы в Косово подвергались дискриминации, запугиванию и даже массовому изгнанию со стороны югославских / сербских властей. После демонстраций албанцев с требованием
республиканского статуса Косово в 1968 году югославская конституция 1974 года предоставила Косово значительную автономию.
Параллельная жизнь двух самых многочисленных этнических общностей - албанцев и сербов, которая проявлялась в наличии двух отдельных систем (здравоохранения, образования и т. д.), постепенно способствовала возникновению новых конфликтов. Особенно остро стоял вопрос об автономии края, которой весьма агрессивно добивались косовские албанцы. Во второй половине 1998 года международное сообщество начало с первых попыток вернуть «существенную автономию» провинции в составе двух государств -Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория). Однако, хотя появилось несколько планов по установлению значительной автономии Косово, среди которых наиболее важным было Соглашение Рамбуйе (март 1999 г.), косовские албанцы и власти Белграда не достигли соглашения [5, с. 2].
Конфликт в регионе продолжал нарастать и после неудачных дипломатических переговоров между Белградом и Приштиной по поводу статуса Косова, НАТО решает провести военную операцию против Белграда, с целью оказать давление на сербские власти для принятия решения. Примечательно, что «гуманитарная интервенция» НАТО под названием «Союзная сила», целью которой было прекратить волну этнических чисток в регионе, не только была проведена без мандата ООН, но и в ходе операции были использованы снаряды с обедненным ураном, которые с марта по июнь 1999 года использовались для бомбардировки не только военных объектов, но и гражданской инфраструктуры, что повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения, в том числе и после завершения военных действий. Гуманитарная интервенция или все же военная агрессия?
В 2011 году косовские власти провели перепись населения, согласно которой большинство составляют албанцы (92.9%), остальная часть -официально признанные этнические группы: cербы (1,5%), боснийцы (1,6%), турки (1,1%), ашкали (0,9%), египтяне (0,7%), горанцы (0,6%) и цыгане (0,5%).
Хотя количество сербского меньшинства остается весьма спорным вопросом и источником постоянной напряженности между Сербией и Косово, реальность показывает, что численность не является главной движущей силой межэтнической напряженности между албанцами и сербами. А именно, хотя большинство сербов в Косове живут за пределами «Северного Косова», именно последнее порождает серьезные проблемы в стране. В то время как сербы, проживающие в других частях Косова, были гораздо более склонны к сотрудничеству и постепенно начали интегрироваться в реальность Косово, северная часть Косово по-прежнему характеризуется напряженностью и периодическими вспышками насилия.
Выводы
Один из основных выводов, полученных в результате исследования, говорит о том, что нельзя разделять межэтнические и внутригосударственные отношения. Косовский конфликт особенно ярко подчеркивает это утверждение.
Зависимость государственного устройства от этнического фактора стала причиной того, что многие вопросы политической, экономической, культурной жизни рассматривались сквозь призму межэтнических отношений.
Отношения между косовскими албанцами и этническими сербами долгое время переживали крайне напряженные периоды, что в итоге вылилось в военные столкновения и вмешательство международного сообщества. Следует особенно внимательно следить за развитием событий вокруг косовского конфликта, чтобы не допустить повторения подобных ситуаций в будущем.
Библиографический список:
1. Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990-2000). — М.: Русское право/Русский Национальный Фонд, 2001. — 720 с.
2. Мартынова М. Ю. Балканский кризис: народы и политика. — М., Старый сад. 1998. — 466 с.
3. Чиркович Сима. История сербов. — М.: Весь мир, 2009. — 448 с.
4. Demjaha A. Inter-ethnic relations in Kosovo. — Tetovo: State University of Tetovo and South East European University, 2016. — 16 p.
5. Djukanovic D. (2008, October 2-4). The Post-conflict Integration of Minority Ethnic Communities in Kosovo. Third Annual Conference on Human Security, Terrorism and Organized Crime in the Western Balkan Region, Belgrade: HUMSEC.