Научная статья на тему 'Косовский кризис и межэтническое противостояние на Балканах в 90-е гг. Хх в'

Косовский кризис и межэтническое противостояние на Балканах в 90-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1098
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БАЛКАНСКИЕ СТРАНЫ / ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / КОСОВО / НЕЗАВИСИМОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / INTERETHNIC RELATIONS / BALKAN COUNTRIES / ETHNIC CONFLICT / KOSOVO / INDEPENDENCE / NATIONAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Апажева Елена Хасановна, Мирзоева Светлана Григорьевна, Лаврова Наталья Сергеевна

В конце ХХ в. балканские страны и, в частности, субъекты югославской федерации столкнулись с усилением межнациональных противоречий. Изменение внутренней ситуации в стране было связано с распадом Советского Союза и всего восточноевропейского социалистического блока, а также экономическим кризисом. Специфика балканских событий данного периода была обусловлена политической нестабильностью в регионе, что привело к усиливающему эффекту влияния одних очагов конфликта на другие. Отправной точкой косовского кризиса стал распад Югославии. Руководство страны не смогло своевременно нейтрализовать ситуацию, что привело к нарастанию кризисных явлений: политические митинги и демонстрации сменились вооруженными столкновениями, сопровождавшимися массовой гибелью людей разных национальностей. На повестку дня в Косово встали вопросы самоизоляции местного населения, их нежелание договариваться с федеральными и сербскими властями. Косовский вопрос имеет самую продолжительную и сложную историю из всех югославских конфликтов. Косово самопровозгласило независимость 17 февраля 2008 г., что еще раз подтверждает актуальность поднятой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOSOVO CRISIS AND INTER-ETHNIC TENSIONS ON THE BALKANS IN THE 1990s

The Balkan countries and, in particular, former republics of the Yugoslav federation faced severe interethnic tensionsin the 1990s.Political changes in the country followed the collapse of the Soviet Union and the East European socialist world as well as an economic crisis. The crisis on the Balkans was caused by political instability in the regionandproduced significant effects on other centers of conflict. The starting point of Kosovo crisis was the dissolution of Yugoslavia. The country's leadership was unable to neutralize the situation, which led to an increase in crisis phenomena: political rallies and demonstrations gave way to armed clashes and resulted in mass deaths of people of different nationalities. Issues of self isolation of the local population, their reluctance to negotiate with the federal and Serbian authorities were urgent in Kosovo. Kosovo crisis has the longest and most complex history of all Yugoslav conflicts. Kosovo declared independence on 17 February 2008 which once again confirms the complexity of the problem.

Текст научной работы на тему «Косовский кризис и межэтническое противостояние на Балканах в 90-е гг. Хх в»

УДК 94.4 ББК 63.3(4)64

Е.А. Апажева, С.Г. Мирзоева, Н.С. Лаврова

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова

КОСОВСКИЙ КРИЗИС И МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА БАЛКАНАХ В 90-е гг. ХХ в.

В конце ХХ в. балканские страны и, в частности, субъекты югославской федерации столкнулись с усилением межнациональных противоречий. Изменение внутренней ситуации в стране было связано с распадом Советского Союза и всего восточноевропейского социалистического блока, а также экономическим кризисом.

Специфика балканских событий данного периода была обусловлена политической нестабильностью в регионе, что привело к усиливающему эффекту влияния одних очагов конфликта на другие.

Отправной точкой косовского кризиса стал распад Югославии. Руководство страны не смогло своевременно нейтрализовать ситуацию, что привело к нарастанию кризисных явлений: политические митинги и демонстрации сменились вооруженными столкновениями, сопровождавшимися массовой гибелью людей разных национальностей. На повестку дня в Косово встали вопросы самоизоляции местного населения, их нежелание договариваться с федеральными и сербскими властями.

Косовский вопрос имеет самую продолжительную и сложную историю из всех югославских конфликтов. Косово самопровозгласило независимость 17 февраля 2008 г., что еще раз подтверждает актуальность поднятой проблемы.

Ключевые слова: межнациональные отношения, балканские страны, этнический конфликт, Косово, независимость, национальные проблемы.

E.Kh. Apazheva, S.G. Mirzoeva, N.S. Lavrova

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik

KOSOVO CRISIS AND INTER-ETHNIC TENSIONS ON THE BALKANS IN THE 1990s

The Balkan countries and, in particular, former republics of the Yugoslav federation faced severe interethnic tensionsin the 1990s.Political changes in the country followed the collapse of the Soviet Union and the East European socialist world as well as an economic crisis.

The crisis on the Balkans was caused by political instability in the regionandproduced significant effects on other centers of conflict.

The starting point of Kosovo crisis was the dissolution of Yugoslavia. The country's leadership was unable to neutralize the situation, which led to an increase in crisis phenomena: political rallies and demonstrations gave way to armed clashes and resulted in mass deaths of people of different nationalities. Issues of self-isolation of the local population, their reluctance to negotiate with the federal and Serbian authorities were urgent in Kosovo.

Kosovo crisis has the longest and most complex history of all Yugoslav conflicts. Kosovo declared independence on 17 February 2008 which once again confirms the complexity of the problem.

Key words: interethnic relations, Balkan countries, ethnic conflict, Kosovo, independence, national problems.

Балканы и, в частности, Югославия - это территория, на которой сходятся интересы всех европейских геополитических блоков, с нее начинались самые серьезные и масштабные конфликты двадцатого века.

Этнический конфликт в Косово тоже произошел в Югославии. Он начался в марте 1981 года, когда албанцы массово вышли на улицы Приштины и других косовских населенных пунктов с лозунгом: «Косово - республика!» [20, с. 2]. Национальное самосознание косовар проявилось в желании придать краю статус республики, увеличить национальное представительство в федеральных органах власти. Смерть Иосипа Броз Тито не стала поворотным пунктом на пути к этим целям, как надеялись албанцы, что дало начало политическому кризису в Косово.

Социалистическая идеология не могла позволить состояться прецеденту, когда национальное меньшинство добивается независимости. Это привело бы к тому, что другие югославские народности могли предъявить федеральному центру подобные требования. В связи с этим руководством Югославии было принято решение о применении силовых мер для прекращения выступлений албанцев Косово. В подавлении зарождающегося национального самосознания принимали участие силовые структуры. Было введено военное положение в крае [15, р. 143], после чего начались репрессивные меры: запрещение массовых собраний, введение комендантского часа, увольнения участников демонстраций, аресты и даже тюремные заключения албанских активистов.

В 80-е гг. ХХ в. межнациональные конфликты в Югославии были инструментом в руках политиков, использовавших самые священные чувства людей и превративших некогда братские народы в ярых врагов. Так, сербы и черногорцы, проживавшие на данной территории, обратились за помощью к руководству Югославии и потребовали гарантий безопасности жизни и своего имущества [11, с.114]. В этих условиях югославские чиновники вынуждены были искать пути выхода из косовского кризиса.

В итоге, в 1987 году победу одержала линия С. Милошевича [8, с. 5], что заметно изменило отношение к ситуации в Косово. Косовским национальным меньшинством были объявлены сербы, которые подвергались притеснениям со стороны албанцев, поэтому нуждались в защите.

Пытаясь взять ситуацию под контроль и недопустить новых массовых выступлений, правительство Югославии сформировало объединительный отряд Союзного Секретариата внутренних дел, состоявший из 8 национальных представительств страны [3, с.99].

Объединенный отряд создал для сербов в Косово условия защищенности, но в его компетенции не входило решение главной проблемы конфликта, состоящей в сложных межнациональных отношениях между албанцами и косовскими сербами.

В сложившейся ситуации необходимо было добиться согласия внутри сербской и косовской политической элиты, так как рассчитывать только на силовое решение конфликта было недальновидным. Но югославские политики выбрали путь разъединения, а не консолидации. Сначала в Сербии, а затем в Воеводине, Косово и Черногории начались партийные ратации с целью создать видимость активных действий руководства.

Сербы и черногорцы, участники народных выступлений конца 80-х гг. ХХ в., обвинили югославское руководство в неспособности разрешить кризис и предательстве национальных интересов. Демонстранты добилиськоллективной отставки правительства [5, с. 76].

Вызовы мобилизованной этничности народов Югославии выявили две противоборствующие стороны: с одной стороны, албанцы, выступающие за независимое Косово, с другой, черногорцы и сербы - за единую Сербию, причем как первые, так и вторые уже были готовы к открытому этническому противостоянию.

С течением времени албанцы Косово все более радикализировали свое движение. Они сочетали массовый протест, ограниченное насилие и акции гражданского неповиновения [10, с. 9]. Такая тактика привела в итоге к полному развалу косовской экономики. Косовские албанцы ни с чем не считались в достижении своей цели. За 10 лет борьбы за единую Албанию косовские албанцы показали себя как ярые сепаратисты. Это беспокоило югославские власти, которые применяли превентивные меры. Тоталь -ный контроль на предприятиях, усиление военного контроля с их стороны привели к увеличению количества демонстрантов и новым межэтническим конфликтам между сербами и албанцами. Пытаясь не допустить разрастающегося противостояния, руководство Югославии 31 января 1990г. дислоцирует в г. Приштина федеративную армию-ЮНА [15, с.156].

Югославские республики были встревожены ситуацией в Косово, они опасались начала подобных явлений на своих территориях. Не желая участвовать в этом конфликте, руководители остальных югославских республик старались дистанцироваться: выводили свои ограниченные контингенты из Косово, объявляли, что проблема Косово не югославский, а сербский вопрос [19, с.68].

Но самым неожиданным было то, что даже косовские чиновники, знающие все трудности изнутри, не смогли предложить никакого выхода.Не была собрана группа авторитетных политиков, пользующихся влиянием и уважением местных жителей, способная наладить диалог между враждующими сторонами и предотвратить межнациональный конфликт.

Точно так относилось к происходящему и международное сообщество, считавшее косовский кризис внутренним вопросом Югославии.Правительство Югославии пользовалось доверием левых и правых сил в западных странах. Левые силы поддерживали Югославию, по причине попыток строительства социализма с человеческим лицом, а правые были на стороне Югославии за ее противодействие СССР. На Западе и в США просто игнорировали новости о Косово и старались не допустить их распространение в общественной среде [16, с.18].

Основанием игнорировать косовскую проблему для западных стран был и тот факт, что Албания ассоциировалась у них с последним оплотом сталинизма. Однако рано или поздно им пришлось высказать свою позицию по этому вопросу. Это произошло в начале 90-х гг. ХХв. Страны Евросоюза стали поддерживать албанцев [11, с.116].

С 1992 года ситуация в Косово накалялась с каждым днем все сильнее. Антисербские митинги уже открыто разгонялись полицией Сербии. Косовские албанцы в ответ создали отряды Освободительной армии Косово, которая использовала партизанские методы ведения войны. Западные страны выступали в этом конфликте на стороне албанских сепаратистов,снабжали их оружием и деньгами.

Президентом СРЮ в 1997 году был избран С. Милошевич, параллельно с этим процессом в Югославии, в Косово, также был избран свой президент, им стал Ибрагим Ругова в 1997 г. Он последовательно отстаивал мирный путь получения независимости [4, с. 5]. Косовары имели возможность выбрать сорок парламентариев из двухсот пятидесяти депутатов союзной Скупщины, но они байкотировали выборы, в связи с тем что взяли курс на получение независимости.

Косовары понимали, что избранный ими путь очень сложен и опасен. Они смогли за период кризиса создать организацию с четкой структурой, включавшую в себя: политическое и военное руководство, мобильные территориальные группы, резервистов, способных вступить в борьбу в случае необходимости, службу разведки пропагандистского аппарата, медицинские службы, банки, склады со всем необходимым в условиях

военного времени. Сепаратистское движение финансировалось из двух источников: ежемесячных отчислений всех работающих косовских албанцев и пожертвований от зарубежной четырехсоттысячной албанской диаспоры [18, с. 72].

Можно выделить три направления в сепаратистском движении косоваров. Первое -политическое, руководство которого выступало за получение самостоятельности Косово политическими средствами. Второе было связано с деятельностью «правительства в подполье» во главе с Буяром Бухоши, штаб-квартира которого находиласьв Германии, недалеко от Бонна. Б. Бухоши пользовался поддержкой албанцев за границей.

Третье направление являлось самым радикальным, действовавшим террористическими методами в рамках Освободительной армии Косово. Цель экстремистского крыла сепаратистов заключалась в организации провокаций в Косово, объединении всех территорий, населенных албанцами, и позиционировании себя как национально-освободительное движение. Лидер политического движения Адем Демачи, который получал поддержку своих планов со стороны Албании. Он был диссидентом, проведшим в тюрьмах Югославии более двадцати пяти лет, его главным политическим врагом оставался Ибрагим Ругова [20, с. 2].

Из всех представленных направлений самым мощным и влиятельным оказалось радикальное. К нему склонялся и премьер-министр Косово Буяр Букоши, заявлявший, что единственным действенным средством в сложившейся ситуации считает боевые действия. Такая позиция главы кабинета неминуемо привела к обострению кризиса.

Все это сопровождалось провокационными действиями освободительной армии Косово, в том числе и столкновениями с сербской полицией, которая не могла проигнорировать происходящие события [2, р. 56]. Косовары использовали эту ситуацию с целью получения оружия, материальной помощи и притока боевиков из Албании. Все говорило о подготовке широкомасштабных боевых действий. Сербские войска целенаправленно продвигались к Албании, уничтожая на своем пути все преграды.

К осени 1998 г. положение в Косово напоминало полицейский режим, сопровождаемый репрессиями и нарушением прав человека. Полиция осуществляла аресты участников нелегальных организаций, освобождала захваченные населенные пункты, вводила контроль над освобожденной территорией. Все это приводило к увеличению потока албанских беженцев.

Международные организации не замечали проблем сербов в Боснии и Герцеговине и Хорватии, при этом ратовали за соблюдение прав человека в Косово. НАТО занимало активную позицию в региональных конфликтах и стремилось действовать как самостоятельный актор международных отношений [1, с. 4].

Западные СМИ «кричали» о движении за косовскую автономию, нарушениях прав человека, но умалчивали о сепаратизме албанцев Косово и действиях ОАК [7, с. 40]. В сознании мировой общественности укоренялась точка зрения о виновности только сербской стороны и невозможности разрешить конфликт мирными средствами. Такой позицией НАТО оправдывало размещение своих сухопутных сил на территории Македонии.

Но, с другой стороны, Освободительная армия Косово воспринималась как антигосударственная террористическая организация. Уоррен Циммерман, бывший посол США в СФРЮ, характеризовал это воинское подразделение как организацию «в классическом смысле не менее террористическую, чем Хамас или ИРА» [14, с. 63]. Действия OAK не оставляли выбора сербским властям. В Косово и Метохию были направлены специальные полицейские отряды, перед которыми была поставлена цель уничтожения главных опорных пунктов Освободительной армии Косово. Массовые жертвы

среди членов OAK и албанских мирных жителей оправдывались вождями косовских албанцев, во имя достижения главной цели - образования «Великой Албании». Косовские албанцы должны были спровоцировать ответную реакцию сербских властей, а впоследствии, как терпящая поражение сторона, получить поддержку международных сил [14, с. 76].

Опасность косовского кризиса, кроме трагедии в крае, заключалась еще и в возможности перехода албано-сербского противостояния на соседние территории: Черногорию, Македонию, Албанию и Грецию, где проживали албанцы. Под угрозой межнациональных конфликтов оказалась вся территория Балкан [19, с. 69].

Мировое сообществопредложило враждующим сторонам посредничество в урегулировании конфликта, но сербы в апреле 1998 года провели референдум и по его результатам отказались от иностранной помощи. По мере развития ситуции обеим сторонам стало понятно, что только силовым путем невозможно будет урегулировать конфликт. Поэтому осенью 1998 г. были подготовлены и подписаны документы о политическом статусе Косово.

13 октября 1998 г. президент С. Милошевич и представитель США Р.Холбрук подписали соглашения [13, с. 25], подтвердившие миссию ОБСЕ в этом регионе и предстоящие выборы в Косово.

Вслед за этим 16 октября 1998 г. Югославия подписывает соглашение на проверочную деятельность ОБСЕ в Косово. Их цель - выявление и разрешение межнациональных конфликтов для предотвращения межэтнического кризиса и подготовка почвы для дальнейших переговоров.

Они продолжались с 6 по 23 февраля 1999г. Впервые за стол переговоров сели представители враждующих сторон. Однако консенсус не был найден. Обе стороны отказывались идти на уступки. Это касалось вопроса о размещении армии НАТО в Косово и автономии косовских албанцев. Далее переговоры продолжились в Париже, с участием международных посредников, но тоже не достигли цели [5, с.113].

Впоследствии войска Югославии были выведены из Косово. Однако не удалось предотвратить гуманитарную катастрофу, случившуюся в результате миграции сербских беженцев и вынужденных переселенцев после вывода «миротворцев».

Список литературы

1. Арбатов А.Г.НАТО - главная проблема для европейской безопасности // Независимая газета. 1999. 16 апреля. - С. 3-4.

2. Vickers M. The Albanians. A Modern History. London, New York. 2001. 576 р.

3. Волков В.К. Узловые проблемы новейшей истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. - М.: Индрик, 2000. - 367 с.

4. Волков В.К. Трагедия Югославии // Новая и новейшая история.1994. - № 5. -С. 3-32.

5. Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000 гг.). - М.: Русский национальный фонд, 2001. - 720 с.

6. Гуськова Е.Ю. Урегулирование на Балканах: от Бриони до Дейтона (мирные планы 1991-1995 гг.). - М.: ИНИОН, 1998. - 66 с.

7. Димитриевич В. Югославский кризис и мировое сообщество //Сербия о себе. - М.: Издательство «Европа», 2005. - С. 39-78.

8. Замятина Т., Калинцев Н. «Бархатная революция». Югославский вариант // Эхо планеты. 2000. № 42. - С. 5-9.

9. Замятина Т., Калинцев Н. В Сербии снова пахнет войной // Эхо планеты. 2000. № 12. - С. 14-15.

10. Кондратов А. Югославия: огненное десятилетие // Эхо планеты. 2001. № 26. -С. 8-11.

11. Иванова Ю.В. Албанцы и славяне: закономерно ли противостояние? // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов 15-22 марта 1999 г. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. -С. 112-126.

12. История Югославии. - М.: Наука, 1963. - Т. 2. - 590 с.

13. Международные организации и кризис на Балканах: Документы / Под ред. Е.Ю. Гуськовой. - М.: Индрик, 2000. - Т. 3. - 288 с.

14. Примаков Е.М. Восемь месяцев плюс. - М.: Издательство Мысль, 2002. - 219 с.

15. Poulton H., Vickers M. The Kosovo Albanians Ethnie Confrontation with the Slav State. N-Y., 1998. - 352 р.

16. Соколова П. Балканская составляющая европейской безопасности // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №11. - С. 17-26.

17. Югославия в огне: документы, факты, комментарии (1990-1992 гг.) //Современная история Югославии в документах / Под ред. Е.Ю. Гуськовой. - М.: Экспертинформ, 1992. - Т. 1. - 372 с.

18. Яжборовская И.С. Политические трансформации стран «Новой Европы» в составе Европейского Союза // Новая и новейшая история. 2014. - №6. - С. 69-77.

19. Язькова А. Конфликт между кризисом государственности и региональной стабильностью // Мировая экономика и международные отношения. 2002. - №5. - С. 66-71.

20. Ястребов Н.И. Кто завязал косовский узел // Во славу Родины. 2000. - 16 августа. - С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.