Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / МИГРАЦИЯ / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / ДИАСПОРАЛЬНАЯ СРЕДА / ETHNIC BUSINESS / MIGRATION / BUSINESS STRUCTURES / DIASPORA ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Симонов Сергей Геннадьевич, Ямова Ольга Васильевна, Хаматханова Макка Алаудиновна, Сафонов Дмитрий Александрович

В рассматриваемой статье изучаются процессы внешней и внутренней миграции в России, а также классифицируются формы проведения последней в регионах страны. Акцентируется внимание на качественных изменениях в экономическом поведении и социальном статусе этнических мигрантов. Анализируются феномен этнического бизнеса и концептуальные подходы к его исследованию. Систематизированы особенности этнического бизнеса в Российской Федерации. Приведены результаты социодиагностики этнического бизнеса на уровне российского региона, проведенной авторами статьи по Тюменской области в 2012 - 2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Симонов Сергей Геннадьевич, Ямова Ольга Васильевна, Хаматханова Макка Алаудиновна, Сафонов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC BUSINESS IN THE REGIONS OF RUSSIA: FORMATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS

This article examines the processes of external and internal migration in Russia, as well as the forms of carrying out the latter in the country’s regions are classified. Attention is focused on qualitative changes in the economic behavior and social status of ethnic migrants. The phenomenon of ethnic business and conceptual approaches to its research are analyzed. The features of ethnic business in the Russian Federation are systematized. The results of the sociological diagnosis of ethnic business at the level of the Russian region, carried out by the authors of an article on the Tyumen region in 2012-2017, are presented

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

СИМОНОВ Сергей Геннадьевич,

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры экономики и организации производства Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета, e-mail: kafved@yandex.ru

ЯМОВА Ольга Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и организации производства Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета e-mail: jamovaov@tyuiu.ru

ХАМАТХАНОВА Макка Алаудиновна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета e-mail: kafved@yandex.ru

САФОНОВ Дмитрий Александрович,

Тюменский индустриальный университет e-mail: kafved@yandex.ru

ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В рассматриваемой статье изучаются процессы внешней и внутренней миграции в России, а также классифицируются формы проведения последней в регионах страны. Акцентируется внимание на качественных изменениях в экономическом поведении и социальном статусе этнических мигрантов. Анализируются феномен этнического бизнеса и концептуальные подходы к его исследованию. Систематизированы особенности этнического бизнеса в Российской Федерации. Приведены результаты социодиагностики этнического бизнеса на уровне российского региона, проведенной авторами статьи по Тюменской области в 2012 - 2017 гг.

Ключевые слова: этнический бизнес, миграция, бизнес-структуры, диаспоральная среда.

SIMONOV Sergey Gennadievich,

Doctor of Sociology, Professor, Professor of the Department of Economics and Production Organization,

Institute of Service and Industry Management, Tyumen Industrial University

YAMOVA Olga Vasilievna,

candidate of Economic Sciences, associate Professor, Head of the Department of Economics and Production Organization, Institute of Service and Industry Management, Tyumen Industrial University

Makka Alaudinovna KHAMATKHANOVA,

candidate of Sociological Sciences, associate Professor, associate Professor of Economics and Production Management, Institute of Service and Industry Management, Tyumen Industrial University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

SAFONOV Dmitry Alexandrovich,

Tyumen Industrial University

ETHNIC BUSINESS IN THE REGIONS OF RUSSIA: FORMATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Annotation. This article examines the processes of external and internal migration in Russia, as well as the forms of carrying out the latter in the country's regions are classified. Attention is focused on qualitative changes in the economic behavior and social status of ethnic migrants. The phenomenon of ethnic business and conceptual approaches to its research are analyzed. The features of ethnic business in the Russian Federation are systematized. The results of the sociological diagnosis of ethnic business at the level of the Russian region, carried out by the authors of an article on the Tyumen region in 2012-2017, are presented.

Key words: ethnic business, migration, business structures, diaspora environment.

Важнейшей особенностью двух последних десятилетий новейшей российской истории явилась существенная активизация процессов внешней и внутренней миграции населения. Внешняя миграция представлена в первую очередь оттоком русскоязычного населения из бывших союзных республик в Российскую Федерацию в формате вынужденных переселенцев, беженцев и тех, кто переезжал «по зову крови». Сюда же следует отнести и так называемую трудовую миграцию в виде потоков гастарбайтеров, едущих в Россию на заработки из вновь образовавшихся стран ближнего зарубежья.

Не менее интенсивны и процессы внутренней миграции, прежде всего можно выделить:

- глобальную миграцию, выражающуюся в продолжающемся и сегодня перемещении населения с Дальнего Востока, Северной и Восточной Сибири за Урал в европейскую часть страны;

- миграцию экономически активного населения (в основном молодежи) из села в город по причине распада коллективных и государственных сельских хозяйств и неясности перспектив развития фермерства;

- маятниковую миграцию, представляющую собой периодические втягивания и выталкивания мегаполисами (Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом и т.п.) трудоспособного населения близлежащих областей, чаще всего депрессивных или даже кризисных (Курганская, Костромская, Ивановская, Псковская область и др.);

- межрегиональную миграцию, когда люди в целях повышения своего жизненного уровня «едут на заработки» из дотационных и трудоизбыточных регионов в регионы-доноры;

- внутрирегиональную миграцию, которая характерна для экономически активного населения монопрофильных городов и рабочих поселков Тюменского и Томского Севера, Кемеровской области, Пермского края и т.д.;

- миграцию незанятого населения Северного Кавказа, представители которого настолько заполнили в целом ряде российских регионов и мегаполисах многие рыночные ниши, что их с полным основанием можно назвать экономическими колонистами. Кроме компактности проживания в чужом регионе, общности этнической родины, языка и ряда традиций их ничего не объединяет. Известную солидарность и консолидацию экономические колонисты проявляют лишь в ситуациях претензий к ним или давления на них со стороны коренного населения и местных органов власти [1].

Укажем, что вектор большинства миграционных потоков был направлен главным образом на успешные российские регионы, регионы-доноры. Концентрация в последних рабочей силы, представленной различными этническими общностями и являющейся относительно более дешевой в сравнении с местной рабочей силой, положительно повлияла на региональные рынки труда. Их неравновесие во многом было связано с неудовлетворенным спросом на работников тяжелого физического и обслуживающего труда. Приток внешних и внутренних мигрантов способствовал достижению сбалансированности рынков труда регионов-доноров [2].

Авторами статьи была изучена динамика удельного веса этнических мигрантов по сегментам рынка труда такого региона-донора, как Тюменская область, за период 2012 - 2017 гг. (табл.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

Таблица

Динамика удельного веса этнических мигрантов по сегментам рынка труда Тюменской области за период 2012 - 2017 гг.

№ п/п Сегменты рынка труда Удельный вес этнических мигрантов (%)

2012 г. 2017 г.

1. Неквалифицированный труд 36,2 25,9

2. Малоквалифицированный труд 59,6 54,3

3. Квалифицированный труд 4,2 19,8

4. Итого 100,0 100,0

Следует отметить, что заявленная бизнес-структурами региона потребность в рабочей силе как в 2012 г., так и в 2017 г., была связана в значительной мере с необходимостью выполнения работ, не требующих квалификации. Из заявленных ими почти 400 специальностей, профессий и должностей свыше 60% касаются рабочих профессий. Местная наемная рабочая сила зачастую отказывается от их выполнения из-за низкой оплаты, непрестижности, тяжести и монотонности такого труда. Все эти годы нишу неквалифицированного и малоквалифицированного труда в основном заполняли мигранты - представители этнических общностей из стран Средней Азии, Казахстана и отчасти Закавказья, которых заработок, график работы, условия и содержание труда устраивали. Они были заняты в качестве дорожных работников, грузчиков, уборщиков производственных помещений и территорий, дворников, сторожей, подсобных рабочих, охранников и т.п.

Вместе с тем за рассматриваемый период доля этнических мигрантов, занятых неквалифицированным трудом, заметно снизилась - с 36.2% до 25.9%. На это, на наш взгляд, повлиял целый ряд факторов: успешная адаптация в местах дислокации, овладение новыми трудовыми навыками и умениями, расширение спектра потребностей и стремление их удовлетворения большими заработками в Российской Федерации, появление на рынке труда вакансий рабочих мест с более высокой оплатой, требующих определенной квалификации с перспективами получения последней и др. [3].

Несмотря на незначительное снижение (на 5.3%), остается относительно высокой доля этнических мигрантов, занятых малоквалифицированным трудом. Они составляют известную конкуренцию местной рабочей силе лишь по

ограниченному сегменту рабочих профессий (водители грузового, и особенно пассажирского, автотранспорта (автобусов и маршруток), продавцы, маляры, штукатуры, кладовщики, пекари и овощеводы).

За рассмотренный авторами статьи период 2012 - 2017 гг. обращает на себя внимание и требует известного анализа существенное увеличение удельного веса этнических мигрантов, чей труд можно считать квалифицированным (более чем в четыре раза). Очевидно, что подобный ощутимый скачок свидетельствует о качественных изменениях в самом экономическом поведении и социальном статусе этнических мигрантов. Речь идет не о простых количественных подвижках рабочей силы, представленной этническими общностями, в разрезе сегментов рынка труда региона. Увеличение доли специалистов, менеджеров и руководителей разного уровня -это не показатель, выражаясь языком П. Сорокина, стратификационного лифта [4], ибо все перечисленные субъекты являются наемными работниками.

Качественные изменения в структуре внешних и внутренних мигрантов, представляющих не иммманентные данному региону этносы (китайцы, таджики, киргизы, узбеки, армяне, азербайджанцы, грузины, ингуши, чеченцы, дагестанцы и проч.), связаны со становлением этнического бизнеса. Справедливости ради заметим, что на территории Тюменской области достаточно давно обосновались некоторые этнические общности, например: диаспоры (азербайджанская, грузинская, казахская) или землячества (чувашское, мордовское, белорусское). Однако их представители за годы проживания в регионе настолько впитали в себя местные обычаи, привычки и традиции (как говорят, «обрусели»), что осуществляемые ими виды

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

хозяйственной деятельности, включая предпринимательскую, вряд ли несут в себе специфику того или иного этноса [5].

Проведенный анализ литературных источников по проблеме этнического бизнеса [6; 7] обозначил три концептуальных подхода к исследованию данного феномена, каждый из которых в определенной мере характеризует сложившуюся ситуацию с акцентом на базовые индикаторы.

Первый подход раскрывает сущность культурных диспропорций, отражающихся как на межэтническом взаимодействии, так и на взаимодействии внутри каждой этнической общности. В этом ключе рассматриваются такие индикаторы, как национальные традиции, типологический темперамент, нравственная основа коммуникативного взаимодействия в процессе купли-продажи и т.д.

Второй подход акцентирует внимание на языковых детерминантах, определяющих степень интегрированности представителей того или иного этноса в языковую среду региона пребывания. Исходя из этого, этнические хозяйствующие субъекты воспринимаются деловым сообществом данной территории двояко: либо как полноправные участники бизнес-процессов, либо как автономные (анклавные) бизнес-структуры с ограниченным набором возможностей в диверсификации своей экономической деятельности (своеобразная сегрегация по рыночным нишам).

Наконец, при третьем подходе, носящем название имиджевого и вбирающем в себя многообразие характеристик конкретного этноса, происходит ретрансляция негативного или позитивного восприятия этнической принадлежности бизнесмена на всех представителей той или иной этнической группы. В данной ситуации возникают две параллельные сферы восприятия субъекта этнического бизнеса:

- как хозяйствующего субъекта, формально связанного с данной этнической группой;

- как носителя обобщённой характеристики всей этнической группы, представляющего интересы последней в регионе пребывания.

Отчасти этот факт приводит и к двойственности имиджа - с позиции компаньонов данного представителя этнического бизнеса и с позиции рядовых потребителей его товаров и услуг.

Как показывает отечественный опыт исследования этнического бизнеса [8; 9; 10], наибольшие затруднения возникают на этапе систематизации его особенностей. По мнению авторов статьи, основаниями так считать выступает то, что:

- во внешней бизнес-среде должны быть предусмотрены юридически равные права и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

предъявляться одинаковые требования ко всем участникам рыночных отношений, включая субъектов этнического бизнеса. Однако на практике это не всегда соблюдается, что вынуждает последних обращаться за поддержкой к органам государственной власти на местах;

- на низовых уровнях может возникнуть этнический диссонанс, связанный с плохим знанием бизнесменами - выходцами из Северного Кавказа, Закавказья или Средней Азии русского языка, обычаев и культуры коренных народов территории пребывания, с невосприятием хозяйствующих субъектов ввиду их религиозных убеждений или конфессиональной принадлежности и даже с личной неприязнью. Это способно привести к негативным социально-экономическим последствиям: снижению покупательского спроса, ограниченному выбору поставщиков и смежников, отсутствию конкуренции на ряде локальных рынков территории, росту региональной безработицы и т.п.);

- на региональных рынках хозяйствующие субъекты, представляющие этнические общности, осуществляют свою бизнес-деятельность в условиях неопределенности и высокой степени риска, что не дает возможности реально себя позиционировать в ходе конкурентной борьбы с местными и прочими предпринимателями. В целях обеспечения безопасности своей хозяйственной деятельности необходима консолидация с представителями других этнических групп, а также поиск рыночных ниш для диверсификации своего бизнеса;

- не секрет, что в большинстве регионов страны этнический бизнес присутствует не только в легальном, но и теневом секторах экономики. Такое в определенной степени объясняется тем, что по своим масштабам он представлен средними, малыми и микропредприятиями, деятельность которых не столь прозрачна, как деятельность крупных компаний [11]. Как известно, специфика теневых рынков такова, что деятельность функционирующих на них бизнес-структур легитимна, однако получаемые доходы последние частично или даже полностью скрывают. Возможности субъектов этнического бизнеса действовать в «тени» подобным образом связаны, на наш взгляд, с распылением хозяйственной деятельности на основе мобильной торговой инфраструктуры, начиная от дискаунте-ров, павильонов и киосков по продаже овощей и фруктов и заканчивая торговлей разъездного характера, торговыми палатками и даже уличной торговлей [12]. Добавим, что особый колорит этому придает национальный менталитет рассматриваемых субъектов хозяйствования: чуть ли не генетически заложенная коммерче-

ская жилка, умение торговаться и склонить на свою сторону клиента, знание рыночных рисков и верная их оценка, межэтническая солидарность, способность эффективно работать с наличкой и проч.;

- восприятие этнического бизнеса государственными служащими своеобразно и может носить дискриминационный характер по причине недостаточной подконтрольности и, как следствие, низкой управляемости указанной категории хозяйствующих субъектов;

- отсутствие как такового фактологического материала для статистического анализа деятельности субъектов этнического бизнеса не позволяет дать комплексную оценку этому сложному социально-экономическому феномену и выявить тенденции его развития на среднесрочную и долговременную перспективу.

Можно логически предположить, что большинство проблем, с которыми сталкивается этнический бизнес, обусловлено несовершенством рыночных отношений в современной России и не всегда корректной ответной реакцией его представителей на существующие социальные и экономические барьеры.

Органами государственной власти в регионах формируется единая бизнес-среда посредством унифицирования требований к поведению участников рыночных отношений. Однако такая среда не всегда обеспечивает равенство хозяйствующих субъектов в связи со статусным различием и неодинаковым доступом бизнес-структур к ключевым ресурсам данного региона. Вследствие этого хозяйствующие субъекты, являющиеся выходцами из этнической общности, обращаются за помощью и поддержкой к ее ресурсам, а это, в свою очередь, предопределяет узкокорпоративную этику такого бизнеса -систему взаимных обязательств.

Органы власти на местах находятся в постоянном поиске компромисса при решении двух проблем, где принимают непосредственное участие представители этнического бизнеса. Первая из них касается ускорения развития региона, во что, нельзя не отметить, хозяйствующие субъекты различных этнических групп вносят весомую лепту в части наполнения бюджета территории, создания ее производственной и социальной инфраструктуры, повышения занятости, насыщения локальных рынков потребительскими товарами и услугами и т.д. Вторая же проблема заключается в обеспечении социальной стабильности в регионе и комфортности жизни его населения, в том числе и этнических мигрантов. Формирование этнических групп из числа мигрантов дальнего и ближнего зарубежья, а также Северного Кавказа и Закавказья,

увеличение их численности за счет механического и естественного прироста усложняют для местных органов власти решение второй проблемы не только с экономической точки зрения, но и политической, демографической и правовой [13].

Региональное бизнес-сообщество, которое вначале было одним из инициаторов этнической миграции, видя в этом источник дешевой рабочей силы, в последнее время довольно болезненно реагирует на появление новых хозяйствующих субъектов, справедливо опасаясь роста конкуренции на локальных рынках и коммуникативных проблем с диаспорами. Особенно это тревожит местные средние и малые бизнес-структуры в связи с угрозой потери рабочей силы, сформированной из этнических мигрантов и занятой непрестижным неквалифицированным и малоквалифицированным трудом. Замену последним будет найти непросто, ибо коренные жители не хотят выполнять такую низкооплачиваемую работу.

Что касается населения региона, то оно неоднозначно реагирует на формирование диаспор и развитие этнического бизнеса. Пожалуй, в первые годы имело место некоторая настороженность при появлении непривычно большого числа выходцев из среднеазиатских и закавказских республик бывшего Союза. Затем она пропала, поскольку местный социум увидел и ощутил пользу от присутствия этнических мигрантов, которые приводили территорию в порядок и заполняли самые дефицитные ниши на региональном рынке труда. Любопытно, что в тот период местное население достаточно толе-рантно относилось к различиям в менталитете и национальным обычаям этнических меньшинств, не требовало, как это имеет место сейчас, знания языка территории их пребывания, охотно прибегало к их услугам на своем дачном или подсобном хозяйстве, огородах, земельных участках и т.п.

Ситуация стала меняться в российских регионах в 2014 г., когда произошла резкая девальвация рубля и тотальный рост цен, в первую очередь на потребительские товары и услуги. Это привело к обесцениванию трудовых доходов этнических мигрантов, большинство которых на полученные рубли покупало свободно конвертируемую валюту (чаще всего доллары США) и отправляло себе на родину. Как следствие данных событий, начался отток иностранной рабочей силы из России, за исключением той, которая смогла открыть здесь свой бизнес.

Вместе с оставшимися иностранцами в российских регионах бизнес-деятельность активи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

зировали представители внутренней миграции из Северного Кавказа. Доминирование в целом ряде сфер жизнеобеспечения населения (розничная и мелкооптовая торговля, рыбоводство и рыбный промысел, ремонт жилья и обуви, производство хлеба и хлебопродуктов и проч.) этнических бизнес-структур (азербайджанской, армянской, ингушской, чеченской и др.) вызвало неоднозначную реакцию регионального социума. Несинхронность восприятия местным населением каждой конкретной ситуации с участием последних, демонстрация жителям территории стандартов, образцов и норм поведения, которые представители указанных этносов практикуют у себя на этнической родине, колонизация ими отдельных сегментов потребительских рынков в регионах с ярко выраженным преобладанием русскоязычного населения серьезно актуализируют проблему безопасности этнического бизнеса [14].

Этническая общность, проявляя себя в регионе пребывания как диаспора, является той питательной средой, которая придает этническому бизнесу национальный колорит. Ее устойчивость, достигаемая посредством внутренней способности к самоорганизации (органы самоуправления, политические, культурно-просветительные, образовательные и другие общественные объединения), не только облегчает адаптацию этнического бизнеса, но и обеспечивает стабильность и продолжительность его функционирования в регионе пребывания.

В то же время диаспора - это анклав как социальный организм в совокупности ее институтов и членов, связанных с ней общей менталь-ностью, но заметно отличающихся от остального населения региона и вынужденно подчиняющихся принятому в нем порядку [15]. Известная автаркия диаспоры в региональном социальном пространстве отражает не только стремление к самосохранению, боязнь ассимиляции и утраты своей национальной культуры, языка, традиций и обычаев. В глазах регионального социума и местного бизнес-сообщества она выполняет функцию защиты экономических и политических интересов представителей этнического бизнеса, но при этом сдерживает процесс интегрирования в единую социокультурную среду региона многих духовных ценностей, препятствует диалогу членов диаспоры со здешним населением, снижает кредит доверия последнего всему контингенту этнических мигрантов, способствует созданию образа «чужаков».

Можно выделить три основные формы восприятия региональным социумом этнического бизнеса, за каждой из которых стоит своя его

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

доля: толерантность, нетерпимость и межнациональный экстремизм.

Как показали результаты нашего исследования по Тюменской области 2012 - 2017 гг., толерантность, характеризующая отношение к представителю другой национальности и другой культуры с осознанием особенностей коммуникативного поведения, различий в традициях и устоях, отчасти детерминированных и в бизнес-процесс, присуща наиболее многочисленной доле местного населения. Объяснением этому может служить устойчивое развитие региона, высокий по российским масштабам уровень жизни населения, обеспечивающий платежеспособный спрос на товары и услуги, в том числе предлагаемые этническими бизнес-структурами, отсутствие серьезных барьеров для выхода на местные рынки и здоровая на них конкуренция, эффективная политика региональных органов власти, создающих по возможности благоприятные и равные условия для различных форм хозяйственной деятельности и др.

Вторая форма восприятия региональным социумом этнического бизнеса - нетерпимость -выражает недифференцированное отношение к национальной принадлежности хозяйствующего субъекта и при этом экстраполирует бытующее мнение об этнической группе на любого ее представителя. В исследуемом регионе доля «нетерпимых» довольно малочисленна, их кредо - минимально вступать во взаимодействие с хозяйствующими субъектами из диаспоральной среды. Как потребители, они стараются покупать все необходимые товары и услуги у «своих». Правда, это не всегда удобно и выгодно, а порой и просто невозможно. Поэтому подобная позиция не предполагает категоричного отказа местного потребителя от взаимодействия с продавцом из числа этнических мигрантов, но психологическое напряжение и негативный эмоциональный фон здесь непременно присутствуют. Выразим мнение, что неприятие «нетерпимыми» всего инородного часто свидетельствует об их невежестве и низком уровне культуры.

Наконец, межнациональный экстремизм как крайняя форма выражения своих антипатий к представителям других этнических групп проявляется в конкретных действиях с целью причинения вреда их бизнес-деятельности (погромы, поджоги, вандализм, рейдерство, порча имущества, рэкет, грабежи, воровство и т.п.). Очевидно, что его разрушительная направленность есть следствие отсутствия у отдельных индивидов опыта конструктивного диалога. Добавим, что за исследуемый период (2012 - 2017 гг.) в Тюменской области серьезных проявлений экстремизма на межнациональной почве, связан-

ных с этническим предпринимательством, не отмечалось.

За указанный период в ходе изучения проблем становления, функционирования и перспектив развития этнического бизнеса в российских регионах авторами статьи было проведено социологическое исследование в Тюменской области. Было опрошено около 600 представителей десяти диаспор региона (ингушской, чеченской, дагестанской, азербайджанской, армянской, грузинской, казахской, узбекской, таджикской и киргизской), занимающихся предпринимательской деятельностью на указанной территории. Основным способом сбора информации был их опрос с помощью анкетного листа.

То, что процесс становления этнического бизнеса в регионе - процесс длительный и весьма затратный, показал результаты опроса. Лишь 23.3% выходцев из диаспор смогли «раскрутить» свой бизнес сами, остальным, не способным к самофинансированию и не имеющим возможности взять выгодный кредит, помогали родственники (35.5%), близкие знакомые, представляющие, как правило, ту же этническую группу (18.8%), и компаньоны, партнеры по бизнесу (22.4%).

Окрепнув, представители этнического бизнеса гораздо реже начали прибегать к чьей-либо помощи и во многом решали проблемы самостоятельно. Согласно опросу доля таких субъектов хозяйствования за последние пять лет выросла в Тюменской области в 1.6 раза. Что касается участия здесь государства, то оно оказывало помощь в подавляющем большинстве случаев в виде не госзаказов или льготных кредитов, а правовой поддержки и консультаций, часто бесплатных. Однако и это уже хорошо, считают представители этнического бизнеса.

В ходе проводимого исследования большой общественный резонанс вызвал вопрос о перспективах развития этнического бизнеса в регионе. В своих ответах респонденты не ограничились общими предложениями (ввести дополнительные налоговые льготы для бизнеса, обеспечить ему благоприятный режим кредитования, усилить борьбу с коррупцией в органах власти на местах, защитить от крупных компаний-монополистов и др.). Фактически они представили перечень конкретных мер, касающихся развития этнического бизнеса в Тюменской области на среднесрочную и долговременную перспективу:

• оказание адресной финансовой поддержки этническому бизнесу;

• прозрачность в проведении торгов и тендеров;

• представительство субъектов хозяйствования из диаспоральной среды в

депутатском корпусе на уровне области, городов и муниципальных образований региона;

• привлечение представителей диаспор к процессу принятия региональных и местных законов;

• пересмотр ряда правовых ограничений, касающихся этнических мигрантов, в сторону их сокращения;

• создание равных стартовых возможностей «раскручивания» бизнеса для всех субъектов хозяйствования, включая выходцев из диаспор региона пребывания;

• распространение на все бизнес-структуры независимо от национальной принадлежности единых методов управления бизнесом и оценки эффективности капитальных вложений;

• уменьшение числа контролеров этнических бизнес-структур и т.д.

По мнению авторов статьи, указанные меры должна пройти процедуру их тщательного и независимого социального аудита. Реализация прошедших подобный «фильтр» мер, несомненно, будет способствовать развитию в регионе этнического бизнеса, принимающего деятельное участие в укреплении хозяйственных связей и межнационального взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

[1] Черновская В. Кавказцы в этнокон-фессиональной структуре Ярославля // Диаспора. - 2001. - № 1. - С. 77 - 92.

[2] Хаматханова М.А. Миграционные процессы в Тюменской области: анализ современных тенденций // Вопросы управления. - 2015. -№ 1. - С. 131 - 136.

[3] Симонов С.Г., Кирина И.Л., Кайдаров М.К. Перспективы развития рынка труда юга Тюменской области // Социум и власть. - 2012. -№ 3. - С. 72 - 75.

[4] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред. состав. А.Ю. Согомо-нов; пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

[5] Problems of the formation and development of diaspora business in the regions of Western Siberia /Simonov S.G., Khamatkhanova M.A., Lysenko I.V. // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2015. 5 (SpecialIssue). - Р. 287 - 291.

[6] Waldinger, R. Ethnic Entrepreneurs / R. Waldinger, H. Aldrich, R. Ward // Entrepreneurship. The Social Science View / Ed. by R. Swcdberg. - Oxford: Oxford University Press, 2000.

[7] Bernal M. E., Knight G. P. Ethnic identity: Formation a. transmission among Hispanies a. other minorities. - Albany, 1993.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

[8] Современное российское общество и управление: состояние, проблемы и тенденции развития: монография | под ред. Т.Е. Зерчани-новой. - Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал PAHXиГC, 2018. - 184 с.

[9] Pожкова Л.В. Предпринимательство как способ социальной адаптации этнических мигрантов || Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - M 1 (9). - С. 131 - 141.

[10] Pязанцев С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов | С.В. Pязанцев [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.antax.ru (дата обра-щения:12.12.2018).

[11] Симонов С.Г., Хаматханова M.A. Характеристика предпосылок и условий формирования и функционирования теневого диаспо-рального бизнеса в регионе: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. «Проблемы устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровне». -Тюмень: ТИУ, 2018. - С. 155 - 167.

[12] Симонов С.Г., Эпп Л.В. Формирование и развитие инфраструктуры потребительского рынка на уровне городской агломерации в странах Евразийского экономического союза: монография. - Тюмень: ТИУ, 2017. - 106 с.

[13] Симонов С.Г., Лысенко И.В., Сафонов Д^. Структурно-функциональная модель взаимодействия органов власти, общества и диаспо-рального бизнеса на региональном уровне || Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2018. - M 1. - С. 38 - 46.

[14] Social Orientation of Security of Small and Medium-Sized Enterprises in the Countries of the Customs Union (Russia - Kazakhstan -Belarus) | S.G. Simonov, M.A. Khamatkhanova, I.V. Lysenko, O.V. Yamova || IJBER. - Vol. 14. -M 9 (2016). - P. 5921 - 5934.

[15] Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). - М.: ИВ PAH «Квант», 2001. - 176 с.

Spisok literatury:

[1] Chernovskaya V. Kavkazcy v etnokonfessional'noj strukture Yaroslavlya || Diaspora. - 2001. - M 1. - S. 77 - 92.

[2] Hamathanova M.A. Migracionnye processy v Tyumenskoj oblasti: analiz sovremennyh tendencij || Voprosy upravleniya. - 2015. - M 1. -S. 131 - 136.

[3] Simonov S.G., Kirina I.L., Kajdarov M.K. Perspektivy razvitiya rynka truda yuga Tyumenskoj oblasti || Socium i vlast'. - 2012. - M 3. - S. 72 - 75.

[4] Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obshchestvo | obshch. red. sostav. A.Yu.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

Sogomonov; per. s angl. - M.: Politizdat, 1992. -543 s.

[5] Problems of the formation and development of diaspora business in the regions of Western Siberia /Simonov S.G., Khamatkhanova M.A., Lysenko I.V. // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2015. 5 (SpecialIssue). - R. 287 - 291.

[6] Waldinger, R. Ethnic Entrepreneurs / R. Waldinger, H. Aldrich, R. Ward // Entre-preneurship. The Social Science View / Ed. by R. Swcdberg. - Oxford: Oxford University Press, 2000.

[7] Bernal M. E., Knight G. P. Ethnic identity: Formation a. transmission among Hispanies a. other minorities. - Albany, 1993.

[8] Sovremennoe rossijskoe obshchestvo i upravlenie: sostoyanie, problemy i tendencii razvitiya: monografiya / pod red. T.E. Zerchaninovoj. - Ekaterinburg: Ural'skij institut upravleniya - filial RANHiGS, 2018. - 184 s.

[9] Rozhkova L.V. Predprinimatel'stvo kak sposob social'noj adaptacii etnicheskih migrantov // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. - 2009. -№ 1 (9). - S. 131 - 141.

[10] Ryazancev S.V. Etnicheskoe predprinimatel'stvo kak forma adaptacii migrantov / S.V. Ryazancev [Elektronnyj resurs]

- rezhim dostupa: URL: http://www.antax.ru (data obrashcheniya:12.12.2018).

[11] Simonov S.G., Hamathanova M.A. Harakteristika predposylok i uslovij formirovaniya i funkcionirovaniya tenevogo diasporal'nogo biznesa v regione: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Problemy ustojchivogo razvitiya na makro-, mezo- i mikrourovne». - Tyumen : TIU, 2018. - S. 155 - 167.

[12] Simonov S.G., Epp L.V. Formirovanie i razvitie infrastruktury potrebitel'skogo rynka na urovne gorodskoj aglomeracii v stranah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza: monografiya. - Tyumen': TIU, 2017. - 106 s.

[13] Simonov S.G., Lysenko I.V., Safonov D.A. Strukturno-funkcional'naya model' vzaimodejstviya organov vlasti, obshchestva i diasporal'nogo biznesa na regional'nom urovne // Izvestiya vuzov. Sociologiya. Ekonomika. Politika.

- 2018. - № 1. - S. 38 - 46.

[14] Social Orientation of Security of Small and Medium-Sized Enterprises in the Countries of the Customs Union (Russia - Kazakhstan -Belarus) / S.G. Simonov, M.A. Khamatkhanova, I.V. Lysenko, O.V. Yamova // IJBER. - Vol. 14. -№ 9 (2016). - R. 5921 - 5934.

[15] Levin Z.I. Mentalitet diaspory (sistemnyj i sociokul'turnyj analiz). - M.: IV RAN «Kvant», 2001. - 176 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.