Научная статья на тему 'Этнические традиции, культура коренных малочисленных народов Севера и проблемы их сохранения'

Этнические традиции, культура коренных малочисленных народов Севера и проблемы их сохранения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8501
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / РИТУАЛЫ / ОБЫЧАИ / CULTURAL HERITAGE / TRADITIONAL CULTURE / TRADITIONS / INDIGENOUS SMALL PEOPLES OF NORTH / RITUALS / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Несмелая Анна Сергеевна

Проанализированы и сопоставлены основные методологические подходы к пониманию и сущностному определению феномена традиции, культурного наследия коренных малочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Несмелая Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC TRADITIONS, CULTURE OF INDIGENOUS SMALL PEOPLE OF NORTH AND PROBLEM OF THEIR PRESERVATION

The main methodological approaches to understanding and intrinsic definition of a phenomenon of tradition, a cultural heritage of the indigenous small people of the North are analyzed and compared.

Текст научной работы на тему «Этнические традиции, культура коренных малочисленных народов Севера и проблемы их сохранения»

УДК 323.15

ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И ПРОБЛЕМЫ ИХ СОХРАНЕНИЯ

© Анна Сергеевна НЕСМЕЛАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,

e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Проанализированы и сопоставлены основные методологические подходы к пониманию и сущностному определению феномена традиции, культурного наследия коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: культурное наследие; традиционная культура; традиции; коренные малочисленные народы Севера; ритуалы; обычаи.

В настоящее время очень остро стоят проблемы сохранения хозяйственно-культурного комплекса коренных малочисленных народов Севера. Будущее народов Севера связано с возрождением этнической педагогической культуры, которая всегда была адекватна их образу жизни и миропониманию.

Нынешние северяне, обращаясь к апробированным их предками формам, методам, приемам и средствам этнической педагогики, видят в этом спасительный путь обогащения традицией современной системы воспитания молодого поколения.

Изучение традиционного образа и уклада жизни коренных малочисленных народов Севера предполагает постижение ее внутренних закономерностей и структур в различных вариантах: мифология, искусство, религия, наука, литература, мораль, язык, идеология, педагогика.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль.

Его изучение при использовании достижений современной науки поможет воссоздать теоретические основы и практику воспитания детей, подростков и молодежи, т. е. в историческом аспекте выявить общие тенденции и различия, специфические особенности и закономерности этого процесса, характерные для определенного региона.

Изучение всего многообразия культур невозможно без их типологизации. Этнографическая наука выявила основания для типологии культуры - «хозяйственно-культурный тип». Это комплекс особенностей хозяйства

и культуры, складывающийся у различных народов в сходных естественно-географических условиях [1]. Выделяется три культурно-хозяйственных типа. Первый включает в себя такие виды деятельности, как охота, собирательство и рыболовство. Этот тип называют присваивающим, поскольку он базируется на таких видах хозяйственной деятельности, которые предполагают присвоение готового природного продукта. Однако чтобы добыть его, люди создавали орудия труда, специфические организационные

формы для ведения охоты и рыбной ловли. Второй хозяйственно-культурный исторический тип - ручное земледелие и скотоводство, третий - пашенное земледелие. К первому типу можно отнести культуру коренных народов Севера.

В культурологии для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры также применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры при помощи их группировки на основе идеализированной модели или типа. Современное знание представлено различными подходами к типологии. Рассмотрим, какое место занимает культура коренных северных этносов в разных классификациях.

Формационная типология опирается на материалистическое понимание истории, где за основу принимаются экономические факторы. При обсуждении типов культуры в этой системе используются термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное»

и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство до-земледельческих обществ, в т. ч. этносоциу-мы коренных народов Севера [2].

Согласно другой типологизации, вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации [3].

Природные сообщества существуют вне понятий прошлого и будущего, в общественном сознании существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Представители этих культур живут в гармонии с природой, они адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу, оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, связь с которыми выполняют предводители общин и жрецы. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм, изменения происходят по замкнутому кругу. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов - табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. К этому типу культуры можно отнести культуру коренных малочисленных народов Севера.

Сравним его с западным типом цивилизации, основанным на анализе историкокультурного развития Европы и Северной Америки (М. Вебер). Среди основных ценностей западного типа цивилизации: динамизм, ориентация на новизну; индивидуализм, установка на автономию личности; рациональность.

Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации, в которой главную роль

занимает научная рациональность, прогресс науки и техники.

Характерные черты: быстрое изменение техники и технологии благодаря применению научных знаний; научно-техническая революция, существенным образом изменившая взаимоотношения человека и природы; ускоряющееся обновление созданной человеком предметной среды. На протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности.

Описанные типы культур имеют абсолютно противоположные ценности и основы жизнедеятельности. Тем не менее, они сосуществуют и вступают во взаимодействие. Коренные народы Севера, культуры которых относятся к первому типу, зачастую испытывают трудности в современных быстро меняющихся социокультурных условиях, в столкновении с техногенной цивилизацией. Модель их культуры основана на консервации ценностей, сохранении традиций, завещанных предками. Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры. Традиционные общества воспроизводили существовавший образ жизни тысячелетиями, когда прошлое взрослых оказывалось будущим их детей. Основание культуры сохранялось, передавалось в качестве социальной наследственности, обеспечивая воспроизводство традиционного типа развития. Человек не ощущал разлада с обществом, природа органично взаимодействовала с данной культурой.

В то же время, несмотря на существенные потери и противоречия в процессах модернизации и глобализации, этническое возрождение народов мира последнего десятилетия ХХ в. показывает, насколько сильны в индивидуальном и коллективном бессознательном этнические и общечеловеческие архетипы. Это проявляется, в первую очередь, в том, что возрождение национальной культуры (языка, традиций, обычаев, праздников с их выраженным сакральным содержанием) становится проблемой и болью большинства этносов.

Актуальность социально-культурного

исследования традиции определяется совокупностью социально-политических, идеологических, внутритеоретических факторов, главными из которых являются: назревшая потребность общества в осмыслении и восстановлении традиций как значимого агента социокультурной стабилизации.

Поскольку понятие традиции тесно связано с представлениями о соотношении настоящего и прошлого в культуре, о направленности истории и преемственности ценностей, его субъективно-оценочная составляющая значительна, и это сказывается в доходящем до полярной противоположности разнообразии его трактовок. Соответственно, в научной практике сложились две основные парадигмы понимания сущности традиции. Натуралистическая или онтологическая парадигма восходит к идеям, развитым в классической социологии - в трудах К. Манхей-ма, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, рассматривавших традицию в ракурсе дихотомического противопоставления индустриальному типу общества и рациональному типу организации власти [4]. В настоящее время дихотомический подход к традиции и связанные с ним теории модернизации считаются неадекватными, требующими поправок (это обосновано в работах Ш. Айзен-штадта, Л. Рудольфа и С. Рудольф, М. Сингера, Д. Типпса и др.), а натуралистическая парадигма исследования традиции представлена подходами, базирующимися на представлении об определенном неизменном (или относительно неизменном) содержательном культурном наследии, составляющем основу социокультурной макроидентичности, в меж-генерационной передаче которого и заключается традиция. Таких взглядов придерживаются Р. де Андрад, Д. Бен-Амос, Э. Гидденс, Д. Гросс, А. Кребер, А. Ллойд, Б. Макдональдс, Г. Уилли, Ф. Филипс и мн. др.

В то же время значительное количество сторонников в зарубежной традициологии получило конструктивистское понимание, согласно которому традиция представляет собой бесконечно изменчивую динамическую реальность, создаваемую культурными и политическими элитами живущих поколений. В конструктивистском понимании традиция полностью лишена неизменного определимого ядра. Эта точка зрения представле-

на в работах Дж. Линнекин, М. Смит, К. Торен, Р. Хэндлера, Д. Шнайдера и др. Промежуточную позицию в оценке соотношения динамического и статического в социокультурной традиции занимают такие известные ученые, как Ш. Айзенштадт и Э. Шилз, выделяющие в структуре традиции постоянное ядро («центральную зону») и изменчивую периферию.

В исследованиях Я. Ассмана и М. Хальб-вакса анализируется историческая динамика традиции и культурной памяти, а также связь между процессами традиционализации и изменением форм и технологий коммуникации. Э. Хобсбоум, М. Раппопорт, Т. Рэнджер, Дж. Гуди, Уатт исследуют значение письменности в процессе формирования традиции. Роль текста как агента межгенерацион-ной коммуникации детально рассматривается в герменевтических работах Г. Гадамера и П. Рикера. Последний также сыграл значительную роль в анализе символических форм традиционной культуры наряду с Р. Алло, Э. Кассирером, М. Элиаде, К. Юнгом. Проблемы трансляции культурных образцов в традиции на уровне личностного взаимодействия, воспроизводство культуры через воспроизводство типа личности успешно анализировались В.С. Семенцовым [5, с. 5]. Работы отечественных исследователей советского периода главным образом концентрировались на проблемах соотношения традиционного и инновативного, сущности и источников новации, природы стереотипизации и поиске единых закономерностей перехода от традиционных социальных форм к современным. В период с 1960-х по 1980-е гг. было предпринято несколько попыток осмысления феномена традиции на основе господствовавшего формационного подхода и деятельностно-адаптивного понимания культуры - в работах Д. Балашова, В. Власовой, Э. Соколова, И. Суханова, Э. Маркаряна, В. Плахова, К. Чистова и др. Позже связанное с перестройкой переосмысление концептуальных основ марксистского понимания истории привело к отказу от представлений об универсальных линейных траекториях исторического развития, ведущих к однозначно понимаемому прогрессу (в частности, одним из первых среди советских исследователей эту проблему поднял М.К. Петров). В центре внимания оказалась проблема соот-

ношения традиционного и инновативного в динамике культурных изменений (Э. Абрамян, С. Арутюнов, Ю. Давыдов, А. Першиц, А. Шушарин и О. Шушарина и др.), а также проблема поиска путей модернизации традиционных - в т. ч. и постсоветских - обществ (исследования А. Ерыгина, Н. Наумовой, Л. Романенко, В. Федотовой, В. Ядова и др.).

Сакральная традиция располагает механизмами культурного воспроизводства макроидентичности через структурирование личности на базе непосредственного подражания, предложен в качестве критерия типо-логизации культур на традиционные и современные характер культурного воспроизводства [6].

Традиция как передача и закрепление во времени сакральных или сакрализованных ценностей, определяющих культурную идентичность, составляет атрибут социального бытия и социального порядка.

Исследование традиции коренных малочисленных народов Севера имеет такое широкое предметное поле, что практически должно охватить всю сферу социокультурных феноменов - от таких универсальных, как мифологии, базовые нарративы различных культур, ритуалы, до локальных обычаев и обрядовых практик, представляющих чисто этнографический интерес.

Ритуалы и обычаи - это архаические формы, принимаемые традицией для обеспечения социальной связи. Несомненно, ритуалы обладают функцией коммуникации, но эта функция не является основной. В первую очередь, они регулируют отношения между членами одного и того же сообщества, а также между ними и потусторонним миром или сакральным, Богом или божествами. Многие исследователи, как уже говорилось выше, стремятся обозначать термином «традиция» то, что не изменяется, другие же пытаются

совместить в рамках этого понятия изменчивость и преемственность.

Таким образом, на основе классической парадигмы возможно следующее определение традиции - это определение, разграничивающее и противопоставляющее традиционную часть культуры и ее инновативную часть. В определениях такого типа традиционное полагается неизменным, а традиция понимается как множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Устойчивость традиций как элемента культуры народов Севера определяется не только и не столько временным параметром, сколько их ценностным потенциалом. В целом, изучение традиций способствует выявлению духовно-ценностного потенциала

культуры коренных малочисленных народов Севера.

Культура представляет собой двухкомпонентный феномен. Традиция характеризует стереотипизируемый опыт и тем определяет его значимость и длительность существования для определенной культуры, инновация характеризует ее творческое развитие.

1. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.

2. Кравченко А.И. Культурология. М., 2001.

3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М., 2001

4. Волков Ю.Г. Социология. Ростов н/Д, 2004.

5. Семенцов В. С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхага-вадгиты // Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.

6. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. М., 1976.

Поступила в редакцию 5.10.2012 г.

UDC 323.15

ETHNIC TRADITIONS, CULTURE OF INDIGENOUS SMALL PEOPLE OF NORTH AND PROBLEM OF THEIR PRESERVATION

Anna Sergeyevna NESMELAYA, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social and Cultural Activities Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

The main methodological approaches to understanding and intrinsic definition of a phenomenon of tradition, a cultural heritage of the indigenous small people of the North are analyzed and compared.

Key words: cultural heritage; traditional culture; traditions; indigenous small peoples of North; rituals; customs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.