7. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
8. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415 с.
9. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
10. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Со-циол. журн. - 1994. - № 1. - С. 35-52.
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ
© Старченко В.В.1
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье обсуждается этнические стереотипы, их функции, свойства и классификации. Анализируется направленность, авто- и гетеростере-отипы в поликультурном регионе на основе метода семантического дифференциала. В межэтнических отношениях этнический стереотип рассматривается в качестве механизма психологической защиты.
Ключевые слова социальный стереотип, этнический стереотип, автостереотип, гетеростереотип, направленность стереотипа, межэтнические отношения, психологическая защита.
Важную роль для оценки характера межэтнических отношений играют этнические стереотипы - относительно устойчивый в сознании, эмоционально-окрашенный образ этнической группы или ее представителей [1, с. 63]. Особую роль результаты исследования этнических стереотипов приобретают в условиях поликультурного общества, как один из возможных способов стабилизации межэтнических отношений.
Этнические стереотипы, выполняя важную функцию, определяющую поведение человека в разных этноконтактных ситуациях, в то же время составляют непременный атрибут этнокультурной социализации личности. Симпатии-антипатии, выраженные в стереотипах, влияют на поведенческие установки и определяют поведенческие стратегии, реализуемые в ситуациях межэтнического общения [2].
1 Старший преподаватель кафедры «Психология».
В современных научных исследованиях этнические стереотипы принято подразделять на следующие структурные единицы: познавательное (когнитивное) представление и мысли об объекте познания; оценки объекта и чувства возникающие в качестве субъективных показателей этих оценок; определенный тип поведения по отношению к объекту (эта составляющая стереотипа не всегда имеет место) [4, с. 19].
Эдвардс Л. выделил четыре характеристики этнических стереотипов, называя их «измерениями»:
1. Содержание - приписываемые социальной или этнической группе черты, при этом частота их употребления значения не имеет, сходно с познавательным (когнитивным) блоком стереотипов.
2. Единообразие (тождество) - в какой мере различные индивиды согласны друг с другом в том, что данная группа действительно имеет те черты, которые ей приписывают.
3. Направленность - положительно или отрицательно воспринимается объект стереотипа, может быть выведена непосредственно из содержания стереотипа.
4. Интенсивность - степень предубежденности по отношению к этнической группе [1, с. 64].
В структуре этнического стереотипа принято выделять авто- и гетеросте-реотипы. Автостереотип - это совокупность атрибутивных признаков о действительных или воображаемых специфических чертах собственной этнической группы. Гетеростереотип - совокупность атрибутивных признаков о других этнических группах. Подчеркнем, что автостереотип и гетеростереотип - не автономные единицы, а структурные взаимозависимые компоненты единого целостного образования личностного или группового самосознания.
В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках - и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания этнических стереотипов действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что они отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т.д.), где данные народы наиболее активно контактировали [2].
Мацумото Д. подчеркивает, что этнические стереотипы могут быть и позитивными, и негативными. В основе положительных, отрицательных и амбивалентных стереотипов лежит система оценки. Положительные стереотипы - это утверждающие, положительные суждения и оценка тех или иных этнических черт; отрицательные стереотипы утверждают, что определенная этническая группа обладает некоторыми отрицательными чертами и способна на нежелательные и вредные действия; амбивалентные стереотипы - наличие положительных и отрицательных представлений о какой-либо одной этнической группе.
В научной отечественной литературе упоминаются следующие основные функции стереотипа: 1) функция экономии мышления, стереотипы создают категории и схемы представлений, упрощают картину мира, облегчая и увеличивая скорость мыслительных процессов; 2) приспособительная (адаптивная) функция, стереотипы ускоряют процессы адаптации к условиям окружающей среды, это имеет отношение как к группе, так и к индивиду; 3) сохранение существующего общественного строя, стереотипы консервативны; 4) функция выражения протеста, «когда какая-либо социальная группа или государство проводит политику, не удовлетворяющую определенные группы людей, и в этих социальных средах начинают формироваться отрицательные стереотипы в отношении власти или этих групп»; 5) функция искажения реальности, стереотипы не просто упрощают реальность, но и нередко искажают ее [4, с. 214].
Солдатова Г.У в своих исследованиях выделяет следующие основные функции этнических стереотипов [6]:
1. Познавательная функция - этнические стереотипы служат для упрощения межэтнической дифференциации и «экономии» восприятия в этноконтактных ситуациях. При этом срабатывает исторический и личный опыт, что дает возможность оперировать информацией о людях в такой же упрощенной манере, как и о других категориях объектов.
2. Коммуникативная функция. На основе актуализации этнического стереотипа как системы признаков-представлений прогнозируется поведение другой стороны и, в соответствии с прогнозом, устанавливается психологическая коммуникативная дистанция, реально регламентирующая процесс межэтнического общения. Этнический стереотип служит средством рационализации собственных действий и поступков в ситуациях межэтнического общений, и может быть рассмотрен как когнитивно-эмоциональная основа регуляции межкультурного коммуникативного поведения.
3. Функция укрепления и защиты позитивной этнической идентичности. У каждого человека есть потребность в самоуважении и самоутверждении. Она может быть удовлетворена через его членство в позитивно уважаемой обществом группе. Позитивная этническая идентичность - одна из форм удовлетворения такой потребности. Люди мотивированы оценивать себя позитивно, и как только принадлежность к группе становится значимой для их самоопределения, у них соответственно возникает мотивация повышать престижность своей группы. Таким образом, отражая стремление людей к сохранению и укреплению позитивной этнокультурной идентичности, этнический стереотип играет важную социальную роль как фактор консолидации и фиксации этнической группы.
В нашем исследовании этнические стереотипы рассматриваются в качестве механизма групповой психологической защиты, которые содержат эмоционально-оценочное отношение к различным этническим группам, характеризуют уровень готовности к соответствующим поведенческим реакциям в межэтническом взаимодействии, выполняют ведущую роль в интерпретации межэтнических отношений, особенно в конфликтных ситуациях. Так, в условиях роста межэтнической напряженности функция этнических стереотипов по защите позитивной этнической идентичности гипертрофируется. Они трансформируются и делают этнические границы более плотными.
Целью исследования - изучение этнических стереотипов, характеризующих отношение к представителям своей и других этнических групп.
Объектом исследования выступили представители трех этнических групп - осетины, русские и ингуши проживающие на территории Республики Северная Осетия - Алания (общий объем выборки 352 человек).
В нашей работе изучение этнических стереотипов было проведено при помощи методики Диагностический тест отношений (ДТО) Г.У Солдато-вой, созданный на основе метода семантического дифференциала. Исследование этнических стереотипов на основе методик семантического дифференциала - это проекция на межэтнические отношения. Поэтому автостереотип есть образ собственной этнической группы для других. Респонденты, оценивая свою этническую группу, как бы представляют ее для других групп, но так, как им хотелось бы, чтобы она воспринималась. Гетеростере-отип - образ другой этнической группы, построенный в соответствии с ожиданиями, связанными с этой группой. Это также один из способов демонстрации своего отношения. Таким образом, гетеростереотипы и автостереоти-
пы, измеряемые на основе методики ДТО - это «демонстративные» образы этнических групп преимущественно для «внешнего» пользования.
Все качества в методике разделены на две категории - положительные и отрицательные. Соотношение их позволяет определить направленность (выраженность) или диагностический коэффициент (Б) этнического стереотипа, который характеризует знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному объекту (см. таблицу 1).
Чем больше D с отрицательным знаком (когда преобладают высокие баллы по негативным качествам), тем выше интенсивность негативного стереотипа. Наоборот, чем больше Б с положительным знаком (когда преобладают высокие баллы по позитивным качествам), тем выше интенсивность позитивного стереотипа. При Б, близком к нулю, высока неопределенность (амбивалентность) отношения, когда респондент не отдает четкого предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки [5].
Таблица 1
Направленность (выраженность) этнического стереотипа у осетин, русских и ингушей
Этнические группы Диагностический коэффициент Осетины Русские Ингуши
положительные 4987 4043 2992
осетины отрицательные 3069 3152 3124
Д осетин 0,238 0,124 -0,022
положительные 4693 4183 2863
русские отрицательные 3731 2711 3034
Д русских 0,114 0,214 -0,029
положительные 3942 3712 4058
ингуши отрицательные 4575 3810 2394
Д ингушей -0,074 -0,013 0,258
Из таблицы видно, что самый высокий показатель диагностического коэффициента автостереотипа наблюдался у представителей ингушской национальности (0,258), далее по степени убывания - у осетин (0,238), и у русских (0,214).
Рассматривая степень положительной или отрицательной направленности гетеростереотипа диагностируемых этнических групп по отношению друг к другу, можно сделать вывод о том, что у осетин и русских наблюдается положительная направленность гетеростереотипа друг к другу (у осетин к русским - 0,114, у русских к осетинам - 0,124) и отрицательная к представителям ингушской этнической группы - у осетин (-0,074), у русских -(-0,013). Та же тенденция прослеживается при оценке ингушами оценивае-
мых групп: к осетинам (-0,022) и русским (-0,029), что свидетельствует об интенсивности негативного стереотипа.
Качественный анализ полученных результатов выявил так называемое «ядро» стереотипа, присутствующее в автостереотипах каждого из исследуемых титульных этносов и состоящее из более или менее устойчивого набора признаков как позитивной, так и негативной окраски.
«Ядро» автостереотипа осетин составляют такие качества, как общительный (88,4 %), гордый (84,5 %), настойчивый (84,3 %), аккуратный (84,3 %) и активный (82,2 %). Среди негативных качеств менее всего выражены такие качества, как: лицемерный (29,9 %), жадный (33,9 %) и навязчивый (36,9 %).
Автостереотип русских («ядро» стереотипа) представлен таким образом: общительный (85,7 %), аккуратный (83,3 %), активный (80,3 %), осторожный (80,1 %) и остроумный (78,1 %). Отрицательные качества, которые меньше всего выраженные: лицемерный (32,1 %), жадный (40,1 %) и навязчивый (41,7 %).
Автостереотип ингушей состоит из таких качеств, как: общительный (90,3 %), гордый (87,3 %), аккуратный (84 %), покладистый (81,1 %) и настойчивый (80,7 %). Отрицательные качества, которые менее всего присутствуют: лицемерный (35,6 %), жадный (38,4 %) и навязчивый (41,7 %).
Таким образом, очевидно, что автостереотипы, как и следовало ожидать, во всех этнических группах имели положительную направленность, и имеют сходные качества в оценке себя во всех трех группах (общительность, аккуратность), причем наиболее сходные автостереотипы имеются у представителей осетинской и ингушской этнических групп. Наличие такого ядра в автостереотипах различных северокавказских народов - дополнительное свидетельство широкой социокультурной общности, сформировавшейся на Северном Кавказе в исторической ретроспективе [2].
Рассмотрим содержание гетеростереотипа осетин, по отношению к русским и ингушам. Так, русские оцениваются как общительные (81, 1 %), активные (78,8 %), находчивые (77,6 %), дипломатичные (75,4 %) и экономные (75,4 %). Ингуши - как вспыльчивые (85,1 %), агрессивные (82,8 %), упрямые (81,4 %), гордые (80,9 %) и хитрые (80,9).
Русские, описывая наиболее выраженные качества у осетин и ингушей отметили, что осетины гордые (94,7 %), аккуратные (88,4 %), темпераментные (87,5 %), общительные (82,2 %) и настойчивые (80,9 %). Ингушей, по мнению русских, отличают такие черты как вспыльчивость (89,7 %), темпераментность (88,8 %), гордость (84,7 %), упрямство (83,1 %) и агрессивность (82,5 %).
Ингуши в структуре гетеростереотипа осетин выделили такие качества, как агрессивность (71,2 %), высокомерность (69,8 %),общительность (68,2 %), осторожность (67 %) и ехидность (67 %). У русских - осторожность (73,8 %), упрямство (71,7 %), высокомерность (70,1 %), остроумие (67,2 %) и вспыльчивость (66,3 %).
Таким образом, оказалось, что положительную эмоциональную окраску имеют гетеростереотипы осетин и русских по отношению друг к другу, и взаимную отрицательную по отношению к ингушам. Несомненно, такой уклон в стереотипном восприятии друг друга близкими, этноконтактными этническими группами, является прямым следствием осетино-ингушского конфликта, все еще неурегулированного до настоящего времени.
Отсюда следует, что на возникновение этнических стереотипов, а также на их дальнейшее наполнение новыми содержательными элементами, определяющим фактором является характер межэтнических взаимоотношений.
Процесс формирования стереотипов, стереотипизация, основан на неизменных бессознательных комплексах - этнических константах, входящих в структуру этнической картины мира [3]. Этнические константы включают бессознательные образы, локализующие добро и зло, а также представления о способе действия, которым добро побеждает зло. Источник добра включает, в частности, «образ себя» и «образ покровителя», источник зла - «образ врага». В результате выработка этнических стереотипов в психологическом отношении представляет собой своеобразную защитную реакцию на изменение окружающей реальности, позволяющую отвергать информацию, несоответствующую этническим константам и наносящую им ущерб. Этнические образы отделяются от конкретных личностей, превращаясь в своеобразные артефакты культуры. В этом заключается специфика стереотипа, закрепляющего качества, присущие тем или иным представителям данного этноса, за всей группой. В то же время личный опыт общения может изменить направленность оценки, ослабить или усилить выделяемые черты.
По мнению Е.И. Кобахидзе, Г.Г. Павловец одним из принципов диалога культур, который может способствовать преодолению негативных этнических стереотипов, является информация о неоднородности групп, участвующих в диалоге. Известно, что когнитивным источником предрассудков является наше естественное стремление сводить сложные взаимосвязи к простым. Чем большее число различий мы будем видеть в «не нашей» группе, тем легче будут преодолеваться негативные стереотипы [2].
Список литературы:
1. Гуриева С.Д. Межэтнические отношения и конфликт. - СПб.: Нестор-История, 2009. - 336 с.
2. Кобахидзе Е.И., Павловец Г.Г. Поведенческие стратегии в межэтническом взаимодействии народов Северного Кавказа. - Владикавказ: СОИГСИ, 2007. - 153 с.
3. Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 448 с.
4. Налчаджян А.А. Этнопсихология. - СПб.: Питер, 2004. - 380 с.
5. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У Солдато-вой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.