Научная статья на тему 'Этнические парадоксы в условиях мировой глобализации: социокультурный аспект'

Этнические парадоксы в условиях мировой глобализации: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1161
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ETHNIC PARADOXES / IDENTITY / INTER-ETHNIC CONFLICT / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муталлимов Тейюб Баласи Оглу

Автор поднимает оригинальную тему, характерную для современного мира исследование места и роли этноса в ситуации противоречивого процесса глобализации и поиска этнической самобытности в условиях техногенной цивилизации. Применение социокультурных инструментов могут в определенной степени внести вклад в разрешение проблемы «этнического парадокса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Муталлимов Тейюб Баласи Оглу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Paradoxes in the Conditions of World Globalization: A social cultural aspect

The article discusses the place and the role of ethnos in the conditions of the contradictory process of globalization and the search of ethnic originality in the conditions of technically developed civilizations.

Текст научной работы на тему «Этнические парадоксы в условиях мировой глобализации: социокультурный аспект»

УДК 37.017.92БК 74.65 Тейюб Баласи оглу Муталлимов

ЭТНИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Автор поднимает оригинальную тему, характерную для современного мира — исследование места и роли этноса в ситуации противоречивого процесса глобализации и поиска этнической самобытности в условиях техногенной цивилизации. Применение социокультурных инструментов могут в определенной степени внести вклад в разрешение проблемы «этнического парадокса».

Ключевые слова: этнические парадоксы, идентичность, межнациональный конфликт, глобализация.

T. Mutallimov

ETHNIC PARADOXES IN THE CONDITIONS OF WORLD GLOBALIZATION: A SOCIAL CULTURAL ASPECT

The article discusses the place and the role of ethnos in the conditions of the contradictory process of globalization and the search of ethnic originality in the conditions of technically developed civilizations.

Keywords: ethnic paradoxes, identity, inter-ethnic conflict, globalization.

Пробуждение интереса к национальным корням, традициям, идеям во многом связано с общемировыми процессами реконструкции национального сознания самых разных народов, особенно во время ускорения геополитических сдвигов. Это явление, получившее в литературе название «этнического парадокса», затронуло население многих стран, и страны СНГ — не исключение, приняв самые разные формы своего проявления — от восстановления старинных традиций и обычаев до резкого усиления этнической доминанты. Эти современные процессы происходят на фоне нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях бурного развития техногенной цивилизации.

Любая нация, на каком бы уровне циви-лизационного развития не находилась, остро нуждается в четком определении своих мировоззренческих императивов, в экспорте своего духовного потенциала, не замыкаясь в границах своего локального существования, в осуществлении стратегиче-

ских и тактических целей ее существования. Это та базовая основа, которая позволяет социуму объединяться и развиваться, преодолевая духовную стагнацию.

Этническое возрождение рассматривается нами как одна из основных черт развития человечества в первой половине XXI века. Национально-освободительные движения, проявляющиеся даже в наиболее экономически развитых регионах планеты, распад в конце XX столетия нескольких полиэтничных государств, интеграционные процессы в Европе и, наоборот, — раскол между странами исламского мира с падением после «атлантических крестовых походов» его этнополи-тических диктатур, глобализация и переконструирование мирового политического пространства с перерисовкой карт и транснациональных экономических магистралей и, как ответ, — вызванный ими «ренессанс этничности» позволяют полагать, что, как минимум, в первой половине XXI века самоопределение народов

будет одной из ведущих тенденций мирового политического развития.

Падение империи под названием Советский Союз и обретение независимости бывшими советскими республиками стало важным звеном в новой цепи этнического возрождения, в очередной раз охватившего в континентальном и, более того, — планетарном масштабе большую его часть населения.

Наиболее зримым проявлением нового роста этничности стали многочисленные межэтнические конфликты, продолжающие и поныне быть источниками раздора. Эти конфликты, в свою очередь, сыграли роль катализатора роста этнического самосознания.

В эпоху глобализации роль и значение политического структурирования этнических форм организации жизни индивидов и групп может оказать существенное влияние на все сферы деятельности. Общая ситуация экономического кризиса, социальной и политической незащищенности, духовного вакуума и неустойчивости создают обстановку, в которой представители этнических сообществ, независимо от их численности, могут проявлять склонность воспринимать политические институты государства как ущемляющие их по национальному признаку.

Проблема институциализации самоопределения народов в условиях постсоветской трансформации общества неразрывно связана с процессами глобализации и актуальными для России процессами федерализации и регионализации. Мы разделяем точку зрения А. Б. Панькина, считающего, что «все чаще и громче говорят об этнокультурном утверждении в поликультурных государствах, в которых в условиях унифицированной образовательной системы обычно не остается места для сохранения языков этнических меньшинств, для приобщения молодого поколения к культуре своего народа, что приводит к угасанию формировавшихся веками нравственных и духовных ценностей наро-

дов. Все больше людей, прежде всего молодых, вопреки предсказаниям вглядываются в прошлое, ищут защиту, поддержку и уверенность в себе в непреходящих, вечных, традиционных ценностях своих предков, стремятся сохранить свою самобытность, уникальную культуру» [4, с. 123].

Явный интерес к проблеме культур и родных языков также обусловлен наличием большого числа этносов, локализованных или вышедших за границы своих этнокультурных ареалов, претендующих на право выражения своей этнической самобытности и испытывающих особые потребности в связи с социальной и экономической интеграцией во внешнее пространство. Отсюда — процесс самоопределения, поиск этнической идентичности, рост этнического самосознания, осмысление новых ценностных доминант.

Определяющими факторами сегодняшней этнополитической ситуации можно считать межэтнические интеграционные и дезинтеграционные процессы в регионах Северного Кавказа Российской Федерации и в ряде стран СНГ с компактным проживанием тюркоязычного населения.

По мнению выдающегося исследователя ресурсов этничности Ю. В. Арутюняна, социальная структура и мобильность наций имеют первостепенное значение для понимания их эволюции в современной жизни. Они обусловливают их многообразие, динамику и специфику происходящих социальных процессов, позволяют понять перспективы развития национальных отношений, их повседневность и масштабность. Ведь национальные процессы в разных социальных группах неоднозначны: они различаются глубиной и интенсивностью проявления этнических особенностей, для них характерны разные пути и средства межнационального взаимодействия, заметно видоизменяющегося во времени и в социальном пространстве [1, с. 85].

В этой ситуации перед тюркскими народами, населяющими постсоветское про-

странство и национальные республики России, встала острая проблема мобилизации своей этничности, сохранения национальной идентичности, возрождения традиционных основ жизнедеятельности. Это обусловило необходимость осознания и переосмысления тюркскими народами своего места в истории, определения цивилизованных форм общения через диалог равновеликих культур и языков. Неотъемлемыми сторонами духовного, общественно-политического, экономического функционирования этих народов выступают формирование гражданского общества, установление правовых форм толерантного общения, позволяющих избежать межэтнических конфликтов.

Мы видим, как, начиная со второй половины прошлого столетия, в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся всплеском у многих миллионов людей осознания своей национальной идентичности и связи с конкретным этносом. По мнению Т. Г. Стефаненко, «этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине двадцатого века. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и у целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность» [6, с. 3].

К сожалению, когда эти законные интересы резко сталкиваются с интересами других народов, мы наблюдаем ситуации межэтнической напряженности, например между валлонами и фламандцами в Бельгии или между англо- и франко-канадцами. Очень часто дело доходит до открытых межэтнических конфликтов и кровопролитных войн, до реанимации былых вековых обид. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно иден-

тифицировать как этнорелигиозно-территориальные — например, косовский, баскский, ольстерский, карабахский, грузино-абхазский кризисы. Огромное количество этнических конфликтов продолжает дестабилизировать ситуацию в странах Африки и Латинской Америки. Для Российской Федерации данная проблема — также одна из наиболее серьезных. Можно уже говорить о том, что один из конфликтов, развернувшихся на территории России — чеченская война, в основе которой лежит, в том числе, этническая компонента, — одно из крупнейших политических событий конца XX века [3, с. 3].

Также можно сказать, что применительно к постсоветскому пространству национальная напряженность никогда не исчезала и проявлялась во многих регионах: случались и массовые выступления. Например, в 70-х — начале 80-х гг. в Грузии, в Абхазии, в Северной Осетии. Но эти негативные ситуации не имели широкого общественного резонанса, замалчивались в СМИ и были известны ограниченному кругу специалистов. Этнографы и социологи знали, что на территории СССР существуют многочисленные узлы межнациональных противоречий, которые в разные моменты давали себя знать в бурные девяностые и «нулевые» — Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия.

Сегодня совершенно необходимо изучение социокультурного аспекта этнического фактора. Необходимо развитие этнопсихологии, как и других наук — этносоциоло-гии, этнополитологии, этноконфликтоло-гии, этнопедагогики, — с разных сторон анализирующих многочисленные «национальные» проблемы, встающие перед современным обществом.

Безусловно, изучение истории этносов, их культурных ценностей и возрождение традиций и обычаев, образов и символов, возрождение самобытных элементов уклада жизни имеет свой смысл. Вместе с тем поднялась огромная волна «увлечений»,

когда народы «кавказского пояса» стали с самолюбованием соревноваться в том, какой этнос более древний, где и чья «прародина», чьи исконные земли в том или ином ущелье, долине и т. п.

То же можно сказать и о реанимации старинных, традиционалистских, родовых, тейповых, джамаатских, фамильных и иных близко-родственно-клановых связей и принципов организации жизни людей. Идеалистически можно считать, что они помогают проявляться лучшим качествам людей — это уважение к истории своей Родины и к выдающимся современникам, патриотизм, готовность помогать людям. Желая соответствовать лучшим, остальные представители этноса будут брать с них пример, трудиться на благо родной земли. Однако весь парадокс заключается в том, что замечательный процесс этнического единения, представляющего собой святую кавказскую традицию взаимопомощи, в различных социальных контекстах подвергается значительному искажению. Более того, вызывает обостренное неприятие со стороны представителей других национальных групп.

В качестве примера можно привести развернутую Л. Н. Гумилевым панораму последовательных природно-климатических, технологических и социально-политических изменений в жизни древних тюрков, что привело к массированному давлению на сопредельные и не только сопредельные этносы. Данные процессы, естественно, вызывали ответную реакцию в виде роста значимости антитезы «свой — чужой» и, следовательно, к повышению уровня кон-солидированности этнической общности, а также усиливали вероятность межэтнических конфликтов [2, с. 143].

На современные вызовы глобализирующейся экономики мир реагирует настойчи-

вым поиском этнокультурной самобытности, своего своеобразного «лица», «портрета», «образа». Все это обусловливает парадоксальное, часто наполненное коллизиями сосуществование двух альтернативных направлений — глобализации и многообразия, соблюдения языкового, социокультурного, информационного и политического плюрализма.

По мнению З. В. Сикевич, «вызовы глобализации с ее политическими рисками и проблемами диктуют необходимость осознания принципа равноправия и самоопределения народов как единого принципа с двумя диалектически взаимообусловленными составляющими. Народы самодостаточны, равноценны и равноправны по факту своего бытия» [5, с. 156]. Из права народа на самоопределение логически следует, что народ может сделать свободный выбор, естественный выбор как самостоятельного развития, так и межнациональной интеграции. Очевидно, что для полиэтничных государств, среди которых — Российская Федерация, принцип равноправия и самоопределения народов в условиях обширного этнокультурного окружения в этой связи приобретает особое значение.

Таким образом, проблемы институциа-лизации самоопределения народов в условиях постсоветской трансформации общества неразрывно связаны с процессами глобализации и с актуальными для России процессами федерализации и регионализации. Среди факторов политической инсти-туциализации выделяется принцип равноправия и самоопределения народов, значимость которого определяется взаимодействием этнического и политического как феноменов общественных отношений, структурированием этнической идентичности в системе гражданской идентичности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Этносоциология перед вызовами времени // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 85-95.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: АСТ, 2006. 512 с.

3. Кумова С. В. Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе: Дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2GG6. 18б с.

4. Панькин А. Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград: Перемена, 2GG1. 44б с.

5. Сикевич З. В. Этнические парадоксы и культурные конфликты в российском обществе. 2G12. 212 с.

6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2GG4. Зб8 с.

REFERENCES

1. Arutjunjan Ju. V., Drobizheva L. M. Etnosociologija pered vyzovami vremeni // Sotsiologicheskie issle-dovanija. 2GG8. № 7. S. 85-95.

2. Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera Zemli. M. : AST, 2GG6. 512 s.

3. Kumova S. V. Politicheskie aspekty etnicheskih konfliktov v sovremennoj Evrope: Dis. ... kand. polit. nauk. Saratov, 2GG6. 18б s.

4. Pan'kin A. B. Etnokul'turnyj paradoks sovremennogo obrazovanija. Volgograd: Peremena, 2GG1. 44б s.

5. Sikevich Z. V. Etnicheskie paradoksy i kul'turnye konflikty v rossijskom obshchestve. 2G12. 212 s.

6. Stefanenko T. G. Etnopsihologija. M.: Aspekt Press, 2GG4. 3б8 s.

УДК 37.013.78

ББК 74.005.24 С. А. Муталлимова

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

Исследуется проблематика поликультурного образования, поднимается оригинальная тема влияния практики национального воспитания и обучения на сохранение национальной идентичности, гармонизацию межнациональных отношений в условиях глобального мира.

Ключевые слова: диалог языков и культур, национальная идентичность, этнокультурные контексты, глобализация, поликультурное образование.

S. Mutallimova

MULTICULTURAL EDUCATION IN THE GLOBAL WORLD

The problems of multicultural education are discussed in the framework of the influence of the practice of national upbringing and education on the preservation of national identity, harmonization of inter-ethnic attitudes in the conditions of global world.

Keywords: dialogue of languages and cultures, national identity, ethnocultural context, globalization, multicultural education.

Интерес к проблеме национальных культур и родного языка во многом обусловлен наличием большого количества в российском пространстве коренных народов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с со-

циально-экономической интеграцией в среду обитания. Сегодня позитивные образовательные традиции, этнопедагогические основы образования все больше проникают в педагогическую практику не только сугубо национальных школ, но и обычных общеобразовательных, поскольку введение

1G1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.