Научная статья на тему 'Влияние глобализации на этнические процессы в современном мире'

Влияние глобализации на этнические процессы в современном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3178
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ГОСУДАРСТВО / СЕПАРАТИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / КОНФЕССИЯ / НАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голубева Анна Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению вопросов протекания этнических процессов и межэтнической коммуникации в современном глобализированном мире. Аргументировано, что всплеск этничности, «этническое возрождение» не противоречит процессу глобализации, а является его аспектом. Особое внимание уделяется опасностям, связанным с радикализацией этнической и, особенно, этноконфессиональной идентичности в политической практике. Обращается внимание на то, что эти процессы используют в своих целях заинтересованные акторы глобальной политики, в результате чего этнические противостояния оказываются вписанными в общий контекст «столкновения цивилизаций».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на этнические процессы в современном мире»

УДК 316

Голубева Анна Сергеевна

аспирант социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова gulyanurka@in box. ru

Anna S. Golubeva

graduate student of Sociology Department of Lomonosov Moscow State University gulyanurka@inbox.ru

Влияние глобализации

на этнические процессы в современном мире

The impact of globalization

on the ethnic processes in the modern world

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов протекания этнических процессов и межэтнической коммуникации в современном глобализированном мире. Аргументировано, что всплеск этничности, «этническое возрождение» не противоречит процессу глобализации, а является его аспектом. Особое внимание уделяется опасностям, связанным с радикализацией этнической и, особенно, этнокон-фессиональной идентичности в политической практике. Обращается внимание на то, что эти процессы используют в своих целях заинтересованные акторы глобальной политики, в результате чего этнические противостояния оказываются вписанными в общий контекст «столкновения цивилизаций».

Ключевые слова: этнос, этническое возрождение, глобализация, этнический конфликт, государство, сепаратизм, радикализм, конфессия, нация, цивилизация.

Annotation. The article is about the processes of ethnic and interethnic communication in the modern globalized world. It argues that the surge of ethnicity, «ethnic revival» is not contrary to the process of globalization, and is the aspect of globalization . Particular attention is paid to the danger of radicalization of ethnic and ethno-confessional identity. Considered as ethnic processes exploited by interested actors in global politics. As a result an ethnic conflict become a part of the «clash of civilizations».

Keywords: ethnicity, ethnic revival, globalization, ethnic conflict, the state, separatism, radicalism, confession, nation, civilization.

Понятие «глобализация», возникнув относительно недавно (в конце прошлого века), плотно вошло как в научный гуманитарный, так и в публицистический, общественно-политический и пр. дискурсы. Это одно само по себе свидетельствует, что данная категория является актуальной характеристикой (или, как рассматривают некоторые исследователи, - трендом) современности. В самом деле, современный человек

склонен рассматривать мир как единое общее ,

выступают скорее анахронизмом.

И, вместе с тем, всплеск этничности и рост значимости этнических идентичностей - также является существенным фактом современной социальности. С первого взгляда это может показаться противоречием, однако, на деле, это связанные процессы

и «этническое возрождение», происходящее в со,

тесной связи с процессом глобализации. Рассмотрение влияния глобализации на процессы конструирования этнической идентичности, процессы этногенеза и межэтнической коммуникации и составляет цель настоящей статьи.

Самый поверхностный взгляд на процессы, протекающие в этносфере современного мира,

убеждает нас в том, что в данной, консервативной по своей сути и природе, сфере наблюдается рост динамики, изменений и трансформаций. При этом наблюдается тенденция выхода региональных межэтнических процессов на глобаль-. , -.

обращение к цивилизационному подходу при осмыслении этих процессов.

Любая цивилизация - по сути своей представляет собой не что иное, как продукт высшей стадии этногенеза, проявление суперэтнической общности. Следовательно, столкновение цивилизаций в таком ракурсе и представляет собой реализацию межэтнических конфликтов на глобальном уровне [1, с. 323].

Рассматривая теорию столкновения цивилизаций, можно сказать, что межэтнические противоречия находят своё выражение в двух формах. - , ,

национальное ядро которых сформировано на

основе разных суперэтнических общностей. Это, ,

,

межэтнических отношениях внутри обоих госу-.

развитие конфронтации внутри какого-либо государства между этническими группами, относящимися к разным цивилизациям. Примером такой формы проявления столкновения цивилизаций являются межэтнические противоречия в современной Сербии: между албанцами (мусульманами) и венграми (христианами католи-), , ( -

), . -ческие противоречия становятся в такой ситуации ни больше, ни меньше, как ареной, на которой в настоящее время осуществляется столк-, -

.

,

глобального общества вопросы национального суверенитета отходят на второй план (вместе с

уходящей в прошлое относительно закрытой

),

дискурсивном уровне эти вопросы начинают обостряться. В этом процессе, регулярно производятся апелляции к истории, заинтересованными субъектами поднимаются разного рода

,

.

почва для обострения этнических напряженно-

стей и превращению латентных конфликтов в

,

использовать в собственных целях. Территориальные конфликты всё чаще являются следствием межэтнических противоречий, зачастую сконструированных искусственно и всегда -обострённых и радикализированных в результате политики заинтересованных субъектов. Страстное стремление многих народов и народностей к

самоопределению реализуется в крайних фор-

действий, политики отделения, мечте о создании

собственного мононационального государства

( , , -

).

В глобальном срезе этнических процессов нельзя недооценивать роль различных этнических .

группы, проживающие вне страны своего происхождения [2, с. 41], обычно оказывают значительное влияние на сепаратистские этнические движения, играют значительную роль в формировании национальной мифологии и дискурсив-. , -ся с тем, что «в результате глобализации национальные границы становятся всё более прозрачными. Эта перестройка мира нередко сопровождается автономизацией регионов и формированием идентичностей уже не на государственной основе, а на иной - этнической, религиозной, языковой» [3, с. 31].

Внутригосударственные этнические конфликты используются заинтересованными внешними

акторами для дестабилизации государственных .

могут служить события, происходящие в последние годы на территории соседнего государства -Украины. В считанные месяцы в ходе гражданских волнений там были актуализированы и радикализированы этнокультурные противостоя-

( -

Юго-Востоком и украиноязычным Западом Укра-). , -стях в этом государстве говорит, в частности, и . -рованной оказалась относительно устойчивая государственность этой страны, произошла значительная потеря территорий, а противостояние вылилось в затяжную гражданскую войну, которая длится и поныне.

, ,

« » -

ли далеко не последнюю роль в распаде СССР [4, с. 7]. В настоящее время, став общепризнанным социокультурным трендом, эти процессы, помимо очевидных позитивных эффектов (культурное развитие и ре-аетуализация многообразных форм народной культуры, экзистенциальный поиск «корней» людьми и пр.), являются мощным фактором сепаратистских движений и вы,

. -блематичным этот аспект видится с учётом того, что эти движения, как мы уже указывали выше,

используются влиятельными глобальными акто-( . . ,

этнических конфликтов в «чистом» виде и традиционной форме уже не существует [5, с. 135]).

,

акторов, процессы, связанные с этническим воз,

формы, а конструирование этнической идентичности становится сопряжено с национализмом и - . -

временного мира является «синдром навязанной », « ,

, -

ной воли и желания, становится чересчур значимой характеристикой его бытия и сознания, начинает определять его место в обществе, комплекс прав и обязанностей, а в его самоидентификации выходит на одно из первых мест» [6, с. 106]. Упомянутая выше Украина, а также страны Прибалтики наглядно иллюстрируют эту проблему.

В зависимости от методик подсчета, разные исследователи насчитывают от двух до пяти тысяч

этносов. Большинство государств являются поли,

. ,

,

остаётся основной формой государственности.

,

тенденции могут нести угрозу для этого базового для современного мира государственного устройства. Взяв на вооружение национальную идею, предполагающую построение национального государства, этническое возрождение грозит дестабилизацией множественных полиэтнических государств и вспышкой числа политических конфликтов на этнической почве [7, с. 4].

Отдельный важный вопрос представляет соотношение этнических и конфессиональных конфликтов и напряженностей. Существует неявное и обычно до конца не проговоренное отождеств-

ление этнической и конфессиональной идентич-

,

,

стороны. То есть бытует мнение, что этничность определяет, уже по факту рождения, и религиозно-конфессиональную принадлежность. В результате этой подмены любой этнический конфликт сразу обретает религиозную окраску. Этот момент, на который мы обращаем внимание, не является сухой методологической подробностью и чрезмерным формализмом. Отождествление этнической и конфессиональной идентичности несёт в себе реальную социальную опасность. Эта опасность заключается в сакрализации этнического, что на практике чревато ни больше, , -

фликта в своего рода «священную войну» на .

можно обнаружить в современных событиях Ближнего Востока, в частности в Сирии, в которой боевики запрещённой в Российской Федерации организации ИГИЛ не стесняются сакрали-зировать свою террористическую деятельность вплоть до объявления Священной Войны -«^ихада» (см., например [8]).

Логика подобной деятельности понятна - её плоды более чем ощутимы. Этноконфессио-нальному фактору присуща способность консолидировать общество в самой высокой мере, а это создаёт повышенную ожесточенность конфликтов, возникающих на такой почве. Когда все рациональные политические аргументы оказываются исчерпанными и уже не способствуют мобилизации массы и консолидации общества перед лицом врага, то религиозный аргумент, затрагивая самые иррациональные слои психики, остаётся практически последним действен.

ценность, крайне значимую экзистенциально.

,

« ».

мнению X. Тофлера: «Уже сейчас не так много

,

государство, но, увы, растет готовность жертвовать жизнью за этнически-религиозную идентичность. Мы пробили стену нерушимости государственных границ, и назад дороги нет» [9, с. 370].

Очевидно, что цивилизованный мир должен резко отвергать подобные методы консолидации общества и средства ведения этнополитики. Поэтому задача поиска справедливого разрешения этнического и конфессионального вопроса, поиска баланса государственных и региональных интересов, создания культурной политики, консолидирующей нацию и при том способствующей сохранению и развитию самобытности каждой этнической группы, представленной в населении страны остро стоит перед правящими

элитами в современных государствах.

, -

блематику этничности и межэтнических комму, ,

проблематикой настоящей статьи, является усиление миграционных потоков, являющееся по общепринятому мнению неотъемлемой чертой глобализации. Возможно, именно в усилении

миграционных процессов в мире глобализация как процесс формирования единого мирового пространства проявляется как нигде больше наглядно. И, вместе с тем, возникновение значительных диаспор мигрантов (в первую очередь из стран Ближнего Востока) чревато многочисленными сложно контролируемыми и в потенциале деструктивными последствиями. По сути, и мигранты и коренное население в свете и в результате этих процессов регулярно испытывают

то дискомфортное переживание, которое в со-

« ». стороны, в переживании культурного шока в межэтническом взаимодействии можно видеть одно из оснований для процессов возрождения этничности, поскольку взгляд на «Иное» побуж-

« ».

, -

сти, образы и символы, способы взаимодействия . -ем, а частью этнической культуры, возможно

только после того, как весь этот «культурный »

со стороны носителей принципиально иной куль,

увидит, что существуют и другие, совершенно несхожие картины мира, ценностные системы и . , известно, один из базовых способов переживания культурного шока получил у автора данной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

концепции, американского антрополога Ф. Бока « » (

культурного шока и его роли в межэтнической коммуникации см. [10, С. 17-20, 34-37]). И, надо отметить, что в общем контексте «героизации» следует рассматривать не только поведение мигрантов, закрывающихся в анклавах, в которых они пытаются сохранить привычную для себя картину мира и минимизировать травматическое воздействие инокультурной среды на

. -

( « »,

зачастую радикальные силы) демонстрируют , -

яние мигрантов на культуру страны-донора с

помощью резких и агрессивных действий. Так

,

миром задачу организации цивилизованного и

, ,

если пользоваться терминологией Ф. Бока «культурный обмен» как способ преодоления . , по нашему мнению, необходима особая чувствительность и непредвзятость, однако терпимость

также должна иметь свои границы, установление - .

, , -

нополитических процессов в современном мире растёт и данная тенденция будет значимой для нас ещё долгое время. Этнические и конфессиональные сообщества являются и дальше будут являться субъектами политической жизни и без учёта этого фактора, без разработки грамотной политики в данной сфере, стабильность полиэтнических государств оказывается под очень большим вопросом. Впрочем, субъектность этнических сообществ тоже не стоит переоцени-

вать, поскольку, в ряде случаев, за кажущейся их субъектностью скрывается то, что их используют в качестве инструмента гораздо более значимые и влиятельные субъекты глобальной политики. Этот аспект тоже ни в коем случае нельзя игно-

Литература:

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева и Ю. Новикова. М. : ACT, 2005.

2. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А.Н. Асаул, М.А. Джаман, П.В. Шуканов; под ред. д-ра экон. наук, профессора АН. Асаула. СПб. : АНО «ИПЭВ», 2010.

3. Лебедева Н.М. Межэтнические конфликты на рубеже веков (методологический аспект) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. 5.

4. Стефаненко ТТ. Этнопсихология : учебник для вузов. М. : Аспект Пресс, 2013.

5. . . . публицистика. М. : Наука, 2001.

6. Лебе дева Н.М. Синдром навя занной этнично-

//

психология и общество. М. : Старый сад, 1997.

7. Брагин А.А. Регулирование этнических конфликтов: предупреждение и разрешение: научно-практическое пособие / АЛ. Брагин, И.С. Максимов. Белгород : ООНИ и РИД Белгородского юридического института МВД России, 2008.

8. Что теперь будет: как ИГИЛ объявил России «джихад». [Элеетронный документ] URL: http:// www.politonline.ru/interview/22887122.html (дата обращения 20.02.2017).

9. . . Политика Третьей Волны. Новосибирск, 1996.

10. Ионин П.Г. Социологи я культуры. М., 1996.

рировать, а чуткий контроль за влиянием глобальных геополитических субъектов на локальные события на территории, очерчиваемой границами государства - важнейшая задача, стоящая перед национальными элитами.

Literature:

1. Huntington S. Clash of Civilizations / per. from English. T. Velimeeva and Y. Novikov. M. : AST, 2005.

2. Ethno-geographical factors of globalization and regionalization of the world / A.N. Asaul, M.A. Jamal, P.V. Shukanov; ed. Dr. econ. Sciences, Professor A.N. Asaul. SPb. : ANO «IPEV», 2010.

3. Lebedeva N.M. Inter-ethnic conflicts in the turn of the century (methodological aspect) // World Economy and International Relations. 2000. № 5.

4. Stefanenko T.G. Ethnopsychology : textbook for Universities. M. : Aspekt Press, 2013.

5. Tishkov V.A. Ethnology and politics. Scientific journalism. M. : Nauka, 2001.

6. Lebedeva N.M. Syndrome imposed ethnicity and ways to overcome it // Ethnic Psychology and Society. M. : Old Garden, 1997.

7. Bragin A.A. Regulation of ethnic conflicts: the prevention and resolution: the scientific and practical guide / A.A. Bragin, I.S. Maksimov. Belgorod : OONI and RID Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2008.

8. What will happen now: how ISIL announced Russia «jihad». [Electronic document] URL: http:// www.politonline.ru/interview/22887122.html (access: 20.02.2017).

9. Toffler H. Creating a new civilization. Politics of the Third Wave. Novosibirsk, 1996.

10. Ionin L.G. Sociology of Culture. M., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.