Научная статья на тему 'Этнические константы культуры донского казачества'

Этнические константы культуры донского казачества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
316
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / АГОН / ВОЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / ОБРЯДЫ / ВОСПИТАНИЕ / ДОНСКОЙ КРАЙ / СЕМЕЙНЫЙ БЫТ / KASAKS / AGON / MILITARY TRADITIONS / CEREMONIES / EDUCATION / DON REGION / THE FAMILY LIFE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пономарев Алексей Васильевич

Статья раскрывает роль военных традиций и этнической константы казачьей культуры с точки зрения понятия агона и агонистики. Говорится о традициях казачьего военного и семейного быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Body like culture phenomenon in modern humanitarian research

Article reveals the role of the military traditions and ethnic constant Cossack culture from the perspective of the concept of the agona and agonistiki. Article tells about the traditions of Cossack military and family life.

Текст научной работы на тему «Этнические константы культуры донского казачества»

ности, достаточно часто использует сам термин для обозначения «вечного и самостоятельного начала»; в его трактовке Вечная Женственность - это матерь-земля, Душа Мира, «женственно-земляная основа Церкви, та она, с которой соединился Логос».

Примечания

1. Белый А. Воспоминания о Блоке // Собр. соч. М., 1995. С. 25.

2. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

3. Соловьев В. С. Смысл любви // Соч. М., 1990. Т. 2. С. 534

4. Розанов В. В. Люди лунного света // Соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 2.

5. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 225.

УДК 316.723

А. В. Пономарев

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ КУЛЬТУРЫ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Статья раскрывает роль военных традиций и этнической константы казачьей культуры с точки зрения понятия агона и агонистики. Говорится о традициях казачьего военного и семейного быта.

Article reveals the role of the military traditions and ethnic constant Cossack culture from the perspective of the concept of the agona and agonistiki. Article tells about the traditions of Cossack military and family life.

Ключевые слова: казачество, агон, военные традиции, обряды, воспитание, Донской край, семейный быт.

Keywords: Kasaks, Agon, military traditions, ceremonies, education, Don region, the family life.

В основу образования мира, по представлениям казаков, была положена идея борьбы между своим и чужим, Добром и Злом, что связано с осознанием собственной территории и осмыслением границы. Например, можно увидеть в приемах ведения боя казаками именно эту идею: в динамике построения боевых действий от Порядка к Хаосу - от стенки к свалке.

Процессу социализации сопутствует процесс инкультурации, т. е. вхождение человека в культуру, овладение нормами и ценностями, что осуществляется через ритуальные практики. Ритуалы выполняли функцию адаптации человека к внешним воздействиям. Коллективные представления закреплялись в виде символических систем, на ин-

ПОНОМАРЕВ Алексей Васильевич - аспирант кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры © Пономарев А. В., 2009

дивидуальном уровне выражаясь в коллективном бессознательном. На наш взгляд, такие коллективные представления образуют этнические константы культуры, которые возникают в процессе адаптации человека к природно-социальной среде. Одной из таких констант является агон [1].

Первым понятия агона и агонистики ввел Я. Бур-кхардт в лекциях по культуре Греции. Античная государственность соответствовала характеру отношений по поводу производства. Целью производства являлось не накопление богатств, а обеспечение государству лучших граждан. Личностное поведение означало способность сохранить в любой ситуации достоинство и личные качества. Основная норма оценки человека - доблесть военная, связанная с такими характеристиками, как храбрость, воинственность. Результат доблести -честь, которая выражается в почете и уважении, высоком общественном авторитете. С другой стороны, честь, слава ориентируют человека на реакцию окружающих и являются нормами как личного, индивидуального права, так и общественного. Налицо ценности родового строя и военной демократии. Особой этнокультурной спецификой обладают казаки, принявшие активное участие в освоении окраинных земель России. При самом поверхностном перечислении можно назвать казаков донских, кубанских, терских, семиреченских, волжских, яицких, запорожских и др.

Долгое время считалось, что казаки - это исключительно беглые крестьяне, уходившие на границы государства, в пределы Дикого поля, подальше от произвола властей и от собственных помещиков. Однако в конце XX в. в науке обозначилась попытка объяснить смысл казачества по-иному, в частности с привлечением теории этногенеза Л. Н. Гумилева. Было высказано мнение, что казачество начало появляться одновременно с оформлением новой государственной общности - России, с резким увеличением числа энергичных и деятельных людей - пассионариев, по Гумилеву [2].

Чаще всего эти люди могли применить свои таланты и стать недоступными для властей на границах государства. Не только приграничные войны, но и суровая природа обширных территорий требовали невероятного напряжения сил от тех, кто хотел чего-то добиться в жизни. При этом казаки принимали к себе и беглых крестьян и чувствовали себя весьма независимо. Они активно общались с местным населением, вступали с ним в брак, а также в не всегда законные отношения. Таким образом, они приобретали местные, не совсем привычные для великороссов антропологические черты. Именно в этом коренятся аргументы тех, кто считает, что казак - это этноним (с некоторым уточнением на конкретный регион), а «Казакия» -это специфическое этнокультурное пространство России [3].

Пономарев А. В. Этнические константы культуры донского казачества

Оформление сословия казачества вызвало процессы, приведшие к тому, что сословные отличия стали формой этнонационального самосознания и превратили казачество в закрытую этносоциальную общность.

Казачество сыграло исторически важную роль в расширении географических рубежей России, в освоении необжитых пространств ее окраинных рубежей. Защищая свои станицы, хутора и семьи, оно тем самым охраняло границы Российского государства.

Сохранение и воспроизводство традиций осуществлялось традиционными методами и традиционными институтами. Воспитанием молодого поколения занималась вся община. Дети социализируются путем включения в игровые ситуации, обучения нормам и правилам поведения. В традиционном обществе воспитание происходит от личности к личности, подражательно. Жизнь индивида в общине подчинялась логике перехода из одной возрастной группы в другую, от одной социальной роли к другой, нагруженной определенными нормативными требованиями, стереотипами поведения и моральными ценностями. В целом вся жизнь индивидуума подчинена механизму трансляции традиции.

В начальный период истории казачества, зафиксированный в письменных источниках, казак представлялся исключительно как воин. Считалось, что занятие казака земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности воина. Но уже в начале XVIII в. в связи с переходом к оседлому образу жизни и изменением политической ситуации (русско-турецкие войны) казаки начинают заниматься земледелием. Однако военный уклад сохранялся. Территория Войска Донского была приграничной, поэтому казаки, отправляясь на полевые работы, брали с собой оружие и их сопровождал конный отряд.

В XIX в. сельское хозяйство являлось уже основой экономической жизни казаков. Сущностью его идеологии было два понятия: воля и земля. Нередко само казачество определялось как «вольные люди на вольной земле». К началу XX в. на территории Дона существовало два типа общин: военизированная казачья и соседская территориальная крестьянская. Казак, воин-профессионал становился одновременно и землепашцем. Казачьи общины, первоначально выполнявшие функции нападения и защиты, утрачивают первую из них.

Особенность землепользования казаков заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть и распоряжаться ею могло и имело право лишь Войско в целом. Жизнь земледельца проходила в постоянных трудах и заботах, особенно в летнее время. Благополучие казачьей семьи определялось не знающим и не признающим усталости

трудом. Труд земледельца был тяжелым, но при благоприятных условиях вознаграждался очень хорошо, сами казаки утверждали, что только лентяи не зарабатывали себе хлеба насущного.

Начало весенне-полевых работ сопровождалось обрядами, которые должны были способствовать хорошему урожаю. По окончании сева был обычай, весьма распространенный в пределах Войска, - хождение духовенства с иконами. Обычно носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми из жителей, у которых устраивались молебны, проводились всенародные обеды.

Если долго не было дождя, то дети просили его так: «Иди, иди, дождь, да на бабину рожь, на бабину кичку, на нашу пшеничку, на наш ячмень, поливай весь день. А, дождик, припусти, мы поедем под кусты, Богу молиться, Христу поклониться». Наоборот, если дождь шел несколько недель кряду, то, чтобы дождь перестал, говорили так: «Дождь, перестань, куплю тебе сарафан и с ленточками, позументочками, с махорчиками, с колокольчиками. И не мок, и не мок, куплю тебе шелковый платок» [4].

Перед тем как убирать хлеб, накашивали небольшой мешочек, обмолачивали и из полученного зерна мололи муку, пекли хлеб. Если хлеб получался вкусным и пышным, то начинали косить все поле. Но перед началом жатвы клали хлеб-соль и серпы в начале загона. Помолившись Богу, съедали хлеб-соль, срезали три раза по три колоса и, заткнувши их за спины, приговаривали: «Чтобы наши спины не болели».

На праздник Флора и Лавра (покровители лошадей), например, в станице Старочеркасской к Преображенской церкви, которая имела придел в честь этих святых, жители станицы пригоняли животных, не только лошадей, но и коров, быков, овец. Священник кропил их святой водой, что должно было уберечь этих животных от болезней, дать им силы [5].

В станице, помимо домовитости и хозяйственности, ценилась воинская доблесть, казачья слава, лихость, сила воли и сопутствующие практические умения, важные в бою: владение оружием, конем, рукопашным боем. Поддерживалась честь семьи и общины, характерно почитание особых сакральных мест - церквей, кладбищ. Все это формировало и особый тип личности.

Примечания

1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков ХУ11-ХХ вв. Ростов н/Д, 2002. С. 47.

2. Бутенко В. П. Казачий алтарь: роман. Ставрополь: Кавказ. б-ка, 1993.

3. Венков А. В. Донское казачество в гражданской войне. Ростов н/Д: Рост. ун-т, 1992; «Казаки» со свастикой // Родина. 1993. № 2.

4. Войнов В. Правда об Оренбургском казачестве // Отечество. 1990. № 1. С. 206-216; Семенов В. Из истории Оренбургского казачьего войска. Б. м., 1992.

5. Голубев Е. Унтовое войско (к истории создания казачьих войск в Забайкалье) // Байкал. 1990. № 5.

УДК 390.43

А. А. Кузьмин

ТЕЛО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Статья посвящена телу человека как феномену культуры в работах современных российских и зарубежных ученых, представляющих различные подходы к исследованию данного направления.

This article deals human body like culture phenomenon in modern russian and foreign research. Contemplate some approach for study this area.

Ключевые слова: телесность, методология, культурно-антропологические аспекты телесности.

Keywords: corporality, methodology, anthropological aspects of the corporality.

Тело - один из самых интересных и сложных объектов естественнонаучных и гуманитарных исследований. Телесность как ценностная характеристика человеческой жизни являлась предметом исследования, восхищения и культивирования. Начиная с классических проекций античности, тело занимает значительное место в философско-миро-воззренческих системах и искусстве. В дальнейшем в истории культурфилософской мысли формировались различные концепции телесности человека (И. Кант, Фихте).

Важным открытием XX в. стал экзистенциаль-но-феменологический подход к проблеме телесности, на основе которого происходит определение понятия «моего тела» как основы присутствия в мире, обладания собой и одновременно направленности на мир [1].

Этот аспект черезвычайно важен и для отечественной культурологии, потому что в советской науке до последней трети XX в. человеческое тело считалось природной данностью, представляющей интерес только для сферы биологии и медицины. В предисловии к работе «Мужское тело в истории культуры» И. Кон указывает на особую «бестелесность» науки в СССР [2]. Общественные и гуманитарные науки рассматривали проблему тела лишь попутно, в связи с философской проблемой

КУЗЬМИН Алексей Александрович - аспирант кафедры культурологии Московского гуманитарного университета © Кузьмин А. А., 2009

соотношения духовного и материального или в рамках истории искусства и физической культуры.

Возрастающий интерес к проблеме телесности вообще и телесности в культуре в частности стал наблюдаться в отечественной науке только в последние 20-30 лет. С середины 1980-х гг. формируются направления, связанные с социологией, историей и антропологией тела [3]. Природа тела и закономерности его представления и изображения обсуждаются на многочисленных международных конференциях, находят отражение в междисциплинарных сборниках, серийных публикациях. Одной из причин возрастающего интереса к проблеме человеческой телесности является потребность возврата человека к личному телесному опыту, к «техникам» тела. Обострение множества экологических проблем в мегаполисах, страх перед старостью, утрата представлений о достоинстве и красоте человека, декларирование культа молодости приводят к возрастанию интереса человека к его собственному телу, возникновению потребности в телесной динамике, в развитии гармонии со своим собственным телом.

Обращение к живому телу на фоне постмодернистской утраты целостности и превращения его в один из образов-симулякров, которыми оперируют многочисленные философско-эстетические концепции, в конечном счете продиктовано необходимостью возвращения к человеку чувствующему, целостному, являющемуся создателем и носителем неповторимых личностных смыслов, делающему самостоятельный выбор. Тело возвращает нас к утраченному на время бесценному опыту, оно есть «орудие» души и одновременно зеркало для отображения сущности Вселенной. Современная культура возвращается в поисках целостности к космогонической мифологеме «вселенского человека» [4] , лежащей в основе древнейших натурфилософских концепций.

Тело в пространстве современного культурного сознания воспринимается не только как физиологическая данность, но и как феномен культуры, а поэтому становится объектом междисциплинарного исследования. Не случайно поэтому появление такого понятия, как телесность.

Под телесностью понимают качество, силу и знаки телесных реакций человека, формирующихся с момента зачатия в процессе всей жизни. Это феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире [5].

Человеческая телесность «замыкает на себе» природное и культурное, естественное и социальное, она несет на себе полисемантическую социокультурную нагрузку как следствие объективной встроенности в любой из видов человеческой деятельности [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.