Научная статья на тему 'Этнические аспекты и междисциплинарные проблемы медицины. Часть 2. Междисциплинарные этнические проблемы в медицине'

Этнические аспекты и междисциплинарные проблемы медицины. Часть 2. Междисциплинарные этнические проблемы в медицине Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNOS / ЭТНОПСИХОЛОГИИ / ЭТНОМЕДИЦИНА / ETHNOMEDICINE / ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЯ / ETHNOEPIDEMIOLOGY / ЭТНОДЕМОГРАФИЯ / ETHNODEMOGRAPHY / ЭТНОПСИХИАТРИЯ / ETHNOPSYCHIATRY / ЭПИГЕНЕТИКА / EPIGENETICS / ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / GENETIC WEAPON / ETHNOPSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антипов В.В., Антипова С.И.

Приведены понятия об этнопсихологии, типах этнопсихиатрических заболеваний, о роли пращуров народов в особенностях характера, о новом направлении генетики эпигенетике, о регуляторных механизмах, управляющих работой (экспрессией) генов клеток, что обеспечивает их координированную деятельность, эпигенетике поведения, или психогенетике, влиянии внешних факторов на поведенческие реакции организма, развитие интеллекта. Этническая демография (в современном мире насчитывается более двух тысяч этнических общностей), исследуя процессы развития этнических общностей, должна учитывать воздействие на демографические процессы их специфических особенностей, в основном на рождаемость. Дана информация о Беларуси сегодняшней, о толерантности белорусов, подчеркнута роль Великого Княжества Литовскоого (ВКЛ) как колыбели белорусского этноса. Приведено значение этномедицины в понимании врачевания у разных народов. Показано, что разработки в этногенетике могут стать основой создания генетического оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic aspects and cross-disciplinary problems of medicine.Part 2. Cross-disciplinary ethnic problems of medicine

Conceptions of ethnopsychology, types of ethnopsychiatric personality disorders, role of primogenitors of nations as for character peculiarities, a new development in genetics epigenetics, science of XXI century of regulatory mechanisms controlling the work (expression) of cell genes, which provides coordination activity, epigenetics of behavior or psychogenetics the influence of external factors on behavioral reaction of organism, psychogeny, are given. Ethnic demography (there are more than two thousand of ethnoses in modern world) studying the processes of development of ethnoses should consider the influence of their specific peculiarities on demographic processes, generally, on birth rate. Information on modern Belarus, tolerance of the Belarusians was given, the role of the Grand Duchy of Lithuania (GDL) as a cradleland of Belarusian ethnos was highlighted. The role of ethnomedicine as for understanding of doctoring in different nations was given. It was shown that the inventions in ethnogenetic may become the base for creation of genetic weapon.

Текст научной работы на тему «Этнические аспекты и междисциплинарные проблемы медицины. Часть 2. Междисциплинарные этнические проблемы в медицине»

ИД ДИСКУССИИ

Этнические аспекты и междисциплинарные проблемы медицины

Часть 2. Междисциплинарные этнические проблемы в медицине

Антипов В.В.1, Антипова С.И.2

Медицинский центр Минского тракторного завода, Беларусь

2РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения, Минск, Беларусь

Antipov V.V.1, Antipova S.I.2

2Republican Scientific Practical Center for Medical Technologies, Informatization, Management and Economics of Health care, Minsk, Belarus

'Medical Center of Minsk Tractor Plant, Minsk, Belarus

Ethnic aspects and cross-disciplinary problems of medicine. Part 2. Cross-disciplinary ethnic problems of medicine

Резюме. Приведены понятия об этнопсихологии, типах этнопсихиатрических заболеваний, о роли пращуров народов в особенностях характера, о новом направлении генетики - эпигенетике, о регуляторных механизмах, управляющих работой (экспрессией) генов клеток, что обеспечивает их координированную деятельность, эпигенетике поведения, или психогенетике, - влиянии внешних факторов на поведенческие реакции организма, развитие интеллекта. Этническая демография (в современном мире насчитывается более двух тысяч этнических общностей), исследуя процессы развития этнических общностей, должна учитывать воздействие на демографические процессы их специфических особенностей, в основном на рождаемость. Дана информация о Беларуси сегодняшней, о толерантности белорусов, подчеркнута роль Великого Княжества Литовскоого (ВКЛ) как колыбели белорусского этноса. Приведено значение этномедицины в понимании врачевания у разных народов. Показано, что разработки в этногенетике могут стать основой создания генетического оружия.

Ключевые слова.: этнос, этнопсихологии, этномедицина, этноэпидемиология, этнодемография, этнопсихиатрия, эпигенетика, генетическое оружие.

Медицинские новости. — 2016. — №9. — С. 21—28.

Summary. Conceptions of ethnopsychology, types of ethnopsychiatric personality disorders, role of primogenitors of nations as for character pecuiiartties, a new development in genetics - epigenetics, science of xXl century of regulatory mechanisms controlling the work (expression) of cell genes, which provides coordination activity, epigenetics of behavior or psychogenetics - the influence of external factors on behavioral reaction of organism, psychogeny, are given. Ethnic demography (there are more than two thousand of ethnoses in modem world) studying the processes of development of ethnoses should consider the influence of their specific peculiarities on demographic processes, generally, on birth rate. Information on modern Belarus, tolerance of the Belarusians was given, the role of the Grand Duchy of Lithuania (gDl) as a cradleland of Belarusian ethnos was highlighted. The role of ethnomedicine - as for understanding of doctoring in different nations - was given. It was shown that the inventions in ethnogenetic may become the base for creation of genetic weapon.

Keywords: ethnos, ethnopsychology, ethnomedicine, ethnoepidemiology, ethnodemography, ethnopsychiatry, epigenetics, genetic weapon Meditsinskie novosti. - 2016. - N9. - P. 21-28.

Этнопсихология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. Термин «этническая психология» был предложен во второй половине XIX века немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать ее задачи. В современной этнопсихологии можно выделить ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т.д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии;

2) культурологические исследования, направленные на выяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры; неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т.п.;

3)исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т.д.;

4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный

аппарат и методы которых ближе всего к социологии и детской психологии.

Особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а

также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах [1]. Одна из областей науки, связанной с этнопсихологией, - транскультуральная психиатрия, изучающая психические расстройства в контексте различных культур и этносов [2]. В современном и

Особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах

традиционном обществах есть различия в протекании ряда болезней, психопатологии в частности. Особое место в этой области знания занимает изучение этнических психозов, то есть психозов, присущих только определенным общностям. Это - амок (известный по одноименному рассказу С. Цвейга), арктическая истерия, иму, виндиго и др. Их специфика состоит в том, что они уникальны для определенного места или общности. Поэтому в объяснении нуждается каждый этнический психоз в отдельности. Нередко наличие такого рода отклонений в поведении людей определенной этнической общности объясняют своеобразным взаимодействием физических, психологических и социокультурных детерминант. А. Уоллес выдвинул гипотезу, согласно которой причиной арктического психоза является недостаток кальция. Фолкс же считает, что значительную роль в возникновении этого заболевания играет специфическое чередование дня и ночи. Этнический психоз сусто (от исп. «испуг»), встречающийся в Латинской Америке, Р. Болтон соотносит с гипогликемией, не отрицая роли поведенческих факторов и экологического окружения. В зарубежной науке широко представлены концепции, в которых «культурно-обусловленные болезни» соотносятся и практически отождествляются с типом заболевания, известным современной медицине под названием «истерический психоз». Для сравнительного анализа разрозненных этнических психозов с указанным типом заболевания, распространенного в современном обществе, выделяется общая черта, свойственная большинству из них, - одержимость (possession), экстатическое состояние, внезапно овладевающее индивидом. По мнению ряда ученых, оно очень близко по протеканию к истерическому психозу.

Изучение этнических психозов осложняется тем обстоятельством, что в традиционных культурах одержимость, транс, экстатические состояния инсти-туализированы в различных ритуалах, причем «патологический тип так называемой одержимости очень трудно отделить от позитивных, намеренно вызванных ритуальных состояний». Но все же ритуальные состояния вызываются намеренно, целенаправленно, в определенном смысле они находятся под контролем. Истерические состояния начинаются спонтанно и приводят к ухудшению состояния человека, прогрессирующей патологии. По свидетельству ряда ученых, и некоторые ритуальные состояния транса могут вызвать нарушение психической стабильности.

В обобщенной форме такие аспекты поведения людей, и не только в рамках религиозных ритуалов, получили отражение в понятии «измененные состояния сознания» (ИСС). Для описания явлений этого класса применяют также термины «альтернативные», «пограничные» состояния сознания. Они характеризуются изменениями в ощущениях, восприятии, мышлении, трансформацией в эмоциях.

Своеобразное психическое заболевание мерячение было широко распространенным среди некоторых народностей Восточной Сибири, чаще якутов и бурят; им заболевали и русские, долго жившие в Якутии (точных данных о распространении мерячения нет). Бо-

лезнь характеризуется главным образом неудержимой наклонностью больных к подражанию словам и действиям окружающих лиц (эхолалия и эхопраксия) и к исполнению даваемых последними приказаний [3].

Можно выделить четыре типа этнопси-хических расстройств личности: 1) в связи с социальной структурой общности;

2) этнические патологии, определяемые этнокультурными стереотипами общности;

3) «святые» болезни шаманистского типа;

4) идеосинкретические расстройства [4].

Своим пращурам многие народы обязаны и особенностями характера. Специалисты утверждают, что тип поведения тоже зависит от генов. У 40-70% коренных жителей Америки выявлен ген, определяющий стремление к новым впечатлениям, склонность к риску и острым ощущениям. У жителей Азии он встречается гораздо реже - менее чем у 2% населения. Возможно, этим и объясняются такие черты характера, как неторопливость, сосредоточенность и рассудительность. Ученые предположили, что наличие или отсутствие «авантюрного» гена обусловлено кочевым или, наоборот, оседлым образом жизни. У большинства индейцев обнаружен ген, отвечающий за неуживчивый нрав, склонность к неврозу и агрессии. Данную мутацию связывают с историей индейских племен, богатой войнами. А вот африканцев можно считать генетическими оптимистами. Их веселый нрав определяется геном, который стимулирует повышенную выработку серотонина, - гормона, улучшающего настроение. Белокожей части человечества, особенно англо-ирландского происхождения, повезло меньше. У них

имеется ген, подавляющий продукцию серотонина, чем и объясняется склонность европейцев к депрессии и пессимизму [5].

Своеобразие психологии народов России, ближнего и дальнего зарубежья описано в учебнике А.И. Крысько «Этническая психология» [6]. Раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам

воспитательной работы в многонациональных коллективах.

Эпигенетика. Существует немало теорий и гипотез о том, как сформировался более высокий интеллект одних этносов по сравнению с другими. В последние годы развивается новый взгляд на эту проблему, основанный на способности организма постепенно, в ряду поколений накапливать интеллектуальные навыки. Научным основанием этого предположения служат новые данные о наследовании ряда приобретенных признаков как физиологического, так и поведенческого (интеллектуального) характера. Эта возможность, ранее отвергавшаяся биологической наукой, опирается на новое направление генетики - эпигенетику. Хотя сам по себе термин «эпигенетика» имеет более чем полувековую историю, реальное изучение этого направления насчитывает немногим более 10 лет [7]. Считается, что интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Под этим следует понимать не багаж знаний, накопленный в процессе жизни, а потенциальную способность к обучению, абстрагированию, оперированию полученными данными, возможность понимать сущность явления и делать логические построения, создавать новые теории и конструкции, решать различного рода задачи, от простых математических до сложнейших попыток понимания законов мироздания. Какая-то часть способностей, входящих в такое понятие интеллекта, может быть развита в первые годы жизни ребенка, однако основная их масса является врожденным свойством

Некоторые ритуальные состояния транса могут вызвать нарушение психической стабильности. В обобщенной форме такие аспекты поведения людей, и не только в рамках религиозных ритуалов, получили отражение в понятии «измененные состояния сознания»

человека и передается по наследству. Поэтому считается, что сформировавшийся у ребенка интеллект мало изменяется в течение жизни.

В начале ХХ века Ч. Спирман для определения общего интеллекта ввел понятие «фактор g» (general intelligence), который показывает эффективность выполнения всех познавательных задач. Для приблизительной оценки величины g используется так называемый коэффициент интеллекта (IQ). Несмотря на обширную критику IQ, этот метод все же признается весьма информативным и объективно отражающим интеллектуальные способности человека и связанные с этим многие социальные и экономические процессы. В частности, Р. Линн и Т. Ванханен в своей книге «Коэффициент интеллекта и богатство народов» (R. Lynn, T Vanhanen. IQ and the Wealth of Nations. London, 2002) указывают на прямую корреляцию между национальным доходом на душу населения и средним коэффициентом интеллекта в данной стране. Согласно данным Р. Линна, опубликованным в его книге (R. Lynn. Race Differences in Intelligence. An Evolutionary Analysis. 2005) существуют расовые различия средних показателей IQ: для жителей Восточной Азии (японцы, китайцы, корейцы) он составляет 105, у европейцев - 100 (немцы, австрийцы, голандцы, итальянцы имеют IQ 102), у айнитов (этническая группа, принадлежащая эскимосо-але-утскому этносу) - 91, в Юго-Восточной Азии и среди потомков американских индейцев доколумбовской эпохи - 87, у жителей островов Тихого океана - 85, Южной Азии и Северной Африки - 84, субэкваториальной Африки (кроме бушменов) - 67, австралийских аборигенов -62, бушменов - 54. Автор относит евреев ашкенази к гибридной Южно-Азиатско / Европейской группе. Среди тех из них, кто проживает в США и Англии, средний показатель IQ составляет 107-115, у живущих в Израиле - 103. Однако в более ранних наблюдениях, приведенных в книге М. Сторфера (Miles Storfer. Intelligenceand Giftedness. 1990), указывается IQ израильских ашкенази - 115 и выше. Косвенно это подтверждается и непропорционально высокими научно-техническими достижениями Израиля. Позднее Д. Ханна и Р. Линн (David Hanna, Richard Lynn. Intelligence differences between European and Oriental Jewin Israel. Journal of Biosocial Science. 2007. 39:465), проанализировав данные десяти исследований, проведенных в Израиле, сделали вывод, что среднее преимущество ашкенази составляет 14,6 пунктов IQ. Другие ветви еврейского народа - сефарды и мизрахим («восточ-

ные») - не обладают выдающимся IQ; так, у израильских сефардов коэффициент интеллекта - 91. Существует мнение, что евреи иных ветвей, чем ашкенази (сефар-ды и «восточные» евреи), никогда не имели высоких показателей IQ (цит. по [7]).

Интеллект каждого человека складывается из двух слагаемых - наследуемого компонента и знаний и навыков, приобретенных в процессе жизни. Эпигенетика -наука XXI века. Это наука о регуляторных механизмах, управляющих работой (экспрессией) генов клеток, что обеспечивает их координированную деятельность в разнообразных органах и тканях, сочетая высокую пластичность (изменчивость) со стабильностью и целостностью организма. Полная расшифровка генома человека сделала возможным поиск генов, ответственных за познавательные функции. Предполагается, что интеллект находится под контролем сотен и тысяч генов, его определяют многие факторы. Это так называемая полигенная (количественная, многофакторная) наследственность (polygenic inheritance, quantitative, or multifactorial inheritance). Примеров

полигенной наследственности множество, практически каждая характерная черта человека (суммарно - фенотип): например, цвет кожи или глаз, рост, форма тела и др. - носит многофакторную природу. Характерно, что полигенные признаки не подвержены менделевскому расщеплению, а различие их фенотипи-ческих особенностей подчиняется кривой нормального распределения Гаусса. Полигенная наследственность предусматривает влияние внешних факторов на комплексное функционирование связанных генов. Многие болезни, несущие наследственные признаки, на самом деле являются полигенными. Например, рак, аутизм, диабет - при которых в патологический процесс сразу задействуется много генов, а пусковыми факторами служат внешние воздействия (например, характер питания, гормональный фон организма, токсические вещества и т.п.). Так, при остеопорозе (это, как правило, возрастное снижение костной массы, имеющее гормональную природу) в патологическом процессе участвует 1080 генов; курение нарушает нормальную работу примерно 600 генов. По Р. Стернбергу и соавт., не существует

единого гена, напрямую связанного с интеллектом (R. Sternberg, E. Grigorenko, K. Kidd. Intelligence, race, andgenetics. The American psychologist. 2005. 60 (1): 46-59). По их мнению, раса представляет собой скорее социальную, чем биологическую конструкцию, а интеллект, как общечеловеческое свойство, имеет полигенную природу, и сегодня нет оснований связывать интеллектуальные преимущества одной группы (народа, расы) с теми или иными генами. С этим положением можно согласиться: любой здоровый человек на Земле имеет одинаковый набор генов, необходимых для интеллектуальной деятельности. Однако работают они в различной комбинации и с разной интенсивностью.

Эпигенетическая наследственность обеспечивает передачу потомству такого состояния экспрессии определенных генов, которое позволяет организму в его индивидуальной жизни максимально адаптироваться к измененным условиям внешней среды. При этом в некоторых случаях сам исходный (родительский) организм может и не претерпевать види-

мых изменений, но он передаст потомкам эпигенетическую информацию, необходимую для выживания в изменившихся условиях. По данным Н. Янгсона и Э. Вайт-лоу, трансгенерационный эпигенетический эффект включает наследственную передачу потомству информации как физиологического (например, характер обмена веществ), так и поведенческого (интеллектуального) характера (N.A. Youngson, E. Whitelaw. Transgenerational Epigenetic Effects. Annual Review of Genomicsand Human Genetics. 2008. 9: 233-257).

Интересны соображения о так называемой «нервной памяти» (neural memory), обоснованные Е. Яблонка и Г. Раз (E. Jablonka, G. Raz., Transgenerational Epigenetic Inheritance: Prevalence, Mechanisms, and Implications for the Study of Heredity and Evolution. The Quarterly Review of Biology. 2009. 84 (2): 131-176). Сущность теории «нервной памяти» состоит в том, что следы ранее унаследованных умственных навыков облегчают у потомков восприятие и усвоение новых знаний. Аналоги этого эпигенетического феномена (более легкая «обучаемость» потомков) встречаются у растений и низших животных (дафнии). По мнению авторов, эпигенетически наследу-

Интеллект каждого человека складывается из двух слагаемых - наследуемого компонента и знаний и навыков, приобретенных в процессе жизни. Эпигенетика -наука XXI века. Это наука о регуляторных механизмах, управляющих работой (экспрессией) генов клеток

емые свойства способны накапливаться в ряду поколений, что ведет к образованию у потомков данной характерной черты (признака) в более выраженной форме. Само же представление о наследуемости приобретенных умственных способностей в форме «следовой памяти» (mnemic trace, или engram) имеет уже более чем вековую историю и связано с именем Р. Семона (Richard Wolfgang Semon). Эпигенетическая трансгенерационная наследственность сохраняет в ряду поколений какое-то число генераций, но не вечно, поэтому ее называют длительной, но не постоянной модификацией. В отличие от нее только изменения генетического кода генов (мутации) носят постоянный характер [7].

Современные данные показывают, что стабильность эпигенетически наследуемых свойств (эпигенетической памяти) без постоянного специфического стимулирования исчисляется всего несколькими поколениями. В отсутствие мощного когнитивного стимулирования врожденный интеллект, как и любая форма эпигенетической наследственности, будет постепенно ослабевать (затухать) и в конце концов придет к средним показателям человеческой популяции. Похоже, что этот процесс может уложиться в десяток поколений. Загрузка «эпигенетической наследственной памяти» происходит еще до формирования полноценных половых клеток, то есть до наступления половой зрелости. М. Пем-берей и соавт. наблюдали за условиями жизни, питания, заболеваемости и смертности трех поколений жителей изолированной северной провинции Швеции и установили зависимый от пола эффект наследования некоторых признаков. (M.E. Pembrey, L.O. Bygren, G. Kaati et al. Sex-specific, male-line transgenerational responses in humans. Так называемое Overkalix study. Eur. J. Hum. Genet. 2006; 14: 159-166). У отцов, которые начали курить в раннем детстве, сыновья, но не дочери, к 9 годам имели избыточный вес. Внуки мальчиков, испытывавших в детстве голод (еще в XIX столетии), имели меньшую предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям и смерти от них, а внуки тех, кто в детстве избыточно питался, страдали диабетом и раньше умирали. По женской линии усиленное питание матери во время беременности связывают с повышенным риском преждевременной смерти внучек. Авторы заключают, что трансгенерационная наследственность («эпигенетическая память») закладывается во время так называемого периода

медленного роста ребенка, который у мальчиков лежит между 9 и 12 годами, у девочек - между 8 и 10 годами.

Существует немало данных, что в основе интеллекта лежат наследственно закрепленные навыки, ставшие уже врожденными. Дальнейшее обучение и развитие как бы накладывается на этот врожденный уровень, образуя внешнюю составляющую интеллекта. Формирование врожденной составляющей основывается на эпигенетической наследственности. Для формирования эпигенетического статуса, отражающего интеллект человека, необходимо специфическое стимулирование познавательных способностей индивида - так называемое когнитивное стимулирование. То есть развитие у человека (прежде всего - ребенка) его познавательных способностей - ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, абстрагирования и других составляющих интеллекта.

Можно анализировать современную систему школьного образования и давать оценку и рецепты того, как исправить положение. Идеальной системы нет и можно согласиться с бытующим мнением, что образование - слабое место мировых держав, а учебная мотивация мало связана с генами и сильно - с обстоятельствами.

Эпигенетика поведения: «Мать остается с нами навсегда». Эпигенетика поведения, или психогенетика, рассматривает влияние внешних факторов на поведенческие реакции организма. Эпидемиолог из-

раильской армии З. Соломон столкнулась с большим числом случаев посттравматических расстройств (PTSD) среди солдат, бывших свидетелями массовых убийств боевиками мирных жителей в лагерях беженцев. Проявления PTSD были особенно высокими в одной определенной группе -у тех, чьи родители пережили Холокост в Европе во время Второй мировой войны. Подтверждение наследственной передачи предрасположения к PTSD (иначе говоря, «закладки эпигенетической памяти» еще до рождения ребенка) было получено группой доктора Иегуды в ходе изучения посттравматических расстройств, вызванных терактом 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Сейчас в США развертывается программа лечения посттравматического стрессового синдрома среди ветеранов ближневосточных войн. Одним

из наиболее перспективных направлений считается сочетание экспозиционной терапии и антибиотика D-циклосерина (его действие на мозг еще не раскрыто, но он уже используется для лечения симптомов депрессии, шизофрении и некоторых других заболеваний) [7].

Этническая демография [8-10]. В мире насчитывается приблизительно две тысячи этнических общностей. Около 1600 из них проживают на территории Азии и Африки. Примерно 100 наций и народностей проживают на территории экономически развитых стран. Национальными регионами Российской Федерации являются 20 республик, 10 автономных округов и одна автономная область. Этнический состав Российского Севера представлен 6 республиками и 8 автономными округами. Более ста этнических общностей, проживающих на территории России, имеют свой национальный язык и принадлежат к разным религиозным конфессиям. Первые этнодемографические исследования стали проводиться в начале ХХ века в результате взаимодействия демографии с этнографией. Этническая демография изучает воспроизводство этнических общностей в зависимости от их места и условий проживания, от особенностей образа жизни, культуры и быта. Этническая демография, исследуя процессы воспроизводства этнических общностей, должна учитывать воздействие на демографические процессы их специфических особенностей. Например, на рождаемость в этнических общностях могут оказывать

влияние характерные для них формы брака, тип семьи, традиционное отношение к возрасту вступления в брак, разводам, добрачным и внебрачным сексуальным связям, многодетности и бездетности. Показатели смертности в этнических общностях могут зависеть от особенностей их питания, состояния гигиены, специфики хозяйственной деятельности.

Основными этническими индикаторами в демографии выступают особенности образа жизни, вероисповедания и традиций. Демографами установлено, что этнические общности, проживающие на территории Тропической Африки и Южной Азии, предрасположены к многоплодным родам, а среди этнических общностей, проживающих в Европе и Восточной Азии, многоплодные роды встречаются редко. Кроме плодовитости, большое значение

Этническая демография изучает воспроизводство этнических общностей в зависимости от их места и условий проживания, от особенностей образа жизни, культуры и быта

для процесса рождаемости имеет принятый в этнических общностях возраст вступления в брак. Например, официально принятый возраст вступления в брак варьирует от 12 лет (у испанцев и греков, а также у некоторых азиатских и латиноамериканских народов) до 18 лет. У большинства этносов традиционно муж должен быть старше жены. У австралийских аборигенов и индейцев Южной Америки распространены браки между пожилыми мужчинами и молодыми девушками. У мордвы, удмуртов, китайцев и корейцев в прошлом были частыми браки, когда невеста на 10-15 лет старше жениха. Этносам, у которых распространены браки в раннем возрасте, свойственны более высокие показатели рождаемости и более высокий уровень состоящих в браке. У африканских этносов

почти 100% взрослого населения состоят в браке, тогда как у европейцев этот показатель не превышает 90%. У большинства африканских и азиатских этносов статус замужней женщины значительно выше, чем незамужней.

На процесс рождаемости влияет и принятая у данного этноса форма брака. У большинства этнических общностей распространен моногамный брак. Полигамные браки бывают двух видов: полигамные (когда муж имеет несколько жен) и по-лиандрические (когда у жены несколько мужей). У некоторых этносов разрешено многоженство и многомужество. Так, в этнических общностях, исповедующих ислам, разрешается иметь до четырех жен и сколько угодно наложниц. Хотя у европейских этносов запрещено многоженство, но в некоторых случаях этот запрет временно отменялся. Например, в первой половине XVII века на территории Германии после 30-летней войны в течение 10 лет официально были разрешены браки одного мужчины с двумя женщинами. Многомужество встречается редко. Разновидностью многомужества считают братскую полиандрию, когда мужьями являются родные братья или после смерти мужа один из неженатых братьев становится мужем его вдовы. Братская полиандрия была распространена у этносов, проживающих на Тибете, в Гималаях и у некоторых индейских народностей Северной Америки. Многомужество негативно влияет на рождаемость, поэтому сегодня сохранилось лишь у некоторых африканских и индийских этносов, а также у эскимосов.

Различий в показателях смертности у этнических общностей меньше, чем в показателях рождаемости. В зависимости от среды обитания у разных этносов распространены специфические заболевания, повышающие уровень смертности населения.

Из мировых религий самая аскетичная - буддизм. Большинство направлений буддизма поощряет безбрачие, пропагандирует монашеский образ жизни. Согласно буддистским канонам, второй по возрасту сын должен становиться монахом. В то же время буддизм запрещает аборты и одобряет многодетность.

Христианская мораль рассматривает брак как необходимое условие рождения детей. Однако христианство призывает к сексуальному воздержанию во время по-

стов, одобряет монашеский образ жизни.

Ислам призывает как можно больше множить последователей Магомета. Согласно исламским канонам, мусульманская женщина может повысить свой социальный статус, родив как можно больше мальчиков. Бездетная же женщина подлежит изгнанию из семьи. Согласно исламской традиции, брак и покупка жены обязательны для мужчины, ему разрешается иметь много жен и наложниц.

Институт обязанного соблюдать безбрачие монашества существует у католиков, православных и представителей других восточных церквей, а целибат для всего духовенства установлен лишь у католиков.

Есть и одна сравнительно небольшая ответвившаяся от православия секта -скопцы, которая вообще не позволяет своим приверженцам иметь половые отношения и рожать детей: все члены этой секты подвергаются кастрации.

Некоторое воздействие на рождаемость оказывают конфуцианство и индуизм. Конфуцианство, вне всякого сомнения, положительно, хотя и весьма своеобразно, влияло на процесс рождаемости. Прямых призывов к рождаемости в философско-этическом учении Кун-цзы (Конфуция) не содержится. Однако инкорпорированный в конфуцианстве культ предков требует выполнения после смерти отца его сыном определенных обрядов, которые никто другой выполнить не может. При невыполнении же обрядов душе будет очень плохо в загробном мире. Поэтому приверженцы конфуцианства стремятся

иметь как можно больше сыновей, чтобы даже в случае смерти нескольких из них было кому совершить требуемый обряд. Естественно, что это положение конфуцианства приводило к существенному повышению рождаемости.

Индуизм влияет на показатель рождаемости очень своеобразно. С одной стороны, много внимания уделяется половым отношениям, содержатся призывы к ранним и всеобщим бракам, что в связи с непопулярностью средств контрацепции способствует высокой рождаемости. Однако отрицательное отношение индуизма к повторному замужеству вдов, естественно, снижает рождаемость.

Установки на высокую рождаемость характерны для многих традиционных племенных верований, особенно связанных с культом предков. В тех случаях, когда этносы страны исповедуют разные религии, религиозные факторы рождаемости могут приобрести значение фактора этнического. Так, в Сербии подавляющее большинство сербов - православные, албанцы (второй по численности народ в этой стране) исповедуют ислам. Рождаемость среди албанцев намного выше, чем у сербов. Но повышенная рождаемость среди албанцев обусловлена не только конфессиональной принадлежностью, но и некоторыми другими причинами (более низким образовательным и культурным уровнем и т.д.).

В современную эпоху, когда в некоторых странах число верующих сильно сократилось, а религиозные установки в большинстве случаев не имеют юридической силы, религиозные факторы рождаемости перекрываются рядом других факторов.

Так, на уровень рождаемости сильно влияют характерные для народа традиции и обычаи. У подавляющего большинства народов, хотя бы в прошлом, существовала традиция многодетности. Это было связано с тем, что на ранних стадиях развития, в условиях высокой смертности и частых столкновений с соседними общинами, человеческие коллективы были очень заинтересованы в быстром росте своих членов. В развивающихся странах традиции и обычаи до сих пор играют довольно важную роль в общественной и семейной жизни. В частности, у большинства народов этих стран прочно сохраняется традиция многодетности. Считается, что многодетность повышает престиж семьи; мать большого числа детей, особенно сыновей, пользуется особым почетом. Стойкость традиции многодетности связана с бытовавшей прежде почти повсеместно, но и теперь продолжающей

Различий в показателях смертности у этнических общностей меньше, чем в показателях рождаемости. В зависимости от среды обитания у разных этносов распространены специфические заболевания, повышающие уровень смертности населения

сохраняться у многих народов, высокой смертностью детей: родители не без оснований опасаются, что если детей у них мало, они могут их всех лишиться. Традиции многодетности весьма свойственны также земледельческим народам, что связано с широким использованием труда детей в хозяйстве. Очень сильны традиции многодетности у африканских этносов, прежде всего у земледельческих племен. Это нашло отражение и в религиозном представлении о том, что заключенная в женщине-матери сила плодородия передается земле.

По данным Национального центра статистики в здравоохранении США, в четырех основных расово-этнических группах их населения общий уровень смертности в пересчете на 100 тыс. сильно различается: у афроамериканцев он в 2 раза выше, чем у латиноамериканцев и азиатов, а смертность белого населения имеет промежуточное значение [11].

Основные причины смертности населения США - сердечно-сосудистые и онкологические болезни, в совокупности ответственные за половину общего уровня смертности, не имеют существенных межэтнических различий. Но относительная смертность от сахарного диабета среди афроамериканцев в полтора раза выше, чем среди белых, а доля смертности от ИБС, хронических болезней легких и почек у черных американцев гораздо ниже. Относительная смертность от сахарного диабета и болезней почек среди испано-язычных американцев более чем в 2 раза выше, чем у белого населения США, а доля хронических болезней легких - в 2 раза ниже. Азиаты значительно чаще по сравнению с белыми американцами умирают от инсульта и пневмонии, но гораздо реже от ХОБЛ и болезней почек [12-14].

Беларусь относительно небольшое государство. Великое Княжество Литовское (ВКЛ) - колыбель белорусского этноса. «У ВялЫм Княстве Лтоушм упершыню ва Усходняй Еуропе у XV-XVI ст. сфармiравауся своеасаблiвы дзяржауна-палiтычны лад еурапейскага тыпу, шшы, чым у Пауночна-Усходняй Рус у часы панавання самадзержцау, адпаведная сацыяльная структура гра-мадства. У Беларус i Лте раней i шырэй, чым у ВялЫм Княстве Лтоусгам i Украiне, праявтюя павевы еурапейскага Рэнесан-са, узнала кiрылiчнае кнiгадрукаванне, распаусюдзтюя уывератэцкая адукацыя, шматмоуная лiтаратура i пiсьменнасць, рэ-фармацыйныя рухi у еурапейскiм аблiччы. Тут знаходзiлi прытулак беглыя ерэтыю, вальнадумцы з усходу i захаду Еуропы, развiвалiся розныя царкоуныя структуры,

умацоувалюя iнстытуты саслоунай (ста-навай) дэмакратьм" [Гiсторыя Беларусi: У 6 т. Т. 2: Беларусь у перыяд Вялкага Княства Лiтоускага / Ю. Бохан 0 Ыш.]; рэд. кал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [ iнш.]. Мiнск: Экоперспектива, 2008. 688 с.].

Лауреаты Нобелевской премии Томас Венцлова и Чеслав Милош (кстати, оба они связаны многими нитями с белорусской действительностью) считают, что многоэтническое, многоконфессиональное и многокультурное ВКЛ, государство удивительно толерантное по отношению к инакомыслящим, явилось прототипом теперешнего Европейского союза. Один венецианский посол, утверждает Т. Вен-цлова, во времена Сигизмунда Августа насчитал в Вильно 72 вероисповедания, констатировал терпимость даже к рудиментам язычества. В городе Гедимина тогда же насчитывалось семь автохтонных этносов - настоящая радуга, немыслимая в Западной Европе во время Варфоломеевских ночей и судилищ инквизиции. В статье профессора Оксфордского и Вильнюсского университетов Д. Каца «Еврейская Литва», описавшего в одной из англоязычных поэм страдания узников гетто в родных Михалишках на Островетчине и делающего много полезного для Беларуси, полностью процитирована грамота великого князя Витовта, датированная 18 июня 1389 (!) года и написанная на чистейшем древнебелорусском языке. Пусть после этого кто-нибудь попробует поспорить, а был ли этот язык государственным в ВКЛ! А содержание-то грамоты какое:

«Есть три сенсационных утверждения в этом документе XIV века, - делает вывод Д. Кац. - Это равенство людей («з меща-ны заровно»), земельная собственность и неизменность правового равенства («на вечные часы и веки»)» [15].

Литвины - основная составляющая многонационального и поликонфессионального народа ВКЛ, откуда впоследствии вышли как этнос беларусы и литуви-сы (литовцы). Этноним «белорусы» (белор. беларусы) окончательно закрепился за всей этнической территорией белорусов только в конце XIX века. Однако термин «белорусы» тогда не приобрел еще общенационального содержания. Существовали региональные названия (полешуки), конфессионализмы (русские и поляки);

жители некоторых частей Беларуси называли себя «тутэйшыми» еще в переписях 50-х годов ХХ века. В некоторых районах Минской области население в графе «национальность» указывало «литвины».

Информационные данные о Беларуси сегодняшней мы приводим на белорусском языке без перевода - в полной уверенности понятности его всем ее жителям.

«У Рэспублщы Беларусь пражываюць каля 9,5 млн. чалавек. Згодна перапюу насельшцтва 2009 г., 83,7% жыхароу краЫы - беларусы, 8,3% - русюя, 3,1% -паляю, 1,7% - украЫцы, 0,1% - яурэ^ 3,1% - Ышыя (з iх 2,4% не указалi на-цыянальнасць). ^ парауноуваць коль-касць прадстауншу розных нацыяналь-насцей з папярэднiмi перапiсамi 1989, 1999 гг., то павялiчылася колькасць армян, азербайджанцау, арабау, грузы, асецН таджыкау, туркмен; паменшылася колькасць амаль уах Ышых нацыяналь-насцей (яурэяу, русгах, украЫцау, палякау, татар, лтоуцау, латышоу, эстонцау i шш.). Значна скарацiлася колькасць яурэяу, што звязана з ад'ездам апошых за межы Беларусi. Працэнт рускiх стау адпавядаць 1959 г., калi стау пашырацца працэс русiфiкацыi, якi быу выклiканы пабудовай новай супольнасцi людзей -савецга народ. У 2009 г. амаль у 4 разы павялiчылася колькасць тых нацыянальнас-цей, яш з'явiлiся у Беларусi у пасляваен-ны час i у перыяд юнавання незалежнай Рэспублiкi Беларусь. У разглядаемы перыяд прадстаунiкi большас^ нацыя-нальных меншасцей пражывалi па усей

тэрыторыi Рэспублiкi Беларусь дысперсна, у асноуным у гарадскiх паселках, i займалi даволi высокiя статусныя пазiцыi (за вы-ключэннем некаторых, напрыклад цыгане) у сацыяльнай структуры, эканомiцы, палiтыцы i культуры беларускага грамад-ства. Гэта тлумачыцца тым, што нацыя-нальныя групы актыуна папаунялiся, яшчэ у перыяд юнавання СССР за кошт высо-каадукаваных мiгрантау з iншых саюзных рэспублiк» [16, 17].

Н.Ф. Грэбень обобщил одну из особенностей психологической характеристики белорусов [18]: «Традыцыйна лiчыцца, што талерантнасць з'яуляется адметнай рысай беларусау. Талерантнасць - уласцiвасць, якая замацавалася адначасова як этичны аута- i гетэрастэрэатып народа. У псiхалогii

Великое Княжество Литовское (ВКЛ) - колыбель белорусского этноса. «У Вял^м Княстве Лтоусюм упершыню ва Усходняй Еуропе у ХУ-ХУ1 ст. сфармiраваyся своеасаблiвы дзяржаyна-палiтычны лад еурапейскага тыпу, шшы, чым у Пауночна-Усходняй Ру^ у часы панавання самадзержцау, адпаведная сацыяльная структура грамадства»

|МЯ Дискуссии

пад талерантнасцю традыцыйна раз-умеецца адсутнасць або паслабленне рэагавання на якi-небудзь суб'ектыуна неспрыяльны фактар. Вонкава гэта можа выяуляцца у вытрымцы, самавалоданнi, здольнасцi доуга выносiць неспрыяльныя уздзеянн без паыжэння адаптацыйных магчымасцяу. Аднак у «Дэкларацьи прынцыпау талерантнасцi», прынятай у лiстападзе 1995 г. Генеральнай канферэн-цыяй ЮНЭСКА, прыведзена ужо некалькi Ышая трактоука: «Талерантнасць азначае павагу, прыняцце i разуменне багатай

шматстатнасцi культур нашага мiру, на-шых формау самавыяулення i спосабау праяу чалавечай Ыдывщуальнасцг Ей спрыяюць веды, адкрытасць, зносiны i воля думкi, сумлення i перакананняу». У дадзеным выпадку талерантнасць не гэтулькi прырауноуваецца да цярплiвасцi i памяркоунасцi, а робщца акцэнт на нейкiм вызначаным узроун развiцця асобы, на падставе якога яна здольная прымаць iндывiдуальнасць iншых людзей i народау. У залежнасцi ад паходжання талерантнасць можа быць прыроджанай i набытай. А у залежнасцi ад сiтуацыi i асаблiвасцяу яе успрымання iндывiдам талерантнасць дзелщца на натуральную i праблемную. Як псiхiчная уласцiвасць талерантнасць дэтэрмiнаваная розныш асобаснымi рысамi, сярод якiх прыводзяцца цярплiвасць, нiзкая агрэсiунасць, усталеукi, пачуцце гумару, зычлiвасць, альтруiзм, умен-не валодаць сабой, рэлiгiйнасць i шшыя. На наш погляд, можна вылу-чыць наступныя псiхалагiчныя асновы талерантнасц беларусау:

- псiхафiзiялагiчныя асаблiвасцi этнаса. Беларусау варта аднесц да флегматыкау, для якiх характэрны цягавiтасць як здольнасць пераносщь вялiкiя фiзiчныя i псiхiчныя нагрузкi, ураунаважанасць як баланс працэсау узрушанасцi i тармажэны, i iнэртнасць -нiзкая рэактыунасць на змены нава-кольнага асяроддзя. На пахалапчным узроунi гэта выяуляецца як спакой-насць, разважлiвасць, вытрымка пры пераадоленнi цяжкасцяу, слабая эма-цыйнасць;

- асаблiвасцi этнiчнага характа-ру. Паводле клааф^ацып характарау К.Г. Юнга i яго паслядоунiкау I. Майерс i К. Брыггс, этнiчныя беларусы адносяцца да тыпу логiка-сэнсарны Ытраверт, яко-

му уласцiвыя такiя рысы, як лагiчнасць, надзейнасць, адказнасць, неэмацыя-нальнасць, грунтоунасць, арыентацыя на унутраны мiр. Таксама талерантнасць беларусау вызначаецца такiмi рысамi яго этычнага характару, як цярплiвасць i асця-рожнасць. Гэта тыя якасщ якiя шмат у чым звязаныя з нашай гiсторыяй, дзякуючы ягам беларусы прыстасоувалюя i выжывалi пры розных палiтычных рэжымах i нашэс-цях. З аднаго боку, асцярога i цярплiвасць забяспечваюць адаптацыю народа i талерантнае успрыманне рэчаiснасцi,

а з шшага - вядуць да канфармiзму i ксенафобii;

- ызга узровень агрэсiунасцi. Калi парауноуваць беларусау з шшы^ этнасамi, то, вядома ж, мы меней агрэауны народ, чым русгая, украiнцы, немцы, паляк i iнш., пра што свед-чаць гiстарычныя факты: беларусы амаль што не вялi захопнiцкiя войны, у беларушм грамадстве не узыкала сур'езных рознагалоссяу i канфлiктау на этычнай, рэлiгiйнай або сацыяльна-эканамiчнай глебе;

- менталiтэт. Перш за усе, км гаворка iдзе пра менталтет народа, то неабходна звярнуцца да яго роднай мовы, якая не-пасрэдна адлюстроувае своеасаблiвасць мыслення яе прадстаушкоу, разна-стайнасць i багацце iх светапогляду. Па сваiх фаналагiчных характарыстыках беларуская мова адрознiваецца мяк-касцю гучання, мтагучнасцю, манерай казаць «нараспеу», што ускосна свед-чыць аб зычлiвасцi беларусау да сваiх суразмоуцау. А паводле класiфiкацыi А. Кэпелла [4], беларуская мова адносщца да групы моу, дзе дамiнуе катэгорыя «прадметнасцi». Асаблiвасцю моу гэтай групы з'яуляецца тое, што у iх пераважае вектар пасiунасцi, фiксацыi бягучых падзей i станау, што у большай ступенi адлюстроувае усталеуку на адмо-ву ад непасрэдных дзеянняу (у тым лiку i агрэауных). Сапрауды для беларусау характэрна усталеука на пазбяганне канфлiктных атуацый, аж да адмовы ад якой-небудь актыунасц^ калi яна можа пацягнуць змену юнага прымальнага укладу жыцця, пра што ярка сведчыць прыказка «мая хата з краю». Акрамя таго, у лешцы беларускай мовы маецца шмат памяншальна-ласкальных слоу (напрыклад, гаспадынька, гаспадарчык, сыночак, дачушка, дзетачга, госцiкi, татка,

матачка, браточга), што у цэлым налад-жвае суразмоуцу на сяброускiя зносiны. Таксама трэба адзначыць i адсутнасць у нашай мове лексЫ, эквiвалентнай рускаму мацюку, пахалапчны сэнс яко-га змяшчаецца у выразе вярбальнай агрэсм да iншага чалавека або групы людзей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увогуле у менталщеце беларусау пераважаюць пеамютычныя устаноукi, што адлюстроуваецца як нявера у тое, што мой асабюты удзел здольны нешта памяняць у грамадсгам жыццi. Следствам гэтага таксама з'яуляецца адмова ад актыунасщ

- пачуцце гумару. Беларусам улас^ва развiтое пачуцце гумару, пра што сведчаць розныя узоры вуснай народнай творчасцк у першую чаргу шматлЫя анекдоты, прыпеукi, загадкi, а таксама асобныя прыказкi i прымаукi, сацыяльна-бытавыя казкi, песнi.

Такiм чынам, згодна с праведзеным намi аналiзам праблемы талерантнасцi беларусау, трэба адзначыць, што гэтая улас^васць беларусау дэтэрмiнавана пахалапчны^ асаблiвасцямi этнаса, як прыроджанымi, так i набытымi, i выяуляецца у натуральнай i праблемнай форме».

Этномедицина. Исторически сложились и в настоящее время сосуществуют два типа терапии - современная и традиционная, или народная. Применение и той и другой вне культурного контекста, без корректировки и модификации непродуктивно. Транскультурный анализ использования различных форм терапии в психопатологии, анализ народной медицины и психологического значения болезни для традиционного общества -это важные темы психологической и медицинской антропологии. Наибольшее внимание привлекают методы терапии психопатологий в традиционных обществах.

Этномедицина - в узком понимании вопросов врачевания у разных народов (этническая, традиционная, народная медицина) - научное направление, изучающее по письменным и устным источникам, археологическим артефактам опыт традиционной медицинской практики различных народов мира с культурной и религиозной точек зрения, а именно толкование причин заболеваний и методов исцеления и сохранения здоровья в целом с использованием местных климатических, растительных, минеральных, животных и других природных оздо-равливающих факторов, а также путем духовных практик. Этническая медицина заинтересована в изучении медицинских

Перш за усе, кш гаворка щзе пра менталют народа, то неабходна звярнуцца да яго роднай мовы, якая непасрэдна адлюстроувае своеасаблiвасць мыслення яе прадстаунюу, разнастайнасць i багацце iх светапогляду

систем с точки зрения местного жителя. A. Kleinman исследовал местные категории и объяснительные модели болезни, включая этиологию, признаки, течения болезни и лечение [19, 20]. Практика этнической медицины - сложная мульти-дисциплинарная система, включающая использование растений, духовность и естественную окружающую среду, она была источником исцеления для людей в течение тысячелетий [21].

В 2000 г. Агентство по контролю за лекарственными препаратами различало в Великобритании (UK) этнические растительные средства китайской медицины (TCM) и Аюрведы (Traditional Ethnic Medicines: Public Health And Compliance With Medicines Law). Ассоциация китайской этнической медицины различает медицину этнических меньшинств: тибетская (Tibetan), монгольская (Mongolian), Уйгурская (Uygur), Дайская (Dai), Чжуанская (Zhuang), Корейская (Korean), Юийская (Yi) и Туцзийская (Tujia) (Ma Jianzhong, Vice-Commissioner of SATCM and President of China Association of Ethnic Medicine Ma Jianzhong: Six Aspects of Ethnic Medicine Strengthened in Twelfth Five Years. 2011). Сегодня ежегодный мировой рынок растительных препаратов составляет 60 млрд долларов США (World Health Organization. Traditional Medicine. 2003. Fact sheet N134). Обученные западной медицине врачи не должны игнорировать воздействие этнической медицины на их больных.

Разработки в этногенетике могут стать основанием для создания генетического оружия. (еномное оружие может быть совсем не похоже на то, что мы сегодня знаем о вооружении. Эксперты «Саншайн Проджект» считают, что в наших генах есть как минимум 15 тыс. «мишеней», которые принципиально подходят для создания этнического оружия. Но поскольку роль многих из этих генов еще не изучена, в реальности не каждый из них станет основой для его создания. Особый интерес вызывают гены, кодирующие фермент, хорошо известный фармакологам и токсикологам -цитохром Р450. Это ключевой фермент,

разрушающии лекарства, токсичные вещества и канцерогены. Кстати, он имеет отношение и к алкоголю. Ученые полагают, что есть народы со слабыми вариантами этих генов, которые плохо разрушают отдельные токсичные вещества. Следовательно, они могут использоваться в качестве этнического оружия. Большое внимание создателей геномного оружия привлекают гены, отвечающие за апоптоз - запрограммированную гибель клеток. Воздействуя на них, можно вызвать гибель раковых клеток. А можно и наоборот - убивать особо важные для жизни клетки и даже органы. Джон Логан Блек - американский специалист по психогеномике и автор чуть ли не единственной научной статьи по геномному оружию в легальной прессе. «(ёномные и геннотерапевтические исследования позволяют добиться крупных успехов в лечении болезней человека, животных и растений, - пишет Д. Блек. - Однако следует помнить, что у этих исследований имеется и военный аспект. Они дают возможность создать новый вид биологического оружия - так называемого геномного». Ученый сравнивает революцию в расшифровке генома с расщеплением атома: в том смысле, что она тоже может быть использована для создания оружия. И к сожалению, подчеркивает Д. Блек, государственные чиновники, военные и парламентарии, как правило, не понимают сути геномной революции и ее последствий, включая создание оружия [22].

Обобщая приведенные данные, можно сказать, что раса (этничность), а также гендер в совокупности создают синдром социальной идентичности. Мы все такие разные и одновременно такие похожие. Приведенные междисциплинарные аспекты в характеристике людей сказываются в той или иной мере в отношении к собственному здоровью и в его нарушении.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. http:/iWww.psychology!net.ru/dictiona(ies/psy!html?wo(d =1159

2. Вундт В. Проблемы психологии народов. - М.,

2010. - 136 с. - (Психологические технологии). -ISBN 978-5-8291-1284-4

3. http://bigmeden.ru/article/%D0%9C%D0%B5%D1% 80%D1%8F%D1

4. http://psyera.ru/3139/etnopsihiatriya-etnicheskie-psiho-zy-i-vidy-narodnoy-terapii

5. http://zdorovo.ua/statya/osobennosti-natsionalnyh-boleznej

6. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - 320 с.

7. http://www.elektron2000.com/articles_by_author/36

8. http://studopedia.ru/1_74314_etnicheskaya-demog-rafiya.html

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plat/1 2.php

10. Основы этнодемографии: Учеб. пособие / О.Е. Казьмина, П.И. Пучков. - М., 1994. - 253 с.

11. MacKay A.P., Fingerhut L.A., Duran C.R. Health, United States. With adolescent health chartbook. Hayatsville. - Maryland, 2000. - 456 p.

12. Проблемы этноса в медицинских исследованиях / Л.И. Колесникова, М.А. Даренская, Л.А. Гребен-кина, А.В. Лабыгина и др. // Бюл. Вост.-Сиб. науч. центра Рос. АМН, Сиб. отд. - Иркутск, 2013. - №4. -С.153-159.

13. Степанов В.А. // Acta naturae. - 2010. - Т.2, №4 - С. 7.

14. Седова Н.Н. Этничность и здоровье как предмет интереса социологии и медицины // Интегратив-ные исследования в медицине: науч. тр. III Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. - Саратов, 2014. - С.3-6.

15. http://www.sb.by/kultura/article/mir-o-nas.html

16. Пушюн 1.А., Бубнау Ю.М. Роль нацыянальных меншасцей у забеспячэнн устойлiвага паступаль-нага развщця беларускага грамадства у навейшай псторьм Беларуа Этичная, моуная i культурная разнастайнасць у сучасным грамадстве: зб. навук. прац удзельыкау Мiжнар. навук.-практ. канф., 2930 мая 2014 г., Маплеу. - Маплеу, 2014. - С.19-25.

17. Пушюн 1.А. Нацыянальныя супольнасц Беларуси грамадска-палiтычная i культурна-асветнцкая дзейнасць (1990-2005 гг.): манаграфiя. - Маплеу 2007. - 206 с.

18. Грэбень Н.Ф. Пахалапчныя асновы талерантнасц беларусау. Этичная, моуная i культурная разна-стайнасць у сучасным грамадстве: Зб. навук. прац удзельнкау Мiжнар. навук.-практ. канф., 29-30 мая 2014 г., Маплеу. - Маплеу, 2014. - С.228-230.

19. Kleinman A. // Soc. Science Medicine. - 1978. -№12(2B) - P.85-93.

20. Kleinman A. Patients and healers in the context of culture. - Berkeley, 1980.

21. Lowe H, Payne-Jackson A., BeckstromSternberg S.M., Duke J.A. Jamaica's Ethnomedicine: Its potential in the healthcare system Kingston, Jamaica, 2000. - P.170.

22. http://center-hc.ru/diseases/crohn_disease_2.htm

Поступила 01.06.2015 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.