ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ Д.А. Манцурова, студент
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Россия, г. Саранск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-3-23-27
Аннотация. В данной статье рассмотрены феномены этнической культуры и этнического самосознания. Так как в России проживают представители множества народов и этносов, в работе исследована нормативная база, защищающая права коренных жителей. Этническая культура рассматривается на примере коренных народ Дальнего Востока и Сибири. Проведен анализ, какой была этнокультура и какой она является на современном этапе. В результате делается вывод о тенденциях этнической культуры на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: коренные народы, культура, этнос, этническое самосознание, Сибирь, Дальний Восток, национальная политика.
Россия исторически складывалась как многонациональное государство, на данный момент на территории страны проживает 190 народов, так же представлены малочисленные коренные народы, которые сохранили свой уклад и традиции. Состав нашей страны уникален, в построение стабильного государства большую роль играют межнациональные отношения.
Культура России богата, многогранна, и своеобразна, так как отражает множество входящих в неё региональных культур. С одной стороны в культуре отображаются общекультурные тенденции, а с другой отчётливо проявляется самобытность локальных культур, поэтому актуально изучить различных типов региональных культур. На примере народов Дальнего Востока и Сибири рассмотрим связь исторического прошлого и будущего развития.
Цель данной статьи - на основе собранных данных определить тенденции в этнической культуре у народов Дальнего Востока и Сибири.
Задачи:
- охарактеризовать этническую культуру и самосознание;
- определить этнические особенности коренных народов Дальнего Востока и Сибири;
- выявить тенденции развития этнической культуры на Дальнем Востоке.
Объектом исследования является этнокультурное самосознание, особенности,
характеристики, виды. Предмет исследования - тенденции этнической культуры.
В работе использовались следующие методологические принципы и подходы: принцип комплексного анализа элементов и связей, сравнительно-исторический подход; принцип системности анализа; выявление тенденций анализируемых процессов, культурологический подход.
Этническая культура формируется из множества аспектов: природно-
климатические условия, экономическая развитость, близость / удалённость от центов, историческим и т.д. Ни мало важную роль играет язык и вероисповедание, язык формирует наше мышление, и в последствие позволяет взаимодействовать с миром. Всё это формирует определённых этнический темперамент и самосознание. Формируется специфический способ восприятия и взаимодействия с окружающей средой, который выражается через традиции, стереотипы, ценности.
У этнической культуры есть свои особенности:
1. Культура характеризуется и тесно связана с социально-экономическим развитием, транспортными связями, развитием товарных отношений, способом ведения натурального хозяйства.
2. Способом организации общего быта часто выступают общины.
3. Этническая культура формирует уникальное восприятие себя и мира.
Чертами данной культуры является привязанность к определённой территории, ограниченность, нахождение в определённом узком социальном пространстве (племя, община и т.д.).
Элементы, которые присущи этнокуль-турам: орудия труда, ведения хозяйства, одежда, язык, верования и мифы, определённая пища, традиции, искусство.
Этническое самосознание - чувство принадлежности к данному этносу. На этой стадии формируется «мы» и другие, отделение своей группы и себя от остального мира, формируются этнические стереотипы. Стереотипы могут быть: положительными, отрицательными, автостереотипы и гетеростереотипы. Этнические стереотипы укореняются в умах, подсознательно мы начинаем шаблонно мыслить (например, «англичане - чопорны», «немцы - трудолюбивы». Эти стереотипы могут быть довольно грубыми и не отражать реальность. Особенно они обостряются в момент межэтнических кризисов, тогда враждебному этносу сразу приписываются самые отрицательные черты.
Этническая идентичность, являясь мощнейшим фактором формирования этнических групп и общностей, может быть источником политического движения и развития, особенно если определённая этническая общность сплочённая и имеет достаточно ресурсов.
Одним из проявления этнического сознания является этноцентризм. Этноцентризм может привести к закрытости и изоляции этноса, поэтому нужна общая национальная культура, чтобы объединить все этнические культуры.
В России понимают важность этнической культуры, необходимость сохранения самобытности народов, их традиций и обычаев. Существует специальная нормативная база, которые защищает права и интересы этнических жителей и их культуры:
1. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [3];
2. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о куль-туре"[5];
3. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" [4].
Рассмотрим факторы, повлиявшие на формирование этнической культуры народов Дальнего Востока и Сибири. У коренных народов этой части России многовековая история, поэтому они обладают богатой культурой. Она отражает жизнь в суровых климатических условия, способ организации хозяйства, орудия труда и охоты. В основном вели оседлый образ жизни, занимались охотой, оленеводством, рыболовством и т.д. На язык и этническую культуру коренных народов оказало большое влияние монгольский и маньчжурский язык и культура. В верованиях так же присутствует смесь нескольких культур: буддизм (в основном у бурятов), язычество, шаманизм, почитание духам и предкам, впоследствии и влияние православия, которое принесли первые переселенцы. Имея собственную базу, и постепенно модернизуясь под влиянием других культур, они создали свою уникальную культуру, предметы самобытного искусства (украшения, изделия из металла и дерева, петроглифы, аппликации, различные росписи), фольклор (мифы, сказки, легенды, предания), песенное искусство. Поэтому этническую культуру народов Дальнего Востока и Сибири можно рассматривать только в комплексе.
Клановость также является частью этнической культуры. В досоветский период народы Якутии и Бурятии сохраняли свою автономию, помогая осваивать территории, на этом этапе идёт смешение культур. Общины встраивались в системы управления в Царской России. В советский период клановости практически не было. Сегодня трайбализма в его классическом понимание нет, больше он упоминается в текстах, в том числе органов власти, как этническая идентификация. Большое влияние на это оказала критика национальной политики постсоветского периода.
Далее следует определить, что собой представляет этническая культура на Дальнем Востоке и Сибири сегодня. Просматривается явная тенденция к возвращению к этническим корням, но эта уже не та культура предков, она претерпела множество изменений. Соответственно во многих аспектах, то, что сейчас называется этнической культурой, уже является совершенно иной культурой. Возрождение языка, традиций, искусства является необходимым процессом, которое поддерживается в России. Единственной опасностью здесь может быть то, что, возвращаясь к принципам, на которых основана этническая культура:
1) закрытость;
2) самодостаточность;
3) консерватизм, и ярким проявлением этнического самосознания (этноцентризм) могут быть сепаративные проявления и изолированность, о чём уже было сказано выше.
Рассмотрим на примерах, что изменилось в этнической культуре и какой она является сегодня. Сегодня защита прав коренных малочисленных народов охраняется особенно в мире. Их права защищены не только на законодательном уровне Российской Федерации и общественных объединений (например: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока), административные учреждения (Экспертно-консультативного совета по делам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе), но мировыми организациями, в частности Организацией Объединённых Наций. Создаются все условия, носящие комплексный характер, для поддержания и сохранения традиционного образа жизни.
На федеральном уровне принята и реализуется Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства в 2016 году, направленная на «... создание условий для устойчивого
развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе на сохранение их исконной среды обитания и образа жизни, модернизацию хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах их традиционного проживания..». К сожалению, положение коренных народов ухудшается. Это связано с ведением натурального хозяйства: ведение традиционных видов деятельности ограничена.
Адаптация к современным условиям при попытке сохранения культуры и этнической идентичности можно рассматривать, как новый уровень развития. Реализуется множество программ по проведению этнокультурных мероприятий малочисленных народов. Можно отметить следующие мероприятия:
1) проведение краевых соревнований по северному многоборью и летних национальных видов спорта народов Приамурья;
2) этнофорум «Живые традиции предков» коренных малочисленных народов края;
3) краевой конкурс «Ремесла Земли Дер-су»;
4) фестиваль коренных народов «Праздник лета - древний свет»;
5) форум молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Российский Север».
Неподалёку от Хабаровска создано коренное поселение нанайцев - Сикачи-Алян, главной достопримечательностью которого являются петроглифы. В нём проводятся всевозможные культурные фестивали, устраиваются выставки, приезжают экскурсии. Поселение посещают тысячи туристов как из России, так и из-за рубежа.
К 2010 году восстанавливается племенная идентичность (в основном у хорей в Республики Бурятии, но они не обладают достаточными ресурсами, чтобы объединить вокруг себя другие кланы). Клано-вость в типичном понимании отсутствует, в основном в политической сфере, основанная на землячестве.
Часто слово «этнический» заменяется на «национальный», используется в статьях, при празднованиях, проведениях спортивных мероприятий и т.д. Возможно, это делается, чтобы подчеркнуть свою этническую значимость и некую автономию.
Для сохранения истории и культуры работают множество музеев, проводятся раскопки, разрабатываются проекты, проводятся фестивали.
Отметим также изменения, которые претерпели традиции:
1) Обряд, демонстрирующий рождения ребёнка невозможен в традиционной культуре, так как раньше дни рождения не праздновались, это могло привлечь злых духов. По этой же причине заранее не покупались вещи для нерождённых детей, чтобы уберечь их.
2) Также не демонстрировались и успехи на охоте. Выставленные на показ туши убитых животных могли разгневать духов природы. Нельзя было хвастаться о своих достижениях, иначе в следующие разы духи предупредят животных, и в наказание охотник останется голодным.
3) На современных фестивалях, посвя-щённых этнической культуре, кульмина-
цией могут быть прыжки через костёр. Некоторые исследователи считаю, что этого не было, тех кто это сделал, будут считать грешниками, оскорбившими священных духов огня. Нанайцы, ульчи, орочи, неги-дальцы и другие народы критикуют русских за сильное влияние на самобытную культуру, но, как можно заменить, они сами перенимают традиции и используют их как свои. Отсюда можно сделать вывод, что многовековое соседство отказало влияние на сращивание культур.
Таким образом, можно сделать несколько выводов:
1. Коренные народы Дальнего Востока и Сибири смогли сформировать свою уникальную и неповторимую культуру, но с течением веков ритуалы и обряды, либо исчезли, либо изменились.
2. Можно говорить о росте этнического самосознания и принадлежности, однако этот процесс сменился застоем с конца XX в.
3. На современном этапе культурный ренессанс связан тесно с множеством других процессов: социальным, геополитическим, экономическим, поэтому нужно уделять ему особое внимание.
Библиографический список
1. Костина А.В. Этническая культура: специфика развития в современном мире // Новые исследования Тувы. - 2009. - № 1-2.
2. Михалёва А.А. Язык кланов: политическое воображение и идентичность на Дальнем Востоке России // Политические науки. - 2020. - №4. - С. 269-289.
3. Российская Федерация. Законы. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон №82-ФЗ: [Принят Государственной Думой 16 апреля 1999 года: Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года] // Консоциум Кодекс. - - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901732262?section=text (дата обращения 18.11.2021).
4. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон № 104-ФЗ: [Принят Государственной Думой 6 июля 2000 года: Одобрен Советом Федерации 7 июля 2000 года] // Консоциум Кодекс. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901765288 (дата обращения 18.11.2021).
5. Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Федеральный закон №3612-1-ФЗ: [Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России] // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения 18.11.2021).
6. Примак П.В. Особенности этнических процессов у народов Приамурья (на примере заметки в газете «Приамурские ведомости» / П.В. Примак, Е.В. Титова // Издательский дом «Хорс». - 2021. - №3. - С. 65-69.
- КумbтуромогиR-
ETHNIC CULTURE IN MODERN CONDITIONS
D.A. Mansurova, Student
N.P. Ogarev Mordovian State University
(Russia, Saransk)
Abstract. This article examines the phenomena of ethnic culture and ethnic identity. Since representatives of many peoples and ethnic groups live in Russia, the work examines the regulatory framework that protects the rights of indigenous people. Ethnic culture is considered on the example of the indigenous peoples of the Far East and Siberia. The analysis of what the ethno-culture was and what it is at the present stage is carried out. As a result, a conclusion is made about the trends of ethnic culture in the Far East.
Keywords: indigenous peoples, culture, ethnos, ethnic identity, Siberia, Far East, national policy.