себя включает взгляды, представления, убеждения и мысли людей, их жизненные принципы, политические предпочтения и коллективное видение будущего своего общества.
Использованные источники:
1. Сабирова В.К. Малоизученные сведения о гонимых кыргызских акынах. // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2014. Т. 14. № 9. С. 187-189.
2. Сабирова В.К. Особенности кыргызской поэзии в Китае. // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2010. №5. С. 297-300.
3. Сабирова В.К. Лирический мир стихов М. Тойчиева как поэта ближнего зарубежья. // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2010. № 5. С. 311-316.
4. Сабирова В.К. Место М. М. Бахтина в развитии современной гуманитарной мысли. // Вестник университета. 2013. Т. 1. № 2. С. 186-190.
5. Сабирова В.К., Камбарова А.К. Публицистика А. Алаева в литературе зарубежья // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-3 (40). С. 158-161.
6. Сабирова В.К., Чотикеева К.Ш. Специфика путевых очерков в публицистике А. Алаева. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-3 (40). С. 161-164.
7. Сабирова В.К. Контент-анализ публицистики кыргызского зарубежья. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4. С. 184.
Сабирова В.К., д.ф.н.
доцент Сарыбаева Г. магистрант ОшГУ
Кыргызская Республика, г. Ош ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА В ТЕКСТАХ КЫРГЫЗОВ ЗАРУБЕЖЬЯ
Среди множества дефиниций современной общественной гуманитарной мысли особое место занимают вопросы этнической идентификации. Тексты литературы отображают категорию, в литературном зарубежье.
Ключевые слова: идентичность, картина мира, литературное зарубежье, художественные произведения.
Sabirova V.K., Ass.prof. Sarybaeva G., master OshSU, Osh, Kyrgyz Republic ETHNIC PICTURE IN TEXTS OF KYRGYZS OF FOREIGN
AFFAIRS
Among the many definitions of modern social humanitarian thought, a special place is occupied by questions of ethnic identification. Texts of literature reflect the category, in literary countries.
Key words: identity, world picture, literary foreign countries, works of art.
Выбор темы нашего исследования обосновывается тем, что теоретическим обоснованием существующих в сфере искусства слова Кыргызской Республики этнической картины мира в литературных явлениях практически никто не занимался.
Объясняется это тем, что сущность этнической картины мира - это междисциплинарный дискурс, т.е. проблема находится на стыке многих гуманитарных наук - философии, истории, социологии, политологии, литературоведения, лингвистики, психологии и др. [1, с. 18].
Актуальность темы исследования. Интерес вызывает само это понятие как совокупность значение и смыслов словосочетания "этническая картина мира". Это понятие активно формируется в современном кыргызском социальном познании, прежде всего, в социально-культурных этнических исследованиях, в частности в литературоведческом аспекте. Наиболее актуально применение понятия "этническая картина мира" в исследованиях процессов этнической идентификации и самоидентификации [2, с. 7].
Вообще этническая картина мира - это социальный и ментальный конструкт, характерный для конкретной этнокультурной группы. Очевидно, современные этнические картины мира являются базой для формирования позитивной этнической идентичности. Основным методом в подобных исследованиях становится концептуально-понятийный анализ. Для определения этнической картины мира используются результаты аналитического и критического обзора многих научных источников.
В качестве эмпирической базы в работе использовались различные научно-практические работы, которые расширяют и углубляют общее понимание этнической картины мира. Этническая картина мира - это фактически новое и актуальное научное понятие, поскольку в советскую эпоху всячески эти черты нивелировались ради создания единой русскоговорящей интернациональной среды [3, с. 8].
С обретением независимости, все этнические общности на постсоветском пространстве стали заявлять о своем месте и роли в социально-культурной среде. В Кыргызстане была создана Ассамблея народа кыргызстана, объединяющая представителей 83 этнических групп.
В научной логике этническая картина мира предстает не только как объективно сложившийся конструкт, но и как инструмент для создания общенациональной кыргызстанской идентичности. Этнические картины мира акцентируют специфику миропонимания конкретной этнической группы, выступают инструментом маркирования, различения и отделения одной этнической группы от другой. Особенно четко это видно в произведениях литературы как искусства слова [4, с. 6].
Теоретические и методологические основы понятия «этническая картина мира» в общем контексте социально-гуманитарных наук в первой
главе работы. Внимание обращено на междисциплинарный контекст в разрезе философии, социологии, культурологии, психологии и иных наук. Но поскольку для нас важен литературоведческий подход, вся практическая часть работы построена на анализе конкретных фольклорных и индивидуально-авторских произведений в их жанрово-видовой специфике [5, с. 4].
Этническая картина мира - это понятие, которое складывается сегодня в социально-культурных исследованиях, связанных с процессами этнической идентификации. Логико-генетически термин «этническая картина мира» соотносится с уже закрепившимся в социальных науках термином «картина мира». Филологи чаще всего обращают внимание на языковую картину мира в аспекте лингвострановедения.
Картина мира выступает сложным многоаспектным явлением, так как с одной стороны, является универсальным для всех народов, с другой стороны, имеет вариативный характер и имеет сложное семиотическое осмысление. Картина мира предстает одним из источников для анализа истории, образа жизни, традиций и обрядов этноса, по мнению ряда писателей, это ядро самоорганизации, функционирования, сплачивающая этносы сила [6, с. 18]. Осмысление термина «картина мира» в русле этнической проблематики актуализируют данное понятие в современном гуманитарном знании.
Изучение произведений литературы показывает, что идентичность диаспоры как обособленной этнической группы, существующей в культурной среде титульной нации любого государства, обьективно тяготеет к ассимиляции.
Но не желая сливаться с инонациональной сферой, ее члены представляют историческую Родину как идеальный дом, пытаясь сохранять принадлежность к мегародине, культуре метрополии. Разные факторы влияют на ментальный уровень эмигрантов, ослабляя или усиляя процессы поиска факторов и корней самосознания.
Писатели творят историю культуры своей страны, а главная цель искусства - исследование внутренней духовной жизни личности. Понятие «художественная литература» включает различные виды искусства слова: собственно художественная литература (изящная словесность), публицистика, беллетристика, научно-художественная проза, частично литературная критика и мемуарная литература. Все эти виды наблюдаются в кыргызской литературе [7, с. 5].
Мировой литературный процесс развивается неравномерно. В какие-то периоды одно за другим являются читателю произведения высокого искусства, другое время рождает преимущественно беллетристику, третье -публицистику. Но это не основание для квалификации одного периода как эпохи расцвета искусства, другого - как упадка.
Хорошая честная беллетристика, умная острая публицистика, яркая искренняя поэзия есть культура слова. Современные методики изучения
литературы сужают возможности, обедняют восприятие. Ведь художественное слово должно оцениваться как явление искусства.
Итак, знание особенностей литературы как духовных интересов современного человека мотивировано ее ролью в становлении личности, влиянием на общественный климат. Потребность в этом очевидна: ее объект - исследование внутреннего мира человека в процессе его эволюции. Теории этничности развивали ученые, интерпретируя через понятия доверия, социального порядка, этнической идентичности и др.
Использованные источники:
1. Сабирова В.К. Этнокультурные концепции в творчестве молодых авторов новой литературы КР (Д. Деркембаев, J. K. Admir, И. Шамшиев, А. Аяпова). // Вестник Ошского государственного университета. 2009. № №5. С. 211-215.
2. Сабирова В.К. Аналитическое прочтение романов Ч.Айтматова в дискурсе современной этнологии. // Вестник Ошского государственного университета. 2009. № №5. С. 215-219.
3. Сабирова В.К. Специфические черты публицистики в этническом аспекте. // Вестник университета. 2013. Т. 1. № 4 (43). С. 233-237.
4. Арзыматова Ж.Э., Жоробекова С.А., Исакова М.Т., Осмонова Н.А., Сабирова В.К. Потребность людей в принадлежности к этнической группе. // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 23-25.
5. Сабирова В.К. Контент-анализ публицистики кыргызского зарубежья. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-1. С. 184-187.
6. Сабирова В.К. Перспективные направления в изучении и развитии межэтнических концепций. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-2 (38). С. 135-138.
7. Сабирова В.К., Эрназарова Г.Б. Явления словесности кыргызского зарубежья: соотношение сфер метрополии и диаспоры. // В книге: Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход 2015. С. 71-74.
УДК 007
Савенкова Е.А. студент магистратуры Ульяновский Государственный Технический Университет
Россия, г. Ульяновск
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В КОМАНДЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ СОГЛАСНО УСТАНОВЛЕННЫМ ПСИХОТИПАМ Аннотация: В статье рассматриваются основные роли участников команды управления проектом. Предлагается подход для грамотного распределения ролей.
Ключевые слова: управление проектом, психотип, распределение ролей.