Научная статья на тему 'Этническая экология и традиционно-бытовая культура'

Этническая экология и традиционно-бытовая культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1223
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / ТРАДИЦИОННО-БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / ПРИРОДНО-СРЕДОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ETHNIC ECOLOGY / ECOLOGY OF THE PERSON / TRADITIONAL CULTURE / TYPOLOGY OF THE CULTURE / NATURAL ENVIRONMENT CULTURE / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Томилов Николай Аркадьевич

На основе методологии научного материализма исследуется проблема места традиционно-бытовой культуры в этнической экологии. Приводятся определения этнической экологии, объекта и предмета этнической экологии, природной среды как социального явления. Рассматриваются вопросы классификации культуры, выделения в традиционно-бытовой культуре ее пяти сфер природно-средовой, материальной, соционормативной, духовной и жизнеобеспечивающей, а также функции этих сфер культуры. Делается вывод о том, что этническая экология существует в российской науке пока как научное направление, сложившееся путем сопряжения этнологических и экологических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Ecology and Traditional Culture

The problem concerning place of the traditional culture in ethnic ecology is investigated on the basis of materialism methodology. The article adduces definitions of ethnic ecology, object and subject of ethnic ecology, environment as social phenomenon and considers questions of culture classification, dividing the traditional culture in five spheres natural environment culture, material, social and normative culture, spiritual and life support culture and also functions of these spheres of culture. The author comes to conclusion that the ethnic ecology exists in the Russian science as the scientific direction which has developed at connection with ethnological and ecological knowledge.

Текст научной работы на тему «Этническая экология и традиционно-бытовая культура»

ББК 60.522

Н.А. Томилов

Этническая экология и традиционно-бытовая культура

Ключевые слова: этническая экология, экология человека, традиционно-бытовая культура, типология культуры, природно-средовая культура, экологическое сознание, природная среда.

Key words: ethnic ecology, ecology of the person, traditional culture, typology of the culture, natUral environment culture, ecological consciousness, environment.

Огромная значимость исследования и решения экологических проблем на современном этапе и в ближайшие десятилетия не вызывает сомнений у большинства человечества. Отсюда необходимость изучения всех направлений так называемой экологии человека, в том числе и этнической экологии. Целью данной работы является рассмотрение некоторых методологических и эмпирических сторон этнической экологии с использованием культуроведческо-го и этнографического подходов, которых мы уже касались в ряде публикаций [1; 2, с. 133-135; 3, с. 142-145; 4, с. 146-150; 5, с. 65-67; 6, с 188-191; 7, с. 275-279]. Формирование природо-средовой культуры во все периоды освоения Сибири являлось ключевым фактором в процессе выживания и развития человеческого общества в достаточно суровых природногеографических условиях региона. Существенный вклад в изучение этой стороны жизни населения Сибири внесли философы, лингвисты, этнографы, теологи, археологи, экономисты, культурологи, аграрии, географы, биологи и другие специалисты. На основе изучения археологических находок, религиозных верований, фольклора, официальной статистики, архивных документов, материалов экспедиций и полевых исследований они по крупицам обобщали народный опыт земледелия, охраны отдельных видов животных и растений, памятных урочищ и водоемов, особо ценных природных объектов, сенокосных и пастбищных угодий [8; 9; 10; 11; 12;13; 14; 15; 16; 17; 18; 19, с. 129-147; 20; 21; 22].

Экология человека как особая наука стала складываться и выделяться из общей экологии относительно недавно. Ее начальную дату нередко определяют только 70-ми гг. ХХ в. [23, с. 1824], хотя более правильно, как считают некоторые ученые, было бы определить эту дату серединой ХХ в. [24, с. 6-7; 25, с. 93; 26, с. 55]. В ее объектную область включают взаимодействие общества и окружающей (по-другому природной) среды. В качестве раздела экологии человека называют антропобиологическую экологию, антропологическую экологию, социальную экологию (нередко некоторые

ученые считают этот термин синонимом экологии человека [23, с. 18-24]), этническую экологию и др.

По мнению одного из ведущих российских специалистов в этой области научных знаний В.И. Козлова, становление этнической экологии приходится также на середину XX в. и связано в первую очередь с исследованиями ученых США [25, с. 93]. Этноэкологиче-ские аспекты в отечественной науке стали проявляться в первые в первые два десятилетия второй половины XX в., затем они усилились в 1970-1980-е гг. благодаря исследованиям В.П. Алексеева, С.А. Арутюнова, В.И. Козлова, Н.Н. Чебоксарова и других ученых [27; 28; 29, с. 3-16; 30; 31; 32: 33; 34, с. 3-16; 35; 36, с. 34-49; 37; 38; 39; 40, с. 15-26.], в том числе и целых коллективов, исследовавших культуру и систему жизнеобеспечения, процессы адаптации людей и их сообществ к природной среде, проблеме становления и функционирования хозяйственно-культурных типов и хозяйственных комплексов, причины и условия долголетия людей и т.д.

Приведем наиболее полное определение этнической экологии и его интерпретацию, данные В.И. Козловым в «Своде этнографических понятий и терминов» в 1988 г.: «ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ» - научная дисциплина, формирующаяся на стыке этнографии с экологией человека (социальной экологией) и имеющая зоны перекрытия с этногеографией, этнической демографией и этнической антропологией. Ставя в центр своего внимания, как и общая экология, изучение взаимодействия организмов и среды, Э.э., как и вся экология человека, учитывает особенности человека как социально-биологического существа, прежде всего ведущую роль социальных факторов в формировании этнопопуляционных групп, важность специфики культуры, являющейся основным средством внебиологиче-ской адаптации к среде обитания, огромное значение хозяйственной деятельности в жизнеобеспечении человеческих коллективов и во все растущем преобразующем влиянии на природу» [25, с. 92-93].

Объект этнической экологии видится нам во взаимоотношениях историко-культурных (этнических и этнографических) общностей с природной средой. Отношения всех остальных видов человеческих коллективов с окружающей средой входят, видимо, в сферу социальной экологии как научного направления в составе экологии человека.

Здесь мы сталкиваемся с понятием «окружающая среда», так именуют ту часть природы (а отчасти и ис-

кусственной культивированной среды), в которой они занимаются хозяйственной и иной деятельностью. С нашей точки зрения, предпочтительнее в этнической экологии использовать дефиницию «природная среда», понимая под ней прежде всего геобиосоциальную среду. Отношения людей с природой и отношения людей (и возникших у них человеческих коллективов) друг с другом по поводу природы - это социальные отношения, шире - социокультурные отношения, а значит и природная среда (в отличие от природы) -это прежде всего социальное явление, базирующееся, естественно, на природном окружении.

Сегодня в российской науке под окружающей средой понимается «...среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир» [23, с. 1087]. Получается, что в окружающую среду входят две составляющие - природная среда и искусственная (техногенная) среда, которую составляют материальные объемы, созданные людьми: здания, промышленные сооружения, каналы, водохранилища и др. [41, с. 920.]. И все же представляется, что природная среда - более широкое явление и включает в себя природную нишу, в которой люди и их сообщества взаимодействуют с природными объектами, и искусственная часть природной среды - это различного рода сооружения, созданные людьми.

Теперь коснемся вопроса о том, что представляет собою этническая экология - самостоятельную науку или научное направление, сформировавшееся прежде всего в этнологической отрасли знаний. В.И. Козлов называет этническую экологию научной дисциплиной, которая формируется на основе сопряжения знаний областях этнографии (этнологии) и экологии человека [25, с. 92]. Для формирования новой научной дисциплины или даже научного направления в какой-либо отрасли знаний необходимы определенные условия и факторы. Среди них основными являются: 1) социальная потребность в знаниях нового научного направления; 2) научные наработки, методы, накопленные знания и т.д.; 3) уровень дисциплинарной организации науки, взаимодействие между учеными и т.д.; 4) подготовка специалистов данного профиля (наличие специальности, учебных курсов, учебников, кафедр и т.д.).

Относительно социальной потребности и социальных условий для формирования в российской науке этнической экологии можно ответить положительно, так как эти знания востребованы обществом в связи с экологическими угрозами человечеству. Научные наработки, методы, накопленные знания, конечно же, в сфере проблем этнической экологии имеются в довольно большом объеме.

Дисциплинарная организация этнической экологии как научного направления имеет место в российской науке. Проблемами этноэкологии занимаются в Ин-

ституте этнологии и антропологии РАН (Москва), Институте проблем освоения Севера СО РАН (Тюмень), Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток), небольшие группы ученых по этнической экологии имеются в Сыктывкаре, Омске и некоторых других городах России (даже сведения по ним еще не обобщены). Следовательно, пока явно не достаточно научноисследовательских учреждений или их отдельных подразделений в сфере этноэкологических знаний, чтобы можно было бы считать этническую экологию частной научной дисциплиной.

Также недостаточны здесь частота и плотность взаимодействия между учеными. Конечно же, проблемы этноэкологии обсуждаются на разных международных, российских и региональных научных конгрессах, конференциях, семинарах и симпозиумах, проводимых в России. В качестве удачного примера назовем регулярную работу в Тюмени научной конференции «Экология древних и современных обществ». Нет пока еще и общественной соорганизованности специалистов в этой области знаний в виде ассоциации, научно-координационного совета или какой-либо другой организации. Нет и объединяющего ученых научного журнала по этнической экологии.

Что касается подготовки специалистов этноэко-логического профиля, то здесь каких-либо подвижек почти совсем нет. Поэтому мы приходим к заключению, что этническая экология существует пока в качестве научного направления на стыке экологии человека и этнологии.

В данной статье уже было дано определение объекта этнической экологии. Теперь выскажем и некоторые наметки относительно предмета этого научного направления. Различные точки зрения и подходы к определению предметной области этноэкологии были рассмотрены С.С. Онищенко и А.Н. Садовым в отдельной статье [42, с. 191-194]. Отметим, что существенной (т.е. основной, определяющей) составляющей этнической экологии является культура. Исходя из этого мы считаем, что предмет этнической экологии составляют свойства культуры отражать общие, особенные и отдельные стороны отношений историко-культурных (этнических и этнографических) общностей с природной средой. Приоритетную роль здесь играют именно такого рода свойства природно-средовой культуры, о которой речь пойдет ниже. Но поскольку она сама не только взаимосвязана, а во многом синкретична со всеми основными сферами культуры, то здесь, видимо, следует вести речь в целом о всей культуре. Конечно, природно-средовая культура входит только частью в этническую экологию. Там есть и другие компоненты - социальные, политические, правовые, экономические, психологические и др. Тем не менее во всех этих сферах этнической экологии очень четко проявляется культурный аспект,

поэтому мы и говорим об особых свойствах культуры, позволяющих всесторонне освещать взаимоотношение этнических и этнографических общностей с природной средой.

В результате отношений человеческих коллективов с природной средой и их действий в ней возникает целый слой культурных явлений (материальные объекты, о чем уже сказано выше, нормы природопользования, этика взаимоотношений с природой и т.д.), комплекс которых можно обозначить природно-средовой культурой. В данном случае к проблеме понимания культуры мы подходим с позиции этнографической и отчасти культурологической наук. И нам приходилось уже не раз утверждать, что центрально-системное положение культуры в жизни человечества определяется тем, что «...культура - это не просто материальные, соционормативные и духовные ценности, но прежде всего способы жизнедеятельности человечества и всех его отдельных общностей» [43, с. 159].

Научная дифференциация и систематизация народной (традиционно -бытовой) культуры сегодня продолжает развиваться. В ряде исследований уже недостаточно выделения в ней материальной, соционормативной и духовной культуры, а также понимания того, что такие деления культуры на сферы условны. И С.А. Арутюнов, к примеру, приводит свое понимание членения культуры «... на культуру первичного производства (КПП), культуру жизнеобеспечения (КЖ), соционормативную культуру и гуманитарную культуру» [31, с. 201], а А.В. Головнев выделяет экологическую, материальную, нормативную и духовную сферы культуры [44, с. 21].

Нам представляется, что четырехсферная типология культуры для ряда научных операций не всегда достаточна. Видимо, типология культуры все же включает в себя природно-средовую культуру (а в ней пласт экологической культуры), культуру жизнеобеспечения, материальную, соционормативную и духовную сферы культуры.

В 1981 г. нами было высказано суждение, что «разграничение материальной и духовной частей культуры следует, видимо, проводить не только по сферам материальной и духовной (сознательной) деятельности, но также и по степени зависимости тех или иных культурных явлений от экологической среды, и по их функциональному назначению» [45, с. 9-10]. С этой точки зрения, главный функциональный смысл природно-средовой культуры - это удовлетворение потребностей людей в освоении природы, превращении ее части в природную среду и создании условий для функционирования культуры жизнеобеспечения - это прежде всего, но и для функционирования других сфер культуры тоже. Основная цель природно-средовой культуры - это сохранение и развитие (в том числе и изменение) природной среды для обеспечения жизнедеятельности людей и существующих у них

общностей (социума), а также этнических и этнографических общностей.

Что касается выделения известным уже в отечественной и мировой науке этнографом А.В. Головневым экологической культуры, то, как он сам пишет, она «... представляет собой знание природных условий деятельности: ландшафта, флоры, фауны, акватории, климата, метрологии, хронологии, астрологии» [44, с. 22]. Соотнося это определение с предложенным нами пониманием природно-средовой культуры, видимо, можно считать экологическую культуру компонентом (составной частью) природно-средовой культуры. Отметим и то, что экологическая культура содержит значительный пласт духовной сферы культуры, а также и соционормативные явления культуры и проявляет этим самым межсферный характер как особого явления традиционно-бытовой культуры.

Отметим, что понятие «экологическая культура» достаточно прочно входит сегодня в экологическую и этнографическую науку. В ряде научных работ она все же предстает в качестве духовной сферы традиционно-бытовой культуры. Так, М.П. Андрейчик считает экологическую культуру частью общей культуры этноса, но при этом включает в нее «.совокупность духовных ценностей, принципов, правовых норм и потребностей, связанных с использованием природных ресурсов» [46, с. 149]. С.С. Букин и А.А. Долголюк связывают с экологической культурой прежде всего общественное сознание, которое должно стать экологичным [47, с. 149]. Л.В. Белова пишет: «Потенциально успешное осуществление широкомасштабной природоохранной политики может быть обеспечено только тогда, когда она будет основана на принципах и идеях экологической этики и культуры, осознания экологической ответственности и долга перед природой», при этом она связывает экологическую культуру с экологическим воспитанием [48, с. 58]. Г.В. Любимова, рассматривая методологические аспекты экологической культуры общества, считает, что при характеристике экологической культуры нужно включить такие категории, «.как экологическое сознание и экологическое поведение». И здесь же она отмечает, что «.саму же экологическую культуру следует рассматривать как сложную, многоуровневую и многокомпонентную систему, которая включает в себя мировоззренческие доктрины, идеологические установки, нормы и представления обыденного сознания, а также «открытое поведение», т.е. поддающиеся внешнему наблюдению поступки индивида и общности, «будь то почитание сакральных объектов природы или, к примеру, способы утилизации мусора» [49, с. 275]. Приоритет мировоззрения и познания содержится и в определении Т.Ф. Ляпкиной, которое звучит следующим образом: «экологическая культура

- культура, признающая существование единой системы «человек - природа» или «общество и природа».

Она характеризуется наличием системы экологических знаний, экологического мышления, внедрения путей сохранения и восстановления биологического равновесия, проведением анализа географического размещения научно-исследовательских центров, кадров, средств информации, бережным отношением ко всему живому» [50, с. 138]. Ю.Г. Марков определяет воспитательный процесс базовым в системе экологической культуры и считает главным здесь нравственное начало [51, с. 84].

Обратим внимание на то, что все выделенные сферы традиционно-бытовой культуры в реальности сопряжены друг с другом настолько, что образуют единую систему народной культуры, а границы сфер между ними условны, о чем в научной литературе отмечалось и ранее [18, с. 34-35; 31, с. 200-203; 52, с. 103-108; 44, с. 21-27; 45, с. 9-13]. Фактически в каждой (из названных пяти) отдельной сфере культуры наблюдаются проявления и остальных четырех сфер.

Природно-средовая культура функционирует в рамках определенных территориальных ареалов историко-этнографических районов, областей, провинций, а для прошлых исторических эпох в рамках археологических микрорайонов [53; 54; 55; 56; 57, с. 96-99; 58, с. 159-161; 59, с. 143-148] и т.д. Устойчивость этих территориальных ареалов, особенно благоприятных микрорайонов, на значительных хронологических промежутках (порой это несколько сотен и даже тысяч лет) связана во многом со стабилизацией природных и социальных условий. Природная среда здесь наиболее благоприятна для роста социальных организмов в пространстве и во времени, поэтому и достигается относительно оптимальное состояние условий для максимизации бытия группы или групп людей [60, с. 200-204, 61, с. 67]. Под максимизацией бытия О.Ю. Качанов понимает «стремление» организма «...к беспредельному увеличению количества и качества своего бытия...» [62]. И здесь заложены большие возможности для будущего изучения роли, состояния, развития, трансформации и разрушения природно-средовой культуры как на народном (традиционно-бытовом), так и на профессиональном уровнях культуры, а также для изучения действия этнических факторов в природно-средовой культуре как составной части объекта этнической экологии.

В структуру природно-средовой культуры входят несколько компонентов. Во-первых, это материально-объективированные явления культуры в сферах использования природных ресурсов для изготовления предметов производства и потребления, в том числе предметов по сохранению и преобразованию природной среды. А сами предметы потребления могут использоваться в сферах традиционно-бытовой культуры - материальной, соционормативной, духовной и сфере культуры жизнеобеспечения. Далее в природно-

средовую культуру входят виды и формы человеческой деятельности по потреблению природных ресурсов, сохранению, воспроизводству и преобразованию (в том числе разрушению) природной среды. Еще одним компонентом данной сферы культуры являются ориентации (установки) людей и в целом человеческих коллективов на отношения их с природой и на взаимодействия их друг с другом (человеческих общностей) по поводу их отношений к природной среде. И, наконец, в природно-средовую культуру мы включаем опыт человеческих коллективов, прежде всего этнических общностей, в использовании, защите и разрушении природных ресурсов. С точки зрения создания и сохранения благоприятной природной среды этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.

В качестве компонентов формы природно-средовой культуры могут выступить следующие составные: 1) коллективы, общности людей, взаимодействующие с природой и друг с другом по поводу природной среды; 2) территория природной среды; 3) хозяйственная и рекреационная деятельность людей в природной среде; 4) социальные нормы, виды и меры ответственности за сохранение, приумножение, разрушение и уничтожение природных ресурсов; 5) знания о природе и о возможностях использования природных ресурсов. Хотя два последних компонента входят соответственно в соционормативную и духовную сферы культуры.

Смыслом природно-средовой культуры или, по-другому, ее основной функцией, как говорилось уже выше, является достижение сбалансированного взаимодействия общностей людей с природной средой и друг с другом по поводу природной среды. В качестве видов таких действий можно назвать создание природной среды, сохранение природных ресурсов, их воспроизводство, рациональное использование ресурсов природной среды, защита природной среды от разрушений при воздействии хозяйственной и рекреационной деятельности человеческих коллективов [63, с. 11-12], а также негативные виды действий нарушения баланса в природной среде, разрушение и уничтожение части или всей природной среды.

Относительно механизма передачи знаний и опыта в сфере природно-средовой культуры, можно заметить, что в качестве его составных средств считаем традиции и обычаи природопользования, фольклорные, в том числе религиозные, предания, мифы и др., экологическая народная педагогика или, по А.И. Казаннику, экологическое воспитание [63, с.

8, 159-186].

Работа по выделению и характеристике природно-средовой культуры, безусловно, должна быть продолжена. Надеемся, что нам удастся привлечь внимание специалистов к проблемам этой сферы традиционнобытовой культуры.

Библиографический список

1. Казанник, А.И. Традиционно-бытовая природно-средовая культура народов Сибири, ее место в этнологии и этнической экологии / А.И. Казанник, С.Ф. Татауров, К.Н. Тихомиров, Н.А. Томилов - Омск, 2008.

2. Матвеева, Н.П. Экология древних и современных обществ на конференции в Тюмени / Н.П. Матвеева, Н.А.Томилов // Исторический ежегодник: 1999. - Омск, 2000.

3. Томилов, Н.А. Всероссийская конференция «Экология древних и современных обществ» / Н.А. Томилов // Этнографическое обозрение. - 2000. - №4.

4. Томилов, Н.А. Проблемы культуры на конференции «Экология древних и современных обществ / Н.А. Томилов. - Культурологические исследования в Сибири. - 2000. - №1.

5. Томилов, Н.А. Этническая экология и природно-средовая культура / Н.А. Томилов // Природа и природопользование на рубеже XXI века. - Омск, 1999.

6. Томилов, Н.А. Этническая экология: культуроведче-ский подход / Н.А. Томилов // Экология древних и современных обществ. - Тюмень, 1999.

7. Томилов, Н.А.Этнология, экология и этноэкология / Н.А. Томилов // Культура и народы Западной Сибири в контексте междисциплинарного изучения. - Томск, 2005.

- Вып. 1.

8. Алексеев, П.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири / П.А. Алексеев. - Новосибирск, 1980.

9. Анисимов, А.Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири / А.Ф. Анисимов.

- Л., 1969.

10. Герасимов, И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира / И.П. Герасимов. - М., 1985.

11. Долгих, Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / Б.О. Долгих. - М., 1960.

12 Косарев, М.Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда / М.Ф. Косарев. - М., 1991.

13. Крючков, В.В. Север: природа и человек / В.В. Крючков. - М., 1979.

14. Кулемзин, В.М. Человек и природа в верованиях хантов / В.М. Кулемзин. - Томск, 1984.

15. Миненко, Н.А. Экологические знания и опыт природопользования русских крестьян Сибири в XVIII - первой половине XIX в. / Н.А. Миненко - Новосибирск, 1991.

16. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера / отв. ред. И.С. Вдовин. - Л., 1976.

17. Скалой, В.Н. Охраняйте природу / В.Н. Скалой.

- Иркутск, 1957.

18. Томилов, Н.А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири) / Н.А. Томилов. - Томск, 1993.

19. Туров, М.Г. Эвенки: экологическое сознание этноса в традициях охотничье-оленеводческого хозяйства / М.Г. Туров // Народы Сибири: Права и возможности. -Новосибирск, 1997.

20. Худушин, Ф.С. Человек и природа / Ф.С. Худушин.

- М., 1966.

21. Шадурский, В.И. Народный опыт земледелия Зауралья в XVII - начале XX века / В.И. Шадурский. -Свердловск, 1991.

22. Шунков, В.И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII век) / В.И. Шунков. - М., 1956.

23. Большой российский энциклопедический словарь. - М., 2008.

24. Адаев, В.Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев Западной Сибири / В.Н. Адаев. - Новосибирск, 2004.

25. Козлов, В.И. Этническая экология / В.И. Козлов // Этнография и смежные дисциплины: этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. - М., 1988.

26. Томилов, Н.А. Природно-средовая культура в рамках этнической экологии / Н.А. Томилов // Культурологические исследования в Сибири. - 2003. - №3.

27. Алексеев, В.П. Антропогеноценозы - сущность, типология, динамика / В.П. Алексеев // Природа. - 1975. - №7.

28. Алексеев, В.П. Становление человечества /

В.П. Алексеев. - М., 1984.

29. Андрианов, Б.В. Хозяйственно-культурные типы и проблемы их картографирования / Б.В. Андрианов, Н.Н. Чебоксаров // Советская этнография. - 1972. - №2.

30. Арутюнов, С.А. Культурологические исследования и глобальная экология / С.А. Арутюнов // Вестник Академии наук СССР. - 1979. - №12.

31. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М., 1989.

32. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории) / Ю.В. Бромлей. - М., 1981.

33. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей.

- М., 1973.

34. Козлов, В.И. Основные проблемы этнической экологии / В.И. Козлов // СЭ. - 1983. - №1.

35. Козлов, В.И. Этническая демография / В.И. Козлов.

- М., 1977.

36. Козлов, В.И. Проблемы адаптации русских старожилов в Азербайджане (середина XIX - XX в.) / В.И. Козлов, О.Д. Комарова, В.В.Степанов, А.Н. Ямсков // СЭ. - 1988.

- №6.

37. Марков, Г.Е. Кочевники Азии / Г.Е. Марков. - М., 1976.

38. Симченко, Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии / Ю.Б. Симченко. - М., 1976.

39. Чебоксаров, Н.Н. Народы, расы, культуры / Н.Н. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова. - М., 1985.

40. Чеснов, Я.В. О социально-экономических и природных условиях возникновения хозяйственно-культурных типов (в связи с работами М.Г Левина) / Я.В. Чеснов // СЭ.

- 1970. - №6.

41. Советский энциклопедический словарь. - М., 1982.

42. Онищенко, С.С. К проблеме определения предметной области этноэкологии / СС. Онищенко, А.Н. Садовой // Экология древних и современных обществ. - Тюмень, 1999.

43. Томилов, Н.А. Северо-азиатская культурная провинция и ее место в ареалах российской и мировой цивилизации / Н.А. Томилов // Россия и Восток: история и культура. -Омск, 1997.

44. Головнев, А.В. Говорящие культуры: традиции само-дийцев и угров / А.В. Головнев. - Екатеринбург, 1995.

45. Томилов, Н.А. Этнокультурные процессы у южных народов Западной Сибири / Н.А. Томилов // Современные

этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. - Томск, 1981.

46. Андрейчик, М.Ф. Формирование экологической культуры и экологическое образование населения Республики Тыва / М.Ф. Андрейчик // Этносоциальные процессы в Сибири. - Новосибирск, 2000. - Вып. 3.

47. Букин, С.С. Экологические проблемы в восприятии жителей сибирских городов / С.С. Букин, А.А. Долголюк // Этносоциальные процессы в Сибири. - Новосибирск, 2001. - Вып. 4.

48. Белова, Л.В. Некоторые аспекты нравственноэкологических традиций коренного населения Байкальского региона / Л.В. Белова // Культура и менталитет населения Сибири. - СПб., 2003.

49. Любимова, Г.В. Экологическая культура этноса: предметная область, основные понятия и термины / Г.В. Любимова // Экология древних и традиционных обществ. - Тюмень, 2007. - Вып. 3.

50. Ляпкина, Т.Ф. К проблеме определения локальной традиционной экологической культуры народов Баргузинской долины / Т.Ф. Ляпкина // Известия Архитектуно-этнографического музея «Тальцы». - Иркутск, 2002. - Вып. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. Марков, Ю.Г. Экологическая культура и образование / Ю.Г. Марков // Гуманитарные науки в Сибири. - 2002. - №3.

52. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М., 1973.

53. Археологические микрорайоны Западной Сибири.

- Омск, 1994.

54. Археологические микрорайоны Западной Сибири.

- Омск, 1997.

55. Археологические микрорайоны Западной Сибири.

- Омск, 1998.

56. Большаник, П.В. Нижнетарский археологический микрорайон / П.В. Большаник, А.В. Жук, В.И. Матющенко,

С.Ф. Татауров, Л.В. Татаурова, С.С. Тихонов, И.В. Толпеко.

- Новосибирск, 2001.

57. Данченко, Е.М. К изучению археологических микрорайонов / Е.М. Данченко // Экология древних и традиционных обществ. - Тюмень, 2007.

58. Здор, М.Ю. Среда обитания, человек, археологический микрорайон / М.Ю. Здор // Экология древних и современных обществ. - Тюмень, 1999.

59. Татауров, С.Ф. Рыболовство у населения Нижне-тарского археологического микрорайона / С.Ф. Татауров // Экология древних и традиционных обществ. - Тюмень, 2007. - Вып. 3.

60. Томилов, Н.А. Археологические микрорайоны и познание процессов максимизации (в связи с работами В.И. Матющенко) / Н.А. Томилов // Исторический ежегодник: Специальный выпуск. - Омск, 2000.

61. Томилов, Н.А. Проблема археологических микрорайонов - путь интегрированного познания процессов максимизации (в связи с работами В.И. Матющенко) / Н.А. Томилов // Археологические микрорайоны Западной Сибири. - Омск, 1998.

62. Качанов, О.Ю. Начало общей теории развития природы и общества / О.Ю. Качанов. - М., 1997.

63. Казанник, А.И. Народная охрана природы Сибири (История. Состояние. Перспективы) / А.И. Казанник. -Омск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.