Научная статья на тему 'Этническая экология, экологическая история и области природно-средовой культуры'

Этническая экология, экологическая история и области природно-средовой культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1122
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДНО-СРЕДОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБЪЕКТ НАУКИ / ПРЕДМЕТ НАУКИ / НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / NATURAL ENVIRONMENT / ETHNIC ECOLOGY / NATURAL-ENVIRONMENTAL CULTURE / TO SCIENCE / SUBJECT OF SCIENCE / SCIENTIFIC DIRECTION / ENVIRONMENTAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томилов Н. А

Приводятся сведения о российских ученых, которые внесли вклад в изучение этнической экологии и связанной с ней сферы народной культуры. Объект этнической экологии составляют взаимоотношения этнических общностей с природной средой. Предмет этого научного направления заключает в себе свойства культуры отражать общие, особенные и отдельные стороны отношений этнических общностей с природной средой. Приводится характеристика природно-средовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Ecology, Environmental History and Natural-Environmental Culture

The article gives information about the Russian scientists who contributed to the study of ethnic ecology and related sphere of popular culture. Object ethnic ecology make the relationship of ethnic communities and the natural environment. Subject of this research direction constitute cultural properties reflect overall, special and individual aspects of relations of ethnic communities and the natural environment. Characterization of natural-environmental culture

Текст научной работы на тему «Этническая экология, экологическая история и области природно-средовой культуры»

ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 2 (10). С. 88-93. УДК 502; 009

Н. А. Томилов

ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ОБЛАСТИ ПРИРОДНО-СРЕДОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Приводятся сведения о российских ученых, которые внесли вклад в изучение этнической экологии и связанной с ней сферы народной культуры. Объект этнической экологии составляют взаимоотношения этнических общностей с природной средой. Предмет этого научного направления заключает в себе свойства культуры отражать общие, особенные и отдельные стороны отношений этнических общностей с природной средой. Приводится характеристика природно-средовой культуры.

Ключевые слова: природная среда; этническая экология; природно-средовая культура; объект науки; предмет науки; научное направление; экологическая история.

N. A. Tomilov

ETHNIC ECOLOGY, ENVIRONMENTAL HISTORY AND NATURAL-ENVIRONMENTAL CULTURE

The article gives information about the Russian scientists who contributed to the study of ethnic ecology and related sphere of popular culture. Object ethnic ecology make the relationship of ethnic communities and the natural environment. Subject of this research direction constitute cultural properties reflect overall, special and individual aspects of relations of ethnic communities and the natural environment. Characterization of natural-environmental culture

Keywords: natural environment; ethnic ecology; natural-environmental culture; to science; the subject of science; scientific direction; environmental history.

Значимость исследования и решения экологических проблем на современном этапе и в ближайшие десятилетия не вызывает сомнений у большинства человечества. Отсюда необходимость изучения всех направлений так называемой экологии человека, в том числе и этнической экологии. Целью данной работы является рассмотрение некоторых методологических и эмпирических сторон этнической экологии с использованием культуроведческого и этнографического подходов, которых мы уже касались в ряде публикаций [1; 2, с. 98-109; 3, с. 34-39].

Группе омских ученых (археологов, этнографов, этноархеологов) постоянно приходится заниматься изучением тех социокультурных явлений в основном прошлого, но и настоящего, которые отчасти входят в сферу этноэкологических научных познаний. Это связано с исследованием нами ряда научных проблем: интегрированных хозяйственно-культурных типов, археологических микрорайонов, этноархеологических моделей социокультурных этнографо-археологических комплексов, систем природопользования, структуры традиционно-бытовой культуры,

© Томилов Н. А., 2016 88

палеодемографического, палеосоциального и палеоэкономического моделирования и археологического и этнографического изучения комплексов хозяйства и культуры народов и национальных групп Западной и Южной Сибири. Были подготовлены и отдельные вопросники и программы сбора полевых материалов, которые могут быть использованы в этнической экологии. При проведении этих исследований не мог не проявиться определенный интерес к методолого-теоретиче-ским проблемам, которые находятся на стыке этнографии с другими науками, в том числе с экологией человека.

Как отмечает Г. В. Любимова, «в качестве самостоятельного научного направления экология возникла в нашей стране на рубеже 1970-1980-х гг. в результате закономерного сближения этнографии (этнологии и социальной экологии» [4, с. 3]. По мнению одного из ведущих российских специалистов в этой сфере научных знаний В. И. Козлова, становление этнической экологии приходится на середину ХХ в. и связано в первую очередь с исследованиями ученых США [5, с. 93].

В данной статье не ставится задача охватить все результаты научных исследований российских, в том числе сибирских, ученых в области этнической экологии. В какой-то степени они освещены в ряде монографических изданий [1; 4; 6; 7; 8; 9]. И все же нужно назвать ученых, которые внесли заметный вклад в изучение тематики этнической экологии и связанной с ней сферы традиционно-бытовой культуры: В. Н. Адаев, В. П. Алексеев, Е. А. Алексеенко, Б. В. Андрианов, С. А. Арутюнов, Е. А. Бельгибаев, Ф. Ф. Бо-лонев, Ю. В. Бромлей, С. И. Вайнштейн,

A. В. Головнев, Е. И. Гололобов, М. М. Громыко, Г. В. Длужневская, Н. А. Дубова,

B. А. Зверев, А. И. Казанник, В. И. Козлов, Г. А. Комарова, М. Ф. Косарев, И. И. Крупник, М. Г. Левин, Г. В. Любимова, Г. Е. Марков, Ю. Г. Марков, Н. А. Миненко, Д. А. Мягков, И. И. Назаров, Н. И. Никитин, Д. Г. Савинов, А. Г. Селезнев, И. А. Селезнева, С. Ф. Татау-ров, К. Н. Тихомиров, В. А. Тишков, Р. А. Топ-чий, М. Г. Туров, Н. Н. Чебоксаров, Я. В. Чес-нов, К. А. Чуркин, О. Н. Шелегина, А. Н. Ям-сков, О. Н. Яницкая и др.

Если внимательно изучить приведенный выше (и все же неполный) список россий-

ских ученых, имеющих прямую причастность к разным темам этнической экологии, то заметно, что их значительную часть составляют сибирские исследователи или такие, которые проводили (или проводят сегодня) научную работу, используя материалы по этнографии сибирских народов. В некоторых научных центрах Сибири достаточно регулярно проводятся и научные мероприятия в этой сфере знаний. Здесь стоит, наверное, назвать ряд таких конференций - это, например, Всероссийская научная конференция «Экология древних и современных обществ» (проходят раз в несколько лет в Тюмени начиная с 1999 г., пятая конференция намечена на ноябрь 2016 г.) [10, с. 133-135; 11, с. 142-145], Межрегиональная научно-практическая конференция «Природа и природопользование на рубеже XXI века» (Омск, 1999 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Традиционные знания коренных народов Алтае-Саян в области природопользования» (Барнаул, 2009 г.) и др.

Среди обсуждаемых на этих конференциях вопросов часто присутствовала тема методологических изысканий в этнической экологии. Ниже излагаются в кратком виде наши подходы к этой теме.

В 1983 г. увидела свет фундаментальная статья В. И. Козлова «Основные проблемы этнической экологии» [12, с. 3-16], в которой впервые в советской науке было дано и определение этнической экологии как научной дисциплины, расположенной на стыке этнографии с экологией человека и имеющей «...зоны перекрытия с этнической географией, этнической антропологией и этнической демографией» [12, с. 8].

Экология считается сравнительно молодой наукой. Время ее формирования как самостоятельной науки относят чаще всего к середине XX в. Тем не менее экологические знания накапливались в мировой науке начиная с эпох Древней Греции и Древнего Рима. В настоящее время экологию определяют как науку «.об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой». Классификация этнологии достаточно неоднозначна: выделяют общую экологию, частную экологию, внутри общей экологии - популяционную экологию, экологию сообществ, биогеноценологию.

Определение экологии человека в российском энциклопедическом словаре сегодня звучит так: это наука, «...изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны.». В данной формулировке верно определено, что экология человека изучает взаимодействие общества и природной окружающей среды. Лишним представляется лишь термин «закономерности», т. к., во-первых, экология человека изучает и особенности взаимодействия общества и природной среды, а во-вторых, само собой разумеется (в таких определениях), что нужно изучать закономерности и особенности, выявлять и исследовать общие и особые черты такого взаимодействия.

Приведем наиболее полное определение этнической экологии и его интерпретацию, данные В. И. Козловым в «Своде этнографических понятий и терминов» в 1988 г.: «Этническая экология - научная дисциплина, формирующаяся на стыке этнографии с экологией человека (социальной экологией) и имеющая зоны перекрытия с этногеографией, этнической демографией и этнической антропологией. Ставя в центр своего внимания, как и общая экология, изучение взаимодействия организмов и среды, Э. э., как и вся экология человека, учитывает особенности человека как социально-биологического существа, прежде всего ведущую роль социальных факторов в формировании этнопопу-ляционных групп, важность специфики культуры, являющейся основным средством вне-биологической адаптации к среде обитания, огромное значение хозяйственной деятельности в жизнеобеспечении человеческих коллективов и во все растущем преобразующем влиянии на природу» [5, с. 93]. Для нашего понимания объектно-предметной области этнической экологии важно выделение здесь той значительной, а фактически существенной роли культуры человеческих коллективов в отношениях с природой, да и в создании природной среды.

Объект этнической экологии нам видится во взаимоотношениях историко-культурных (этнических и этнографических) общностей с природной средой. Отношения всех остальных видов человеческих коллективов с окружающей средой входят, видимо, в сферу

социальной экологии как научного направления в составе экологии человека.

Здесь мы сталкиваемся с понятием окружающей среды, которой именуют ту часть природы (а отчасти и искусственной культивированной среды), в которой они занимаются хозяйственной и иной деятельностью. С нашей точки зрения, предпочтительнее в этнической экологии использовать дефиницию «природная среда», понимая под ней, прежде всего, геобиосоциальную среду. Отношения людей с природой и отношения людей (и возникших у них человеческих коллективов) друг с другом по поводу природы - это социальные отношения, шире - социокультурные отношения, а значит, и природная среда (в отличие от природы) - это социальное, прежде всего, явление, базирующееся, естественно, на природном окружении.

Социальный характер природной среды определяется также и тем, что нередко в нее включают явления, искусственно созданные людьми, которые меняют природное окружение: поля, поселения, хозяйственные (в том числе промышленные) сооружения, дамбы, запруды, каналы, искусственные пруды, дороги и т. д.

Теперь выскажем и некоторые наметки относительно предмета этого научного направления. Различные точки зрения и подходы к определению предметной области этно-экологии были рассмотрены С. С. Онищенко и А. Н. Садовым в отдельной статье [13, с. 191-194]. Ими был сделан вывод, что «. в области предмета исследования в этно-экологии "экологическая" компонента недостаточно ясна не только самим этнографам, но и естественникам» [13, с. 194]'. Эти ученые считают, что разногласия по вопросу о предмете этноэкологии можно ликвидировать путем организации специальной дискуссии ученых гуманитариев и естественников, занимающихся экологическими проблемами.

Отметим, что существенной (т. е. основной, определяющей) составляющей этнической экологии является культура. Исходя из этого, мы считаем, что предмет этнической экологии составляют свойства культуры отражать общие, особенные и отдельные стороны отношений историко-культурных (этнических и этнографических) общностей с природной средой.

В состав проблем этнической экологии включают системы жизнеобеспечения, рациональное природопользование, формирование и функционирование этноэкосистем, охрану природы, условия среды обитания, адаптацию этнических общностей к различным условиям среды обитания, обеспеченность существования человеческого коллектива за счет природной среды, экологические ниши [13, с. 192-194; 14, с. 271-273], этно-экологическую стабильность, этноэкологиче-ское планирование [15, с. 236-239], влияние сложившихся экологических взаимосвязей на здоровье людей, психологические аспекты этнической экологии [16, с. 194-196; 17, с. 4], сферы культуры в этноэкологии, экологические знания и др.

Теперь коснемся вопроса о том, что представляет собой этническая экология -самостоятельную науку или научное направление, сформировавшееся, прежде всего, в этнологической отрасли знаний. В. И. Козлов называет этническую экологию научной дисциплиной, которая формируется на основе сопряжения знаний в областях этнографии (этнологии) и экологии человека [5, с. 92].

Для формирования новой научной дисциплины или даже научного направления в какой-либо отрасли знаний необходимы определенные условия и факторы. Среди них основными являются: 1) социальная потребность в знаниях нового научного направления; 2) научные наработки, методы, накопленные знания и т. д.; 3) уровень дисциплинарной организации науки, взаимодействие между учеными и т. д.; 4) подготовка специалистов данного профиля (наличие специальности, учебных курсов, учебников, кафедр и т. д.).

Мы приходим к заключению, что этническая экология существует пока в качестве научного направления на стыке экологии человека и этнологии. Тем не менее этноэколо-гия как отрасль научных знаний может формироваться в России. И это подтверждает тот общий факт, что современные научные дисциплины «.отнюдь не находятся в застывшем, статическом состоянии» и что «в науке происходят, как принято выражаться, "бурные" процессы дифференциации и интеграции» [18, с. 3].

Вопросы становления и развития российской этнической экологии довольно подробно освещены в вышедшей недавно в свет работе А. Н. Ямскова [19, с. 49-64]. В заключение этой статьи ее автор сделал следующий вывод: «Таким образом, этническая экология, созданная ведущими учеными Института этнографии АН СССР, за сравнительно недолгое время прочно утвердилась в качестве области междисциплинарных исследований и учебной дисциплины в нашей стране. Поэтому ее будущее представляется вполне благополучным. Правда, такое широкое распространение этноэкологии среди представителей разных научных дисциплин, получивших существенно различающуюся профессиональную подготовку, имеет и оборотную сторону - среди них неизбежно возникают разногласия по поводу понятийно-терминологического аппарата, приоритетных исследовательских задач и методов. Впрочем, это признаки "болезни роста", а значит, данное научное направление действительно растет и развивается, в том числе и благодаря усилиям многих специалистов, работающих в ИЭА РАН (Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. - Н. Т.) в наши дни» [19, с. 61].

Еще одним близким к этнологии направлением в экологических знаниях является экологическая история. Она формируется в исторической науке со второй половины ХХ в. и ставит задачи «.углубить существующие представления о природе и месте человека в ней, провести анализ генезиса современных экологических проблем, дать оценку роли государства и общества в предотвращении и урегулировании кризисных экологических ситуаций» [20, с. 7]. Изучая государственную политику в области экологии, прежде всего, регионов, историк включает в исследование освещение этой политики по отношению ко всему населению, в том числе и к коренным народам регионов. Здесь и возникает возможность интеграции знаний этнической экологии и экологической истории. Но эту задачу еще только предстоит поставить и затем уже проводить научные исследования в области истории этноэкологи-ческих процессов.

Одним из важнейших направлений в изучении этнической экологии регионов

и этнических общностей представляется исследование явлений природно-средовой культуры, о выделении которой в сферах традиционно-бытовой (народной) культуры мы писали и ранее, начиная с конца 1990-х гг. [1, с. 25-52; 2, с. 98-109; 21, с. 188-191; 22, с. 166-168]. Комплекс природно-средовой культуры - это целый слой культурных явлений, который возникает в результате отношений человеческих коллективов с природной средой.

В структуру природно-средовой культуры входит несколько компонентов. Во-первых, это материально-объективированные явления культуры в сферах использования природных ресурсов для изготовления предметов производства и потребления, в том числе предметов по сохранению и преобразованию природной среды. А сами предметы потребления могут использоваться в сферах традиционно-бытовой культуры - материальной, соционормативной, духовной и сфере культуры жизнеобеспечения. Далее в при-родно-средовую культуру входят виды и формы человеческой деятельности по потреблению природных ресурсов, по сохранению, воспроизводству и преобразованию (в том числе разрушению) природной среды. Еще одним компонентом данной сферы культуры являются ориентации (установки) людей и в целом человеческих коллективов на отношения их с природой и на взаимодействия их друг с другом (человеческих общностей) по поводу их отношений к природной среде. И, наконец, в природно-средовую культуру мы включаем опыт человеческих коллективов, прежде всего этнических общностей в использовании, защите и разрушении природных ресурсов. С точки зрения создания и сохранения благоприятной природной среды этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.

В качестве компонентов формы природ-но-средовой культуры могут выступить следующие составные: 1) коллективы, общности людей, взаимодействующие с природой и друг с другом по поводу природной среды; 2) территория природной среды; 3) хозяйственная и рекреационная деятельность людей в природной среде; 4) социальные нормы, виды и меры ответственности за сохранение, приумножение, разрушение и уничтожение

природных ресурсов; 5) знания о природе и о возможностях использования природных ресурсов. Хотя два последних компонента входят соответственно в соционормативную и духовную сферы культуры.

Природно-средовая культура, как и другие сферы культуры, выступает в двух формах: народной или традиционно-бытовой и профессиональной. Последняя форма возникает и развивается на стадии цивилизации. Но в рамках цивилизационного развития народная форма природно-средовой культуры продолжает функционировать (в том числе и в наши дни), поэтому значение ее в жизни социумов сохраняется.

Смыслом природно-средовой культуры, или по-другому ее основной функцией, как говорилось уже выше, является достижение сбалансированного взаимодействия общностей людей с природной средой и друг с другом по поводу природной среды. В качестве видов таких действий можно назвать создание природной среды, сохранение природных ресурсов, их воспроизводство, рациональное использование ресурсов природной среды, защиту природной среды от разрушений воздействия хозяйственной и рекреационной деятельности человеческих коллективов [23, с. 11-12], а также негативные виды действий нарушения баланса в природной среде, разрушение и уничтожение части или всей природной среды.

Что касается механизма передачи знаний и опыта в сфере природно-средовой культуры, то в качестве его составных средств назовем традиции и обычаи природопользования, фольклорные, в том числе религиозные, предания, мифы и т. д., экологическую народную педагогику или, по А. И. Казаннику, экологическое воспитание [23, с. 8, 159-186].

Работа по выделению и характеристике природно-средовой культуры, безусловно, должна быть продолжена. Надеемся, что нам удастся привлечь внимание специалистов к проблемам этой сферы традиционно-бытовой культуры, сопряженной с этнической экологией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казанник А. И. и др. Традиционно-бытовая природно-средовая культура народов Сибири, ее место в этнологии и этнической экологии. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 214 с.

2. Томилов Н. А. Традиционно-бытовая культура и этническая экология // Традиционные знания коренных народов Алтае-Саян в области природопользования. - Барнаул : Изд-во Ал-тайск. ун-та, 2009. - С. 98-109.

3. Томилов Н. А. Этническая экология в трудах сибирских ученых // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития : материалы Х Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию освоения целинных и залежных земель (Омск, 23-26 апреля 2014 г.). - Омск : Изд-во Ом. аграр. ун-та, 2014. - Ч. I. - С. 3439.

4. Любимова Г. В. Очерки истории взаимодействия сельского населения Сибири с природной средой (на материалах русской земледельческой традиции). - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2012.

5. Козлов В. И. Этническая экология // Этнография и смежные дисциплины: этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. - М. : Наука, 1988. - С. 93.

6. Адаев В. Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев. - Тюмень : Вектор Бук, 2007. - 240 с.

7. Миненко Н. А. Экологические знания и опыт природоиспользования русских крестьян Сибири. XVIII - первая половина XIX в. - Новосибирск : Наука, 1991. - 210 с.

8. Шелегина О. Н. Адаптационные процессы в культуре жизнеобеспечения русского населения Сибири XVIII - начала XX века (К постановке проблемы). - Новосибирск : Сибирская научная книга, 2005. - 192 с.

9. Яницкий О. Н. Экологическая культура. Очерки взаимодействия науки и практики. - М. : Наука, 2007. - 271 с.

10. Матвеева Н. П., Томилов Н. А. Экология древних и современных обществ на конференции в Тюмени // Исторический ежегодник: 1999. -Омск : Издание Омск. ун-та, 2000. - С. 133135.

11. Томилов Н. А. Всероссийская конференция «Экология древних и современных обществ» // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 4. -С. 142-145.

12. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии // Советская этнография. - 1983. -№ 3. - С. 3-16.

13. Онищенко С. С., Садовой А. Н. К проблеме определения предметной области этноэколо-гии // Экология древних и современных обществ. - Тюмень : Изд-во Ин-та проблем освоения Севера СО РАН, 1999. - С. 191-194.

14. Ямсков А. Н. История развития концепции этноэкосистемы в отечественной этноэкологии и характеристики ее структурных блоков // Экология древних и современных обществ. -Тюмень : Изд-во Ин-та проблем освоения Севера СО РАН, 2003. - Вып. 2. - С. 271-273.

15. Боукал Т. Возможности применения ландшафтной экологии и экологической антропологии в районах проживания коренного населения Севера // Экология древних и традиционных обществ. - Тюмень : Изд-во Ин-та проблем освоения Севера СО РАН, 2007. -Вып. 3. - С. 236-239.

16. Дашковский П. К. К вопросу о психологических аспектах этнической экологии // Экология древних и современных обществ. - Тюмень : Изд-во Ин-та проблем освоения Севера СО РАН, 1999. - С. 194-196.

17. Предисловие // Этнос и природная среда. -Владивосток : Дальнаука, 1997. - С. 4.

18. Сычева Л. С. Гносеологический анализ процессов формирование научных дисциплин : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1991.

19. Ямсков А. Н. История становления и развития отечественной этноэкологии // Этнографическое обозрение. - 2013. - № 4. - С. 49-64.

20. Приходько Ю. С. Экологическая политика государства на севере Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Сургут, 2015. - 23 с.

21. Томилов Н. А. Этническая экология: культу-роведческий подход // Экология древних и современных обществ. - Тюмень, 1999. -С. 188-191.

22. Томилов Н. А. Природно-средовая культура в рамках этнической экологии // Катанаевские чтения. - Омск, 2003. - С. 166-168.

23. Казанник А. И. Народная охрана природы Сибири (История. Состояние. Перспективы). -Омск : Омск. дом печати, 1999. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.