ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 254-258. УДК 39
DOI 10.25513/2312-1300.2018.2.254-258
Н. А. Томилов
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ И ТИПОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ XVII-XIX вв.
Раскрывается социальная и научная значимость разработок в области систематики типов народной культуры этнических общностей. Приведены результаты изучения хозяйственно-культурных типов у разных групп сибирских татар. Поставлена задача углублённого изучения типов культуры разных групп тоболо-иртышских татар и процессов их трансформации в XIX - первой трети XX в.
Ключевые слова: типология; хозяйственно-культурный тип; этническая общность; этнокультурный процесс; этническая история.
N. A. Tomilov
ECONOMIC SCHOOLS AND TYPOLOGY OF TRADITIONAL HOUSEHOLD CULTURE OF TATAR OF WESTERN SIBERIA 17th - 19th CENTURIES
The social and scientific significance of developments in the field of systematics of the types of folk culture of ethnic communities is revealed. The results of studying economic-cultural types in different groups of Siberian Tatars are presented. The task is to study in depth the types of culture of different groups of Tobol-Irtysh Tatars and the processes of their transformation in the 19th - first third of the 20th century.
Keywords: typology; economic and cultural type; ethnic community; ethno-cultural process; ethnic history.
Актуальность выделения и систематики типов традиционно-бытовой культуры этнических общностей связана, с одной стороны, с необходимостью познания степени и уровня устройства, организации и функционирования социокультурных общностей. И, с другой стороны, типология явлений и предметов культуры позволяет использовать полученные результаты исследования для сравнительного изучения типов культуры в целях получения новых знаний об этнокультурных связях и отношениях в отдельных регионах, что может быть использовано как в научных целях, так и в практике усиления или сохра-
© Томилов Н. А., 2018
нения роли культурных тенденций и регулирования межэтнических отношений.
Объектом нашего исследования является народная (традиционно-бытовая) культура тюркоязычных этнических общностей, проживающих в южной половине ЗападноСибирской равнины, - это сибирские татары, переселившиеся в Западную Сибирь поволжские татары, сибирские бухарцы, чулымские тюрки, казахи, чуваши. В этой статье основное место отводится выделению типов культуры у сельской части разных этнических групп сибирских татар. При изучении этнической истории было определено три этнические
Хозяйственные занятия и типология традиционно-бытовой культуры татар Западной Сибири \VII-XIX вв.
общности в их составе: это томские, бара-бинские и тоболо-иртышские татары, а в составе последних - субэтнические группы тюменских, тобольских, тарских, курдакско-саргатских и ясколбинских татар [1, с. 8-17; 2, с. 30-67].
При проведении в 1970-1980-х гг. такой работы по определению типов культуры у сибирских татар опорой для нас служила разрабатываемая в советской этнографии начиная со второй половины 1940-х гг. теория хозяйственно-культурных типов [3; 4; 5]. Во второй половине 1970-х гг. автором данной статьи была выдвинута концепция интегрированных хозяйственно-культурных типов (ХКТ), сформировавшихся в результате взаимодействия групп населения с разными ХКТ в переходных природных зонах [6].
Тогда же нами были изучены хозяйство и традиционно-бытовая культура томских татар в основном Х1Х-ХХ вв., но с экскурсами в прошлое вплоть до XVII в. [7; 8]. У южных групп чатов и у калмаков (группы томских татар) был выявлен для ХУН-ХУШ вв. ХКТ скотоводов степей и лесостепей (кочевых в XVII в., оседлых с XVIII в.). А у эуш-тинцев и северных чатов, в хозяйстве которых охота и рыболовство сочетались с зачатками земледелия и скотоводством, сложился интегрированный ХКТ [9, с. 75-76].
У барабинских татар в интегрированном ХКТ, соединяющем явления хозяйства и традиционно-бытовой культуры двух групп населения (с присваивающей и производящей экономикой), было выявлено три его подтипа: 1) культура оседлых (отчасти полуоседлых) скотоводов-рыболовов дернисто-луговой лесостепи с наличием озёр; 2) культура оседлых рыболовов-скотоводов-охотников займищно-лугово-соланчаковой и дернисто-луговой лесостепи, а также отчасти болотно-береговых лесов с большим количеством крупных озёр и рек; 3) культура полуоседлых охотников-рыболовов-скотоводов заболоченных хвойно-лиственных и частично болотно-береговых лесов [Там же, с. 90-91].
У тоболо-иртышских татар почти всюду преобладал ХКТ скотоводов и плужных земледельцев, за исключением ясколбинцев и татарского населения северных районов их проживания остальных четырёх групп тоболо-иртышских татар, где функционировали явле-
ния культуры комплексного направления хозяйственной деятельности [9, с. 77]. Культура тоболо-иртышских татар, включая хозяйственную культуру, изучена неоднородно. Есть общие работы Ф. Т. Валеева [10] и В. В. Храмовой [11], но в них почти совсем не отражена по отдельности специфика культурных явлений вышеназванных пяти субэтнических групп тоболо-иртышских татар.
Поэтому систематикой типов традиционно-культурных объектов каждой группы тоболо-иртышского массива сибирских татар предстоит ещё основательно заняться. Пока же нами в 1993 г. были приведены разные высказывания путешественников и учёных XVII-XVIII вв. об основных занятиях тюменских татар: от утверждения, что они ещё до прихода русских занимались земледелием и скотоводством, до сведений, что в XVII в. они хлеб в пищу не употребляли и занимались в основном рыболовством [9, с. 58]. Нами тогда было высказано следующее мнение: «Вряд ли столь различные оценки можно объяснить ошибочностью некоторых из них. Скорее всего, приведённые путешественниками и исследователями данные относились хотя и к одним этническим образованиям, но к разным их группам, жившим в несходных природных условиях и имевшим поэтому разные уклоны хозяйственных занятий. Природные же условия играют, как известно, значительную роль в формировании хозяйственно-культурного облика населения» [Там же, с. 59].
В связи с вышесказанным мы видим необходимость изучения ХКТ разных групп тоболо-иртышских татар на хронологический срез XVII - первой половины XIX в. и процессов трансформации в типах их традиционно-бытовой культуры в середине XIX -первой трети XX в.
И пока продолжим характеристику хозяйственной деятельности тюменских татар на период XVIII-XIX вв. с целью выявления оснований для определения ХКТ этой этнической группы. Именно в изучаемое нами время земледелие и скотоводство, казалось бы, у всех тюменских татар должны были стоять на первом месте в системе хозяйства. Г. Ф. Миллер так и писал, что к приходу русских в Сибирь эти татары жили оседло, занимались земледелием и скотоводством [12,
т. 1, с. 222, 274]. А голландский купец Исаак Масса сообщал о живущих в начале XVII в. вниз по Туре татарах, что они «занимаются большей частью рыбной ловлей», а в Тюмени продают пушнину [13, с. 264].
В 1660-х гг., по наблюдениям А. Майер-берга, тюменские татары не знали употребления в пищу хлеба. И объяснял он это обстоятельство следующим образом: «Но потому, однако же, как пишут некоторые, чтобы стужа не давала дозревать жатве, но вследствие обычая, почти общего всем народам этой области, которые довольствуются звериным мясом да рыбой, а этого у них большое изобилие, и потому они пренебрегают употреблением хлеба» [13, с. 323].
Тем не менее относительно Х^1-Х^11 вв. есть сведения, что земледелие было известно сибирским татарам. Так, П. И. Небольсин писал: «Ещё в половине XVI столетия было, что татары по Тоболу пашни пашут плугами и сохами» [14]. С приходом в Сибирь русских среди татар, которые и ранее занимались земледелием, «стала упрачиваться земледельческая оседлость» [15, с. 8]. В конце XVI-XVII вв., как пишет Р. М. Кабо, «местное татарское население жило оседло в своих юртах, занималось земледелием и скотоводством» [16, с. 35]. О наличии у тюменских и тобольских татар пашенных земель свидетельствуют и документы второй половины XVII в. Так, в грамоте 1678 г. тюменскому воеводе «о непокупке архиепископом и всяким монастырским чинам земельных и рыбных угодий» приводятся данные о захватах русскими чинами угодий татарского населения. Вот небольшой отрывок из этого документа: «...а на Тоболе татар теснят русские, которые там ловят зверя, хмель и орловые гнёзда снимают. там слободчик да сын боярский с товарищами согнали с вотчин и пашен татар, у юрт двери усекали, сено отнимали» [17, с. 45].
В. И. Шунков дал следующую оценку земледелию тюменских татар XVII в., приводя данные 1686-1687 гг. о татарском населении 21 деревни Тюменского уезда: «По всем этим деревням указана пашня, почти всегда "вопче". Согласно этой книге татары Тюменского уезда пахали 652 десятины. Можно предположить, что подобно бухарской татарская пашня в течение XVII в. развивалась
и росла. Связь её с русским земледелием несомненна» [18, с 53]. Он же отметил наличие у тюменских татар тяглового скота, приведя данные о 179 лошадях в 53 хозяйствах [Там же, с. 296].
Относительно сельскохозяйственных орудий труда, используемых сибирскими татарами на протяжении XVII-XIX вв., Ф. Т. Валеев писал, что они использовали серпы, косы-литовки, цепы, деревянные двурогие и трёхрогие вилы, деревянные ручные грабли, деревянные лопаты для веяния зерна на ветру, деревянные сохи и узкие длинные бороны с деревянными зубьями [10, с. 74].
В XVIII в. роль земледелия в хозяйстве тюменских татар оставалась такой же. Г. Ф. Миллер писал о них: «Живя оседло в своих юртах, они имели свои земли и занимались земледелием и скотоводством.» [12, т. 1, с. 274]. И далее: «Окрестности Тюмени очень красивы, и живущие там татары были богаты хлебом и скотом» [Там же, с. 222]. Есть указание на то, что в ХVIII в. местные татары сохраняли уровень земледелия предыдущего века. В частности, Г. Ф. Миллер писал, что «русскими де сохами они пахать не умеют» [Там же, т. 2, с. 206]. А скотоводство тюменских татар он характеризовал в кратком виде следующим образом: «... на юртах своих жити с великим бережением и лошади и коровы и вс2кой скот велети держать в крепких местах» [Там же, с. 450]. Л. М. Русакова отмечала, что в XVIII - начале XIX в. «ясачные татары, занимавшиеся хлебопашеством, пашни в дубровных и лесных местах и небольшие участки чернозёмной земли не унаваживали, а неплодотворные земли удобряли [19, с. 287].
Относительно земледелия у тюменских татар в середине XIX в. имеется такое сведение: «Во всей нынешней Тобольской губернии хлебопашеством занимались татары только около города Тюмени и в Табаре, по реке Тавде» [20, с. 236]. Конечно, это поверхностное суждение, так как земледелием в тот период занималась большая часть татар в томской, барабинской и тоболо-иртышской группах. Другое дело, что зерно они выращивали в небольших количествах. В 1860-х гг. приводились об этом такие сведения: «В сравнении с крестьянами татары. хлеба и сена заготавливают мало, только для собственной
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 254-258.
Хозяйственные занятия и типология традиционно-бытовой культуры татар Западной Сибири XVII-XIX вв.
надобности» [21]. Во второй половине XIX в. и особенно в конце этого века, в связи с возрастанием количества русских переселенцев, оживился процесс заимствования у них татарами более усовершенствованных орудий производства, в том числе сельскохозяйственной техники: железных плугов, ручных веялок, жнеек, конных молотилок, бороны с железными зубьями и др. [10, с. 74-75; 11, с. 476]. В этот же период среди сибирских татар стало шире распространяться и огородничество [22, с. 353].
Постоянным спутником земледелия являлось в XIX в. (и ранее) скотоводство и птицеводство, которые в ряде регионов у сибирских татар приобретали товарное значение. И. Юшков в 1861 г. сообщал: «Продукты скотоводства, как то: мясо, кожи, сало, масло, овчины, мерлушки и шерсть -сбывают татары на Ирбитской, Тюменской, Ишимской и Аббатской ярмарках в сыром виде... Из домашней птицы татары разводят больше кур, уток и гусей (каз), некоторые и индеек. Кроме собственного употребления они продают их в городах. Перо и пух в значительном количестве сбываются на ярмарках» [Там же, с. 354-355].
Довольно много сведений о занятиях тюменских татар охотой и рыболовством в XVII-XIX вв. Значительное место эти занятия занимали в хозяйстве всё же в XVII-XVIII вв. А вот что о занятиях конца XIX в. в целом у сибирских татар писал К. Ельниц-кий: «Между сибирскими татарами встречаются охотники, но охота не составляет их главного промысла. Более прибыльным является рыболовство на реках и озёрах Сибири. Большую часть ловимой рыбы они продают в соседних городах [23, с. 91].
Данный экскурс в изучение места и роли тех или иных занятий в хозяйстве тюменских татар приводит нас к выводу, что у этой группы тоболо-иртышских татар основными были занятия земледелием и скотоводством при сохранении роли рыболовства в расположенных по берегам рек и озёр татарских селениях и меньшего значения в XIX в. охоты (в основном в таёжной части расселения тюменских татар). Такая ситуация приводила к тому, что на протяжении XVII-XIX вв. здесь сложился и функционировал тип культуры земледельцев и скотоводов лесостепной
зоны. В более северной части расселения тюменских татар в таёжной зоне в XVII-XVIII вв. проявлялись черты интегрированного хозяйственно-культурного типа с равным значением культурных явлений земледельческого, скотоводческого укладов, с одной стороны, и где-то охотничьего, а где-то рыболовецкого укладов. Но в XIX в. эти черты уже ярко не проявлялись. Мы не останавливаемся здесь на содержании явлений традиционно-бытовой культуры тюменских татар - эта народная часть культуры, конечно же, должна быть изучена комплексно. Но отсылаем читателя к описанию культуры то-боло-иртышских татар в целом [1; 10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Татары Западной Сибири: история и культура / отв. ред.
A. Г. Селёзнев, В. И. Соболев. - Новосибирск : Наука, 1996. - 224 с. - (Культура народов России ; т. 2).
2. Томилов Н. А. Этническая история тюркоя-зычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале XX в. / отв. ред.
B. И. Васильев, Р. С. Васильевский. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. - 271 с.
3. Левин М. Г., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // Советская этнография. - 1955. -№ 4. - С. 3-17.
4. Чеснов Я. В. О социально-экономических и природных условиях возникновения хозяйственно-культурных типов (в связи с работами М. Г. Левина) // Советская этнография. -1970. - № 6. - С. 15-26.
5. Андрианов Б. В., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и проблемы их картографирования // Советская этнография. -1972. - № 2. - С. 3-16.
6. Томилов Н. А. Особенности синтеза хозяйства и культуры у народов южной и средней полосы Западной Сибири // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1979. - С. 122-127.
7. Томилов Н. А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (хозяйство и материальная культура) / отв. ред. В. И. Матю-щенко. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1980. -200 с.
8. Томилов Н. А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (этническая история, быт и духовная культура) / отв. ред. В. И. Матющенко. - Томск : Изд-во Томск. унта, 1983. - 216 с.
9. Томилов Н. А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири) / отв. ред. В. И. Васильев. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1993. - 222 с.
10. Валеев Ф. Т. Западносибирские татары во второй половине XIX - начале XX вв. Истори-
ко-этнографические очерки / отв. ред. Е. П. Бусыгин. - Казань : Татарск. кн. изд-во, 1980. - 232 с.
11. Храмова В. В. Западносибирские татары // Народы Сибири. - М. ; Л., 1956. - С. 473491.
12. Миллер Г. Ф. История Сибири : в 2 т. - М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1937-1941. -Т. 1. - 1937. - 607 с. ; Т. 2. - 1941. - 641 с.
13. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. - Иркутск, 1941. - 609 с.
14. Небольсин П. И. Покорение Сибири // Отечественные записки. - СПб., 1848. - Т. 60. -С. 225-226.
15. Козьмин Н. Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири. - СПб., 1910.
16. Кабо Р. М. Города Западной Сибири. - М. : Гос. изд-во географическ. литературы, 1949. - 220 с.
Информация о статье
Дата поступления 15 марта 2018 г.
Дата принятия в печать 14 мая 2018 г.
Сведения об авторе
Томилов Николай Аркадьевич - д-р ист. наук, профессор, директор Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Омск, Россия), заведующий кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected] Для цитирования
Томилов Н. А. Хозяйственные занятия и типология традиционно-бытовой культуры татар Западной Сибири XVII-XIX вв. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 254-258. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.2.254-258.
17. Кузнецов И. Исторические акты XVII столетия (1633-1699) // Материалы по истории Сибири. - Томск, 1890. - 113 с.
18. Шунков В. И. Очерки по истории земледелия Сибири (XVII век). - М., 1956. - 432 с.
19. Русакова Л. М. Орудия труда и системы земледелия Западной Сибири (конец XVIII - начало XIX вв.) // Русское население Поморья и Сибири. - М. : Наука, 1977. - С. 278-294.
20. Ю.(шков) И. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. - 1861. - № 36.
21. Абрамов Н. Город Ялуторовск с его округом // Тобольские губернские ведомости. -1864. - № 27.
22. Ю.(шков) И. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. - 1861. - № 43.
23. Ельницкий К. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России. Этнографические очерки. - СПб., 1895. - 136 с.
Article info
Received March 15, 2018
Accepted May 14, 2018
About the author
Tomilov Nikolaj Arkad'evich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the Omsk Branch of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia), Head of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia) Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Tomilov N. A. Economic Schools and Typology of Traditional Household Culture of Tatar of Western Siberia 17th - 19th Centuries. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 2 (18), pp. 254-258. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.2.254-258 (in Russian).
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 254-258.