Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД'

ЭТНИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая деревня / саамы / традиционная культура / этнотуризм / региональный бренд / Мурманская область / ethnic village / Saami / traditional culture / ethnotourism / regional brand / Murmansk region

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Олеся Анатольевна Сулейманова

Статья посвящена рассмотрению феномена этнической деревни как особого вида туристической дестинации. Обозначены характерные признаки и особенности функционирования этнокомплекса «Саамская деревня “Самь Сыйт” Ивелвига» («Саамская деревня») на территории Мурманской области. Показаны ее роль и место как регионального туристического бренда в развитии этнотуризма и популяризации этнокультурного наследия региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Олеся Анатольевна Сулейманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC VILLAGE AS A REGIONAL TOURISM BRAND

The article is devoted to the consideration of the phenomenon of ethnic village as a special type of tourist destination. The characteristic features and features of the functioning of the ethnocomplex «Sami village “Sam Syyt” Ivelviga» («Saami village») on the territory of the Murmansk region are indicated. The role and place of the Saami ethno-village as a regional tourism brand in the development of ethno-tourism and the popularization of the ethno-cultural heritage of the region is shown.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД»

Научная статья УДК 39:338.48

doi:10.37614/2949-1185.2023.2.4.005

ЭТНИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД Олеся Анатольевна Сулейманова

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, sul-olesya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5109-958X

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению феномена этнической деревни как особого вида туристической дестинации. Обозначены характерные признаки и особенности функционирования этнокомплекса «Саамская деревня "Самь Сыйт" Ивелвига» («Саамская деревня») на территории Мурманской области. Показаны ее роль и место как регионального туристического бренда в развитии этнотуризма и популяризации этнокультурного наследия региона. Ключевые слова:

этническая деревня, саамы, традиционная культура, этнотуризм, региональный бренд, Мурманская область Благодарности:

статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2022-0028. Для цитирования:

Сулейманова О. А. Этническая деревня как региональный туристический бренд // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2. № 4. С. 61-73. doi:10.37614/2949-1185.2023.2.4.005.

Original article

ETHNIC VILLAGE AS A REGIONAL TOURISM BRAND Olesya A. Suleymanova

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, sul-olesya@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0001-5109-958X

Abstract

The article is devoted to the consideration of the phenomenon of ethnic village as a special type of tourist destination. The characteristic features and features of the functioning of the ethnocomplex «Sami village "Sam Syyt" Ivelviga» («Saami village») on the territory of the Murmansk region are indicated. The role and place of the Saami ethno-village as a regional tourism brand in the development of ethno-tourism and the popularization of the ethno-cultural heritage of the region is shown. Keywords:

ethnic village, Saami, traditional culture, ethnotourism, regional brand, Murmansk region Acknowledgments:

the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences" No. FMEZ-2022-0028. For citation:

Suleymanova O. A. Ethnic village as a regional tourism brand // Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Series: Natural and human sciences. 2023. T. 2, no. 4. P. 61-73. doi:10.37614/2949-1185.2023.2.4.005.

Введение

«... Предполагается, что туризм станет одной из ключевых отраслей экономики арктических регионов РФ, даст возможность оживить малый и средний бизнес среди северян, так как мировая мода на эксклюзивный турпродукт с романтикой Севера, уникальной нетронутой природой и самобытной культурой коренных народов растет» [1: 183]

Мурманская область обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. В регионе активно развиваются практически все виды туризма — горнолыжный, экологический, геологический, промышленный, событийный и этнокультурный. С каждым годом на Кольском п-ове увеличивается

туристический поток. В 2022 году было установлено рекордное количество туристов — 539,4 тысячи человек [2: ЭР] (табл. 1). Губернатор Мурманской области А. В. Чибис отметил, что это абсолютный рекорд среди всех регионов Арктической зоны РФ [3: ЭР]. К 2030 году в регионе хотят достигнуть показателя в 1 млн туристов.

Таблица 1

Динамика туристического потока в Мурманской области [2: ЭР]

Год Численность

2022 539,4 тыс. человек, в том числе 18,4 тыс. человек — иностранные туристы

2021 486,2 тыс. человек, в том числе 21,5 тыс. человек — иностранные туристы

2020 350,0 тыс. человек, в том числе 41,9 тыс. человек — иностранные туристы

2019 458,0 тыс. человек, в том числе 77,0 тыс. человек — иностранные туристы

2018 438,02 тыс. человек, в том числе 64,39 тыс. человек — иностранные туристы

2017 413,7 тыс. человек, в том числе 51,9 тыс. человек — иностранные туристы

2016 330,0 тыс. человек, в том числе 38,9 тыс. человек — иностранные туристы

2015 305,4 тыс. человек, в том числе 27,9 тыс. человек — иностранные туристы

В регионе субъектам туриндустрии оказывается всесторонняя государственная поддержка. С 2019 по 2022 год финансирование в сфере туризма увеличилось в 30 раз по сравнению с другими годами, поддержано 115 туристических проектов на сумму свыше 350 млн рублей. Это стало возможным благодаря федеральной поддержке и реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и Плана «На Севере — Жить!» [4: ЭР].

В 2023 году Мурманская область стала лидером опроса, посвященного лучшим направлениям для туристических поездок, который проводился среди 100 российских тревел-журналистов, блогеров и фотографов. Участники опроса отметили природу региона, национальную саамскую культуру и возможности приобщения к горнолыжному спорту [5: ЭР]. Кроме того, Мурманская область успешно обозначила свою роль в сфере туризма на всероссийском уровне на ряде ведущих национальных премий в сфере туризма и общественных связей, среди которых: "Russian Travel Awards" (2023) в номинациях: «Территория гастрономического туризма» (1 место); «Территория арктического туризма» (1 место); «Территория приключенческого туризма» (1 место); «Территория горнолыжного туризма» (2 место); «Лучшая региональная стратегия развития туризма и индустрии гостеприимства» (3 место); малая Бронзовая медаль Русского географического общества (2022) и др. [4: ЭР].

В настоящее время в Мурманской области проводятся различные мероприятия и форумы, основная цель которых — разработка эффективных стратегий развития этнического туризма, который способствует приобщению к культурному наследию народов. В регионе организуются различные этнотуры, развивается туристическая инфраструктура, расширяется структура этнографических комплексов: этнические (этнографические) деревни и этнопарки. С одной стороны, подобные практики, безусловно, работают на интерес потребителей туристических услуг, с другой, — изобилие этнокультурных проектов и мероприятий нередко ведет к девальвации этнокультурных ценностей и обусловливает отношение к ним как к фикции [1: 183].

В рамках данной статьи рассмотрено такое явление и эффективный инструмент этнотуризма, как «этническая деревня». Исследовательский интерес представляет ряд вопросов: способствуют ли этнические деревни сохранению и развитию этнокультурных традиций; повышению этнического самосознания; популяризации регионального историко-культурного наследия.

Этнические деревни как современный тренд регионального туризма

Этнодеревни — один из относительно новых и быстро развивающихся сегментов туристского рынка. Сам термин «этническая деревня» нельзя назвать устоявшимся, поскольку для обозначения одного и того же понятия часто употребляют и такие термины, как «этнографическая», «национальная». С позиции этнографии «этническая деревня» — это поселение с определенным

набором признаков, которые характеризуют традиционную культуру того или иного этноса. Однако в сфере туризма «этнодеревня» рассматривается как туробъект, который специально оборудован для развития этнического туризма в сочетании с другими видами культурного туризма (например, агро-, экотуризмом) [6: 147]. Этнодеревни коренных малочисленных народов Севера носят ярко выраженный эколого-культурный характер, что связано с традиционным образом жизни аборигенного населения.

Этнодеревни отличаются по целям создания и функциям. Одна из основных целей их создания — сохранение и трансляция традиционной культуры и этнической идентичности различных народов. «Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейный экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях — от фольклора до национальной кухни» [7: ЭР]. Выделяют также следующие цели этнодеревени: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма [6: 148]. К основным функциям этнодеревни относятся охрана объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристская [6: 148].

Этнопоселения могут быть демонстрационными (искусственно созданные декорации для привлечения туристов) и подлинными (с постоянно проживающим населением на их территории) [8: 16]. Так, на Таймыре, примерно в 30 км от г. Дудинки, находится ненецкое этностойбище «Тыяха» (по названию семейно-родовой общины, в переводе с ненецкого — «оленья река»), ставшее популярным туристическим объектом [1: 173]. «Этностойбище "Тыяха" — не какой-то организованный под конкретную группу интерактив, а часть реальной жизни оленеводов. С одной стороны, "оленеводы не наряжаются специально для гостей", с другой стороны, есть в их жизни ситуации, когда приходится подстраиваться под туристов. Например, летом они меняют маршрут движения и останавливаются максимально близко к месту, куда прибывает корабль с туристами» [1: 174]. Следует отметить, что в России подобные этнопроекты пока единичны. Большинство современных этнокомплексов представляют собой искусственно созданный культурный ландшафт, имитирующий традиционное поселение. «С позиции этнокультурного ландшафтоведения этническая деревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта XXI века» [9: 113].

В 2018 году Министерство культуры РФ опубликовало сборник «Лучшие практики этнографического туризма в России», в котором было выделено 10 лучших объектов страны (этнопарки, этнодеревни и музеи под открытым небом), где можно познакомиться с культурой и традициями народов России [10: ЭР]. В данный список попали: этнодеревня «Тыгыдым» (Ярославская область), этнопарк «Моя Россия» (Сочи), парк-музей «Этномир» (Калужская область), «Фино-угорский этнопарк» (Республика Коми), этнопарк «Кочевник» (Московская область), казачья станица «Атамань» (Краснодарский край), сельский парк «Околица» (Томская область), этнопарк «Золотая Орда» (Иркутская область), парк «Ватан» (Башкортастан) и парк «Малые Карелы» (Архангельская область). «Ландшафт, структура жилищных построек, обустройство быта, предметы одежды, национальных промыслов, кулинария, внутринациональные отношения — все это сосуществует в едином комплексе, узнать который можно, лишь побывав внутри этой системы жизнедеятельности и атмосферы» [8: 20].

В. Н. Калуцков и А. Ю. Латышева отмечают, что активизация деятельности по созданию все новых этнических деревень оказалась связана «не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности» [7: ЭР]. В подобных этнокомплексах моделируются элементы как материальной этнической культуры (постройки, предметы быта и т. п.), так и духовной (посредством фольклорных фестивалей, праздничных обрядовых действий по этническим мотивам и т. п.).

Первоначально этнические деревни как историко-этнографические комплексы создавались по аналогии с музейными объектами, которые выполняли более узкие задачи [9: 112]. В настоящее время функции таких этнокомплексов значительно расширились. Помимо традиционного назначения — знакомить с материальной и духовной культурой народов, они выполняют и развлекательную

функцию с целью привлечения большего числа туристов. Посещение этнодеревень позволяет не только познакомиться с уникальными культурой и традициями народов, но и стать непосредственным участником фестивалей, обрядов, изучить основы ремесел и попробовать блюда национальной кухни.

На Кольском полуострове основными центрами этнотуризма становятся: с. Ловозеро (здесь функционирует саамский музей, национальный культурный центр, проводятся летние и зимние саамские игры); пос. Умба (место проведения международного фольклорного фестиваля стран Баренц-региона); аутентичная музейная поморская рыбацкая тоня Тетрино на берегу Белого моря; с. Лопарское (саамская родовая община) и пос. Молочный (организована небольшая экспозиция саамского быта под открытым небом) [11: 26].

Сегодня туристические фирмы стали активно включать в этнотуры посещение различных этнодеревень. Этнические деревни как объекты аттрактивности становятся туристическими брендами. Региональные (локальные) этнодеревни чаще всего создаются по инициативе местных сообществ и муниципалитетов. В настоящее время на территории Мурманской области функционирует несколько основных этнокомплексов, которые представлены этническими деревнями, музеями под открытым небом и этнопарками. Среди них выделим «Олений двор», "Saami Village", этнопарк «Этническая деревня» на территории базы отдыха «Огни Имандры». В декабре 2022 года в с. Тулома Мурманской области состоялось торжественное открытие нового этнографического саамского комплекса. Он был создан по просьбам представителей саами и при поддержке губернатора области А. В. Чибиса. Архитектура и интерьер этнокомплекса выполнены в традиционном скандинавском стиле. Здесь оборудованы творческие мастерские по изготовлению изделий саамских ремесел из рога, дерева и кожи, а также установлены стенды для организации выставок. На специально оборудованной кухне туристы могут отведать национальные саамские блюда. Вокруг здания благоустроена прилегающая территория. В начале 2023 года этнографический саамский центр посетила экспертная группа проекта «Арктическая лаборатория туризма» с целью оценить готовность включения нового этнокомплекса в туристическую среду Кольского Севера [12: ЭР]. Председатель комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев отметил: «Этнографический саамский центр — перспективное место для привлечения приезжающих в наш регион туристов. Комплекс был построен и открыт в кратчайшие сроки. Мастер-классы по изготовлению традиционных изделий — пример вовлечения туристов в быт коренного народа Кольского полуострова. Тем не менее проекту есть куда расти. Совместно с турбизнесом предложили центру рассмотреть возможность увеличения количества интерактива, например, в традиционных жилищах, которые здесь представлены. С помощью этого приема можно будет добиться максимального погружения гостя в культуру народа» [12: ЭР].

«Саамская деревня "Самь Сыйт" Ивелвига» как региональный туристический бренд

Одним из успешных примеров позиционирования и продвижения туристического этнопроекта на территории Мурманской области (городской округ Оленегорск, с. Ловозеро) является «Саамская деревня "Самь Сыйт" Ивелвига» (далее — Саамская деревня) (рис. 1, 2). «Самь-Сыйт» в переводе означает «саамская деревня».

Саамская деревня — это этнокомплекс и музей под открытым небом, который позволяет познакомиться с культурой и традициями коренного населения (саамов). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Мурманской области саамов насчитывалось 1599 человек (0,2 % от общего числа лиц, указавших свою национальную принадлежность). Из них в Ловозерском районе насчитывалось 873 человека.

Саамская деревня включена в этнотуры региональных туристических фирм и агенств. На их сайтах можно найти подробную информацию о стоимости посещения этнодеревни и экскурсионной программе. Все туроператоры презентируют саамскую деревню как «одно из самых популярных туристических мест»:

«Саамская деревня «Самь Сыйт» — это одно из самых популярных туристических мест на Кольском полуострове. Здесь можно познакомиться с культурой и бытом саамов (коренное

население этих земель), сходить в гости к хаски, поиграть в национальные саамские игры и, конечно же, покормить с рук настоящих северных оленей» (Туристическая фирма «Радуга Севера») [13: ЭР];

«Это одно из самых популярных туристических мест на Кольском полуострове. Здесь можно познакомиться с культурой и бытом саамов (коренное население наших земель), сходить в гости к хаски, покормить с рук северных оленей, поиграть в национальные саамские игры и попробовать безумно вкусные блинчики с морошкой!» (Туристическое агентство Polar Light Tour) [14: ЭР].

Рис. 1. «Саамская деревня "Самь Сыйт" Ивелвига» Рис. 2. «Саамская деревня "Самь Сыйт" Ивелвига» [15: ЭР] [15: ЭР]

Саамская деревня «Самь-Сыйт» в Ловозерском районе существует с 2009 года. Здесь занимаются разведением северного оленя, рыболовством, строительством национальных жилищ и культовых сооружений, изготовлением национальной одежды и сувенирных изделий. На территории этнокомплекса построили куваксы, капище с деревянными идолами (рис. 3) и организовали контактный мини-зоопарк с различными животными. Экскурсии для отдыхаюших организует местная община, а гиды из числа представителей коренного народа (саамов). Экскурсионная программа включает в себя поднятие национального флага, знакомство с историей и бытом саами, их традиционными обрядами, национальными играми и кухней (табл. 2).

Рис. 3. Идолы на территории саамской деревни «Самь Сыйт» [16: ЭР] © Сулейманова О. А., 2023

Таблица 2

Программа Саамской деревни «Самь Сыйт»1 [17: ЭР]

1. ВСТРЕЧА ДОРОГИХ ГОСТЕЙ

Краткое ознакомление с правилами поведения на территории.

2. ИНТЕРЕСНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Знакомство с национальными строениями: чумами, куваксами и национальной утварью. Посещение аллеи заговоренных идолов.

3. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ

С оленями, енотами, хаски, лисами, песцами и кроликами. Кормление оленей с рук и фотографии животных разрешено.

4. «ОБРЯДОВО ОЗЕРО»

Старинного родникового озера «Обрядово озеро» в летний период. Озеро метеоритного происхождения с прозрачной водой, глубиной до 35 (!) метров.

5. ВЕСЁЛЫЕ СААМСКИЕ ИГРЫ

«Перетягивание шеста», «олени и волки», «саамский футбол», «метание «няртала» на рога оленя, метание ивовых колец.

6. КАТАНИЕ В СААМСКОЙ ДЕРЕВНЕ

Катание на оленьих упряжках, на бананах, закрепленных за снегоходом, катание с горки на ледянках и в летний период — катание на квадроциклах.

7. ПИТАНИЕ В СААМСКОЙ ДЕРЕВНЕ

В национальном кафе «Петроглифы» традиционными блюдами: Саамский куриный бульон, безалкогольный саамский напиток «пакула», чай черный, ловозерский хлеб, вторые блюда и блинчики. Питание входит в программу.

8. ФОТОСЪЕМКА

Предлагаем нашим гостям фото и видео в национальной одежде коренного народа саами. Сделайте незабываемые снимки, сохраните память о посещении Саамской деревни надолго!

9. ПРИОБРЕТЕНИЕ СУВЕНИРОВ

Магических оберегов, амулетов, магнитиков и памятной сувенирной продукции. Сохраните память о саамской деревне в сумочке, на шее или на дверце холодильника.

Экскурсии обычно проходят по следующему сценарию. Туристов встречают жители этнодеревни в национальных костюмах с приветственной речью на саамском языке. Затем проходит церемония поднятия национального флага саамов. Далее экскурсионная группа посещает чумы и куваксы. Внутри жилищ можно в деталях рассмотреть всю утварь ручной работы. В музее под открытым небом большой интерес у туристов вызывает аллея деревянных идолов. По легенде одни идолы олицетворяют четыре стихии — огонь, землю, воду, воздух; другие же заговорены на любовь, счастье, удачу, судьбу и здоровье. Также гостям этнодеревни предлагается поучаствовать в соревнованиях по традиционным видам спорта: перетягиванию шеста, саамскому футболу, метанию няртала (аркана) на рога оленя и др. Летом туристов также приглашают посетить «Обрядово озеро» — это водоем метеоритного происхождения с прозрачной водой и глубиной до 35 м. Посетители этнодеревни с удовольствием фотографируются в национальной одежде саамов, приобретают на память обереги, амулеты, поделки местных мастеров и другие сувениры. На территории этнокомплекса действует национальное кафе «Петроглифы», где гости могут попробовать блюда традиционной саамской кухни (например, лим — уху из семги, пудзе вэнч — оленину с гарниром, пакулу — травяной чай и ловозерский хлеб). Зимой в программу экскурсии входит катание на оленьих упряжках, в летний период — на квадроциклах.

История создания саамской деревни уже превратилась в легенду. По словам главы деревни Ивана Головина, эта идея зародилась еще в 2003 году. Изначально было выбрано место у легендарного шаманского Сейдозера. Однако земельный участок не удалось взять в аренду. В 2008 году на новое место, где должна быть расположена деревня, указала шаманка, сказав, что сюда будут приезжать люди со всего света. При закладке деревни были проведены священные саамские обряды. Можно сказать, что предсказания шаманки действительно сбылись. Каждый год саамскую деревню посещают

не только местные жители и гости из других регионов страны, но и туристы из разных стран и континентов (Америки, Японии, Китая, Индии, Африки и др.). В 2017 году количество посетителей этнодеревни достигло свыше 10 тысяч человек. «Люди со всего мира приезжают в Мурманскую область, чтобы увидеть туристическую саамскую деревню с чумами и оленями, поучаствовать в традиционных праздниках с футболом на болоте и метанием аркана» [18: ЭР].

Местные власти за счет субсидирования помогают развитию данного этнопроекта. Популярность этнопроектов и их включение в актуальные туристические маршруты напрямую зависит и от грамотного их продвижения, прежде всего посредством современных информационных технологий (Интернет, социальные сети и т. п.). Судя по многочисленным сайтам, на которых размещена информация о саамской деревне, ведется активная работа по продвижению этого регионального бренда и увеличению туристических потоков. Однако высокая посещаемость не всегда свидетельствует о качестве предоставляемых туристических услуг. «Искусственно созданную аттракцию — саамскую деревню "Саам Сыйт" — посещают практически все иностранные туристы, прибывающие в регион в основном из стран Азии. Растущий с каждым годом турпоток, к сожалению, приводит к снижению качества сервиса и завышенным ценам. Российские туристы в своих отзывах часто жалуются на низкий уровень сервиса, дороговизну услуг и некачественное питание в саамской деревне» [11: 25-26].

Проанализировав множество отзывов о Саамской деревне «Самь Сыйт» на различных сервисах (на сервисе «Яндекс. Карты» — 597 отзывов; на сайте туристической информации и бронирования "TripAdvisor" — 84 отзыва; на форуме «Отзовик» — 18 отзывов) (табл. 3), можно сделать некоторые предположения и выводы.

Таблица 3

Отзывы посетителей «Саамская деревня "Самь Сыйт" Ивелвига»2

Положительные отзывы Негативные отзывы

«Посещала данное место в мае 2022 года [...]. Местные жители рассказывают историю происхождения и много интересной информации «Поверили красивой картинке и описанию на сайте, но зря. От саамов в этой деревне нет ровным счетом ничего. Из истории этого народа узнали от гида

про саамов. [.] После прогулки по парку и кормления только выдуманные истории про идолов и озеро

оленей наша группа играла в интересные саамские на территории парка, где обязательно нужно было

игры, а в конце была возможность прокатиться оставить деньги, иначе духи не помогут. Все остальное

на квадроцикле и вкусить прекрасный обед. Это замечательное место для общего развития время "экскурсовод" травил шутки про женщин, которым нужно худеть, называл группу ленивыми, рассказывал нелепые истории про медведей, ворующих водку с кладбища»8.

и времяпрепровождения»3.

«Мы отдыхали в Кировске, катались на лыжах в Хибинах, и решили доехать до этой деревни, посмотреть как жили (и живут) коренные народы Севера — саамы. [...] Сразу скажу — путешествие очень понравилось. Это действительно то место, « Честно говоря, прямо интересной и познавательной эту поездку я бы не назвала, хотя и времени потраченного особо жалко не было. Как писали ниже, это не саамская деревня, конечно (но они вроде

на это и не претендуют), а просто место, сделанное

которое нужно посетить, особенно с детьми. [...] для туристов. Ну да, олени, хаски, работник,

Нас встретил гид, коренной саамец, который подробно наряженный в саама (шутки у него действительно

рассказал про свой народ, их обычаи, их образ жизни. на любителя). Можно прокатиться небольшой круг

Г...1 Так же там организовано языческое капище, в санях или покататься с горки. Ради этого не стоит ехать так далеко, как по мне»9.

по красивой легенде старая шаманка пришла

в деревню, и оставила свою силу в деревянных

статуях, и с тех пор они помогают людям

в их просьбах. Проверим, правда или нет... »4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание таблицы 3

«Отличное, красивое и атмосферное место. Знакомит «На мой взгляд исключительно коммерческий проект,

тебя с коренным народом, очень ухоженная никакой аутентичности»10.

территория. Экскурсия интересная, на территории много животных: кролики, олени, хаски»5.

«Мы посетили Саамскую деревню "САМЬ - СЫЙТ" «Очередная потемкинская деревня. Большие группы

(саамский музей под открытым небом). Для нас туристов, безумные рассказы экскурсовода, чум

провели замечательную, познавательную экскурсию, из брезента, идол как на детской площадке... Всем

мы посетили аллею заговоренных идолов, загадали с кем общались (и посетители и гиды) говорят что это место не стоит времени и денег которые

заветные желания, которые обязательно исполнятся, ознакомились и пообщались с животными, собаками (самоедами и хаски), лисами, енотами, песцами, кроликами которые бегают по всей территории и конечно же оленями, которые с большим удовольствием ели из рук хлеб. Много фотографировались, играли в игры, катались на оленьих упряжках и бананах зацепленных за снегоход. Нас накормили ухой, гуляшом из оленины, блинами с морошковым вареньем, напоили саамским целебным травяным чаем с ягелем, чагой и секретными

на них тратишь»п.

травами. Мы приобрели магические обереги и амулеты.

Получили массу позитива. Очень рекомендуем, это незабываемые впечатление и ощущения. Спасибо большое организаторам и отдельное спасибо экскурсоводу за увлекательную экскурсию»6.

«Идеальное место, для уединения с природой!!! Вам проведут шикарную экскурсию, где вы познакомьтесь «Это не саамская деревня, а... скажем,

общеэтнографическая. Не было у лопарей кроликов,

с Саамами, расскажут про традиции, с ветерком идолов, не водили они хаски. Малицы не шили из белой

прокатат на Оленей упряжке и банане, вкусно замши по моде-2016 с разноуровневым подолом. Обед

накормят. Езжу с семьёй третий год подряд и всегда 7 уезжаю только с положительными эмоциями» . ~ 12 неплох, но не национальный» 2.

Негативные отзывы о саамской деревне обусловлены следующими основными причинами: недостаточная информативность (в частности, это касается этнографических сведений о культуре саамского народа); бедность представленной экспозиции музея под открытым небом; непрофессионализм местных гидов; излишняя «театрализация» культуры («никакой аутентичности...»); неоправданные ожидания туристов.

О. В. Аксенова и Р. В. Суляндзига, оценивая деятельность саамской деревни, отмечают, что «положительные отзывы скорее свидетельствуют о неграмотности большей части населения, незнании культуры КМНС. [...] По словам представителей власти и активистов саами из Ловозеро, представленная в деревне культура не имеет никакого отношения к саами» [19: 123]. Думается, многие положительные отзывы связаны и с тем, что большинство туристов приезжают в этнодеревни не за конкретными знаниями о культуре того или иного народа, а в первую очередь за впечатлениями, положительными эмоциями, а также с целью насладиться уникальной природой и т. п.

Несмотря на все указанные проблемы и недостатки в деятельности этнической деревни «Самь Сыйт», этнопроект пользуется широкой популярностью и привлекает в регион большое количество туристов. Это в свою очередь способствует развитию этнокультурного туризма в регионе, повышению интереса к культуре коренного населения и обеспечивает его занятость, а также способствует возрождению этнических традиций (национальной кухни, традиционных ремесел и т. п.). «Этнопарки

и этнические комплексы под открытым небом — одна из наиболее ярких и востребованных форм презентации региональных этноресурсов. Несмотря на кажущуюся искусственность, они способствуют активации этнокультурного потенциала. Во многих работают сотрудники из числа коренных северян. Уже само их присутствие придает объектам этнический колорит» [1: 189]. Таким образом, можно заключить, что саамская деревня «Самь Сыйт» способствует приобщению к этнокультурным ценностям, повышению этнического самосознания и популяризации регионального историко-культурного наследия.

В сентябре 2023 года Саамская деревня «Самь Сыйт» включена в национальный туристический маршрут «Заполярный калейдоскоп». Это брендовый маршрут по Мурманской области. Национальные туристские маршруты создаются с целью увеличения объема внутреннего и въездного туристического потока, а также повышения вклада туристской отрасли в валовой внутренний продукт Российской Федерации. Маршрут дает общее представление о Мурманской области, знакомит туристов с историей развития региона, начиная с освоения Кольского Заполярья коренными народами до современности. Он включает посещение атомного ледокола «Ленин», интерактивного музея-выставочного центра «Апатит», а также поездку в саамскую деревню [20: ЭР].

Вместо заключения

Этнотуризм в Мурманской области активно развивается и становится все более популярным. Этому способствует субсидирование и грантовая поддержка этнопроектов органами местного самоуправления, повышение интереса к уникальной культуре коренного населения, а также развитие туристической инфраструктуры в регионе. В свою очередь, это способствует привлечению в регион инвестиционных ресурсов, созданию дополнительных рабочих мест, а также актуализации историко-культурного наследия региона. С другой стороны, отсутствие регулирования развития туризма в условиях погони за экономической прибылью может приводить к различным негативным последствиям, в том числе искажению аутентичного историко-культурного наследия. Сегодня в сфере туризма назрела необходимость увеличения числа квалифицированных кадров и повышения научно-образовательного и культурного потенциала разрабатываемых и действующих на территории Мурманской области этнопроектов и этнотуров. Однако реализовать это возможно только посредством привлечения к разработке и развитию турпродуктов представителей из числа коренных жителей региона и высококвалифицированных специалистов различного уровня (этнологов и антропологов, музейных сотрудников, работников сферы культуры и образования), а также проведения антропологической и этнологической экспертизы креативных индустрий.

Этнодеревни как один из эффективных инструментов этнотуризма получают широкое распространение на российском туристическом рынке, в том числе и в Мурманском регионе. Это связано с двумя основными факторами: бурным ростом внутреннего туризма на фоне геополитической обстановки в стране и возрастающим интересом к этнической самобытности на фоне происходящего в современном мире процесса глобализации. «В то время как тенденции глобализации размывают границы национального и разрушают особенности этнических культур, тенденции локализации способствуют созданию и продвижению на мировой рынок уникальных, этнически оснащенных турпродуктов» [8: 15]. Этнодеревни как объекты аттрактивности играют значимую роль в формировании туристической дестинации.

Примечания

1 Орфография и пунктуация текста сохранены.

2 Орфография и пунктуация отзывов сохранены.

3 Отзыв опубликован на форуме отзывов «Отзовик». Дата публикации: 04.10.2022 г. URL: https://otzovik.com/review_13851499.html (дата обращения: 12.08.2023).

4 Отзыв опубликован на форуме отзывов «Отзовик». Дата публикации: 04.04.2020 г. URL: https://otzovik.com/review_9758992.html (дата обращения: 12.08.2023).

5 Отзыв опубликован на сайте туристической информации и бронирования "TripAdvisor". Дата публикации: январь 2023 г. URL: https://www.tripadvisor.ru/ShowUserReviews-g3137981-d10005043-r888027853-Lappish_Village_Sam_Syit-Lovozero_Murmansk_Oblast_Northwestern_District.html (дата обращения: 13.08.2023).

6 Отзыв опубликован на сервисе «Яндекс. Карты». Дата публикации: 14.12.2022 г. URL: ttps://yandex.ru/maps/org/saamskaya_derevnya/212522629955/reviews/?ll=33.500108%2C68.019839&z=8 (дата обращения: 13.08.2023).

7 Отзыв опубликован на сервисе «Яндекс. Карты». Дата публикации: 28.03.2023 г. URL: https://yandex.ru/maps/org/saamskaya_derevnya/212522629955/reviews/?ll=33.500108%2C68.019839&z= 8 (дата обращения: 13.08.2023).

8 Отзыв опубликован на сайте туристической информации и бронирования "TripAdvisor". Дата публикации: 15 сентября 2023 г. URL: https://www.tripadvisor.ru/ShowUserReviews-g3137981-d10005043-r916720142-Lappish_Village_Sam_Syit-

ovozero_Murmansk_Oblast_Northwestern_District.html (дата обращения: 13.08.2023).

9 Отзыв опубликован на сайте туристической информации и бронирования "TripAdvisor". Дата публикации: март 2021 г. URL: https://www.tripadvisor.ru/ShowUserReviews-g3137981-d10005043-r784313634-Lappish_Village_Sam_SyitLovozero_Murmansk_Oblast_Northwestern_District.html) (дата обращения: 13.08.2023).

10 Отзыв опубликован на сервисе «Яндекс. Карты». Дата публикации: 16 июня 2023 г. URL: https://yandex.ru/maps/org/saamskaya_derevnya/212522629955/reviews/?ll=33.500108%2C68.019839&z= 8 (дата обращения: 13.08.2023).

11 Отзыв опубликован на форуме отзывов «Отзовик». Дата публикации: сентябрь 2016 г. URL: https://otzovik.com/review_3784033.html (дата обращения: 12.08.2023).

12 Отзыв на форуме отзывов «Отзовик». Дата публикации: 23 февраля 2023 г. URL: https://otzovik.com/review_14363189.html (дата обращения: 12.08.2023).

Список источников

1. Перевалова Е. В., Киссер Т. С. Таймыр: этнопроекты и лидеры. Этнография. 2021. 2(12). 166-193.

2. Статистические данные // Комитет по туризму Мурманской области: офиц. сайт. URL: https://tourism.gov-murman.ru/documents/statisticheskie-dannye/ (дата обращения: 26.08.2023).

3. Пашенкова М. Мурманская область установила рекорд по туристам среди всех регионов Арктической зоны РФ // Комсомольская правда. Мурманск: офиц. сайт. 29 мая 2023. URL: https://www.murmansk.kp.ru/daily/27508/4769799/ (дата обращения: 26.08.2023).

4. Отчет губернатора: 115 новых проектов в сфере туризма реализуется в Мурманской области // MURMAN.RU: офиц. сайт. URL: https://www.murman.ru/news/2023/04/25/2008 (дата обращения: 17.08.2023).

5. Мурманская область возглавила топ направлений для путешествий в 2023 году // РБК Компании: офиц. сайт. URL: https://murmansk.rbc.ru/murmansk/17/01/2023/63c642869a7947269af810e1 (дата обращения: 17.08.2023).

6. Мкртчян Г. Роль и место национальных и этнических деревень в развитии туризма // Инновации в развитии туризма, профессионального туристского образования и муниципального управления: мат-лы VII Междунар. науч. школы магистрантов, аспирантов и молодых ученых (Химки, 02 июня 2016 г.) / Российская международная академия туризма; под науч. ред. Е. В. Мошняги. Химки: ИД Университетская книга, 2016. С. 146-153.

7. Калуцков В. Н., Латышева А. Ю. Этническая деревня. «Околица», Томская область. «Кочевник», Московская область. URL: https://association-ko.ru/the-gifts-of-nature/etnicheskaya-derevnya-okolica-tomskaya-oblast-kochevnik/ (дата обращения: 01.08.2023).

8. Логвина Е. В. Развитие этнического туризма в Российской Федерации и Республике Крым // Ученые записки Крымского федерального ун-та им/ В. И. Вернадского. География. Геология. 2017. № 2. С. 14-35.

9. Бурняшева Л. А., Газгиреева Л. Х. Этническая деревня как инструмент развития этнотуризма в современной России // Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства: мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. (Саратов, 11 апр. 2019 г.). Саратов: Русайнс, 2019. С. 112-117.

10. Минкультуры назвало 10 лучших объектов этнотуризма в России // Известия: офиц. сайт. URL: https://iz.ru/819691/2018-12-04/minkultury-nazvalo-10-luchshikh-obektov-etnoturizma-v-rossii (дата обращения: 26.08.2023).

11. Грушенко Э. Б., Лисунова Е. А. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики. Апатиты: Изд-во ФИЦ КНЦ РАН, 2021. 110 с.

12. Добронравова Е. В скандинавском стиле и с заполярным колоритом // Комсомольская правда. Мурманск: офиц. сайт. 25 янв. 2023. URL: https://www.murmansk.kp.ru/daily/27457/4711204/ (дата обращения: 26.08.2023).

13. Магия Севера в полярную ночь // Радуга Севера: офиц сайт. URL: https://tours.radugasevera.ru/ tour/magiya-severa-v-polyarnuyu (дата обращения: 22.08.2023).

14. Тур в Саамскую деревню // Polar Light Tour: офиц. сайт. URL: https://pltur.ru/saamskaya-derevnya (дата обращения: 22.08.2023).

15. Саамская деревня // Гид по путешествиям. URL: https:/ travellgide.ru/world/ saamskay_derevnya.htmlСаамская деревня «Самь-Сыйт» (дата обращения: 19.08.2023).

16. Самь Сыйт. Мурманская область // Туристический портал Арктической зоны России. URL: https://tourism.arctic-russia.ru/articles/sam-syyt/ (дата обращения: 19.08.2023).

17. Саамская деревня Самь Сыйт: офиц. сайт. URL: https://lovozero51.ru/ (дата обращения: 19.08.2023).

18. Шаманка предсказала: чем саамская деревня привлекает туристов со всего мира // Рамблер: офиц. сайт. Новости. 4 авг. 2017. URL: https://news.rambler.ru/other/37569428/?utm_content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 11.08.2023).

19. Аксенова О. В., Суляндзига Р. В. В кн.: Природа и коренное население Арктики под влиянием изменения климата и индустриального освоения: Мурманская область / под ред. Е. А. Боровичёва и Н. В. Вронского. М.: Изд-во «Графит», 2020. Гл. 7. С. 115-136. 180 с.

20. Заполярный калейдоскоп — это брендовый маршрут по Мурманской области // Радуга Севера: офиц. сайт. URL: https://tours.radugasevera.ru/tour/zapolyarnyj-kalejdoskop/ (дата обращения: 13.09.2023).

References

1. Perevalova E. V., Kisser T. S. Tajmyr: etnoproekty i lidery [Taimyr: ethnoprojects and leaders]. Etnografiya [Ethnography], 2021, no. 2(12), pp. 166-193. (In Russ.).

2. Statisticheskie dannye [Statistical data]. Komitet po turizmu Murmanskoj oblasti: ofic. sajt [Tourism Committee of the Murmansk region: ofic. website]. (In Russ.). Available at: https://tourism.gov-murman.ru/documents/statisticheskie-dannye/ Accessed: 26.08.2023).

3. Pashenkova M. Murmanskaya oblast' ustanovila rekordpo turistam sredi vsekh regionov Arkticheskoj zony RF [The Murmansk region set a record for tourists among all regions of the Arctic zone of the Russian Federation]. Komsomol'skaya pravda. Murmansk: ofic. sajt [Komsomolskaya Pravda. Murmansk: ofits. website], 2023, 29 maya. (In Russ.). Available at: https://www.murmansk.kp.ru/ daily/27508/4769799/ Accessed: 26.08.2023).

4. Otchyot gubernatora: 115 novyh proektov v sfere turizma realizuetsya v Murmanskoj oblasti [Governor's report: 115 new tourism projects are being implemented in the Murmansk region]. MURMAN.RU: ofic. sajt [MURMAN.RU: ofits. website]. (In Russ.). Available at: https://www.murman.ru/news/2023/04/25/2008 Accessed: 17.08.2023).

5. Murmanskaya oblast' vozglavila top napravlenij dlya puteshestvij v 2023 godu [Murmansk region topped the top travel destinations in 2023]. RBK Kompanii: ofic. sajt [RBC Companies: official. website]. (In Russ.). Available at: https://murmansk.rbc.ru/murmansk/17/01/2023/63c642869a7947269 af810e1 Accessed: 17.08.2023).

6. Mkrtchyan G. Rol' i mesto nacional'nyh i etnicheskih dereven' v razvitii turizma [The role and place of national and ethnic villages in the development of tourism]. Innovacii v razvitii turizma, professional'nogo turistskogo obrazovaniya i municipal'nogo upravleniya: мat-ly VII Mezhdunar. nauch. shkoly magistrantov, aspirantov i molodyh uchenyh (Himki, 02 iyunya 2016 g.) [Innovations in the development of tourism, professional tourism education and municipal management: materials of the VII International. scientific schools for undergraduates, graduate students and young scientists]. Himki, ID Universitetskaya kniga, 2016, pp. 146-153. (In Russ.).

7. Kaluckov V. N., Latysheva A. Yu. Etnicheskaya derevnya. «Okolica», Tomskaya oblast'. «Kochevnik», Moskovskaya oblast' [Ethnic village. "Okolitsa", Tomsk region. "Nomad", Moscow region]. (In Russ.). Available at: https://association-ko.ru/the-gifits-of-nature/etnicheskaya-derevnya-okolica-tomskaya-oblast-kochevnik/ Accessed: 01.08.2023).

8. Logvina E. V. Razvitie etnicheskogo turizma v Rossijskoj Federacii i respublike Krym [Development of ethnic tourism in the Russian Federation and the Republic of Crimea]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo un-ta im. V. I. Vernadskogo [Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky], 2017, no. 2, pp. 14-35. (In Russ.).

9. Burnyasheva L. A., Gazgireeva L. H. Etnicheskaya derevnya kak instrument razvitiya etnoturizma v sovremennoj Rossii [Ethnic village as a tool for the development of ethnotourism in modern Russia]. Strategii i sovremennye trendy regional'nogo turizma i gostepriimstva: mat-ly Vseros. nauch.-praktich. konf. (Saratov, 11 apr. 2019 g.) [Strategies and modern trends in regional tourism and hospitality: materials from Vseros. scientific-practical conf.]. Saratov, Rusajns, 2019, pp. 112-117. (In Russ.).

10. Minkul'tury nazvalo 10 luchshih ob"ektov etnoturizma v Rossii [The Ministry of Culture named the 10 best ethno-tourism sites in Russia]. Izvestiya: оАс. sajt [Izvestia: official. website]. (In Russ.). Available at: https://iz.ru/819691/2018-12-04/minkultury-nazvalo-10-luchshikh-obektov-etnoturizma-v-rossii ^cessed: 26.08.2023).

11. Grushenko E. B., Lisunova E. A. Aktual'nye aspekty razvitiya turizma v regionah Evropejskogo Severa Rossii i Zapadnoj Arktiki [Current aspects of tourism development in the regions of the European North of Russia and the Western Arcti]. Apatity, Izd-vo FIC KNC RAN, 2021, 110 p. (In Russ.).

12. Dobronravova E. Vskandinavskom stile i s zapolyarnym koloritom [In Scandinavian style and with polar flavor]. Komsomol'skaya pravda: оАс. sajt [Komsomolskaya Pravda. Murmansk: ofits. website], 2023, 25 yanv. (In Russ.). Available at: https://www.murmansk.kp.ru/daily/27457/4711204/ ^cessed: 26.08.2023).

13. Magiya severa v polyarnuyu noch' [The magic of the north on the polar night]. Raduga Severa: оАс. sajt [Rainbow of the North: official website]. (In Russ.). Available at: https://tours.radugasevera.ru/tour/ magiya-severa-v-polyarnuyu Accessed: 22.08.2023).

14. Tur v Saamskuyu derevnyu [Tour to the Sami village]. Polar Light Tour: оАс. sajt [Polar Light Tour: official. website]. (In Russ.). Available at: https://pltur.ru/saamskaya-derevnya Accessed: 22.08.2023).

15. Saamskaya derevnya [Saami village]. Gidpoputeshestviyam [Travel Guide]. (In Russ.). Available at: https:/ travellgide.ru/world/saamskay_derevnya.htmlSaamskaya derevnya «Sam'-Syjt» Accessed: 19.08.2023).

16. Sam'Syjt. Murmanskaya oblast' [Sam Syyt. Murmansk region]. Turisticheskijportal Arkticheskojzony Rossii [Tourist portal of the Arctic zone of Russia]. (In Russ.). Available at: https://tourism.arctic-russia.ru/articles/sam-syyt/ Accessed: 19.08.2023).

17. Saamskaya derevnya Sam'Syjt: оАс. sajt. [Sami village Sam Syit: official site]. (In Russ.). Available at: https://lovozero51.ru/ Accessed: 19.08.2023).

18. Shamanka predskazala: chem saamskaya derevnya privlekaet turistov so vsego mira [The shaman predicted: why the Sami village attracts tourists from all over]. Rambler: оАс. sajt. Novosti [Rambler: official. website. News], 2017, 4 avg. (In Russ.). Available at: https://news.rambler.ru/other/37569428/ ?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (аccessed: 11.08.2023).

19. Aksenova O. V., Sulyandziga R. V. In: "Priroda i korennoe naselenie Arktiki pod vliyaniem izmeneniya klimata i industrial'nogo osvoeniya: Murmanskaya oblast'" [Nature and indigenous people of the Arctic under the influence of climate change and industrial development: Murmansk region]. Moscow, Izd-vo "Grafit", 2020, ск 7, pp. 115-136 (180 p.).

20. Zapolyarnyj kalejdoskop — eto brendovyj marshrut po Murmanskoj oblasti [Polar Kaleidoscope is a branded route in the Murmansk region]. Raduga Severa: ofic. Sajt [Rainbow of the North: ofits. website]. (In Russ.). Available at: https://tours.radugasevera.ru/tour/zapolyarnyj-kalejdoskop/ (accessed: 13.09.2023).

Информация об авторе

О. А. Сулейманова — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Information about the author

O. A. Suleymanova — PhD (History), Senior Research.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 23.09.2023; принята к публикации 25.09.2023. The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 23.09.2023; accepted for publication 25.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.