Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЭТНОСЫ / РЕКРЕАЦИЯ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ДОСУГ / ФОРМЫ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ETHNO-CULTURAL CENTRES / ETHNIC GROUPS / RECREATION / RECREATIONAL ACTIVITY / NATIONAL-CULTURAL TRADITIONS / PASTIME / TYPES OF RECREATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каминская Надежда Дмитриевна, Эртман Елена Владимировна

Статья посвящена рассмотрению основных направлений реализации рекреационного потенциала этнокультурных центров, изучению специфики содержания и условий рекреации в этих учреждениях. Охарактеризован комплекс социально-культурных функций этноцентров как субъектов рекреационной деятельности, определена их роль в формировании воспитательного и рекреационного пространства. Обозначены ключевые аспекты организации различных видов рекреации в этнокультурных центрах, определены факторы ее развития, а также приоритетные целевые аудитории. В работе представлены результаты исследования рекреационной деятельности ряда этнокультурных центров Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, осуществлен анализ структуры рекреационных форм этнокультурных учреждений различного типа, изучены особенности рекреационных программ. Описаны наиболее значимые стороны функционирования крупных этноцентров. Рассмотрены рекреационные циклы, реализуемые в практике этнокультурных центров, и оценена их результативность. Выделены характерные общие черты в рекреационной деятельности этноцентров определенных видов, расположенных в указанных федеральных округах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF POTENTIAL OF ETHNO-CULTURAL CENTRES

The article is devoted to the consideration of the main directions of the realization of ethno-cultural centers' recreational potential, study of the features of the content and conditions of the recreation in these institutions. The functions of ethno-cultural centres on the organization of various kinds of recreation their role in the formation of educational and recreational space have been defined, the leading recreational types, presented on practice, have been characterized. Crucial aspects of the organization of various kinds of recreation in ethno-cultural centers have been highlighted, the target audience has been identified. In the article the results of the research on recreational activity of a range of ethno-cultural centres of Central, North-Western and Volga federal circuits have been presented, the analysis of the content and structure of recreational forms of various kinds ethno-cultural institutions has been performed, the features of recreational programs have been studied. The most important aspects of major ethnic centres' functioning have been described. The recreational cycles, that are being implemented on practice in ethnic cultural centres, have been perused, and their effectiveness has been assessed. Characterising common features in recreational activity of certain types of ethnic centres, located in the aforementioned federal circuits, have been articulated.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ»

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10211

Надежда Дмитриевна КАМИНСКАЯ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: ddp92@yandex.ru

Елена Владимировна ЭРТМАН,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: ertman07@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению основных направлений реализации рекреационного потенциала этнокультурных центров, изучению специфики содержания и условий рекреации в этих учреждениях. Охарактеризован комплекс социально-культурных функций этноцентров как субъектов рекреационной деятельности, определена их роль в формировании воспитательного и рекреационного пространства. Обозначены ключевые аспекты организации различных видов рекреации в этнокультурных центрах, определены факторы ее развития, а также приоритетные целевые аудитории. В работе представлены результаты исследования рекреационной деятельности ряда этнокультурных центров Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, осуществлен анализ структуры рекреационных форм этнокультурных учреждений различного типа, изучены особенности рекреационных программ. Описаны наиболее значимые стороны функционирования крупных этноцентров. Рассмотрены рекреационные циклы, реализуемые в практике этнокультурных центров, и оценена их результативность. Выделены характерные общие черты в рекреационной деятельности этноцентров определенных видов, расположенных в указанных федеральных округах.

Ключевые слова: этнокультурные центры, этносы, рекреация, рекреационная деятельность, национально-культурные традиции, досуг, формы рекреационной деятельности.

THE REALIZATION OF POTENTIAL OF ETHNO-CULTURAL CENTRES

Nadezhda D. Kaminskaya,Ph.D. (Pedagogical Sciences), associate professor of the Department of social and cultural activities, Saint-Petersburg State Institute of Culture, Saint-Petersburg, Russia

e-mail: ddp92@yandex.ru

Elena V. Ertman, Ph.D. (Pedagogical Sciences), associate professor of the Department of social and cultural activities, Saint-Petersburg

State Institute of Culture, Saint-Petersburg, Russia e-mail: ertman07@mail.ru

The article is devoted to the consideration of the main directions of the realization of ethno-cultural centers' recreational potential, study of the features of the content and conditions of the recreation in these institutions. The functions of ethno-cultural centres on the organization of various kinds of recreation their role in the formation of educational and recreational space have been defined, the leading recreational types, presented on practice, have been characterized. Crucial aspects of the organization of various kinds of recreation in ethno-cultural centers have been highlighted, the target audience has been identified. In the article the results of the research on recreational activity of a range of ethno-cultural centres of Central, North-Western and Volga federal circuits have been presented, the analysis of the content and structure of recreational forms of various kinds ethno- cultural institutions has been performed, the features of recreational programs have been studied. The most important aspects of major ethnic centres' functioning have been described. The recreational cycles, that are being implemented on practice in ethnic cultural centres, have been perused, and their effectiveness has been assessed. Characterising common features in recreational activity of certain types of ethnic centres, located in the aforementioned federal circuits, have been articulated.

Keywords: ethno-cultural centres, ethnic groups, recreation, recreational activity, national-cultural traditions, pastime, types of recreational activity.

Культурное наследие представляет собой коллективную память социума о правилах, закономерностях и обычаях человеческого поведения в духовно-нравственной сфере, а также о самом поведении, имевшем место на всем протяжении существования общества. Накопленная информация — ключевой фактор поддержания принадлежности человека к культуре определенного общества, источник вдохновения и творчества. Континуум вариативного культурно-исторического опыта представляет важнейший аспект успешного обретения индивидуумом своего личного опыта посредством соучастия в поддержании и обновлении форм активности в сфере культуры и нравственности. Именно поэтому слои культурного наследия, сформировавшиеся за время существования преемственного общества, с рациональной точки зрения подлежат не только лишь сохранению в статике, но и должны служить источником извлечения бесценных ресурсов историко-культурного опыта различных этносов. Достижение продуктивного взаимодействия с наследием минувших веков предстает, по мнению, высказанному Э.А.Баллером, одновременно и в качестве «пути развития личностью своей индивидуальности, и в качестве условия существования в культурном макромире, и как важнейшая духовная потребность» [2, с. 127].

В настоящее время потенциал образцов этнокультуры, оставленных минувшими эпохами во всех ее проявлениях, не претворен в полной мере в жизнь ни в воспитательном, ни в познавательных аспектах, ни в измерении продуктивного и репродуктивного творчества. Как следствие,

объекты и памятники этноистории и культуры во всем их многообразии, обладающие мощным культуросозидающим потенциалом в современном обществе, несмотря на осознанную необходимость рачительного их сбережения, в то же время сохраняются недостаточно активно и планомерно. Следует обозначить, что объекты и памятники этнокультурной истории выполняют адаптивную функцию: посредством социальных институтов (традиций, обрядов, ритуалов, фольклора) человек обретает ориентиры в социальной среде. С адаптивной функцией связаны информационная (трансферт социально-культурного опыта) и аксиологическая (трансферт морально-нравственных, этических норм) функции. Кроме того, объекты и памятники этнокультурной истории выполняют гносеологическую и эстетическую функции. Высокий уровень реализации совокупности перечисленных функций подчеркивает то факт, что люди всё активнее интересуются не обособленными естественными ландшафтами и памятниками культуры, а их системами, взаимосвязями на уровне этнического сознания и бытования.

Объекты и памятники этнокультурной истории, памятные места, народные ремесла, музейные учреждения - это только один сегмент ресурсного потенциала этнокультурных ценностей. Целостное представление о наследии обретается в процессе прямого взаимодействия с коренными этносами, непосредственно с культурами аборигенов. Это требует понимания культуры определенного этноса или локального сообщества в ее системности как неразрывной связи прошлого и настоящего, материального и духовного, консерватизма и прогрессизма [5, с.25].

Одним из наиболее значимых направлений развития этнокультурных центров является рекреационная деятельность во всем спектре форм своего проявления. Рекреация совмещает в себе множество функций, она охватывает области познания и развития, самореализации, физической и интеллектуальной активности, культурный обмен и потребность в общении, осуществляемые исключительно на добровольной основе, реализуемые в наиболее подходящей для каждого отдельного человека форме, имеющей позитивный контекст, что обеспечивает высокую эффективность практически любой деятельности в данной области, а также неограниченные перспективы ее развития.

В отечественной специализированной литературе рекреация рассматривается как расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека [1, с. 57]. Необходимо обратить внимание на то, что рекреация может пониматься и как процесс возобновления витальной энергии, как оздоровительные процедуры, и как место, где непосредственно протекают указанные виды деятельности. Отдельные авторы под характеристиками рекреации подразумевают время и деятельность рекреантов. Кроме того, рекреацией может считаться функ-

ция определенных видов деятельности, времени, локации [8]. При такой интерпретации данное понятие охватывает разностороннюю деятельность индивидов, направленную на восполнение энергии согласно индивидуальным социально-культурным потребностям, производимую в специально организованных локациях.

Рекреационная деятельность определяется как активность в то время, когда происходит восстановление сил человека. В зависимости от выполняемых функций в процессе воспроизводства жизненных сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсационную) и расширенную (развивающую). В целом рекреационную деятельность следует понимать как совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, творческой, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, часто находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания.

Различные виды социально-культурной деятельности, в том числе рекреационной направленности, практикуемые в этнокультурных центрах, регенерируя воспитательное и рекреационное пространство, синергетиче-ски побуждают индивидов к активному вовлечению в творческий процесс в качестве созидателей, собирателей, обучающихся и т. д. Особый интерес в данном контексте вызывает развитие социально-культурных технологий в этнокультурных центрах, которые способствуют не только актуализации ценностей народно-художественной культуры, но и развитию рекреационной деятельности. Этнокультурные центры — этнодеревни, этнопарки, ремесленные избы, этнографические музеи — выступают как неповторимые содружества одаренных и вдохновенных специалистов, объединившихся вокруг миссии по воспроизведению и ретрансляции традиционных народных промыслов и ремесел, сохранению народных праздников, восстановлению национально-культурных обрядов, ознакомлению с традиционным бытом, а также способствуют вовлечению различных групп населения в рекреационную деятельность [4, с. 137].

Генеральными направлениями социально-культурной деятельности этнокультурных центров, реализующими их рекреативный потенциал, являются:

— создание особых рекреативных пространств, предполагающих особые же условия территориальной планировки;

— вовлечение аудиторий в масштабные социально-культурные события, посвященные традиционному искусству, как активному, так и пассивному виду рекреационных занятий;

— развитие интереса к определенным видам традиционной хозяйственной деятельности;

— активное посещение и продуктивное участие аудиторий в мастер-классах, воркшопах и других формах творческой деятельности;

— формирование первичных представлений о видах, специфике, условиях ремесленной, творческой деятельности непосредственно в среде, воссоздающей историко-культурные условия;

— использование элементов материальной традиционной культуры для осуществления просветительской и творческой видов деятельности;

— органичное использование природных, ландшафтных ресурсов, а также био- и зооресурсов для обеспечения рекреации;

— действенное взаимодействие субъектов социокультурной среды, нацеленное на сохранение и распространение представлений о традициях быта, декоративных промыслов, игр, спортивных состязании и т. д. [3, с. 85].

Изучение функционирования этнокультурных центров как субъектов рекреационной деятельности осуществлялось в нескольких территориально-административных регионах России в течение ноября 2019 — марта 2020 года.

Под этнокультурными центрами в данном исследовании понимаются виды учреждений, обладающие комплексом сходных социально-культурных функций, в первую очередь рекреационной направленности, но реализующие их в различных формах: этнографические музеи, архитектурно-этнографические и ландшафтные музеи-заповедники, этнографические музеи под открытым небом, историко-этнографические парки-музеи, этнодеревни, этнопарки, этнографические ландшафтные комплексы, этнокультурные центры, этнокомплексы.

В выборку настоящего исследования были отобраны пятьдесят семь этноцентров: четырнадцать в Центральном, тридцать два в Северо-Западном и одиннадцать в Поволжском федеральных округах. Из них десять этнопарков разных типов, пятнадцать музейных учреждений, девять этно-деревень различной тематики, семнадцать этнокомплексов и этнокультурных заповедников, а также особая группа учреждений: ранчо, усадьба и две резиденции [9].

Целью исследования явилось изучение основных направлений организации рекреационной деятельности в условиях этноцентров ряда регионов, расположенных в указанных округах. В ходе исследовательской работы решались следующие задачи:

— рассмотрение основных видов этнокультурных центров, осуществляющих организацию рекреационной деятельности;

— обозначение отличительных характеристик структуры и содержания рекреационной деятельности этноцентров изучаемых регионов;

— определение ведущих рекреационных форм, реализуемых этноцентрами;

— выявление основных целевых аудиторий рекреационной деятельности этноцентров.

В Центральном федеральном округе функционируют пять музеев разного профиля, четыре этнопарка, пять этноценров и этнокомплексов. Первым в ЦФО в 1955 году был открыт Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода», а одним из последних — в 2016 году этнопарк «Кочевник» в Московской области. Этноцентры расположены в большей части районов ЦФО: в тринадцати из восемнадцати. Наиболее значимыми многофункциональными этноцентрами являются: в Белгородской области — этнографический музей «Деревня Кострома»; во Владимирской области — историко-эт-нографический парк-музей «Русский остров»; в Воронежской области — музей под открытым небом «Деревенька XVI1—Х1Х вв.»; в Калужской области — этнографический парк-музей «Этномир»; в Курской области — этнографический ландшафтный комплекс «Хутор Песочное»; в Ярославской области — этнокомплекс «Деревня Тыгыдым» и т. д.

Ряд этноцентров специализируются на тематике историко-культурных и бытовых традиции народов мира. В Калужском этнопарке аудитория знакомится с культурой и традициям народов Коми, Лапландии, Бразилии, Китая и т. д. [10]. Деятельность этнопарка в Московской области посвящена культуре кочевых народов, в первую очередь северных и степных регионов. Особый интерес вызывают одомашненные животные этих этносов, которые содержатся на территориях этнокомплексов. В большинстве этноцентров представлен традиционный уклад русских крестьян. Значительная часть мероприятий проходит под открытым небом, в традиционных постройках из природных материалов. В таких этнокультурных центрах Владимирской, Воронежской, Костромской, Тверской, Ярославской, Ивановской, Калужской, Курской области ключевое место занимает инфраструктура подворий.

В значительном количестве этнокультурных центров традиционными являются такие рекреационные формы, как экскурсии, прогулки, традиционные фестивали народных коллективов самодеятельного искусства, ярмарки, театрализованные представления, интерактивные программы, посвященные датам народного календаря, исторические реконструкции, анимационные программы, игры-квесты. Реже встречаются парады, например сказочных героев, конкурсы на изготовление традиционных средств перемещения (например саней), фестивали авторской песни (в Тверском этноцентре). На территории практически всех этноцентров функционируют фольклорные ансамбли. Предлагаются различные оздоровительные мероприятия: традиционные игры, фестивали боевых искусств, традиционного питания — фестивали пирогов, мастер-классы блюд традиционной кухни (каши, супы, напитки, выпечка с ягодами, грибами). Прак-

тикуется проведение корпоративных мероприятий, свадебных торжеств, выпускных церемоний, фотосессий, скорее имеющих релаксационную нагрузку. Некоторые этноцентры организуют учебные семинары и круглые столы. Мероприятия рассчитаны на разные возрастные группы, что особенно важно для семейного отдыха; на людей среднего и старшего возраста (праздники, ярмарки, прогулки пешие, конные, на санях и т. д.); на мужскую аудиторию (боевые искусства, кузнечное дело и т. д.); непосредственно на детей (мастер-классы по изготовлению кукол, игрушек).

На территории Северо-Западного федерального округа расположено шесть этномузеев, восемь этнодеревень, четыре этнопарка, двенадцать этнокомплексов и центров, две усадьбы, одно ранчо. Этноцентры расположены во всех одиннадцати районах СЗФО. Самые первые этноцентры появились здесь в 1960-е годы: этнографический парк «Витославлицы» в Новгородской области и музей деревянного зодчества «Малые Корелы» в Архангельской области. Наиболее крупные этнокультурные учреждения в данном округе функционируют в Вологодской области (музей этнографии (XVII-XIX вв.), историко-этнографический комплекс «Древнерусское поселение Сугорье», «Усадьба Деда Мороза»), в Калининградской области (деревня викингов Кауп), в Республике Карелия (этнодеревня Кинерма, Центр поморской культуры в Беломорске), в Республике Коми (этнодеревня Хайколя, финно-угорский этнопарк), в Мурманской области (Саамская деревня Самь-сыйт), в Ненецком автономном округе (этнокультурный центр ненецкой культуры с. Нельмин-Нос), в Псковской области (музей-усадьба народа сето); в Ленинградской области (туристическая деревня Мандроги) и т. д.

В перечисленных этноцентрах представлен традиционный уклад жизни, создается историко-культурная среда, позволяющая осуществлять знакомство с традиционными формами быта и традициями малых народов страны. Эти учреждения играют ключевую роль в сохранении этнической истории финно-угров, в том числе саамов, вепсов, коми и других в Мурманской и Псковской областях [6]. В Республике Карелия расположены уникальные деревни, сохраняющие культуру вепсов, где возможно приобщение не только к материальному наследию предков, но и к устному народному творчеству, изучение письменного языка этого малого народа. Культуру ненцев сохраняет этноцентр одноименного автономного округа. Ряд этноцентров знакомит посетителей с русскими традициями. Особое место среди таких учреждений занимают этнокомплексы «Сугорье» и «Семенково», музей-заповедники «Кижи» и «Славянская деревня Х века».

Распространенным направлением деятельности этнокультурных центров Вологодской области является сохранение культурных объектов периода расцвета усадебной культуры. Такие учреждения реализуют культурно-просветительскую функцию и осуществляют экспедиционную

работу. В СЗФО представлена группа этноцентров, ориентированных на представление реконструкции поселений на современной территории и знакомство с традициями различных народов. Определенный интерес представляет деревня викингов Кауп, этнодеревня Кургала, усадьба викингов Сваргас; ранчо Белый Шиповник знакомит с культурными традициями ковбоев и индейцев, этнопарк «Белый ветер» — с культурой народов Севера.

В обеспечении реконструкции элементов быта, празднично-обрядовой культуры, ремесленнических занятий в этноцентрах существенное значение имеют аниматоры. Отметим, что данные центры ближе по характеру и структуре деятельности к аттракционам, что отражается в восприятии этих учреждений аудиторией. Традиционными в большинстве этнокультурных учреждений являются такие рекреационные формы, как экскурсии, прогулки, в том числе на лошадях, зимой в северных районах — походы на лыжах. На территории этноцентров функционируют мастер-классы, выставки, проводятся праздники, организуются фестивали. В северных регионах акцент делается на просветительные мероприятия. Клубные объединения, расположенные на территориях этноцентров, в основном ориентированы на сохранение, развитие и популяризацию нематериального культурного наследия. В этноцентрах реконструктивного типа практикуются игровые программы, праздники боевого оружия, спортивные состязания. Осуществляется проведение корпоративных мероприятий, свадебных торжеств, выпускных церемоний, фотосессии.

В Приволжском федеральном округе работают: Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске, Татарский этнографический музей под открытым небом «Татар Авылы», в Чувашии расположен Ибресинский этнографический музей под открытым небом. В регионах округа находятся крупные архитектурно-этнографические музеи: в Нижегородской области — заповедник «Щелковский хутор», в Удмуртской республике — музей «Лудорвай», в Пермском крае — музей «Хохловка». В Республике Удмуртия, Чувашской республике, в Пермском крае успешно развиваются этнографические деревни. Национальная деревня была создана в Саратовской области; культурный комплекс «Национальная деревня» функционирует в Оренбургской области. Обращает внимание деятельность музея-этнопарка эрзянской культуры в Нижегородской области. Среди основных направлений работы этнокультурных центров следует выделить: экспозиционно-выставочное (наличие постоянной экспозиции и реализация выставочных проектов в ряде этноцентров); культурно-просветительское (например, проведение различных экскурсий); массовые мероприятия (национальные, народные праздники, фестивали национальных культур, концерты национальных творческих коллективов и др.). Отметим, что в этих учреждениях преобладают как развлекательные,

так и рекреационные формы досуга. Значимым фактором является то, что мероприятия в большинстве этноцентров проводятся круглогодично.

Наиболее распространенными формами рекреации выступают музейные экспозиции, экскурсии и пешие туристические маршруты, народные праздники и гуляния (в каждом парке особое внимание уделяется празднованию Масленицы), ярмарки и фестивали, выступления фольклорных ансамблей, интерактивные программы с элементами национальных игр и с дегустацией блюд национальной кухни, мастер-классы и т. д.

В некоторых аспектах организации рекреационной деятельности в этнокультурных центрах различных видов имеются отличия: так, успешно удается задействовать аудитории всех возрастов (детей, подростков, молодежь, взрослых, пожилых) Козьмодемьянскому комплексу, культурному комплексу «Национальная деревня», Ибресинскому этнографическому музею. Щелоковский хутор и Эрзянский музей-этнопарк ориентированы больше на детей и женщин среднего возраста. В архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» множество форм направлены на рекреацию подростков. Культурно-туристический центр «Усадьба Тол Бабая» больше внимания уделяет детям, национальная деревня народов Саратовской области — детской и подростковой аудитории. Татарский этнографический музей под открытым небом «Татар авылы» и архитектурно- этнографический музей-заповедник «Лудорвай» в качестве приоритетной аудитории видят людей пожилого возраста, детей и молодежь. В Парке истории реки Чусовой создается множество программ для детей и взрослых. Щелоковский хутор в большей степени уникален фольклорными праздниками, экскурсиями по этнотропам; национальная деревня народов Саратовской области — играми-экскурсиями, Эрзянский музей-этнопарк известен выступлениями фольклорных коллективов, в «Татар авылы» есть контактный зоопарк, «Лудорвай» практикует такую форму, как этновечеринка, предполагающую пропаганду традиционного способа коммуникации молодежи в танце, играх, песнях; в «Хохловке» организуется множество мастер-классов, где особо ценен цикл певческих мастер-классов, и т. д.

Для исследуемых этноцентров трех округов отметим характерные общие черты: проводимые мероприятия рассчитаны на разные возрастные группы, что особенно важно для семейного отдыха и досуга людей среднего и старшего возраста (праздники, ярмарки, прогулки пешие, конные, на санях и т. д.). Значительное количество форм ориентированы на мужскую аудиторию (боевые искусства, кузнечное дело и т. д.); на детей (мастер-классы по изготовлению кукол, игрушек). Особое место в деятельности этноцентров занимают развлекательные/рекреационные формы досуга: экскурсии, квесты, мастер-классы, массовые праздники, народные гуляния, игровые программы, театрализованные экскурсии и т. д. Исходя

из своей специфики, рекреационная деятельность данных объектов рассчитана на смешанную аудиторию.

Анализ функционирования этнокультурных центров позволяет выделить учреждения, имеющие моноэтническую и полиэтническую направленность деятельности. Моноэтнические учреждения представляют историко-культурные традиции одного этноса: например, финно-угорской группы (карелы, вепсы, мари и т. д.), татар, русских, ненцев и т. д. Учреждения этнокультурной направленности ЦФО в большинстве случаев представляют культурное наследие русских, что составляет 93 % от общего количества этноцентров, расположенных в округе, другие народы представлены в 7 % учреждений. В СЗФО 53 % этнокультурных центров ориентированы на сохранение и трансляцию русских традиций; 33 % учреждений связаны с наследием финно-угорских народов, 10 % связаны с национально-культурными ценностями других народов. В Приволжском ФО на изучение и трансляцию русских традиций ориентированы 35 % этнокультурных учреждений, на финно-угорские — 27 %; на татарские и традиции других этносов — 9 %. Полиэтническая направленность, раскрывающая уникальность различных этносов мира, составляет в ЦФО и в СЗФО по 2 %, в ПФО — 10 %. Этноцентры, занимающиеся сохранением уникальных культур этногрупп (саамы, сето, поморы), составляют примерно 2-4 % [7].

Существенным аспектом исследования этнокультурных центров является хронологический фактор. В таких учреждениях сохраняют культуры этносов, рождение и развитие которых относится к временному промежутку, охватывающему период от их возникновения до середины XIX века. Это, прежде всего, касается культур народов Севера и финно-угорских народов. Этноцентры, посвященные культуре русских в Псковской области, изучают их культуру в основном периода IX-X веков, в Новгородской — X-XVI веков, в Костромской области и Карелии — XVII-XVIII веков. Примечательно, что в Вологодской области, а также в Пермском крае сохраняют самые поздние объекты этнической истории XIX — начала XX века.

Значимым фактором является то, что основной массив этноцентров размещается на исторических территориях, где существовали и сохранились древние поселения. Именно сюда перевозились в первую очередь деревянные постройки как особые строения этнического зодчества.

Рассматривая этноцентры как субъекты рекреационной деятельности, следует отметить, что в развитии рекреации особое значение имеет процесс моделирования циклов рекреационных занятий. Из семнадцати основных циклов рекреационной деятельности большинство реализуется на базе этнокультурных центров: этнографический (основной и ведущий), экологический (в экологически чистых зонах, в традиционных поселениях, с воссозданием традиционной кухни), спортивный (традиционные игры на открытом воздухе), развлекательный (интерактивные театрализован-

ные программы, представления), приключенческий («путешествия в прошлое», квесты), охотничье-рыболовный (знакомство с традиционными видами хозяйственной деятельности крестьян), культурно-исторический (погружение в историю различных этносов, знакомство с их материальной и духовной культурой), активно-оздоровительный (экскурсии, прогулки, в том числе на лошадях, игры-реконструкции).

Составляющими рекреационных типов деятельности, организуемых в этноцентрах как основы рекреационных циклов, являются элементарные рекреационные активные и пассивные формы.

К пассивным элементарным рекреационным формам в этнокультурных центрах можно отнести: выставки (произведений декоративно-прикладного творчества, изделий народных промыслов), зрелища (фестивали, конкурсы), дегустация блюд национальных кухонь, наблюдение за необычными животными, шопинг (покупка традиционных сувениров), малоподвижные игры (традиционные посиделки, настольные игры), занятия ремеслами (гончарное дело, изготовление кукол, игрушек, вышивание, резьба, изготовление традиционных поясов), участие в народных праздниках (фольклорные, этнические праздники), творческие занятия (рисование, сочинение сказок, песенок) и т. д.

Активными элементарными рекреационными формами в этноцен-трах являются: экскурсии (пешие и на традиционных видах транспорта), водные процедуры (баня), катание на лыжах, санях, туристские походы (некатегорийные: пешие, конные, водные), прогулки (ходьба в щадящем режиме), подвижные игры (лапта), участие в праздниках календарного цикла, экспедиции (специально организованные путешествия, маршруты с научно-исследовательскими целями), ландшафтные наблюдения (осмотр аттрактивных ландшафтов), посещение музеев (дома народного быта, пекарни), сбор ягод и грибов, ловля рыбы, посещение спортивных соревнований (борьба, поединки, турниры, командные традиционные игры), природоохранная деятельность, любительский труд (посадка растений, кормление животных) и т.д.

В заключение следует отметить, что организация рекреации, включающая игры, развлечения, праздники, в которых человек нуждается для восполнения энергии и восстановления физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, — один из самых быстрорастущих сегментов в индустрии досуга. Рекреационная деятельность этноцентров в этой связи представляет существенный исследовательский интерес, поскольку позволяет эффективно реализовывать совокупность социально-культурных функций, обеспечивающих воспроизводство жизненных сил человека, а также стимулирующих оздоровительную, познавательную, культурно-развлекательную, творческо-продуктивную деятельность людей на специализированных территориях в особых национально-культурных условиях.

Литература

1. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. В 2 т. Т. 1: Методология и методика постижения культуры. СПб.: Концерт, 2012. 400 с.

2. Баллер Е.А. Культурное наследие: сущность проблемы, современные аспекты. М., НИИ культуры. 1977. С. 127-136.

3. Каминская Н.Д., Эртман Е.В. Социально-культурные технологии как фактор сохранения традиционного народного искусства в центрах народных промыслов // Вестник СПбГУКИ. 2016, № 1 (26). С. 80-87.

4. Каминская Н.Д., Эртман Е.В. Художественные традиции регионов как ресурс развития туристской деятельности // Сервису и туризму - инновационное развитие: Сб. материалов VIII международн. науч.-практ. конф. 25 марта 2016 г. СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2016. С. 135-140.

5. Федорова С.И. Этнокультурный туризм как перспективное направление внутреннего въездного туризма в Республике Саха (Якутия) // Вестн. Сев.-Вост. федер. ун-та им. М.К.Аммосова, 2013. С. 25-30.

6. Финно-угорский этнопарк. URL: http://www.ethnopark-rk.ru/ (дата обращения: 02.04.2020).

7. Центр поморской культуры. URL: https://pomorskibereg.ru/ (дата обращения: 28.03.2020).

8. Этнографический музей «Деревня Кострома». URL: http://park-kluchi.ru/ kostroma (дата обращения: 30.03.2020).

9. Этнокультурные центры коренных малочисленных народов Севера. URL: https://ethnocentrs.ru/(дата обращения: 07.04.2020).

10. Этномир. URL: https://ethnomir.ru/ (дата обращения: 01.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.