Научная статья на тему 'Этимология ойконима «Уфа»'

Этимология ойконима «Уфа» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИМОЛОГИЯ / ОЙКОНИМ / УФА / ЮЖНЫЙ УРАЛ / ВАРИАНТ / КУРГАН / ГИДРОНИМ / БАШКИРЫ / ETYMOLOGY / OECONYM / UFA / SOUTH URALS / VARIANT / BURIAL MOUND / HYDRONYM / BASHKIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсупов Р. М.

Предлагается несколько вариантов этимологии названия Уфы, связанных с древнейшими финно-угорским, индо-иранским и древнетюркским этапами истории Южного Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Etymology of the Oeconym “Ufa”

The paper puts forward several etymological variants if the name “Ufa” associated with the oldest Finno-Ugric, Indo-Iranian and Old Turkic stages in the history of the South Urals.

Текст научной работы на тему «Этимология ойконима «Уфа»»

УДК 9908

ЭТИМОЛОГИЯ ОЙКОНИМА «УФА»

ETYMOLOGY OF THE OECONYM "UFA"

© Р.М. Юсупов,

кандидат исторических наук

Предлагается несколько вариантов этимологии названия Уфы, связанных с древнейшими финно-угорским, индо-иранским и древнетюркским этапами истории Южного Урала.

Ключевые слова: этимология, ойконим, Уфа, Южный Урал, вариант, курган, гидроним, башкиры

© R.M. Yusupov The paper puts forward several etymological variants if the name "Ufa"

associated with the oldest Finno-Ugric, Indo-Iranian and Old Turkic stages in the history of the South Urals.

Key words: etymology, oeconym, Ufa, South Urals, variant, burial mound, hydronym, Bashkirs

В настоящее время официально принято, что Уфа была основана в 1574 г., спустя почти два десятилетия после вхождения Башкирии в состав Русского государства. Это было связано, с одной стороны, с трудностями для доставки ясака в далекую Казань, нежели платить царским наместникам на месте, на территории проживания башкир [1, с. 371-372]. С другой стороны, что было гораздо серьезнее, башкирам после добровольного вхождения в состав Русского государства постоянно приходилось отражать набеги и испытывать неприятие со стороны сибирских татар и других кочевников [2, с. 155]. Это подтверждается данными шежере юго-восточных башкир [2]. В связи с этим в 1574 г. на правом берегу р. Белой (Агидели) недалеко от места впадения в нее р. Сутолоки отрядом русских стрельцов воздвигается укрепленное городище. Вначале крепость называлась Туратау от названия горы Туратау, затем, после обнесения ее дубовой стеной - «Имэнкала», или «Дубовая крепость» [3, с. 22-23]. В 1586 г. крепость получает статус города и впервые упоминается в разрядных книгах и других официальных документах как «Новый город на Уфе». Городом управлял Уфимский воевода, который в свою очередь подчинялся Казанскому наместнику [3, с. 24-25].

В то же время историк и географ П.И. Рыч-ков предполагал, что название городища «Уфа» и другие его варианты существовали гораздо раньше и задолго до строительства Уфимского крем-

ля [4, с. 371-373]. Таким образом, эта дата была связана лишь с основанием укрепленного административного центра в составе Русского государства на территории расселения башкир, а не с началом освоения высокой террасы на крутояре р. Агидели, что, судя по археологическим находкам, произошло задолго до XVI в. В связи с этим в данной статье предпринята попытка заглянуть в далекое прошлое г. Уфы не через официальную дату закладки Уфимского кремля, а через этимологию ойконима Уфа. На каком языке и когда он впервые зазвучал над Агиделью? Какой смысл был вложен нашими далекими предками в это короткое, но очень выразительное слово «Уфа»?

Существует несколько вариантов объяснения названия столицы Республики Башкортостан. Наиболее часто приводится мнение языковеда, фольклориста-тюрколога Н.К. Дмитриева, который производит ойконим «Уфа» от тюркского слова уба, что означает 'курган', 'холм' [4, с. 35]. Заслуживает внимания и гипотеза В.И. Филонен-ко, согласно которой название могло произойти от древнетюркского уфак - 'небольшой', 'малый' [5]. Существует также народная этимология ойконима: широко бытует легенда о том, что якобы один человек, поднявшись на Уфимское взгорье, от усталости выдохнул «уф!», и отсюда пошло название будущего города.

С научной точки зрения наиболее обоснованным представляется вариант, предложенный Н.К. Дмитриевым. Действительно, на

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 2IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIПНННППННШ

Р.М. Юсупов //////////////ММ/ММ/ММ

самом высоком месте Уфимского плато, в его юго-западной части, при закладке фундаментов зданий медицинского института и Башкирского государственного академического театра драмы (БГАДТ) имени М. Гафури были обнаружены богатейшие древние захоронения. По сохранившимся в них серебряным и золотым украшениям, оружию и бытовым предметам эти погребения датируются У-УП вв. н.э. В районе БГАТД еще в 1829 г. была найдена золотая византийская монета с изображением императора Феодосия II, который правил Византией в У в. н.э. [6; 7]. Кроме того, археологические находки широкомасштабных раскопок городища Уфа-11, которые проводились в 2007-2011 гг. под руководством академика АН РБ Н.А. Мажитова в районе улиц Пушкина и Воровского в целях охраны памятника, позволяют датировать городище с У в. до ХУ1 в. н.э. Это дает возможность удревнения исторических кор -ней нашей столицы. П.И. Рычков считал, что название города было «не вновь ему придано», а продолжило прежнее, более древнее название [8, с.164-165].

Таким образом, наличие большого количества древних подкурганных захоронений на территории будущей Уфы оправдывает его происхождение от слова уба - 'курган'. Однако до сих пор неизвестно, как могло называться это место до У в. н.э., на самых первых этапах его заселения, т.е. еще до появления древних под-курганных захоронений. В связи с этим ниже предлагается несколько новых вариантов этимологии названия Уфы.

Следует сказать, что древнейшие предки башкир не могли не оценить уникальность для заселения высокого крутого яра на правобережье излучины р. Агидели. В военно-стратегическом отношении отсюда открывалась прекрасная панорама всего левобережья, и был возможен его обзор на многие километры на юг. Это предотвращало неожиданность появления степных кочевников и возможность их внезапного нападения на городище. Кроме того, сама водная преграда - р. Агидель, ее крутой правый берег и укрепленные стены городища являлись для его жителей надежной защитой от любого неприятеля.

В дотюркское время, более 2,5 тысячелетий назад, лесная часть Южного Урала, в частности бассейн р. Агидели в районе со-

временного города Уфы, была заселена финно-угорским населением, а граница леса и степи и вся степная зона - индоиранскими по языку местными савромато-сарматскими скотоводами. Близкое соседство этих народов способствовало товарообмену, брачным контактам, знанию языков соседей, а также заимствованию друг у друга наиболее часто употребляемых в быту и хозяйстве слов, что нашло отражение в названиях рек и других географических объектов Южного Урала.

В древности в названиях большинства рек (гидронимах) присутствовало слово «вода», иногда - одновременно на двух языках (ва

- финно-угорское; су - древнетюркское; об -индоиранское). Например во второй части гидронимов Тулва, Сылва, Непрядва и других содержится финно-угорское ва. Река Обь имеет индоиранскую основу об. Отсюда возможно, что древнее поселение, городище, существовавшее на месте нынешнего города Уфы, первоначально могло иметь двуязычную форму Об-ва от слова «вода», «река» (индоиранское - 'об' + финно-угорское 'ва'), затем Ова ^ Офа ^ Офв. Другим вариантом значения "вода", "река" в иранских языках является звук - у [8, с.141]. Учитывая, что в башкирском и иранском языках широко распространена фонема-й, название городища в значении «вода», «река» могло звучать в древности как (И)у-ва (иранское, древнетюркское + финно-угорское), затем у-ва, и в настоящее время Уфа. В таком случае можно предположить, что название «Уфа» возникло в среде древних финно-угров, индоиранцев и пратюрков еще на рубеже нашей эры от единого понятия, связанного с 'водой', 'рекой'. Известно, что названия многих населенных пунктов имеют в своей основе гидронимы: р. Дема - поселок Дема, р. Уфа - город Уфалей, р. Орь - город Орск, р. Стерля - город Стерлитамак, р. Волга - город Волжск и др.

Древность происхождения названия г. Уфы и его прямая связь с предками башкир

- савромато-сарматскими и сако-массагетскими племенами края У11-111 вв. до н.э. подтверждается также индоиранскими в своей основе названиями рек Сакмар, Уршак, Ашкадар, Нугуш и других на территории Республики Башкортостан. Об этом свидетельствует и самоназвание башкирского народа башкорт, которое, также

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 2 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Н

ЭТИМОЛОГИЯ ОЙКОНИМА «УФА»

можно вывести из индоиранского бача - 'сын', 'потомок' и гург - 'волк', т.е. 'потомки или сыны волков', которым в древности поклонялись башкиры (бачагург ^ бачгурд ^ башкорт) [10, с. 95-105]. Другой вариант этнонима башкорт происходит также от индоиранского бачгурд (бача -'сын', 'потомок' и гурд - 'витязь', 'богатырь'):

бачгурд - башкорт.

Таким образом, кроме известных вариантов этимологии названия Уфы можно предложить еще несколько, которые связаны с древнейшими финно-угорским, индоиранским и древнетюркским этапами в истории Южного Урала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии Оренбург, 1887.

2. Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1960.

3. История Уфы. Уфа, 1976.

4. Гарипов Т.М. Изучение башкирского языка в дореволюционный период // Вопросы башкирской филологии. М., 1959.

5. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966.

6. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа, 1994.

7. Народы Башкортостана: историко-культурный энциклопедический атлас. М., 2007.

8. Шакуров Р.З. Словарь топонимов Республики Башкортостан. Уфа. 2002.

9. Усманова М.Г. Имя отчей земли. Уфа, 1994.

10. Юсупов Р.М. Башкиры на рубеже тысячелетий // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Уфа, 2006. С. 95-101.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2012, том 17, № 2IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIllllllllllllllllEU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.