Научная статья на тему 'Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия»'

Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
423
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФ / СОФИСТ / ЭРОС / ЛОГОС / РАЦИО / ИРОНИЧНОСТЬ / ТРАГИЧНОСТЬ / ANTIQUE PHILOSOPHY / PHILOSOPHER / SOPHIST / EROS / LOGOS / RATIO / IRONICALITY / TRAGEDY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мазаева Ольга Геннадьевна

Раскрываются смысловые истоки термина «античная философия» в контексте истории философии и культуры, даётся характеристика его составных частей. Выделяются типы умозрительной активности. Рассматриваются такая особенность философствующего, как его несамодостаточность, и следствия, связанные с этим его положением, важные для определения статуса и самого философа, и философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Etymological description of the word combination Antique philosophy

In the present article there is investigation of the etymology and sense sources of the term antique philosophy in the context of philosophys history and culture. The word antique means ancient, Greek and Roman, classic. Later Romanian traditions prevail in the romance countries, Greek traditions in Germany, Byzantine heritage in Eastern Europe, Russia, Transcaucasia and a part of the Near East. Plato discovered the contents and sense of the notions philosopher and philosophy. He considered that the philosopher is a particular figure in the society, and philosophy is the particular life and thought pattern, which are formed by the idea of absolute wisdom. After that well-established sense of these notions were transferred to 6 century B.C. on the personalities of Pythagoras, Heraclitus or Herodotus. Then in the present article there are characteristics of the word philosophy components. The word Philia was investigated among different notions, which mean state of love. Plato developed and systematized various characteristics of Eros (mythological image of a philosopher) and Socrates (historic personification of a philosopher) in dialogues (The) Symposium, Phaedrus and others. Enthusiasm, pathos, ecstasy were added to the image of ecstatic and mystic nature of knowledge. Notion Philia emphasizes the direction of lessons, which are full of high love of the true wisdom. The word Sophia means wisdom. This notion possesses a wide range of meanings; it was used in various contexts. Lets single out three of them: manifold experience of wise men (7-6 centuries B.C.); sophists practical wisdom (5-4 centuries B.C.), who were representatives of rhetoric culture; true, divine, absolute wisdom, which exists always, everywhere, in its entirety, without exceptions, distinctions and degrees. Lack of wisdom has its own distinctions. People who do not possess wisdom are divided into two types: those, who realize that they are such these are philosophers, and those, who dont realize it, they are ignoramuses. Then we single out five figures and five types of various attitudes to wisdom. Two of them, Deity and Ignoramus, are deprived of philosophys source (their speculative activity is zero). The others (Wise man, Sophist and Philosopher) have various degrees of theoretical (speculative, intellectual) and practical activities; they are inclined to philosophise. The special status of the philosophising man is non-self-sufficiency. The philosophers medial position between Divine and Ignoramus transforms him to the ironic man and/or tragic hero. The Notions Logos and Ratio are important to understand the subject Sophia. Conceptual development of the absolute, the supersensual and the ratio focuses on Logos and is defined terminologically in Sophia. Conceptual development of other notions enthusiasm, pathos and ecstasy focuses on Eros and is defined terminologically in Philia. Philosophy appears as inseparability and indivisibility of Eros and Logos. It is alive due to binarity and/or polysemanticity, which include a wide range of sense combinations of every source.

Текст научной работы на тему «Этимологическая характеристика словосочетания «Античная философия»»

О.Г. Мазаева

ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Исследование выполнено в рамках государственного контракта на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», мероприятие 1.1; проект «Онтология в современной философии языка» (2009-1.1-303-074-018).

Раскрываются смысловые истоки термина «античная философия» в контексте истории философии и культуры, даётся характеристика его составных частей. Выделяются типы умозрительной активности. Рассматриваются такая особенность философствующего, как его несамодостаточность, и следствия, связанные с этим его положением, важные для определения статуса и самого философа, и философии.

Ключевые слова: античная философия; философ; софист; эрос; логос; рацио; ироничность; трагичность.

Этимология - корнесловие, смысловые истоки понятия. В данном случае речь идет об историкофилософском и историко-культурном раскрытии термина, представленного словосочетанием «античная философия».

Античная (лат. antiguus - древний) - имеющая отношение только к миру греко-римских древностей.

Во времена поздней Античности христиане именовали себя Modemi, а язычников, эллинов, называли Antigui.

С эпохи Возрождения греко-римское культурное наследие стало считаться классическим, т.е. образцовым.

В XVIII в. термин «античная» был введен в научный обиход во Франции и первоначально относился ко всем произведениям искусства древности. Постепенно произошло сужение значения этого термина, он стал означать только греко-римские древности.

Античная означает древняя, греко-римская, классическая.

Греко-римский мир имел огромное влияние на культуру и философию Европы и всего мира, при этом в романских странах доминировали римские традиции, в Германии (с конца Средневековья) - греческие, Восточная Европа, Русь, Закавказье, некоторые области Ближнего Востока тяготели к византийскому наследию (Византия IV-XV в. н. э.), к своеобразному соединению античного, христианского и ближневосточного начал.

Философия (гр. филия - любовь и софия - мудрость) - любовь к мудрости, любомудрие.

Термин «философия» возводят или к Пифагору (580500) с острова Самос, подчеркнувшему скромность своих притязаний и именовавшему себя не мудрецом, а всего лишь любителем мудрости, или к Гераклиту (540480) из Эфеса, пренебрежительно назвавшему Пифагора философом в противоположность себе - последнему одинокому мудрецу, или к Геродоту (484-425) родом из Галикарнаса (Малая Азия), но жившему в Афинах - отцу истории, до которого интеллектуальная активность древних эллинов обозначалась словом «historia», по первоначальному смыслу - «исследование».

Осознание философа (любящего мудрость) как особой фигуры в обществе, а философии - как особого образа жизни и дискурса (т.е. размышления посредством устной или письменной речи), определяемых идеей подлинной, абсолютной мудрости, относится к Платону Афинскому (428/7-347). Именно он раскрыл содержание и смысл понятий «философ» и «философия».

В диалоге Платона «Пир» Эрос в мифологической, а Сократ Афинский (469-399) в исторической форме воплощают образ философа [1. С. 59]. После этого устоявшийся смысл понятий «философ» и «философия» переносится на предшествующие времена. Аристотель (384-322) из Стагиры уже среди первых мудрецов выделяет философов Фалеса (624-548) из Милета как натурфилософа и его современника Ферекида (600/597-532/529) с острова Самос как богословст-вующего философа [2. С. 125].

Позднее Цицерон (106-43), Диоген Лаэртский (II-III в. н.э.), Ямвлих (III-IV в. н. э.) стали проецировать платоновские понятия «философия» и «философ» на времена (с VI в. до н. э.) и фигуры таких мыслителей, как Пифагор, Гераклит, или связывать появление этих понятий с Геродотом.

Характеристики составных частей слова «философия»

Филия (philia) - любовь.

Для обозначения любви в греческом языке существуют разные понятия, в то же время одно понятие может иметь ряд смысловых оттенков.

Агапе (agape) - любовь - жалость, жертвенность, братская любовь [3. С. 618].

Сторге - привязанность, привычка.

Харис - бескорыстный дар. Эта тема развивалась Филоном Александрийским (I в. н. э.), он осуществил первую попытку слияния греческой и иудейской мысли.

Эрос. Разработка и систематизация разнообразных характеристик любви дана Платоном в диалогах «Пир», «Федр» и др.

Среди ряда значений для философа важно понимание Эроса как воодушевляющего недостатка в его ностальгии и устремлённости к сверхчувственному, Божественному, абсолютному.

Платон в этом же ключе рассматривает: энтузиазм - одержание Божеством; пафос - состояние страсти, обуревающей истинно философскую душу; экстаз - временное священное безумие, выхождение души из тела, состояние, в котором душа устремляется к Божественному, непосредственно (мистически) общается с Божеством [4. С. 360-387]. Эта экстатическая, мистическая природа познания получает дальнейшую разработку у неоплатоников.

Филия - многозначное понятие, в интересующем нас смысле близкое к вышеназванному толкованию

Эроса. Этимологически «филия», термин более спокойного свойства, выражает дружбу, дружественность, влюбчивость, расположенность, склонность, интерес. В понятии «филия» фиксируется господствующая интенция, т. е. направленность, стремление, целевая и целеполагающая значимость занятий, проникнутых высокой любовью к подлинной мудрости.

София (Sophia) - мудрость. Понятие, богатое в смысловом отношении, употреблялось в разных контекстах; выделим три:

- многоопытность мудрецов (VII-VI в. до н. э.);

- практическая мудрость софистов (V-IV в. до н. э.);

- подлинная, Божественная, абсолютная мудрость.

1. Многоопытность мудрецов (Sophos - мудрец).

В VII-VI в. до н. э. ряд выдающиеся мыслители и государственные деятели почитались у эллинов как мудрецы, санкция семи мудрецов выступает ясной и незабвенной линией эллинского естества; у других народов - святые, у греков - мудрецы, заметил Фридрих Ницше в XIX в.

В перечнях семи мудрецов по разным спискам числится около двадцати имён. Среди мудрецов - Солон, Биант, Питтак и др., реже - Фалес Милетский и Фере-кид Сиросский. Двух последних почитают как мудрецов и одновременно причисляют к философам, их время - время становления философии.

В представлениях о семи мудрецах отразилось многообразие понимания Софии: владение словом в политике, праве, поэзии; знания научные и технические; умение обращаться с людьми. Максимы мудрецов высекались на камне и ставились в древнегреческих полисах (городах-государствах). В святилище Аполлона (Дельфы) на храме в форме афоризмов (гном) воспроизведены лучшие образцы эллинской мудрости: «Познай себя!» и «Ничего сверх меры!».

Мудрец многоопытен. Эта мудрость, хотя и практического свойства, связана с совершенствованием способности суждения. Так, у Фалеса и Ферекида как философов теоретический (умозрительный) интерес даже превышает практическую мудрость, для них важно уяснить последние основания, истину, абсолют. Они вполне обнаруживают умение выйти за пределы чувственно воспринимаемого, склонность к размышлению в поисках первооснов мироздания.

Предмет рефлексии (осмысления, размышлений) Фалеса - природа (гр. Фшк; - физис или фюзис, физика; римск. natura - натура, природа). С Фалеса начинается традиция натурфилософии (по Аристотелю - физиков, физиологов). Их сочинения часто назывались «О природе». Лукреций (Тит Лукреций Кар 96-55), представитель древнеримского атомизма, последователь Левкиппа, Демокрита, Эпикура, пишет в стихах сочинение «De rerum natura» («О природе вещей»).

Натурфилософы дают интерпретацию первооснов, первопричин, первосущности мироздания. Несмотря на то что в качестве таковых фигурируют вода, воздух, огонь, земля, некорректно говорить о материализме натурфилософов. Эти первосущности - теоретические (умозрительные) характеристики названных стихий. Конкретные данности (вода ручейка, реки) порождены первоначалом (первоводой), и оно присутствует в воде ручейка или реки. Например, для Фалеса «мир полон Богов». Взаимосвязь первосущностей и Божественного

столь велика, что Ксенофан и Анаксагор приходят к пантеизму. Лишь начиная с учения Платона о «второй навигации» (сверхчувственном зрении, зрении ума, или умозрении) бессмертная часть души может созерцать в Гиперурании (Занебесье) эйдосы (идеи, /идол, идеал/) и постигать сверхчувственную, идеальную реальность, недоступную зрению глаз. Фюзис (физика) раскрывает (в противовес идеальной) доступную ощущениям (зрению глаз), чувственно постигаемую, материальную реальность.

Предмет рефлексии Ферекида - кодифицированная мифология Гомера и Гесиода. Ферекид начинает традицию богословствующих философов (по Аристотелю), реконструкция которой сложна, о ней почти нет сведений. В переосмыслении мифологии содержится философская интерпретация первооснов, первопричин, первосущности мироздания, каковой у Ферекида выступает протобожественная сущность Зевса (Зас), со-вечная хаосу и преображающая его.

В более поздних учениях обнаруживаются стремления как к противопоставлению разных типов мировоззрений, так и к преодолению этих противопоставлений. Младшие натурфилософы - Эмпедокл (492-432) и Анаксагор (500-428) - соединяют идеи Фалеса и Фере-кида [2. С. 124-125]. И если внимание старших (милетцев) преимущественно сосредоточено на первовещест-ве, а богословствующих философов - на первосилах, то младшие натурфилософы соединяют первовещество и первосилы.

2. Практическая мудрость софистов (Sophist, Sophistai). В V-IV вв. до н. э. появились платные учителя мудрости - софисты. Они скорее представители риторической (риторика - искусство красноречия), а не философской культуры. Фигуры софиста и философа при всех разногласиях были в те времена взаимодополняющими, а иногда и совпадающими в одном лице.

Софисты признавали относительную необходимость философских занятий, считали, что философствовать полезно, но в меру. Роль софиста состояла в передаче общей культуры и знаний, с помощью которых они и их ученики могли бы достичь личной выгоды в делах, успеха в политике. Софисты считали риторику (искусство красноречия) и эристику (искусство спора) средствами для достижения своих целей.

Попутно в философии софистами сделано немало позитивного. Это и развитие новых для того времени проблем, тех, что ныне входят в философию культуры и философскую антропологию, разработка важных для логики и философии языка тем: логических, риторических, эристических, грамматических.

Философы выступали искателями объективного (общезначимого и общеобязательного) знания, истины, абсолюта. Они рассматривали риторику как умение самозащиты, отмечали другие ее достоинства, но были далеки от высокой оценки риторики и эристики. Сократ, Платон, Аристотель и их последователи (именно они составляли философское противостояние софистам) сочли мудрость софистов неподлинной. Они осуждали свойственные софистам сенсуализм, гносеологический и этический релятивизм, основанный на них скептицизм относительно признания существования Богов и т. д.

Уже в самом именовании «софист» слышится снижение значения, свойственного слову «мудрец» (со-фос). Софист часто комичен, унижен, осмеян.

Самосознание софиста и философа различно, споры между ними известны, современники, даже просвещенные (например, комедиограф Аристофан), эту разницу позиций по многим причинам не хотят видеть, или не принимают в расчёт.

3. Подлинная, божественная, абсолютная мудрость.

Подлинная мудрость - достояние Бога. Идеальная мудрость исключает вариации - нельзя быть более или менее мудрым. София как подлинная мудрость выступает в качестве полноты и определённости истины, знания. Она приобретает значение идеала, трансцендентной нормы (т.е. нормы запредельной чувственно воспринимаемому). Это знание сверхчувственное, абсолютное, божественное.

Так, у Аристотеля Бог как абсолют недвижим, бездеятелен (движение свидетельствовало бы о неполноте, обнаруживало недостаток в чём-то, стремление к чему-то). У Аристотеля же Бог - не субъект, а объект любви. Любовь как субъективная устремлённость обнаружила бы отсутствие совершенства и самодостаточности.

Абсолютное - это безусловное, совершенное, ни в чём не нуждающееся, т. е. самодостаточное, имеющее основу в себе самом.

Противоположным по значению понятию «абсолютное» является понятие «относительное», т.е. условное.

Абсолютная мудрость не имеет градаций. Она есть всегда, всюду, в своей полноте, без изъятий, различий и степеней.

Немудрость же имеет свои градации, различения. Возможно деление людей, у которых отсутствует мудрость, на два вида (деление надвое, иначе - дихотомия):

- сознающие свою немудрость - это философы (уместно вспомнить Сократа с его высказыванием «Я знаю, что ничего не знаю»);

- не сознающие свою немудрость (незнание, неведение) - это невежды [1. С. 61].

Рассмотрев три смысловых контекста Софии и дихотомическое деление немудрости, выделим пять фигур и пять типов различного отношения к мудрости.

1. Божество, Бог. Божественная, т.е. абсолютная мудрость.

2. Мудрец. Практическая мудрость, служащая достижению общезначимой объективной, цели. Цель мудреца - благо полиса и благо всех граждан.

3. Софист. Практическая мудрость как техника дискурса, направленная на достижение субъективных целей, выгоды.

4. Философ. Умозрительно, теоретически ищущий, взыскующий абсолютной Божественной мудрости, основывающий на стремлении к ней свой образ жизни.

5. Невежда. Полное отсутствие мудрости, точнее, безразличие к ней.

Мудрец, Софист, Философ, Невежда обнаруживают разные степени и модусы теоретической (умозрительной, интеллектуальной) и практической активности; нередко встречаются взаимопереплетения этих чистых типологических персонификаций.

Божество и Невежда (их умозрительная активность нулевая) лишены философского начала. Мудрецу, софисту, философу философское начало присуще в разной степени. Этим можно объяснить несамодостаточ-ность тех, кому свойственно философствовать, их особый статус в интеллектуально-духовном мире.

Срединная позиция между Божеством и Невеждой превращает философствующего (мудреца, софиста, философа) в ироника и/или трагического героя.

Ироничность и трагичность существуют и как внутренняя самоопределенность, и как восприятие философа и философствующего другими людьми.

Активность философа античности проявляется как выбор взаимосвязанных между собой образа жизни и образа мысли. Осознание этой двоякости осложняет ситуацию [1. С. 84-88].

Именно «в чистоте своей серединности» философ более уязвим, и так легко иронизировать над ним и Аристофану в «Облаках» (возможно, он не путал Сократа с софистами в своей философской беспечности, просто так было точнее), и Платону в его «Диалогах».

Ироник знает о своей немудрости (об отсутствии подлинной, полной мудрости). Он не находит себе места ни в кругу невежд, ни среди мудрецов, все знающих и все ведающих, каковых, по сути, среди смертных нет. Ирония чревата трагичностью. Философ неприкаян и бесприютен, как Эрос, как Сократ [1. С. 62].

Превратности судьбы философа или философствующего связаны с особой двойственностью его положения, которое вызывает ироничность окружающих, порой самоиронию (как у Сократа) или же трагичность, состоящую в невозможности и одновременно в неодолимом желании и стремлении достичь недосягаемого -абсолютной мудрости.

Превратности судьбы самой философии обнаруживаются в ином. Утрата присущей ей двоичности или многозначности мертвит ее. Чтобы прояснить положение о так называемых превратностях судьбы самой философии, резюмируем этимологические изыскания.

Для осмысления темы софии в философии особенно важными являются понятия, имеющие не одно значение «логос» и «рацио». Уже в пределах Античности в латинском «рацио» идёт угасание, выхолащивание и забвение некоторых смыслов греческого «логоса», хотя исходное латинское «рацио» является своеобразной калькой греческого «логоса».

Понятийная разработка абсолюта, сверхчувственного, рацио фокусируется в Логосе, терминологически закрепляется в Софии.

Разработка же другого ряда понятий, таких как энтузиазм, пафос, экстаз, фокусируется в Эросе, а терминологически закрепляется в филии.

Философия предстает как нераздельность, неразде-ленность и неразделимость Эроса и Логоса. Она жива своей двоичностью и/или многозначностью, включающей широкий диапазон смысловых сочетаний каждого из начал.

Кроме смыслокорневой двойственности (филия и софия), необходимо указать на двойственность между системно'-понятийным рядом и разноликостью эмоционально-образной и/или мистической подосновы. Эта двойственность придает философии как явлению осо-

бую энергийность, определяет историческую подвижность значения самого слова философия.

Парадоксально, но факт. Когда мы имеем дело с философом/философствующим, раздвоенность и стремление к недосягаемому обнаруживают ироничность и трагичность ситуации (появляются насмешки, сожаления по отношению к философу у окружающих, у него самого).

Когда же философия приобретает однозначно выраженную определённость (в любом варианте), то торжествующая философема, чреватая однобокостью, уподобляется в своей завершённости омертвелому образованию (в чем трагедия философии) и/или вызывает иронию, критику и опровержения. Таковы некоторые этимологические соображения, учитывающие корнесловие, указывающие на понятийную разработку, жизнь термина, высокие и низкие тона его звучания.

* * *

Охарактеризовав античную философию, отметим, какие мотивы и цели реализуются при ее изучении. Замечательным образом ответил на эти вопросы анти-ковед Теодор Гомперц (1832-1912).

Касаясь целей, которым служит занятие античной философией, он писал, что исторический интерес осно-

ван на трех могучих мотивах: во-первых, на наивной радости знания прошлого, «в особенности всего великого и прекрасного в нем» [5. С. 486]; во-вторых, на стремлении «воспользоваться учениями, почерпаемыми из этого знания» [Там же]; в-третьих, на чисто научной, как бы незаинтересованной потребности в знаниях исторических событий и законов развития.

И еще надо учесть, писал Т. Гомперц, что «почти вся наша духовная культура греческого происхождения. Игнорировать прошлое... просто невозможно. Незнание учений и сочинений великих мастеров древности, какого-нибудь Платона или Аристотеля, даже полное неведение их имён не избавляет от влияния их авторитета. И не только потому, что это влияние передается через посредство древних и современных преемников их; все наше мышление, категории, в которых оно движется, словесные формы, которыми оно пользуется. - все это в значительной мере есть результат и создание великих мыслителей прошлого» [Там же]. Изучение античной философии поможет не только реализовать свой практический интерес, извлечь уроки из прошлого, получить новые теоретические знания, но и избавит от всесильного, не всегда осознаваемого влияния этой философии и чрезмерной зависимости от нее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адо П. Что такое античная философия? / пер. с фр. В.П. Гайдамака. М., 1999. 320 с.

2. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (начало древнегреческой философии). М., 1996. 192 с.

3. Платон: Pro et contra. СПб. : РХГИ, 2001. 648 с.

4. Вячеслав Иванов. Фрагменты книги «Дионис и Прадионисийство». Глава X. Пафос, кафарсис, трагедия // Эсхил. «Трагедии» в переводе

Вячеслава Иванова / отв. ред. Н.И. Балашов. М. : Наука, 1989. 590 с.

5. Гомперц Т. Греческие мыслители / пер. с нем. Д. Жуковского и Е. Герцык; науч. ред. нового издания, комментарии, примечания и предисло-

вие А.В. Цыба. СПб. : Алетейя, 1999. 606 с. Т. 1.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 24 июля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.