Научная статья на тему 'ЭТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАФРИЛАНСЕРОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ'

ЭТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАФРИЛАНСЕРОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
275
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАФРИЛАНС / ЖУРНАЛИСТ-ФРИЛАНСЕР / ВНЕШТАТНЫЙ ЖУРНАЛИСТ / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / КОДЕКС ЭТИКИ ЖУРНАЛИСТА / ПРАВОВОЙ СТАТУС ФРИЛАНСЕРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олешко Владимир Фёдорович, Мухина Ольга Сергеевна

Эра цифровых коммуникаций ознаменовала принципиально новый формат отношений в медиасреде: теперь нет необходимости в большом количестве офисных работников, что влечет за собой развитие фриланса не только как способа заработка, но и как философии жизни. Вместе с тем, и законодательные, и морально-этические нормы внештатной журналистики до сих пор не до конца сформированы. Это предполагает формулирование основных противоречий и поиск путей их преодоления в новейшей практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE WORK OF FREELANCE JOURNALISTS OF THE DIGITAL AGE

The era of digital communications has marked a fundamentally new format of relations in the media environment: there is no need for a large number of office workers, and this innovation entails the development of freelancing as a way of earning money, as well as the philosophy of life. At the same time, both legislative and ethical norms of freelance journalism are still not fully formed. We need to formulate the main contradictions and find ways to overcome them in the current practice. We must fill in the existing gaps. In this regard, the solutions found by the Western countries with a longer experience of freelancing, may be useful. Foreign codes of ethics already include paragraphs and sections dedicated to freelancing, and trade unions and associations help authors to fight against rights-grabbing contracts and demand adequate remuneration for their work.

Текст научной работы на тему «ЭТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАФРИЛАНСЕРОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

УДК 070 DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10118

В. Ф. Олешко

Уральский федеральный университет,

Екатеринбург

О. С. Мухина

Уральский федеральный университет,

Екатеринбург

ЭТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАФРИЛАНСЕРОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 19-18-00264 в рамках научного проекта «Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы её межпоколенческой трансляции»

Эра цифровых коммуникаций ознаменовала принципиально новый формат отношений в медиасреде: теперь нет необходимости в большом количестве офисных работников, что влечет за собой развитие фриланса не только как способа заработка, но и как философии жизни. Вместе с тем, и законодательные, и морально-этические нормы внештатной журналистики до сих пор не до конца сформированы. Это предполагает формулирование основных противоречий и поиск путей их преодоления в новейшей практике.

Ключевые слова: медиафриланс, журналист-фрилансер, внештатный журналист, цифровая эпоха, кодекс этики журналиста, правовой статус фрилансера.

Новейшая практика свидетельствует, что повсеместное развитие цифровых коммуникаций выводит на первый план такой способ формирования отношений между редакцией массмедиа и авторами, как фриланс. Особенно актуально это стало в период коронавирусной пандемии. К тому же, согласно статистике ВЦИОМ, каждый десятый россиянин сегодня считает себя фрилансером, а если приплюсовать тех, кто мечтает о данном образе жизни, то получится треть населения страны, и чем моложе поколение, тем больше таких желающих (Россияне полюбили фриланс, https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-polyubili-frilans, дата обращения: 10.01.2021). В свою очередь, при этом одной из наиболее популярных сфер самореализации для фрилансеров являются массмедиа. Ведь, к примеру, сетевые издания, как правило, нуждаются в освещении новостей в режиме 24/7, и при этом нет необходимости в физическом присутствии журналистов в офисе - это способствует формированию новой кадровой системы, частью которой являются постоянные внештатные авторы [3].

Первоначально получаемые преимущества такого рода сотрудничества действительно весьма привлекательны для обеих сторон: средству массовой информации не надо нести затраты на создание рабочего места, да и фиксированного оклада, как свидетельствует практика, нет: автор получает гонорар только за реально выполненную работу (некоторые СМИ и вовсе практикуют оплату за количество просмотров материала на сайте, то есть за уже достигнутый успех). Сотрудники же приобретают свободу передвижения, зачастую могут сами выбирать темы новых публикаций, писать для нескольких изданий одновременно, а особо успешные даже формируют собственный бренд. Согласно данным исследователей, журналисты-фрилансеры больше всего ценят гибкий график и свободу от какого-либо одного рабочего места [2].

В настоящий момент, внесением в законодательство термина «самозанятый» государство признает существование фрилансеров как самостоятельной социальной группы, чья деятельность требует регулирования. С начала 2019 года режим самозанятых был введен в четырех регионах.

Далее планировалось его постепенное распространение, но в связи с пандемией коронавируса режим был распространен на всю территорию России раньше: уже с июля 2020 года (ст. 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»). По данным ФНС, на 1 декабря 2020 года было зарегистрировано почти полтора миллиона самозанятых (Счетная палата перешла на самозанятость, https://www.rbc.ru/newspaper/2020/12/10/5fd-0b2179a79474c2b46121c, дата обращения: 10.01.2021). Однако реальное количество фрилансеров пока не поддается точным подсчетам (по разным данным, их число можно рассматривать от 12 до 25 млн человек). Как отмечают исследователи, многие просто боятся выходить из тени, поскольку не желают платить налоги и сборы, а также опасаются постепенного ужесточения режима [1].

Именно в сфере журналистики распространены и такие варианты фриланса, как блогинг и стрингерство. Первые работают онлайн, вторые обычно сотрудничают с телекомпаниями [11]. Блогер - априори фрилансер, ведь он публикует материалы на собственной Интернет-странице (если, конечно, речь про заработок, а не хобби). Согласно исследованию Института общественного мнения «Анкетолог», 21 % россиян ведут свой блог, из них 16 % зарабатывают на нем. Предсказуемо, что чаще этим занимается младшее поколение, и оно же дало в большей степени положительную оценку блогингу, в отличие от старшего поколения, многие представители которого высказывались негативно (Блогеры или СМИ: кому доверяют больше? https://iom. anketolog.ru/2020/06/15/blogery, дата обращения: 10.01.2021).

Таким образом, можно утверждать, что сегодня фриланс - это не только способ заработка, но и в некотором роде философия жизни. Нередко именно такую позицию занимают представители креативных индустрий. Относящаяся к ним сфера медиа в ракурсе фриланса отличается такими значимыми качествами, как возможность выражать собственное мнение, независимость и творческий подход, без ограничений, навязываемых редакторской политикой [11]. Вместе с тем очевидно и другое: внештатные авторы зачастую или добровольно не включены или выпадают из журналистского сообщества по причине разных представлений о сущности и эффективности системной медиадеятельности. А сам факт передачи им морально-этических ценностей профессии порой вызывает затруднения, о чём свидетельствует не только отечественный, но и зарубежный опыт формирования концепции «этического журнализма» [4]. Кроме того, фрилансеры вынуждены заниматься поиском заказов, то есть выполнять экономические задачи, не ограничиваясь творческими, что предполагает возникновение дополнительных дилемм морального плана. К примеру, в ситуации нестабильных заработков индивидуум может согласиться выполнить заказ, который в другой ситуации посчитал бы неприемлемым с точки зрения журналистской этики [12].

Проведенный нами анализ свидетельствует, что нерешенными остаются пока и многие проблемы сугубо правового характера повседневной практики медиафрилансеров. Назовём только противоречия, характеризующие оформление трудовых отношений с фрилансерами, которые недостаточно урегулированы существующим законодательством. Надо сказать, что в современной социологии в последние годы даже возник термин «прекариат», обозначающий новое сословие, которое лишено прав на результаты труда, отчуждено от социума, и чей образ жизни характеризуется нестабильностью [7]. И, хотя мы не согласны с отнесением фрилансеров к классу прекариата, нельзя не признать наличие целого ряда этических и правовых пробелов, требующих заполнения.

Так, например, до сих пор кодексы этики журналистов по всему миру в недостаточной мере учитывают нюансы деятельности фрилансеров. Как верно указывает О. Ю. Чеботарев, в основе кодексов находятся общие морально-этические установки, но от состояния нравов в социуме, от его развития зависит их реальное воплощение [10]. Следовательно, внештатная журналистика - это не просто единичные факты, а явление нашей действительности, однако слабая урегулированность данного рода практик как российским законодательством, так и профессиональными и редакционными кодексами, предполагает обобщение мирового опыта.

В связи с чем, мы проанализировали одну из наиболее обширных баз кодексов журналистской этики - Accountable Journalism, формируемую Институтом журналистики Дональда Рейнольдса (Codes of Ethics, https://accountablejournalism.org/ethics-codes, дата обращения: 10.01.2021). Портал содержит более 400 кодексов - отдельных изданий, отраслей

журналистики, профессиональных союзов, ассоциаций, пресс-клубов, стран и международных организаций. Из них тематику фриланса в большей или меньшей степени охватывают 38 кодексов: большинство просто объединяет штатных и внештатных журналистов, равным образом адресуя им морально-этические нормы. Однако 15 кодексов имеют соответствующие разделы, посвященные непосредственно медиафрилансу, а один (кодекс FFR - Frontline Freelance Register) полностью регулирует вопросы только фриланс-журналистики. Еще 3 кодекса не указывают никаких особенностей фриланса, но отдельно останавливаются на деятельности блогеров.

Имеет смысл сказать несколько слов и о проекте Ассоциации онлайн-новостей: его инициаторы на конференции в 2013 году пришли к выводу, что границы профессии журналиста размываются - появляется слишком много смежных областей, переходящих в нашу сферу. В связи с этим перед самими журналистами встает вопрос самоидентификации. Как считают авторы проекта, можно выделить ряд основополагающих морально-этических принципов, которые необходимы к принятию каждым субъектом медиасферы, но далее нашей креативной индустрии требуется гибкость, в связи с чем каждому предлагается создать собственный кодекс этики на основе предлагаемых порталом шаблонов (A customized ethics code for every organization, https://ethics.journalists.org/about/, дата обращения: 10.01.2021). На гибридизацию профессии журналиста и кризис универсальных ценностей указывает и исследователь уральской школы журналистики Б. Н. Лозовский [5].

Если проанализировать собственно кодексы профессиональной этики, регулирующие особенности медиафриланса, то можно обнаружить следующую характерную черту: кодексы стран, некоммерческих организаций, ассоциаций и союзов отличаются более идеалистическим подходом. В целом они соответствуют тем положениям, к которым привык любой журналист традиционных медиа развитых демократических стран: соблюдение права граждан на информацию, свобода слова, поиск достоверных источников информации (их должно быть несколько, а их надежность и компетентность должна быть проверена), предоставление права на комментарий противоположной стороне в случае критики, уважение чести и достоинства каждого, недопустимость клеветы, оскорблений и плагиата, забота об источниках информации и пр. Что же касается кодексов отдельных СМИ, то их морально-этические установки своим авторам нацелены на ответственность не перед аудиторией, а перед самим СМИ: большинство положений заставляют журналистов заботиться о репутации медиа и его доходах. Так, например, некоторые издания прямо указывают, что первый долг их журналиста - перед изданием. Многим внештатным авторам запрещено сотрудничать с конкурирующими медиа, а согласованию с редактором подлежит даже такая, казалось бы, личная деятельность, как ведение своего блога, страницы в социальной сети или написание книги. Связано это с тем, что личные публикации журналиста аудитория может связать с деятельностью медиа, что повлияет на его репутацию. Требуется также любые идеи или материалы сначала приносить в данное СМИ, а уже потом другим, однако представляться от имени издания следует лишь в случае выполнения именно его задания и явно обозначить свой статус фрилансера.

Указанные положения сгруппированы и в полном объеме не встречаются ни в одном кодексе журналистской этики, однако они достаточно универсальны, демонстрируют общую тенденцию развития в медиасреде, и каждому внештатному журналисту имеет смысл придерживаться их, чтобы сохранить и аудиторию, и заказчиков. Как известно, частью понятия «freelancer» является слово «free», что означает «свободный», однако «статуя Свободы <...> должна быть дополнена статуей Ответственности» [9. С. 386].

Выделив отдельно обязанности журналистов, акцентируем внимание и на необходимости их защиты. Как уже отмечалось выше, мы не разделяем точку зрения о включении фрилансеров в незащищенный и обделенный класс прекариата. Вместе с тем, следует признать, что в настоящий момент законодатель пытается легализовать работу внештатных сотрудников при помощи нового режима самозанятых. Но, согласно статистике, лишь малая их доля воспользовалась данным предложением. До сих пор, как свидетельствует личная практика одного из авторов настоящей статьи (О. М.) и с учетом постоянного общения с коллегами - внештатными журналистами, более популярны другие, ранее сформировавшиеся варианты оформления отношений между редакцией и фрилансерами:

- гражданско-правовой договор (оклада в такой ситуации нет - только гонорар за фактически выполненную работу: например, опубликованную статью или взятое по заказу СМИ интервью);

- классический трудовой договор, что зачастую означает работу по фиксированному графику: к примеру, журналист должен отслеживать новости в течение смены и публиковать посты по мере поступления новой информации; однако в качестве преимущества такой автор имеет оклад и все бонусы штатной работы - такие как оплата больничных, отпуска и пр.;

- оформление фрилансером ИП или юридического лица (например, ООО) для подписания договора с редакцией: правила сотрудничества в таком случае схожи с первым вариантом, но бремя налоговых отчислений и отчетностей ложится на плечи журналиста. К счастью, требование иметь ИП или ООО в вакансиях медиасферы предъявляется редко.

Если же деятельность фрилансера не попадает ни под один из указанных вариантов, то это может быть признано незаконным предпринимательством с привлечением к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ. Однако в сфере журналистики подобное представить сложно: столь неблагоприятная ситуация складывается при оказании услуг физическим лицам, а внештатные авторы обычно сотрудничают со СМИ. Даже при отсутствии письменного контракта он считается заключенным в устной форме или путем обмена документами. Правда, существует такое понятие, как «литературное рабство» (в действительности оплачиваемое гораздо выше, чем публикации под собственным именем): при подобном раскладе сделка порой заключается между двумя физическими лицами, что может повлечь негативные последствия.

Нововведения в форме режима самозанятых напоминают регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, но с более низким уровнем налогообложения (4-6 %) и отсутствием права нанимать собственных сотрудников [1]. Насколько популярным и эффективным окажется данный вариант - покажет время.

Недостаточной представляется и социальная защита журналистов-фрилансеров. Оторванные от штатных коллективов, они не бывают членами внутренних профсоюзов издания и крайне редко вступают в журналистские организации более широкого масштаба. В Российской Федерации действуют, к примеру, такие организации, как Союз журналистов России, Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ), Союз предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП), Фонд Защиты Гласности, некоммерческая организация «Медиасоюз» (защищающая в том числе и независимых журналистов) и др. Однако они не принимают обязательных для исполнения решений: они могут предоставить информацию журналистам об их правах, предложить адвоката для суда или инициировать изменения в законодательство, но наиболее часто встречающиеся проблемы журналист, тем более внештатный, чаще всего решает самостоятельно.

В целом же, суммируя сказанное, следует отметить, что практика деятельности российских медиафрилансеров, конечно же, еще недостаточно изучена. В Советском Союзе, как известно, невозможно было не состоять в штате организации, в противном случае индивидуум именовался тунеядцем и бездельником [6]. Хотя именно в журналистской среде внештатные журналисты существовали (рабселькоры, которых в 60-е годы ХХ века начитывалось около 5 миллионов [8]), это был совсем другой формат занятости, который невозможно в полной мере назвать фрилансом, ведь данные авторы имели и постоянную работу, просто не в медийной сфере.

Опыт западных стран, прошедших более долгий путь фриланса, может быть в этом смысле весьма полезным и показательным. Они не только начинают вносить особенности внештатной работы в свои кодексы этики - журналистские организации и союзы ведут коллективные переговоры, помогают авторам получать достойные условия по оплате, борются против контрактов, эксплуатирующих фрилансеров [13]. Западные исследователи отмечают успешные случаи коллективного противостояния внештатных журналистов при попытках средств массовой информации навязать им невыгодные условия сотрудничества [14]. Вынуждены признать, что российские журналисты-фрилансеры намного более разобщены и чаще всего не имеют такой коллективной силы.

В заключение отметим, что, несмотря на существующие пробелы, индустрия медиафриланса активно развивается, а с учетом того, что младшее, цифровое поколение намного более лояльно и позитивно относится к внештатной работе, можно прогнозировать дальнейшее ее распространение, что неизбежно приведет к повсеместному урегулированию и на законодательном, и на морально-этическом уровнях. В настоящий момент мы, вероятно, являемся свидетелями едва ли не последней волны почти полной свободы внештатных (в основном онлайн) журналистов.

Список литературы

1. Азаренко, В. Е. Проблема внедрения института самозанятых граждан в законодательство Российской Федерации / В. Е. Азаренко. - Текст : непосредственный // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 7 (41). - С. 210-212.

2. Капустина, А. А. Фриланс-журналистика в XXI веке: недостатки и преимущества / А. А. Капустина. - Текст : непосредственный // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей. Межвузовский сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов 18-й международной конференции студентов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» и финалистов XII международного «Конкурса научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей» Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, науч. ред. А. А. Малышев. - 2019. - С. 73-78.

3. Капустина, А. А. Фриланс журналистика в XXI веке: условия труда и оценки / А. А. Капустина. - Текст : непосредственный // Век информации. - 2019. - Т. 7, № 1. - С. 119-125.

4. Кузьмич, С. В. Европейский опыт формирования концепции «этического журнализма» в наши дни: актуальные проблемы и способы их решения / С. В. Кузьмич. - Текст : непосредственный // Филология, лингвистика, журналистика: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 53-56.

5. Лозовский, Б. Н. Журналистика: гибридизация принципов в эпоху цифровизации / Б. Н. Лозовский. - Текст : непосредственный // Профессиональная культура журналиста в условиях медиатрансформаций : [моногр.] / под. ред. М. А. Мясниковой ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. -236 с. - С. 49-62.

6. Пешкова, В. В. Тунеядство: опыт прошлого и проблема настоящего / В. В. Пешкова. -Текст : непосредственный // Синергия Наук. - 2017. - № 15. - С. 649-658.

7. Прекариат: становление нового класса: (коллективная монография) / Под ред. Ж. Т. Тощенко. - Москва : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2020. - 400 с. -Текст : непосредственный.

8. Сарма, О. В. Проблемы медиакоммуникации в условиях социально-политических вызовов периода либерализации СМИП / О. В. Сарма, В. И. Антонова. - Текст : непосредственный // Культура в фокусе научных парадигм. - 2020. - № 10-11. - С. 353-356.

9. Усольцева, В. Е. Проблемы соблюдения профессиональных стандартов в журналистской профессии: правовой и этический аспекты / В. Е. Усольцева, И. В. Фотиева. - Текст : непосредственный // Медиаисследования. - 2019. - № 6. - С. 381-386.

10. Чеботарев, О. Ю. Журналистская этика в цифровой среде: адаптация журналистских кодексов к новым медиа / О. Ю. Чеботарев. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2020. - № 4. - С. 341-349.

11. Щербаль, С. С. Фриланс как новое явление в российской журналистике / С. С. Щербаль, И. Д. Степанова. - Текст : непосредственный // Журналистика, мультимедиа: информационный и социокультурный потенциал. Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Г. М. Соловьева. - Краснодар, 2020. - С. 246-256.

12. Mathisen, B. R. Ethical Boundaries among Freelance Joumalists / B. R. Mathisen. - Текст : непосредственный // Journalism Practice. - 2019. - Vol. 13, № 6. - P. 639-656.

13. Norback, M. Making it work in free agent work: The coping practices of Swedish freelance journalists / M. Norback, A. Styhre. - Текст : электронный // Scandinavian Journal of Management. -2019. - №. 35 (4). - DOI: 10.1016/j.scaman.2019.101076.

14. Salamon, E. E-Lancer Resistance / E. Salamon. - Текст : непосредственный // Digital Journalism. - 2016. - Vol. 4, № 8. - P. 980-1000.

Знак: npoS^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2021. № 1 (39)

ETHICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE WORK OF FREELANCE JOURNALISTS

OF THE DIGITAL AGE

Oleshko V. F. , Ural Federal University, Yekaterinburg (Russia), vladimir.oleshko@urfu.ru Mukhina O. S., Ural Federal University, Yekaterinburg (Russia), olga.mukhina@urfu.ru

The era of digital communications has marked a fundamentally new format of relations in the media environment: there is no need for a large number of office workers, and this innovation entails the development offreelancing as a way of earning money, as well as the philosophy of life. At the same time, both legislative and ethical norms offreelance journalism are still not fully formed. We need to formulate the main contradictions andfind ways to overcome them in the current practice. We mustfill in the existing gaps. In this regard, the solutions found by the Western countries with a longer experience of freelancing, may be useful. Foreign codes of ethics already include paragraphs and sections dedicated to freelancing, and trade unions and associations help authors to fight against rights-grabbing contracts and demand adequate remuneration for their work.

Key words: media freelance, freelance journalist, digital age, journalist's code of ethics, legal status of a freelancer.

References

1. Azarenko, V. E. (2020). Problema vnedreniya instituta samozanyatyh grazhdan v zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii [Problem of implementation of the institute of self-employed citizens in the legislation of the Russian Federation]. Nauchnyj elektronnyj zhurnal Meridian [Scientific electronic journal Meridian], 7 (41), pp. 210-212. (in Russ.).

2. Kapustina, A. A. (2019). Sovremennaya mediasreda: tradicii, aktualnye praktiki i tendencii. Vzglyad molodyx issledovatelej [Modern media environment: traditions, current practices and trends. The view of young researchers]. Frilans-zhurnalistika v XXI veke: nedostatki i preimushhestva [Freelance journalism in the 21st century: advantages and disadvantages] (pp. 73-78). Saint-Petersburg, Publishing House of St. Petersburg State University. (in Russ.).

3. Kapustina, A. A. (2019). Frilans zhurnalistika v XXI veke: usloviya truda i ocenki [Freelance journalism in the 21st century: working conditions and evaluations]. Vek informacii [The information age], 7 (1), pp. 119-125. (in Russ.).

4. Kuzmich, S. V. (2020). Filologiya, lingvistika, zhurnalistika: aktualnye voprosy' i sovremenny'e aspekty' [Philology, Linguistics, Journalism: current issues and modern aspects]. Evropejskij opy^t formirovaniya koncepcii "e'ticheskogo zhurnalizma" v nashi dni: aktuaFny'e problemy' i sposoby' ix resheniya [European experience in developing the concept of "ethical journalism" nowadays: current problems and solutions] (pp. 53-56). Penza, Science and Education. (in Russ.).

5. Lozovskij, B. N. (2020). Professionalnaya kultura zhurnalista v usloviyax mediatransformacij : monogr. [Professional culture of a journalist in the context of media transformations: monograph]. Zhurnalistika: gibridizaciya principov v epoxu cifrovizacii [Journalism: hybridization of principles in the era of digitalization] (pp. 49-62). Ekaterinburg, Publishing House of the Ural Federal University. (in Russ.).

6. Peshkova, V. V. (2017). Tuneyadstvo: opyt proshlogo i problema nastoyashhego [Parasitism: the experience of the past and the problem of the present]. Sinergiya Nauk [Synergy of Sciences], 15, pp. 649-658. (in Russ.).

7. Prekariat: stanovlenie novogo klassa: (kollektivnaya monografiya) [Precariat: the emergence of a new class (collective monograph)] (2020). Ed. Zh. T. Toshchenko. Moscow, Center for Social Forecasting and Marketing. (in Russ.).

8. Sarma, O. V. & Antonova, V. I. (2020). Problemy' mediakommunikacii v usloviyax social'no-politicheskix vyzovov perioda liberalizacii SMIP [Problems of media communication in the context of socio-political challenges of the period of SMIP liberalization]. KuFtura v fokuse nauchny'xparadigm [Culture in the focus of scientific paradigms], 10-11, pp. 353-356. (in Russ.).

9. Usoltseva, V. E. & Fotieva, I. V. (2019). Problemy' soblyudeniya professional'ny'x standartov v zhurnalistskoj professii: pravovoj i e'ticheskij aspekty' [Problems of compliance with professional standards in the journalistic profession: legal and ethical aspects].Mediaissledovaniya [Media research], 6, pp. 381-386. (in Russ.).

10. Chebotarev, O. Y. (2020). Zhurnalistskaya e'tika v cifrovoj srede: adaptaciya zhurnalistskix kodeksov k novy'm media [Journalistic ethics in digital environment: adaptation of journalistic codes to new media]. Social'no-gumanitarny'e znaniya [Social and humanitarian knowledge], 4, pp. 341-349. (in Russ.).

11. Shcherbal, S. S. &, Stepanova, I. D. (2020). Zhurnalistika, multimedia: informacionny'j i sociokul'turny'j potencial [Journalism, multimedia: information and socio-cultural potential]. Frilans kak novoe yavlenie v rossijskoj zhurnalistike [Freelancing as a new phenomenon in russian journalism] (pp. 246-256). Krasnodar, Publishing House of the Kuban State University. (in Russ.).

12. Mathisen, B. R. (2019). Ethical Boundaries among Freelance Journalists. Journalism Practice, 13 (6), pp. 639-656.

13. Norback, M. & Styhre, A. (2019). Making it work in free agent work: The coping practices of Swedish freelance journalists. Scandinavian Journal of Management, 35 (4). DOI: 10.1016/j. scaman.2019.101076.

14. Salamon, E. (2016). E-Lancer Resistance. Digital Journalism, 4 (8), pp. 980-1000.

Олешко Владимир Фёдорович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати и сетевых изданий, департамент «Факультет журналистики» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

ORCID: 0000-0003-3001-7391

Author ID РИНЦ/WoS: 400103/ T-3044-2018

vladimir. oleshko@urfu.ru

Мухина Ольга Сергеевна, аспирант 1 года обучения кафедры периодической печати и сетевых изданий, департамент «Факультет журналистики» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).

ORCID: 0000-0001-8791-6086

olga.mukhina@urfu.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Олешко В. Ф., Мухина О. С. Этико-правовой аспект деятельности медиафрилансеров цифровой эпохи // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 1 (39). С. 166-172. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10118.

Oleshko V. F., Mukhina O. S. Ethical and legal aspects of the work of freelance journalists of the digital age // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 1 (39), pp. 166-172. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.