Научная статья на тему 'Этико-педагогическое обеспечение развития культуры морального выбора: к 35-летию одноименной главы В. И. Бакштановского'

Этико-педагогическое обеспечение развития культуры морального выбора: к 35-летию одноименной главы В. И. Бакштановского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этико-педагогическое обеспечение развития культуры морального выбора: к 35-летию одноименной главы В. И. Бакштановского»

Е.В. Беляева Этико-педагогическое обеспечение развития культуры морального выбора: к 35-летию одноименной главы В.И. Бакштановского1

В современных дискуссиях о прикладной этике удивительным образом выпала из поля зрения проблематика нравственного воспитания, а между тем оно выступает наиболее очевидным вариантом «приложения» этики к практической деятельности. Диссертации на темы нравственного воспитания защищаются по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Это свидетельствует о том, что нравственное воспитание является прикладной этикой и в другом смысле: не просто теоретической этикой, приложенной к конкретной предметной области, но нормотворчеством, порожденным этой предметной областью.

Нравственное воспитание представляет собой ярчайший образец фронезиса как этического знания-умения, выступает как «способ перевода этического знания в решение, в действие. Это личностно воплощенное знание и воспитательное мастерство»2. Если 35 лет назад такая постановка вопроса была инновационным прорывом, то сейчас уже можно говорить об определенных результатах движения и этико-педагогической мысли, и воспитательной прак-

1 Бакштановский В.И. Этико-педагогическое обеспечение развития культуры морального выбора // Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. Монография. Томск: Изд-во Томск, гос.ун-та, 1977. С. 172-184.

2 Бакштановский В.И. Лаборатория в храме свободы: прикладная этика и моральное творчество: концепция гуманитарной экспертизы и консультирования. Тюмень: Ин-т проблем освоения Севера СО АН СССР, 1990. С. 33.

тики в этом направлении. В результате современное нравственное воспитание может рассматриваться как вид прикладной этики, который преследует целью развитие фроне-стических умений в области морального выбора.

Переосмысление теоретических оснований нравственного воспитания произошло во второй половине XX века в контексте глобальных социальных и духовных процессов современности, которые выявили ограниченность системы образования и воспитания, сложившейся в культуре классического модерна3. Ответом на кризис стали, с одной стороны, сциентистски-технократические, а с другой - гуманитарные подходы в педагогике, в том числе синергетические и постмодернистские4. На постсоветском пространстве поиск новых стратегий нравственного воспитания был обусловлен также потребностью в преодолении авторитарного наследия5.

Если обобщенно охарактеризовать произошедшие изменения, то в первую очередь речь идет о плюрализации мировоззренческих установок, признании принципиального многообразия нравственных ценностей современного мира, в котором моральный выбор оказывается ключевым моментом нравственной деятельности. Любая современная теория и методика нравственного воспитания предполагает формирование не столько определенного типа нравственной личности, сколько воспитание способности к нравственному выбору. Даже обращение к христианской и

3 Буйко Т.Н. Воспитание личности как проблема философии образования ХХ-ХХ1 вв. // Образование и педагогическая наука. Труды Национального ин-та образования. Вып. 1. Минск, 2007. С. 34-67.

4 Можейко МЛ. Анализ онтологических оснований воспитания личности в системе непрерывного образования // Образование и педагогическая наука. Труды Национального ин-та образования. Вып. 1. Минск, 2007. С. 7-34.

5 Чекина Е.В. Определение целевой направленности нравственного воспитания в российской и белорусской педагогике второй половины XX - начала XXI в. // Вестник Гродненского ГУ им. Я. Купа-лы. Сер. 3. 2008. № 3. С. 78-83.

народной педагогике на современном этапе не означает возвращения к авторитарным методикам воспитания, но ориентировано на активность воспитанника как субъекта воспитания, делает акцент на ситуациях выбора6.

Другая новая значимая идея - это идея личностно-ориентированной педагогики, которая исходит из того, что не только педагог, но и воспитанник является полноценным субъектом морали. «В системе нравственного воспитания в информационном обществе основополагающая роль отводится личностно представленным субъектам - личности воспитателя и личности воспитуемого»7. Понимание нравственного воспитания как субъект-субъектного отношения закономерно опирается на общефилософские идеи диало-гизма8 и различные коммуникативные стратегии. Эта фундаментальная установка современной педагогической деятельности находит свое выражение в специальных диалоговых техниках: цепочках вопросов, ступеньках вопросов, примерах-подсказках, совместном обсуждении результатов диагностических методик9.

Личностная, субъектная, диалогическая ориентация современной педагогики выводит на передний план идею самовоспитания. Это позволяет поставить вопрос не только о

6 Сабиров В.Ш., Соина О. С. Этика и нравственная жизнь человека. СПб., 2010; Бондырева С.К., Колесов Д.В. Нравственность. М.; Воронеж, 2011.

Сафина Г.М. Поступок в структуре нравственного выбора (анализ проблемы в контексте народной мудрости). Автореф. дис. ... канд. филос. наук. 09.00.01. Чебоксары, 2010.

7 Павловская O.A. Нравственное воспитание как фактор преобразования социальной системы // Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / Под ред. O.A. Павловской. Ин-т философии HAH. Минск, 2011. С. 158.

8 Шеин СЛ. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 51.

9 Шемшурина МЛ. Диалогическое взаимодействие на уроках этики как средство нравственного воспитания. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. М., 2000.

непрерывном образовании, но и о непрерывном нравственном воспитании, о воспитании не только детей, подростков и студенческой молодежи (о чем до сих пор шла речь в педагогике), но и о воспитании и самовоспитании взрослых. Показательным в этом плане является появление книги В.И. Андреева «Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного совершенствования»10, в которой предлагаются методики тестирования нравственных качеств педагогов и упражнения по их улучшению. Если прежде становление ценностных ориентаций и нравственных отношений было проблемой в основном для молодых людей, то в современном мире все более насущным становится «повышение нравственной квалификации» взрослых, которые в быстро меняющемся мире сталкиваются с ситуациями, выходящими за границы привычного нравственного опыта, и которые не менее молодых нуждаются в этической экспертизе и консультировании.

Это «уравнивание в правах на нравственное воспитание» привело к благоприятному изменению педагогического дискуса. Если прежде при формулировании целей нравственного воспитания подчеркивалась активная организующая роль педагога («сформировать», «обучить», «развить»), то теперь большинство методических разработок трактуют функцию педагога как «педагогическую поддержку», «создание педагогических условий» для тех или иных процессов нравственного самовоспитания личности11. При такой постановке вопроса педагог выступает не верховным арбитром в вопросе правильности морального выбора, но организует диалогическое взаимодействие с тем, кто перед этим выбором стоит.

Двадцать лет назад В.И. Бакштановский, обосновывая

10 Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного совершенствования. Казань, 2003.

11 Петрова Е.В. Педагогическое стимулирование нравственного самовоспитания старшеклассников. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. Смоленск, 2011.

идею этического консультирования, только обронил мысль о том, что функция консультанта не в том, чтобы решать за другого, а в том, чтобы быть помощником, ассистентом, поддерживать и усиливать внутренние моральные ресурсы личности12. Теперь же понятие «ассистированного морального выбора» обрело устойчивость. Ф.Г. Майленова разработала его применительно к деятельности психолога-кон-сультанта. В ситуации разделенной ответственности «клиент никоим образом не освобождается от ответственности, напротив - учится брать ее на себя в процессе осознания всех возможностей выбора, которые ранее были ему недоступны»13.

Аналогичная идея присутствует и в биоэтике, когда речь идет о принятии решения людьми с ограниченной дееспособностью, моральный выбор которых не может быть в полной мере самостоятельным, но которым в то же время нельзя отказать в праве выступать субъектами морали .

Теория нравственного воспитания и профессиональная этика пересекаются и выступают в прикладном аспекте в тех работах, которые посвящены нравственному воспитанию студентов в контексте их будущей профессии, формированию не просто нравственных качеств, но качеств, необходимых в данной сфере деятельности. Понятно, что различные профессии сами по себе имеют различное нравственное наполнение, и есть те, в которых давно сложилась профессиональная этика, а также новые профессии, на этическую компоненту которых следует обратить особое вни-

12 Бакштаноеский В.И. Лаборатория в храме свободы: прикладная этика и моральное творчество: концепция гуманитарной экспертизы и консультирования. С. 49-50.

13 Майленова Ф.Г. Ассистированный моральный выбор и нравственная ответственность психолога-консультанта. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. 09.00.05. М., 2003. С. 14.

14 Gastmans С., Lepeleire J. de Living to the bitter end? A personalist approach to euthanasia in persons with severe dementia // Bioethics. 2010. Vol. 24, Issue 2. P. 78-86.

мание15. Между тем экспериментальное исследование духовности в связи с профессией человека, проведенное Институтом психологии РАН16, дало результаты, которые стоит проанализировать. Протестировав представителей десяти профессий по шкале добра, по шкале зла и сложив полученные цифры, исследователи составили следующую нравственную иерархию профессий:

• биологи (+53)

• столяры (+45)

• учителя (+37)

• бухгалтеры (+35)

• автослесари (+32)

• конструкторы (+30)

• архитекторы (+25)

• ветеринары(+4)

• милиционеры (-3)

• швеи-мотористки (-9)

Оказалось, что биологов отличает бескорыстие, стремление к знаниям и самосовершенствованию, для швей же главными качествами выступают стремление к материальным благам и зависть. Эти данные заставляют по-новому посмотреть на значимость нравственного воспитания для людей различных профессий. Кто бы мог подумать, что баланс добра и зла уходит «в минус» не только у милиционеров, но и у безобидных швей-мотористок, а «бездушные» бухгалтеры находятся на одном уровне с одухотворенными учителями! Это возвращает к мысли о необходимости не только профессиональной этики в традиционных ее областях, но и об этической поддержке других профессий.

Цель - как воспитания, так и самовоспитания - чаще

15 Корнилова В.В. Формирование нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. Якутск, 2010.

16 Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М., 2008. С. 158-171.

всего раскрывается через набор нравственных качеств, которыми должна обладать личность. И поскольку чаще всего речь идет о детях, подростках и молодежи, то сам набор качеств является достаточно простым и почти не подвергается обсуждению. Педагогические усилия направлены на разработку методики формирования этих качеств, которая в свою очередь требует их предварительной диагностики17. Наиболее удачными являются те методики, в которых диагностика совмещена с собственно воспитанием. То есть не педагог изучает качества воспитанника, чтобы корректировать их по собственному разумению, но сам учащийся получает более полное, ясное, осознанное представление о своем нравственном облике, что в большинстве случаев выступает стимулом к исправлению нравственных качеств, к самовоспитанию.

Какую бы методику ни применял автор исследования, его практическая апробация неизменно приводит к существенному повышению нравственного уровня задействованных в педагогическом эксперименте учеников. При этом наилучшие результаты получаются в отношении учащихся с низким и средним нравственным уровнем18. Любая воспитательная программа пробуждает в них нравственных субъектов, побуждает задуматься о собственной нравственности и начать претворять ее в жизнь.

За прошедшие годы исследователи и практики разработали целый ряд конкретных методик этико-педагогичес-кой поддержки развития культуры морального выбора. Так, практикум по этике, необходимость которого В.И. Бакшта-новский обосновывал 35 лет назад, борясь с возражениями скептиков, ныне стал обязательным элементом учебно-ме-

17 Михалкович Н.В., Пархоць E.H. Методики диагностики духовно-нравственных качеств личности: пособие. Гродно, 2008.

18 Шестопалов С.В. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в новом информационном пространстве. Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. М., 2008.

тодических пособий по этике19. Например, наряду с проблемными вопросами, развивающими упражнениями, ситуациями для анализа, профессором И.Л. Зеленковой20 разработан целый ряд жанров индивидуальных творческих заданий, каждый из которых провоцирует студента стать субъектом самовоспитания. Например:

* создание собственной концепции «правильной жизни»;

* исследование особой («своей») этической проблемы;

* актуализация («оживление») какой-либо этической персоналии или традиции (например, «Мой Аристотель», «Мой ригоризм» и т.п.);

* создание нравственно-психологического портрета: собственного, своего друга, своего «врага», своего «героя» и т.п.;

* мини-социологическое исследование этической проблемы;

* реклама этической идеи;

* ролевое письмо (или переписка);

* «Я и Другой» (диалог с другом);

* этический анализ ситуации морального конфликта;

* определение рейтинга этических феноменов (персоналий, направлений, проблем).

Тематика таких работ практически безгранична и столь интересна, что вызывает желание выполнить индивидуальное творческое задание даже у коллег по кафедре.

Эффективным направлением развития культуры морального выбора являются игровые методики. Деловая игра, ролевая игра, имитационная игра позволяют людям любого возраста моделировать свое поведение в ситуациях морального выбора. Определенной новацией в этом отношении выступает использование в целях нравственного

19 Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие и практикум. Минск, 2001.

20 Зеленкова И.Л. Методическая модель преподавания курса «Этика»: учебно-методическое пособие для студентов отделения философии ФФСН БГУ. Минск, 2011.

воспитания компьютерной игры, моделирующей проблемно-конфликтные ситуации, требующие морального выбора21. Увлекательность компьютерной игры используется «в мирных целях», многократное повторение «правильных действий» на симуляторе постепенно переходит в привычку реального поведения.

Своеобразная методика нравственного образования и воспитания, состоящая в работе с этическим словарем, предложена Л.А. Коч22. Составление такого словаря на протяжении учебного года, использование его на уроках по различным предметам, различные по степени сложности этические задачи, которые можно решать с учениками разных возрастов, все это делает методику по-настоящему креативной, развивающей способности к нравственному творчеству, как у детей, так и у педагога.

Чрезвычайно полезным в деле этического образования и воспитания оказался метод «кейсов», целенаправленного обсуждения и нравственного анализа конкретных ситуаций. Опыт летних этических школ показывает его высокую эффективность, особенно в вопросах прикладной этики. К этой же технологии образования примыкает и обсуждение моральных дилемм23, анализ которых приобрел популярность в связи с работами Л. Кольберга и М. Хаузера24.

Моральные дилеммы, ставящие человека в сложную ситуацию выбора из двух взаимоисключающих и равно небезупречных решений, наилучшим образом активизируют моральное сознание. Однако следует заметить, что увле-

21 Тутолмин А.А. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. М., 2006.

22 Коч Л.А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. М.; Воронеж, 2000.

23 Голикоеа Т.В. Педагогические условия эффективного применения моральных дилемм в нравственном воспитании подростков. Ав-троф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. Казань, 2004.

24 Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. М., 2008.

чение дилеммами как выбором из двух зол еще не приводит к формированию фронезиса, нравопреобразующего знания, помогающего все-таки разрешать проблемные ситуации. Кроме того в современном мире, с его плюрализмом ценностей, полезно не сводить моральный выбор к жесткой оппозиции «или-или», а ориентироваться на поиск решения в веере возможных вариантов, ибо стремление к однозначному моральному выбору никак не согласуется с воспитанием столь актуальной моральной добродетели, как толерантность.

Инновацией является возникновение проектно-ориен-тированной педагогики, представляющей собой очередную форму поощрения самостоятельной индивидуальной, прак-тико-ориентированной деятельности учащихся и воспитанников. Наряду с освоением знания и приобретением умений, выдвижение социальных проектов и участие в их реализации становится мощным средством нравственного воспитания. Хотя новизна такого подхода тоже относительна: тимуровское движение в советское время вполне соответствовало критериям «проекта».

В целом воспитание учащихся в условиях общения и нравственного выбора становится не просто продуктивной инновацией, но устойчивым методическим приемом. Другое дело, что увлечение игровыми методиками, методом «кейсов», кредитно-модульными стратегиями25 и прочими психологически увлекательными приемами сближает процесс воспитания с обычным ток-шоу. Однако в отличие от последнего, главной целью которого является удержание внимания зрителей, цель воспитательной методики - получение результата, которым являются нравственные качества и моральные навыки личности.

Итак, краткий обзор этико-педагогических наработок начала XXI века позволяет сделать вывод, что воспитание культуры морального выбора получило приличное обеспе-

25 Подольская ЕЛ. Этика. Кредитно-модульный курс. М. ; Ростов-н/Д, 2010.

чение не только на уровне теоретического обоснования, но и на уровне конкретных методик. Проблемной же зоной по-прежнему остается воспитание взрослых, функционирование прикладной этики в среде людей, принимающих управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.