Научная статья на тему '«ЭТИКА ЗЕМЛИ» ОЛДО ЛЕОПОЛЬДА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОФИЛОСОФИИ'

«ЭТИКА ЗЕМЛИ» ОЛДО ЛЕОПОЛЬДА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая этика / Олдо Леопольд / экофилософия / экологический кризис / экологическое сознание / экологический императив / environmental ethics / Aldo Leopold / ecophilosophy / environmental crisis / environmental consciousness / environmental imperative

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенников Дмитрий Витальевич, Кондратьева Светлана Борисовна

Статья посвящена анализу «Этики земли» Олдо Леопольда и ее роли в формировании экофилософии и экологической этики. В ходе исследования были проанализированы элементы концепции, выявлены проблемы, препятствующие развитию экофилософских взглядов мыслителя. Показано, что работы американского философа и его последователей являются основанием для дальнейшего развития экологической этики и экофилософии и формировании на их основе новых экологических императивов, направленных на гармонизацию биоцентризма и антропоцентризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALDO LEOPOLD'S "ETHICS OF THE EARTH" AND ITS ROLE IN SHAPING ENVIRONMENTAL ETHICS AND ECOPHYLOSOPHY

The article is devoted to the analysis of the "Ethics of the Earth" by Oldo Leopold and its role in the formation of ecophilosophy and environmental ethics. During the study, elements of the concept were analyzed, problems were identified that impede the development of ecophilosophical views of the thinker. It has been shown that the work of the American philosopher and his followers is the basis for the further development of environmental ethics and ecophilosophy and the formation on their basis of new environmental imperatives aimed at harmonizing biocentrism and anthropocentrism.

Текст научной работы на тему ««ЭТИКА ЗЕМЛИ» ОЛДО ЛЕОПОЛЬДА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОФИЛОСОФИИ»

УДК 17

«ЭТИКА ЗЕМЛИ» ОЛДО ЛЕОПОЛЬДА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОФИЛОСОФИИ

Семенников Дмитрий Витальевич

студент, Московский педагогический государственный университет,

г. Москва, Россия E-mail: drapmen@mail.ru

Научный руководитель: Кондратьева Светлана Борисовна

кандидат философских наук, доцент, Московский педагогический государственный университет,

г. Москва, Россия E-mail: drapmen@mail.ru

ALDO LEOPOLD'S "ETHICS OF THE EARTH" AND ITS ROLE IN SHAPING ENVIRONMENTAL ETHICS AND ECOPHYLOSOPHY

Semennikov Dmitry

student, Moscow state pedagogical university,

Moscow, Russia E-mail: drapmen@mail.ru

Scientific supervisor: Kondratyeva Svetlana Candidate of Philosophy, associate Professor, Moscow state pedagogical university,

Moscow, Russia E-mail: drapmen@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу «Этики земли» Олдо Леопольда и ее роли в формировании экофилософии и экологической этики. В ходе исследования были проанализированы элементы концепции, выявлены проблемы, препятствующие развитию экофилософских взглядов мыслителя. Показано, что работы американского философа и его последователей являются основанием для дальнейшего развития экологической этики и экофилософии и формировании на их основе новых экологических императивов, направленных на гармонизацию биоцентризма и антропоцентризма.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the "Ethics of the Earth" by Oldo Leopold and its role in the formation of ecophilosophy and environmental ethics. During the study, elements of the concept were analyzed, problems were identified that impede the development of ecophilosophical views of the thinker. It has been shown that the work of the American philosopher and his followers is the basis for the further development of environmental ethics and ecophilosophy and the formation on their basis of new environmental imperatives aimed at harmonizing biocentrism and anthropocentrism.

Ключевые слова, экологическая этика, Олдо Леопольд, экофилософия, экологический кризис, экологическое сознание, экологический императив.

Keywords: environmental ethics, Aldo Leopold, ecophilosophy, environmental crisis, environmental consciousness, environmental imperative.

Сохранение природных ресурсов, обеспечение устойчивого развития и экологической безопасности являются приоритетными задачами современности. Их решение возможно лишь при полном осмыслении человеком себя как микрокосма, как частицы Вселенной. Обращение к творческому наследию Олдо Леопольда, внесшего неоспоримый вклад в развитие экофилософии, не теряет актуальность и в наши дни. И если при

185

жизни мыслителя его работы не приобрели столь широкую известность и лишь отчасти внесли свою лепту в формировании экофилософии, сегодня обращение к главному труду мыслителя «Календарь песчаного графства» предлагает современным исследователям обратиться к поиску решения проблем, связанным с анализом сложившейся экологической ситуацией.

Свою авторскую концепцию экологической этики О. Леопольд назвал «Этикой земли», указывая, что на данном этапе общественного развития планета для человека - предмет собственности, подразумевающий только права без обязанностей [2, с. 55], а экологическую этику коррелировал с ограничением свободы действий в борьбе за существование [1, с. 7]. В своих работах мыслитель акцентировал внимание на необходимости в самоограничениях человека, на провозглашении морального статуса окружающей среды и обязанностей по ее охране. Антропоцентрическая позиция не должна быть приоритетной по отношению к природе, а создание новых императивно должны быть направлены на интеграцию взаимосвязи «Человек-Природа».

Основная проблема концепции экологической этики Олдо Леопольда заключается в чувственном ее обосновании. Соблюдение этических норм в отношениях человека с природой обуславливается сопереживанием и уважением к другим живым существам и к пониманию сложности «земного организма» [3, с. 51]. Такая личностная позиция должна формироваться в процессе экологического воспитания, однако непреодолимым препятствием в этом служит отсутствие рационального объяснения экофилософских императивов.

Фундаментом нового мышления должно стать представление о «правильности вещей». По мнению О. Леопольда, вещь правильна тогда, когда у нее есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биологического сообщества [2, с. 54]. Рассматривая этот важный аспект, необходимо подчеркнуть, что большинство создаваемых людьми благ не могут удовлетворять вышеупомянутому стандарту из-за использования природных

ресурсов и территорий, из-за чего идея сохранения целостности и стабильности становиться утопической. Также необходимо обратить внимание на то, что один и тот же объект у двух наблюдателей может вызывать разные чувства, следовательно, тенденция к сохранению красоты ничто иное как субъективное восприятие изменений.

О. Леопольд, вслед за Г. Торо, одним из первых стал указывать на необходимость охраны не только самой дикой природы, но и ее свободы [2, с. 56]. В то же время свобода всегда была неразрывно связана с ответственностью за человека за свои действия. Также следует обратить внимание и на противоречие, создаваемое императивом экологической этики Олдо Леопольда, который пришел к выводу, что наша планета не мертва, а жива [2, с. 56]. С биологической точки зрения, жизнь - это активная форма существования материи, обладающей свойствами живого (размножение, питание, дыхание и т. д.). В этом смысле лишь некоторые компоненты окружающего мира являются живыми.

Согласно представлениям Олдо Леопольда, система охраны природы, опирающаяся только на экономические интересы, бессмысленна и неэффективна [6, с. 49]. Он писал о наличие у земли внутренней ценности, делающей ее ценной не из-за того, что она может дать, а лишь потому, что она существует [2, с. 56]. О. Леопольд указывал на необходимость уменьшения влияния антропогенных факторов для избежания глобальных катастроф, наделяя нашу планету внутренней ценностью. Однако некоторые рассуждения мыслителя требуют серьезного анализа. Например, если планета обладает внутренней ценностью, пока соответствует ее определению как астрономического тела, то нет смысла человечеству ограничивать свое влияние на природу. Если же земля имеет присущую ценность до определенного периода, то какими параметрами среды ограничивается этот промежуток времени? Есть ли вероятность, что земля на современном этапе развития уже не обладает внутренней ценностью, присущей ее от момента сотворения?

Продолжая рассуждения о земле, О. Леопольд пишет: «Эволюционные

изменения... являются обычно медленными и локальными. Изобретение человеком инструментов дало ему возможность сделать изменения беспрецедентной жестокости, быстроты и масштаба» [5. с. 53]. В своем главном труде «Календарь песчаного графства» он также отмечает следующее: «Дикая природа, подобно ветру и солнечным закатам, воспринималась как нечто само собой разумеющееся, пока прогресс не начал теснить и уничтожать ее» [4, с. 13]. Налицо противоречие эволюции и прогресса. Общество развивается быстрее природы, которая не успевает самовосстанавливаться после антропогенных вмешательств. Однако предпринимаемые социумом шаги по модернизации социального пространства и общественных отношений улучшают качество жизни самих людей, таким образом встает проблема о приоритете ценности человека над внутренней ценностью природы.

Из вышеизложенного анализа экофилософских взглядов Олдо Леополда можно акцентировать внимание на следующем: во-первых, опираясь на имеющиеся труды мыслителя и его последователей, сложно конкретизировать экологические императивы взаимоотношений человека и природы; во-вторых, концепция мыслителя не дает четкого обоснования для выхода человечества из экологического кризиса, что указывает на необходимость развития экофилософии и экологической этики, поскольку перед человеком встают все новые экологические проблемы, от решения которых зависит будущее планеты Земля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику / В.Е. Борейко. - Изд. пятое, доп. - Киев : Логос, 2013. - 168 с.

2. Борейко В.Е. Философы зоозащиты и природоохраны / В.Е. Борейко. - Киев : Логос, 2012. - 180 с.

3. Кряж И.В. Психология глобальных экологических изменений / И.В. Кряж. - Харьков : ХНУ им. В.Н. Каразина, 2012. - 512 с.

4. Леопольд О. Календарь песчаного графства / О. Леопольд. - Пер. с англ. И.Г. Гуровой / Под ред. и с предисл. А.Г. Банникова. - М.: Мир, 1980. -216 с.

5. Маврищев В.В. К вопросу об этических основах экологии / В.В. Маврищев // Материалы международной научной конференции «Сахаровские чтения 2004 года: экологические проблемы XXI века». - Минск : Триолета, 2004. - С. 52-54.

6. Михель И.В. Глобальная биоэтика: развитие в Северной Америке / И.В. Михель // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2018. - № 2 (24). - С. 41-56.

7. Халудорова Л.Е. Экологическая этика как императив современности / Л.Е. Халудорова // Вектор науки ТГУ Серия «Педагогика. Психология». - 2012. - № 1 (8). - С. 305-309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.