УДК 17.026Доннелли
Пугачева Наталья Петровна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и иностранных языков Пензенского государственного аграрного университета
ИДЕИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В «ФИЛОСОФИИ ЖИВОГО» СТРЭЧАНА ДОННЕЛЛИ
Pugacheva Natalya Petrovna
PhD, Associate Professor, Philosophy, History and Foreign Languages Department, Penza State Agrarian University
IDEAS OF ENVIRONMENTAL ETHICS IN THE "PHILOSOPHY OF THE LIVING" BY STRACHAN DONNELLY
Аннотация:
Статья посвящена анализу этических воззрений американского философа, основателя Центра человека и природы в Иллинойсе Стрэчана Доннелли (Strachan Donnelly). Мыслитель, общественный деятель и филантроп, последователь экологической этики О. Леопольда утверждал необходимость формирования «демократического экологического гражданства» на основе этики ответственности (Ганс Йонас), эволюционной биологии (Эрнст Майр) и философии органического (Альфред Норт Уайт-хед). Доннелли призывал к диалогу философов, биологов, экологов, экономистов, поэтов и художников со всего мира ради сохранения настоящего и будущего земного мира. В книге Доннелли «Философия лягушачьего пруда: очерки о взаимоотношениях человека и природы» показана необходимость отказа от редукционистской философии мертвой природы и перехода к этике индивидуальной и коллективной ответственности перед живой природой и человеком. Концепция экологической этики и философии живого Стрэчана Доннелли представлена отечественному читателю впервые. В статье выявляются истоки философии Доннелли и показывается его вклад в современную этику и философию биологии. На примере данного учения автор демонстрирует возможность выделения этики жизни как особого раздела практической философии, выходящего за рамки «классической» экологической этики.
Ключевые слова:
Стрэчан Доннели, Ганс Йонас, Уайтхед, О. Леопольд, экологическая этика, ответственность, этика жизни, онтологическая аксиология.
Summary:
The paper analyzes the ethical views of the American philosopher, founder of the Center for Humans and Nature in Illinois, Strachan Donnelly. Thinker, social activist and philanthropist, follower of environmental ethics of O. Leopold argued for a "democratic environmental citizenship"» based on an ethics of responsibility (Hans Jonas), evolutionary biology (Ernst Mayr) and organic philosophy (Alfred North Whitehead). Donnelly called for dialogue among philosophers, biologists, environmentalists, economists, poets and artists from all over the world to preserve the present and future of the earthly world. Donnelly's book "Philosophy of the Frog Pond: Essays on the Relationship between Humans and Nature"» shows the need to abandon the reductionist philosophy of dead nature and move towards an ethics of individual and collective responsibility towards living nature and human life. The concept of environmental ethics and philosophy of living of Strachan Donnelly is presented to the Russian reader for the first time. The article identifies the origins of Donnelly's philosophy and shows his contribution to modern ethics and the philosophy of biology. On the example of this teaching, the author shows the possibility of highlighting the ethics of life as a special section of practical philosophy that goes beyond the framework of the «classical» environmental ethics.
Keywords:
Strachan Donnelly, Hans Jonas, Whitehead, A. Leopold, environmental ethics, responsibility, ethics of life, ontological axiology.
Безусловно, тема нравственного отношения к природе не нова, однако ввиду все усложняющихся связей в системе «человек - природа» ее актуальность и сегодня не вызывает сомнения. Появление новых имен среди признанных и общеизвестных говорит о растущем интересе современного научного сообщества к данной проблеме. В связи с этим целью статьи является представление и анализ концепции экологической этики американского философа и общественного деятеля, основателя Центра человека и природы в Иллинойсе Стрэчана Доннелли. Его имя и идеи практически неизвестны отечественному читателю, поэтому новизна данной работы состоит в определенном вкладе в исследование проблемного поля экологической этики, в частности, в аспекте ее онтологического обоснования. Основными задачами статьи являются раскрытие источников экологической этики С. Доннелли, анализ его концепции и обоснование значимости его трудов.
Необходимость наполнения нравственным содержанием взаимоотношения человека и природы ни у кого не вызывает сомнения. Известно, что еще в конце XIX - начале XX века общественные деятели в США начали борьбу за охрану природы. Различные природоохранные мероприятия - создание первого национального парка в Йеллоустоне, появление охраняемых земель и законов о регулировании использования государственных земель и т. д. - тем не менее не были свидетельством комплексного подхода, каким впоследствии стала экологическая этика, предла-
гающая не пассивную защиту природы, а активные действия, включающие и изменение общественного сознания. Именно тогда прозвучал голос молодого лесничего Олдо Леопольда (18871948), автора легендарной книги «Календарь песчаного графства», сделавшей его отцом современной экологической этики. «Календарь» был почти готов, когда О. Леопольд трагически погиб при тушении лесного пожара, и отредактированный сыном был издан в 1949 году.
Спустя 70 лет, так же после смерти автора, отредактированная дочерью, вышла в свет «Философия лягушачьего пруда» ("Frog Pond Philosophy") [1] Стрэчана Доннели (Strachan Donnelly, 1942-2008) - американского философа, последователя О. Леопольда.
С. Доннелли с 1996 по 1999 год был президентом знаменитого Hastings Center, института биоэтики, и руководителем его программы «Люди и природа». Основанный им в Иллинойсе в 2003 году Центр человека и природы (The Center for Humans and Nature) стал его авторской попыткой понять мир природы и место человека в нем. Доннелли хотел собрать за одним столом философов, биологов, экологов, экономистов, поэтов и художников [2] со всего мира ради утверждения общей идеи ответственности друг перед другом и всем живым сообществом, - говорится на сайте Центра [3]. Речь идет о внутренней связи свободы и ответственности, индивидуальной и коллективной.
По мнению Доннелли, многие до сих пор думают в рамках устаревшего мировоззрения, находясь в природе Ньютона, подчиняясь законам редукционистского мышления. Человечеству еще предстоит осознать ценность природы и широкие моральные и гражданские обязанности перед ней, тогда как время, отведенное на предотвращение человеческих и стихийных бедствий, истекает. «Мы все еще находимся в стареющем XIX веке, на дымящемся локомотиве, работающем на угле и направляющемся к горному туннелю, который является тупиком без выхода», -образно рассуждает философ в своей статье «Эволюционная биология, философия природы, этика ответственности» [4]. Будущее сложно предвидеть, и об «Этике земли» Леопольда еще предстоит услышать в городских центрах, где сосредоточены власть и лица, принимающие решения. «Песчаное графство» - философский, культурный и нравственный маяк, свет которого поможет выжить в будущем. Однако нам повезло видеть перед собой и другие тексты, которые, по образному выражению Доннелли, могут стать «симфониями нового мира» [5]. К таковым он относит размышления Альфреда Норта Уайтхеда, Эрнста Майра и Ганса Йонаса.
Докторская диссертация Доннелли «Живое тело: организмы и ценность» была посвящена философии Уайтхеда, который еще в начале XX века критиковал физикализм и концепцию мертвой природы. О правильной оценке органической природы говорил и эволюционный биолог Э. Майр.
В отношении Г. Йонаса Доннелли обратил внимание на предпосылки перехода к новой этике ответственности, соответствующей настоящему и будущему человечества и природы. К таковым, в том числе, следует отнести нигилистические последствия редукционистской науки, выразившиеся в радикальном уничтожении ценностей, и реальные практические угрозы, когда современные технологии выходят из-под контроля.
Отметим, что между выходом в свет известного на весь мир труда Г. Йонаса «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации» [6] и публикацией упоминавшейся выше статьи Доннелли прошло почти 30 лет. Констатация экологического и морального кризиса стала обычным делом, но призывы Йонаса, по мнению Доннелли, не совсем обычны [7]. Йонас утверждал, что традиционным этическим системам не хватает внутренних ресурсов, чтобы справиться с беспрецедентными технологическими способностями человека. И такой этический вакуум немецкий философ стремится заполнить этикой ответственности, сделав это своей героической задачей. Философская реабилитация природы, жизни, разума и объективных ценностей становится онтологическим основанием этики нового типа.
Список мыслителей и ученых, оказавших влияние на Стрэчана Доннелли, не ограничивается упомянутыми выше Уайтхедом, Леопольдом, Майром, Йонасом. Это и Чарльз Дарвин, и Борис Пастернак, и малоизвестный отец Фрэнсис Кляйн, настоятель аббатства Мэпкин в Южной Каролине. Хотя Доннелли и остался верен философии и эволюционному мышлению, встреча с Кляйном оказалась для него роковой. Вскоре после нее именно в аббатстве Мэпкин встретились рыбаки, охотники, историки, землевладельцы и бизнесмены, чтобы обсудить проблемы реки Купер, страдающей от изменения экосферы. Данное совещание укрепило решение Доннелли создать Центр человека и природы, который мог бы внести свой вклад в дискуссии о моральных и гражданских обязанностях перед будущим.
«Философия лягушачьего пруда» - синтез экологии и этики жизни. Идеи своих предшественников С. Доннелли продолжил в своей общественной деятельности и философском творчестве уже в новом тысячелетии, стремясь объединить важнейшие научные и философские достижения прошедшего века: этику земли, эволюционную биологию, философию живой природы и этику ответственности. Этот проект стал одним из главных для Центра человека и природы.
Доннелли предлагает всем присоединиться к нему, объединиться в поисках этики живой природы, соответствующей требованиям «демократического экологического гражданства», поскольку «идеи и идеалы имеют значение» [8].
Доннелли планировал собрать свои статьи, посвященные размышлениям об этических обязанностях человека по отношению к природе, однако не смог подготовить книгу к публикации, хотя и написал яркое введение для нее. С раннего детства страстно влюбленный в реки и земли Иллинойса он называл себя самопровозглашенным «философом ловли рыбы нахлыстом». «Философия лягушачьего пруда: очерки о взаимоотношениях человека и природы» была отредактирована его дочерью Сеарой и Брюсом Дженнингсом, редактором электронного журнала "MindingNature", выпускаемого Центром человека и природы.
«Стрэчан Доннелли, философ и основатель Центра человека и природы» - эти слова неизменно встречаются как наиболее емкая характеристика автора в различных журналах и на сайтах, где опубликованы многочисленные статьи, посвященные этике живой природы. Описание охоты на уток или ловли форели, по мнению многих читателей, не вяжется с этическим подходом к жизни вокруг. Однако Доннелли, безусловно, помнит свет, который увидел Леопольд в глазах умирающего волка, и всегда рыбу, которую теряет, помнит больше той, что часто выпускает обратно в воду.
Моральные обязанности человека перед формами и сообществами жизни, перед людьми, связанными с жизнью, настолько же естественны, как и наша моральная ответственность. Философский подход к природе порой оказывается единственно верным. И после прочтения «Философии лягушачьего пруда» читателю будет «трудно вернуться к картезианскому дуалистическому взгляду на мир, в котором разум отличается от материи <...> книга является ценным инструментом для тех, кто хотел бы доказать важность понимания нашего места и наших обязательств строить будущее в монистическом мире природы» [9], - заключает автор рецензии Джеймс Баллоу, заслуженный профессор университета Брэдли.
Во введении к книге, написанном Доннелли в 2004 году, через бытие одной лягушки открывается все многообразие и ранимость живой природы. На берегу пруда в северном Висконсине, согласно городским стандартам, сидит автор, потягивающий "Old Grand-Dad", курящий сигарету и квакающий вместе с лягушками. «Внезапно философская молния прошла сквозь мое тело. Вселенная разразилась хрипом лягушки. Раньше было огромное бессмысленное молчание кружащихся сил. Теперь был звук, звучащий, и аудитория, благодарная за характер и качество звука, пронизанного тонкими значениями и значимостью. До этого - беззвучная вселенная; теперь -вселенная, наполненная звуком, космологическая лягушка прыгнула вперед» [10].
С тех пор тот пруд стал священным местом философских размышлений для Стрэчана Дон-нелли и образом мира и его жизни, естественным контекстом бытия человека. Возомнив себя центром мира-пруда, люди забирают себе все ресурсы, не думая о том, что останется остальным обитателям пруда. Олдо Леопольд и подобные ему пытались переместить людей из центра в какую-нибудь правильную кувшинку, на которой можно жить и квакать, заботясь о благополучии пруда в целом.
«Великая симфония жизни и ее будущего серьезно испорчена и унижена. Если мы, люди, не "настроимся", пруд в буквальном смысле может остаться без лягушки, без человека и без звука» [11]. Городские философы и этики так и остаются в центре пруда, с которым они слишком по-человечески связаны. Где же найти философов-лягушек, выражающих естественную музыку пруда и способных пробудить урбанизированные уши? Как мы можем спасти священное и уязвимое время и пространство природы? «Наш земной пруд для лягушек. Это срочное дело, которое не знает границ» [12].
Несмотря на то, что Доннелли часто прибегает к мрачному описанию состояния окружающей среды, он никогда не отказывается от веры в человека, в его способность к моральной ответственности и выполнению этических обязательств по сохранению мира природы. При несомненном акценте на экологическую составляющую философские воззрения Доннелли выходят за рамки анализа современного отношения человека к природе. В них содержится попытка онтологического обоснования ценности и цели в природе. Полагаем, что наряду с представляемым нами учением Стрэчана Доннелли наличие философских концепций живого (подобных философии организма Уайтхеда, этики благоговения перед жизнью Швейцера, философии жизни и органической свободы Г. Йонаса) позволяет выделить в качестве самостоятельного раздела современной практической философии этику жизни.
Обличительным признаком философствования Доннелли является новый, живой, взгляд на проблемы, уже ставшие традиционными, но, тем не менее, не утратившими актуальности сегодня. Тем более, Доннелли, будучи известным общественным деятелем, опирается на свой богатый личный опыт. Ярко и образно, подобно О. Леопольду, и с глубоким уважением к любой форме жизни,
подобно А. Швейцеру, «самопровозглашенный философ рыбы нахлыстом» слышит в глобальном пруду миллиарды уникальных организмов с неисчислимыми геномами в единой симфонии жизни.
Кроме того, подход Доннелли можно назвать синтетическим. Для современной экологической этики ключевым моментом является «вопрос о внутренней ценности, т. е. ценности самой по себе, не зависящей от той выгоды, которую можно из нее извлечь» [13, c. 28]. Соответственно, в зависимости от того, кто является носителем этой внутренней ценности, предлагаются четыре варианта ответа на этот вопрос: только человек (антропоцентризм), страдающие существа (па-тоцентризм), жизнь вообще (биоцентризм), экосистемы (экоцентризм). Что касается С. Доннелли, он пытается уйти от редукционизма, т. е. сведения предмета этики, или практической философии, к какому-то конкретному определению или отношению. Вслед за Г. Йонасом и А.Н. Уайтхе-дом он уделяет особое внимание организму, независимо от уровня его организации и способности к страданию, чувствованию, являющемуся уникальным ввиду своей внутренней ценности (генома, по Майру). В его философии находится место и истории жизни, ее прошлому (эволюции) и ответственности за будущее жизни. И если Г. Йонас будущее планеты считает необходимым условием существования подлинного человечества, что вытекает из его формулировки нового «категорического императива» («человечество должно быть») [14], то С. Доннелли моральной обязанностью нынешнего человека считает заботу о будущем благополучии «пруда» в целом.
Сам он считает свою философию лишь одной из версий этики земли Леопольда. Однако мы полагаем, что Доннелли удалось создать собственную оригинальную концепцию этики жизни, выходящей за рамки «классической» экологической этики. Его учение можно охарактеризовать как вариант онтологической аксиологии. Исследование многогранного творчества Стрэчана Доннелли, безусловно, представляет интерес для последователей экологической этики и философии биологии, особенно в эпоху повышенного внимания к нравственным аспектам взаимоотношения человека и природы.
Ссылки и примечания:
1. Donnelley S. Frog Pond Philosophy: Essays on the Relationship Between Humans and Nature. Kentucky, 2017. 266 p. (Книга подписана в печать 19.12.2017 и фактически вышла в свет в 2018 г.).
2. Художников, чьи идеи необходимы для завершения философского мышления, например, представляет Борис Пастернак. Доннелли высоко ценил «Доктора Живаго» (Donnelly S. The Philosopher's Poet: Boris Pasternak, Dr. Zhivago, and Whitehead's Cosmological Vision // Process Studies. 1983. No. 13 (1). P. 46-58).
3. Strachan Donnelley [Электронный ресурс] // Center for Humans and Natures. URL: https://www.humansandnature.org/our-founder (дата обращения: 13.05.2020).
4. Donnelly S. Evolutionary Biology, Philosophy of Nature, Ethics of Responsibility [Электронный ресурс] // The Land Conservation Assistance Network. URL: https://www.landcan.org/article/Evolutionary-Biology-Philosophy-of-Nature-Ethics-of-Re-sponsibility/137/ (дата обращения: 13.05.2020).
5. Ibid.
6. Jonas H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation. F. a. M.: Insel, 1979. (В русском переводе: Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / пер. с нем. И.И. Ма-ханькова. М., 2004. 480 c.).
7. Donnelly S. Life and the Ethics of Responsibility // Minding Nature. 2018. Vol. 11, no. 2. P. 12-19.
8. Mission and Values [Электронный ресурс] // Center for Humans and Natures. URL: https://www.humansandnature.org/mis-sion-values (дата обращения: 09.04.2020).
9. Ballowe J. Book Review: Frog Pond Philosophy: Essays on the Relationship between Humans and Nature by Strachan Donnelley [Электронный ресурс] // EcoLit Books. URL: https://www.ecolitbooks.com/2019/02/book-review-frog-pond-phi-losophy-essays-on-the-relationship-between-humans-and-nature-by-strachan-donnelley/ (дата обращения: 09.04.2020)ю
10. Donnelley S. Frog Pond Philosophy // Minding Nature. 2018. Vol. 11, no. 2. P. 10-11.
11. Ibid.
12. Ibid.
13. Сычев А.А. Этика экологической ответственности. М., 2014. 320 с.
14. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М., 2004. 480 с.
Редактор, переводчик: Меньшикова Екатерина Игоревна