РЕЦЕНЗИИ
УДК 17.02
ЭТИКА В УСЛОВИЯХ РЫНКА ИЛИ НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К «ЭТИКЕ PR» РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: АВДЕЕВА И.А. ЭТИКА PR. ТЕОРЕТИКОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. МОНОГРАФИЯ / И. А. АВДЕЕВА. ТАМБОВ:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮЛИС», 2011. 141 с.
© Александр Владимирович РАЗИН
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, зам. зав. кафедрой этики, e-mail: razin54@mail.ru
В рецензируемой монографии исследуются теоретико-философские основания этики РЯ как одного из разделов профессиональной этики, ее особенности, принципы, кодексы.
Ключевые слова: этика; РЯ; связи с общественностью; профессиональная этика; этические кодексы.
В последние несколько десятилетий в России бурно и активно завоевывает себе место индустрия связей с общественностью. Необходимость и неизбежность РЯ проявляет себя в разных сферах: как в новом экономическом и политическом пространстве, так и в жизни различных некоммерческих организаций, скажем, в образовании и здравоохранении. Успев привыкнуть к этому, мы одновременно уже привыкли к мысли о том, что явление это из разряда «кто платит, тот заказывает музыку». Однако правомерно встает вопрос, а возможна ли игра по правилам, которые согласовывались бы не только с коммерческими и политическими интересами отдельных групп, но и с интересами общества и общественности, наладить связь с которыми является первоочередной задачей в РЯ-деятельности. Этот вопрос уже давно обсуждается не только теоретиками РЯ, но и философами. Одной из первых работ, посвященных этической проблематике в РЯ являются работы И.А. Авдеевой [1-3], однако многое из них было изложено автором в итоговой монографии «Этика РЯ. Теоретико-философский анализ» [4], представляющей определенный интерес теоретиков и практиков.
Монография посвящена крайне актуальной и пока еще мало разработанной в нашей этической литературе теме. РЯ представляет
собой достаточно развитое на Западе явление, а также активно исследуемый специалистами в области философии предмет изучения. Однако специфика российской реальности такова, что интерес к РЯ со стороны фи-лософа-этика вызывает, по меньшей мере, недоумение, учитывая своеобразие российской ментальности, формирующейся и существующей в настоящее время по законам, весьма далеким от этики.
В западной литературе имеется большое число публикаций по проблемам РЯ, в которых часто затрагиваются и этические проблемы, но стоит отметить, что этот материал носит достаточно разрозненный характер. В этом плане несомненным достоинством работы И.А. Авдеевой является попытка исследовать философскую проблематику РЯ в разных ракурсах. Во-первых, анализ этических оснований профессиональной деятельности - задача методологически сложная, предполагающая высокую философскую культуру в сочетании со способностью проникнуть в сферу, крайне далекую от философии. Не прекращаются споры по поводу того, на какую именно этическую теорию могут опереться прикладные разработки в области этики РЯ: нужно ли ориентироваться на то, что может быть названо «идеальным РЯ», или же такой подход является нежизне-
способным. Во-вторых, представляется интересным рассмотрение дихотомии теории и практики РЯ в аспекте сопоставления декларируемой нормативности и этоса профессии как системы существующих в практике ценностных предпочтений РЯ-сообщества.
Крупные национальные и международные организации, объединяющие специалистов в области РЯ, разработали свои этические кодексы. Эти кодексы имеют весьма различную структуру, в каждом их них чаще всего делается акцент на каком-то определенном аспекте РЯ-деятельности. Понятно, что это затрудняет реальное воздействие морали на практику осуществления РЯ, что с необходимостью обусловливает проведение систематизации различных кодексов и формулирование предложений по их дальнейшему развитию. В сфере внимания оказываются вопросы о том, должны ли кодексы быть отражением преобладающих ценностных установок профессионального сообщества, и, если они представляют собой нечто большее, чем отражение, то как этика может корректировать этос и в какой мере фиксируемые на уровне социологии морали ценностные предпочтения формируют реальную РЯ-прак-тику.
В целом в работах И.А. Авдеевой вырисовывается достаточно интересный замысел: реконструировать основания и содержание этических кодексов, проанализировать практику на предмет ее соответствия кодексам и на тот же предмет проанализировать ценностные предпочтения самого профессионального сообщества РЯ. Тем самым задаются три соединенных объекта исследования, взаимосвязи между которыми носят очевидный проблемный характер.
Все отмеченные вопросы получают развитие в монографии И.А. Авдеевой. Автор справедливо обращает внимание на то, что РЯ как вид деятельности, построенной на человеческих коммуникациях, имплицитно включает в себя нравственную составляющую. Можно согласиться с автором в том, что двусторонняя симметричная модель РЯ-деятельности является наиболее оптимальной, в наибольшей степени соответствующей запросам современного общества. Автор предлагает и практические рекомендации, связанные с улучшением практики РЯ в современном обществе, в частности - ин-
ститут независимой этической экспертизы в области РЯ.
В целом работа демонстрирует высокую культуру философской мысли. Она построена в логике применения метода восхождения от абстрактного к конкретному. Сначала в ней рассматривается история возникновения РЯ -деятельности, выявляется сущность этой новой профессии. Затем показывается связь с нравственными вопросами на уровне сущности. Здесь обсуждаются разные парадигмы в этике, анализируются преимущества различных решений. В целом автор отмечает, что наиболее перспективной в данном случае представляется подход Ю. Хабермаса, развиваемая им этика дискурса. Далее И.А. Авдеева переходит к рассмотрению более конкретных вопросов под углом зрения уже выявленной сущности. В поле ее внимания попадают этические кодексы и процедура принятия личных решений.
Однако в связи со всем вышесказанным возникает и немалое количество вопросов, заставляющих задуматься о проблемах куда более острых. Не только «черный РЯ», но РЯ вообще стал синонимом манипулирования, грязных технологий, обмана. В России господствует франклиновская идея «этичным быть выгодно лишь настолько, насколько выгодно», что, в сущности, совершенно закономерно, учитывая своеобразие российской экономической среды. Глубина проблемы состоит не только в том, насколько необходима этика для существования и будущей успешности профессии, но и в том, совместима ли вообще социальность и моральность и, в частности, нормы морали и экономикополитическая сфера: реальная практика не раз показывала, что успех на рынке морально далек от следования должному. Это проблема не только профессии РЯ, это проблема всего общества наших дней.
Думаю, что положение дел реально может измениться к лучшему, в смысле значимости этической компоненты в бизнесе, и у тех, кто так или иначе работает по его заказу, только тогда, когда в обществе будут существовать внешние контролирующие положение дел в публичной сфере организации. В мировой практике это имеется. В качестве примера можно привести, скажем комитет по стандартам публичной сферы Дж. Мейджера в Великобритании. Эта организация сущест-
вует на средства правительства, но в правительственные структуры непосредственно не входит. В настоящее время задачами комитета являются не только контроль выполнения этических норм государственными служащими, но и инициация обсуждения волнующих общество вопросов. Кодексов, существующих в самих организациях, в т. ч. и тех, которые занимаются РЯ, недостаточно для реального этического контроля за их деятельностью.
В работе И.А. Авдеевой данные вопросы поднимаются. Но значительной разработки пока еще не получили. Можно пожелать автору дальнейших успехов в разработке отмеченной проблематики.
1. Авдеева И.А. Некоторые этические вопросы практики РЯ // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2007. № 6.
2. Авдеева И.А. Нормативное содержание кодексов профессиональной этики РЯ // Проблемы этики: философско-этический альманах. Вып. 1. М., 2008.
3. Авдеева И.А. Моральный релятивизм и его перспективы в профессиональной этике РЯ-деятельности // История отечественной этической мысли: современное состояние, исторический опыт, новые ориентиры. Тамбов, 2009.
4. Авдеева И.А. Этика РЯ. Теоретико-философский анализ: монография. Тамбов, 2011.
Поступила в редакцию 9.12.2011 г.
UDC 17.02
ETHICS IN MARKET CONDITIONS AND SOME COMMENTS ON “ETHICS OF PR”
REVIEW ON MONOGRAPHY: AVDEYEVA I .A. ETHICS OF PR. THEORETICAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS. TAMBOV: JSC “PUBLISHMENT YULIS”, 2011. P. 141.
Aleksander Vladimirovich RAZIN, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Vice Head of Ethics Department, e-mail: razin54@mail.ru
In the reviewed monography the theoretical and philosophical bases of PR ethics as one of the departments of professional ethics, its features, principles, codes.
Key words: ethics; PR; public relations; professional ethics; ethic codes.