Научная статья на тему 'Тенденции и факторы развития профессиональной этики в сфере связей с общественностью'

Тенденции и факторы развития профессиональной этики в сфере связей с общественностью Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2268
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПОСТМОДЕРН / PROFESSIONAL ETHICS / PUBLIC RELATIONS / POSTMODERN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Авдеева И. А.

Статья представляет актуальным проблемам развития профессиональной этики в обществе Постмодерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and factors of development of professional ethics in public relations

The article presents current issues of professional ethics in postmodern society.

Текст научной работы на тему «Тенденции и факторы развития профессиональной этики в сфере связей с общественностью»

И.А. Авдеева

Тенденции и факторы развития профессиональной этики в сфере связей с общественностью

Trends and factors of development of professional ethics in public relations

Аннотация, abstract: Статья посвящена актуальным проблемам развития профессиональной этики в обществе Постмодерна.

The article presents current issues of professional ethics in postmodern society.

Автор, author: Авдеева И.А. - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат философских наук, laomin@ rambler.ru

Avdeeva, I.A. - Tambov State University, Tambov, Russian Federation, Ph.D., laomin@ram-bler.ru

Ключевые слова, keywords: профессиональная этика, связи с общественностью, Постмодерн

professional ethics, public relations, postmodern УДК: 316.307

Появление профессиональной этики можно назвать знаковым явлением наших дней, а точнее, проявлением этической ситуации постмодернистской эпохи. Ситуация постмодерна, с одной стороны, продолжает антинор-мативную линию модернистской (некласси-

ческой) философии, но, с другой стороны, как реакция на авангардизм этой эпохи, начинает поиск новых оснований человеческого бытия в новой социокультурной ситуации, когда крайности уже не нужны, но и авторитеты уже не востребованы. Старая мораль, претендующая на утверждение неких фундаментальных и неоспоримых норм и принципов, ушла в прошлое, а новая, пытаясь приспособиться к ситуации времени, четко не выработала собственной философской основы. Эту ситуацию хорошо отражает современная этика, которая, отказавшись от претензий на метаэтику, пришла к утверждению этики подчас ситуативной. Это отразилось в утрате авторитета философской этики, воспринимаемой, прежде всего, в качестве теоретической, но, главным образом в создании этики прикладной, ориентирующейся на запросы и ситуации времени.

Профессиональная этика в таком аспекте рассмотрения может оцениваться как попытка приспособить философскую этику к нуждам профессии, где старые нормативы не действуют, а требуют конкретизации и адаптации к реалиям профессиональной сферы, в которой

INETERNUM. 2011. N2.

INETERNUM. 2011. N2.

человек, согласно новой экономической ситуации, оценивается более всего как профессионал, а не как личность. Отсюда возникает главный этический конфликт профессиональной сферы: как должен поступать человек в ситуации выбора между интересами дела и нормами морали, когда «вдруг» выясняется, что экономическая ситуация рынка требует пожертвовать последними ради достижения успеха в бизнесе. Любая профессиональная этика, как совершенно справедливо отметил А.А. Гусейнов, во-первых, учреждает соответствующую профессию в качестве нормозадающей этической инстанции, и, во-вторых, описывает те исключения (отступления) от общих моральных принципов, которые диктуются логикой профессии и в конкретном профессиональном контексте воспринимаются не как отступления, а как адекватное выражение духа самих этих принципов. [1]

Это позволяет любой профессии с одной стороны заявить себя именно в качестве профессии, подняв тем самым свой социальный статус среди других видов деятельности и обеспечив уровень социального доверия, достаточный для эффективного функционирования, а, с другой стороны, иметь основания для авторитетного объяснения причин отхода от общепринятых моральных норм, хотя каждая профессия стремится к максимальному совпадению собственных этических норм с общепринятыми, что активно декларируется в миссиях различных организаций и подкрепляется многочисленными профессиональными кодексами. В этом случае возникает закономерный вопрос: а на что же тогда ориентироваться человеку в этой, по сути, неразрешимой ситуации... Опять же нормативная этика в случае принятия конкретных решений оказывается абсолютно не востребована вследствие своего прескриптивного

характера. На первый план в поиске этических оснований выходит, либо дискурсивная философия [2], либо личностная парадигма принятия решений под которую подводятся как деонтологические, так и телеологические основания.

Значительное влияние на развитие этики оказывает идея социальной ответственности. Поскольку влияние РВ. распространяется далеко за рамки организаций-клиентов, постольку и профессионалов, занятых в этой сфере не могут не волновать как преднамеренные, так и непреднамеренные последствия выполнения их функций. Это заставляет РВ.-специалистов брать на себя ответственность за выработку стандартов компетентности и поведения, в том числе, и в сфере этики.

На утверждение этических принципов влияет и такой фактор, как необходимость получения доверия со стороны клиента, который, передавая РВ.-специалисту некую информацию, вступает с ним в специальные отношения. Их «специальность» требует от профессионала действий только в интересах работодателя и соответствующих гарантий, по крайней мере, на первоначальных этапах совместной работы. Здесь профессиональная этика действенна тем сильнее, чем основательнее она подкреплена в сфере правого регулирования профессиональных отношений в той или иной профессиональной сфере. Увы, этот парадокс отнюдь не является таковым в практике, хотя и в сфере этики выбивает из-под морали ее главное фундаментальное свойство - неформализованность и свободу, как необходимое условие осуществления морального поступка.

Вместе с тем, потребность в этике у любой профессии возникает далеко не сразу. Как правило, эта потребность возникает там и тог-

да, где и когда у людей, занятых в этой сфере возникают проблемы друг с другом, работодателем или обществом. Проблемы, которые могут нанести или наносят серьезный ущерб имиджу этих самых специалистов и мешающие им заниматься этим бизнесом. Именно для решения этих проблем первоначально и проводится кодификация и нормативное регулирование профессиональной деятельности с этических позиции или с позиций моральной оценки, т.к. последняя обладает более универсальным по охвату ситуаций оценочным полем.

И в этом смысле этика PR не является исключением.

В истории развития современных PR выделяют четыре основных этапа, в рамках которых четко просматриваются и базовые этические принципы каждого [3]:

1. «Эра манипулирования» (XIX

Цель: пропаганда.

Характер коммуникаций: односторонний.

Где практикуется в настоящее время: маркетинг, спорт, развлекательные мероприятия.

Впервые официально само выражение «связи с общественностью» («public relations») употребил президент США Т. Джефферсон, когда в 1807 г. в черновике «Седьмого обращения к Конгрессу» вписал его вместо вычеркнутого «состояния мысли». Уже в 30-е гг. XIX в. понятие «public relations» вошло в употребление как «relations for the general good» («отношения ради всеобщего блага»). Широкое распространение прессы вызвало появление пресс-агентов, которые, по сути, являются предшественниками будущих PR-специалистов.

2. «Эра информирования» (начало ХХ в).

Цель: распространение информации и правдивость.

Характер коммуникаций: односторонний.

Где практикуется в настоящее время: правительство, некоммерческие организации, бизнес.

Главной фигурой этого периода стал РВ-практик А. Ли (позже его назовут «отцом» РВ). В 1906 г. Ли опубликовал «Декларацию о принципах», своего рода первый моральный кодекс профессии. В качестве основной задачи РВ-специалистов Ли сформулировал следующую - «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием».

3. «Эра убеждения» (середина ХХ в.)

Цель: влияние на общественное мнение и поведение.

Характер коммуникаций: двусторонний.

Где практикуется в настоящее время: конкурентно-ориентированный бизнес.

Самой известной фигурой этого периода стал

3. Бернайз - первый теоретик в области РВ. Наблюдается активное становление РВ как профессии и научной дисциплины. Происходит консолидация РВ-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 г. - Институт РВ в Великобритании, Ассоциация РВ в США; 1955 г. - Международная РВ-ассоциация); разрабатываются кодексы профессионального поведения.

4. «Эра взаимовлияния» (конец ХХ в.)

Цель: взаимопонимание и разрешение конфликтов.

INETERNUM. 2011. N2.

ШЕТЕтиМ. 2011. N2.

Характер коммуникаций: двусторонний.

Где практикуется в настоящее время: регулируемый бизнес, правительство, некоммерческие организации.

В современном информационном обществе происходит ускоренный рост высоких технологий и увеличение числа коммуникационных каналов. Возрастает спрос на РВ-технологии в бизнесе, политике и социальной сфере. Связи с общественностью распространяются вширь и вглубь, становятся полноправным, необходимым, конкурентоспособным направлением международного бизнеса. Интернет открывает новые возможности для развития РВ. Возрастает и степень конкуренции внутри самого РВ-сообщества. По мере насыщения рынка информацией меняется и степень доверия к ней потребителя этой информации, поэтому налаживание с потребителем информации двусторонней обратной связи становится необходимым условием успешности самих РВ. Тем более при состоявшемся на Западе переходе от «дикого» рынка к «цивилизованному», мера социальной ответственности становится все более весомой категорией. В кодексы РВ-деятельности (Лиссабонский, Афинский, Римская хартия, кодекс РВ5А, РАСО и т.д.)уже прочно вошли на сегодняшний день такие понятия, как честность в отношениях с клиентами и с общественностью, соблюдение конфиденциальности в условиях жесткой конкуренции, ответственность перед потребителем информации не только за свою работу, но и за профессию в целом и т.д.

Вместе с тем, несмотря на общую тенденцию движения к так называемым «этичным РВ», на привнесение этики в связи с общественностью оказывает влияние (и не всегда положительное) и такой фактор, как модель коммуникации, используемая в практике РВ, которая

применяется в данной организации.

Дж. Груниг и Т. Хант выделяют четыре основные модели [4].

Модель пресс-агента возникла в конце Х1Х в. Модель односторонней коммуникации с чисто пропагандистскими целями. Потребителя убеждают, но при этом достижение соблюдение объективности и правдивости информации не входит в число необходимых целей.

Модель общественной информации возникает в начале ХХ в. Задача - не убеждение, а распространение информации. Соответственно меняется отношение к правдивости, которая теперь выступает в качестве одной из целей этой модели.

Двусторонняя асимметричная модель возникает в 20-е г.г. ХХ в. Новым является включение обратной связи. Однако сохраняется неравный контроль над информационными потоками. Отсюда - асимметрия.

Двусторонняя симметричная модель возникает в 60 - 70-е г.г. Симметрия достигается сбалансированностью отношений между получателем и отправителем информации.

Четыре коммуникационные модели обуславливают и четыре соответствующих им подхода: манипулирование, информирование

общественности, ориентация на взаимопонимание, социальное партнерство. По мере вызревания рыночных отношений, стабилизации экономики, социально-политической жизни, все более отчетливо проявляются недальновидность манипулятивного понимания назначения РВ, и даже его опасность для интересов и целей фирмы. В целом же рассмотренные модели и соответствующие им подходы к РВ представляют собой определенную эволюцию в процессе становления «зрелых»

РВ-отношений: такого типа коммуникации, когда все стороны, участвующие в процессе, воспринимаются как равноправные партнеры единого коммуникативного пространства, обладающие одинаковыми правами на то, чтобы быть услышанными.

Однако же, в России, как уже неоднократно отмечалось автором, этика РВ находится в зачаточном состоянии. Так, на круглом столе по вопросам этики РВ проведенном 19 декабря 2001 г. в Центре профессиональной этики и рейтинговой аналитики, созданном на базе кафедры связей с общественностью РГПУ им. Герцена, специалисты пришли к выводу что «об этике в России говорить еще рано, но все равно нужно» [5]. Более того, одним из определяющих факторов такого состояния стала особенность именно российского бизнеса, в котором слово «этика» на данный момент нередко вызывает одну лишь усмешку, поскольку российский бизнес находится в той стадии развития, когда думают лишь о выживании, а не о самовыражении. Никто пока не готов взять на вооружение такой инструмент как этика в свои руки.

По мнению Г. Тульчинского, профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, «в нынешней России доминирует наименее зрелая - романтично-циничная, манипулятивная модель РВ», при наличии общей тенденции движения к симметричной, а то и партнерской моделям РВ [6].

Следует отметить, что «романтично-циничная, манипулятивная модель» действий российских «пиарщиков» является проблемой не только РВ. Так, например, П. Н. Киричек и О. В. Федотова в учебнике «Этика журналиста» выделяя две модели поведения журналиста (самолюбиво-макиавелистскую и этиче-

скую) отмечают, что «к сожалению, практика отечественной журналистики, в отличие от ее теории, на сегодняшний день все дальше отклоняется в сторону западных традиций далеко не лучшего образца». Эта тенденция связана именно с макиавеллистской этикой, ставящей во главу угла соображения власти и целесообразности, которые успешно сочетаются с индивидуализмом, увлеченностью и гордостью, свойственными пробивным журналистам в их стремлении любой ценой заполучить и опубликовать желаемый материал [7].

Таким образом, явно выраженная тенденция практического развития РВ в России - это франклиновская идея «этичным быть выгодно лишь настолько, насколько выгодно». Попытки изменить эту тенденцию спотыкаются о социально-экономические реалии современной российской действительности и имеют формальный характер. Однако, в европейском обществе, которое стремится придерживаться идеалов гуманизма и этики прав человека, РВ развивается как целостная нормативная система. В европейском обществе индустрия связей с общественностью является одним из направлений профессиональной этики, решая не только задачи институализации профессии, систематизируя и нормируя ее внутренние взаимоотношения и взаимоотношения с социумом, а также с другими профессиями, но и прикладные задачи, формулируемые возникающими этическими дилеммами и конфликтами. Современная профессиональная этика должна стремиться именно к этому - применимости самой этики и дальнейшему совершенствованию механизмов реализации на практике основных декларируемых принципов.

Вместе с тем, РВ-практика показывает, что само по себе наличие разработанных этиче-

ШЕТЕтиМ. 2011. N2.

INETERNUM. 2011. N2.

ских оснований недостаточно эффективно. Существуют достаточно четкие различия между этикой РВ, понимаемой как система норм, и этосом РВ, понимаемом как система ценностных предпочтений. Этот вопрос уже неоднократно рассматривался и поднимался автором [8]. Внедрение этических норм в РВ и реализация декларируемых этических оснований сталкивается с большими проблемами. Сегодня очевидно, что профессиональное сообщество не способно соблюдать ими же выработанные и формально существующие этические принципы. Гораздо более эффективно действуют внешние механизмы контроля и меры, направленные не столько против РВ-специалистов, сколько против заказчиков их услуг. Одним из вариантов внешнего механизма могло бы стать принятие некоего документа, имеющего юридическую силу, хотя, справедливости ради следует сказать о крайней ограниченности его применимости к вопросам неюридического порядка. Другой выход - создание общественных комитетов, способных оценивать деятельность специалистов в области связей с общественностью с позиций социальной ответственности, задачей которых, помимо указанной оценки, было бы также поддержание и распространение самой идеи социальной ответственности, без которой невозможно развитие этики в любой профессии.

Литература

1. Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 157.

2. Авдеева И.А. Этика PR. Теоретико-философский анализ. Тамбов, 2011. 141 с.

3. Изимбетова М. История PR // PR News. № 3-4. 2000.

4. Windahl S., Signitzer B. Using Communication Theory. An Introduction to Planned Communication. London, 1993. В книге: Г.Г. Почеп-цов. Паблик рилейшнз для профессионалов. «Рефл-бук» - «Ваклер», 2003. С. 100-101.

5. PR News, № 14, 2002.

6. Тульчинский Г. PR и этика современного российского бизнеса: особенности и перспективы // PR News, № 10, 2001.

7. П.Н. Киричёк, О.В. Федотова. Этика журналиста. Саранск, 2004.

8. Авдеева И. А. Некоторые этические вопросы практики PR // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. Научный журнал. № 6. 2007. С. 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.