ББК 87.7 УДК 17.03
ЭТИКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Бабаева Анна Владимировна,
доктор философский наук
Российский государственный социальный
университет, филиал в г. Воронеже
Аннотация. В статье рассматриваются основные трансформации этических норм и правил, происходящие в современном информационном обществе.
Ключевые слова: информация, киберпространство, этика, компьютерная этика, информационная этика, киберэтика, нетикет.
MORALITY IN THE INFORMATION SOCIETY
Babaeva A.V.,
doctor of philosophical Sciences
Abstract. The article considers the basic transformation ofethical norms and rules, taking place in the modern information society.
Key words: information, cyberspace, human morality, computer ethics, cyberethics, netiquette.
Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого постепенно начинает приближаться к суммарной стоимости продуктов материального производства, что неизбежно приводит к нарастанию ценностного отношения не только к самой информации, но и к умению ее добывать, обрабатывать и использовать. Сдвиг общественного производства в область информационной деятельности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса информатизации общества. Информация в целом становится стратегическим
ресурсом общества: происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в интеллектуальную. Она открывает принципиально новые возможности для развития техники и технологии, позволяет обеспечить максимально эффективные связи технологии с обществом, человеком и природой.
Современное воспитание и социализация человека ведется через изучение разных наук, а также через знакомство и освоение различных технологий. Какого человека формируют науки и технологии? Исследователи отмечают разные тенденции развития науки и техники. С одной стороны, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но и на самого человека, на создание материальных и духовых предпосылок для его целостного развития. С другой стороны, именно активное развитие техногенной цивилизации, порожденной научными открытиями, поставило под угрозу суще-
203
ствование человечества. Одной из самых острых проблем современности стала проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда называют современным антропологическим кризисом. Человек, усложняя свой мир, порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие жизнь. Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности человека, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии, а именно опережающее развитие технологии по отношению к нравственно-идеологическим ресурсам общества, является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизация большинства аспектов жизни.
В современном мире собственно воспитательную, нравственную функции в формировании человека берут на себя кино, реклама, музыка, звезды, миссионерские организации, Интернет (в котором по статистике порно стоит на первом месте популярности) и т. д. Так формируется человек «мозаичной культуры», обладающий «демассифицированным сознанием».
Общество начала XXI века все больше и больше захватывает культурная, политическая и экономическая система единого информационного пространства, которое влияет на социальную среду с помощью глобальных коммуникаций и индустрии развлечений.
Современные информационные технологии не всегда требуют «синхронной коммуникации», при которой люди одновременно сидят за компьютером и общаются по Интернету хоть не «здесь», но «сейчас» (в реальном времени). Чаще всего человек вовлечен в «асинхронные коммуникации», которые не требуют от людей непосредственного взаимодействия (чат-комнаты, е-шай и ньюсгруппы и т.д.) Но и в том и другом случае - как синхронной и асинхронной (исключая видео-конференции и интернет-телефонию) коммуникации - ситуативное время растягивается практически до бесконечности. Во время любого чата для ответа собеседнику по этикету вам дается от нескольких секунд до минуты и даже более - значительно большая задержка, чем при коммуникации лицом к лицу. В случае с е-шай-посланиями или ньюсгруппами вы располагаете часами, днями или даже неделями (однако надо заметить, что и здесь допустимый временной лаг определяется негласными нормами установившегося этикета). Киберпространство творит уникальное темпоральное пространство, где при условии продолжения интеракций интерсубъективное время
обоюдно растягивается. По сравнению с общением лицом к лицу партнеры имеют значительно больше времени для обдумывания и составления ответа.
С другой стороны, отсутствие непосредственного контакта «глаза в глаза» создает значительные психологические затруднения. Виртуальный мир существенно отличается от интерсубъективного. Записанные нулями и единицами отдельные люди и целые группы вместе с нематериальными контактами между ними расширяют и видоизменяют как пространственные, так и темпоральные границы человеческих взаимодействий. Мультимедиа-миры предлагают шанс выбрать себе другую визуальную личность, надеть виртуальный маскарадный костюм -их называют «аватарами» (avatars.).
Люди теперь могут иметь «онлайновых друзей» на других континентах столь же легко, как становятся хорошими друзьями соседи, живущие на одной улице. И это приводит к кризису идентичности. В виртуальном мире вы можете при помощи фантазии и воображения создать для «онлайнового друга» любой собственный имидж. В этой сфере теперь процветает бахвальство, каждый виртуальный собеседник старается наградить себя привлекательными и даже сверхъестественными качествами. Это напоминает частные объявления в газете, где люди преувеличивают свои возможности и лгут, чтобы показаться более импозантными и благообразными. Разница лишь в том, что с автором объявления в газете вы способны встретиться de facto, а «виртуальный друг» может запросто оказаться шалящим в Интернете школьником или несколькими людьми в образе одной личности. Вот почему «онлайновые группы» предпочитают встречаться только в киберпространстве.
Большую часть тех деятельностей и активностей, которые происходят в сети, включая e-mail корреспонденцию и чат-сессии, можно записать и файлом, сохранить на компьютере. Это так не похоже на настоящий мир и так для него странно - в кибер-пространстве можно постоянно иметь под рукой (клавишей) вечные летописи того, что ты говорил, кому и когда. Так как все сетевые интеракции основаны только на документах - то есть происходят в письменном виде - мы можем даже осмелеть настолько, что скажем, будто взаимоотношения между людьми по сути задокументированы и что реальность можно в любой момент времени записывать в ее цельности. Эти записи могут быть весьма удобными - можно заново пережить и по-новому оценить любую «порцию» взаимоотношений, какую пожелаете. А партнеру в отместку отправить цитату из его же собственного письма [ 4. C. 98].
204
Отсюда все более актуализируется вопрос о свободе и ответственности в ходе распространения информации. Согласно резолюции ООН № 59, свобода информации провозглашается в качестве фундаментального права человека. Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 году, провозгласила право каждого на свободное распространение и получение информации. Но в этой Декларации не уточнялось, какого рода информацию могут получать и распространять граждане. В бурно развивающейся информационной среде возникает сложный комплекс этических проблем, связанных с правами, обязанностями и ответственностью граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации. В связи с этим усиливается значение информационной безопасности. В современном мире информационная безопасность все более приобретает новый статус, превращаясь из числа технологических проблем в фило-софско-социальную, от решения которой зависит устойчивость функционирования общества в целом. Информационная безопасность - триединая проблема, которая включает в себя: обеспечение права субъектов на информацию; обеспечение и поддерживание должного качества информации; защиту информационных ресурсов субъектов информационных отношений.
Информационное общество вместе с позитивными моментами, как, например, усиление общественного интеллекта через расширение информационных возможностей, принесло с собой еще большее количество негативных моментов в форме информационных «загрязнений», искажений информационных пространств. Информационные технологии приводят к изменению стиля мышления (формализации, стандартизации предоставления информации, алгоритмизации и т. д.). Вследствие этого применение современных средств и способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом.
Современная постиндустриальная культура создала широкие возможности для манипуляции сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложным процесс социализации и формирования личности. Речь идет и об угрозе существования человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет эволюции и которую начинают активно деформировать современный техногенный мир. С ростом мутагенных факторов в современных условиях биологического воспроизводства возникает опасность резкого ухудшения генофонда человека.
Таким образом, одной из причин пристального внимания к этике, к созданию новых видов про-
фессиональной этики является антропологический кризис современного человека, проблема самоидентификации, спутанность моральных ценностей и ориентиров. В таких условиях особое значение приобретают этические знания, которые позволяют формировать комфортные зоны взаимодействия в 1Т-пространстве. Значение этих процессов столь необычно, что изучать их взялась новая социальная дисциплина - компьютерная этика. Согласно Т. Бинуму [2] одному из активных разработчиков компьютерной этики в США, понятие «компьютерная этика» было введено в оборот У. Менером, который в 1976 г. преподавал курс медицинской этики и обнаружил, что если компьютеры вторгаются в проблемные медицинские области, то появляются новые этические проблемы. Это обстоятельство привело У. Менера к осознанию необходимости разработки отдельной сферы прикладной этики, которую он назвал «компьютерной этикой». Компьютерная этика была призвана, с его точки зрения, исследовать этические проблемы, которые усугубляются, транслируются и создаются компьютерными технологиями. Он разработал университетский курс, путешествовал по Америке, проводил семинары и давал лекции по данной проблематике. Среди слушателей У. Менера был уже упомянутый Т. Бинум, который также разработал университетский курс по компьютерной этике, и более того, будучи редактором журнала «Метафилософия», предложил конкурс на написание лучшей статьи по компьютерной этике. Победителем этого конкурса стал Дж. Мур, написавший теперь уже классическую статью «Что такое компьютерная этика?». Дж. Мур определил компьютерную этику следующим образом: «С моей точки зрения, компьютерная этика - это анализ природы и социального влияния компьютерных технологий, а также соответствующее определение и оправдание политики использования таких технологий... Типичная проблема компьютерной этики возникает в связи с политическим вакуумом в использовании компьютерной технологии. Компьютеры обеспечивают нас новыми возможностями, которые в свою очередь предоставляют новые варианты действий. Политика поведения в новых ситуациях часто оказывается невыработанной, а существующая политика не действенна. Центральной задачей компьютерной этики является определение той политики, которая ответит на вопрос, как себя вести в таких ситуациях... Другая трудность, наряду с политическим вакуумом - это концептуальный вакуум. Хотя проблема в компьютерной этике может показаться понятной с первого взгляда, более серьезное рассмотрение показывает концептуальную неразбериху. В таких случаях необходим анализ, который бы
обеспечил соответствующую концептуальную рамку для формирования политики поведения» [3].
В то же время, по мнению Т. Бинума, истинным основателем компьютерной этики является Н. Винер, основатель кибернетики. Еще в 1950-е гг. Н. Винер писал, что внедрение компьютерных технологий в общество будет формировать новое общество, произойдет «вторая индустриальная революция», которая изменит все стороны общественной жизни. Все эти изменения подразумевают появление множества нерешенных задач и вызовов современности. Рабочие должны будут научиться быстро приспосабливаться к изменениям на рабочем месте; правительство - создавать новые законы; индустрия и бизнес - внедрять новую политику и новые практики; профессиональные организации - внедрять новые кодексы поведения для своих работников; социологи и психологи - изучить и понять новые социальные феномены; философы - по новому осмыслить и определить старые социальные и этические концепции. Согласно точке зрения, предложенной Н. Винером, компьютерная этика определяет и анализирует влияние информационной технологии на человеческие ценности, такие, как здоровье, материальное благополучие, возможность выбора, свобода, демократия, знание, частная жизнь, безопасность и т. д. Этот очень широкий взгляд охватывает прикладную этику, социологию компьютерных технологий, оценку технологий, компьютерное законодательство и другие сферы. Идеи Н. Винера не разрабатывались до середины 1960-х гг., т. е. до периода, когда общество ощутило важные социальные и этические последствия внедрения компьютерных технологий. С 1970-х гг. интерес к этическим проблемам компьютерных технологий стал расти, и все большее количество исследователей, причем не только в США, но и в Евросоюзе и Австралии, стали присоединяться к изучению данных проблем; стали издаваться журналы, готовиться университетские курсы.
С середины 1980-х гг. в США появилось несколько учебников по компьютерной этике. Одним из самых распространенных была книга Д. Джонсон. В этой работе предлагался взгляд на проблемы компьютерной этики с точки зрения приложения классических этических теорий - утилитаризма, кантианской этики, локковского понятия собственности - к современным проблемам внедрения компьютерных технологий. В работах другого автора, Д. Перел, был предложен более широкий философский подход, рассматривающий контекст внедрения компьютерных технологий, их влияние на разные сферы жизни общества, высказаны разные интересные идеи [2].
В 1990-х гг. Д. Готербан предложил еще одно определение компьютерной этики как ветви узкопрофессиональной этики, которая должна рассматривать стандарты профессиональной практики и кодексы поведения компьютерных профессионалов. По мнению этого исследователя, недостаточно внимания уделено ценностям, которые направляют каждодневную деятельность компьютерщиков как профессионалов. Понятие «компьютерный профессионал» должно относиться к любому человеку, работающему над созданием и совершенствованием компьютерных продуктов. Этические решения, принимаемые во время создания этих продуктов, имеют прямое отношение ко многим вопросам, обсуждаемым в рамках широкой концепции компьютерной этики.
Таким образом, сформировались следующие подходы: наиболее широкий философско-социоло-гический подход к анализу влияния компьютерных технологий; подход прикладной этики, анализирующий проблемы компьютерных технологий с точки зрения классических этических теорий и понимание компьютерной этики как узкопрофессиональной этики. Все эти подходы являются плодотворными. В то же время нужно отметить, что подход к компьютерной этике как к узкопрофессиональной сфере не является достаточным, так как против такой позиции можно выдвинуть ряд возражений. Во-первых, компьютерами пользуется множество людей, необязательно программисты, и, во-вторых, компьютерные технологии влияют на разные аспекты жизни общества, и поэтому требуют внимания всего общества.
Если компьютерная этика возникает как потребность решить конкретные проблемы, связанные с внедрением компьютерных технологий (компьютерные преступления, спам, проблема собственности на программы, компьютеры и безработица и т. п.), то появление информационной этики уже связано с тем, что люди стали осознавать, как благодаря развитию и внедрению компьютерных технологий стало возникать новое общество - информационное общество. Информационное общество следует понимать не как одну из ступеней развития индустриального общества, а как совершенно новое общество, которое сменит индустриальное, т. е. общество будущего. Соответственно, если основными этическими доктринами индустриального общества были этика И. Канта и утилитаризм Дж. С. Милля, то для информационного общества потребуется новая этическая доктрина.
Одной из первых в США заговорила о необходимости новой этики К. Горниак-Косиковска. В своей статье «Компьютерная революция и глобальная этика» она обосновала появление новой глобальной этики следующими тезисами.
206
Компьютерная революция привела к масштабным изменениям в жизни людей по всему миру. Она стерла границы в традиционном их понимании. Теперь границей для индивида является его способность проникать в киберпространство. Так как ки-берпространство является глобальным, то и проблемы компьютерных технологий становятся глобальными. Поэтому компьютерная этика должна рассматриваться как глобальная этика. До настоящего момента не было создано универсальной этики глобального характера, которая бы имела серьезный успех. Природа компьютерной революции указывает на то, что этика будущего будет глобальной в том смысле, что охватит весь земной шар и будет обращена ко всем человеческим действиям и отношениям. Будущая глобальная этика будет компьютерной этикой, так как она является результатом компьютерной революции.
Эти рассуждения о глобальной этике как компьютерной привели, однако, к обратному результату. Вместо того, чтобы расширять понятие компьютерной этики, исследователи стали говорить о закате компьютерной этики и о появлении новой информационной этики. Одним из наиболее известных в этой сфере специалистов является английский философ Л. Флориди.
Для информационной этики информация начинает выступать в качестве основной моральной ценности. «Информационная этика оценивает долг рационального индивида в терминах расширения инфосферы, а любое действие, направленное на искажение или сокращение инфосферы, рассматривает как причинение вреда, т.е. откровенное зло» [1]. Таким образом, информационная этика становится основой для компьютерной этики и вообще попыткой создания новой этики нового общества. Были выделены четыре основных класса ценностей информационной этики: 1) модальные; 2) гуманитарные; 3) разъясняющие (illuministic properties); 4) конструктивистские (constructionist properties). Модальный класс свойств информационной этики включает такие ценности, как логичность и осуще-ствляемость. Следующий гуманитарный класс свойств ИЭ имеет дело со стабильностью и нестабильностью, безопасностью, доверием, конфиденциальностью, аккуратностью, искренностью и честностью. Класс разъясняющих качеств содержит такие понятия, как доступность и недоступность информации, возможность ее использования, систематичность информации. В последний, конструктивистский класс, Л. Флориди вводит такие категории, как нравственность информации, ее современность, нормативность, а также ее избыточность. Этот, четвертый, класс информации и отличает
информационную этику от этики компьютерной. Конструктивистский класс не имеет прецедента в истории культуры, поскольку гарантирует инфосфере возможность различных форм расширения и изменения [1].
Онлайновые сообщества имеют тенденцию быть более активными, когда присутствует общий дух, убеждение, что «нет никого умнее нас, всех вместе взятых». В рамках сетевых сообществ формируются четкие правила, управляющие использованием коллективных благ, в соответствии с локальными потребностями и условиями, причем большинство индивидов, на которых распространяются эти правила, могут принимать участие в их изменении. Существует система наблюдения за поведением членов сообщества, которое производится самими членами сообщества, с использованием устоявшейся системы санкций. Члены сообщества имеют возможность реализовать свои личные и общие цели в процессе коммуникации. Можно отметить, что этика и этикет интернет-среды - это в некотором смысле моральные и этикетные принципы в чистом виде. Internet - это целостная система, являющаяся частью общественных отношений, и этика должна присутствовать в нем как и в любой другой отрасли этих отношений. Если исключить из Сети этические нормы и правила, она потеряет свое «человеческое лицо». На протяжении всего времени существования Internet предпринимались попытки создания единого этического кодекса пользователей. Среди множества выработанных вариантов на основе суждений и дискуссий со многими участниками Internet из различных стран пользуется поддержкой и пропагандируется EFA, EFF и CPSR один, который состоит из 4 разделов:
• Этики терпимости;
• Этики доверия;
• Этики предупредительности;
• Этики регуляции.
Этика терпимости, состоит прежде всего в том,
что:
- неэтично подавлять высказывания других, даже в том случае, когда эти высказывания оскорбляют ваши собственные взгляды и веру;
- неэтично без особой надобности беспокоить других;
- неэтично апеллировать к судебным инстанциям для разрешения спора до того, как применены все переговорные и посреднические средства с целью предотвращения вреда.
Этика доверия выражается в следующем:
- неэтично публично распространять изображения, высказывания или мнения других без их согласия;
-неэтично запрашивать или передавать информацию, созданную или полученную посредством принуждения или другими способами, попирающими свободу.
Этика предупредительности заключается в том,
что:
- неэтично передавать информацию лицам, определенно не согласным с такой информацией;
- неэтично выражать несогласие с ценой использования коммуникационной сети.
Этика регуляции состоит из нескольких предписаний:
- представителям государств и корпораций неэтично пренебрегать или противодействовать гарантиям законов или нормативов права;
- этично обсуждать, уточнять и пропагандировать права и этические нормы, представленные в данном документе.
Данные нормы и правила во многом легли в основу развития нетикета.
Большинство участников интернет-общения сохраняет (или может сохранить) анонимность, поэтому необходимо очень критично оценивать манеру общения. В киберпространстве существуют зоны, в которых допустимы вульгарности, а также те, в которых это считается недопустимым. Но вне зависимости от места действия существует понятие «сете-
вой этикет», который включает в себя фактические принципы, используемые для регулирования деятельности в сети Интернет. Чаще всего данные требования оформляются в виде кодексов, основанных на этических и моральных принципах и учитывающих профессиональные стандарты.
Главное правило нетикета, такое же как и в любом другом этикете: ведите себя так, чтобы Вас было легко понять, не создавайте проблем другим людям и не мешайте нормальному диалогу.
Примечания:
1. Галинская, И. Л. Компьютерная Этика, Информационная Этика, Киберэтика // http://ilgalinsk.narod.ru/ articles/competh.htm.
2. Bynum, T. W. A Very Short History of Computer Ethics [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.southernct.edu.
3. Moor James, H. What is Computer Ethics? [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.southernct.edu.
4. John Suler, Ph.D., Department of Psychology, Rider University 1996-98 Джон Сулер. Люди превращаются в Электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства/ Пер. Елена Вовк. - СПб.: Норинт, 2005.
208