РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ
Л. ЛОГУНОВА, Ю. ПЕТРУНИН
«Легко морализировать, трудно обосновать мораль» - утверждал два века назад А. Шопенгауэр. С тех пор этот труд не только не стал легче, но и приобрел необычайную общественную значимость. Результаты этого непростого занятия представлены в подготовленном сектором этики Института философии РАН и вышедшем в издательстве «Гардарики» энциклопедическом словаре «Этика».1
Издание Словаря предпринято в сложную для «выживания» морали эпоху. С одной стороны, теоретический интерес к моральной проблематике остается достаточно устойчивым, а с другой, -в социальной практике катастрофически распространяются этический скептицизм и довольно «свободное» отношение к нравственным императивам. В этих условиях составление Словаря на данную тему - не только важная профессиональная задача, но и выполнение учеными общественного долга, ибо, как утверждали еще древние, люди злонамерены в значительной степени не по природе, а по незнанию.
Выбор тем и методов исследования, свободных от идеологической ангажированности и в то же время насыщенных личностно пережитыми сюжетами, делает издание образцом синтеза научно профессиональной объективности(беспристрастности) и нравственной ответственности (интеллектуальной честности) уче-
1 Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с.
Этика: от Абеляра до Ясперса
ного. Таким образом, нравственные ценности становятся не только предметом исследования, но и его единственно возможным мировоззренческим основанием, превращая научную работу в личностное служение, в реализацию собственной нравственной позиции, а ученый текст - в приглашение к пониманию, личностной сопричастности. В Словаре удачно сочетаются академический интеллектуализм и страстный социальный темперамент наших современников.
По своей идее и ее реализации Словарь соответствует самым строгим требованиям универсальных энциклопедических изданий. Единым замыслом объединены 450 статей - не только информационно-справочного характера, но и исследовательских, проблемно-тематических, во многом новаторских работ. В них достаточно объемно представлены история этики и современный уровень разработки нравственной проблематики отечественными и зарубежными учеными.
Особенность словаря не только в широте рассматриваемой тематики, но и глубине проведенного анализа. Многие проблемно-тематические статьи являются, по сути, оригинальными научными исследованиями, открытиями, представляющими новые области современной этики. В наибольшей степени это относится к статьям по прикладной этике. Среди них - нравственные аспекты глобальных проблем современности (экологическая этика), социальных отношений (политическая этика), профессионального этоса (предпринимательство, наука,
Рецензии. Информация
127
медицина, техника, компьютерные технологии).
В этом цикле с наибольшей полнотой проявлена связь развивающейся этической науки с динамичной нравственной практикой современного общества. Открытие новых для отечественной этики тем не только расширяет ее проблемное поле, но и заставляет по-другому взглянуть на многие традиционные теоретические проблемы морали. В первую очередь, это сложнейшая проблема сопряженности абсолютных нравственных ценностей с ситуативными нравственными «технологиями», что ставит перед теоретиками целый ряд непростых вопросов. Например, может ли претендовать на статус морали корпоративная этика? Существует ли особая мораль ученого, инженера, врача, юриста, педагога, предпринимателя? Или все многообразие нравственных отношений сводится, в конечном счете, к Золотому правилу, и необходимы не отдельные рекомендации для специалистов, а воспитание личности, ее нравственных потребностей, развитие моральной интуиции, без которых и вне которых невозможно реальное функционирование морали?
В Словаре, пожалуй, впервые в практике издания справочной философской литературы с исчерпывающей полнотой продемонстрированы результаты этноэ-тических исследований морали. Этот блок статей является несомненной удачей; здесь нравственная проблематика предстает в контексте индийской, китайской, арабо-мусульманской, русской культур. Тем самым мораль оказывается в среде своего бытования, а культура раскрывается через своеобразие и многообразие нравственныхценностей и предпочтений. Это, в свою очередь, позволяет авторам преодолеть характерную для многих изданий европоцентристскую установку в оценке и анализе этических систем и конституирующих их принци-
пов. Тем самым репрезентация этических исследований приобретает характер завершенности, восстанавливается связь интеллектуальных и нравственных традиций. В результате данный цикл представлен не как обязательная для справочной литературы реконструкция истории морали, а как глубокое теоретическое обобщение интеллектуально-культурного опыта народа, без обращения к которому невозможно адекватно понять нравственные реалии современности и проекции будущего.
Отдельного упоминания заслуживают статьи, выражающие ключевое содержание сквозных этических проблем, придающие справочному изданию цельность монографического научного труда. Это основополагающие статьи «Этика», «Мораль», «Добро», «Духовность», «Благо», «Мудрость». В центре их внимания - главная проблема этической мысли: принципиальная гуманистическая насыщенность нравственных отношений людей. Именно фундаментальность нравственной ориентации превращает общество, разделенное частными интересами, в целостность, скрепленную внутренними духовными опорами.
Не исключено, что при более придирчивом чтении в Словаре можно обнаружить и недостатки, и недоработки; от них не застрахованы никакие издания, тем более работы такого масштаба. Прежде всего это касается проблем демаркации и сопряженности религии и морали, особенно в современных условиях роста нетрадиционной религиозности, ее роли в регуляции межличностных отношений. Большего внимания требует и проблематика специфики взаимодействия морали с социальной практикой современного общества. Это позволило бы преодолеть определенный академизм статей рубрики «Мораль и общество. Социальная этика». Наверное, стоило бы включить в Словарь статью «Жизнь», в которой
128 Высшее образование в России • М1, 2002
можно было бы оттенить нравственные смыслы этого сложнейшего социокультурного феномена. Кстати статья «Смерть» в Словаре, естественно, присутствует.
Однако, несмотря на высказанные замечания (скорее пожелания для второго издания), рецензируемый Словарь - безусловное профессиональное достижение.
Если же оценивать Словарь как справочное научное издание, то оно отвечает самым строгим методическим требованиям. Материал в статьях излагается последовательно и логично, хорошим литературным языком; предлагаемые определения и аргументация четки и конкретны, статьи о персоналиях и принципиально значимых работах по этике расширя-ютграницы аналитического текста, орга-
нично дополняя теоретические и исторические статьи. Словарь снабжен тематическим рубрикатором статей, что существенно облегчает ориентацию в обширном материале. Этой же цели служат предметный и именной указатели.
Все сказанное позволяет рассматривать Словарь как серьезное и оригинальное научное исследование, которое рассчитано на самую широкую заинтересованную аудиторию: ученых, аспирантов, студентов, читателей, небезразличных к нравственной проблематике. Таким образом, Словарь войдет не только в практику вузовского преподавания, заполняя существующие в нем пробелы в системе гуманитарного образования, но окажется полезным и для преподавателей, и для учащихся средней школы.
И. ЗАДОРОЖНЮК ФиЛософия «с
человеческим лицом»
Несмотря на десятки - если не сотни
- выходящих каждый год словарей, потребность в них удовлетворяется с трудом. Дело в том, что многие делаются наспех, зачастую в погоне за модой словник не охватывает всего массива информации, а часто отражает лишь пристрастия составителей. Создается иногда впечатление, что они - наряду с издателями - прониклись убеждением: словарь выпустить и распространить легче, чем монографию и даже учебник, хотя дело обстоит как раз наоборот.
Несмотря на громадное предложение словарей, спросом пользуются не все. В высокой цене - нормативные, то есть охватывающие с должной академичес-
кой полнотой и глубиной ту или иную область знания. К их числу, несомненно, относится «Философский словарь», седьмое издание которого выпущено в 2001 г. издательством «Республика»1. Три предшествующих составили тираж в 1 млн. 300 тыс. экземпляров, а главное
- оказались востребованными. Со времени четвертого издания (1980 г.) данный словарь выпускается под редакцией И. Т. Фролова.
Последнее переработано и дополнено при содействии его ближайших учеников чл.-корр. РАН Б. Г. Юдина, док-
1 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.