РЕЦЕНЗИИ
Гуров Ю.С. Религия и общество. Религиоведение: Тексты. Комментарии / Учебное пособие. -Чебоксары: ЧКИ РУК, 2009. - 466 с.
Учебное пособие проф. Ю.С. Гурова адресовано студентам, осваивающим курс «Религиоведение». Автор хорошо обосновывает необходимость, цели и задачи своего исследования. Научно-справочное издание, подготовленное специалистом высокого уровня эрудиции, специалистом в области религиоведения, философии и социологии, представляет богатый, насыщенный теоретическим и эмпирическим материалом труд о сущности религии, о месте религии в обществе. Так, автор прекрасно обосновывает непреходящее значение Библии как средоточия самых разных типов миросозерцания людей - религиозного, философского, этического, эстетического, художественного. С этой точки зрения композиция представляется логически выдержанной, последовательной и целенаправленной.
В учебном пособии в систематизированном виде изложены основы религиоведения. Здесь освещены наиболее важные вопросы из ряда непростых проблем: «Что такое религия? Каковы основные вехи в ее истории? Какие особенности мировых и новых, нетрадиционных религий?» и др. Содержание десяти разделов учебного пособия отвечает на эти и другие проблемные вопросы. В работе описаны основные вехи эволюции религий, преимущественное внимание при этом уделено мировым религиям. В своих комментариях автор раскрывает содержание диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, мире, обществе, как он складывается исторически и развертывается в современных условиях. Для подтверждения этих мыслей удачно и широко используются тексты. При изложении основ теории религиоведения используется синтез различных методов исследования, анализируются их основные функции в обществе, приводятся принципы классификации религий. Автором выделен в особый раздел вопрос «Религия и общество».
В каждом разделе, в каждом параграфе Юрий Степанович в полной мере демонстрирует свои аналитические способности, делает тщательно выверенные, глубоко продуманные комментарии, обобщения и выводы.
Профессор Ю.С. Гуров был глубоким и вдумчивым исследователем, великим энтузиастом в области социологии религии. Трудно и горько писать: ... был. Тем глубже и острее осознается парадокс жизни: Человек достиг вершины своего творчества в области религиоведения, социологии и философии, накопил большой опыт плодотворной деятельности в научной и учебно-методической области, но неожиданно и рано ушел в мир иной.
Рецензируя последнее издание известного в стране и нашей республике ученого, хочется вспомнить слова мексиканского философа Хосе Гаоса: «Критика, осуществляемая в такой форме, при которой критикуемый не имеет возможности на неё ответить, сродни брюзжанию»
Но в данном случае не приходится лукавить. Учебное пособие написано на одну из самых актуальных в современном мире тем, материал подобран удачно, логически четко расположен и изложен. Ещё надо отметить оригинальный характер комментариев к приводимым текстам.
В работе над учебным пособием перед автором стояла сложная и проблемная задача: подобрать материал для комплексной научной дисциплины, каковой является «Религиоведение», включающей в себя ряд разделов, из которых наиболее значимыми были социология религии, история религии, психология религии и феноменология религии.
Религия мыслится верующими как связь между высшей и вечной сущностью (Абсолютом, Богом, божествами) и людьми. Эта связь состоит в том, что Абсолют сообщил людям самое главное знание и между Абсолютом и людьми установил своего рода договор (Завет): люди стремятся жить, руководствуясь главным знанием, полученным от Бога, и надеясь на Его помощь, поддержку, награду свыше, в том числе в некоторых религиях - надеясь на иную, вечную жизнь. Автор справедливо подчеркивает, что в «различных учениях религия предстает по-разному - то как полезное учение; то как отрицательное учение» (С .4). В связи с этим, естественно, анализирует различные точки зрения и учения, начав с понимания религии как социального явления.
История религий состоит в движении и изменении некоторой специальной информации - в её территориальном распространении или сокращении, в её той или иной трансляции - передаче, пересказе, переводе, перетолковании, разъяснении. Именно в сфере религии встала проблема понимания.
Учебное пособие профессора Ю.С. Гурова представляет большой интерес именно в том плане, что исследуемая им проблема анализируется в единстве её историко-научных и проблемных аспектов.
Составляя текст с комментариями, профессор Ю.С. Гуров понимал историю развития религии как отрасль культуры и генезис мировых религий. Не случайно в анализируемой работе излагается строго выверенный, логично изложенный материал по истории религии как феномене культуры, анализируются ранние формы религиозного сознания, религиозный синкретизм античного мира, специфика мировых религий, более подробно - христианство и его роль в мировой культуре, основные христианские конфессии. Большой интерес и практическую пользу даст студентам и учителям, на наш взгляд, материал по анализу Книг Ветхого и Нового Заветов Библии. В пособии содержится краткий анализ истории Библии, раскрывается структура, а затем вдумчиво, внимательно, занимательно и интересно анализируется идейно-эстетическое и жанрово-стилистическое богатство текстов Священного Писания. Здесь автор, на наш взгляд, в полной мере демонстрирует свои аналитические способности, делает тщательно выверенные, продуманные обобщения и выводы. Важно и то, что в пособии значительное внимание уделяется этическим аспектам древних и мировых религий и их влиянию на общечеловеческие нормы морали. Известно, что религия - сложнейший и многогранный феномен, сопровождающий человечество на протяжении всей его истории.
Стремление к прекрасному - характерная черта русского религиозного сознания, ярко выразившаяся в русском религиозном искусстве и храмовой архитектуре. Русская икона - одно из наиболее ярких проявлений национального религиозного духа. Возникнув на Руси как новая ветвь православной византийской традиции, русская иконопись прошла многовековой путь самостоятельного развития, постоянно отражая опыт духовной жизни народа, что позволяет исследователям называть ее «умозрением в красках». Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это -утверждение своего взгляда на мир. Иконописец, завершая икону, надписывает имя Того, чей Лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа - рождается Икона. В иконографии понятие о б р а з относится к конкретному изображению; понятие же п е р в о о б р а з соотносится с тем, кто изображается. В трех параграфах своей работы профессор Ю.С. Гуров дает богатый материал об истории русской иконописи, понятии и сути техники, сюжета, канона, иконостаса, об основных школах в русской иконописи и о великих русских иконописцах. Художественные достижения Древней Руси - это многовековая школа эстетического воспитания русского народа, которая в те мрачные времена развивала в нём привязанность к нравственному благородству человека, к творческому труду художника и к гармонической красоте. Для нас древнерусское искусство, особенно изобразительное, значимо тем, что какой бы отвлеченный характер оно ни носило, образ идеального человека, отмеченного печатью нравственного благородства, занимал в ней центральное место. Особенно эта тенденция прослеживается в творчестве Андрея Рублева. Большой интерес вызывает и рассказ о русском церковном зодчестве, о храме и его символике, о духовной музыке в России.
Существенную помощь окажет студентам материал о другой мировой религии - исламе. В десяти параграфах работы излагается история, вероучение и культ ислама, раскрываются вероучительное содержание и культурно-историческое значение Священного Писания мусульман - Корана, конкретноисторическое, социально-групповое и общечеловеческое в морали ислама, место ислама в современном мире. Есть материал об исламе в России.
Автор счёл целесообразным предложить студентам анализ основных направлений религиозной философии, складывающейся и развивающейся на основе философии и национальных религий Востока.
Не остались без внимания и проблемы язычества - славян, мордвы и чувашей.
Показано положение религиозных организаций в нашей стране в современных условиях.
Оправдано существование лишь двух классов книг, предназначенных не для развлечения: тех, чья цель - облегчить усвоение более трудных книг, чем они сами, и тех, в которых содержится настоящая новизна. Эти слова в положительном смысле относятся к учебному пособию Ю.С. Гурова, оригинальному научно-справочному изданию оригинального автора.
Автор в своей работе учитывает, что многонациональность и поликонфессиональность народов Российской Федерации ставят перед преподавателями одну из важнейших и актуальных задач -формирование у студентов этнической и конфессиональной толерантности, формирование способности понимать культуру других народов, как и собственное духовное наследие. Это качество особо важно вырабатывать в современном мире.
При подготовке учебного пособия Ю.С. Гуров использовал труды авторов смежных дисциплин, энциклопедии, словари, монографии, на которые даются ссылки в списке литературы. В работе
много библиографических ссылок. Одни из них связаны с новизной обсуждаемых вопросов, другие отсылают к иному, более углубленному чтению. Полное библиографическое описание цитируемых работ или текстов приводится в разделе «Литература».
При подготовке учебного пособия профессор Ю.С.Гуров учитывал требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, поэтому его содержание соответствует программе курса религиоведения в высших учебных заведениях.
Читатель! У Вас в руках удивительная книга. Отбросьте хотя бы на время индифферентность, недоверие или предубежденность, не спешите - время, затраченное на чтение, окупится сторицей. Остается выбор - принять разумом, сердцем и душою точку зрения автора, или по-прежнему пребывать в состоянии апатии и равнодушия к мировоззренческим вопросам. Выбор остается за Вами. Все дело в нас самих!
Р. С. Кириллов, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Карпухин Д.В. «Черная сотня»: Вехи осмысления в России. М.: Изд-во МГОУ, 2009. - 388 с.
Один из сложнейших сегментов в историческом исследовании - его историографическая часть, требующая от исследователя не только разработки предмета конкретного тематического изыскания, но и глубокий анализ всех предшествующих работ, посвященных поставленной проблематике. Монография молодого ученого Д.В. Карпухина «Черная сотня»: Вехи осмысления в России» представляет собой работу подобного направления.
Научная актуальность заявленной темы обусловлена ее слабой разработкой в отечественной историографии. Историографической стороны проблематики черносотенства касался небольшой круг исследователей, как правило, в рамках историографического обзора деятельности правых партий начала XX в., представленных, в основном, в отдельных главах монографических исследований, кандидатских и докторских диссертаций. Самостоятельных историографических работ, посвященных непосредственно анализу основных этапов изучения истории черносотенного движения - единицы, причем, реализованы они в статьях - либо рассматривающих степень научного осмысления конкретно историографии черной сотни1, либо в рамках историографического обзора изучения партийной системы начала XX в.2 И при всей глубине аналитического подхода в них многие аспекты темы черносотенства остались в стороне. Специализированных монографических исследований историографии правомонархических партий и организаций начала XX в. до недавнего времени не было.
В связи с этим появление монографии, предметом изыскания которой является анализ отечественной историографии черносотенного движения начала XX в., можно только приветствовать. Историографический ракурс проблематики черносотенства, избранный Д.В. Карпухиным, многогранен и сложен, а также интересен. Подобный вектор исследования позволяет определить основные тенденции изучения столь сложной темы, как история черной сотни, выявить научные, идеологические и
1 См.: Черемисский И.А. Историография правомонархических организаций (1905-1920 годы) // Непролетарские партии России в годы буржуазно-демократических революций в период назревания социалистической революции. М., 1982. С. 66-72; Степанов С.А. Историография черносотенных союзов и организаций // Первая российская революция 1905-1907 годов. Обзор советской и зарубежной литературы. М., 1991. С.195-213; Иерусалимский Ю.Ю., Кокорина Е.А. Историография черносотенно-монархического движения в 1905-1907 гг. // Вестник МГУ. Серия 8 (История). 1994. №3. С.27-39; Кирьянов Ю.И. Обзор литературы о правых партиях и организациях в России в 1905-1917 гг. // Правые партии. Документы и материалы. В 2 тт. М., 1998. Т.2. С.724-744; Фоменков А.А. Отечественная историография черносотенного движения в России // Дискуссионные вопросы российской истории: Материалы IV межвузовской научно-практической конференции. Арзамас, 2000. С.137-141; Слесарев Ю.В. Советская историография черносотенного и правомонархического движения в России (с октября 1917 - до конца 80-х гг. XX в.) // Актуальные проблемы исторической науки. Пенза, 2003. Вып 1. С. 347-352; Репников А.В. Проблемы историографии правомонархического движения в России // Российские университеты в XV11I-XX веках. Воронеж, 2004. Вып. 7. С. 65-82; Богоявленский Д.Д. Современная отечественная историография правомонархического движения в России // Задавая вопросы прошлому... М., 2006. С. 220-230; Михайлова Е.М. Проблематика политической идеологии правомонархического движения начала XX в. в современной отечественной историографии // Вестник Чебоксарского кооперативного института. 2008. №2(2). С. 200-208 и др.
2 См.: Волобуев О.В., Леонов М.И., Уткин А.И., Шелохаев В.В. История политических партий периода первой российской революции в новейшей советской литературе (1975-1985) // Вопросы истории. 1985. № 7. С. 52-68; Канищева НИ., Леонов М.И., Павлов Д.Б., Степанов С.А., Шелохаев В.В. Политические партии России в 1905-1907 годах (Обзор новейшей немарксистской историографии) // История СССР. 1989. № 6. С. 180-196 и др.