УДК 947.083
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в.
(ИСТОРИОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОМОНАРХИЧЕСКИХ ПАРТИЙ)
Карпухин Дмитрий Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология», [email protected]
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва
Важным направлением современного воспитания подрастающего поколения является формирование патриотизма, ориентированного на любовь к Родине, ее историческим традициям, религии, духовно-этическим идеалам. В этом отношении представляется актуальным обращение к опыту деятельности в начале XX в. правомонархических партий, которые активно использовали различные формы социокультурной деятельности для пропаганды консервативной идеологии. Анализу достоинств и недостатков патриотических мероприятий «черной сотни» посвящена настоящая статья.
An important area of modern education of the younger generation is the formation of patriotism based on love for the country, its historical traditions, religion, spiritual and ethical ideals. In this respect, it seems urgent to focus on the experience of the activity of right-wing monarchist parties in the early XX century, which actively used various forms of social and cultural activities to promote conservative ideology. This article is dedicated to the analysis of the strengths and weaknesses of the patriotic activities of "black hundreds".
Ключевые слова: патриотизм, черносотенцы, народные чтения, патриотические вечера, спортивные общества.
Keywords: patriotism, Black Hundreds, the people reading, patrioticevenings, sports associations.
Последнее десятилетие ознаменовалось повышенным интересом историков к изучению деятельности правомонархических партий. Одним из аспектов исследуемой проблемы является военно-патриотическая деятельность черносотенных организаций. В диссертационных исследованиях авторов рассматриваются цели, формы и содержание мероприятий, осуществляемых активистами крайне правых. Так, исследователь деятельности черносотенцев в области образования и просвещения К.Л. Медолазов отмечает, что крайне правые проводили исторические празднества, юбилеи, «напоминавшие об известных событиях из истории России. В эти дни черносотенцы устраивали шествия, возложения венков к памятникам, проводили собрания, лекции, экскурсии» [2. С. 194].
Автор отмечает, что культурно-просветительская деятельность «черной сотни» имела патриотическую ориентацию и была направлена на «лиц самых разных возрастов -от школьников до представителей старшего поколения» [2. С. 189].
Историк И.В. Омельянчук рассматривает патриотическое воспитание в контексте культурно-просветительской деятельности правомонархических организаций и отмечает, что последняя была ориентирована на воспитание молодого поколения с целью недопущения проникновения революционных идей. Отсутствие необходимых финансов помешало крайне правым партиям «создать широкую сеть школ и других учебных заведений под эгидой монархических партий» [5. С. 41].
Исследователь черносотенства в губерниях Центрального Черноземья Н.М. Салпанов отмечает факты создания на местах учебных заведений для подрастающего поколения, некоторые из которых имели ярко выраженный националистический компонент в образовании. В Козлове была создана школа, в которой проводились «народные чтения», нравственно-патриотические беседы, исполнялись народные песни. [7. С. 127]
Историк крайне правых в Воронежской губернии В.Ю. Рылов исследует такие формы военно-патриотической деятельности «черной сотни», как публичные чтения на религиозно-нравственные темы, распространение брошюр, листовок, газет; создание культурно-просветительских и спортивных обществ. Некоторые мероприятия совмещали в себе «элементы культурно-просветительской деятельности и пропаганды». [7. С. 106] Так, чтения и собрания, устраиваемые активистами «черной сотни», приурочивались к историческим датам. Исследователь утверждает, что мероприятия лидеров «черной сотни» собирали многочисленные аудитории, проводились с использованием новейших технических достижений, в частности, кинематографа для демонстрации исторических мест. [7. С. 118] Благотворительные акции устраивала созданная в Воронеже женская благотворительная патриотическая организация «Союз русских женщин». Она организовала детский приют «Ясли» для детей бедных работниц, осуществляла сбор пожертвований к Рождеству и устраивала патриотические чтения. [7. С. 112-113]
По мнению автора, черносотенные структуры стремились разнообразить формы культурно-просветительской деятельности для пополнения своих рядов новыми сторонниками. Об этом, в частности, свидетельствует созданное для военнопатриотического и физического воспитания молодежи гимнастическое общество «Сокол». [7. С. 114-115]
В. Ю. Рылов, помимо идеологических причин благотворительной и культурнопросветительской тактики черносотенцев, рассматривает религиозную мотивацию их деятельности. «Благотворительность, - считает автор, - объяснялась не столько политической конъюнктурой, сколько религиозным мировоззрением». [7. С. 118]
стр. 87 из 262
Исследователь черносотенных партий и союзов в Тамбовской губернии Н.В. Шарова указывает, что воспитательская работа преследовала патриотические цели и «осуществлялась в форме народных чтений, литературных вечеров, концертов, ориентированных на пробуждение интереса к российской истории и культуре». [10. С. 17] Формы образовательной деятельности, нацеленные на патриотическое воспитание населения, были представлены докладами на собраниях, выступлениями в селах на религиозно-нравственную тематику. Черносотенцы постоянно апеллировали к религиозным чувствам жителей, посредством канонизации святых, изданий книг религиозного содержания и т.д. «Духовное возрождение, - пишет автор, - в православных традициях рассматривалось как условие национального единства». [10. С. 18]
Исследователь черносотенного движения Поволжья Е.М. Михайлова отмечает, что в сфере образования монархисты стремились создать общественные спортивные объединения для расширения социальной базы поддержки. В Казанском университете было создано «монархическое студенческое общество», открывшее библиотеку и гимнастический кружок «Беркут». Школьная политика черносотенцев была направлена на искоренение безбожия и крамолы. Ее практическим воплощением стало открытие различных учебных заведений. В 1912 г. была открыта монархическая школа в Самаре, содержащаяся за счет 2-го отдела Самарского отдела Союза русского народа (СРН). В сентябре 1908 г. Боголюбский отдел СРН открыл в Казани в Адмиралтейской слободе четырехклассное «патриотическое» мужское частное заведение 2 разряда по программе мужской классной прогимназии с библиотекой-читальней. [3. С. 80-81]
Историк крайне правых г. Казани И.Е. Алексеев подчеркивает, что созданный студентами В.Н. Казиным, П.Я. Полетика, Я, А. Чуклиным при «Казанском обществе русской монархической молодежи» спортивный кружок «Беркут», был ориентирован на пропаганду спорта, патриотическое воспитание и не носил военизированного характера. [1. С. 194]
При активном участии казанской «черной сотни» были открыты четырехклассное «патриотическое» мужское частное заведение 2-го разряда и воскресная школа для бездомных детей, содержащихся в приюте «Казанского общества трезвости». [1. С. 189]
Историк черносотенного движения на Урале И.В. Нарский отмечает, что после Первой русской революции мероприятия крайне правых постепенно вытесняют политические методы борьбы, то есть фактически происходит «деполитизация черносотенства», трансформация политического движения в плоскость культурной и образовательной деятельности. [4. С. 105]
стр. 88 из 262
Автор констатирует, что формами патриотической деятельности «черной сотни» Урала являлись организация школ и гимназий, собеседования церковного и общего содержания, организация библиотек-читален, проведение патриотических чтений, издание газет патриотического содержания. [4. С. 111]
«Охранение и отстаивание идеалов единого и неделимого самодержавного государства, - пишет автор, - авторитета православной религии и монолитности русской нации в условиях революционного кризиса подразумевало повышенное внимание к распространению патриотических идей, религиозно-нравственному воспитанию и «истинно-русскому образованию». [4. С. 107]
Исследователь черносотенства Сибири М.В. Станкова отмечает, что ведущим мотивом благотворительной деятельности черносотенных организаций Западной Сибири являлось стремление составить «альтернативу аналогичным действиям либералов». Конкретными формами благотворительности являлись финансирование патриотических мероприятий, «а также посылки денежных сумм лицам, ... пострадавшим от
революционного движения». [9. С. 192] Исследователь отмечает сбор пожертвований на сооружение храмов, воздушный флот, семьям убитых городовых. «Значительно реже, -пишет автор, - благотворительность черносотенцев была направлена на неимущие слои населения, однако суммы, собранные для этих целей, были очень незначительны». Историк отмечает, что в годы Первой мировой войны сбор средств в пользу армии стал основным содержанием благотворительной деятельности «черной сотни». [9. С. 192]
Культурные мероприятия также были пронизаны патриотической риторикой. Устраивались тематические вечера, театральные постановки на военную тематику.
Историк Д.И. Попов указывает, что созданные монархическими партиями культурно-просветительские общества в качестве одной из целей деятельности рассматривали патриотическое воспитание населения. Крайне правые Сибири организовывали литературно-художественные вечера, народные чтения, чайные-читальни. Ориентация на консервативно-монархические ценности придавала религиознопатриотическое содержание проводимым мероприятиям. Автор считает, что традиционалистская, державная риторика, осуществляемых мероприятий, преследовала цель «подвести под ... движение массовую основу». [6. С. 153]
Современные отечественные историки при рассмотрении проблемы культурнопросветительской деятельности монархических партий делают акцент на разнообразии форм воспитательного воздействия, оказываемого на население с целью прививания патриотической любви к Отечеству, гордости за национальную историю. Отечественная историография выделяет две группы патриотических мероприятий, осуществляемых
стр. 89 из 262
«черной сотней». К первой относились массовые мероприятия с привлечением большого количества людей - патриотические чтения, тематические вечера, шествия, возложение венков.
Другая группа охватывала деятельность, связанную с созданием специализированных структур - школ, обществ, спортивных клубов, организовывавших патриотические акции и занимавшихся воспитанием молодежи в духе любви к Отечеству.
Историки единодушны во мнении о том, что идеологической основой патриотической деятельности черносотенно-монархических партий являлась реализация идеологических постулатов программных установок, основанных на принципах «православия, самодержавия, народности».
Патриотические мероприятия «черной сотни», по мнению исследователей, свидетельствовали об объективной деполитизации движения в связи с завершением Первой русской революции и обращением к повседневным проблемам российского общества. Однако созрела необходимость противопоставить стремительно набирающим популярность революционным идеям традиционные ценности российского общества, основанные на державности, преданности трону, любви к Родине.
Историки подчеркивают, что, организовывая патриотические мероприятия, черносотенцы обращались к великому историческому прошлому России; раскрывали значение военных побед, одержанных над врагами; обращались к теме личного и народного подвигов.
В современных исследованиях указывается на разнообразие основных форм культурно-просветительской деятельности черносотенных союзов и организаций: это и народные чтения, и литературные тематические вечера, и концерты, и лекции на патриотические темы, а также открытие читален, библиотек, чайных, спортивных обществ. Историки отмечают значительный вклад представителей движения в восстановление и строительство православных храмов.
Исследованы образовательные мероприятия черносотенцев, содержанием которых являлось создание школ, гимназий, реальных училищ, начальных классов, преподавательский и воспитательный процесс в которых осуществлялся на патриотической основе.
Ряд региональных исследователей черносотенных союзов и организаций изучают специфические формы социальной деятельности черносотенных партий -благотворительность и заступничество. Первая, воплощалась в таких формах, как организация ночлежек, приютов для бездомных, больниц, сбор пожертвований для бедных. Другая форма выражалась в давлении, которое оказывали черносотенцы на
стр. 90 из 262
администрацию, с целью недопущения ухудшения материального положения рабочих за счет понижения расценок на выполняемые работы. Заступничество и благотворительность выходят за рамки культурно-просветительского, образовательного и экономического форматов деятельности черносотенных союзов и организаций и позволяют сделать вывод о формировании историографии социальной тактики черносотенных союзов и организаций.
Современная региональная историография черносотенства неоднозначно трактует патриотические мероприятия «черной сотни». К числу распространенных утверждений о целях деятельности крайне правых относится стремление реализовать идеологические концепции программы, основанной на триаде принципов теории «официальной народности» - православие, самодержавие, народность в духовной сфере.
Другими факторами, обусловившими социальную тактику черносотенного движения, по мнению авторов, являлись объективная деполитизация «черной сотни» в связи с завершением Первой русской революции и обращение к повседневным проблемам российского общества. Дискуссионным в современной историографии является вопрос о мотивации культурно-просветительской, благотворительной, образовательной
деятельности крайне правых партий. В этой связи можно привести некоторые оценки современных историков.
Ряд историков обусловливают патриотическую деятельность черносотенных партий политическими целями завоевания поддержки избирателей при выборах в Государственную Думу.
Другие считают, что мероприятия черносотенных партий ориентировалась на расширение социальной базы движения и пополнение рядов сторонников.
Третья группа историков мотивируют патриотическую тактику движения глубоким религиозным мировоззрением представителей черносотенных партий, которые претворяли в жизнь тактику, основанную на принципах православной этики.
Патриотический опыт монархических партий может быть востребован в настоящее время для преодоления духовного вакуума у подрастающего поколения и воспитания россиян в духе осознания исторической преемственности великих традиций национальной истории. Однако следует учитывать, что в основе патриотической деятельности крайне правых лежала апология русской исторической традиции и культуры, которая противопоставлялась «инородческому засилию», что объективно способствовало разжиганию ксенофобских умонастроений у определенной части последователей правомонархических союзов и организаций.
Литература
1. Алексеев И.Е. Черная сотня в Казанской губернии. Казань, 2001.
2. Медолазов К.Л. Политика самодержавия и монархических организаций в области просвещения и образования: дис. ... канд. ист. наук. Орел, 1999.
3. Михайлова Е. М. Черносотенные организации Среднего Поволжья в 1905-1917 гг. Чебоксары, 2000.
4. Нарский И.В. «Революционеры справа». Черносотенцы на Урале в 1905-1916 гг. Материалы к исследованию русскости. Екатеринбург, 1994.
5. Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914 гг.): автореф. ... дис. д-ра ист. наук. Воронеж, 2006.
6. Попов Д.И. Культурно-просветительские общества и черносотенцы в Сибири в 1907-1917 гг. // Исторический ежегодник. Омск, 2004.
7. Рылов В.Ю. Правомонархическое движение в Воронежской губернии (19031917 гг.): дис. канд. ист. наук. Воронеж, 2000.
8. Салпанов Н.М. Политический консерватизм в Российской провинции. По материалам губерний Центрального Черноземья (1905-1914 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Курск, 1997.
9. Станкова М.В. Черносотенно-монархическое движение в Западной Сибири в 1905-1917 годах: дис. ... канд. ист. наук. Омск, 1999.
10. 10.Шарова Н.В. Становление русских национальных объединений в 1907-1914 гг. (на материалах Тамбовской губернии): дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2004.
УДК 930
КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В РОССИИ
Хохлова Татьяна Павловна, соискатель кафедры «История и политология»,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Статья посвящена рассмотрению итогов крестьянского движения начала ХХ столетия, имевшего место в ряде губерний России, и восприятию его как бытового явления, вызванного не столько ухудшением крестьянского положения или непродуманностью политики местных и центральных властей, сколько особенностями ментальности русского крестьянства, для которого сопротивление - форма быта.
The article considers the results of the peasant movement at the beginning of XX century which took place in several provinces of Russia, and the perception of it as a domestic phenomenon, caused not so much by the deterioration of the situation of the peasantry or lack of thought in policy of local and central authorities, but by the peculiarities of the mentality of the Russian peasantry, for whom the resistance was a form of life.
Ключевые слова: российское крестьянство, крестьянское движение начала ХХ в.
Keywords: Russian peasantry, the peasant movement at the beginning of XX century.