Научная статья на тему 'Проблематика политической идеологии правомонархического движения начала XX В. В современной отечественной историографии'

Проблематика политической идеологии правомонархического движения начала XX В. В современной отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Елизавета Михайловна

The article considers the basic trends in researching problems of political ideology of right-monarchist movement of the beginning of the 20 th century in modern native historiography. It analyses the latest trends in historiographical exploration of the problems: studying the evolution of ideological views of the right-wing political parties and organizations in an individual context and in the context of comparative characteristics of models of state and social-economic system, offered by various political organizations in the Russian political system formed the beginning of the 20 th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF POLITICAL IDEOLOGY OF RIGHT-MONARCHIST MOVEMENT OF THE BEGINNING OF THE 20 th CENTURY IN MODERN NATIVE HISTORIOGRAPHY

The article considers the basic trends in researching problems of political ideology of right-monarchist movement of the beginning of the 20 th century in modern native historiography. It analyses the latest trends in historiographical exploration of the problems: studying the evolution of ideological views of the right-wing political parties and organizations in an individual context and in the context of comparative characteristics of models of state and social-economic system, offered by various political organizations in the Russian political system formed the beginning of the 20 th century.

Текст научной работы на тему «Проблематика политической идеологии правомонархического движения начала XX В. В современной отечественной историографии»

УДК 329.11 '21 (47)(091)

ПРОБЛЕМАТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ПРАВОМОНАРХИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НАЧАЛА XX В. В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Е.М. Михайлова

Современные политические реалии, идеологический плюрализм и процесс формирования многопартийной системы, возникновение на политической авансцене современной России политических партий и движений, претендующих на репродуцирование монархических, православно-традиционалистских концепций актуализирует интерес к их историческим предшественникам, действовавшим в политических реалиях поздней Российской империи. Недостаточная изученность проблематики истории правомонархических партий и движений, долгое время находившейся на периферии научного исследования, требует рассмотрения современного состояния историографического освоения темы, определения новых подходов и тенденций в осмыслении правого движения.

Долгое время в отечественной историографии правомонархического движения начала XX в. господствовали представления о правых партиях и организациях как помещичьих, «погромных», состоявших из помещиков, люмпена и деклассированных элементов, и имевших цель сохранение помещичьего землевладения и «реакционного» режима. Новые методологические подходы в историческом познании с 1990-х гг., отход от тенденциозных стереотипов обусловили актуализацию проблемы в отечественной историографии и появление целого ряда разносторонних исследований, непосредственно посвященных истории правых партий и организаций, как научных статей1,

1 См.: Никольская Т. Что такое «черные сотни»? // Нева.

1991. № 2. С. 144-154; Иерусалимский Ю.Ю., Кокорина Е.А. Историография черносотенно-монархического движения в 1905-1907 гг. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1994. №3. С. 27-39; Ганелин Р.Ш. Первая Государственная Дума в борьбе с черносотенством и погромами // Освободительное движение в России. Саратов,

1992. Вып. 15. С. 113-140; он же. «Союзники» и крушение царизма // Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. Ч. 1 (Россия и русское зарубежье). СПб., 1992; Раскин Д.И. Идеология русского правого радикализма в конце Х1Х - начале ХХ в. // Там же. С. 5-46; Королева Н.Г. Правые партии в борьбе с рево-

так и монографических исследований. В числе последних отметим труды признанных сегодня специалистов по правым партиям и организациям С.А. Степанова, Ю.И. Кирьянова, И.В. Омельянчук, чьи работы посвящены общероссийскому правомонархическому движению, а также Д.А. Коцюбинского и С.М. Саньковой, в которых предметом научного изыскания стала деятельность Всероссийского национального союза (ВНС).

Первым опытом самостоятельного научного исследования истории российского правомонархического движения начала XX в. в России стала монография С.А. Степанова2, подытожившая его многолетние изыскания в данном направлении3. В ней впервые в отечественной историографии тема черной сотни стала самостоятельным предметом научного поиска и с достаточной полнотой отразила различные аспекты истории правых союзов: начиная с характеристики их организационных структур, численности и социального состава до формирования идеологии и определения методов общественно-политической деятельности.

Важным этапом в переосмыслении феномена многопартийности и, в ее рамках, различных составляющих идеологии и деятельности политических партий стала энциклопедия «Политические партии России», изданная Ассоциацией «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) и Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИ-

люцией 1905-1907 гг. // Историч. зап. Т. 118. М., 1990. С. 102-138 и др.

2 См.: Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). М., 1992. Общая концепция данной работы сохранилась и в дополненном и хронологически доведенном до 1917 г. издании (См.: Степанов С.А. Черная сотня в России. М., 2005).

3 См.: Степанов С.А. Черная сотня // Союз. 1990. № 10. С. 16-17; он же. Историография черносотенных союзов и организаций // Первая российская революция 1905-1907 гг.: Обзор советской и зарубежной литературы. М., 1991; он же. Черная сотня. Из истории политических партий // Родина. 1992. № 2. С. 19-25.

СиНП)4. Данное издание заложило новые методологические подходы в историографии проблемы: плюрализм критериев классификации партий начала XX в., оценка правых партий с учетом альтернативных моделей общественного устройства. Учет ментальности российского общества, политической семантики и методов реализации провозглашенных партиями целей позволил авторам энциклопедии сделать вывод о том, что практически все политические партии данного периода, в том числе и крайне правые, были организациями интеллигентского типа. Это, несомненно, представляет собой новое прочтение проблемы правого движения, когда долгое время в историографии проблемы доминировала характеристика их как помещичьих.

Качественно новым этапом современной историографии правого движения стали монографии «Правые партии в России» и «Русское собрание» Ю.И. Кирьянова5, активно занимавшегося в последние годы проблематикой правого движения начала ХХ в.6 В первой из них автор проанализировал динамику изменений численности и состава правых партий, их идеологию, деятельность их руководящих органов, роль «окружных посланий» и других циркулярных партийных документов в функционировании движения. В исследовании рассмотрены не нашедшие до сих пор самостоятельного изучения вопросы - съезды и совещания правых партий и их решения, социально-политическая тактика на различных этапах деятельности. В монографии «Русское собрание» прослеживается эволюция элитарного Русского собрания от культурно-просветительного клуба к политической организации.

4 Политические партии России. Конец Х1Х - первая треть ХХ века. Энциклопедия. М., 1996.

5 См.: Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг .М., 2001; он же. Русское собрание. 1900-1917. М., 2003.

6 См. также: Кирьянов Ю.И. Съезды правых партий в России в 1912-1913 гг. // Политические партии России. Страницы истории. М., 2000. С.101-126; Правые партии. 19051917. В 2-х тт. (сост. Ю.И. Кирьянов). М., 1998; Переписка правых и другие материалы об их деятельности в 19141917 годах (сост. Ю.И. Кирьянов) // Вопросы истории. 1996. № 1., № 3, № 4, № 7, № 8, № 10; Переписка и другие документы правых (1911 год) (сост. Ю.И. Кирьянов) // Вопросы истории. 1998. № 10-12; Переписка и другие документы правых (1911-1913) (сост. Ю.И. Кирьянов) // Вопросы истории. 1999. № 10-12 и др.

7 См.: Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914). Киев, 2006.

8 Порхунов Г.А. Политические партии и городские демократические слои населения Сибири в общественно-политическом движении, 1905-1914 гг. Дис. ... д-ра ист. наук.

Омск, 1994; Толочко А.П. Политические партии и борьба за массы в Сибири в годы нового революционного подъема. 1910-1914 гг. Дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 1990;

В числе новейших фундаментальных исследований истории черносотенного движения следует отметить монографию И.В. Омельянчук7 , написанную на большом материале, как опубликованном, так и неопубликованном. Автор рассмотрел генезис правомонархического движения, его идеологию, межпартийные отношения в монархическом лагере и попытки его консолидации, взаимоотношения правых с важнейшими государственными институтами, идеологию движения и основные направления и формы деятельности.

Актуализация историко-партийной тематики создала предпосылки для изучения деятельности политических партий начала ХХ в. и, в его рамках, правых партий и орга-низаций8, анализа борьбы последних с революционным движением, их отношений с коронной властью, дворянскими организациями и т.п.9 В ряду основных сюжетов рассматриваемой проблематики, связанных с численностью, социальным и национальным составом правомонархического движения, политической тактикой правых, думской деятельностью, формами пропагандистской деятельности, деятельностью правых в сфере народного образования и в экономической сфере, значительное внимание уделено вопросам идеологических воззрений правых партий и организаций, как общероссийских, так и региональных, эволюции их социально-политических и экономических представлений в контексте политических трансформаций, произошедших в 1905-1917 гг.

Тема идеологических позиций правомонархических организаций - одна из наиболее сложных в поставленной проблемати-

Кочеткова И. С. Политические партии на Дальнем Востоке (начало ХХ в. -1916 г.). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 1996; Белов А.М. Политические партии и рабочие Центрального промышленного района в революции 1905-1907 гг. Дис. ... д-ра ист. наук. Кострома, 1998; Авилова Н.Л. Российская многопартийность: (Региональный аспект. На материалах политических партий и движений Центрального Черноземья. 1900-1999 гг.). Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2001; Кураев А.Н. Взаимоотношения политических партий и массовых организаций в период революции 19051907 гг. Автореферат дис. ... д-ра ист. наук. М., 2001 и др.

9 См.: Авилова Н.Л. Монархические партии и организации в борьбе с революционным движением // Очерки истории политических партий и движений России. Ростов н /Д., 1992. Вып. 2. Ч. 1. С. 51-89; Тарасов О.А. Политическая деятельность национал-монархических партий и организаций России в годы первой мировой войны. Автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 1997; Никифорова С.М. Политическая борьба правых партий за сохранение самодержавия в России, 1905-1917 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Орел, 1999; Бибин М.А. Совет объединенного дворянства в период Первой мировой войны. Автореферат дис. ... д-ра ист. наук. Саранск, 2002 и др.

ке. Как былол выше отмечено, в советской литературе на данный счет была выработана категоричная оценка - «реакционные», «помещичье - монархические», «террористические» организации. Современная историография немало сделала для преодоления тенденциозных стереотипных оценок.

В историографическом освоении данного аспекта проблемы можно выделить, на наш взгляд, следующие основные тенденции.

Первая из них - изучение эволюции идеологических воззрений правых партий и организаций в самостоятельной плоскости10. В этом направлении в современной историографии сделано немало. Идеологии черной сотни самостоятельный параграф в своей монографии отвел С.А. Степанов. Он отметил, что многие ее положения переплетались с официальной монархической доктриной, платформой националистов, а в некоторых случаях с октябристской программой, что она в целом имела охранительный характер, отличаясь, вместе с тем, от традиционного консерватизма, и представляла собой реакционную утопию11. На основные идеи взглядов правых указал Д. И. Раскин: единение царя с народом, защита самодержавия, внешнее могущество России, сохранение ее единства и неделимости, антисемитизм, широкое местное самоуправление, протекционизм в экономике и т.д.12 По мнению Ю.И. Кирьянова, представления правых о государственном устройстве страны (первенство православной веры на коренной территории страны, самодержавная власть монарха, первенство русской народности и сохранение единства и неделимости государства) «отражали изначально настроения и взгляды большинства населения», и «ряд моментов в программе и деятельности правых партий неожиданно оказался сегодня очень созвучным потребностям нашей страны»13. Характеризуя взгляды лидеров правомонархического движения, И.В. Омельянчук отмечает, что они представляли собой «попытку обоснования «самобытного» пути развития

10 См.: например, Давиденко А.В. Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900-1917 гг.). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. Хабаровск, 2001.

11 См.: Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). С. 9, 13, 30.

12 См.: Раскин Д.И. Указ. соч. С. 8-9.

13 Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. С. 348, 429.

14 Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914). С.569, 731.

15 См.: Лебедев С.В. Альтернатива справа: Историческая

России, представлявшего собой не выбор между «Востоком» и «Западом», а признание самодостаточности самостоятельного русского цивилизационного пространства». По его мнению, в целом черносотенная идеология, несмотря на ее недостатки, а иногда и на неприкрытую реакционность, стала попыткой обосновать свой собственный, «исконно русский; некапиталистический путь развития, альтернативный западному14. С. В. Лебедев подчеркнул, что российское черносотенное движение сочетало в себе и традиционализм, и анархизм, и яростный антикапитализм, и антибюрократизм15. По мнению

A.А. Иванова, целью внутриполитической программы правых было сохранение «вековых устоев» русского общества, исторически сложившей российской государственности с неограниченной самодержавной властью16. В числе позитивных составляющих программных позиций правых монархистов были патриотизм, ставка на сильную твердую власть, акцент на морально-нравственные позиции, духовное совершенствование человека. Вместе с тем, по мнению А.А. Иванова, программы правых зачастую страдали излишней эмоциональностью, вместо рациональных идей на первый план нередко вырывались чувства. Правые «нередко справедливо и метко критиковали своих политических противников, находя слабые места в их программах, и порой пророчески предвидели пагубные последствия такой политики, однако сами предложить действенные меры для умиротворения общества и спасения монархии от краха так и не смогли»17.

Авторскую позицию мировоззрения черносотенцев выразил в своей известной книге

B.В. Кожинов18. Затрагивая разные аспекты истории черносотенства, в том числе связи его представителей с видными учеными консерватизма, публицистами, писателями, церковными иерархами, В.В. Кожинов отметил, что идеология черносотенства всецело основывалась на «врожденной православной Вере», еще сохранившейся к началу XX в. в душах миллионов русских людей19.

традиция, идеологические направления и перспективы. СПб., 1999.

16 См.: Иванов А.А. Последние защитники монархии: Фракция правых IV Государственной думы в годы первой мировой войны (1914-февраль 1917). СПб., 2006. С. 85-87.

17 Там же. С. 158.

18 См.: Кожинов В.В. «Черносотенцы» и Революция (загадочные страницы истории). М., 1998. Позже она была введена в другую книгу: Кожинов В.В.Россия. Век XX-й. (1901-1939). История страны от 1901 года до «загадочного» 1937 года. Опыт беспристрастного исследования. М., 2002.

В рамках изучения идеологических позиций правомонархического движения в современной исторической науке изучаются взгляды конкретных правых организаций. Предметом исследования стали мировоззренческие основы ВНС, Русского собрания, Отечественного патриотического союза20. Так, Д.А. Коцюбинский характеризует идеологию ВНС как «внутреннее противоречивое стремление к сочетанию как либеральных, так и антилиберальных (расово -националистиче -ских, самодержавно-абсолютистских, религиозно-традиционалистских, хозяйственно-протекционистских) политических принципов», как вариант консервативно-либерального на-ционализма21 . Ю.И. Кирьянов прослеживает эволюцию Русского собрания от культурнопросветительной организации к политической, и опровергает тезис о его реакционном характере, подчеркивает, что, стремясь сохранить исторически сложившиеся устои Российской империи, Русское собрание не отвергало при этом и «эволюционные меры, изменения прежде всего в области экономики, положения и быта населения»22. Освещая программные положения Русского собрания, Ю.И. Кирьянов справедливо, на наш взгляд, утверждает, что «немало положений

19 См.: Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й. (1901-1939). С.13. Следует отметить, что его трактовка в названных книгах роли черносотенства в начале XX в. вызвала многие полемические споры.

20 См.: Лукоянов И.В. Русское собрание // Россия в XIX-XX веках: Сборник статей к 70-летию со дня рождения РШ. Ганелина. СПб., 1998. С. 165-171; Рылов В.Ю. Деятельность правоконсервативной организации Русское Собрание (1901-1917 годы) // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Воронеж, 2001. С.159-174; Кирьянов Ю.И. Образование и деятельность Отечественного патриотического союза (1905-19017) // Там же. С. 174-191; Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале ХХ столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001; Санькова С.М. Русская партия в России: Образование и деятельность Всероссийского национального союза (1908-1917). Орел, 2006 и др.

21 См.: Коцюбинский ДА. Указ. соч. С. 427, 495.

22 Кирьянов Ю.И. Русское собрание. С. 68.

23 См.: Кирьянов Ю.И. Русское собрание. С. 126-127, 136.

24 См.: Абушик В.В. Деятельность монархических организаций Центральной России в период развития буржуазно-демократической революции. 1905 - февраль 1917 гг. Дис. ... канд. ист. наук. М., 1995; Нарский И.В. «Революционеры справа»: черносотенцы на Урале в 1905-1916 гг. (Материалы к исследованию «русскости»). Екатеринбург, 1994; он же: Русская провинциальная партийность. Политические объединения на Урале до 1917 г. (К вопросу о демократической традиции в России). В 2-х частях. Челябинск, 1995; Стрелков А.Т. Черная сотня в Центральном Черноземье. Курск, 2000; Сидоренко Н.С. Монархическое движение на Урале (1905-февраль 1917 гг.). Челябинск, 2000;

Слесарев Ю.В. Деятельность правых организаций Центрально-Черноземного региона в 1905-1917 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 1998; Размолодин М.Л. Черносотенные орга-

правомонархистов пережили хронологические рамки деятельности своих создателей; ... достаточно напомнить о некоторых современных высказываниях в пользу установления в стране сильной центральной власти, против свободной продажи сельскохозяйственной земли, за покровительство отечественной промышленности, введение цензуры для школьных учебников и молодежной литературы, постоянное внимание к вооруженным силам и укреплению границ на всем их протяжении...», но тактические приемы правых, по мнению исследователя, носили негибкий характер и уступали по эффективности тактике либеральных партий и ставили их в проигрышное положение23.

Предметом исследования названной проблематики в современной отечественной историографии стали также вопросы, связанные с анализом взглядом правых партий и организаций, функционировавших как в крупных регионах (Центральная Россия, Урал, Поволжье, Украина и т.д.)24, так и в отдельных губерниях (Тверская, Воронежская, Казанская, Нижегородская, Уфимская и т.д.)25. Анализируя особенности становления и социально-политическую практику, исследователи останавливались на процессе

низации губерний Верхнего Поволжья в 1905-1914 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1999; Станкова М.В. Черносотенно-монархическое движение в Западной Сибири в 1905-1917 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Омск, 1999; Михайлова Е.М. Черносотенные организации Среднего Поволжья в 1905-1917 гг. Чебоксары, 2000; Омельянчук И.В. Черносотенное движение на территории Украины (1904-1914 гг.). Киев, 2000 и др.

25 См.: Лавриков С.В. Правомонархическое движение в Тверской губернии, 1905-1915 гг. Дис.... канд. ист. наук. Тверь, 1996; Никифорова С.М. К вопросу об истории формирования Орловского отделения Союза русского народа // Российская ментальность и мировая цивилизация. Сб. научных статей. Орел, 1997. С. 39-41; Рылов В.Ю. Правое движение в Воронежской губернии. 1903-1917. Воронеж, 2002; Фоменков А.А. Правомонархическое движение в Нижегородской губернии (1905-1917 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2002; он же. Нижегородские губернские власти и местные правомонархисты: контакты и сотрудничество // Власть и общество в российской провинции (XIII - начало ХХ в.). Чебоксары, 2004. С. 106-113; Максимов К.В. Монархическое движение в России: 19051917 гг. (На материалах Уфимской губернии). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 2004; Алексеев И.В. Черносотенные и умеренно-монархические организации Казанской губернии, 1905-1917 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1997; он же. Черная сотня в Казанской губернии. Казань, 2001; он же. Под сенью царского манифеста (умеренно-монархические организации Казанской губернии в начале XX века). Казань, 2002; он же. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним): В двух частях. Часть I. Казань, 2003; он же. На страже Империи. Казань, 2007 и др.

идеологического оформления и эволюции политической идеологии местных правых организаций. В частности, последовательно изучающий историю казанских правых организаций И.Е. Алексеев подчеркивает, что в истории черносотенного движения «самым причудливым образом переплелись такие, казалось бы, несовместимые явления, как бескорыстный, граничащий с самопожертвованием патриотизм и открытая спекуляция высокими национальными чувствами, реальная забота о судьбах русского народа и крайняя ксенофобия, ...страх перед революцией и склонность к политическому радикализму, полное неприятие западных социалистических теорий и воинствующая антибуржуазная направленность»26. К.В. Максимов и С. В. Шалагина, рассматривая историю консервативно-монархического движения в Уфимской губернии, отмечают наличие в его идеологии как общероссийских черт, так и существенной региональной специфики, которая состояла в более терпимых позициях в конфессиональном вопросе, в близости его программных позиций по ряду вопросов к программе октябри-стов27. Автор данной статьи выделяет такие особенности идеологии правомонархического движения, как более правые позиции в вопросах политического устройства, в неприятии западноевропейского парламентаризма, в акценте на национал-патриотизм, и более левые - в решении аграрного и рабочего вопросов, в предложении мер по повышению народного благосостояния. Их охранительные концепции провинциальный консерватизм соединялись с народной социально-монархической идеей государственного управления, дополняемой антисемитизмом28.

Следующая тенденция связана с рассмотрением взглядов правомонархических организаций в плоскости сравнительной

26 Алексеев И.Е. Черная сотня в Казанской губернии. С. 7.

27 Максимов К.В., Шалагина С.В. Консервативно-монархическое движение в Уфимской губернии (1905-1917 гг.). Уфа, 2007. С.87.

28 См.: Михайлова Е.М. Идеология правых партий и организаций Поволжья начала XX в. (региональный аспект). // Вопросы истории. 2007. № 11. С.31. См. также: она же. Идеология правого монархизма в многонациональном Поволжье в начале XX в.: соотношение национального и социального аспектов // Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении. М., 2005. С.489-496; она же. Правомонархическое движение в Поволжье в 19051917 годах // Отечественная история. 2007. №1. С.126-134; она же. Правые партии и организации в Поволжье: идеологические концепции и организационное устройство (1905-1917). М., 2002 и др.

29 См.: Предисловие // Политические партии России.

характеристики моделей государственного и социально-экономического устройства, предлагавшихся партиями различной политической ориентации в складывавшейся в начале ХХ в. партийной системе29. Известный специалист по истории политических партий, движений и партийных систем В.В. Шело-хаев, характеризуя на доктринальном уровне взгляды правых партий, выделяет следующие основные постулаты доктрины консерваторов: собственный, самобытный путь развития, отрицание необходимости перенесения на русскую почву западноевропейского опыта, либеральных ценностей и политических структур; обновление автократического режима путем «срезывания» «бюрократического нароста»; государственная поддержка средней, мелкой и кустарной промышленности и сельского хозяйства; мобилизация государственных ресурсов на развитие многообразных форм аграрного производства, «учитывая при этом его региональную специфику, традиции и быт местного населения»; сохранение традиционного унитарно -го государственного устройства Российской империи; отстаивание первенства православия на коренной территории России, господствующей и первенствующей роли русской нации и государственного русского языка; ориентация во внешнеполитическом курсе на родственные России монархические режимы30. На следующие общие черты указал

С.В. Леонов: стремление к усилению роли государства в экономике, социальной и иной сферах, «что являлось своеобразной реакцией общества на процессы модернизации», и что выражали, с различных позиций, «не только социалисты, но также черносотенцы и часть либералов (особенно кадеты)»; нереалистич-ность государственных моделей, предлагаемых большинством партийных доктрин - «либо обращенных в прошлое, к неограниченному

Конец Х1Х - первая треть ХХ века. Энциклопедия. М., 1996. С. 5-12; Леонов С.В. Партийная система России (конец Х1Х в. - 1917 год) // Вопросы истории. 1999. № 1112. С. 29-48; Шелохаев В.В. Феномен многопартийности в России // Крайности истории и крайности историков. М., 1991. С. 9-20; он же. Многопартийность в России: особенности формирования // Политические партии России. Страницы истории. М., 2000. С. 30-41; Иванова Н.А. Феномен российской многопартийности // Россия в начале ХХ века. М., 2002. С. 396-432.

30 См.: Предисловие // Политические партии России. Конец Х1Х - первая треть ХХ века. Энциклопедия. М., 1996. С. 6-7; Шелохаев В.В. Многопартийность в России: особенности формирования // Политические партии России. Страницы истории. С. 34-35.

31 Леонов С.В. Указ. соч. // Вопросы истории. 1999. № 11-12. С. 37.

самодержавию (СРН), либо, напротив, безоглядно взятых ...из Западной Европы...»31.

Актуализация идеологического аспекта политической теории и практики правомонархического движения начала XX столетия обусловило рассмотрение данной проблемы в контексте консерватизма. Новая методологическая традиция - последовательное раскрытие истории консервативного политического течения и различных форм его проявления через конкретных представителей (носителей данной идеологии) позволила исследователям рассмотреть модификацию российского консерватизма, отметить превалирование в нем «раритетных» и патриархальных ценностей, определить место правомонархической идеологии. В фокусе исследований данного крыла находятся такие сюжеты, как сущность правого движения как ветви консерватизма, (В.Я. Лаверычев, С.М. Никифорова, И.Б. Сокольская, С.Г. Алленов и др.)32, природа и генезис консерватизма, компаративистский анализ взглядов идеологов консервативного течения конца XIX - начала XX вв. - Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева и Л.А. Тихомирова и др., место правомонархической идеологии в консерватизме (А.В. Репников, А.Н. Боханов и др.)33, правовая идеология русского консерватизма (А. С. Карцов)34, основополагающие принципы теоретической доктрины русского консерватизма35.

Выявлению взаимосвязи идеологической составляющей русского консерватизма и внутренней политики самодержавия и рассмотрению идеологии правого монархизма как одного из ответвлений консерватизма посвящена коллективная монография «Русский консерватизм Х!Х столетия. Идеология и практика», подготовленная авторским коллективом в составе В.Я. Гросула, Б.С. Итенберга,

B. А. Твардовской, К.Ф. Шацилло и Р. Г. Эй-

32 См.: Лаверымев В.Я. «Беседа» и тенденции к консолидации консервативных сил в России конца XIX - начала ХХ века // Отечественная история. 1994. № 3. С. 43-57; Никифорова

C.М. К вопросу о характеристике консервативной политической партии «Союз русского народа» // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Орел, 1997. С. 56-57 и др.

33 См.: Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999; он же. Консервативная модель переустройства России // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар. Материалы. Вып. 2. М., 2000. С. 3-21; он же. Консервативная традиция и современность // Либеральный консерватизм: история и современность. М., 2001. М.200-213; он же. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX-начало XX веков). М., 2006.

34 См.: Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма. М., 1999.

35 См.: Руткевич А.М. Что такое консерватизм? М.-СПб.,

монтовой36. Она стала первым в отечественной науке обобщающим трудом по данной теме и своеобразным историографическим ориентиром в изучении проблематики.

Закономерным следствием подобной постановки проблемы стало проведение в 2001 г. круглого стола «Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения», в котором приняли участие известные российские историки А.Н. Боханов, В.Я. Гросул, А.П. Корелин, В.Л. Степанов, С.В. Тютюкин, И.А. Христофоров, В.В. Зверев, А.Д. Степанский, Д.М. Во-лодихин, М.М. Шевченко, А.В. Репников37. В рамках обсуждения узловых проблем: содержание и эволюция понятия «консерватизм» в России, различия между «бытовым», политическим и социокультурным консерватизмом, социальная база консерватизма, соотношение его «элитарного» и «народного» уровней, религиозный фактор в консервативном мировоззрении, - определилась новая историографическая тенденция, позволяющая вывести споры о программном и функциональном содержании правомонархического движения в историко-политическое и историко-философское понятийное русло. Выделяя «правое», «центристское» и «левое» направления политического консерватизма, А.В. Репников, тем не менее, определяет базовые концептуальные постулаты консервативной идеологии, к которым относит: собственный политический и духовно-нравственный путь развития России, этатизм и незыблемость самодержавной власти, религиозную константу, обусловленную идеокра-тическим взглядом на мир и сакрализацией царской власти, сохранение общины и традиционного сословного строя, осторожное отношение к ускоренному процессу развития в России капиталистических отношений, критику либерализма и социализма38. Свою схему типологизации русского консерватиз-

1999; он же. Консерваторы XX века. М., 2006; Абелинскас

Э.Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология. (Опыт обоснования). Екатеринбург, 1999; Попов ЭА Разработка теоретической доктрины русского монархизма в конце XIX - начале XX века. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов-н /Д., 2000; он же. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Автореф. дис. ... док. филос. наук. Ростов-н /Д., 2006 и др.

36 См.: Гросул В.Я., Итенберг Б.С., Твардовская В.А., Шацилло К.Ф. и Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм Х1Х столетия. Идеология и практика. М., 2000.

37 См.: Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения // Отечественная история. 2001. №3. С. 103-133.

38 См.: Репников АВ. Метаморфозы русского консерватизма: от С.С. Уварова до Никиты Михалкова // Отечественная история. 2001. №3. С. 106-107. См. также об этом: Репников АВ. Консервативная традиция и современность // Либеральный консерватизм: история и современность. С. 201-202.

ма предложил В.В. Зверев. С его точки зрения, следует дифференцировать правый консерватизм, воплощенный в идеологические формулы и конструкции, и консерватизм «житейский», «народный»39. Останавливаясь на мистической, иррациональной стороне русского консерватизма как «области чувств, инстинкта, религиозного таинства», А.Н. Боханов делает вывод об отсутствии на рубеже XIX-XX вв. консервативной теории40. Свою оценку консерватизму дал С.В. Тютю-кин, определив его как «состояние души, реакцию на усталость от житейских бурь, показатель разочарования в либеральных и революционных идеях»41 . Применительно к началу XX в. он выделил два основных направления консерватизма: дворянско-церковная ветвь, представленная придворно-бюрократическими кругами и духовенством, генералитетом, Советом объединенного дворянства, стоявший на страже самодержавного строя, и консерватизм «новый», вышедший из аристократических салонов на улицу и заговоривший народным языком и представленный Союзом русского народа и родствен -ными ему организациями. Заслуживает внимания утверждение С.В. Тютюкина, что «черносотенный» монархизм причудливо соединялся с требованиями социальной защиты трудящихся, и что крах правых в 1917 г. отнюдь не означал, что в их программе не было ничего позитивного. По его мнению, патриотизм, ставка на сильную державную власть, стремление к нравственному очищению людей, уважение к русской национальной культуре и истории, независимая внешняя политика, достойная великой страны, не менее ценны, чем такие либеральные ценности, как свобода личности, демократия, широкое общественное самоуправление

39 См.: Зверев В.В. Консерватизм «народный» и «элитарный» // Отечественная история. 2001. №3. С. 124-125.

40 См.: Боханов А.Н. О «теории», которой не было // Отечественная история. 2001. №3. С. 113-117.

41 Тютюкин С.В. Консерватизм многолик и вечен // Там же. С. 131.

42 См.: Там же. С.133.

43 См.: Лукьянов М.Н. «Россия - для русских» или «Россия - для русских подданных»? Консерваторы и национальный вопрос накануне Первой мировой войны // Отечественная история. 2006. №2. С. 36-46.

44 См.: Суслов М.Д. Российская консервативная утопия на рубеже XIX-XX вв. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2003.

45 См.: Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999; он же. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX - начало XX веков). М., 2006; он же. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

и поиск компромисса в качестве главного метода решения всех политических, социальных и национальных проблем42.

Постановка проблемы правомонархического движения в аспекте консервативного течения имеет своим следствием более углубленное изучение таких вопросов, как отношение российских консерваторов к общественно-политическим реформам начала XX в. в России, особенности и потенциал консервативной идеологии. Рассматривая эволюцию воззрений российских консерваторов в национальном вопросе, М.Н. Лукьянов делает вывод о том, что часть консерваторов предлагала заменить лозунг «Россия - для русских» лозунгом «Россия - для русских подданных», и что в подобном подходе проявлялась внутренняя идеологическая борьба консерваторов - выбор между идеями государственного национализма и национализма «племенного»43. Характеризуя взгляды российских консерваторов рубежа XIX-XX вв., М.Д. Суслов в своей кандидатской диссертации подчеркивает, что во взглядах многих российских консерваторов рубежа XIX-XX вв. заметны утопические черты. По его мнению, характерной особенностью отечественного консерватизма является как его утопизм, так и потенциальная плодотворность проектов его теоретиков44.

Особо следует отметить последние монографические исследования молодого московского ученого А.В. Репникова, в которых предпринята попытка комплексного анализа отечественного консерватизма рубежа XIX-XX вв., консервативных концепций переустройства России и, в их рамках, взглядов ведущих идеологов правомонархического движения45. Анализируя теоретические основы мировоззрения консерваторов, их представления о месте России в мире, взгляды по конфессиональному, национальному и социально-экономическому вопросам, А.В. Реп-ников отмечает, что их доктринальный принцип «православие, самодержавие, народность» претерпел некоторую идейную эволюцию, что, несмотря на определенную утопичность некоторых из посылок русского консерватизма, они реально оценивали Россию как страну с преобладанием крестьянского традиционалистского сознания, что «практически каждый из консерваторов в своих рассуждениях о переустройстве России приводил и ряд предложений, которые могли бы при их правильной реализации способствовать решению внутриполитических и внешнеполитических проблем, но им не

удалось создать четкой концепции переустройства России46.

Полемика относительно вопроса утопичности и политического конструктивизма программных позиций российских консерваторов рубежа XIX и XX столетий сегодня актуальна и еще не нашла окончательного завершения. На наш взгляд, многие предложения их идеологов содержали позитивную конструкцию, а политический радикализм консерваторов носил ситуативный, а не содержательный характер и был присущ не идеологии данного течения, а политической тактике правоконсервативных партий в условиях Первой мировой войны. Как отметил Л.М. Искра, анализируя причины поражения русского консерватизма в начале XX в., «ситуация же требовала не только сохранения, но и завоевания, ибо немало ключевых позиций монархистами не контролировалось. Народная же монархия без завоевания невозможна. Другими словами, необходим был революционный консерватизм. О нем писали еще славянофилы, но он в России так и не появился»47.

Ограниченные рамки научной статьи не позволяют рассмотреть все аспекты историографической проблематики политической идеологии правомонархического движения,

и мы отметили только некоторые из них, которые, тем не менее, позволяют судить о том, что в последнее десятилетие в отечественной и региональной исторической науке наметился серьезный исследовательский интерес к данной проблеме. Сделан значительный задел в изучении этой сложной и дискуссионной темы. Однако следует констатировать, что активизация исследовательского процесса проблемы еще не привела к должной степени ее изученности. Как справедливо отмечают современные специалисты по истории политических партий и движений (В.В. Шелохаев) и, в частности, по правому движению (В.Ю. Рылов), проблема консерватизма «нуждается как в теоретическом осмыслении, так и в выявлении материала», и в исследовании вопросов правомонархического движения «до сих пор исследователям недостаточно эмпирического материала»48. Научные дискуссии вокруг оценок идеологических позиций правомонархического движения, сохраняющаяся острота политической полемики по поводу противостояния традиционных, либеральных и революционистских векторов в развитии России, значительные пробелы в объективном осмыслении истории правомонархического движения делают ее актуальной и востребованной.

E.M. Michailova. PROBLEMS OF POLITICAL IDEOLOGY OF RIGHT-MONARCHIST MOVEMENT OF THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY IN MODERN NATIVE HISTORIOGRAPHY.

The article considers the basic trends in researching problems of political ideology of right-monarchist movement of the beginning of the 20th century in modern native historiography. It analyses the latest trends in historiographical exploration of the problems: studying the evolution of ideological views of the right-wing political parties and organizations in an individual context and in the context of comparative characteristics of models of state and social-economic system, offered by various political organizations in the Russian political system formed the beginning of the 20th century.

МИХАЙЛОВА Елизавета Михайловна, родилась в 1961 г. Окончила Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой философии и политологии Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 137 научных работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 См.: Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. С. 494-496.

47 Искра Л.М. Русский консерватизм: поражения и перспективы // «Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее». «Национальный вопрос в Европе в новое и новейшее время». «Правый консерватизм в России и русском зарубежье в новое и новейшее время». Воронеж, 2005. С. 209.

48 См.: Шелохаев В.В. Состояние современного историографического поля российского либерализма и консерватизма // http://conservatism.narod.ru/shelohaev/ shelohaev.html; Рылов В.Ю. Вопросы дефиниций правого движения в России в начале XX века // 1~1Пр:// lindex.nigilist.rU/lindex4/Text/9630.html.z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.