www.volsu.ru
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
UDC 378.147.34 Submitted: 10.05.2022
LBC 74.48 Accepted: 24.07.2022
COMMUNICATION ETHICS IN DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT
Olga Yu. Popova
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Yulia N. Kulichenko
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The rapid digitalization of modern society determines the development of new forms of communication in many areas, including the learning environment. The need to comply with ethical norms and principles is a prerequisite for both personal and business communication. This article discusses such concepts as "digital ethics", "virtual ethics", "network ethics", "information ethics", "computer ethics", "digital etiquette", "netiquette" and synonymous terms. It also characterizes the main rules of digital etiquette that should be observed in the communication via the Internet. Ethical norms of communication between teachers and students by e-mail, social networks and during classes in the form of videoconferences are analysed. Typical mistakes made by students as a result of violation of these principles are identified. The results of the study were obtained by the analysis of theoretical aspects of the problem and by using empirical methods of observation, conversation, etc. Based on the analysis, conclusions are drawn regarding the specifics of the educational process in digital environment and the importance of ethical standards for successful communication in these conditions is substantiated. As a result, recommendations are presented to teachers regarding the organization of online education, and to students regarding the rules of conduct in digital learning environment regulated by communication ethics. These principles contribute to effective interaction between all participants of the educational process, which is necessary for the fulfilment of the scientific and creative potential of students, as well as the development of their communication skills.
Key words: ethics, digital etiquette, digital environment, distance learning, communication skills.
УДК 378.147.34 Дата поступления статьи: 10.05.2022
ББК 74.48 Дата принятия статьи: 24.07.2022
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Ольга Юрьевна Попова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Юлия Николаевна Куличенко
^ Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
<м о
. Аннотация. Стремительная цифровизация современного общества определяет развитие новых форм 5 коммуникации во многих сферах, в том числе и в образовательной среде. Необходимость соблюдения эти-о ческих норм и принципов является обязательным условием как личного, так и делового общения. В данной ^ статье рассмотрены такие понятия, как «цифровая этика», «виртуальная этика», «сетевая этика», «информа-| ционная этика», «компьютерная этика», «цифровой этикет», «нетикет» и синонимичные термины; а также ^ охарактеризованы основные принципы цифрового этикета, следование которым необходимо для эффектив-. ного осуществления коммуникации в интернет-пространстве. Проанализированы этические нормы обще-2 ния преподавателей и студентов по электронной почте, в социальных сетях и во время занятий в формате ^ видеоконференций, а также выявлены типичные ошибки студентов, являющиеся следствием нарушения этих о принципов. Результаты исследования были получены на основе анализа теоретических аспектов изучаемой [3 проблемы, а также с помощью эмпирических методов наблюдения, беседы и др. На основе проведенного © анализа сделаны выводы относительно специфики учебного процесса в цифровой образовательной среде и
обоснована важность соблюдения этических норм для осуществления успешной коммуникации в данных условиях. В результате представлены рекомендации преподавателям, касающиеся организации учебного процесса в онлайн-пространстве, и студентам относительно правил поведения в цифровой образовательной среде, регламентированных этикой общения. Следование обозначенным принципам способствует эффективному взаимодействию между всеми участниками образовательного процесса, что необходимо для раскрытия научного и творческого потенциала обучающихся, а также развития их коммуникативных навыков.
Ключевые слова: этика, цифровой этикет, цифровая среда, дистанционное обучение, коммуникативные навыки.
Введение
В условиях стремительно ускорившейся в последнее время цифровизации современного общества умение взаимодействовать с окружающими людьми в онлайн-пространстве становится особенно актуальным, поэтому для успешного осуществления электронной коммуникации необходимо понимание ее специфики и знание соответствующих норм поведения. Исследователи отмечают, что развитие цифровых технологий происходит быстрее, чем оценка их моральных последствий, поэтому все более актуальной становится потребность в цифровой этике [5, с. 5-6].
Понятие «цифровая этика» является относительно новым. Наряду с термином «цифровая этика» можно встретить синонимичные термины, такие как «виртуальная этика», «ки-берэтика», «информационная этика», «компьютерная этика», «сетевая этика», «нетэтика». Например, Е.Ю. Малькова рассматривает виртуальную этику как область прикладной этики, в задачи которой входит морально-философская рефлексия и нравственная оценка процессов виртуальной коммуникации; теоретическое обоснование этических норм и принципов, регулирующих поведение в этой сфере; создание механизмов, обеспечивающих соблюдение этих норм и принципов [3, с. 113]. Информационная этика анализирует социальные и личные воздействия информационных технологий [4, с. 70]. Компьютерная этика понимается как одно из направлений информационной этики [1, с. 7].
Общение в интернет-пространстве регламентировано рядом правил, принципов и предписаний [8, р. 68]. Правила и принципы, регламентирующие общение в интернет-пространстве и являющиеся составной частью цифровой этики, в научной литературе обозна-
чаются рядом терминов, таких как нетикет, сетевой этикет и цифровой этикет.
Термин «нетикет» заимствован из английского языка (netiquette = net + etiquette) и обозначает совокупность правил, регулирующих приемлемое поведение участников чатов и других онлайн-форумов [7, p. 292].
Вирджиния Ши охарактеризовала основные принципы нетикета в своей книге «Нетикет» в 1994 г., но они остаются актуальными и в настоящее время.
1. Помните, что вы говорите с человеком, а не с компьютером, и можете его ранить.
2. Придерживайтесь тех же правил и стандартов поведения, которых вы придерживаетесь в реальной жизни.
3. Учитывайте, где вы находитесь в ки-берпространстве: нетикет меняется на разных площадках.
4. Уважайте время других людей: не заставляйте никого тратить его напрасно.
5. Позаботьтесь о том, как вы «выглядите»: пишите грамотно о том, в чем разбираетесь, и будьте вежливы.
6. Делитесь вашим опытом и знаниями.
7. Держите под контролем конфликтные ситуации.
8. Уважайте чужую частную жизнь и не читайте чужую переписку.
9. Не злоупотребляйте вашей властью.
10. Прощайте людям ошибки: когда-то вы тоже были новичком [10].
В настоящее время более распространенным является термин «цифровой этикет», который включает в себя правила корректного и эффективного взаимодействия в цифровом пространстве.
Развитие информационно-коммуникационных технологий предоставляет широкие возможности для обучения онлайн как в дистанционном формате, так и при смешанном
обучении в качестве дополнительных ресурсов к очным занятиям. Исследователи отмечают, что, несмотря на очевидные преимущества, онлайн-обучение вызывает ряд трудностей, поэтому воспринимается либо как новые возможности, либо как испытание, что обусловлено степенью подготовленности участников образовательного процесса к новой форме преподавания [9, р. 7]. Эффективность образовательного процесса в цифровой среде во многом обусловлена соблюдением этических норм, способствующих осуществлению успешной коммуникации.
Методы
Данное исследование проведено на основе анализа теоретических аспектов изучаемой проблемы. Рассмотрены способы описания цифровой, виртуальной, сетевой, информационной и компьютерной этики в научной литературе, а также основные правила цифрового этикета.
С помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, беседа, анализ документов, оценивание, изучение педагогического процесса, проведено исследование особенностей этики общения в цифровой образовательной среде.
Анализ
На основе эмпирических данных, полученных в результате анализа видеоконференций и электронных сообщений, написанных студентами, выявлены проблемы, связанные с нарушениями обучающимися этических норм.
Этика общения по электронной почте.
Компьютерно-опосредованные способы коммуникации в настоящее время очень разнообразны [2, с. 101]. Одной из наиболее распространенных форм общения преподавателей и студентов во внеучебное время является переписка по электронной почте. Данный способ коммуникации является удобным и эффективным, поскольку способствует решению многих образовательных и организационных задач преподавателя, а также представляет собою средство получения обратной связи со стороны обучающихся. Несмотря на то что
рассматриваемый формат интернет-коммуникации является хорошо знакомым и привычным для всех участников образовательного процесса, студенты допускают ряд ошибок, нарушающих этику делового общения:
1. Отсутствие информации об отправителе сообщения. Некоторые студенты не указывают свое имя и фамилию в письме, а в адресе электронной почты данная информация может отсутствовать.
2. К сожалению, многие студенты воспринимают электронные письма как сообщения в чате и не соблюдают этикетные формулы вежливости. Например, может отсутствовать обращение, формула приветствия и т. д.
3. Несоблюдение норм делового стиля письма.
4. Обилие орфографических и грамматических ошибок, а также опечаток в тексте письма свидетельствует не только о низком уровне коммуникативной компетентности обучающихся, но и об их непонимании важности цифрового этикета.
Этика общения в социальных сетях.
Важной площадкой для осуществления коммуникации между студентами и преподавателем являются социальные сети. В последние годы они активно интегрируются в учебный процесс, так как помогают решать различные образовательные, организационные, научно-исследовательские и проектные задачи. Обучающий и воспитательный потенциал социальных сетей достаточно велик, они способствуют организации как учебной, так и внеучебной деятельности обучающихся, но их использование может быть эффективным только в комплексном применении с существующими формами этического взаимодействия участников образовательного процесса [6, с. 57]. С использованием социальных сетей в образовательном процессе наметились определенные этические риски и негативные последствия как для преподавателя, так и для студентов, что обусловлено отсутствием формализованных правил использования социальных сетей в учебной деятельности.
Многие преподаватели предпочитают использовать личные аккаунты в социальных сетях для взаимодействия со своими студентами. Такая форма коммуникации дает ряд преимуществ при организации дистанционно-
го обучения: быстрота и легкость связи, интерактивность, большая экономия времени и сил педагога, но иногда приводит к нарушению этикетных норм со стороны обучающихся. Студентам необходимо помнить о том, что общение с преподавателем в социальных сетях требует соблюдения тех же норм, что и в других коммуникативных ситуациях. Преподавателю следует установить четкие правила, которые будут являться обязательными для выполнения всеми участниками коммуникации.
Этика общения во время видеоконференций.
В последнее время проведение занятий в формате видеоконференций стало привычным явлением для всех участников образовательного процесса, однако адаптация к особенностям дистанционного образования вызвала многочисленные трудности как для преподавателей, так и для обучающихся. Преодоление технических сложностей во многих случаях не потребовало много времени, однако решение психологических и этических проблем оказалось гораздо сложнее.
Главная проблема - трудно заставить студентов включать камеры, однако это необходимо, потому что дисциплинирует и способствует работе. Во многих вузах локальными актами закреплены жесткие правила: если студент не включил камеру - это неявка. Допустимо не включать камеру на поточной лекции для 100 человек и более.
Одним из важных этических аспектов в цифровой образовательной среде является имидж участников образовательного процесса. Несомненно, в этом случае актуальны те же самые этические нормы, которые приняты в современном обществе при живом контактном общении. Как показала практика, некоторые студенты нарушают дресс-код во время онлайн-занятий. Данное поведение является неприемлемым.
Необходимо выбрать подходящее для занятия рабочее место. Были отдельные случаи, когда студенты подключались к видеоконференции, находясь в салоне автомобиля или на улице. Подобные ситуации должны стать исключением из правил и допускаться преподавателем в экстренных случаях по предварительной просьбе студента.
Результаты
На основе проведенного анализа разработаны рекомендации, способствующие осуществлению успешной коммуникации в цифровой образовательной среде.
Этика общения по электронном почте и в социальных сетях требует соблюдения следующих норм:
1. Указывать свое имя и фамилию в письме.
2. Соблюдать этикетные формулы вежливости.
3. Уважать личное пространство собеседника и не ожидать, что ответ будет мгновенным.
4. Соблюдать деловой стиль письма.
5. Соблюдать орфографические и грамматические нормы современного литературного языка.
Эффективность проведения занятия в формате видеоконференции во многом определяется соблюдением необходимых этических норм. Опрятный внешний вид преподавателя и студентов, соблюдение дресс-кода и подготовка подходящего рабочего места -обязательные и очевидные требования, которым должны следовать все участники образовательного процесса.
Своевременное ознакомление обучающихся с правилами поведения во время видеоконференций способствует улучшению качества занятия. Студенты должны знать о необходимости соблюдать базовые правила:
- регистрироваться под своим именем;
- включать камеру;
- обратить внимание на фон;
- следить за включением и отключением микрофона;
- закрыть вкладки браузера, которые не требуются на занятии.
Преподаватель должен сразу ответить и обсудить со своими студентами ряд вопросов, которые могут возникнуть. Например, что делать студенту при опоздании на занятие. В подобной ситуации рекомендуется зайти в вебинарную комнату с выключенным звуком, никого не отвлекая, не здороваясь. В случае необходимости отключиться от видеоконференции во время занятия студенту необходимо заранее предупредить преподавателя или написать сообщение в чате.
Необходимо определить формы обратной связи со стороны студентов. Как правило, возникшие вопросы студенты могут задавать в чате или отправлять личные сообщения преподавателю по электронной почте. В качестве альтернативы чатам можно использовать форумы в Moodle.
Важно регламентировать нормы непосредственного речевого общения во время проведения видеоконференций. Студентам следует напомнить о необходимости уважать собеседников и не перебивать друг друга.
Заключение
Этические нормы и правила поведения в виртуальном пространстве такие же строгие, как и в аудитории. Всем участникам образовательного процесса рекомендовано соблюдать культуру речи, не допускать использования оскорбительных выражений и грубых реплик, избегать публичных конфликтов. Атмосфера на занятии должна быть доброжелательной, способствующей раскрытию научного и творческого потенциала студентов. От модели поведения преподавателя в цифровой образовательной среде зависит не только качество обучения, но и такие важные аспекты, как имидж образовательной организации в окружающем социуме, престиж профессии педагога, эффективное профессиональное взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса. Соблюдение студентами этических норм также является обязательным условием осуществления эффективной коммуникации в образовательной среде, способствующей развитию их интеллектуальных способностей и профессиональной компетенции.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Авдеева, И. А. Информационная, компьютерная и прикладная этика как теоретические составляющие этики глобального коммуникативного пространства / И. А. Авдеева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №№ 9 (137). - С. 7-13.
2. Иванова, М. А. Концепт Freundschaft (Дружба) в виртуальной коммуникации / М. А. Иванова // Вестник Волгоградского государственного уни-
верситета. Серия 2, Языкознание. - 2020. - Т. 19, № 4. - С. 99-108. - DOI: 10.15688/jvolsu2.2020.4.9
3. Малькова, Е. Ю. Принципы виртуальной этики / Е. Ю. Малькова // Религия и нравственность в секулярном мире : материалы науч. конф. - СПб., 2001. - Вып. 20. - С. 112-115.
4. Манжуева, О. М. К вопросу об истории возникновения информационной этики / О. М. Ман-жуева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2014. - № 3. - С. 65-71.
5. Шляпников, В. В. Цифровые технологии и цифровая этика / В. В. Шляпников // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2021. - № 4 (53). - С. 5-9.
6. Ямщикова, Е. Г. Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде / Е. Г. Ямщикова // Человек и образование. - 2017. - № 1 (50). -С. 54-58.
7. Chandler, D. A Dictionary of Media and Communication / D. Chandler, R. Munday. - Oxford : Oxford University Press, 2011. - 472 p.
8. Crystal, D. Language and the Internet / D. Crystal. - Cambridge : Cambridge University Press, 2004. - 272 p.
9. Hockly, N. Teaching Online. Tools and techniques, options and opportunities / N. Hockly, L. Clandfield. - Delta Publishing, 2010. - 112 p.
10. Shea, V. Netiquette / V Shea. - San Francisco : Albion Books, 1994. - 160 p.
REFERENCES
1. Avdeeva I.A. Informatsionnaia, kompiuternaia i prikladnaia etika kak teoreticheskie sostavliaiushchie etiki globalnogo kommunikativnogo prostranstva [Informational, Computer and Applied Ethics as Theoretical Components of Ethics of Global Communicative Space]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities], 2014, no. 9(137), pp. 7-13.
2. Ivanova M.A. Kontsept Freundschaft (Druzhba) v virtualnoi kommunikatsii [Concept Freundschaft (Friendship) in Virtual Communication]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2. Iazykoznanie [Science Journal of Volgograd State University. Linguistics], 2020, vol. 19, no. 4, pp. 99-108. DOI: 10.15688/jvolsu2.2020.4.9
3. Malkova E.Iu. Printsipy virtualnoi etiki [Principles of Virtual Ethics]. Religiia i nravstvennost v sekuliarnom mire: materialy nauch. konf. [Religion and Morality in the Secular World. Conf. Proc.]. Saint Petersburg, 2001, vol. 20, pp. 112-115.
4. Manzhueva O.M. K voprosu ob istorii vozniknoveniia informatsionnoi etiki [To the History of Information Ethics]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Filosofskie nauki [Bulletin of MSRU. Series: Philosophy], 2014, no. 3, pp. 65-71.
5. Shliapnikov V.V. Tsifrovye tekhnologii i tsifrovaia etika [Digital Technologies and Digital Ethics]. Psikhologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva [Psychological and Pedagogical Safety Problems of Human and Society], 2021, no. 4 (53), pp. 5-9.
6. Iamshchikova E.G. Problema formirovaniia setevogo etiketa i professionalno-eticheskikh kachestv pedagogov v informatsionnoi srede
[The Problem of Developing Network Etiquette and Teachers' Professional and Ethical Quality in Information Media]. Cheloveki obrazovanie [Man and Education], 2017, no. 1 (50), pp. 54-58.
7. Chandler D., Munday R. A Dictionary of Media and Communication. Oxford, Oxford University Press, 2011. 472 p.
8. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge, Cambridge University Press, 2004. 272 p.
9. Hockly N., Clandfield L. Teaching Online. Tools and Techniques, Options and Opportunities. Delta Publishing, 2010. 112 p.
10. Shea V. Netiquette. San Francisco, Albion Books, 1994. 160 p.
Information About the Authors
Olga Yu. Popova, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5016-3639
Yulia N. Kulichenko, Candidate of Sciences (Philogogy), Associate Professor, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9358-1286
Информация об авторах
Ольга Юрьевна Попова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5016-3639
Юлия Николаевна Куличенко, кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9358-1286