Научная статья на тему 'Этика научных исследований в физкультурно-спортивной сфере'

Этика научных исследований в физкультурно-спортивной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ЭТИКА / СПОРТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНФОРМАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / EDUCATION / PEDAGOGY / ETHICS / SPORT / EXPERIMENT / INFORMATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Анна Владимировна, Гулгенов Цыденжаб Бальжинимаевич, Старкова Ирина Ивановна

В настоящее время особую актуальность приобретает соблюдение этических норм и принципов спортивно-педагогических исследований. Недостаточно провести эксперимент, нужно еще соблюсти ряд определенных условий. Физкультурно-спортивная сфера нуждается в ученых, которые ориентированы на соблюдение принципов профессиональной этики. Такие профессионалы способны поддержать престиж спорта, экспериментов, проводимых в этой области. Проведено исследование относительно наиболее значимых этических проблем в области спортивной науки. Затронуты также вопросы соблюдения и формирования информационной этики в процессе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethics of scientific research in the physical and sports sphere

The observance of ethical norms and principles in sports research is of particular relevance. It is not enough to conduct an experiment, one must also observe a number of certain conditions. Physical culture and sports needs scientists who are focused on adhering to the principles of professional ethics. Such professionals are able to support the prestige of sport, research conducted in this area. A study was conducted on the most significant ethical issues in the field of sports science. The issues of compliance and the formation of information ethics in the process of continuous education are also touched upon.

Текст научной работы на тему «Этика научных исследований в физкультурно-спортивной сфере»

ресурс] / Т.И. Краснова, Т.В. Сидоренко // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-novaya-forma-organizatsii-yazykovogo-obrazovaniya-v-neyazykovom-vuze (дата обращения 12.11.2018).

7. Пушкина Г. Г. Самостоятельная работа студентов вуза: компетентностный подход и внедрение интернет-технологий // Гуманитарные науки. -2011. - № 3. - С. 94-100.

8. Солодкова И.М. Активные творческие задания в самостоятельной работе студентов по иност-

ранному языку // Современные коммуникативные технологии в языковом образовании : материалы междунар. научно-практической конф. (г. Хабаровск, декабрь 2008 г.). - Хабаровск: ТОГУ, 2008.-С. 198-201.

9. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2012. - № б. - С. 12-21.

ETHICS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE PHYSICAL AND SPORTS SPHERE

Komarova Anna Vladimirovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Theory of Physical Culture

Gulgenov Tsydenzhab Balzhinimaevich, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Physical Education

Starkova irina Ivanovna, PhD of Sociology, Associate Professor, Department of Sports and Tourism Buryat State University, Ulan-Ude, Republic of Buryatia

The observance of ethical norms and principles in sports research is of particular relevance, it is not enough to conduct an experiment, one must also observe a number of certain conditions. Physical culture and sports needs scientists who are focused on adhering to the principles of professional ethics. Such professionals are able to support the prestige of sport, research conducted in this area. A study was conducted on the most significant ethical issues in the field of sports science. The issues of compliance and the formation of information ethics in the process of continuous education are also touched upon.

Keywords: education; pedagogy; ethics; sport; experiment; information; motivation.

УДК 372.8 ВАК РФ 13.00.04

© Комарова A.B., 2019 © Гул генов Ц. Б., 2019 © Старкова И. И., 2019

КОМАРОВА Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теории физической культуры

ЭТИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФИЗКУЛЬ ТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЕ

В настоящее время особую актуальность приобретает соблюдение этических норм и принципов спортивно-педагогических исследований. Недостаточно провести эксперимент, нужно еще соблюсти ряд определенных условий. Физ-культурно-спортивная сфера нуждается в ученых, которые ориентированы на соблюдение принципов профессиональной этики. Такие профессионалы способны поддержать престиж спорта, экспериментов, проводимых в этой области. Проведено исследование относительно наиболее значимых этических проблем в области спортивной науки. Затронуты также вопросы соблюдения и формирования информационной этики в процессе непрерывного образования.

Ключевые слова: образование; педагогика; этика,; спорт;эксперимент; информация; мотивация.

ГУЛ ГЕНОВ Цыденжаб Бальжинимаевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Физического воспитания

СТАРКОВА Ирина Ивановна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра Спор тивных дисциплин и туризма

Бурятский государе твенный университет, Улан-Удэ, Республика Бурятия

Высокая профессиональная научная этика специалистов в сфере спорта и физической культуры способствует формированию и поддержанию престижа спорта, профильного физкультурного образования, кроме того, является предиктором эффективности средств и методов физического воспитания, высоких спортивных достижений.

Процедура и результаты исследований могут затрагивать судьбы людей, способствовать принятию новых норм, новых стандартов.

Проанализировав на сайте Российской государственной библиотеки диссертации по научной специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, можно сделать вывод, что актуальными направлениями научных исследований являются следующие:

- теория и методика спортивной тренировки в избранном виде спорта;

- использование инновационных и информационных технологий в избранном виде спорта;

- медико-биологические и проблемы спортивной тренировки и физического воспитания;

-психологическоесопровождение процесса физического воспитания и спортивной тренировки;

- теория и методика спортивного отбора.

Большинство работ основаны на педагогическом эксперименте. Хотя педагогический эксперимент не нанесет видимого значительного ущерба спортсмену, все же неправильно составленная программа тренировки значительно ограничит рост спортивного мастерства. Следует отметить, что есть исследования, которые предполагают соблюдение биомедицинской этики.

Вопрос, какие же этические нормы при проведении научных исследований нужно соблюдать, обращен как к обучающимся, так и к преподавателям и научным сотрудникам, исследователям.

Общеизвестна негативная оценка относительно фальсификации данных. Эта проблема касается достоверности исследовательских данных, насколько в целом можно доверять полученной информации. В истории есть немало примеров научных исследований, когда результаты были артефактами, лоббировались интересы заинтересованных организаций, которые спонсировали исследование. Доверие к результатам исследования обуславливает социальное доверие в целом к высшей школе, к библиографическим источникам. Возрастает осведомленность населения относительно различных сфер жизнедеятельности, из праздного любопытства простые обыватели начинают интересоваться достижениями науки в сфере спорта, стремятся понять и анализировать истинность полученных данных, сопоставлять их с другими.

Однако оценивать категорично результаты исследований с позиции истина-ложь, особенно в гуманитарных науках, не всегда можно и возможно, это зависит от методологической основы, на которую опирается исследование. Спортивная наука не относится к числу точных наук, на одну и ту же проблему существует несколько точек зрения. Нет четких формул, доказательных алгоритмов, которые были бы универсальны. Меняются подходы, точки зрения. Модифицируются правила, требования

видов спорта. Нужно быть в курсе событий, новейших достижений спортивной науки. Изменился подход к периодизации, к сгонке веса, питанию, восстановлению, к психологической подводке к соревнованиям. Все это - результаты углубленных научных исследований.

Есть противоречивые теории, но их невозможно опровергнуть. Противоречия - это не всегда плохо, в определенном смысле противоречия - это двигатель прогресса, научной мысли. Спортивная наука диалектична, постоянно находится в самодвижении и саморазвитии. То, что еще вчера казалось истиной первой инстанции, может быть опровергнуто, а через некоторое время вновь доказано. Поэтому возникает еще один этический аспект -терпимость к точке зрения своих коллег, оппонентов. Утверждая, что чья-то точка зрения ошибочна, не следует допускать высокомерного отношения к окружающим, тем более, оппонент может оперировать более свежими научными данными. Среди высокообразованных людей очень сложно завоевать авторитет, унижая других.

Отдельного внимания заслуживает процедура выдвижения и проверки экспериментальной гипотезы. Существуют установки относительно того, что, если экспериментальная гипотеза опровергнута, следует ее переформулировать, иначе возникает определенное разочарование в результатах эксперимента. Писать о том, что программа тренировки или методика сгонки веса не принесла результата, не принято, несмотря на то, что на это было затрачено время и деньги. Хотя отрицательный результат- это тоже результат, и этот опыт может быть проанализирован другими коллегами, и они не пойдут по неверному пути. Не все ученые и тренеры захотят публиковать такой материал, они боятся, что это скажется на их престиже и репутации, упадет их статус в академической среде.

Научный поиск представляет собой творческий процесс, но в то же время он академичен. Есть расхождения в терминологии у представителей российской и зарубежных школ. Отечественная теория физической культуры и спорта довольно консервативна - в классических учебниках по теории и методике физической культуры, теории и методике спортивной тренировки нет модных понятий "тренинг", "кардионагрузка", "мышцы кора" и ДР-

Дискуссионным является также вопрос относительно безопасности исследования для участников эксперимента. В России провести

педагогический эксперимент не составляет большого труда. Без проблем формируется экспериментальная группа, которая апробирует определенную методику тренировки. Эксперимент проводит как работающий тренер, так и обучающийся, проходящий производственную практику в образовательной или спортивной школе. Как правило,специально-го разрешения на эксперимент не требуется. Или же бумаги подписываются формально. < Даже в кандидатских и докторских диссер-31 тациях по педагогическим наукам имеются щ акты внедрения и апробация результатов про-С веденных исследований, однако отсутствует документальное разрешение на проведение и эксперимента. Интересен тот факт, что публи-^ кация результатов проведенных исследований ^ больше контролируется, чем, собственно, про-I ведение самих исследований. Во многих науч-0 ных журналах редакция обязательно требует рецензию. В роли рецензента выступает уче-ный, который компетентен в определенной области знаний, для работы же с эксперимен-тальной группой, как правило, эксперт никакого документа не подписывает, не дают оценку тому насколько целесообразно проведение ° исследования и насколько компетентен специалист, который непосредственно будет этим заниматься.

Во многих странах созданы специальные комитеты, которые осуществляют контроль за экспериментами, не только естественнонаучными, но и гуманитарными [7]. Причем в состав этого комитета обязательно входит один человек, который не имеет отношения к науке, кроме того представители должны быть разного пола, разной расы. Комитеты рассматривают студенческие и преподавательские работы и выносят заключение относительно проведения эксперимента. Если члены комитета обнаруживают, что экспериментальные исследования связаны с риском для здоровья и благополучия испытуемых, то такие работы отклоняются или отправляются на доработку. Выдается соответствующий документ, который имеет ограниченный срок действия, в среднем около одного года. С участниками эксперимента подписывают согласие относительно процедуры, открытости эксперимента. Если же испытуемые не подозревают, что они являются участниками исследования, такие эксперименты берутся на особый контроль. Причем необходимо не только формально подписывать согласие, но и объяснять испытуемым выгоду от участия в исследовании и всевозможные риски.

Ряд ученых в России тоже предлагают создавать такие сообщества, в некоторых учреждениях они даже уже успешно функционируют [1,2]. Такие организации призваны решать следующие задачи:

- создание кодекса научных исследований;

- контроль добросовестности исследований;

- консультирование исследователей по вопросам этики;

- экспертиза программ исследований, текстов, проектов;

- разрешение и профилактика конфликтов в области соблюдения научной этики.

Большая сложность связана с конфиденциальностью, открытостью данных научному сообществу. Как правило, многие испытуемые, участники исследований против того, что их имена, персональные сведения разглашались, публиковались в открытой печати. Поэтому исследователи оперируют усредненными показателями, значениями в выборке. Такая проблема встает перед сотрудниками комплексных научных групп, которые должны найти оптимальный баланс, учесть интересы как каждого спортсмена в отдельности, так и команды в целом. Если же исследование проводится с целью спортивного отбора, ставится вопрос пригодности для участия в каких-либо соревнованиях, то может сложиться драматичная ситуация. Ученых могут обвинить в подкупе конкурентами, предвзятом отношении к спортсменам. В результате у спортсмена может сформироваться негативная установка относительно спортивных ученых, которые, якобы, работают не на пользу, а во вред спортивной команде. Спортсмен начинает избегать обследований, в беседах становится недоверчивым и неоткровенным, стремится показать себя в лучшем свете, искажая результаты исследований. При сообщении результатов исследования спортсменам следует учитывать их личные особенности, типичные поведенческие реакции в ответ на неприятную информацию. Нужно ли сообщать спортсмену перед ответственными соревнованиями, что он перетренирован? Хотя субъективно спортсмен ощущает себя достаточно хорошо и комфортно.

Также против публикации с упоминанием организации могут быть и руководители спортивных учреждений в том случае, если была выявлена отрицательная динамика, они начинают переживать за репутации, боясь клеветы и оскорблений.

Несомненно, соблюдение этических норм требуется и при проведении исследований в сети Интернет. Существует большое количество средств и сервисов, которые позволяют проводить опросы. Производить рассылку незнакомым лицам с позиции этики общения некорректно, лучше пользоваться техникой "снежный ком", когда производится рассылка знакомым и друзьям, те уже, в свою очередь, рассылают своим знакомым и друзьям. Тем самым можно охватить достаточно большое количество респондентов. В спортивной науке количество работ по социологии невелико, однако в качестве пилотного исследования для того, чтобы провести опрос мнений по состоянию определенного опроса, используется довольно часто.

В большинстве публикаций отражено, что корень проблемы недобросовестных исследований нужно искать в вузах, в академической среде. Однако абитуриенты имеют более низкий уровень информационной этики по сравнению со студентами. Обучение в вузе положительно сказывается на формирование информационной этики. Актуальна проблема информационной этики в общеобразовательной школе [3].

Кросскультурные исследования отражают, что во многих странах строго наказывается и порицается списывание, использование информации из Интернета без указания источника информации. В России же ученики, которые не дают списывать своим одноклассникам, не пользуются авторитетом и уважением среди товарищей. Такое поведение воспринимается как неподобающее и противоречит моральному кодексу в классе. Плохо воспринимается и информирование относительно случаев списывания и подсказок,такое поведение воспринимается как доносительство и оскорбляет окружающих.

На школьников и студентов обрушивается большой поток информации, им становится очень трудно ориентироваться, находить правильные горизонты. На первых порах очень трудно отличить релевантные источники от нерелевантных. Хотя сейчас созданы специальные базы с рейтингами и индексами цитирований.

Морально-волевое воспитание предполагает формирование у обучающихся этики и такта в проведение научных исследований. Необходимо создавать центры и комитеты, где исследователи были бы подотчетны и чувствовали бы свою личную ответственность при проведении исследований. Систему подготов-

ки студентов к научно-исследовательской деятельности следует пересмотреть. Нужна и просветительская работа, чтобы обучающиеся могли отличить корректные заимствования от некорректных. Обучающиеся должны соблюдать авторские права, уметь избегать конфликта интересов.

О. Г. Меркулова в качестве метода повышения информационной этики предлагает метод кейс-стади, который основан на обсуждении и решении конкретной проблемной ситуации, были разработаны критерии и методика для определения уровня сформированности информационной этики [3].

Перед вузами стоят задачи в формировании компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Именно вузы являются кузницей научных кадров, кадров высшей квалификации для спортивной сферы. Научные школы, исследователи должны осознавать, что следует обязательно соблюдать этические принципы в своей профессиональной деятельности. В наше время информационныхтехнологий большинство информации, которая публикуется, находится на определенных сайтах и платформах сети Интернет, легко можно проверить авторство публикации, наличие проблемных цитирований и самоцитирований, качество самого материала.

Обучающиеся должны понимать, что писать хорошо и качественно, прежде всего, в их интересах. Помимо того, что исследовательская работа входит в обязанности студентов, следует целенаправленно формировать мотивацию научного поиска, приобретения полезных навыков работы с источниками, текстовыми редакторами, специализированными статистическими пакетами для обработки исследовательских данных. Эти навыки пригодятся также и в профессиональной деятельности. Формирование такой мотивации - сложный и целенаправленный процесс. Обучающееся должны воспринимать учебу как увлекательный процесс, им нужно обязательно объяснять, что много времени своей жизни они уделяют учебе, и поэтомуте обучающиеся, которые не любят учиться, которые воспринимают процесс как наказание, либо очень несчастные люди, либо люди, которые не могут правильно и грамотно спланировать свою жизнь.

В заключение, проведенные нами исследования и детальный анализ существующей проблематики свидетельствуют о том, что достаточно серьезно нужно относиться к процессу

формирования не только знаний, но и ценностных установок, навыков корректной работы с информацией. Академическое мышление, критичность ума ценятся не только в спортивной науке, но и во многих сферах жизнедеятельности. Необходимо также разрабатывать средства и методы контроля информационной этики; тщательно контролировать педагогические эксперименты обучающихся вуза и соискателей ученых степеней.

Литература:

1. Алисов Е. А. Проектирование направлений деятельности комиссий по этике психолого-педаго-гических исследований // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2018. - № 2. - С. 101-106.

2. Двойнин А. М. Опыт создания комитета по этике психологических и педагогических исследований в вузе // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы

IV Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. И. Савенкова. - С. 239-246.

3. Меркулова О. Г. Информационная этика курсантов военного вуза: опыт диагностики методом кейс-стади // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 26.

4. Михельсон C.B. Кросс-культурная этика России, Китая и США // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2016.-№34. - С. 193-203.

5. Прихода И. В., Рыбальченко А. А. Основы медицинской этики и деонтологии // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. -№8.-С. 130-132.

6. Тищенко П. Д. Проблема добросовестности в научных исследованиях / П. Д. Тищенко Б. Г. Юдин // Здравоохранение (Минск). - 2015. - № 11. - С. 67-75.

7. Харламов В. Э. Этика научного исследования: зарубежный опыт / В. Э. Харламов, Т. М. Харламова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (часть 2)-С. 402-405.

CHA RA CTERIS TICS OF PROFESSIONA L COMPETENCE OF THE MODERN BA CHEL OR OF ECONOMICS Koshevaya Natalya Sergeevna, Senior Lecturer, Department of Mathematics and Information Technology, Russian University of Peoples' Friendship, Sochi

This article discusses the characteristics of the professional competence of a modern economist. The presented characteristic of professional competence is focused on the professiogram of a specialist in economics, according to which a future economist should freely solve professional tasks, be able to plan and build forecasts of economic phenomena, be purposeful and sociable, not be afraid to make difficult decisions and at the same time take full responsibility, adequately evaluate and respond to professional failures. This characteristic, according to the author, will allow the free professional of the economic field to compete in the labor market if all the components of professional competence interdependently influence each other and represent it as a single and multi-faceted structure.

Keywords: bachelor of economics, competitiveness, planning, forecasting, professional competence, professional communication, self-actualization, professiogram, continuing professional education.

УДК 377

ВАК РФ 13.00.08

© Кошевая H. С., 2019

КОШЕВАЯ Наталья Сергеевна, старший преподаватель, кафедра Математики и информационных технологий, Российский университет Дружбы народов, Сочи

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО БАКАЛАВРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В данной статье рассматривается характеристика профессиональной компетентности современного экономиста. Представленная характеристика профессиональной компетентности ориентирована на профессиограмму специалиста экономики, согласно которой будущий экономист должен свободно решать профессиональные задачи, уметь планировать и строить прогнозы экономических явлений, быть целеустремленным и коммуникабельным, не бояться принимать сложные решения и при этом брать на себя всю ответственность, адекватно оценивать и реагировать на профессиональные неудачи. Данная характеристика, по мнению автора, позволит свободно профессионалу экономического направления конкурировать на рынке труда, если все составляющие профессиональной компетентности будут взаимообусловлено влиять друг на друга и представлять ее в виде единой и многогранной структуры.

Ключевые слов: бакалавр экономического направления; конкурентоспособность; планирование; прогнозирование; профессиональная компетентность-профессиональное общение; самореализации; профессиограмма; непрерывное профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.