Научная статья на тему 'Этика менеджмента в творчестве А. С. Макаренко: путь к эффективной социализации'

Этика менеджмента в творчестве А. С. Макаренко: путь к эффективной социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / ТРУД-ЗАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ДОГОВОР / НРАВСТВЕННОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CONSUMER MENTALITY / WORK AND CARE / SOCIAL CONTRACT / MORALITY / COLLECTIVE MANAGEMENT / REHABILITATION / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Меттини Эмилиано

Действие и деятельность основные эмпиритивы нравственности в педагогике А.С. Макаренко. Овладение социальными формами поведения в совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика менеджмента в творчестве А. С. Макаренко: путь к эффективной социализации»

ЭТИКА

МЕНЕДЖМЕНТА В ТВОРЧЕСТВЕ

A.C. Макаренко: путь к эффективной

социализации

Эмилиано Меттини,

магистр философии, вице-президент Международной Макаренковской ассоциации, Президент итальянской ассоциации макаренковедов

Этика — не столько система моральных норм, сколько основа практического поведения человека. В воспитательном опыте A.C. Макаренко часто речь идёт об этике личности, творящей свой мир и с точки зрения экономики, и с точки зрения морального поведения. C психологической и с философской точек зрения, предполагаем, что осью макаренковского воспитании и его стержнем была тщательно организованная система побуждающих эмоционально-мотивационных аспектов.

• потребительский менталитет • труд-забота • социальный договор

• нравственность • коллективное управление • реабилитация • ответственность

Эта система отражается именно в производственном труде, который производит материальные и духовные ценности. Выдающийся педагог и социальный реформатор, А.С. Макаренко ставил целью «искоренение» потребительского менталитета как пережиток прошлого своих воспитанников и потому настаивал на том, что детство не должно быть беззаботным, как предлагали сторонники воспитания того времени. Труд не может и не должен стать забавой или времяпрепровождением для детей. Ещё в 1922 г., определяя основные проблемы педагогической науки, А.С. Макаренко писал: «Русская трудовая школа должна совершенно заново перестроиться, так как в настоящее время она по идее

буржуазна. Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает её социалистической»1. В этом сходство размышлений А.С. Макаренко с философией В.Г. Гегеля2. На наш взгляд, общая черта в концепции труда двух мыслителей в том, что оба считают: труд делает человека ответственным за себя и за других, определяет нравственность человеческого сообщества, в труде происходит рождение гражданина. В своей последней

1 Макаренко А.С. Заявление в Центральный институт организаторов народного просвещения. Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 11.

2 Меттини Э. Гегелевские мотивы в творчестве А.С. Макаренко // Меттини Э. Волгоград, 2008. Сборник Макаренковских чтений. С. 22—27.

Народное образование 6'2013

НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ

книге «Философия права» в отношении труда великий философ написал, что через трудовую деятельность человек превращает свой субъективный эгоизм в удовлетворение потребностей всех остальных, и пока человек зарабатывает, производит, он наслаждается плодами своей работы.

В отличие от Маркса, Макаренко пишет, что в нашем обществе труд является не только экономической категорией, но и категорией нравственной, и как Гегель, Антон Семёнович уверен в том, что каждый человек выполняет свою работу при условии, что все остальные члены общества поступают таким же образом. По своему содержанию труд регулирует взаимоотношения людей и, в конечном итоге, создаёт стабильность общества, объединённого социальным договором. Нравственность поэтому становится одним из способов нормативной регуляции действий человека в обществе, способом удовлетворения потребностей совместной жизни людей3. Нравственность — не статичная категория, она управляет действиями человека. Сама нравственность — это действие и деятельность. Именно на этом основана ме-неджментская педагогика Макаренко. Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей, с освоением общественного опыта4. С психологической точки зрения деятельность включает цель, мотивацию, принятие решения, индивидуальные психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые). Антон Семёнович уделял огромное внимание этим аспектам труда своих воспитанников и тем самым воспитывал их организаторами. В макаренковском смысле, быть организатором — не значит просто выполнять определённые функции, действия. Это значит быть активной, творческой личностью, уметь действовать в коллективе. В своих образовательных учреждениях А.С. Макаренко сумел создать такие условия, когда каждый воспитанник в определённой ситуации мог взять на себя роль лидера; в другой ситуации он же добровольно становился ведомым, давая возможность своему товарищу проявить управленческие, лидерские навыки5. Будучи лидером,

3 Гриценко Л.И. А.С. Макаренко: воспитание трудного детсва. Волгоград, 2003. С. 212.

4 Шадриков В.Д. Способности и деятельность. Москва:

Логос 1995. С. 74.

воспитанник развивает и воспитывает в себе такие важные регуляторы поведения: ответственность, точность, чувство долга перед собой и перед своим социальным микроареалом, как коллектив, община. Лидер — командир координирует действия членов сообщества, находясь в состоянии общения с ними, взаимодействия, выполняя роль организатора, мотиватора, диспетчера и генератора идей. Такую школу проходили воспитанники Макаренко в совете командиров в колонии, руководимой Антоном Семёновичем. Самоуправленческие функции членов совета командиров предполагали включение каждого колониста в процесс коллективного управления. Таким образом, воспитанники овладевали социальными формами поведения. Пьер Бурдье называл систему таких форм габитусом (habitus). Это система прочных приобретённых предрасположенностей, структурированных, предназначенных для функционирования, организации практик и достижения определённых результатов.

А.С. Макаренко считал: чем больше человек дисциплинирован, тем больше он свободен. Свободен благодаря своему выбору, перспективным линиям, планированию социально-культурного и личностного развития.

Итак:

• Этика — это мотивационная, побуждающая система, предписывающая социально одобряемое поведение человека.

• В мировоззрении Антона Семёновича Макаренко трудовая, производственная система может заменить и дополнять стандартные подходы передачи знаний и приобретения воспитанниками социальных норм поведения, стремления к преобразованию социализма.

• Ответственность является пружиной человеческого поведения, потому что действия и деятельность придают особую социальную значимость действиям бывших беспризорников как эффективный способ их реабилитации. НО

5 Верещагина Е.П. Проблемы лидерства в творчестве А.С. Макаренко. Материалы 6-х Международных макаренковских студенческих педагогических чтений. 2009. С. 134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.