Научная статья на тему 'Этика и воспитание'

Этика и воспитание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окатов В. Н.

The article looks at the structure of modern ethics, appreciation of which enables to solve problems of theoretical substantiation and practical realization of education. Basic aspects of professional ethics and directions of student education under reform are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICS AND EDUCATION

The article looks at the structure of modern ethics, appreciation of which enables to solve problems of theoretical substantiation and practical realization of education. Basic aspects of professional ethics and directions of student education under reform are analyzed.

Текст научной работы на тему «Этика и воспитание»

пониманию значимости непреходящих ценностей, которые не теряют своей сути, как бы ни менялись жизнь и общество. Философ дает понять, что, оставаясь один на один с трудностями жизни, человек должен сохранять в себе человеческое и быть самим собой, не терять связи с окружающим миром и другими людьми. Опыт философа, осознаваемый человеком, наталкивает его на размышление и подводит

к сознательному избранию своего пути в жизни.

1. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 132.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 27.

3. Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух // Юность. 1988. № 12. С. 9.

4. Ахутин A.B. Страна Мамардашвили // Вопр. филос. 1996. № 7. С. 42.

ЭТИКА И ВОСПИТАНИЕ

В.Н. Окатов

Okatov V.N. Ethics And Education. The article looks at the structure of modem ethics, appreciation of which enables to solve problems of theoretical substantiation and practical realisation of education. Basic aspects of professional ethics and directions of student education under refonn are analysed.

В сравнительно немногочисленных этических публикациях 90-х годов отчетливо прослеживаются различные, порой исключающие друг друга подходы к структуре этики, ее воспитательному потенциалу. Одни авторы склонны считать, что собственным предметом этики является только теория морали, поэтому никакой "воспитательной" проблематики в ней нет и быть не может. Другие ученые полагают, что сферой этики становится вся духовная жизнь общества и человека. Третьи утверждают, что этика связана со всеми деятельностными аспектами человеческого бытия. Число примеров, показывающих большой разнобой во взглядах на предмет и структуру этики, можно множить и множить.

Особенно настораживает то, что в современных публикациях явственно прослеживается тенденция, идущая вразрез с многовековой традицией развития этического знания, - рассматривать этику в качестве теоретической основы нравственного воспитания и этического просвещения, а совершенствование этической теории -как важную предпосылку улучшения нравственного воспитания. Достаточно обратиться к реферативным сборникам, издаваемым академическими институтами, чтобы убедиться в этом. На мой взгляд, за таким подходом скрывается общее отношение нашего общества к воспитанию как

социальному институту, которому просто-напросто отказывают в праве на самостоятельное существование, механически связывая его с образованием, подчиняя воспитание последнему. Тем самым мы перестаем рассматривать воспитание как важнейшее средство социализации личности, которое придает качественную определенность другим структурным элементам социализации, характеризует ее цель, направленность развития духовных процессов и явлений.

Изучение истории этических учений в сочетании с анализом и систематизацией этической терминологии приводит к выводу, что в современной этике можно выделить по крайней мере следующие разделы: теория морали; философско-социологические проблемы этики; теория нравственного воспитания; профессиональная этика; история нравственности; история этики; этика и другие науки.

Несомненно, что в центре этики находится теория морали, располагающая богатым категориальным аппаратом, выработанным многими поколениями филосо-фов-этиков, который позволяет раскрыть природу и специфику морали, сущность и социальную роль нравственности во всех основных ее проявлениях. Значительное место в исследованиях по этике XVIII -XX веков занимают проблемы, которые мы обозначили как философско-социо-

логические. Это прежде всего очень емкие, далеко выходящие за пределы моральной сферы проблемы смысла жизни и счастья, а также вопросы, связанные с такими фундаментальными социально-политическими идеями и принципами поведения, как справедливость, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, гуманизм, патриотизм, национализм, интернационализм и другие. Круг вопросов, относящихся к теории нравственного воспитания, достаточно ясен. Следует лишь отметить, что эта теория разрабатывается не только этикой, но и педагогикой, психологией, социологией, и предстоит еще немало сделать по объединению усилий этих наук и по определению каждой из них своего специфического аспекта в теоретическом обосновании нравственного воспитания. И, наконец, раздел с условным названием "этика и другие науки" целиком состоит из "стыковых" проблем, общих для этики и смежных с ней наук - религиоведения, культурологии, эстетики, социологии, педагогики, психологии, этнологии и так далее.

Напрашивается вывод о том, что современная этика далеко не однородна по своей структуре и включает в себя очень разные по содержанию и степени общности проблемы. Одни из них никак нельзя считать философскими, мировоззренческими, другие - собственно моральными. Отсюда следует, что тот сложный конгломерат разделов и проблем, который называется в настоящее время "этикой", вряд ли можно, будучи точным, называть наукой о морали. Мораль - главный, но далеко не единственный предмет этики, которую правильнее было бы охарактеризовать как науку о поведении, регулируемом моралью, о согласовании личных и общественных интересов, о совершенствовании личности и общества посредством морали. Тем самым будет подчеркнуто, что этика изучает главным образом мораль, но вместе с нею и через нее - большой комплекс других общих и специфических, философских и специально-научных проблем, связанных так или иначе с моральным регулированием поведения людей, согласованием личных и общественных интересов и так далее. Кстати сказать, не мораль, а названные выше философско-социологические проблемы связывают напрямую этику с философией и сохраняют за ней статус философской науки.

Учет сложной и довольно противоречивой структуры этики позволяет более эффективно использовать ее в деле теорети-

ческого обоснования и практического осуществления воспитания будущих специалистов. Воспитание не нужно отождествлять с образованием и обучением, ибо, как показывает опыт, не всегда образованию сопутствует процесс воспитания. Более того, жизнь показала несостоятельность попыток втиснуть процесс воспитания в рамки осуществляемого образования. Концепции типа "воспитывающего обучения" ничего хорошего не принесли, кроме серьезного разрыва между знаниями и практикой участия в трудовой и общественной жизни. Воспитание, очевидно, должно иметь приоритет над образованием, ибо именно воспитание определяет социальное содержание личности, формирует ее социальные роли. При этом главным, ведущим аспектом воспитания является нравственное воспитание, которое по отношению ко всем другим видам воспитания выполняет интегрирующую функцию, поскольку именно нравственность выражает сущность общественной позиции личности. Отсюда следует, что будущий специалист должен готовиться к выполнению функций воспитателя по крайней мере не менее основательно и серьезно, чем к профессиональной деятельности, что требует значительного усиления внимания вузов к этой стороне работы.

Важную роль в нравственном воспитании призвана сыграть профессиональная этика. Можно выделить три аспекта или способа ее "вхождения" в нравственную жизнь высшей школы.

Первый аспект обусловливается спецификой отношений, складывающихся между студентами и преподавателями, а также внутри преподавательского коллектива. Эти отношения регулируются как соответствующими административно-правовыми, так и собственно моральными средствами, в частности нормами профессиональной этики преподавателя российской высшей школы. Эта этика служит исключительно важным "каналом" нравственного воздействия на сознание и поведение студентов. Нарушения ее норм, оценочных правил, ориентирующих установок оказывают негативное влияние на направленность, полноту и результативность нравственного воспитания, выступают источником многих нежелательных моральных конфликтов.

Между тем исследования в области профессиональной этики вузовского преподавателя ведутся крайне вяло. Несколько разрозненных публикаций последних лет с преобладанием в них дидактического,

нормативного материала ни в коей мере не могут удовлетворить потребности в теоретической разработке этих проблем. Исследование, проведенное нами в 1995 году, показывает, что значительная часть преподавательского коллектива не осведомлена о задачах и ценностных установках своей профессиональной этики [1]. Такая ситуация не позволяет сделать вывод о том, будто моральные механизмы регуляции взаимоотношений студентов и преподавателей "бездействуют". В настоящее время функционируют моральные нормы, которые частично сложились стихийно, а частично традиционно воспроизводят прошлые моральные кодексы вузовской жизни. Некоторые из них прошли испытание временем. Наряду с ними действуют предписания и шаблоны оценок, утратившие или утрачивающие свою былую функциональность в условиях реформирования системы высшего образования в качестве средств обеспечения единства моральной и профессиональной целесообразности. Данное обстоятельство актуализирует задачу упорядочения "морального хозяйства" в области профессиональных отношений.

Второй аспект обусловливается тем, что вузовская деятельность является не только учебной, но и научной. В той или иной степени и форме в научно-исследовательскую работу вовлекается все большее число студентов, а некоторые из них становятся затем учеными по роду своей деятельности. В этой связи встает вопрос о профессиональной этике ученого, об этосе научного сообщества. Эти проблемы исследуются у нас в стране сравнительно интенсивно, дискуссии по ним вызывают живой интерес студентов. Однако исследования в этой области сосуществуют как бы параллельно с системой нравственного воспитания вузовской молодежи и, оставаясь предметом любительских увлечений, в данную систему не включаются. Поэтому их значительные формирующие возможности в практике воспитания используются недостаточно.

Наконец, третий аспект связан с усвоением профессиональной этики. Для студентов любого профиля целесообразно, на мой взгляд, ввести курс служебной этики и этики управления, поскольку в современной производственной и внепроизвод-ственной деятельности, в организациях различных правовых форм существенно возрастает значение нравственных отношений, складывающихся между руководителями и подчиненными, между сотрудни-

ками разных рангов и специальностей. Вопросы усвоения идей и представлений профессиональной этики заключаются не столько в усвоении студентом группы расписанных и детализированных нормативов, сколько в выработке способности к самостоятельной моральной ориентации в трудовой деятельности с помощью профессионально-нравственного идеала.

Взаимосвязь всех названных выше аспектов очевидна. Но вместе с тем каждый из них обладает известной автономностью в направленности, содержании, способах раскрытия и приложения. С учетом данной автономности проблемы профессиональной этики должны найти отражение как в учебных планах, так и в программах воспитания в вузе.

В современных условиях воспитание студентов должно строиться на базе фундаментальных духовно-нравственных ценностей, играющих непреходящую роль в развитии личности и общества. Можно выделить следующие ключевые направления воспитания:

- отношение к обществу: гражданское воспитание в собственном смысле слова, ориентированное на формирование социальных качеств личности (гражданственность, уважение к закону, социальная активность, ответственность и так далее);

- публичные человеческие отношения: воспитание человечности как гражданско-правовой и нравственной позиции (уважение прав и свобод личности, гуманность, порядочность и так далее);

- отношение к культуре: приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии;

- отношение к профессии: освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и принципиальных в ходе ее осуществления социальных, экономических и нравственных решений.

1. Окатов В.Н. Нравственные основы взаимодействия студента и преподавателя: опыт социологического анализа // Преподавание общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе: опыт, проблемы. Тамбов, 1997. С. 185-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.