У.Б., Соян Ш.Ч. В сборнике: Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права материалы V международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 29-30.
Старостин В.П., к филос. н.
доцент кафедра философии ФГБОУВО «Якутская госсельхозакадемия»
Россия, г. Якутск ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Аннотация: Автор считает фактом существование в любом периоде развития общества мифологического сознания, влияющего на групповое моральное сознание. Особенно важно учитывать данное обстоятельство в современном технократическом и глобализирующемся мире. Но часто на уровень мифа переходят и политические идеи и убеждения. Однако в идеологии происходит смерть мифа. Это происходит оттого, что нравственность, переходя на уровень социального измерения, меняют первоначальное значение.
Ключевые слова: групповое моральное сознание, миф, человеколюбие.
Сущность мифа универсальна и в проекции к индивиду миф всегда проявляется как скрытый нравственный императив, проявляясь только в некой «форме жизни», «жизненной философии», экзистенции. В этом отношении значение мифа нельзя отвергнуть и отрицать. Однако, объективизируясь в социокультурных институтах, становясь неким внешним принуждающим мировоззренческим стереотипом, миф деградирует в системе идеологии. Чем можно объяснить этот противоречивый процесс?
Скорее всего, дело заключается в том, что на уровне личностном мифология всегда сопровождается латентной императивностью: хотя индивид не признает объективно мифологичности своего сознания (так как многими людьми миф воспринимается многими только как феномен архаический, не имеющий отношения к современности), но часто допускает возможности мифологического осознания фактов, вещей и событий. Он полагает, что в любом моменте факта, содержании речи, сущности текста скрыта более глубокая реальность, подразумевая под ним необходимость раскрытия персонально-обращенной именно ему, «здесь и сейчас» истинной сути. Мифологическое сознание вообще отличается большей консервативностью, табуированностью и догматизмом. При определенных условиях миф может стать всеобъемлющим тотальным иррационально сформулированным этическим призванием и долженствованием. В этом можно видеть самую главную опасность современной мифизации и мифологизации общественного сознания: проявление коллективной мифо-магической убежденности, способность к отысканию в событиях знамений будущего-должного, совершенная оторванность повисшего над коллективом
политического сознания от научного дискурса и обоснования могут стать базой создания новых абстракций и социальных утопий. Личностное восприятие мифа - внутренняя убежденность в общении с предками, Богом, всеобщим разумом - на уровне объективизации и социализации превращается в институциональную нормативность: становится образовательной и воспитательной практикой, штампованной политической риторикой, довлеющей над всеми тематикой искусства и культуры. Особенно опасно влияние мифа на сознание в период кризиса устоявшихся мировоззренческих ориентиров. Например, сегодня есть опасность, что там, «где ослаблены универсалии культуры и морали, там у личности значительно меньше шансов устоять и перед внешними искушениями зазывал «морали успеха» и перед внутренним давлением собственных инстинктов» [3, с. 445].
Но миф никогда не существует, не живет. Миф всегда значит. Следовательно, не может быть подвергнут никакой критике или переосмыслению, пере-живанию. Вырождение мифа в идеологию означает смерть мифа. Это происходит потому, что определенные личностные характеристики, воспринимаемые нами как суть нравственные, переходя на уровень социального измерения, порой меняют первоначальные морально-нравственные ориентиры. В реальном мире не существует мирового сознания, общечеловеческого коллективного мозга. Данный вывод о влиянии мифа на мораль давно был исследован учеными, придерживающимися философско-культурологического подхода к этой проблематике [1, с. 5-216]. Следует иметь ввиду, что мифологическое сознание порой имеет особое значение в духовной жизни конкретного общества, даже в современное время. Например, российский философ А.А. Мамедов говорит об актуальной гуманистической роли зороастризма в современной культуре, в межрелигиозном и национальном взаимодействии и взаимопроникновении, в понимании основополагающих принципов человеческого общежития, приоритета ненасилия, любви к труду и т.д. [2].
Психологами замечено, что не всегда культивируемые в обществе этические и моральные нормы становятся свойствами личности, которая, порой, крайне критически может воспринимать эти образцы и модели. Иногда мы замечаем, как при одних и тех же социальных условиях, при одинаковых способах воздействия на индивида, сопоставимых методах воспитания мы получаем совершенно разные типы личности. Значит, возможно и обратное: скажем, из одного и того же «количества» нравственного, совокупности одних и тех же частей всеобщего морального, возможно получить различные качественные характеристики социального целого.
Групповое моральное сознание, базирующееся на массах и осуществляющее нравственное творчество в рамках соответствующего сообщества, может породить как неописуемую красоту и гармонию отношений, так и невообразимую мерзость и безумие толпы, в зависимости
от того, какой выбор сделают сами люди. Можно как бараны идти на заклание под звуки горнов и стук барабанов. Но можно пытаться осмысленно построить свое мировоззрение, в котором из бесконечного опыта человеческого извлечь уроки для себя. Но это возможно только тогда, когда боль и неудачи не только «их», но и «наша», а значит и твоя; радость не чья-то «другая», а «наша», соответственно и твоя. Это и является истинным человеколюбием, истинным гуманизмом.
Использованные источники:
1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Миф - Число - Сущность/ Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. -М.: Мысль, 1994. 919 с.
2. Мамедов А.А. Зороастризм и этнокультурные традиции талышского народа // Социально-гуманитарные знания, 2011. -№3. С. 295-304.
3. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. -М.: Алгоритм, 2002. 494 с.
Старых С.А. преподаватель Малюхова А. Ю. студент 4-го курса Юго-Западный государственный университет
Россия, г. Курск
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
В статье описан план проведения таможенного контроля после выпуска товаров, отмечены задачи по выполнению таможенного контроля после выпуска товаров.
Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенная проверка, аудит, выборочность, риск
С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) произошло расширение инструментов таможенного контроля после выпуска товаров. В частности, усиление этого блока связано с введением таких форм таможенного контроля, как учет товаров находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, камеральная и выездная таможенная проверка. ТК ТС предусматривает и увеличение срока проведения постконтроля с одного года до трех лет, а также возможность проверять лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится исключительно в отношении рисковых поставок, основным принципом данной работы (контроля) является выборочность. [1, 2]
В целом, концепция усиления и развития таможенного контроля после выпуска товаров призвана создать реальный барьер на внутреннем рынке РФ