II. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ГАЛИНСКАЯ И.Л.
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЖИЗНИ
По мере того как компьютеры повсеместно проникли в жизнь общества, изменилось традиционное понимание "работы" как выполнения определенных обязанностей в определенном месте и в определенное время. Работа превратилась в "инструктаж" компьютера. В компьютеризованном обществе пересматриваются и ценности, связанные с прежней концепцией работы: "общаясь", не выходя из дома с компьютерным терминалом, служащий теряет постоянный контакт с коллегами; обучение посредством компьютера может сделать ненужной профессию учителя. Однако одновременно встает вопрос: "Что же представляет собой образование, если в качестве учителя используется компьютер?".
Еще шестнадцать лет назад в специальном выпуске ведущего американского журнала "Метафилософия" впервые комплексно обсуждались этические проблемы компьютерной революции, говорилось о необходимости выработки особого морально-этического подхода в условиях неслыханно быстрого развития информационно-поисковых и информационно-логических систем, т.е. о создании этического кодекса1. Замещение многих видов человеческой деятельности функциями компьютеров оказывает серьезное воздействие на нравственность, политику, социальную теорию, психологию. Эти процессы и изучает новая социальная дисциплина - компьютерная этика.
Компьютерная этика - это пока отнюдь не определенный свод правил, а динамичное и сложное поле исследования, лежащее на грани между компьютерными технологиями и нормативной этикой и зависящее от них.
1 МегарЬИоворЬу. - Охй>г4 1985. - Уо1.1б, N4. - 318 р.
Влияние сети Интернет на психику пользователей обсуждалось в 1999 г. на ежегодном съезде Американской психологической ассоциации. Согласно опросу, проведенному под руководством профессора Д.Гринфилда, было обнаружено, что почти шесть процентов пользователей Всемирной паутины, т.е. более 11 млн. человек, страдают "наркотической" Интернет-зависимостью. Каждый третий признавал, что прячется в Интернете от проблем реальной жизни1. Д.Гринфилд заявил на съезде, что распадаются браки, дети попадают в беду, люди сплошь и рядом нарушают законы, не имея возможности преодолеть притягательную силу Интернета. Психологи считают, что влияние Всемирной паутины объясняется возникновением у человека в виртуальном мире чувства раскованности, исчезновением ощущения времени и пространства, снятием многих психологических барьеров.
Психологи относят Интернет к так называемым "внутренним наркотикам", которые во много раз сильнее медицинских наркотических средств и героина. Интернет-зависимость бывает нескольких видов: сексуально-эмоциональная, потребительская, игровая, биржевая и собственно любовь к самому Интернету. "Это сила, которая отличается от всего того, с чем мы сталкивались раньше", - заявил Д.Гринфилд2. Он предупреждает человечество о грядущей опасности, т. е. о психической болезни, методы лечения которой еще только разрабатываются.
Группа проблем компьютеризованного общества касается профессиональной этики и юриспруденции, прав собственности на компьютерные программы, ответственности за ошибки, допускаемые компьютером, изменений структуры и ценностных характеристик профессиональных этических кодексов (этика врача, этика инженера, этика учителя).
Компьютерная этика представляет собой анализ природы и социального воздействия компьютерной технологии в сочетании с соответствующими формулировками этического оправдания политики употребления такой технологии. Глобальные проблемы компьютерной этики возникают ввиду отсутствия ясности в вопросах о том, каковы же этические ограничения при применении компьютерной технологии и как следует поступать в связи с тем, что компьютер предоставляет обществу новые неограниченные возможности в выборе действий. Компьютерная
1 Кудинова Л. Чем болеете? Интернетом // Мир за неделю. - М., 1999. - №9 (9). -23-30 окт. - С.12.
2 Там же.
этика призвана сформулировать правила этих новых действий, она должна отвечать на вопросы этического использования компьютерной технологии, как социального, так и личностного характера, ибо механическое применение прежних этических максим в новых условиях становится неприемлемым.
В компьютерной этике большое внимание уделяется проблеме ответственности компьютера за выдаваемые им решения. Ведь некоторые ученые рассматривают компьютер как принимающего решения "агента действия", который должен нести ответственность за появляющиеся в этих решениях ошибки. Если, например, говорить о медицинских компьютерных программах, которые ставят диагноз, предписывают лекарства и определяют их дозировку, то здесь идет речь о здоровье пациента, а компьютер, сколь сложным он бы ни был, не может "осознать значение" этой своей важнейшей функции.
Компьютерные профессионалы, как и все другие профессионалы, должны руководствоваться в своей деятельности не только законами государства, в котором они живут, но и целым рядом определенных моральных принципов, т.е. профессиональной компьютерной этикой. Под термином "компьютерный профессионал" имеются в виду не только программисты, системные аналитики, системотехники, пользователи Интернета и Рунета (русского Интернета), а также служащие банковской и конструкторской сфер, работники народного образования, биржевики, медицинские диагносты, планировщики, разработчики бюджета и т.д. Компьютерные профессионалы входят не только в специфические отношения друг с другом, но и получают власть над отдельными людьми, социальными институциями и даже над окружающей средой. Как любой профессионал, компьютерный профессионал должен испытывать на себе действие категорического императива - к нему должно относиться только как к цели, но никогда как к средству.
Еще в 1985 г. в США был выработан Кодекс профессионального поведения членов ассоциации компьютеростроения. Этот кодекс содержал пять "канонов" (т.е. общих принципов), в каждый из которых были включены идеальные "профессиональные этические соображения" и "дисциплинарные правила". Так, если "Канон I" гласил, что "все члены ассоциации во все времена должны действовать честно", то "Профессиональное этическое соображение I" содержало рекомендацию членам ассоциации постоянно повышать свою квалификацию, а
"Дисциплинарное правило I" требовало, чтобы последние никогда намеренно не представляли свою квалификацию в ложном свете1.
Однако при этом следует признать, что Кодекс профессионального поведения компьютерного профессионала в основном повторял требования любого профессионального этического кодекса и не работал на практике, поскольку его пять "канонов" были настолько общи, что выдвигали те же идеалы, к которым должны всегда стремиться профессионалы в любой сфере человеческой деятельности (честность, компетентность, ответственность за данную работу, профессиональная ответственность, обеспечение благоденствия человечества).
Вопрос о том, допустимо ли доверять невидимым расчетам компьютера, также становится значительной этической проблемой. Существует несколько типов компьютерных "невидимостей", имеющих этическое значение: намеренное использование невидимых операций с целью осуществить неэтичное либо преступное поведение; неявные допущения программ, которые остаются скрытыми, пока не наступит кризис; вторжение при помощи компьютера в личную жизнь; "логическая податливость компьютера", состоящая в том, что он может быть запрограммирован для выполнения любой логической операции, сколь преступной она бы ни была.
Создание искусственного интеллекта также имеет ряд сложных этических аспектов. Ведь если обладающий сознанием человек обязан быть моральным, то подобное же требование мы должны предъявлять и к "обладающей сознанием" машине. С точки зрения компьютерной этики, к созданию искусственного интеллекта следует подходить очень осторожно, поскольку таковое может привести к ситуациям, когда начнут возникать различные неожиданные нарушения этических норм. Ведь иерархия ценностей искусственного интеллекта может оказаться непредсказуемой.
Существует утопический подход к вопросу о создании искусственного интеллекта, согласно которому машины, обладающие таким интеллектом, будут дружественно настроенными, добрыми, послушными и мудрыми. Но не следует забывать, что это не более чем утопия. К тому же нельзя исключить и возможность создания изначально чуждых человеку существ, которые станут манипулировать людьми. Помня о такой возможности, некоторые ученые, разрабатывающие
1 Johnson D. Computer ethics. - Englewood Cliffs, 1985. - C.31.
положения компьютерной этики, заявляют, что создание искусственного интеллекта является предприятием этически сомнительным.
Впрочем, если все же форсируется создание искусственного интеллекта, то возникает обязательство способствовать выработке его ценностей. Эти ценности, видимо, будут отклоняться от человеческих, причем - отклоняться в корне и непредсказуемо. Перед угрозой столкновения двух типов ценностей человечество естественно и разумно выберет свои собственные ценности, отвергнув тем самым права конфликтного искусственного сознания. Вместе с тем цена отказа от когнитивного моделирования искусственного интеллекта - это потеря потенциального знания, а область, в которой эта потеря скажется болезненно, - понимание человеческого сознания. Впрочем уроки вымышленного английской писательницей Мэри Шелли "чудовища профессора Франкенштейна" и вполне реального грибовидного атомного облака показывают, что некоторые виды знания даются нам слишком дорогой ценой.
Когда в жизнь вторгается новая технология, требуется реализовать полное ее соответствие установлениям морали. Этическая наука встала перед необходимостью ответить на следующие вопросы: 1) морально ли сохранять детальное досье о людях, с которыми была совершена сделка; 2) морально ли собирать информацию о людях и пускать ее в сайты Интернета; 3) морально ли использовать компьютер, дабы обнаружить банкротов путем анализа их прошлых кредитных операций; 4) допустимо ли с этической точки зрения копирование программ и компакт-дисков и т.д. Недостаток защиты компьютерной "интеллектуальной собственности" при помощи закона об авторском праве состоит в том, что личность нарушителя копирайта трудно определима. Ведь даже имея в руках копию компьютерной программы или компакт-диска, мы не сможем определить, кто их скопировал. Словом, компьютерная технология нуждается в своем собственном своде законов и этических правил. Нужно быть готовыми к тому, чтобы в XXI в. судебные компьютерные дела решались не "по прецеденту", а в соответствии с законом, отчего следует позаботиться о специальном компьютерном праве.
Однако следует сказать, что компьютерная революция породила не только "кровожадных интеллектуальных пиратов, засевших в глубинах Всемирной паутины", пишет Александр Гаврилов в статье "Как размножаются ёжики"1. Дело в том, что не только в Интернете пиратским
1 Гаврилов А. Как размножаются ёжики//Ех ОЬпй Н. Г. - М., 1999. - .№ 43 (115). - С.9.
образом появляются тексты тех или иных книг (например, роман Владимира Сорокина "Голубое сало"), но и начался обратный процесс. Один из пионеров Интернет-рекламы в России Тимофей Бокарев опубликовал на своем сайте различные материалы относительно рекламы во Всемирной паутине, т.е. советы, примеры, методы работы. И вот в книжном издательстве "Познавательная книга плюс" выходит "внешне ничем не примечательное" сочинение Антона Высоткина "Реклама в Internet", 54% текста которой представляют собой просто перепечатанные страницы сайта Т.Бокарева с минимальными исправлениями1.
Т.Бокарев обиделся, пишет автор статьи, и в результате не только 100 тыс. пользователей Рунет (российской сети) узнали об этом плагиате, а и в Московский арбитражный суд был подан иск о плагиате. Юристы говорят, что подобный иск стал возможным только в конце 90-х годов, когда Интернет превратился из простого средства развлечения в так называемую бизнес-среду. Словом, технологические новшества требуют принятия превентивных мер против криминальных действий не только в сфере компьютеров, но и в обыденной жизни.
Компьютерный кибернетический век в научной литературе именуют также "цивилизацией третьей волны" и, рассуждая о достоинствах этой цивилизации, ученые вынуждены признавать, что у нее существует целый ряд отрицательных моментов: автоматизация и стандартизация человека, лавинность информации, элитарность знания, усиление властных функций благодаря знаниям, исчезновение многих профессий, усиление взаимозависимости людей, уязвимость больших систем, а также так называемый "компьютерный синдром", "риск утраты связи человека с действительностью и забвения критериев реальности происходящего" .
1 Там же.
2 Кононов И.А. Человек в информационно-технологическом обществе// Философская и педагогическая антропология. - Нижневартовск, 1998. - С.144.