Конструктивный синтез всех этих моделей и принципов позволил изучить и оптимизировать способы карьерной самореализации личности профессионалов в системе госслужбы посредством активизации их рефлексивно-творческого потенциала (Ковалева, Семенов, 1995; Семенов, Ковшуро, 2002, 2005) и развития рефлексивно-профессиональной культуры (Семенов, Степанов, 1998; Похмелкина, Семенов, 2008).
Таким образом, рефлексивно-психологическое изучение (как номотетическое, так и идеографическое) фундаментальных закономерностей творчества1 оказалось плодотворным для развития познавательной активности2, творческих возможностей и личностного роста учащихся среднего, высшего и дополнительного профессионального образования3, а также управленцев и госслужащих - участников рефлетренингов и игрорефлексики, проводившихся в целях развития рефлексивной культуры оптимизации принятия управленческих решений (Алексеев, Зарецкий, Семенов и др., 1991; Байер, Семенов, Степанов и др. 1997; Войтик, Семенов,2001; Деркач, Семенов, Степанов, 1998; Ковалева, Семенов, 1995; Ковшуро, Семенов, 2005; Семенов, Лосев, 1994) в современных социально-экономических условиях глобализирующегося общества.
Серёдкина Е.В.
к.филос.н., доцент Пермского государственного технического университета
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Высокие технологии (Hi-Tech), опирающиеся на самые наукоемкие отрасли промышленности, проникают все больше в «тело» социума и культуры. Разработки в сфере IT, биотехнологий, искусственного интеллекта и антропоморфных роботов размывают доселе четкие границы и нормы научного исследования и порождают новую онтологию и глобальные «узлы коммуникаций». Современный технологизированный мир снимает прежнюю полярность философской дихотомии субъект/объект и требует новой «распаковки смыслов» понятийной сетки из области Hi-Tech.
Современная философия науки и техники должна вобрать в себя основные технологические достижения постиндустриальной цивилизации, а индустрия Hi-Tech, в свою очередь, должна двигаться в сторону максимальной «философизации». По большому счету, речь идет о становлении новой хайтековской философии (Philosophy of HiTech), проблемное поле которой формируется в первую очередь в точке пересечения (взаимодействия) биосоциального и технологического, организма и механизма, инновации и традиции. Именно на этом «перекресте» сегодня разрабатываются альтернативные онтологии и эпистемологические модели, расширяются аксиологические и моральные горизонты.
И действительно, если «хайтек»-индустрия представляет собой сегодня высшую ступень научно-технического прогресса, то логично предположить, что современная философия науки и техники должна выступать в виде Hi-Tech Philosophy. Объектом ее изучения является не только феномен современной техники и «высоких технологий», но и сущность хайтековской реальности. Говоря о сущности хайтековской реальности, мы имеем в виду то, что ее технические характеристики как бы «растворяются» в социальном и гуманитарном контексте. По большому счету, любые технические объекты и явления принадлежат не только миру природы, но и миру человека. Хайтековское Da-sein (Тут-Бытие) тем более наполнено человеческим присутствием, поскольку главный вектор развития научно-технического прогресса начала XXI в. направлен в сторону интервенции технологического в биосоциальное. Выступая в качестве формы и активного агента бытия, «хайтек» существенно трансформирует и изменяет содержание прежних традиционных философских проблем и вопросов.
С методологической точки зрения, новую философию «хайтек» необходимо рассматривать с двух позиций: 1) при помощи системы фундаментальных универсальных философских понятий (бытие, реальность, материя, деятельность, сущность и существование, возможное и действительное и др.); 2) в рамках специализированной понятийной сетки (техника, технологии, техносфера, высокие технологии, НТП, информационная цивилизация, техническое сознание и др.).
В структуре философии «хайтек» мы предлагаем выделять горизонтальный и вертикальный уровни. Горизонтальный уровень предполагает «кластерную» дифференциацию, т.е. выделение внутри «высоких технологий» приоритетных наукоемких отраслей, которые вместе и по отдельности должны стать предметом философского анализа. Мы выделяем пять таких кластеров: информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, искусственный интеллект и робототехника. Вертикальный уровень связан с выделением внутри каждого кластера философских разделов, прежде всего, онтологии, гносеологии, антропологии, этики, социальной философии, философии образования и аксиологии.
1 Семенов И.Н. Обзор научных школ психологического изучения творчества и рефлексии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - М., 2010. - № 4; Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Зарецкий В.К. и др. Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука, 1983; Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М.: Наука, 1990
2 Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. - МОСКВА; Воронеж: МПСИ, 2000; Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. - М.: РАГС, 1998.
3 Семенов И.Н. Человекознание, техникознание и рефлетехнологии как социокультурные факторы развития творчества в инновационном образовании // Мир психологии. - М., 2011. - № 2.
В данной работе мы не претендуем на фундаментальную разработку онтологических и эпистемологических схем ИТ-кластера в составе философии «хайтек». Наша задача гораздо скромнее - анализ информационно-коммуникационных технологий в социокультурном, прежде всего, образовательном контексте.
Общеизвестно, что на рубеже XX и XXI вв. в обществе произошли существенные изменения благодаря широкому распространению средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые затронули также и систему образования. Сегодня можно уже с уверенностью говорить не просто об информационном обществе, а информационно-коммуникационном обществе (ИКО). Другими словами, речь идет о более высокой ступени развития социума, технологическая составляющая которого влечет за собой трансформацию общественного и индивидуального сознания.
Что такое информационно-коммуникационное общество? В чем его принципиальное отличие от информационного общества? Суть можно выразить в следующей емкой формуле: информационное общество было создано на базе Web 1.0, а фундаментом ИКО является Web 2.0. Это... «общество, в котором произошло слияние компьютерных наук с информацией и коммуникацией, где любое слово, еще только написанное, уже обзаводится невидимыми и нематериальными знаками, что, в конечно счете, ведет к появлению новой цивилизации - цивилизации знания и информации»1.
Включение в образовательный процесс информационных коммуникационных и аудиовизуальных технологий (ИКАТ) вынуждают нас принципиально переоформлять и переосмысливать окружающий мир. «Можно сказать, что скоро заканчивается меловой период в истории культуры и образования, на смену ему приходит эпоха концептуально новых цифровых устройств и технологий»2.
В гуманитарном российском сообществе сегодня интенсивно обсуждается вопрос о «технологичности» в гуманитарной сфере. Образование, как почти и все социальные процессы, хотим мы этого или нет, все больше становится объектом технологического воздействия, а ИТ технологичны по определению. Сегодня вопрос заключается не в том, использовать или нет новейшие образовательные технологии, а в том, как сохранить нравственные, этические, аксиологические принципы культуры в формулируемых целях образования, становящегося технологичным, т.е. жестко контролируемым и, соответственно, управляемым. Именно это проблемное поле и обусловливает поиск методов и параметров гуманистического контроля и управления образованием.
Если копнуть проблему «технологичности» образования еще глубже, мы выйдем на более фундаментальный уровень исследования, связанный с трансформацией организации и функционирования человеческого интеллекта как такового. «Интеллектуальный труд современного человека иначе организован, иначе функционирует и сам человеческий рассудок. Самое существенное изменение характера человеческого мышления состоит в вынесении логических средств рассудка за пределы индивидуального сознания и их технологическое овеществление»3. Каким образом повлияют эти изменения на образовательный процесс? По какому пути пойдет интеллектуальное развитие студента (ученика) ИКО-эпохи? Какие новые методики и алгоритмы необходимо разрабатывать с учетом изменения интеллектуального труда? Разработка этой темы - дело будущего.
Наконец, необходимо отметить, что включение информационных коммуникационных и аудиовизуальных технологий в учебный процесс радикально изменяет и образовательную среду. В докомпьютерную эпоху условия и средства учебного процесса существовали рядом со студентом и преподавателем, в случае же с ИКТ студент и преподаватель попадают в новую среду, которая получает «виртуальное» измерение. И эта среда диктует новые правила и совершенно новый, не встречавшийся ранее класс задач. Например, сегодня все громче говорят о новой «виртуальной» этике или появляется ряд задач промежуточного этико-правового характера и т.д.
По мнению многих российских и зарубежных экспертов в настоящее время происходит новая цивилизационно-техническая революция. Новая концепция Интернета - тому подтверждение (от Web 1.0 - к Web 2.0).
Автором новой концепции Интернета Web 2.0 стал Тим О'Райли4. Web 2.0 - это не какое-то определенное программное обеспечение, а новый термин, описывающий различные подходы и принципы работы/взаимодействия с информацией в сети.
Напомним, что в основе web лежат ссылки. Когда пользователи создают новый контент, они с помощью пользователей, разыскавших этот контент и поставивших на него ссылки, попадают в структуру web5. В новой концепции Интернета web-технологии и облик всемирной паутины усиливаются за счет коллективного разума. Это и есть Web 2.0. Короче говоря, если Web 1.0. - это создание контента (выкладывается профессионалами и вэб-дизайнерами), то Web 2.0 - это смещение акцента в сторону взаимодействия, коммуникации, выстраивания социальных сетей (при этом контент размещают в сети уже сами пользователи). Как следствие, происходит «массовизация» освоения и заселения Интернет-пространства и увеличение свободы пользователей; но вместе с этим возрастает и их ответственность за поставляемый контент, актуализируется вопрос «фильтрации» содержания.
1 Цит. по: Интернет в образовании. Специализированный учебный курс. - М.: Институт ЮНЕСКО, 2006. - С. 18.
2
Андреев А.А., Антопольский А.Б., Кувшинов С.В. и др. Интернет в образовании. Организационно-методические материалы учебного курса. - М., 2007. - С. 25.
3 Железняк В.Н.. Цифровая эпистема // Философско-методологические проблемы искусственного интеллекта. Материалы постоянно действующего теоретического междисциплинарного семинара. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2007. - С. 14-31.
4 Подробнее см.: O'Reilly T. What is web 2.0 // www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html
5 В создании этой структуры можно увидеть очевидную аналогию с формированием синапсов в мозгу, когда ассоциации закрепляются за счет многократного повторения и интенсивности переживаний. Точно также «паутина связей» разрастается благодаря коллективной активности всех web-пользователей.
О признаках Web 2.0 свидетельствует наличие блогов, википедий, закладок, ссылок и др. социальных сообществ.
В рамках концепции Web 2.0 трансформируются такие термины и понятия, как «данные», «авторское право», «свобода творчества» и т.д. Так, Web 2.0 есть своего рода технология, позволяющая данным стать независимыми от того, кто их произвел (или от сайта, на котором они впервые появились). Концепция Web 2.0 позволяет сетевым пользователям одновременно получать информацию из большого количества разных сайтов и доставлять ее на свой собственный сайт для того, чтобы найти ей новое применение. Но это не плагиат, не кража чужой интеллектуальной собственности, не пиратское распространение информации для своих собственных целей.
Таким образом, Web 2.0 позволяет данным работать в качестве самостоятельной субстанции, которую каждый может корректировать, изменять или перемешивать по своему усмотрению. Далее вступают в дело законы синергий-ного кооперирования, т.е. начинается процесс самоорганизации, в результате которого данные становятся самостоятельным организмом, а сеть перестает быть просто набором сайтов. В итоге рождается настоящая паутина сайтов, которые могут взаимодействовать друг с другом и коллективно обрабатывать информацию1.
Наконец, самое главное: Web 2.0 - это воплощение и объективация великой идеи open source, т.е. открытого программного обеспечения (возможно, самой великой идеи на данном этапе развития информационно-коммуникационного общества).
Феномен свободного программного обеспечения зародился в недрах академической (университетской и научно-исследовательской) среды. Поэтому не удивительно, что первоначально создание ПО для компьютеров было в большей степени академическим занятием. Для специалистов в области компьютерной науки каждая программа представляла собой результат научного исследования, в некотором смысле аналогичный публикации статьи. Это означает, что исходный текст программы был обязательно доступен всему научному сообществу, поскольку любой научный результат должен быть верифицируем, то есть подтверждаться другими исследователями и быть открытым для критики. Таким образом, процесс разработки программного обеспечения в какой-то степени тождественен научному процессу: ученый берет существующие программы, исправляет их в соответствии со своими идеями и публикует исправленные программы - новый результат (интеллектуальный продукт, наподобие научной статьи).
С 80-х гг. начинается процесс «коммерциализации», распространяющийся не только на само «железо», но и на «софт». Другими словами, на программное обеспечение распространяются уже не только законы научной разработки, но и свойства материальных предметов, которыми можно торговать, обмениваться, право владения и пользования которыми стоит охранять законодательно. Так программное обеспечение попало в разряд интеллектуальной собственности: исходный текст программы стал рассматриваться как произведение, объект применения авторского права.
Для защиты своих интересов, производители компьютеров и программного обеспечения стали использовать лицензии - вид договора между обладателем авторских прав и пользователем (покупателем) программного обеспечения. (Подобные договоры заключались и с университетами).
В 1980-х годах на мировую сцену информационного общества выходит Ричард Столлмен - человек, которому суждено было отныне стать главным идеологом «свободной культуры», основанной на принципах «свободного программного обеспечения» (open source software)2.
В феномене open source есть нечто большее, чем просто проявление «академического фундаментализма». За интернациональным и пока еще недостаточно организованным движением open source смутно угадываются возможные черты будущего типа цивилизации и культуры - свободной культуры. Пусть это идеальная модель, но она задает вектор. Сегодня необходимо разрабатывать философские основания open source и многие «мировоззренческие универсалии» должны быть наполнены новым содержанием. Необходимо сформировать новую понятийную сетку свободной культуры под знаком open source. Такие категории и понятия, как «свобода», «авторское право», «творчество», «интеллектуальная собственность», «плагиат», «синергия» и т.д. должны быть пересмотрены.
И в первую очередь, необходимо пересмотреть правила собственности по отношению к материальным ценностям, выработанные в контексте европейской культуры. Несогласованность старого и нового права (старого и нового типов мировоззрения) отчетливо проявляется в трудах многих известных западных авторов новой волны (например, «киберпанк»). Один из них - Брюс Стерлинг, известный американский писатель-фантаст и журналист, прославившийся своими газетными репортажами о хакерах. В предисловие к своей книге «Преследования хакеров. Закон и беспорядок на электронной границе» он, по сути, выражает основные идеи философии open source. Позволим себе привести пространную цитату из его предисловия к книге: «Если ты - компьютерный коп, хакер или борец за гражданские права - ты входишь в целевую аудиторию этой книги. Я написал её потому, что хотел помочь тебе, а также помочь другим людям понять тебя и твои уникальные (хм...) проблемы. Информация «хочет» быть свободной. Информация, входящая в эту книгу, тянется к свободе с особой устремленностью. Я искренне верю, что естественная среда обитания для моей книги - электронные сети. Это - не самый простой способ получить признание, но это не важно;
1 Необходимо отметить, что в последнее время ИТ-специалисты все громче начинают говорить о концепции Web 3.0 (Semantic Web). Web 3.0 основан на «умной» обработке информации. Суть ее заключается в том, что не пользователи, а сами машины осуществляют поиск информации по содержимому, включая поиск по видео- и цифровым изображениям, основываясь на метаданных и метабазах. Web 3.0 должен решить самую актуальную проблему развития Интернета - поиска значимой информации, отделение ее от информационного мусора. По большому счету, принципиальной разницы между Web 2.0 Web 3.0 нет. Последний лишь становится надстройкой над системой уже созданных социальных сетей, призванный облегчить и усовершенствовать процесс обработки и поиска актуальной информации.
2 См. материалы «Фонда свободного программного обеспечения» Р. Столлмена: http://www.fsf.org.
сети - то «место», которому книга принадлежит по своей природе. Я написал и другие книги - много других книг, и напишу еще больше, и уже пишу новую, но эта - особенная. Я стараюсь сделать электронную версию «Преследования хакеров» доступной как можно шире, и если книга вам понравилась, и вы сочли ее полезной, то я прошу вас делать то же самое. Вы можете копировать эту электронную книгу. Сделайте много копий и дайте их всем желающим. Зарождающееся киберпространство полно сисадминов, учителей, тренеров, сетевых гуру и прочих типов кибернетических активистов. Если вы - один из этих людей, я знаю о вас и я знаю, что вы предпримете для того, чтобы помочь людям узнать больше об электронной границе. Я надеюсь, что обладание этой книгой в электронной форме поможет вам в этом. Вы можете загрузить эту книгу на BBS, на узлы Интернета, в электронные конференции. Возьмите и сделайте это, я вам даю экспресс-разрешение прямо сейчас. Наслаждайтесь собой. Вы можете записать книгу на диск, и раздавать диски, только не берите за это денег!1
Другой апологет «свободной культуры» - Лоуренс Лессинг, профессор юридического факультета Стэнфорд-ского университета, основатель Creative Commons (CC): некоммерческой организации, которая предоставляет бесплатную лицензирующую систему в Интернете2. Именно Лессинг вводит в 2001 г. в деловой и социально-культурный оборот слово «копилефт» (copyleft) и разрабатывает т.н. систему свободных авторских лицензий (Creative Commons). С его точки зрения, копилефт - это адекватная альтернатива копирайту, который явно не справляется с новыми технологиями.
В 2005 г. вышла его знаменитая книга-манифест «Свободная культура», без преувеличения совершившая революционный переворот в головах многих западных людей. Речь в ней идет о том, «как медиаконцерны используют технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество». Автор приводит подробный анализ информационных и технологических аспектов западной креативной культуры, а также подробно воссоздает историю американского и европейского законотворчества, направленного на защиту прав интеллектуальной собственности. Главный объект исследования - «авторское право». Как это понятие появилось и трансформировалось за последние почти 300 лет? Какие возможности для творчества дают нам технологии и как их отбирает у нас закон? Какие угрозы культуре может нанести концентрация авторских прав в руках нескольких крупнейших медиакомпаний? На эти и другие вопросы и пытается ответить автор.
Но самым ценным в книге является, на наш взгляд, его призыв немедленного пересмотра базовых юридических законов, тормозящих современное развитие «свободной культуры», основанной на невиданных технологиях информационной эпохи. Приведем цитату: «Когда, по меньшей мере, сорок три миллиона граждан качают контент из интернета и пользуются инструментами для комбинирования этого контента способами, неразрешенными правообладателями, первый вопрос, которым следует задаваться, - не о том, как лучше подключить к делу ФБР. Первым на повестке должно значиться другое: необходим ли данный запрет на самом деле, для того чтобы уладить проблемы с авторскими правами. Есть ли другой способ обеспечить выплаты артистам, не предусматривающий превращения сорока трех миллионов американцев в преступников? Куда подевался здравый смысл, если такие способы есть, а Америку, тем не менее, превратили в криминальную нацию?»3
В. Ильин в предисловии к книге формулирует эту же мысль еще более жестко: «Надо выживать в условиях обскурантизма, надо сохранять культуру и в том концлагере, куда загоняет ее современное законодательство об интеллектуальной собственности»4.
От идеологии open source в сфере права и программного обеспечения перейдем к философии образования. Именно на принципы open source должна опираться современная образовательная парадигма, ибо только она может реально противостоять приватизации и коммерциализации знания и обеспечивать фундаментальные права на образование второго и третьего уровней. Почему? Глобальные процессы современности поставили перед высшим образованием новые задачи. Отметим, что в развитых странах меняется сам облик университетов. Они приобретают черты и признаки будущего постиндустриального общества. Из центров обучения молодежи, подготовки и переведения научной работы они превращаются: 1) в центры непрерывного образования, обучения и переподготовки взрослого населения; 2) в образовательные центры, объединяющие сети различных учебных заведений, выполняющие новые виды деятельности.
Многие ученые, общественные деятели, политики и промышленники определяют современное общество как «Общество знания». В отчете «Образование для европейцев - на пути к образовательному обществу» Европейского круглого стола промышленников (ERT) выдвигаются концепции образовательной активности на протяжении всей жизни (пожизненного образования). При этом новый акцент делается на университетское образование взрослых и роль послеуниверситетского образования в стремительно меняющемся мире.
Во «Всемирной декларации по высшему образованию для XXI века: видение и действия», а также в документах международных дискуссий выдвинуты принципы и задачи современных университетов. И одно из них - доступность для всех на протяжении всей жизни человека, когда возникает в этом необходимость в виде краткосрочного обучения, переобучения, повышения квалификации, дистанционного обучения, экстерната и т.д.
В заявленном «Обществе знаний» делается акцент на самостоятельную работу, следовательно, мотивация и личная инициатива становятся приоритетными. В этой связи открытые курсы и в будущем - открытые электронные
1 Англоязычная версия книги здесь: http://www.lib.ru/STERLINGB/crackdown.txt
2 Лоуренс Лессиг входит в число 50 самых влиятельных людей Интернета. Журнал Wired однажды назвал его «Элвисом ки-бер-эры».
3 Текст книги на русском языке см. здесь: http://www.artpragmatica.ru/publish/?uid=1676
4 Отзывы на книгу см. здесь: http://www.artpragmatica.ru/publish/?uid=1774
библиотеки являются гарантом фундаментального права на образование третьего (а не только начального и второго) уровня.
«Открытые курсы» при Массачусетском Технологическом Институте (МТИ) - яркий пример уже действующей новой образовательной парадигмы, базирующейся на принципах open source. Несколько лет назад МТИ поставил в известность мировую общественность, что собирается бесплатно предлагать свои курсы всем желающим через сеть Интернета. В течение последующих лет в Интернете размещались курсы практически по всем предметам, преподаваемым в институте - от точных наук до гуманитарных дисциплин и искусства. Руководство института продвигало идею открытых курсов с целью распространения новейших видов и системы образования через Интернет, а также из желания противостоять явлению, которое можно назвать «приватизация» знаний1.
По большому счету, за МТИ-инициативой скрываются не просто новые технологии, возможности и коммуникации, но и новая философия, новый тип мировоззрения. Эта беспрецедентная инициатива МТИ и их последователей заслуживает тщательного анализа и, возможно, потребуют действий со стороны руководителей других всемирно известных вузов, в том числе и отечественных.
Наконец, скажем несколько слов о мифе, согласно которому Интернет обезличивает современный мир, унифицирует его. Негативные последствия использования Интернета очевидны (новая волна агрессивности в киберпро-странстве, стирание моральных границ, кибер-терроризм, феномен троллинга, расцвет плагиата, обеднение языка, феномен информационной «помойки» и др.), но все же необходимо видеть и обратную сторону - «новые ростки» будущей цивилизации. Интернет действительно помогает актуализировать, проявлять вовне уникальные и индивидуальные свойства каждой личности. Можно даже говорить о компьютерном антропологизме современной информационной эпохи, когда в центре стоит человек с его неповторимостью, способностями, энтузиазмом изменять мир и максимально выражать себя через новые технологии. Кроме того, жизнь в ИКО требует определенных практических навыков работы с постоянно обновляющимися средствами ИКТ (так, программное обеспечение радикально меняется раз в два года), готовности к обучению и освоению новых знаний и технологий на протяжении всей жизни, а также к общению с представителями разных национальностей, социальных и профессиональных групп. А это требует рождения и воспитания нового человека, новой антропологии.
Выше описанный «эмпирический базис» современного информационно-коммуникационного общества с его четко выраженным вектором развития в сторону open source и расширяющимися коммуникационными возможностями на основе Web 2.0 и Web 3.0 должен быть отформатирован в универсальных концептуальных понятиях философии «хайтек» и представлен в разделах социальной философии, этики, философии права и философии образования.
Смирнов В.П.
к.э.н., доцент Дальневосточного ГТУ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Сущность и содержание процессов инновационного экономического развития широко обсуждаются в научном сообществе2. Выявляется участие современного предпринимательства, государства и науки в инновационных процессах. Применительно к российским условиям разрабатывается модель перехода от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического развития.
Экономическое развитие представляет собой необратимое, направленное, закономерное изменение качественных и количественных характеристик экономики, сопровождающееся глубинными сдвигами в институциональной и социальной сферах общества. В концентрированном виде экономическое развитие проявляется в совершенствовании человека и выражается соответствующими показателями - индексом человеческого развития, индексом развития человеческого потенциала.
Материальную основу экономического развития составляет экономический рост. Он характеризуется в масштабах страны увеличением объема валового внутреннего продукта и сопровождается обновлением его состава и структуры, изменением соотношения используемых при его создании факторов (четырех определяющих, к которым относят труд, капитал, природные ресурсы и научно-технический уровень, а также других, включающих уровень правопорядка, степень развитости институтов, уровень развития демократии3).
Исследователи отмечают, что из четырех основных экономических проблем (размещения ресурсов, распределения дохода, экономической устойчивости и экономического роста) наименее изученной до настоящего времени остается проблема экономического роста4. Актуальность же ее решения (то есть объяснения природы и факторов экономического роста в планетарном, национальном, региональном, местном, локальном масштабе) усиливается. Обстоя-
1 Подробнее см.: Открытые курсы и ЭБ как новый вектор развития образовательных интернет-технологий (на примере МТИ-инициативы) // Искусственный интеллект, искусственная жизнь, информационные технологии. - Материалы Всероссийской студенческой конференции (22 октября 2007 г., Пермь). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2008. - С. 167-187.
2 Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б. З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2010.
3 Там же, с. 11.
4 Сэндлер Тодд. Экономические концепции для общественных наук / Пер. с англ. - М.: Весь мир, 2006. - С. 311.