УДК: 007 ГРНТИ: 04.51.54, 20.01.04 DOI: 10.15643^аепйа.2017.2.016
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ВЕБА
Д. В. Кленов, А. А. Сытник, Н. С. Вагарина, Н. И. Мельникова, Т. Э. Шульга, Т. А. Калугина
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. Россия, 410054 г. Саратов, ул. Политехническая, 77
Н Мельникова Нина Ивановна - [email protected]
В статье рассматривается проблематика социальной информатики в аспекте развития поколений веба. Смещение центра тяжести проблематики в социальной информатике обусловлено развитием веба. Исследование семантического веба может привести к пониманию того как происходит структурирование данных и их превращение в глобальную инфраструктуру данных. Данные высвобожденные из документов могут предложить новые аналитические ресурсы для социологической практики не только посредством установления связей между разнородными данными, но и для качественного и количественного анализа данных. Объединение семантической информации с данными социальных медиа обеспечивает актуальность вытягиваемой информации из веба. Для использования семантического веба в социологических исследованиях необходимо тесное междисциплинарное взаимодействие в разработке соответствующих программных средств со специалистами в области информатики. Открытые связанные данные открывают дорогу различным сервисам, призванным уменьшить сложность интеграции распределённых данных различной природы.
Ключевые слова: социальная информатика, информационное общество, семантический веб, связанные данные, открытые данные.
Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного задания вузам на выполнение НИР по мероприятию «Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, и экспериментальных разработок» (проект «Разработка методов дискретного анализа семантики слабоструктурированных систем») (2014 - 2016 г.г.)
SOCIAL INFORMATICS AND WEB EVOLUTION
D. V. Klenov, A. A. Sytnik, N. S. Vagarina, N. I. Melnikova, T. E. Shulga, T. A. Kalugina
Gagarin State Technical University of Saratov 77 Politechnicheskaya St., 410054 Saratov, Russia
El Melnikova Nina - [email protected]
The article deals with the issues of social informatics associated with Web generations. The development of the Web has caused the shifting the focus of the social informatics issues. The development of the Semantic Web can lead to a wider understanding of the data structuring and their transformation into a global data infrastructure. The data extracted from the documents offer the new analytic resources for sociological practice not as the establishment of relationships between disparate data as the qualitative and quantitative data analysis. Combining semantic information with data from social media provides relevant information from the Web. To use the Semantic Web in sociological research requires close interdisciplinary collaboration in the development of appropriate software tools from experts in the field of computer science. Open linked data reveal the way to various services, designed to reduce the complexity of integrating disparate data from distributed sources.
Keywords: social informatics, information society, semantic web, linked data, open data.
Постоянное критическое переосмысление содержания и структуры информатики является её характерной чертой. В текущем состоянии информатика включает в себя ряд научных направлений, в том числе социальную информатику.
Социальная информатика является областью научных исследований социальных последствий компьютеризации. Развитие информационно-коммуникационных технологий и их применение во всех сферах жизнедеятельности общества делает проблему исследования социальных аспектов компьютеризации чрезвычайно актуальной.
Конец 90-х годов в России ознаменовался бурным развитием информационно-коммуникационных технологий. Вследствие этого привычными стали информационные императивы, которые звучат практически повсюду, начиная от развлекательных телевизионных передач до научных публикаций. Под информационным императивом понимается то, что необходимым условием полнокровной жизни отдельного человека, организации и общества в целом в современном мире является обладание информацией, доступ к которой во всей полноте за актуальное время могут
обеспечить только новые информационно-коммуникационные технологии. Обоснованность информационных императивов можно подвергать сомнению, каждый вправе не принять их, однако пути культурного и экономического развития и информационно-коммуникационных технологий тесно переплелись и управляют развитием друг друга.
Опасность состоит в том, что информационные императивы зачастую имеют техницистский фокус в попытках индуцировать изменения в какой-либо предметной области. Информационные императивы могут породить нереалистические ожидания, которые будут способствовать возникновению эффекта разочарования от использования информационно-коммуникационных технологий. Особенно явственно разочарования могут проявиться при столкновении с такими реалиями как время, деньги, умение, требуемое для их адаптации и продуктивного использования. Необходимо распознать и использовать для информатизации наиболее критические социальные задачи.
Социальная информатика является важным самостоятельным направлением исследований, возникшим на сты-
ке ряда научных дисциплин, в числе которых можно указать информатику, социологию, психологию, философию. При этом необходимо отметить, что исследования в области социальной информатики имеют не только прикладной характер, но и носят фундаментальный характер для исследования особенностей становления информационного общества в историческом процессе развития общества.
Термин «информационное общество», связанный, прежде всего, с определёнными техническими изменениями в производстве появился в начале 60-х гг. в Японии. Постепенно термин «информационное общество» был перенесён из технологической плоскости в мировоззренческие дискуссии по глобальным вопросам развития общества.
В информационном обществе одним из главных факторов его развития являются качестве факторы идеальные, такие как знание и информация. В этом состоит главное отличие информационного общества, как от традиционного общества, так и от индустриального общества. Информация и знания в информационном обществе входит в состав капитала - интеллектуальная составляющая рабочей силы, обычно принимающая форму «образования и квалификации» субъекта - собственника рабочей силы. Следовательно, понимание информационного общества, как явления философско-экономического нельзя сводить к пониманию его как общества с новой технологической базой, которой стали информационно-коммуникационные технологии. Меняется не только технологическая парадигма, но и парадигма экономическая и даже культурная. В информационном обществе меняет не только технологический базис, но возникает и новая экономика, и новая культура. В информационном обществе меняется человек и способы их взаимодействия, можно говорить, что возникает новый тип личности и новые типы социумов.
Текущий момент развития социальной информатики обуславливается исследованиями по ряду основных направлений, включая исследование информационного общества как такового, исследование потенциала информационного общества, потенциала, информационных ресурсов и особенностей развития личности и эволюции социумов в информационном обществе.
Социальная информатика призвана отвечать на вопросы о том, каким образом развитие информационных ресурсов, информационного потенциала окажут влияние на деловую жизнь, структуру занятости людей, безопасность людей, демократизацию общества, образование и пр. Рассмотрим некоторые важные аспекты информатизации и ключевые вопросы.
Деловая жизнь. Насколько информационно-коммуникационные технологии улучшат или ухудшат качество работы служащих? Насколько социальная среда и характер выполняемой работы влияют на подходы к проектированию информационных систем? Способствует ли развитие информационно-коммуникационных технологий видоизменению организации труда, появлению новых моделей работы, таких как гибкая работа, частичная работа, удалённая работа и пр.? Как определить границы применимости новых моделей организации труда в различных сферах деятельности людей, например, образовании или здравоохранении?
Безопасность людей и рискованные компьютерные системы. Как уберечь людей и минимизировать риски при использовании информационных систем в управлении транспортом и в здравоохранении? Должны ли проектировщики подобных информационных систем иметь специ-
альное образование в прикладной области?
Демократизация. Какие новые возможности представляют информационно-коммуникационные технологии для расширения демократии посредством доступа к информации государственных учреждений? Насколько глобальные сетевые социальные сервисы могут вести к централизованному контролю над обществом?
Занятость. Как развитие информационно-коммуникационных технологий изменяет структуру рынка занятости и профессий? Какой уровень владения информационно-коммуникационными технологиями является критическим для людей в различных видах деятельности? Как влияет на структуру общества расширение компьютерно-ориентированной работы? Каков вклад информационно-коммуникационных технологий в формирование прекариата?
Образование. Насколько информационно-коммуникационные технологии могут обеспечить студентам интеллектуальные и мотивационные возможности в обучении? Как видоизменяется обратная связь при использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе? Как меняется диапазон ожиданий от использования информационно-коммуникационных технологий с течением времени? Каково влияние технологий на возрастание качества и эффективности освоения учебного материала? Каково влияние технологий на изменение стиля обучения и преподавания в целом? Насколько экономически оправдано использование информационно-коммуникационных технологий в образовании?
Гендерный аспект. Как различается вклад женщин и мужчин в развитие информационно-коммуникационных технологий? Какова вероятность того, что женщины, по большей части, будут вносить данные в информационные системы, в то время как мужчины, по большей части, будут определять требования и проектировать информационные и телекоммуникационные системы?
Компьютерная грамотность. Должны ли специалисты из различных областей, имеющих хорошее образование, обладать знаниями в области информационно-коммуникационных технологий? Если так, то как установить планку знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий, которая является критической для хорошо образованных профессионалов?
Научная жизнь. Какое влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии на организацию научных исследований, актуализацию тематики, совершенствование информационного обеспечения, обеспечение устойчивого взаимодействия с коллегами, оценку результатов выполненной научной работы? Насколько легко электронные публикации могут дать учёным более быстрый доступ к большой аудитории? Поможет ли развитию научных школ доступ к большему разнообразию постоянно обновляющихся материалов? Сохраняется ли качество информации, при переносе научных публикаций в электронные форматы? Как научные социальные сетевые сервисы влияют на процессы социальной дифференциации и интеграции научного сообщества?
Социальные изменения. Информационно-коммуникационные технологии явились технологической основой глобализации товаров, услуг, коммуникаций. Какие дальнейшие социальные изменения вызовет развитие информационно-коммуникационных технологий и становление информационного общества? Какие изменения возможны в политической и социокультурной сферах? Какие измене-
ния возникнут в моральных нормах? для коренных уроженцев цифровой эпохи? Коренные уроженцы цифровой эпохи это поколение, которое выросло в условиях, когда компьютер и компьютерные сети стали повседневной действительностью. Приведёт ли дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий к безличному или абстрактному обществу Карла Поппера, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу?
Идендичность. Как могут измениться основания идентичности в сетевом обществе? В сетевом мире меняются одновременно и его обитатели и среда. Одно из основных свойств киберпространства состоит в том, что его обитатели являются невидимыми, поэтому отсутствуют привычные критерии оценки собеседников. Игра с собственной идентичностью без согласия на это других участников игры порождает проблему распознавания подлинности предоставляемой собеседниками идентификационной информации. Субкультуры виртуального мира вырабатывают свои требования к идентификации участников дискуссии, используют только им присущие лингвистические схемы. Способствуют ли информационно-коммуникационные технологии замыканию людей в небольших социумах, члены которого имеют схожие взгляды, что позволит избежать ненужных взаимодействий с теми, кто исповедует другие убеждения и идеалы?
Частная жизнь. Выбранный путь решения той иной проблемы в области информатизации часто ограничен интересами групп с враждебными социальными или экономическими интересами. По мнению экспертов уже сейчас люди всецело попали под наблюдение видеокамер. При этом многие люди не не догадываются и не осознают, что за ними следят, поскольку такое наблюдение часто ведётся невидимыми или скрытыми устройствами. В этих условиях возникает ряд вопросов, касающиеся неприкосновенности частной жизни. Какие существуют противоправные посягательства на частную жизнь? Как они видоизменяются с развитием информационно-коммуникационных технологий? Какие посягательства на частую жизнь можно рассматривать как законные? Как изменяется их диапазон с развитием технологий?
Проблемная область социальной информатики подвержена изменениям, обусловленным развитием информационно-коммуникационных технологий. Направления исследований и проблемы социальной информатики требуют не только детальной структуризации, но и непрерывного научного обсуждения. Несмотря на то, что концепция информационного общества корнями уходит в далёкие 60-е годы прошлого века, зримые плоды информационного общества стали заметны с развитием сетевых технологий и новых сетевых сервисов, прежде всего, веба. Проблематика социальной информатики находится в тесной связи именно с развитием именно веба. Смещение центра тяжести проблематики в социальной информатике обусловлено развитием веба.
Периоды развития веба принято обозначать как Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. Уже к двадцатилетию существования веба возникла кризисная ситуация с этим сервисом. По данным корпорации Cisco пик Интернет трафика для веб сервиса, который составлял 50% от общего объёма, был пройдён уже в 2000 году, а затем доля этого трафика начала неуклонно снижаться, достигнув в 2010 г. 23%. Со времени пиковой востребованности информационного сёрфинга прошло более 15 лет. За это время сменилось
множество сетевых технологий и со всей очевидностью стало понятно, что Интернет начал использоваться не как средство сёрфинга по информационным волнам, а как возможность прямого использования тем или иным образом найденных информационных ресурсов и сервисов. Таковых информационных ресурсов, по-видимому, создано в таком количестве и разнообразии, что не заставляет пользователя гоняться за информационной добычей. Современный сетевой пользователь достаточно пресыщен в информационном плане, и потребление информации вошло в его поведенческий стереотип. Подобно тому, как ранее читатели находили свои полки в книжном магазине, точно также современный сетевой пользователь отыскивает свою сетевую нишу и остаётся в ней. Преимущественное переключение на использование новых сетевых информационных ресурсов происходит либо под воздействием сетевой контекстной рекламы, либо по прямым ссылкам Web 2.0, о котором говорится далее.
Web 1.0 или Транзакционный веб. Первый революционный сдвиг в использовании веба связан с деятельностью таких компаний как Yahoo!, AOL, Amazon, eBay, PayPal, Ticketmaster и сервисами онлайн-банкинга и почты на основе веба. В течение 1997-2001 гг. Web 1.0 способствовал развитию новых форм передачи информации и создание приложений для распределения товаров и услуг. В 2001 г. произошёл кризис новой экономики, в результате которого значительная часть, так называемых доткомов, разорилась. Как оказалось, новые механизмы продажи продукции традиционной экономики стали главным товаром «новой экономики». Как следствие, новые сетевые маркетинговые технологии обусловили массированные инвестиции в «новую экономику». Одновременно с отраслями, связанными с информационно-коммуникационными технологиями, в 90-е гг. прошлого века быстро росли розничная и оптовая торговля. Пик трафика веб-сервиса приходятся на период транзакционного веба накануне краха доткомов.
Web 2.0 или Social web (Социальный веб). Термин «social web» был введён в 1998 г. как технологическом, так и социальном контексте. Появление Web 2.0 технологий содействовало простым в использовании, интересным и полезным социальным взаимодействиям в сети. Формализация концепции Web 2.0 появилась в 2004 году в результате совместной работы издательства O'Reilly Media и компании MediaLive International.
Создание нового поколения приложений Web 2.0 дало возможность пользователям принимать непосредственное участие в создании и размещении сетевых информационных ресурсов, например, видеоресусов. Web 2.0 не регламентируется официальными документами. Поэтому только на основе качественного анализа тот или иной проект рассматривается как проект Web 2.0. Робер Кайо, один из основателей всемирной информационной паутины, считает термин Web 2.0 неправильным, поскольку интуитивно предполагается, что Web 2.0 сложнее и совершеннее, чем Web 1.0. Разница между ними существенная. Web 1.0 это технология веба: серверы; программное обеспечение; протоколы, язык HTML и т.д. А Web 2.0 это XML, CSS (англ. Cascading Style Sheets, каскадное описание стилей), SVG (англ. Scalable Vector Graphics, масштабируемая векторная графика). В прессе Web 2.0 представляют не чем иным, как Web 1.0 с возможностью общения обычных людей. Но Web 2.0 дал возможность организациям и отдельным людям достигнуть цели, которая ставилась изначально при создании
веба: сотрудничество между людьми. Первоначальная цель веба совместная работа, а не формы эксгибиционизма подобные Интернет-блогам, социальным сетям и др.
Развитие Web 2.0 привело к формированию личного киберпространства, способствующему социализации и общению. Для выстраивания личного киберпространства используются социальные сети, блоги, сервисы социальных медиа и пр. В настоящее время для установления и развития взаимосвязей между людьми зачастую используются сервисы Web 2.0, прежде всего, социальных сетей, что в англоязычной литературе принято обозначать как социальный нетворкинг (social networking).
Особенностями онлайнового социального нетворкинга является его недетерминированность и децентрализован-ность, что обусловлено самостоятельностью и асинхрон-ностью действий пользователя по формированию своего информационного и социального окружения. Возникновение онлайнового социального графа изменяет формы накопления социального капитала. Каждый человек имеет личный и социальный капиталы, которые обеспечивают ему конкурентное преимущество. Личный капитал включает интеллект, образование, обаяние, навыки, талант. Т.е. личный капитал включает всё то, что необходимо для достижения имеющихся жизненных целей. Подчас формирование личного капитала находится за гранью возможности управления им со стороны человека. Добавленный социальный капитал личных отношений и слабых социальных контактов, которые в изобилии формируются у человека при использовании социальных сетевых сервисов, появляется возможность создавать неограниченные личные сети взаимодействия, которые, расширяют доступный объём различных ресурсов, в том числе социальных контактов.
Возникновение онлайнового социального графа является одним из важнейших социокультурных феноменов последнего десятилетия. Социальные сетевые сервисы в настоящее время стали, по сути дела, стали гигантским увеличительным стеклом, обнажающие человеческие взаимоотношения в глобальном масштабе и меняющие взаимодействие людей. Возник автономный от конкретной личности механизм накопления, публикации и мониторинга социального капитала [2]. Это означает, что людям следует тщательно выстраивать своё присутствие в Интернете, чтобы оно действительно отражало их потенциал. Мир уже никогда не будет прежним. Накопление и обработку информации в компьютерных сетях можно попытаются затормозить, но не более. Например, в науке возникли научные социальные сервисы, которые видоизменяют методы оценки деятельности исследователей, механизмы дифференциации и интеграции, интеграции учёных для совместной творческой деятельности.
Онлайновый социальный граф применительно к взаимоотношениям людей имеет такое же значение что и гиперссылки для документов. Гиперссылки способствуют обогащению документов, а ссылки в онлайновом социальном графе способствуют обогащению социальных отношений в глобальном масштабе. Метаданные сетевой информации, например, заголовки и ключевые слова, являются важнейшим инструментом поиска и обработки информации, как людьми, так и компьютерами. Метаданные социального графа, предназначенные для описания людей и их социальных взаимоотношений, например, место работы, друзья, позволяет эффективно управлять эти взаимоотношениями. Подобно всем технологическим революциям, онлайновый
социальный граф привёл к возникновению новых классов приложений, оказывающих многогранное воздействие на общество, в том числе на образование и науку. Организации успешнее других адаптирующих новшества получают конкурентное преимущество по отношению к тем, кто использует технологии предыдущих технологических эпох. Однако пока онлайновый социальный граф, главным образом, влияет, в большей степени, не на профессиональную деятельность людей, а на личную жизнь.
Важнейший вопрос, который связан с успешной деятельностью социальных сетей, - целевая аудитория. Ощущение фальшивой интимности в сервисах социальных сетей имеет результатом то, что значительное время большая часть их пользователей на Западе были тинэйджеры. В России же ситуация изначально складывалась несколько иная. Первая популярная социальная сеть «Одноклассники» создавалась изначально для взрослых людей, которые стремились восстановить во многом иллюзорные детские, юношеские чувства. Неожиданным результатом существования этой сети явилось разрушение множества семей под влиянием нахлынувших оживших чувств одноклассников. В таком варианте социальные сети несут на себе явственный отпечаток особенностей выстраивания взаимоотношений между людьми в реальном мире. Отсутствие пресловутой мобильности в России, стабильность места жительства на протяжении длительных промежутков времени формирует устойчивые школьные коллективы, которые в том или ином виде поддерживаются практически в течение всей жизни человека. Информационно-коммуникационные технологии всего лишь облегчили взаимодействие людей, которые хорошо знают уже друг друга. Сеть одноклассников это всего лишь перенос взаимоотношений, а не их возникновение в киберпространстве.
Выстраивание социальных сетей на основе исключительно взаимоотношений в киберпространстве, без выхода в «реал», это скорее особенность западных социальных сетей. С определённого момента социальные сети стали использоваться не только тинэйджерами, но и людьми всех возрастных групп, в том числе пожилыми людьми [1]. По данным рейтингового агентства Nielsen/NetRatings количество Интернет-пользователей в группе «старше 55 лет» стало таким же как в группе «18-34 года».
С течением времени стали возникать специализированные социальные сети для пожилых пользователей Интернета, как их называют «silver netsurfer» (серебряные нет-серферов). Сайты социальных сетей стали рассматриваться как площадки для выгодного размещения рекламы, а люди старших возрастных групп - как движущая сила онлайновой экономики. В Британии около трёх четвертей пользователей Интернета покупают билеты, книги онлайн, оплачивают счета онлайн. Хотя длительное время считалось, что социальное взаимодействие в сетях является сферой деятельности молодёжи. На первых порах это действительно было так. Сайты социальных сетей со временем стали предоставлять стабильные сервисы, что является важным обстоятельством для привлечения аудитории различных возрастных групп.
Целеполагание относительно киберпространства зависит от понимания его природы. Изначально киберпро-странство является неконтролируемым пространством, в котором становятся неэффективными привычные границы и способы защиты информации, способы предотвращения воздействия и сканирования ментального пространства
людей. Сетевые коммуникации и технологии обработки информации позволяют эффективно обогащать и концентрировать распределённую информацию различной природы, но в то же время, и распространять ее в глобальном масштабе. Главным барьером на пути этого распространения является языковой барьер.
Попытки стратификации киберпространства постоянно предпринимаются, поскольку изменение информационно-коммуникационных технологий влияет особенности его стратификации. Понимание структуры Интернет-аудитории, её потребностей, способов внутренней организации имеет важнейшее значение для развития общества.
Web 2.0 дали не только голос в компьютерных сетях каждому человеку , но и возможность ему действовать. Web 2.0 предлагает инструменты для поддержания слабых социальных отношений, например, которые возникают между случайными людьми в поездках, поиска существенных отношений, за пределами традиционных социальных иерархий. С использованием Web 2.0 появилась возможность максимизировать социальный капитал и, в итоге, быть более эффективными в достижении поставленных целей.
Web 3.0 или Semantic web (Семантический веб). Концепция семантического веба была предложена консорциумом W3C в качестве новой модели развития веба, когда осуществляется переход от веба документов к вебу разнородных неструктурированных данных. Семантический веб в потенциале должен обеспечить глобальную связанность информации, а для этого требуется новое понимание веба как социотехнического феномена с преодолением дисциплинарных границ, как в информатике, так и в социологии.
Семантический веб предлагает обработку данных в масштабе и скоростью за пределами немедленного человеческого восприятия. Появляется возможность не только отображения данных, а их интегрирование и построение выводов на огромных массивах данных. Для того чтобы достичь этого программные средства должны уметь обрабатывать совместно данные в различных форматах. Это обстоятельство потребовало создание соответствующих программных библиотек [3]. Каждый вид информации требует индивидуального подхода в анализе имеющих программных средств и определении новых потребностей [4] потребностей Подобно Web 2.0 преимущества семантического веба не являются очевидными для сетевых пользователей. Однако пользователи смогут получать высокоскоростные и точные ответы на свои запросы. В течение многих лет, например, поисковые системы представляют окружающий мир по нашим запросам способами, которые не совсем очевидны пользователям. Если же веб станет семантическим, то это приведёт к ещё более значительному углублению технологического непонимания пользователями механизмов его работы. Однако процессы именования, структурирования и обработки данных в семантическом вебе являются глубоко социальными с множеством социологических последствий.
Исследование семантического веба может привести к пониманию того как происходит структурирование данных и их превращение в глобальную инфраструктуру данных. Семантические подходы к интеграции данных позволят продуктивно использовать данные из различных источников различных по структуре [5]. Данные высвобожденные из документов могут предложить новые аналитические ресурсы для социологической практики не только посредством установления связей между разнородными данными,
но и качественного и количественного анализа данных, исследования и раскрытия связей между данными и сущностями способами, которые были не достижимы ранее.
Связывание данных из различных наборов данных не тождественно разработке связанных данных. Потенциально семантический веб предлагает вытягивание информации из множества наборов данных связанных с некоторыми именованными сущностями. Естественным источником семантически организованных данных является веб сайты [6]. Объединение семантической информации с данными социальных медиа обеспечивает актуальность вытягиваемой информации из веба. Для использования семантического веба в социологических исследованиях необходимо тесное междисциплинарное взаимодействие в разработке соответствующих программных средств со специалистами в области информатики.
Также следует отметить, что часто связанные данные используются как связанные открытые данные. Термин «открытые данные (open data)» появился по мере развития идеи открытого программного обеспечения и контента. Термин «открытые данные (open data)» появился вслед за за терминами «свободное программное обеспечение (free software») и «свободное программное обеспечение с открытым кодом (open source software)». Открытые данные предполагают свободное использование, распространение и модификацию этих данных. А связанные открытые данные подразумевают такой способ публикации данных, при котором объединение и обогащение метаданных. Освобождение данных от бремени авторских прав лежит в основе идеи открытых данных. Открытые данные являются важнейшим источником связанных данных. При этом необходимо отметить, что связанные данные могут быть и проприетарными.
Основными группами порождения и потребления открытых связанных данных являются правительственные организации и средства массовой информации. Дальнейшее развитие идеи развитие открытого контента связывается, прежде всего, с деятельностью правительственных и медиа структур.
Значительное количество частных лиц и организаций приняли стандарт связанных данных не только, как способ публикации данных в вебе, но и для вплетения их в веб. Следование принципам связанных данных привело к возникновению глобального пространства данных, называемого веб данных.
Открытые связанные данные открывают дорогу различным сервисам, позволяющим уменьшить сложность интеграции распределённых данных различной природы. В настоящее время настала необходимость разносторонней проектной деятельности в развитии семантических технологий в России, как это происходит во всех странах Европы, США, Канады, Индии и др. В этих странах накоплен уже достаточный опыт использования семантических технологий, в том числе и образовании. Необходимость развития в одном ритме с ведущими зарубежными университетами требует формировать новые образовательные профили в подготовке специалистов в области информатики и социологии. Исследование динамики изменений в структуре социальных сетей способствует принятию соответствующих управленческих решений для эффективного управления учебным процессом [7]. Продуктивно использованный зарубежный опыт позволит усовершенствовать университетские учебные планы, создать рабочие программы ак-
туальных дисциплин и, в конечном итоге, сформировать профессиональные компетенции в современной социальной информатике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мельникова Н. И. Метрики социальных медиа как социальный капитал // Вестник СГТУ. 2012. №1 (68) С.253-258.
2. Елютина М.Э., Мельникова Н.И., Смирнова Т.В. Старость в современном российском обществе: интеробъективный и интерсубъективный контексты. СГТУ, 2010. 251 с.
3. Вагарина Н.С., Апсаликов М.Ю. Разработка библиотеки для генерации семантических данных // Наука, техника и образование. 2015. Т. 10 (16). С. 31-35.
4. Валиев М.А., Шульга Т.Э. Обзор программных продуктов для семантического представления видеоматериалов // Проблемы
управления в социально-экономических и технических системах. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2014. С. 3-6.
5. Митрофанов А.А. Модель интеграции данных в системе управления образовательным контентом // Проблемы управления в социально-экономических и технических системах. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2014. С. 28-31.
6. Salin V.V., Papshev S.V., Sytnik A.A. An approach to facts extraction and semantic analysis of educational websites // Innovative Information Technologies / под ред. S.U. Uvaysov. Moscow: HSE, 2014. С. 86-88.
7. Долинина О.Н., Печенкин В.В., Тарасова В.В. Подходы к динамической визуализации графов социальных сетей образовательной организации // Вестник СГТУ. 2011. №4 (62) С.239-242.
Поступила в редакцию 08.02.2017