Научная статья на тему 'Этическое образование педагогов в условиях внедрения и реализации ФГОС общего образования'

Этическое образование педагогов в условиях внедрения и реализации ФГОС общего образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
422
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТИЧЕСКИЕ ГОРИЗОНТЫ / ETHICS / ETHICAL EDUCATION / MORAL EDUCATION / ETHICAL HORIZONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дворецкая Екатерина Викторовна

В статье рассматривается важность и необходимость этического образования педагогов на современном этапе «размытых» этических горизонтов. Анализируется наличие/отсутствие учебного курса «Этика» в педагогических вузах России. Особое внимание уделено деятельности ЮНЕСКО в области развития этического образования в мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical education of teachers within the process of introduction and realization of Federal State Standards in general education

The article deals with necessity and significance of ethical education for teachers in a contemporary world within “fuzzy” ethical horizons. The author analyses the presence/absence of Ethics in the curriculum of pedagogical institutes and universities in Russia. Particular attention is paid to the activities of UNESCO in the field of ethical education development worldwide

Текст научной работы на тему «Этическое образование педагогов в условиях внедрения и реализации ФГОС общего образования»

Е. В. Дворецкая

(Санкт-Петербург)

Этическое образование педагогов в условиях внедрения

И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается важность и необходимость этического образования педагогов на современном этапе «размытых» этических горизонтов. Анализируется наличие/отсутствие учебного курса «Этика» в педагогических вузах России. Особое внимание уделено деятельности ЮНЕСКО в области развития этического образования в мире

Этическая доминанта является смыслообразующим стержнем образования и обусловлена возрастанием роли личности в информационном обществ - воспитанием человека в духе мира, взаимопонимания, толерантности и ответственности; формированием этического мышления гражданина Мира, глобальной этикой, ориентацией личности на высокую меру ответственности за судьбу своей страны и человечества в целом. Несмотря на очевидную необходимость этического образования, этика преподается в педагогических вузах в рамках регионального компонента и часто в качестве дисциплины по выбору. Это не только не отвечает требованиям современности, но и не согласуется с тем, что с 2013 года введено в качестве обязательной дисциплины в начальной школе преподавание основ светской этики или основ религий мира, однако при этом обязательной дисциплиной «Этика» не стала для педагогов, то есть на федеральном уровне не введена в качестве обязательной для будущих педагогов.

А. А. Гусейнов, анализируя развитие этики в России в период перестройки, охарактеризовал состояние этической мысли в 90-х годах прошлого столетия следующим образом: «Ослабление идеологического диктата в области этики 90-х годов привело, с одной стороны, к ее «эмансипации» от практической жизни и переходу к имманентной моральной рефлексии, а с другой - к «моралеведческо-му» практицизму, вызвавшему интенсивный рост прикладных видов этического знания: биоэтики, политической этики и этики ненасилия, хозяйственной этики и этики предпринимательства, этики права и этики науки и т.д. Развитие прикладной этики сопровождается процессом «постэтической дифференциации» моральных знаний, связанной с их

отрывом от философской этики и становлением в качестве самостоятельных «моральных наук», институционально закрепленных за соответствующими «комитетами» и «комиссиями» по этике. К концу 90-х годов в российской этике нарастает потребность в энциклопедической систематизации моральных знаний, намечающей контуры новой этической парадигмы как «этики цельного знания» [1, с. 894].

Этическое образование педагогов претерпевает серьезные изменения. Педагогическая этика, которая читалась во всех педагогических вузах страны, была досконально разработана. Но, как многие марксистско-ленинские гуманитарные дисциплины, педагогическая этика преподавалась в качестве набора качеств будущего педагога, которые нужно было зазубрить, и которым нужно было следовать. Конечно же, основу педагогической этики и морального облика педагога составлял моральный кодекс строителя коммунизма. Но такое основание невозможно для разработок современной педагогической этики. И не только потому, что тоталитарный режим, нацеленный на построение светлого будущего в виде коммунистического общества, закончил свое существование.

Современный мир плюрализма лишен telos'а. В таком мире, не подчиненном целесообразному порядку, принципы справедливости становятся предметом человеческого конструирования, а представления о благе -предметом индивидуального выбора. Попытки примирить эти свободные волеизъявления в либеральном обществе приводят к инструментализации рациональности с упором на процедуры принятия решений. Этика либерального общества есть скорее этика права, а не блага, то есть ее основные принципы

- это принципы регулирования и примирения конкурирующих требований отдельных индивидов. Но для того, чтобы обеспечить равные права в подобном обществе, необходимо абстрагироваться от конкретных индивидуальных особенностей граждан, от того, что они желают осуществить, являясь членами данного общества. Нейтральность в принятии решений по реализации намерений граждан с упором на равенство при максимальном содействии их жизненным планам и индивидуальным предпочтениям сталкивается с проблемой артикуляции «блага» в либеральном обществе. В современном плюралистическом обществе существует широкий спектр воззрений о благе, добре и добродетельной жизни. Если какое-либо из этих воззрений поддерживается обществом, то есть получает официальное признание, то осуществление жизненных планов других граждан неминуемо ущемляется. Согласно Михаилу Новаку, из данного затруднения можно выйти, признав, что «граждане желают всеобщего блага только формально, действуя в культуре плюрализма с различными «стремлениями, целями и намерениями» [2, с. 83]. Новак предупреждает, что желание очертить всеобщие стремления, цели и намерения -это только лишь ностальгия по племенной, родовой солидарности.

Однако желание очертить всеобщие стремления и цели для каждого конкретного общества - это не только ностальгия, но и необходимость, обеспечивающая жизнеспособность данного общества. Граждане, живущие в обществе, осуществляют свои желания. Они являются воплощенными, то есть во плоти, личностями, и их сплоченность возможна лишь на основании совместных интересов и желания определенной благой жизни. Только в случае гражданской идентификации с общим благом появляется возможность признавать политические институты выражением и опорой гражданского достоинства. Такое сплоченное патриотическое общество действительно способно отстаивать свои интересы (особенно в период глобализации], но оно возможно лишь на основании разделяемого всеми устойчивого горизонта этических ценностей. Формирование этого разделяемого всеми устойчивого горизонта ценностей во многом зависит от сплоченности и этических ориентаций педагогов, ведь на их плечи ложится основная нагрузка по воспитанию под-

растающего поколения, так как родители в основном не могут уделять этому достаточного внимания из-за увеличения рабочей нагрузки. В основном работают оба родителя, а в неполных семьях нагрузка на родителя увеличивается и зачастую рабочий день длится 10, а иногда и 12 часов. В решении данной проблемы особая роль принадлежит личност-но ориентированному образованию, являющемуся доминирующим в развитии и социализации личности.

В этих условиях возникает потребность в педагоге нового типа, обладающем ценностно-мотивационной ориентацией и способном к субъект-субъектному взаимодействию, основанному на паритетных этических началах. В создавшейся ситуации педагогика нуждается в такой методике развития нравственной личности, которая могла бы вызывать неподдельный интерес учащихся к основам нравственности и морали, которая актуализировала бы их соответствующие потребности, чувства, эмоции, мысли [8, с. 3].

В последнее время все настойчивее звучат призывы к гуманитаризации образования на всех этапах его осуществления, так как важно не только, какого уровня специалистом будет тот или другой выпускник, но более важно, насколько социально адаптирован он (она] будут во «взрослой» жизни. Социальные качества выпускников, их умение общаться, их нравственные качества выступают первейшими критериями при отборе и устройстве на работу во многих фирмах. Поэтому гуманитаризация образования - это настойчивое требование настоящего времени.

Возросшие технологические возможности современного общества приводят к тому, что результаты деятельности сотрудников имеют широкомасштабные социальные последствия. Поэтому так важны нравственные качества, которые позволяют редуцировать риски технологических последствий. Важно, чтобы специалист, получивший хорошее образование в той или другой области, работал на благо общества, а не в ущерб ему. Иными словами, конечно, важно, чтобы выпускник химического факультета был хорошим спе-циалистом-химиком, но еще важнее, чтобы он (она] не использовал свои знания для синтеза наркотического средства. Для работника банковской сферы, например, нравственные качества, такие как честность и порядочность, являются первостепенными. На это об-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36] 2013

65

ращают внимание во многих банках больше, чем на профессиональные способности кандидата на должность. Необходимость этического образования очевидна, так как именно этическая ориентация личности способствует сохранению общества, задавая его развитию должную направленность, то есть нацеленность на осуществление блага. Это является определяющим фактором при построении нового «общества, основанного на знании», поэтому улучшение качества этического образования становится насущной потребностью во всем мире.

Нужно отметить, что интенсивный рост прикладных видов этического знания наблюдался не только (и не столько] в России, но и за рубежом. В настоящее время назрела насущная необходимость систематизации «моральных наук». Эту задачу взяла на себя организация ЮНЕСКО. «В области гуманитарных и социальных наук роль ЮНЕСКО - содействовать продвижению знаний и налаживанию интеллектуального сотрудничества, стимулировать разработку этических норм, содействуя тем самым социальным преобразованиям, основанным на уважении идеалов справедливости, свободы и человеческого достоинства. Таким образом, ЮНЕСКО в этой области выполняет тройную задачу: изучает то, что уже существует (исследования в области социальных наук], стремится предвидеть то, что может случиться (философия и перспективные исследования], и определяет то, что должно быть (этика и права человека]», для того чтобы уменьшить разрыв между существующим и ожидаемым положением дел. «Ведущие тематические направления деятельности ЮНЕСКО в этой области - этика науки и технологии с акцентом на биоэтику; содействие осуществлению и защите прав человека и демократии и укрепление 1уманитарной безопасности; борьба с расизмом, дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью. Исследования ЮНЕСКО в области этической стороны научного прогресса также охватывают огромное количество обусловленных глобализацией социальных преобразований» [7]. ЮНЕСКО стремится создать лучшее понимание главных этических проблем, поднятых наукой и техникой, поддерживая анализ и обсуждение этих проблем на всех уровнях: региональных, национальных и на интернациональном уровне. Существенная часть этой работы нацелена на осознание

этических проблем общественностью. Для осуществления этих задач в ЮНЕСКО было создано подразделение Этики Науки и Техники, одна из приоритетных задач которого -организация «Этики во всем мире». Программа Отдела этики науки и технологий, осуществляемая Сектором социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО ^Ш), рассчитана на то, чтобы с этических позиций направлять развитие наук о жизни и развитие технологий. В этическом компоненте учитывается культурное, правовое, философское и религиозное наследие разных народов мира. Путем нормативной деятельности, повышения информированности и наращивания потенциала стран-участниц, ЮНЕСКО стремится выполнять свои полномочия «ведущей» международной организации по вопросам этики. Для этого под эгидой ЮНЕСКО проводится ряд тематических конференций. Цель состоит в том, чтобы стимулировать обсуждение этических вопросов на национальных и региональных уровнях. Этическое образование весьма отличается не только между странами, но даже между регионами, но все же необходимо, чтобы должное внимание уделялось моральным проблемам, которые относятся к конкретным областям человеческого существования. Для того чтобы систематизировать различные программы, были собраны данные по обучению этике. На сегодняшний день создана база данных обучающих программ по этике, поэтому различные программы могут быть проанализированы и сравнены.

В настоящее время в Глобальной базе данных Обсерватории Этики собрано 192 программы по обучению этике в различных областях прикладной и теоретической этики [4]. Программы этического образования собраны по разделам: этика животных, биоэтика, стоматологическая этика, инженерная этика, этика окружающей среды, этика и закон, этика и социальные науки, медицинская этика, этика среднего медицинского персонала, фармацевтическая этика, философская этика и этика в науке. Эти данные помогут исследовать, какое этическое образование будет необходимо для будущего и как ЮНЕСКО сможет способствовать развитию этического образования на международном, национальном и региональных уровнях. Хенк тен Хаве, бывший директор Отдела Этики Науки и Технологии, в своей статье «Деятельность ЮНЕСКО в области этики», которая была опубли-

кована в «Этическом журнале Института Кеннеди», отметил, что «во время 32-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2003 году многие государства-участники выразили потребность в инициации и поддержке обучающих программ по этике, не только по биоэтике, но и во всем научном и профессиональном образовании. Так как обучение этике имеет различия между регионами и странами, требовалось, чтобы должное внимание уделялось моральным проблемам, которые важны для каждого определенного региона. В качестве первого шага в базе данных были собраны программы обучения этике» [3, р. 345].

В России подобную миссию пытается выполнять Сектор этики Института философии РАН, который возглавляет Рубен Грантович

Апресян [5]. Здесь можно найти программы, которые разработали сотрудники Сектора. Однако назрела насущная необходимость более широкого охвата существующих учебных программ по этике, особенно в педагогическом образовании. Возможно, данную функцию смогла бы осуществить Ассоциация преподавателей этики, которая была создана в апреле 2011 года в США. Инициатором создания данной Ассоциации и ее руководителем является Хенк тен Хаве, который возглавляет Институт этики здравоохранения в Дюкейн-ском университете США [6]. Российское отделение Международной ассоциации преподавателей этики могло бы объединить усилия преподавателей этики в России по организации этического образования в России.

Литература

1. Гусейнов А. А. История этических учений: учебник. - М.: Гар-дарики, 2003.

2. Novak, M. (1989]. Free Person and the Common Good. New York: Madison.

3. Ten Have, H. (200б]. The Activities of UNESCO in the Area of Ethics. Kennedy Institute of Ethics Journal, 16(4], 333-351. The Johns Hopkins Univ. Press.

4. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unesco.org/new/ index.php?id=18б72&L=0 (дата обращения 12.08.2012].

5. Сектор этики // Институт философии Рос. акад. наук : [сайт]. - URL: http://iph.ras.ru/ethics.htm (дата обращ. 31.07.2013].

6. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.duq.edu/health-care-ethics/iaee/ (дата обращения 12.08.2012].

7. Социальные и гуманитарные науки // ЮНЕСКО ; Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО [сайт]. - URL: http:// www.unesco.ru/ru/?action=theme&id=5&module=news (дата обращения 31.07.2013].

8. Левичев О. Ф., Чухин С. Г. Этическое образование в современной школе : учебно-методич. пособие для учителя. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 104 с.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (3б] 2013

б7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.