Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (ЭТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ИГРЫ)'

ЭТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (ЭТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ИГРЫ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (ЭТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ИГРЫ)»

Игровое моделирование в инновационной парадигме прикладной этики как образовательная методология

В рубрике «Из истории инновационной парадигмы прикладной этики» 61-го выпуска «Ведомостей прикладной этики» предпринимается републикация текстов В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова представляющих методологию игрового моделирования, опыт применения метода этико-прикладных игр, разработанного в рамках инновационной парадигмы прикладной этики.

Метод этико-прикладных игр направлен на освоение ситуаций морального выбора. Сочетание в нем игровой составляющей (позволяющей воспроизводить деятельность в координатах «условность -серьезность», «правила - свобода», «импровизация - организованное поведение») с прагматическими и аксиологическими составляющими моделируемой ситуации создает возможность освоения субъектом ее смыслов. Направленный на обнаружение в модельных обстоятельствах конфликтов ценностно-нормативных систем (конфликтов моральных субъектов) метод создает возможность многоаспектного анализа проблемы морального выбора, свободного и ответственного самоопределения действующего субъекта к альтернативам выбора. Формирование культуры морального выбора образует сверхзадачу этико-прикладной игры. Такая сверхзадача создает потенциал профилактирования трансформации метода в «игру для пользы дела». Своей сверхзадачей этико-прикладная игра отличается, например, от методов организационно-деловых игр, авторы которых скорее всего, не были мотивированы необходимостью развивать культуру морального выбора в различных сферах жизни общества.

Казалось бы, время, когда этот метод создавался и активно практиковался во второй половине XX - начале XXI вв., в связи с новыми ситуациями в жизни российского общества принадлежит истории. Но разве исчезли проблемы многоаспектного морального выбора, задача формирования его культуры? Неужели утратилась востребованность в обучении распознаванию нравственно напряженных ситуаций, работе с ними, их моделированию и прогнозированию?

Методология и метод этико-прикладных игр разрабатывались для ситуации морального выбора в производственной, политической, научной, образовательной и иных сферах общества. При этом речь шла не столько об интуитивном, спонтанном, стихийном моральном выборе (это многосложная структура), сколько о выборе рациональ-

ном требуемом в условиях усложняющейся нравственной жизни общества, ее отдельных структур, личности.

Формирование культуры морального выбора предполагает приложение потенциала этико-прикладного игрового моделирования к изменяющимся практикам. Потенциал такого рода востребован и сегодня для обнаружения и анализа современных напряженных ситуаций морального выбора в трансформирующемся обществе.

Анализируемые в рубрике тексты характеризуют методологию этико-прикладной игры через сочетание игрового потенциала, праксиологического объекта игры и ее этического предмета. А также дают иллюстрацию «работы» метода, представляя опыт игрового моделирования новых ситуаций морального выбора.

Текст «Этическое моделирование (этико-прикладные деловые игры)»1 характеризует методологические особенности этико-приклад-ных игр. В том числе; сочетание экспериментальных и экзистенциальных аспектов моделирования в таком типе игр, способствующее освоению субъектом нового вида деятельности; моделирование не только профессионально-ролевых конфликтов, но и конфликтов моральных субъектов; внимание к деятельности участников игр как субъектов морального выбора, благодаря чему создается возможность достигнуть эффекта «воспитания выбором»; развитие культуры морального выбора в ситуациях столкновения традиции и инновации, конфликта нормативно-ценностных систем, экзистенциального риска морального выбора; испытание инновации на достой-ность выбора в мире идеалов, ценностей, целей и средств, проявление в модельных обстоятельствах скрытых «болевых точек»; передача субъекту прецедентов справедливых решений; развитие этико-прикладного знания как резерв развития потенциала этико-прик-ладных игр.

Текст «Панорама этико-прикладных игр»2 иллюстрирует «работу» некоторых форматов этико-прикладного игрового моделирова-

1

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этическое моделирование (эти-ко-прикладные деловые игры) / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. -Текст: непосредственный // Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику / Монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГН-ГУ. 2006. С.166-179.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Панорама этико-прикладных игр/ В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. - Текст: непосредственный // Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: лаборатория ноу-хау. Том

1. Испытание выбором: игровое моделирование как ноу-хау инновационной

парадигмы прикладной этики / Монография. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. С. 7188.

ния. Среди таких форматов: Учебная игра (аттестация морально-деловых качеств личности). Этическое проектирование (проектирование профессионально-нравственного кодекса трудового коллектива). Этический форум, технологизированный методами гуманитарной экспертизы - экспертного опроса и игрового моделирования (практикум, посвященный судьбе первых этапов освоения нефтяниками тюменских ресурсов нефти и газа, интенсивной эксплуатации Самотлорского месторождения). Моделирование новой для общества ситуации в духе технологии воспитания выбором (выборы руководителя партийной организации, испытание нравственной ценности избираемых средств политической борьбы, реализации победившего курса). Игровое проживание ситуации завтрашнего дня как сегодняшнего (гуманитарная экспертиза проектов спасения Арктики). Реализуемая в формате игры консультативная функция знания и опыта, непосредственно характеризующая культуру выбора (модельное испытание готовности студентов выпускного курса Педагогического колледжа к предстоящему самостоятельному выбору в сфере образовательной деятельности). Профессионально-этическая экспертиза методом игрового моделирования конкретного случая из профессиональной практики (игровое моделирование деятельности условного общественного Фонда гражданской экспертизы, миссией которого является защита профессионализма СМИ от журналистов-непрофессионалов, которые подрывают доверие общества к профессии).

На вопрос о том, чем может быть полезен для курса «Прикладная этика» метод этико-прикладных игр, возможный ответ знанием о том, как проектируются этические кодексы, проводятся аттестации, профессионально-этические экспертизы методом игрового моделирования нравственно напряженных случаев в профессиональной практике; как реализуется в формате игры консультативная функция знания и опыта, формирующих культуру морального выбора в ситуациях прогнозирования выбора будущего. Востребованность такого знания-умения сегодня, а тем более в перспективе, вряд ли подлежит сомнению.

В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов

ЭТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (ЭТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ)1

Эффективноеknow-how инновационной парадигмы прикладной этики, эвристичная фронестическая технология - этико-прикладные (шире - гуманитарные, гуманитарно-ориентированные и т.п.) деловые игры (ЭПИ).

ИГРОВАЯ методология, игровое моделирование, широко известное в виде метода деловых игр, традиционно применяется (независимо от того, опираются ли его сторонники на специальное изучение результатов познания философии и методологии игры или нет) как средство имитации процесса принятия решений в искусственно организованных ситуациях выбора управленческого, политического, экономического, экологического, педагогического и пр. планов.

Атрибутивная черта феномена игры - способность воспроизводить все виды человеческой деятельности благодаря двуплановости, интегрируя при этом: (а) самоценность процесса игры, самовыражения личности - и результативность игровой деятельности; (б) «условность» - и «серьезность»; (в) импровизацию - и организованное поведение, и т.д.

Деловая игра характеризуется «проживанием» реальных ситуаций выбора в искусственных условиях, имитированием решений, оценок, поступков в обстоятельствах выполнения той или иной - заложенной в сценарии игры - роли, исполнением роли как способом представления себя «со стороны», действиями по системе игровых правил, соревновательными стимулами и т.п.

Вариабельность условий, решений, оценок, поступков, возможность и необходимость акта выбора, поиска творческого решения особо важны для деловой игры как таковой. Технология ЭПИ отличается особым вниманием к деятельности участников игр как субъектов морального выбора. Конфликтная природа самой игровой деятельности, закодированность в правилах игрового поведения принципов и норм культуры разрешения конфликта, конкуренции и сотрудничества, успеха и поражения сопрягаются с конфликтностью нравственных норм и правил ее разрешения в ситуации выбора. Столкновение традиции и инновации (особенно, когда новое приходит в облике зла, когда должное достигается насущными и потому не адекватными средствами), конфликт ценностей, принадлежащих разным нормативно-

1 Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этическое моделирование (этико-прикладные деловые игры) / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов - Текст: непосредственный // Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику / Монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. С.166-179.

ценностным системам, экзистенциальный риск морального выбора - значимые предметы ЭПИ как игрового моделирования.

Определяя координаты для технологии ЭПИ, мы ориентируемся на трактовку игры как деятельности. В ряду видов человеческой деятельности игра может быть представлена прежде всего с точки зрения ее интенсивного воздействия - прямого и косвенного - на формирование ситуации свободы выбора. Эта ведущая черта игровой деятельности базируется, кроме собственного вариативного потенциала игры, т.е. особых отношений игрового феномена с «возможностями», на способности игры воспроизводить все другие виды человеческой деятельности и достигаемой в процессе реализации этой способности культуры «умения уметь». Все эти моменты в свернутом виде «заложены» в потенциал ЭПИ.

Особое место занимает способность игры драматизировать диалог конфликтующих структур (позиций, норм, смыслов, правил и т.п.), задавать соперничеству-сотрудничеству участников игры ситуацию экстремальной борьбы с задачей (и, конечно, с условными носителями тех или иных способов ее решения). Но важна и способность игры ставить ее участников в такие обстоятельства, когда декларируемые цели проясняются с помощью предъявляемых для реализации этих целей средств (например, социальных технологий).

В то же время для технологии ЭПИ важно то обстоятельство, что проблема «условного» - «серьезного» в ее метафизическом «измерении» не сводится (независимо от того, хорошо это или плохо) к проблеме преодоления правил. В таких играх «серьезный» элемент - не просто то или иное «дело» (моделируются ли, например, политический конфликт, этническая ситуация или проблемы деятельности НКО). Само это «дело» становится серьезным - в гуманитарном плане - лишь в том случае, если игра содержит экзистенциальный контекст, т.е. не сводится, например, лишь к функции «допинга» или к развлекательно-динамизирующему фактору, а создает контекст человеческой свободы как экзистенциальный фундамент, смысл дела. Тем самым выполняя свою экспериментальную роль (в подготовке к реальному освоению ситуации, решению проблемы), технология ЭПИ помогает осваивающему конкретный вид человеческой деятельности субъекту освоить и смысл этой деятельности.

Тема моральной позиционности (конфликтности) в ЭПИ представляется стержневой. Без мотивации свободного выбора, самоопределения к той или иной позиции участники игры не примут предлагаемого им статуса, статуса морального эксперта, игра потеряет для них смысл игры как таковой. Разумеется, моральная позиционность не противопоставляется здесь традиционно отрабатываемым на разного рода деловых играх предметно-профессиональной позиционности, организационно-ведомственной конфликтологии и т.п. Более того, поскольку редки «чистые» ЭПИ, постольку и

этические конфликты, ситуации морального выбора в целом присутствуют на гуманитарно ориентированных деловых играх скорее в ткани других позиционных интересов или их конфликтов. Отличие же состоит в том, что ЭПИ моделируют конфликт не только профессиональных ролей, но моральных субъектов.

Особо подчеркнем: ЭПИ как технология несет в себе известное «противоядие» потенциально возможным негативным сторонам метода деловых игр как такового. Часто ли разработчики различного вида деловых игр ставят перед собой этические проблемы, возникающие в процессе применения этих игр? Разумеется, некоторые из них озабочены психологическими аспектами игры («распредмечивание», «мотивация», «выход из игры» и т.д.), считая обязательным участником авторской команды - психолога. Но не выносится ли за скобки внутренняя проблема игрового феномена, остающаяся и в рамках деловой игры: «лицемерность поведения», «бисерность статуса», «манипуляционный соблазн» и т.п.? Учитывается ли содержащийся в игре момент несвободы?

(Само)уверенность практиков, самостоятельно разрабатывающих игры, важно подстраховать не только специальными монографиями и методическими разработками конкретных видов игрового движения, но и активизацией рефлексии о смысле игры, который не может (и не должен) быть сведен к «примерке», «тренингу» и прочим утилитарным предназначениям. Игровая методология несет в себе ген технократичностиманипуляторства в отношении к мотивам участия в игре, апологетического отношения к ценности моделируемых проектов, программ, решений и т.п. Технология ЭПИ содержит потенциал ценностного контроля и профилактики возможной диверсификации метода деловых игр в различных сферах управления, политической деятельности, жизни гражданского общества, образования и т.д. Иначе широкий фронт деловых игр может обернуться трансформацией «игры для пользы дела» в «бюрократические игры». Этическая «составляющая» способна обеспечить выявление скрытых целей таких «бюрократических игр», постановку и реализацию действительно гуманных целей экспертизы, обучения, проектирования, воспитания, выбор соответствующих средств, критику прагматической «технологии управления».

Любая деловая игра - обоюдоострое оружие. Эта констатация относится и к самой технологии ЭПИ. Сверхзадача этической «составляющей» -развитие культуры морального выбора при решении любой проблемы, гуманитарная экспертиза любого из моделируемых социально-технологических элементов и т.п. Этическая «составляющая» в таком случае стремится испытать любую инновацию периода модернизации общества на достой-ность выбора в мире идеалов и ценностей гражданского общества, целей и средств; стимулирует попытку уже в модельных обстоятельствах проявить скрытые ценности и антиценности, определить готовность субъекта к выбо-

ру, передать ему прецеденты достойных решений, стимулировать самостоятельный поиск, поддержать в поражении.

ОПИРАЯСЬ на наши исследования в сфере философии игрового феномена2, методологии и методики конструирования ЭПИ, на опыт в применении результатов этих исследований в процессе создания и проведения ЭПИ3, представим некоторые собственно технологические моменты таких игр. Но прежде - три замечания. Во-первых, в описании собственно технологических элементов ЭПИ мы опираемся на опыт одной из гражданских экспертиз в режиме игры, отражающих ситуацию перелома - от времен Перестройки к постсоветским временам истории России. Отражая другие времена, эта игра, на наш взгляд, не утратила своей методологической и методической значимости. Во-вторых, уместно напомнить общее место в целом ряде книг по деловым играм: их авторы подчеркивают, что язык репортажа с деловых игр весьма условен, ибо применительно к ним, в отличие от спортивных игр (например, шахмат), нет общепринятого языка описания. В-третьих, обратим внимание на трудность выделения инвариантного описания ЭПИ: они могут значительно отличаться друг от друга. Один из выходов - «собрать» более или менее общий технологический (методический) каркас ЭПИ из фрагментов характеристик ряда разработанных и вне-

4

дренных нами игр .

2 См.: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. Москва-Тюмень: Центр прикладной этики, 1997. С. 325 - 372.

3 См.: Лаборатория в Храме Свободы (III). Аксиология и праксиология этических деловых игр. Тюмень: Тюменский научный центр Сибирского отделения АН СССР. Препр., 1990. - 81 с.; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью; Томск: Изд-во Том.ун-та, 1986. - 466 с.; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха / Научно-публицистическая монография. 1997; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: этика публичных арен / Монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2004. - 268 с.

Подчеркнем, что деловая игра - чаще всего продукт коллективного творчества. В основной состав авторских коллективов Э-ПИ в разное время входили В.И. Бакштановский, М.В.Богданова, Ю.В.Казаков, Ю.В.Согомонов, А.Ю. Согомонов, В.А.Чурилов и др.

4 Об опыте решения этой задачи см.: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Лаборатория в Храме Свободы (III). 1990; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: этика публичных арен. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.