Научная статья на тему 'Этическое измерение политических коммуникаций в современной глобальной цивилизации'

Этическое измерение политических коммуникаций в современной глобальной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
227
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПОЛИТИКА / ПОЛЕМИКА / КУЛЬТУРА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЕОПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александров Леонид Геннадьевич

Статья посвящена общим этическим правилам и принципам, по которым функционируют современные политические коммуникации в условиях плюралистического глобального мира. Автор предполагает необходимость определенного уровня культуры и высокой степени толерантности политических коммуникаторов для реализации социальных идей в средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этическое измерение политических коммуникаций в современной глобальной цивилизации»

КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Л. Г. Александров

ЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Статья посвящена общим этическим правилам и принципам, по которым функционируют современные политические коммуникации в условиях плюралистического глобального мира. Автор предполагает необходимость определенного уровня культуры и высокой степени толерантности политических коммуникаторов для реализации социальных идей в средствах массовой информации.

Ключевые слова: этика, политика, полемика, культура, толерантность, открытое общество, массовая информация, глобализация, геополитика.

Этика рассматривает различные социальные явления, как бы задавая вопросы современному бытию с точки зрения правомерности человеческого фактора, т. е. измеряя уровень гуманности, толерантности, гармоничности того или иного явления. Этическое измерение - не последний фактор и для современной теории коммуникаций, в которой нередко возникают различные оттенки смыслов в терминах.

Например, одним из факторов информационной эффективности называется актуальность, но когда актуализация события приобретает сенсационную форму, возникают сомнения в правомерности и допустимости такой актуализации. Также в сфере политических коммуникаций существует негласный принцип разделения фактов и мнений, хотя среди манипулятивных технологий бытует и прием «смешения», когда одно выдается за другое. Этично ли такое отношение к аудитории, тоже большой вопрос.

Сама мировая политика на рубеже тысячелетий испытывает большие потрясения, серьезную переоценку ценностей, ломку мировоззрения людей, утрачивающих такое необходимое для формирования социальной позиции чувство универсализма. Этическое измерение призвано компенсировать подобные мировоззренческие коллизии, преодолеть ситуации культурного «вакуума». В каком-то смысле этика призвана находить политический консенсус, как на внутриполитическом, так и на международном уровне, способствовать синергетиче-ской организации всех конструктивных политических течений против всех деструктивных. Эти процессы также находят свое отражение в информационном пространстве.

Живя в глобальном массовом обществе, человек порой попадает в иллюзию всеобщей сопричастности. В больших масштабах социальные нормы и этические стандарты становятся расплывчатыми и размытыми, а в поведении людей все чаще примечают некий социально-психологический конформизм, некритическое присоединение человека к мнениям и позициям окружающих людей - прежде всего, в целях личной безопасности. Следствием глобальных процессов является также и аполитичность человека, нередко принимающая формы спонтанного анархизма.

Стандарты и правила массового общества диктуют упрощенные линии поведения, не требующие глубокого морального осмысления. Не случайно наличие в социальной терминологии такого понятия, как «средний класс» - это та самая «золотая середина», о которой рассуждал еще Аристотель в своих трактатах. По его мнению, человек в такой системе политических ценностей нравственно и душевно умерен и довольствуется - вполне в духе массовой демократии - долевым участием в управлении, в современном понимании, делегируя свое участие во власти избранным представителям.

Одна из идеологических «болезней» современной политической коммуникации - это исторически сложившееся социальное мессианство, культивирование некоего утопического проекта, часто планетарного масштаба, в приверженности которому проявляются представления о «богоизбранных» и «богоотвергнутых» нациях и странах. Моральный подтекст подобных течений требует привлечения множества критериев, в том числе осуществление провер-

ки на гуманность и терпимость, тем более что сторонникам социального мессианизма часто не хватает гибкости, готовности к компромиссам и маневрированию.

Современная глобальная цивилизация по-лицентрична и мультикультурна, в ней каждому субъекту требуется свобода, каждому сообществу - равенство, а всему человечеству -братское единство. Однако в реальности политические течения и движения, конкурирующие за симпатии населения, не всегда выступают солидарно. В результате возникает ситуация полемики (в исходном значении термина лежит понятие «война»), часто выводящая коммуникацию за пределы моральных норм.

Так в современной политической коммуникации теряется разница между критикой и оскорблением, между обличением и клеветой. Это неизбежные последствия теории открытого общества, основным фактором которой стали средства информации, «основного ресурса прогресса» [7. С. 370]. В искаженном пространстве коммуникации задаются широкие горизонты интерпретации социальной реальности и формируются стандарты массового общества, не всегда связанные с личным моральным опытом.

В современной цивилизации важно понять, как справляется конгломерат общностей с глобальными вызовами и сумеет ли человечество выжить в мире, испытывающем жесткие перегрузки [см.: 10]. Негативный исторический опыт всегда требует «гуманитарной компенсации», воспитания общечеловеческих ценностей в контексте новой государственности. Абстрактные идеи социального равенства и справедливости в политической практике преобразуется в гипотетическую необходимость регулирования социальных противоречий. Это в еще большей степени востребовано и в мировой мега-политике, где субъектами взаимоотношений выступают уже национальные государства и международные коалиции [см.: 8].

Конфликт любого «радиуса действия» - общественная аномалия, но моральной целью является, как правило, не реконструкция бесконфликтного общества, а разрешение конфликта дипломатическим путем. На геополитическом уровне основные механизмы взаимодействия реализуются на «площадках» ООН с ее интегрированными коммуникациями. Однако, чем больше масштаб, тем сложнее достичь эффекта, поскольку в реализации транснациональных проектов в мировой политике «отношения

между внутренне оформленными организованными социально-территориальными системами развиваются во внешней, политически и организационно не оформленной или слабо оформленной среде» [6. С. 145].

Абстрактная этика заложена в базисные положения Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Декларация признает «достоинство, присущее всем членам человеческой семьи, и их равные и неотъемлемые права, являющиеся основой свободы, справедливости и всеобщего мира» [см.: 1]. Эта гуманная программа сопрягалась с осуждением тотальных проявлений нацизма, расизма, спорадически возникающих в политической жизни отдельных регионов и стран.

Сегодня эти принципы применяются по отношению к более широкому кругу вопросов. При этом возникает необходимость разделения этого широкого поля правоприменения на межгосударственных политические коммуникации, где действуют законы классической дипломатии, и процессы, охватывающие негосударственных участников мировой политики [см.: 9]. Если первые подчинены прагматическим задачам, вторые идейно вдохновляются либеральными принципами. Если первые подчинены правилам формально-официального этикета, то вторые используют в качестве меры нормы личностно окрашенной морали, источником которой, как правило, является тот или иной харизматический «лидер мнений» с высоким уровнем доверия.

Социальным индикатором толерантной личности в политических коммуникациях становится формирование глобальной этики, включающей умение любить и уважать не только ближнего, но и дальнего, осознание общечеловеческих принципов как непреходящей ценности, подозрительное отношение к искусственной или избыточной культурной экспансии, протекционизму национальных интересов. В этическом измерении такого поистине космического масштаба человек мыслится «атомом общежития», а человечество - «организмом», а не только политической конфедерацией [см.: 5]. Для теории открытого общества частная сфера - это область выбора, подчиняющаяся правилам ассоциаций и групп, к которым человек себя относит, а общественный порядок - это уравновешивание многообразия позиций общими правилами.

Впрочем, общие правила для мировой политики - понятия весьма относительные. Это до-

казывает геополитика - доктрина, построенная на идее «баланса сил», принципах сухопутных и морских коммуникаций, идеологии союзничества/соперничества между государствами. В геополитических концепциях, продвигаемых в средствах массовой коммуникации, социальная среда и географический фактор сливаются воедино [4. С. 46]. Но эти и некоторые другие факторы делают геополитические идеи нравственно ущербными и экологически небезопасными.

Процессы глобализации сопровождались геополитическими идеями со времен европейского колониализма. Но и современная международная политика сопряжена с «цветными» революциями, интенсивными процессами миграции, и все это результаты глобальной демократии. Несмотря на то, что защита прав человека изначально была экстерриториальной проблемой для политической коммуникации, в повсеместном применении правозащитники используют исходную идеологему выборочно и сообразно своим пристрастиям. Общечеловеческие ценности и этические принципы при этом страдают в первую очередь.

Анти-глобалисты разной политической ориентации, выступающие за «глобализацию с человеческим лицом», возражают против произвольности «правил игры» в процессе насаждения моделей культурного единообразия. Но отторжение варианта «глобализации сверху» (на государственном уровне) не обязательно ведет к альтернативной модели «глобализации снизу» (в интересах общественного большинства). Политическое сознание современного человека видит иные образцы лучшего мироустройства, что акцентирует нравственное измерение социально-культурных отношений. Это сопровождается построением нового типа отношений государства с гражданским обществом. Имеет значение и то, что человек полагает для себя в качестве жизненной ценности и согласен ли он с проверкой ее на «конвертируемость» с общечеловеческими ценностями.

Реализация той или иной крупной идеологии всегда была сопряжена с эксплуатацией различных политических утопий. В свое время теоретики социализма предполагали уничтожение государства в будущем, но идеологи сходились на том, что СССР может стать таким универсальным проектом, в который должны войти другие страны, по мере успехов революций на Востоке и Западе. Первыми кандидатами в федерацию мыслились Германия, Польша,

Венгрия и Финляндия. История распорядилась другим образом - обострившиеся геополитические противоречия спровоцировали две мировые войны, которые заставили мировое сообщество задуматься о высокой цене общечеловеческих ценностей.

Именно в это время две утопии, «русская» и «американская», как бы вступили в конкурентные отношения друг с другом, накопив достаточный опыт историко-культурных параллелей. И та, и другая имели сходные показатели по географической территории, обрели опыт духовных поисков и политических преобразований, а в общественной структуре имели сходную пеструю палитру национального «большинства» и «меньшинств». Союзнические отношения во время Второй мировой войны сменились затяжным периодом идеологической конфронтации и информационной блокады, оставшейся в истории под наименованием «холодная война». Позднее потерпела фиаско мондиальная «теория конвергенции» З. Бжезинского о сближении СССР и США через преодоление противоречий и создание цивилизации смешанного, государственно-рыночного типа [см.: 3].

О преодолении политических противоречий за счет глобально-этического измерения рассуждали и теоретики евразийства. Согласно их гипотезе, планетарное мышление воспитывает чувство общности человечества, любовь ко всему живому - в основе такого понимания общества лежит ценность патриотизма, естественно перерастающего свои национальные границы. Она не подлежит ни психологическому «изжитию», ни диалектическому «снятию», ни мифологическому «отрицанию», ибо «любовь к отечествам не должна противоречить долгу перед Небом, Землей, Мыслью» [2. С. 63]. Таковы были принципы, реализовать которые по силам было России, мыслившейся как мост между Западом и Востоком.

Что нормально и что экстремально для современных политических коммуникаций? Господствующие в обществе мораль и право во многих отношениях производны от доминирующих типов культуры, при этом толерантная личность, как правило, стремится открыть «культурные границы», вырваться на свободу из круга чьих-то узких политических интересов.

Геополитики не исключают, что в XXI веке вернется вариант международных отношений, построенных на принципах территориальной

экспансии, полагая, что к этому склоняет природа современного человека. Интересно, что психологи доказывают прямую связь между завышенной оценкой человеком своих национальных ценностей и заниженной оценкой ценностей инонациональных. Преодоление этого противоречия может осуществить только моральная личность, безотносительно к ее национальной идентичности. Толерантность при этом является механизмом связи личности с многообразными социально-политическими группами.

Толерантная личность играет важную роль в процессе формирования нравственного климата в политических коммуникациях, противостоит фанатическим настроениям. Некий индифферентизм и нигилизм, симптомы которых усматриваются в таком носителе толерантности, свидетельствуют о том, что этическое измерение производит неизбежные изменения в его «эмоциональной конституции», происходит значительная аберрация в его стиле жизни, корректировка социальной позиции. Но если глобальная политическая идея лишена экзистенциальной «смутности» и «маргинально-сти», то она может быть эффективно воспринята массовым обществом. В результате формируется позитивный политический имидж субъекта, не противоречащий общечеловеческим моральным ценностям.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. - URL: http://www. un.org/ru/documents/udhr/.

2. Аргутинский-Долгорукий, А. И. Путь России: итоги тысячелетия. XXI век [Текст] / А. И. Аргутинский-Долгорукий. - М.: Новое тысячелетие, 1997. - 71 с.

3. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы [Текст] / З. Бжезинский. - М.: Международные отношения, 1998. - 256 с.

4. Василенко, И. А. Геополитика современного мира [Текст] / И. А. Василенко. - М.: Логос, 2006. - 276 с.

5. Гордин, А. Л. Анархизм-универсализм: к обоснованию программы [Электронный ресурс] / А. Л. Гордин. - URL: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Polit/Sem4/48.php.

6. Косолапов, H. A. Международно-политическая организация глобализирующегося мира: модели на среднесрочную перспективу [Текст] / Н. А. Косолапов // Общественные науки и современность. - 2001. - №6. - С. 140-166.

7. Нозик, Р. Анархия, государство и утопия [Текст] / Р. Нозик. - М.: ИРИСЭН, 2008. - 432 с.

8. Омае, К. Упадок национального государства: становление региональных экономик [Текст] / К. Омае. - М.: Европа, 2009. - 336 с.

9. Розенау, Дж. Мировая политика в движении: теория изменений и преемственности [Текст] / Дж. Розенау. - М.: ИНИОН РАН, 1992.

- 24 с.

10. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон. - М.: АСТ, 2003.

- 603 с.

ETHICAL DIMENSION OF POLITICAL COMMUNICATION IN MODERN

GLOBAL CIVILIZATION

Alexanderov L. G., Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, leonalex42@mail.ru

The article is devoted to general ethical rules and principles on which modern political communication in a pluralistic global peace. The author suggests the needfor a certain level of culture and a high degree of tolerance ofpolitical communicators for the implementation of social ideas in the media.

Keywords: ethics, politics, debate, culture, tolerance, open society, mass media, globalization, geopolitics.

References

1. Vseobschaya deklaratsiya prav cheloveka [=Universal Declaration of Human Rights], available at: http://www.un.org/ru/documents/udhr/, accessed 23.04.2016. (In Russ.).

2. Argutinsky-Dolgoruky, A. I. (1997) Put Rossii: itogi tyisyacheletiya. XXI vek [=Path Russia: results of the Millennium. XXI Century], Moscow, New Millennium, 71 p. (In Russ.).

3. Brzezinski, Z. (1998) Velikaya shahmatnaya doska: gospodstvo Ameriki i ee geostrategicheskie imperativyi [=The Grand Chessboard: American Primacy and its Geostrategic Imperatives], Moscow, International Relations, 256 p. (In Russ.).

4. Vasilenko, I. A. (2006) Geopolitika sovremennogo mira [=Geopolitics of the modern world], Moscow, Logos, 276 p. (In Russ.).

5. Gordin, A. L. (1992) Anarhizm-universalizm: k obosnovaniyu programmyi [=Anarchism-Universalism: to the justification of the program], available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Polit/Sem4/48.php, accessed 23.04.2016. (In Russ.).

6. Kosolapov, N. A. (2001) Mezhdunarodno-politicheskaya organizatsiya globaliziruyuschegosya mira: modeli na srednesrochnuyu perspektivu [=International political organization of the globalized world: a model for the medium term], in: Obschestvennyie nauki i sovremennost [=Social studies and the present], no. 6, pp. 140-166. (In Russ.).

7. Nozick, R. (2008) Anarhiya, gosudarstvo i utopiya [=Anarchy, State and Utopia], Moscow, IRISEN, 432 p. (In Russ).

8. Ohmae, K. (2009) Upadok natsionalnogo gosudarstva: stanovlenie regionalnyih ekonomik [=Decline of the nation-state: the formation of regional economies], Moscow, Europe, 336 p. (In Russ.).

9. Rosenau, J. (1992) Mirovaya politika v dvizhenii: teoriya izmeneniy i preemstvennosti [=World Politics in motion: Theory of change and continuity], Moscow, INION, 24 p. (In Russ.).

10. Huntington, S. (2003) Stolknovenie tsivilizatsiy [=The Clash of Civilizations], Moscow, AST, 603 p. (In Russ.).

Александров Леонид Геннадьевич - кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет.

leonalex42@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.