Научная статья на тему 'Этический смысл взаимоотношений провизора и врача'

Этический смысл взаимоотношений провизора и врача Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1269
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Ключевые слова
ПРОВИЗОР / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / ЭТИКА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / PHARMACIST / DOCTOR / PATIENT / ETHICS / RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Юдакова Т. В., Бирюкова М. В.

В статье представлены материалы на тему проблемы взаимоотношений врача и провизора, провизора и пациента, этические аспекты работы провизора и врача в рамках оказания медицинской и фармацевтической помощи пациентам, определение основных понятий профессиональной этики провизора и врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Юдакова Т. В., Бирюкова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этический смысл взаимоотношений провизора и врача»

ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРОВИЗОРА И ВРАЧА

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Юдакова Т.В., Бирюкова М.В.

В статье представлены материалы на тему проблемы взаимоотношений врача и провизора, провизора и пациента, этические аспекты работы провизора и врача в рамках оказания медицинской и фармацевтической помощи пациентам, определение основных понятий профессиональной этики провизора и врача.

Ключевые слова: провизор, врач, пациент, этика, взаимоотношения.

The article presents materials on the problem of the relationship between a doctor and a pharmacist, a pharmacist and a patient, ethical aspects of the work of a pharmacist and a doctor in the framework of medical and pharmaceutical care for patients, the definition of the basic concepts of professional ethics of a pharmacist and a doctor.

Key words: pharmacist, doctor, patient, ethics, relationships.

Современная медицина неотделима от фармации. Провизор и врач -это специалисты, которые должны находиться в тесном сотрудничестве, ведь от того, насколько грамотно будет организована их работа, будет зависеть здоровье и общее благополучие пациента. Связь «врач-пациент-провизор», которая на протяжении многих столетий была неразрывной, сегодня теряется. Этому способствовали, в первую очередь, нововведения в системе здравоохранения, изменившие её работу в целом [1, 3, 4]. По этой причине, пациент стоит перед сложным выбором: где получить медицинскую помощь в поликлинике или аптеке. Данная ситуация породила ряд споров в медицинском сообществе, которые сейчас стараются решать утверждением различных приказов, определяющих четкий круг обязанностей врача и провизора. Однако в этом вопросе необходим комплексный подход: рассматривать проблему не только на уровне законодательства, но и с этической точки зрения. Ведь в сфере человеческого общения практическая значимость этики и морали особенно велика [2].

Цель работы. Исследование этических аспектов работы провизора и врача в рамках оказания медицинской и фармацевтической помощи пациентам.

Результаты и обсуждение

Изначально функции провизора были заключены в приготовлении лекарств в аптеках с последующим отпуском населению. Однако в последние

годы значительно возросло количество лекарственных средств, выпускаемых в готовом виде, и провизоры в аптеках занимаются в основном их реализацией. Современному провизору чаще приходиться выступать не в роли аптечного технолога, а в качестве консультанта по выбору лекарственного средства. Особенно важна эта функция при безрецептурном отпуске лекарств. В настоящее время в России большое внимание привлекает проблема консультирования больного в аптеке. Она порождает множество споров между двумя группами специалистов - провизорами и врачами, которые имеют свое профессиональное мнение по поводу этой проблемы. Врачи преимущественно негативно реагируют на факты консультирования пациентов провизорами, особенно, в части выбора того или иного лекарственного средства, аргументируя, свою реакцию возможным ущербом здоровью больных от бесконтрольного лечения. Однако провизоры видят эту ситуацию под другим углом. Врач при приеме пациента часто игнорирует свою обязанность выписывать рецепт (в лучшем случае рекомендация даётся устно или на листочке бумаги), провизор в свою очередь выдает лекарственный препарат. Ведь фармация находится на стыке двух областей: коммерческой и медицинской, следовательно, на провизора ложится двойная нагрузка, не только оказание медицинской помощи путем консультирования, но и получение прибыли. В центре деятельности провизора находится пациент. Он заинтересован в том, чтобы взаимодействие врача и провизора развивалось правильно, было пронизано заботой о том, чтобы ему - пациенту - в результате кооперации разных специалистов медицинская помощь и консультирование оказывались надлежащим образом. Пациенту нужно, чтобы врач, имея арсенал знаний, умений, вооруженный рациональной и достоверной диагностической аппаратурой и инструментарием, мог поставить правильный диагноз и выбрал метод лечения, основанный на принципах рациональной и доказательной медицине, а провизор смог бы в свою очередь предоставить эффективные препараты для лечения.

Фармацевтическая этика провизора и этика врача - и часть общей этики, и часть профессиональной этики, как учения о моральной ценности поступков фармацевтических и медицинских работников всех звеньев, их поведении в сфере своей деятельности. У фармацевтической этики есть много общего с врачебной этикой, но есть и значительные отличия: провизор не проводит медицинских обследований, не делает назначений. Однако он должен хорошо владеть навыками психотерапии, вселять в больного веру в выздоровление, в эффективность действия лекарственного препарата. Поэтому провизор должен обладать определенными профессиональными и нравственными качествами, уметь регулировать свои взаимоотношения с посетителями аптеки, использовать приемы психологического воздействия на больного. Важно, чтобы между врачами и провизорами, прежде всего, было взаимоуважение и понимание. Врачи должны уважительно относиться к провизорам, и точно также при ошибках врача важно действие провизора -

корректно исправить ошибку, для того чтобы больной был уверен в правильности назначения и отпуска лекарственных средств. Врачи и провизоры должны работать только в тесном сотрудничестве. Необходимо помнить, что цель их деятельности одна - сохранение и укрепления здоровья пациента.

Работа в аптеке отличаются от любых других, прежде всего, тем, что провизор наделен огромной ответственностью за рекомендацию лекарственного препарата, должен дать квалифицированную консультацию по его применению и возможным эффектам, суметь грамотно ответить на возражения, и сделать все это в максимально короткое время. При общении с больными и их родственниками фармацевты должны следовать нескольким деонтологическим требованиям. Психологи отмечают, что почти в 80% случаев мнение о человеке составляется по первому впечатлению. Белый халат, скромная прическа, внешняя подтянутость и аккуратность, опрятность и скромность сотрудника аптеки создают предпосылки для установления доверительных отношений с клиентами. Приветствие посетителя обязательная составляющая процедуры обслуживания покупателя. Приветствуя посетителя в зале, сотрудник обязательно должен встать и повернуться к нему корпусом, а не только головой. Это знак уважения и внимания с его стороны. Необходимо помнить, что больным могут быть свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Нередко и слово лечит, поэтому важно не только что, но и как сказать. Информируя больных о порядке приема препарата, надо говорить понятно и в меру громко. Провизор должен всемерно поддерживать авторитет врача для сохранения веры пациента в эффективность лекарственного средства. В его присутствии недопустимо высказывание критических замечаний в адрес врача или выражение сомнений в целесообразности назначения. Не следует также сообщать клиенту аптеки об ошибке в рецепте: необходимо найти способ исправить ее. Провизор не должен подменять врача, предлагая лекарство по своему усмотрению. Не зная индивидуальных особенностей организма клиента, наличия сопутствующих заболеваний, можно нанести вред его здоровью. Тем самым нарушается тесная взаимосвязь «врач-пациент-провизор». Такие ситуации уже не редкость, поэтому данную проблему решают уже и на законодательном уровне. Так, с 1 марта 2017 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 647н "Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения", где прописаны требования к руководителям и персоналу аптек. Данный законодательный акт определяет четкий круг обязанностей провизоров, тем самым создает предпосылки для более эффективной их деятельности. Регламентации подлежит и деятельность участкового врача-терапевта, ведь именно на него

ложится основный груз ответственности в поддержании и сохранении здоровья населения.

Заключение

Проблемы взаимоотношений врача и провизора, провизора и пациента сегодня весьма актуальны. Именно провизор и врач - это специалисты, которые выполняют основную миссию - укрепление и сохранение здоровья людей. Столкновение профессиональных интересов этих двух групп специалистов, столкновение гуманистических и коммерческих мотивов в деятельности аптечных работников является одной из ведущих проблем в цепочке взаимоотношений «врач - пациент - провизор», где пациент может, но ни в коем случае не должен оказаться жертвой. Очевидно, что важнейшую роль в успехе оказания помощи пациенту, наряду с законодательством и врачебной этикой, играет и фармацевтическая этика, этика провизора.

Список литературы:

1. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. Барнаул, 2005.

2. Кукес В.Г., Стародубцев А.К., Блинков И.Л., Сидоренкова Н.Б. и др. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учебник для вузов / Москва, 2003.

3. Захаренков В.В., Виблая И.В., Колядо В.Б. Оптимизация управления региональной системой охраны здоровья трудовых ресурсов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. Т. 22, № 5. С. 36-38.

4. Захаренков В.В., Виблая И.В., Бурдейн А.В., Цай Л.В., Колядо В.Б. Приоритетные направления программных мероприятий сохранения трудового потенциала (на примере Кемеровской области). В сб.: Социально-гигиенические проблемы общественного здоровья и экологии человека на современном этапе. 2009. С. 59-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.